Какие виды кризисов личности бывают. Кризис личности: как его распознать и пережить? Конкретная ситуация или их множественное число

Личностный кризис в последнее время - довольно распространенное явление. В статье описаны факторы его появления, разновидности и способы, как от него избавиться.

Содержание статьи:

Личностный кризис - это особое душевное состояние, вызванное недовольством собой, окружающими, работой и даже миром, в котором живет человек. Такое психическое явление может появиться в любом возрасте, в любое время года и при любых обстоятельствах. Какая бы ни была жизненная ситуация, это всегда дается крайне тяжело, а в некоторых случаях возникают даже негативные последствия, которые может устранить только профессиональный психолог.

Причины появления личностного кризиса


Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивалось с ощущением, что их существование не имеет никакого смысла, и все действия абсолютно пусты. Это внутреннее ощущение имеет сильное воздействие на психику. И чаще всего определить причину и понять, как преодолеть личностный кризис, достаточно сложно.

Выделяют несколько ключевых факторов, которые способны подтолкнуть к столь сложному эмоциональному состоянию:

  • Недовольство собой . Достаточно распространенная причина, с которой сталкивается каждый второй человек. Дело в том, что масс-медиа активно навязывают определенные стандарты внешности, уровня достатка. В жизни добиться аналогичных показателей получается далеко не у всех.
  • Проблемы на работе . Человек может быть лучшим работником, но его труды остаются незамеченными. Или же, наоборот, он понимает, что его знания устарели, его услуги больше никому не нужны, а возраст и страх уже не позволяют начать что-либо новое. Не меньше повлияет на состояние и потеря хорошо оплачиваемой работы.
  • Восприятие себя . Обычно с кризисом сталкиваются люди среднего возраста. Это связанно с угнетением себя мыслями, что большая часть жизни прошла, что еще многое не успели из того, что хотелось, а время неумолимо бежит.
  • Проблемы в семье . Уход одного из пары к новому партнеру больно бьет не только по самолюбию, но и заставляет начать процесс самоугнетения. Ведь быть в роли брошенного очень непросто.
  • Сложности в школе . Кризис зачастую свойственен подростковому возрасту. Особенно ярко он проявляется у детей, которые «не такие, как все». Они становятся изгоями, их не принимает общество, а реализовать себя в других направлениях и с другими людьми они еще не могут или не умеют.
Кризис личностного роста способен перерасти в состояние глубокой эмоциональной депрессии, из которой выйти без помощи психологов просто не получится. Родным крайне важно своевременно заметить симптомы и помочь человеку справиться с ситуацией.

Основные симптомы личностного кризиса


То, что у человека начался кризис, можно заметить невооруженным глазом. Его признаками являются:
  1. Изменения эмоционального состояния . Такие люди крайне апатичны ко всему происходящему и не выражают чувств. У них очень сложно вызвать улыбку или услышать искренний смех.
  2. Отрешенность . Кризис личностного роста у людей, столкнувшихся с ним, вызывает абсолютное равнодушие ко всему происходящему. Их не волнуют заботы и проблемы вокруг, они полностью погружены в себя. В некоторых случаях наблюдается раздражительность, нервность и даже агрессивность при попытках родных и близких вывести их из этого состояния.
  3. Нарушения сна . Личности с подобной проблемой очень плохо спят, регулярно встают ночью, а утром не могут проснуться.
  4. Физиологические изменения . При кризисе человек начинает отказываться от пищи или есть ее в очень малых количествах, что становится причиной быстрой утомляемости. Из-за недостатка сна меняется цвет и состояние кожи. Психическое расстройство может негативно повлиять на физическое самочувствие. Такие люди часто болеют из-за ослабленного иммунитета.
Начать работу по выходу из состояния придется с корректировки поведения, ведь проблема всегда сказывается на нем в первую очередь.

Особенности преодоления личностного кризиса

Угнетенное состояние обязательно отразится как на самом человеке, так и на его взаимоотношениях с окружающими. Он может полностью погрузиться в себя, не ища помощи. Когда же он понял, что необходимо что-то менять, то пришло время действовать. Если разобраться, то преодоление личностного кризиса по силам каждому человеку. Главное, не терять контроль и добиваться постепенно своей цели.

Оценка ситуации и составление плана для выхода из личностного кризиса


Чтобы понять глубину проблемы, необходимо трезво посмотреть на происходящее, отключить чувства. Если самостоятельно сделать это сложно, то можно попросить помощи у близкого человека.

Некоторые психологи рекомендуют написать список того, что вызывает недовольство. Описать, какая именно сфера жизни находится на критической точке. В некоторых случаях проблема абсолютно очевидна. Это может быть потеря работы, смерть близкого человека, болезнь или что-либо другое.

В любой ситуации нужно попытаться отделить эмоции от фактов и составить себе план действий. Выход из личностного кризиса в большей мере зависит от грамотно продуманного поэтапного списка работы. Чтобы вернуть себя прежнего, важно понять, что же делать дальше и куда стоит идти.

План будет эффективен только в том случае, если:

  • Четко поставить цель . Необходимо выбрать себе реальную и достижимую цель, которая хоть немного исправит всю плачевность ситуации: найти работу, выучить английский язык, поступить в институт, встретить вторую половинку, завести друзей, путешествовать. Сделать все, что поможет выйти из кризиса и доставит положительные эмоции.
  • Найти основной мотив . Стоит отметить, что их может быть несколько, но важно определить главный. К примеру, новая работа - это путь к хорошему материальному положению. То есть ставить себе цель и объяснять, что она даст.
  • Определить параметры поиска . Какую конкретно работу необходимо найти, что там делать, кем быть? Как должны воспринимать окружающие, коллеги, друзья? Как должен выглядеть рабочий день? Какой уровень дохода будет устраивать? Чем можно пожертвовать, чтобы добиться поставленной цели? На все эти вопросы придется ответить. Так можно грамотно определить потенциальную цель и не отступать от нее.
  • Написать список дел, которые необходимы на пути для достижения цели . Чтобы найти новую работу, нужно зарегистрироваться на бирже труда и заниматься поиском вакансий самостоятельно. Также можно обзвонить друзей и знакомых, ведь очень часто работа появляется неожиданным образом. Чтобы достичь больших высот, рекомендуется пойти на курсы повышения квалификации, подтянуть иностранные языки и уделить время своему самообразованию. Если главная цель - это найти друзей, то важно посещать общественные места, больше общаться и проявлять интерес.
  • Не отступать от плана . После его составления ни в коем случае нельзя давать слабину и отступать даже на один пункт. И, несмотря на то, что сразу результата не видно, это не значит, что зря приняты действия. Иногда для получения желанного «плода» нужно подождать.
  • Не опускать руки . Даже если какой-то пункт плана не поддается с первого раза, то это не повод сомневаться в своих силах. Многие успешные люди в начале своего пути по несколько раз сталкивались с неудачами. Легкий путь не ведет к чему-то великому и светлому.
Помните, что из любой ситуации всегда есть два выхода: остаться в том же положении и все время жаловаться или же начать что-то предпринимать. Активно действовать может не каждый, но важно заставить себе не оставаться на мертвой точке. Не стоит стесняться пользоваться помощью других людей, тем более, если они сами проявляют желание в этом поучаствовать.

Изменение поведения для преодоления личностного кризиса


Своеобразная инфантильность в поведении может привести к образованию проблемы. Справиться с ней поможет смена манеры поведения, переосмысливание ценностей и взглядов на жизнь.

В этом случае план действий дополнится следующими советами:

  1. Возьмите ответственность на себя . Каждый должен отвечать как за поражение, так и за победу. Невозможно пройти длинный путь без этих двух составляющих. При поражении нельзя падать духом, нужно просто сделать вывод и не повторять свои ошибки в будущем. Не стоит искать виновных при поражении - это очень плохой спутник успеха.
  2. Перестаньте смотреть по сторонам . Очень многие современные люди находятся под влиянием социальных сетей, где одноклассники, друзья и знакомые выкладывают свои фотографии с ярких путешествий, счастливых моментов или удачных покупок. Коллеги также хвастаются поездками, приобретениями в дом. Никогда не нужно сравнивать свою жизнь с другими. Также молодые люди часто смотрят на своих школьных друзей и видят, как прекрасно сложилась их семейная жизнь и карьера. Человек может начать паниковать из-за того, что чего-то не имеет. Если регулярно сравнивать свою жизнь с более состоятельными людьми, то это прямой путь к личностному кризису.
  3. Избавьтесь от постоянных ожиданий . В большинстве случаев жизнь идет не по плану, и это нужно признать как неоспоримый факт. Некоторые ожидания оправдываются, а другие проходят мимо. В любом случае нет повода огорчаться и, тем более, погружаться в депрессию. Следует научиться избавляться от постоянных ожиданий, а если что-то не получилось, то смириться с этим и попробовать достигнуть цели еще раз.
  4. Прекратите надеяться на кого-то . Также не стоит возлагать большие ожидания на других людей. Это особенно актуально в том случае, если человек хочет завести отношения и семью.

Важно! Не бывает идеальных людей, а большие ожидания поражают лишь большие разочарования. Запомните одну простую истину: всегда будут лучше и хуже вас, не стоит гоняться и соревноваться с кем-то, лучше бороться с самим собой и каждый день покорять собственные вершины.

Работа над собой для выхода из личностного кризиса


Для людей очень важно чувствовать себя красивыми и успешными. Это придает уверенности, смелости и любви к себе. Поэтому огромное значение в борьбе с личностным кризисом играет усовершенствование личности, например:
  • Осуществление реальной мечты . Практически у каждого человека есть маленькая мечта, на которую не хватало сил или времени. Возможно, всегда хотелось научиться вязать, заняться флористикой или вкусно печь, отправиться на рыбалку в неизведанные места или покорить гору. Не ограничивайте себя, вдохновляйте свою натуру и занимайтесь тем, что приносит душевное удовольствие. Люди, которые уделяют время такому занятию, никогда не будут погружены в личностный кризис.
  • Занятия спортом . Это может быть не просто тренажерный зал, современная сфера позволяет найти занятие по душе. Для девушек прекрасным вариантом могут стать танцы, ведь они не только усовершенствуют фигуру, но и добавляют женственности. Если наблюдается личностный кризис у мужчин, то можно выбрать какие-то боевые виды искусства или бассейн. У некоторых людей нет времени посещать отдельные занятия, в таком случае идеальным вариантом станет утренняя пробежка. Плюс ко всему такое времяпровождение позитивно влияет на мозговую деятельность. Стоит отметить, что во время занятий спортом стимулируется выработка гормона, который отвечает за наше ощущение счастья.
  • Уход за собой . Как показывает статистка, личностный кризис у женщин очень часто появляется из-за недовольства своим внешним видом. Но и мужчины также подвержены этому фактору, хоть и в меньшей степени. Если не нравится отражение в зеркале, то нужно попытаться сделать из себя того человека, которого хотите видеть каждое утро. Конечно, для этого придется приложить немало усилий, но результат стоит того. Изменить прическу, стиль одежды, манеру разговора, цвет волос - это под силу каждому. Все, что угодно, лишь бы внешний вид вдохновлял выйти из дома и начать делать важные поступки.

Бывает и так, что все меры оказываются практически бесполезными. Зачастую с этим сталкиваются люди, которые ставят нереальные требования к себе и своей мечте. Поэтому неизбежным становится срыв.

Как избежать психического срыва во время личностного кризиса


Любой кризис доходит до своего апогея, и в этот момент крайне важно предотвратить психический срыв. В противном случае справиться с проблемой поможет только профессиональный психолог.
  1. Больше танцуйте . Психологи выяснили, что во время стресса человек сам себя помещает в так называемый панцирь, ему сложно раскрепоститься и выплеснуть негативные эмоции. Очень важно уметь эмоционально расслабиться. Чтобы не позволить негативу взять верх, нужно танцевать каждый день до тех пор, пока не появится расслабленность в мышцах. Тело должно двигаться легко, непринужденно, без лишней скованности. Для этого обязательно необходимо подобрать свою любимую динамическую музыку. Психологи считают, что если танцевать не менее пяти минут в день, то тело станет более гибким, а значит, у него начнет вырабатываться устойчивость к стрессу.
  2. Научитесь быстро «выдыхать» и расслабляться . Кризис - это именно то состояние, которое заставляет быть в постоянном напряжении. Поэтому важно научиться расслабляться и оставлять негатив позади. К тому же к решению любой проблемы лучше приступать после того, как полностью избавился от прошлого опыта. Напряжение - это болезнь, стресс, кризис и страх. Расслабление - это успех, радость, творчество и легкость. Сегодня можно найти огромное количество методов релаксации, которые помогут добиться поставленной цели. Если стресс застал врасплох, то есть один простой и действенный способ: максимально напрячь все мышцы тела и задержать дыхание на пять-десять секунд, а затем резко выдохнуть. Постарайтесь подышать глубоко хотя бы пару минут.
  3. Сосредоточьтесь на позитивных мыслях . Даже в кризисе есть позитивная сторона, и стоит думать только про нее. К примеру, в большинстве случаев заставляет начать действовать какой-то негативный момент. Он подталкивает на саморазвитие и усовершенствование своего внешнего вида. Поэтому кризис может заставить стать лучше. Необходимо настроить себя исключительно на положительные мысли. Даже если все это не помогает думать в позитивном ключе, стоит сочинить какую-либо историю с хорошим финалом и поверить в нее. Например, в то, что реально добились своей конечной цели и полностью счастливы. Многие психологи утверждают, что вера в себя - это половина пройденного пути.
  4. Хвалить себя обязательно ! Если концентрировать внимание исключительно на негативных моментах, то можно полностью потерять контроль над ситуацией. Плюс ко всему, это помещает достигнуть будущей поставленной цели. Каждый раз, когда маленькая цель будет успешно завершена, хвалите себя. Сосредоточьтесь и действуйте.
Как преодолеть личностный кризис - смотрите на видео:


Во время стресса важно сфокусироваться на конечном результате. Это позволит избежать всех неудач и добиться своего. Не обращайте внимания на внешние обстоятельства, а просто действуйте. Во время кризиса необходимо быстро расставить себе цели и добиваться их. Каждая покоренная вершина постепенно будет выводить из депрессивного состояния. Если вы начнете долго продумывать все плюсы и минусы конкретной ситуации, к примеру, смены работы, то принять решение будет крайне сложно. Поэтому действуйте быстро и думайте только о хорошем.

В течение жизни каждый из нас постоянно растёт и развивается как личность, самосовершенствуется, узнает что-то новое.

Но в какие-то моменты рост прекращается, создаётся спокойная устоявшаяся жизнь, без претензий на что-то большее. Личность уже достигла определенных высот и не ощущает необходимости в дальнейшем развитии. До определённого момента. До момента, пока не происходит некая ситуация, требующая переоценки ценностей, переосмысления действий и событий. И вследствие этого происходит изменение поведения и образа мыслей - это состояние носит название кризис развития личности.

Само слово «кризис» пугает и настораживает. Ощущение, что ничего хорошего кризис не несёт. Так ли это? Есть разные мнения, но наиболее распространенное говорит о том, что кризис личности - это нужный для развития и личностного роста период , без которого обойтись нельзя.

Кризис личности - это своеобразная революционная ситуация в сознании, когда «по-старому уже не подходит, а по-новому еще не получается». Перед человеком становится проблема выбора, что предпочесть - жить как раньше или выбирать новое.

Вся суть кризиса - в конфликте между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто мы есть сейчас и тем, кем могли бы стать.

Кризис перемещает человека в положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых — еще нет. Это состояние «между небом и землей», промежуточный период. Это время вопросов, а не ответов на них.

В каком же возрасте стоит ожидать кризис личности? В психологии существует следующая периодизация:

  • кризис новорожденности;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 7 лет;
  • кризис подросткового возраста (12-15 лет);
  • кризис юности (17-20 лет);
  • кризис среднего возраста (30 лет);
  • кризис зрелости (40-45 лет);
  • кризис ухода на пенсию (55 - 60 лет).

Длительность кризиса и степень насыщенности сугубо индивидуальны и зависят от многих условий, он может длиться от пары месяцев до пары лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Рассмотрим более подробно кризисные состояния личности.

Кризис новорожденности . В течении девяти месяцев мы находимся во внутриутробном развитии. Нам хорошо и комфортно, мы защищены и ограждены от окружающего мира.

Но по истечении девяти месяцев каждому ребёнку надлежит пройти процесс рождения. Из комфортных привычных условий жизни мы попадаем в совсем иное состояние, необходимо по-новому дышать, питаться, иначе ориентироваться. Приходится адаптироваться к этим новым условия. Именно с этим связан первый кризис в жизни человека.

Кризис 1 года . У нас появляется больше возможностей и возникают новые потребности. Происходит всплеск самостоятельности. На непонимание со стороны взрослых мы реагируем аффективными вспышками.

Одно из главных наших приобретений в данный период - ходьба. Мы становимся на ножки, начинаем самостоятельно передвигаться. В результате не просто расширяется наше пространство, мы начинаем отделять себя от родителя. Впервые разрушается социальная ситуация «мы»: теперь не мама ведет нас, а мы ведет маму куда хотим. Другое приобретение - своеобразная детская речь, которая значительно отличается от взрослой речи.

Эти новообразования данного возраста знаменуют собой разрыв старой ситуации развития и переход на новую ступень.

Кризис 3 лет. Один из наиболее трудных кризисов в нашей детской жизни. Характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с нами, приводят к изменению отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что мы начинаем отделять себя от других людей, осознавать свои возможности, ощущать себя источником воли. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: мы всё хотим делать и решать сами. Появляется феномен «Я сам».

В частых ссорах с родителями проявляется протест-бунт, и мы как будто постоянно находимся в состоянии войны с ними. В семье с единственным ребенком возможно проявление с нашей стороны деспотизма. Если же в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения нас, юных деспотов.

В трехлетнем возрасте у нас могут обесцениваться старые правила поведения, в результате чего мы можем начать обзываться; могут обесценится старые привязанности к вещам, из-за чего мы можем отбросить или даже сломать любимую игрушку, если нам её предложат не вовремя, и т.п. Меняется отношение к другим людям и к самому себе. Психологически мы отделяемся от близких взрослых.

Также для этого возраста характерны негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.

Меняется мотивация поведения. В 3 года мы впервые становимся способными поступать вопреки своему непосредственному желанию. Наше поведение определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком.

Кризис 7 лет. Может проявиться в интервале от 6 до 8 лет. Данный кризис вызван новым социальным статусом ребёнка - статусом школьника. Статусом, который связан с выполнением, столь высоко ценимой взрослыми, учебной работой.

Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет наше самосознание, приводит к переоценке ценностей. У нас происходят глубокие изменения в плане переживаний: цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувству неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или наоборот, чувству собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, становится возможной борьба переживаний. Теперь наше поведения будет преломляться через личные переживания.

Чисто кризисным проявлением обычно становятся: потеря непосредственности, манерничанье (появляются тайны, мы строим из себя «умных, «строгих» и т.д.), симптом «горькой конфеты» (нам плохо, но мы старается этого не показать). Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Кризис подросткового возраста (12-15 лет). Данный кризис является наиболее продолжительным по времени и напрямую связан с половым созреванием нашего организма. Физические изменения в нашем теле неизменно сказываются на эмоциональном фоне, он становится неровным, нестабильным. Меняются взаимоотношения с окружающими. Мы предъявляем повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуем против обращения с нами как с маленькими. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, мы ограждаем многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идем на конфликты с ними. Наше поведение кардинально меняется: многие из нас становятся грубыми, неуправляемыми, делающими всё наперекор старшим, не подчиняемся им, игнорируем замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, можем замкнуться в себе.

Кризис юности (17-20 лет). Привычная школьная жизнь вот-вот останется позади, и мы вступим на порог реальной взрослой жизни. В связи с этим значительно возрастает эмоциональное напряжение, могут развиться страхи - перед новой жизнью, перед возможностью ошибки.

Период юности, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, университет, первая работа, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь.

Это время, когда взгляд устремлен в будущее. Период стабилизации Личности. В это время у нас складывается система устойчивых взглядов на мир и на наше место в нем - формируется мировоззрение. Это время самоопределения, профессионального и личностного.

Кризис 30 лет. Время, когда первый угар молодости уже позади, и мы начинаем оценивать сделанное, и гораздо более трезво смотреть в будущее. У нас начинают формироваться вопросы, на которые мы не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают нас: «В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, мы обнаруживаем, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни наша личность несовершенна. Приходит ощущение, что много времени и сил потрачено впустую, что сделано очень мало по сравнению с тем, что можно бы сделать, и т.п. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я», меняется представление о своей жизни. Иногда утрачивается интерес к тому, что раньше было в ней главным.

В некоторых случаях кризис приводит к тому, что мы сознательно разрушаем прежний образ жизни.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей, частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних. Он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Кризис 40 лет. Этот кризис является как бы повторением кризиса 30 лет и происходит тогда, когда предыдущий кризис не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

В этот время мы остро переживаем неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: проходит время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным».

Нередко кризис 40 лет вызывается обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я - концепцию» . С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию (55-60 лет). Данный кризис связан с прекращением трудовой деятельностью и выходом на пенсию. Нарушается привычный режим и уклад жизни, нам не чем себя занять. В то же время мы сохраняем в себе трудоспособность, и её невостребованность сильно угнетает. Мы ощущаем себя как бы «выброшенным на обочину жизни», которая протекает уже без нашего деятельного участия.

Мы внезапно понимаем, что жизнь подходит к концу, и мы уже не в центре ее круговорота. Мы ощущаем себя потерянными, можем впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Для выхода из этого кризиса очень важно найти себе применение, подобрать новое занятие, способное заменить трудовую деятельность.

Личностные кризисы сопровождают нас на протяжении всей жизни. Любая борьба с различными устоявшимися правилами, ценностями и нормами поведения остро переживается нами. Кризис проявляется как страх изменений, у человека, погруженного в жизненные перипетии, появляется чувство, что это никогда не кончится и ему не удастся выйти из этого состояния. Часто кризис ощущается как крушение жизни.

Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека, и перемена его статуса по отношению как к обществу, так и к самому себе. Научиться воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Психолог
службы «Срочная социальная помощь»
Берназ Ксения Георгиевна

Вам знакомо ощущение беспомощности, потерянности, непонимания, как и зачем жить дальше? Вы считаете, что личностный кризис это всегда трудно и болезненно ?

Можно ли превратить период личностного кризиса в очередную ступеньку для своего развития и сделать это максимально легко и комфортно ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • что на самом деле означает личностный кризис,
  • какие виды кризисов проходит каждый человек,
  • как пройти через эти периоды с максимальным эффектом для своего личностного и духовного развития.

Что такое личностный кризис

Личностный кризис — это переживание переломного, критического момента, который влияет на дальнейший ход жизни. Такие периоды характеризуются сильными негативными эмоциональными переживаниями.

Слово кризис происходит от греческого krisis и буквально означает «разделение дорог, поворотный пункт». А в китайском языке это слово состоит из двух иероглифов: вэй — опасность, беда, угроза и цзи — переломный момент, сущность бытия, удобный случай…

То есть, когда вы оказываетесь на краю кризиса, жизнь предоставляет вам возможность выбрать новое направление и, пройдя через трудности, выйти на другой уровень развития.

По мнению американского психолога Дж. Якобсона, кризис возникает, если жизненные события несут потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами.

Таким образом, важно понимать, что кризис требует изменения способа бытия:

  • жизненного стиля,
  • образа мышления,
  • отношения к себе,
  • окружающему миру,
  • основным экзистенциальным проблемам.

Можно сказать, что преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, а экзистенциальных — становлению Личности.

Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы освоите искусство мастерского прохождения через кризисные периоды, видя в них прекрасные возможности для выбора новой жизни.

Обучение в Институте Реинкарнационики помогает решить основную задачу кризисного периода: познать себя, увидеть пути изменения и выйти на новый уровень развития.

Как вы думаете, существуют ли различия в причинах наступления и в том, как протекает кризис у мужчин и женщин?

Несмотря на то, что в наше время традиционные роли мужчины и женщины сильно пересекаются, внутренние переживания и причины кризисных состояний продолжают сохраняться.

Мужчины острее переживают кризисы, связанные со своей реализацией в обществе . И в те моменты, когда ситуация складывается как кризисная, требующая нового решения, которое пока недоступно — испытывают отчаяние и склонны проявлять агрессивные реакции.

Женщины болезненнее переносят кризисы, связанные с отношениями .

Ощущения ненужности, одиночества зачастую толкают на путь самореализации по мужскому типу. Если не складываются отношения, то может это и не надо; буду развиваться как профессионал.

Такое решение может временно принести облегчение, окрасить жизнь новым смыслом. Но со временем ощущение одиночества будет только нарастать.

Типы кризисов становления личности

Классифицировать кризисы можно по разным признакам:


Возрастные кризисы личности:

  • Детские возрастные кризисы 3, 7 и 14 лет. Каждый из них вы уже прошли. Быть может их уже прошли либо будут проходить ваши дети и внуки. Каждый важен для развития определенных качеств.
  • Первый взрослый кризис или кризис юношества обычно приходится на 17-18 лет. В это время происходит самоопределение дальнейшего жизненного пути.
  • Кризис среднего возраста 35-40 лет заставляет подвести предварительные итоги жизни, оценить полученный опыт и скорректировать дальнейший путь.
  • В 55-60 лет с выходом на пенсию происходит смена привычного образа жизни и важно снова найти свою реализацию в этом мире.

На самом деле, возрастных кризисов несколько больше.

В Институт Реинкарнационики часто приходят люди, проходящие кризисы среднего возраста и выхода на пенсию. Обучение помогает оценить по достоинству полученный опыт и найти новые пути реализации .

Немаловажным является и поддерживающее окружение единомышленников, где царит обстановка доверия и любящего принятия каждого студента.

Знакомо ли вам состояние, похожее на возрастной кризис, перед днем рождения?

Признаюсь, что и сама отношусь к этой категории. Это неудивительно, так как день рождения по мере своего взросления мы начинаем воспринимать не как праздник, а как своеобразную веху для подведения итогов пройденного этапа.

И если результаты не нравятся, начинается самоедство типа “мне уже …., а чего я достигла/что имею?”

Возрастные кризисы самые предсказуемые . Достаточно просто знать особенности каждого из этих периодов и задачи, которые они ставят перед вами — и тогда вы сможете составить для себя определенный план действий и смягчить прохождение трудного периода.

Улыбнитесь! Вспомнила роман Бориса Акунина “Весь мир театр”, в котором главный герой Эраст Фандорин перешагнув 50-летний юбилей составил “план старения”.

В каждый следующий год жизни нужно осваивать два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно. И замечательно реализовывал этот план, пока жизнь не внесла коррективы, добавив кризис из категории непредсказуемых — любовь к актрисе.

И с этой улыбкой давайте перейдем к следующей, зачастую мало предсказуемой категории кризисов.

Ситуативные кризисы

Резкая смена привычных условий, переезды, уход близких, потеря работы, изменение материального положения — в жизни много сюрпризов, как приятных, так и болезненных.

Вспомните, как вы проходили через подобные события в жизни. Пожалуй, самое интересное в большинстве ситуативных кризисов, это то, что даже предполагая какие-то моменты, планируя определенные события, вы не знаете , как это будет реализовано и с чем придется столкнуться.

Один из самых сильных и затяжных кризисов в моей жизни был в 2011 году. В течении 2-х месяцев жизнь пошла под откос. В феврале — увольнение с любимой работы по сокращению. В марте сын серьезно повредил колено. Затем ушла из жизни мама. Постепенно начались проблемы во взаимоотношениях с мужем.

Цепочка событий из разных сфер жизни как запланированных, так и внезапных. К увольнению готовность была, процесс ликвидации организации, в которой я трудилась, длился более года. Но: работа была любимой, ей отдано почти 14 лет и все выстроено с нуля своими руками, и именно здесь основной круг общения.

Как бы я ни готовилась к первому свободному дню жизни — все оказалось совсем не так. Только первые две недели воспринимались как отдых. А дальше начались мои внутренние метания и размышления “за что?”

Самым непредсказуемым и болезненным стал уход из жизни мамы. Ей было всего 60. Вечером я была у нее в гостях, а в 9 утра мне позвонили с ее работы и сообщили о ее смерти. Работала она на станции скорой и неотложной помощи, все мероприятия по реанимации провели безотлагательно. Целый час лучшие врачи пытались вернуть ее к жизни и ничего не смогли сделать.

Тогда я поняла, что если Душа решила, что все задачи выполнены, она уходит. И нет смысла обвинять врачей в опозданиях или некомпетентности. Среди этих людей я росла, я знала, как они любят мою маму и была полностью уверена, что все от них зависящее было сделано.

Зато позже прибавилась другая каверзная мысль, затягивая меня в более глубокий омут кризиса. И эта мысль связана с чувством вины — что я не сделала как дочь, что не успела сказать. Были и еще более глубинные переживания, связанные с нашими взаимоотношениями.

Мой кризисный период затянулся. Боль, непонимание, что делать, и за что все это мне. При этом нежелание двигаться — я могла часами не вставать с кровати, а если вставала — не могла сосредоточиться и зависала в ментальной жвачке или проваливалась в пустоту .

Совсем скоро я расскажу о том, что помогло мне справиться и действительно выйти из этого кризиса более мудрой, спокойной, уверенной и начать новую интересную жизнь. А сейчас предлагаю рассмотреть еще одну часто встречающуюся категорию кризисов.

Духовные, экзистенциальные кризисы

Чаще всего они приходят незаметно или являются сопутствующими (либо следствием) для двух рассмотренных выше типов.

Во время духовных кризисов происходит пересмотр глубинных жизненных ценностей и поиск смысла жизни. И это самые трансформационные периоды в становлении вас как личности.

В 1999-2000 гг. под руководством доктора психологических наук В. В. Козлова было проведено исследование в Ярославском государственном университете.

В предложенной участникам исследования анкете был вопрос о причинах пережитого ими духовного кризиса. Ответы вы видите ниже.

— потеря близкого человека (26,7%);
— болезнь близкого человека (17,2%);
— тяжелая болезнь (12,4%);
— несчастная любовь (6,6%);
— ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из ответов видно, что причины могут касаться как вас лично, так и связаны с переживаниями за близких людей. И это — особенность именно духовных кризисов , в отличие от возрастных или ситуационных, которые в основном затрагивают именно вас.

Давайте подведем итог того, что вы узнали на настоящий момент о кризисах. Классификаций личностных кризисов существует множество. При этом важно понимать, что психика человека едина, и все попытки классифицировать нужны больше профессионалам, для определения, как помочь в той или иной ситуации человеку.

А обычному человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, абсолютно неважно кризис ли это среднего возраста или переживание потери близкого человека.

Боль и переживания захватывают вас на всех уровнях и мешают быть эффективными и счастливыми .

Этапы развития кризиса личности

Как вы думаете, можно ли подготовиться к наступлению кризисного периода, сделать его прохождение менее болезненным и даже извлечь пользу?

Да, это возможно, если знать об этапах, по которым развивается любой вид личностного кризиса.

При этом нужно понимать, что зачастую кризисный период не имеет четких временных границ. Бывает трудно определить его начало и окончание. Для этого важно осознанно наблюдать за своим психологическим состоянием.

Этап погружения

Обычно кризис начинается с возникновения определенной ситуации, какого-либо события в вашей жизни, которая характеризуется двумя моментами:

  1. Сильные эмоции.
  2. Невозможность (непонимание, незнание) действовать привычным, знакомым способом.

Именно эти характеристики приводят к эмоциональным и ментальным “жвачкам”, когда вы начинаете ходить по кругу, постепенно проваливаясь все глубже в негативные переживания.

Поскольку эмоции и мысли на данном этапе сумбурны, хаотичны, то в таком состоянии трудно найти новое хорошее решение . А любая попытка действовать привычными способами обречена на провал.

На этом этапе важно отследить свое состояние, выявить причинно-следственные связи. Требуется добавить в свою жизнь больше позитивных моментов , которые позволят переключаться. Хорошо помогает нахождение в среде единомышленников, поддерживающих вас.

Также важно действительно проживать, а не заталкивать вглубь себя негативные эмоции.

Из моего примера по поводу ухода из жизни мамы — из-за того, что мне пришлось взять на себя всю организацию похорон (папа был в еще более худшем состоянии, муж в работе, сын с ногой в гипсе), то проживать эмоции было просто некогда.

Я помню момент, когда гроб опускали в могилу, а меня отозвали в сторону, чтобы я рассчиталась с батюшкой, приглашенным для отпевания. Когда я вернулась, уже формировали могилу. Когда уж тут было по-женски оплакать? Все слезы остались невыплаканными, вся душевная боль загнана в тело .

И это произошло со мной, обладающей знаниями и даже работающей с людьми много лет. Все понимала, но ничего не могла поделать. Пока не осознала: одной мне не справиться, нужно обращаться к специалистам.

Спустя 4 месяца с начала кризисного периода, на тренинге-погружении в течении двух недель я выплескивала все эти невысказанные, задавленные эмоции.

Хорошо помню, как на одной из практик четко поняла, что вижу и чувствую перед собой гроб и отдалась на волю слез, позволила себе выплакать свое горе.

Только после этого началось постепенное выздоровление и появилась возможность приступить к следующему этапу — поиску решения и ответов на вопросы о том, что делать дальше.

А теперь представьте, что в начале кризисного периода вы оказались в окружении людей, которые готовы вас поддержать. И вы получаете возможность пообщаться на уровне Души с ушедшими родственниками.

Вам не нужно подавлять эмоции , а спокойно можете их осознать, прожить и принять. И вы видите всю причинно-следственную цепочку, которая привела к этой точке жизни. Насколько легче и быстрее пройдет для вас эта стадия кризисного периода?

Этап тупика

На этом этапе вы уже осознали проблему, сумели объективно увидеть задачу, которая стоит перед вами. Но как именно действовать — еще не знаете. И очень часто здесь начинается бесконечный поиск причин “почему и за что?”.

Именно этот уход в прошлое усиливает состояние тупика . Причины могут быть бесконечны: в прошлых поступках, мыслях, действиях или бездействии. Причины могут лежать в недавнем прошлом, а могут в детстве или прошлых жизнях.

А смотреть в будущее на данном этапе очень тяжело, так как оно кажется негативным, бесперспективным. Но именно сейчас очень важно найти новый смысл жизни, найти новые решения, увидеть новые пути развития.

На 1 курсе ИР есть прекрасная возможность вспомнить задачи своей Души и те уроки, которые она для себя запланировала на это воплощение. Это помогает вновь обрести цель жизни.

А облегчение приносит напоминание о том, что кризис конечен. За полосой черной всегда следует полоса белая. И, конечно, любые практики, направленные на принятие себя, сонастройка с природным ритмом жизни, медитации.

Этап перелома

И вот решение найдено. Или вы сумели увидеть ситуацию с другого ракурса и изменить к ней отношение. Теперь вам предстоит действовать по-другому!

Очень важно на этом этапе действительно внедрить новые качества, новое видение. Интегрировать новый опыт в деятельность, сформировать новые модели поведения.

Здесь вас поджидает еще одна опасность — страх, что не получится, не справитесь, не поймут.

Позвольте себе пробовать и ошибаться, осваивайте новое, как будто вы — ребенок, который учится ходить. Внедряйте новые решения, применяйте свои новые качества в ежедневных ситуациях.

И обязательно заручитесь поддержкой единомышленников. Закрепляйте свои позиции.

Вы действительно прошли достойно через трудный период и вышли победителем, накопив определенный опыт, который становится вашей жизненной мудростью .

В пространстве Института Реинкарнационики есть все необходимое для комфортного прохождения любого личностного кризиса.

На базовом курсе студенты под руководством опытных преподавателей осваивают замечательное упражнение “Матрешка” , которое помогает на каждом этапе не застревать в эмоциональной и ментальной “жвачке”, а увидеть происходящее глазами Души.

На 1 курсе наши студенты исследуют пространство между воплощениями — Мир Душ. И вспоминают задачи своей Души и то, как они планировали это воплощение .

Кроме того, всегда есть возможность вспомнить свой собственный опыт — а как в прошлых жизнях справлялись с аналогичными ситуациями, что придавало сил и какие решения были приняты тогда.

Наверняка и в этой жизни у вас уже есть опыт прохождения через кризисный период жизни.

Медитация Выход из личностного кризиса

Предлагаю сделать практику, которая поможет вам наполниться ресурсным состоянием и увидеть, как вы выросли как личность в то время.

Еще один любимый инструмент реинкарнистов — альтернативое планирование будущего — позволяет примерить на себя различные варианты решений и осознанно выбрать самый лучший.

А самое главное — здесь, в пространстве Института Реинкарнационики, вы всегда находитесь в кругу единомышленников , очень бережно, с любовью поддерживающих друг друга. Здесь вы можете быть уверены, что вас всегда поймут, примут и помогут в самые трудные моменты.

Теперь вы знаете, что такое личностный кризис, как он развивается и что происходит на каждом этапе. И вы увидели, как в Институте Реинкарнационики можно научиться проходить кризисные периоды с лучшим результатом для своего личностного и духовного развития.

Давайте рассматривать кризисные моменты как периоды благоприятной возможности выйти на качественно новый уровень своего Пути. А для этого важна ваша осознанность и понимание, что вы — не только физическое тело, вы — не только чувства и эмоции.

Вы уже обладаете гораздо большим опытом, нежели это видно в рамках одной смертной жизни. Научитесь вспоминать и использовать этот опыт для своего личностного, профессионального и духовного развития!

На протяжении жизни человек сталкивается с различными кризисными, обусловленными его биологическим, психическим и профессиональным развитием.

Возрастные кризисы обусловлены созреванием, перестройкой, старением организма человека. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Кризисы профессионального развития вызваны сменой и перестройкой ведущей деятельности (например от учебной к профессиональной). Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Кризисы невротического характера связаны с внутриличностными изменениями: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции -все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.

Наряду с названными группами психологических кризиов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни, драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

Первые три группы личностных кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов - конструктивная, развивающая личность.

Вторые три группы личностных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы вызваны стечением обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

Разумеется, личностные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно.

Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором карьеры и созданием семьи, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати многие приходят к переоценке своих прежних выборов карьеры, семьи, жизненных целей. Порой дело доходит до кардинальной смены жизненных задач, изменения профессии и распада семейных или дружеских отношений. После тридцати лет человек, как правило, переживает период привыкания к новым или вновь подтвержденным выборам. Наконец, на закате карьеры люди сталкиваются с новым кризисом, обусловленным предстоящим отходом от активной деятельности и уходом на пенсию. Этот кризис особенно тяжел для менеджеров, привыкших к повседневной активности, ощущению важности и нужности своей работы, к своей руководящей роли в организации.

Каждый из описанных возрастных кризисов может влиять на деятельность организации. Однако если кризисы на заре и закате карьеры обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть его более подробно, коснувшись психологических проблем, лежащих в его основании.

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» или «кризисом середины жизни». Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека.

Мечты и планы людей почти всегда имеют некоторые нереалистические черты. К тридцати годам человек уже набирается достаточного опыта, чтобы осознать иллюзорность многих из своих фантазий. Поэтому оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в эмоционально отрицательные тона. Жизнь перестает казаться бесконечной, а время оказывается столь быстротечным, что успеть сделать в жизни что-то важное и стоящее невозможно. Разрыв между мечтами и действительностью неожиданно оказывается неодолимой пропастью. Представление о будущей счастливой и достойной жизни, которая тебя ожидает, сменяется ощущением, что «жизнь прошла мимо» и менять в ней что-либо уже слишком поздно. Еще недавно о тебе могли сказать: «Ну, этот далеко пойдет». Теперь же ты чувствуешь, что время надежд уходит, и хочешь не хочешь, а приходится с горечью констатировать, что уже не станешь ни мэром или сэром, ни членом Думы, ни член-корром, ни даже прорабом в своем родном СМУ.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-либо необычным для тридцатилетнего возраста, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в этом возрасте:
Земную жизнь пройдя до середины,
Я оказался в сумрачном лесу,
Путь правый
Потеряв во тьме долины.

Биографии многих творческих личностей часто демонстрируют те или иные драматические изменения в их жизни где-то около 35 лет. Некоторые из них, например Гоген, в это время только начали творческую работу. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свою творческую мотивацию, а некоторые даже ушли из жизни. Частота смерти многих одаренных или вовсе бездарных людей между 35 и 40 годами ненормально возрастает.

Те же, кто переживают это десятилетие, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность сменяется зрелым, спокойным мастерством. Одна из причин - в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. Ведущий напряженную жизни менеджер к 35 годам должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться и разбрасываться». Таким образом, проблема ограниченности физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они оказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов, приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни.

После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее осознание того, что «время уходит». И люди начинают понимать, что основной недостаток старости в том, что и она проходит, а человек, как рождается, так и уходит из жизни без волос, зубов и иллюзий.

Возрастные кризисы – это закономерные для каждого человека переходные этапы, знания о которых крайне востребованы. Если личность, проживая конкретный период, не достигает поставленных возрастом целей, появляется ряд проблем общего и психологического рода. Каждый хочет прожить счастливо и долго, притом пребывать до последнего в уме, сохранять активность. Лишь желания, однако, здесь мало, психологи уверены – влияет на полноту жизни именно успешность прохождения возрастных кризисов.

От какого возраста начинаются кризисы, имеют ли возрастные ограничения, как разворачиваются кризисы у разных полов? При кризисе обычно не хочется действовать, как обрести снова желание двигаться?

Понятие возрастного кризиса

Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

Возрастные кризисы в психологии

Еще Выготский говорил, что идеально адаптированный ребенок далее не развивается. Взрослый человек буквально застрахован от такого застоя – как только он как-то освоился в жизни, возникает кризис, требующий перемен. Затем наступает период достаточно длительного затишья, сменяющийся опять новым кризисом. Если кризис заставляет человека развиваться, то, что есть развитие? Чаще оно понимается как некий прогресс, улучшение. Однако существует явление патологического развития – регресса. Мы же говорим о развитии, которое приносит изменения более высокого порядка. Через некоторые кризисы практически все проходят благополучно, тогда как кризис, например, середины жизни, часто ставит человека в тупик и разворачивает в его развитии. Хорошо суть кризиса передает китайский иероглиф, содержащий сразу два значения: опасность и возможность.

Психологи определили общие возрастные закономерности кризисов, что позволяет нам не лишь подготовиться заблаговременно к ним, а и успешно проходить каждый этап, в полноте осваивая задачи каждого прекрасного возраста. В буквально каждом возрастном этапе в обязательном порядке есть необходимость принятия решения, которая задается преимущество обществом. Решая задачи, человек проживает свою жизнь более благополучно. Если же решения человек не находит – у него возникает определенное количество проблем, уже более острого характера, с которыми нужно справиться, в противном же случае это грозит не лишь невротическими состояниями, но и выбиванием из колеи жизни. Каждый этап имеет так названные нормативные кризисы, некоторые из каких, как, например, кризисы 20 и 25 лет, довольно слабо описаны, другие же, кризисы 30 и 40 лет, известны практически каждому. Такой известностью эти кризисы обязаны своей часто неясной разрушительной силой, когда человек, находящийся в видимом благополучии, вдруг начинает резко изменять свою жизнь, совершать безрассудные поступки, связанные с крушением более ранних смыслов, на какие он уповал.

Возрастные кризисы у детей хорошо наблюдаемы и требуют внимания родителей, поскольку непрохождение каждого кризиса наслаивается на следующий. Детские кризисы особенно сильно впечатываются в характер человека и часто задают направление всей жизни. Так, ребенок без базового доверия может оказаться во взрослости неспособным к глубоким личным отношениям. Не ощутивший самостоятельность в детстве человек не имеет возможности опереться на личные силы, остается инфантильным и всю жизнь ищет замену родителю в супруге, начальстве или же стремится безвольно раствориться в социальной группе. Ребенок, не наученный трудолюбию, во взрослости испытывает проблемы с , внутренней, внешней дисциплиной. Если упустить время и не развивать навыки ребенка – далее он будет иметь ряд комплексов и испытывать из-за этого сложности, ему потребуются усилия в разы больше. Огромное количество взрослых не прошли подростковый возрастной кризис, не взяли ответственность полностью за свою жизнь, их естественный бунт был приглушен, теперь же неразрешенным проходит красной нитью через всю жизнь. Даже в кризисе средины жизни детство напоминает о себе, поскольку наибольшее количество теневых контекстов сформировались в детстве.

В каждом кризисе человеку нужно побыть отведенное ему должное время, не пытаясь обойти острые углы, прожить темы кризиса в полноте. Имеют место однако гендерные различия в прохождении кризисов. Особенно это заметно в кризисе средины жизни, когда мужчины оценивают себя по карьерным достижениям, финансовой обеспеченности и другим объективным показателям, а женщины – по семейному благополучию.

Возрастные кризисы имеют еще и непосредственное отношение к острой теме возраста, поскольку повсеместно считается, что все хорошее может присутствовать лишь в молодости, это убеждение всячески подогревается средствами массовой информации и часто даже благодаря противоположному полу. Значительные внешние изменения, когда уже не удается убедить окружающих и себя в собственной юности, поднимают массу психологических проблем, некоторые люди как раз на данном этапе через внешность осознают необходимость и внутренних личностных перемен. Если же человек пытается несоответственно своему возрасту молодиться – это говорит о непройденных кризисах, неприятии своего возраста, тела и жизни в целом.

Возрастные кризисы и их характеристика

Первый кризисный этап, соответствующий возрасту с рождения до года, соотносится с доверием окружающему миру. Если у ребенка нет возможности от рождения быть в объятиях близких людей, в нужный ему момент получать внимание, заботу – даже став взрослым, он будет с трудом доверять окружающим людям. Причины болезненной осторожности относительно других часто кроются именно в тех детских неудовлетворенных потребностях, о каких мы пытались сказать родителям своим громким криком. Возможно, родителей и вовсе рядом не было, что становится предпосылкой базового к миру недоверия. А потому важно, чтобы до года рядом находились близкие люди, какие смогут удовлетворить детскую потребность по первому крику. Это не прихоть, не баловство, а необходимость, присущая данному возрасту.

Второй этап, который обычно выделяют психологи – возраст от 1 до 3 лет. Тогда происходит становление автономии, ребенок часто хочет сделать все сам – ему важно удостовериться, что он способен на это. Часто мы встречаемся при этом с , упрямством, каких не было раньше, отторжением и неприятием взрослого, попытками ребенка установить себя выше взрослого. Это естественные моменты для данного периода, его обязательно нужно пройти. Взрослые должны обязательно ставить перед ребенком границы, рассказывать, что делать можно, что нельзя, почему. Если же не будет границ – вырастает маленький тиран, который впоследствии мучает своими проблемами всю семью. Также важно поддерживать ребенка, позволять делать ему самостоятельно что-то. Также сейчас закладывается понятие , дети часто интересуются их половыми органами, приходит осознание отличия от противоположного пола. Важно не одергивать ребенка, не стыдить за естественный интерес.

В следующий период, от 3 до 6 лет, присваиваются основы трудолюбия, любовь к бытовым делам. Ребенок уже может выполнять практически всю бытовую работу под присмотром взрослого сам, если при этом не дать возможности ребенку проявлять свою инициативность – впоследствии он не привыкнет, устанавливая цели, достигать их. Если ребенок захотел помыть пол, полить цветы, попробовать пылесосить – научите его. Но это делать нужно не понуканиями и приказаниями, а игрой. Приобретают большую важность ролевые игры, вы можете играть куклами, с книжными героями, даже самостоятельно сделать фигурки, например, из бумаги, разыграть сценку, какая будет интересна вашему ребенку. Водите ребенка в кукольный театр, чтобы он наблюдал, как взаимодействуют персонажи. Получает информацию ребенок именно через родителей, от них зависит развитие ребенка правильным и гармоничным образом.

Последующий период – период кружков, от 6 до 12 лет. Ребенка сейчас необходимо по максимуму нагружать тем, чем он хочет заниматься. Необходимо знать, что сейчас его тело хорошо запоминает принятый опыт, все навыки, освоенные в данный период времени, ребенок сохранит на всю его жизнь. Если будет танцевать – он будет красиво танцевать всю жизнь. С пением, занятиями спортом так же. Возможно, он чемпионом не станет, но сможет раскрыть дальше свои способности в любом периоде жизни в дальнейшем. Когда есть возможность водить ребенка на кружки – делайте это, занимайте насколько возможно время занятиями. Полезно интеллектуальное развитие, ведь сейчас ребенок получает основную информацию, которая пригодится ему далее, поможет сформировать мышление.

Период подростковый, следующий затем, наверное, самый тяжелый, поскольку большинство родителей прибегают к психологам именно в связи со сложностями общения с ребенком-подростком. Это период самоидентификации, если человек его не пройдет, то в дальнейшем может остаться ограниченным в его потенциалах. Подрастающий человек начинает задумываться, кто он и что несет в мир, каков его образ. Именно в подростковом возрасте рождаются разные субкультуры, дети начинают прокалывать себе уши, изменять внешность иногда даже до саморазрушения, могут появиться необычные увлечения. Подростки прибегают к интересным формам одежды, какие привлекают внимание, подчеркивают или, наоборот, открывают все недостатки. Эксперименты с внешностью могут быть безграничны, все они повязаны с принятием ребенком своего тела, какое в этом возрасте значительно меняется. Это нравится или же не нравится подростку, проблемы у каждого строго индивидуальны, потому родителям есть смысл осторожно поговорить о комплексах, связанных с изменением его внешности.

Родителям стоит тщательно следить за поведением подростка, когда они уверены, что выбранная им форма одежды не подходит ребенку – стоит мягко подсказать ему это, а также смотреть, кем окружен подросток, кто входит в компанию, ведь то, что он возьмет из окружающего мира, будет играть доминирующую роль в дальнейшем. Также важно, чтобы перед глазами у подростка были примеры достойных взрослых, которые бы ему нравились, поскольку впоследствии он сможет перенимать их поведение, манеры, привычки. Если такого примера нет, например, семья состоит лишь из матери и сына – нужно давать ему возможность общаться с родственниками его же пола, чтобы он знал, как должен вести себя мужчина. Важно, чтобы подросток нашел свой стиль, свой образ, каким он хочет выразить себя этому миру, каковы его цели, планы. Именно сейчас взрослым стоит это все с ребенком обсудить. Даже если ребенок, кажется, не хочет вас слушать – все равно он наверняка к вам прислушивается, ваше мнение весомо для него.

В следующий период от 20 до 25 лет человек полностью отделяется от родителей, начинает самостоятельную жизнь, потому этот кризис часто заметен больше других. Это кризис отделения, однако, есть и противоборствующее ему стремление к слиянию. На данном этапе важно начать близкие личные отношения с человеком противоположного пола. Если таких отношений нет – значит человек не прошел предыдущий подростковый период как должно, не понял, кто есть он, кого хочет рядом видеть с собой. Данному возрасту вопросы отношений сверхактуальны, важно учиться общаться с противоположным полом. Важны также дружба и профессиональные контакты, поиск нового круга общения, в какой человек уже входит, как взрослая личность. Возьмет ли он ответственность за личные шаги? Ошибки будут непременно, важно, как будет человек действовать – вернется ли под родительское крыло или найдет замену родителям в партнере, тем самым снова регрессируя в детство, или же станет отвечать за принятые решения с их последствиями. Новообразованием этого кризиса является ответственность. Сложностью данного возраста является все еще довлеющий образ социальной приемлемости, когда от еще совсем молодого человека ожидается, что непременно он будет успешен в учебе, работе, будет иметь глубокие отношения, хорошо выглядеть, иметь много хобби, будет активен, деятелен. Конфликт в том состоит здесь, что начать угождать социальной желательности означает потерять себя, не позволить раскрыться личностным, индивидуальным потенциалам, не произойдет отделение, человек будет идти по накатанной, протоптанной ожиданиями окружающих для него дороге, не возьмет максимальную ответственность за свою жизнь.

Социальная неприемлемость на описываемом этапе часто свидетельствует, что личность находится в контакте с собой. У парней это получается лучше, поскольку социум отводит им больше возможностей для этого. Сопротивление авторитетам, оставшееся с подросткового возраста, здесь выходит уже за рамки семьи, вместо мамы с папой человек начинает сопротивляться, например, начальству. Один из сценариев прохождения данного кризиса – предопределенная судьба, когда семья заранее наметила, расписала путь человека. Часто это профессиональное направление, однако может оказаться и семейная жизнь в консервативных традициях. В данном сценарии человек не использует возможность отделения от родителей, словно минует кризис 20 лет, обманывая его, однако тема личностного самоопределения и отделения остается, возвращаясь к человеку иногда и через 10-20 лет, уже, будучи наболевшей. Непройденный кризис накладывается на следующий, и выбирать направление придется уже зачастую имея семью, детей, что на голову сложнее. Затянутое профессиональное самоопределение, когда приходится менять сферу работы лет к 30, начиная с новой – также оказывается непростой задачей.

Очень плодотворный период начинается с 25 лет, когда приходит возможность получить жизненные блага, на какие он рассчитывал, будучи подростком. Обычно в этом периоде очень хочется быстро получить работу, создать семью, родить детей, сделать карьеру. Воля и стремление закладываются с детского возраста, если этого не произошло – жизнь может оказаться скучной и бесперспективной. Кризис перекликается с темой , когда человек задается вопросом, за что себя он может уважать. Тема достижений и их коллекционирования здесь находится на пике. К 30 годам происходит оценка предыдущей жизни, возможности уважать себя. Интересно, что на данном этапе чаще свойственно обустраивать внешнюю часть жизни, формируя дерево социальных связей, тогда как интроверты делают опору на их собственные личностные ресурсы и глубокие отношения в ограниченном кругу. Если есть значительный перекос, когда, например, человек длительно занимался социальными контактами, преуспевал на работе, делал карьеру, создавал круг общения и имидж в обществе – теперь он начинает больше задумываться о домашнем комфорте, детях, семейных отношениях.

Напротив, если первые 10 лет зрелой жизни были посвящены семье, что часто является женским сценарием, когда девушка вышла замуж, стала матерью и домохозяйкой – то данный кризис требует выйти из гнезда в мир внешний. Чтобы пройти данный кризис, человеку нужно иметь коллекцию достижений. Она имеется у каждого, однако не каждый себя способен уважать, что часто бывает при концентрации на недостатках. Также на этом этапе есть возможность работать личностно над собой, поменять жизнь на ту, какой она понравится. Посмотрите, чего вам не хватает. Возможно, это близкий человек, подумайте, каким он должен быть, какого человека вы хотели видеть рядом, и насколько сами вы отвечаете образу любимого человека, которого задумали для себя. Если вас не вполне устраивает работа, вы хотите поменять сферу деятельности, но как это сделать не представляете – попробуйте начать с хобби, увлечения, какое вы сможете перевести в разряд постоянной работы. Также подумайте, как вы отдыхаете, что несет ваш отдых вам – хорошее или же плохое. Ведь отдых занимает большую часть личного времени, и его нехватка отрицательно отзывается на качестве жизни, складываются различные дистрессовые ситуации, которых не было бы, если вы бы хорошо и полноценно отдыхали. В этот период часто человек уже становится родителем и хочет помочь детям прожить жизнь лучше. Поразмышляйте, какие основы вы заложите в них, проходя собственную жизнь, что вы получили в вашем детстве, чего не хватило, есть ли доверие миру, если же нет – что помешало ему сформироваться.

Следующий кризис средины жизни обласкан вниманием не только психологов, а и обывателей. У большинства в середине жизни все стабилизировано, когда же человек вдруг начинает по непонятным для окружающих, а иногда и даже себя самого причинам маяться – он оказывается в запутанной ситуации. Начало кризиса сопровождается состоянием скуки, потерей интереса в жизни, человек начинает совершать какие-то внешние перемены, какие не приводят к желанному облегчению, внутри ничего не изменяется. Первичной должна быть именно внутренняя перемена, которая, если произошла, может не нести за собой перемен внешних. О кризисе средины жизни снято множество фильмов, когда мужчины чаще заводят любовниц, а женщины уходят в детей, что не меняет ситуацию. Успешное же прохождение кризиса связано не с внешними попытками перемен, а внутренним абсолютным принятием жизни, что дает прекрасное, гармоничное состояние души. На этом этапе уже не стоит вопрос достижений и самооценки, но лишь принятия себя, жизни, какими они есть. Принятие не значит, что все остановится – напротив, развитие пойдет лишь интенсивнее, поскольку человек прекращает войну внутри себя. Перемирие с собой высвобождает много сил для более продуктивной жизни, открываются все более новые возможности. Человек задает вопросы о миссии своей жизни, еще притом может многое успеть, обнаружив свои истинные смыслы.

Кризис 40 лет инициирует духовный поиск, ставит перед человеком глобальные вопросы, на какие нет однозначных ответов. Этот конфликт связан с психологической структурой Тени – теми непринимаемыми контекстами, какие человек бесконечно вытесняет, пытаясь врать даже себе. Подрастающие дети не дают возможности человеку был младше, чем есть, требуя от родителя мудрости. Экзистенциальность этого кризиса подкрепляется переживаниями скоротечности времени, когда уже не получится писать черновики, приходится жить начисто, и радует то, что возможность для этого еще есть.

Кризис 50-55 лет снова ставит человека на развилку, по одной дороге он может идти к мудрости, по другой же – к маразму. Человек делает внутренний выбор, будет он жить или доживать, что дальше? Социум сообщает человеку, что зачастую он больше не в тренде, на разных позициях приходится уступать место подрастающей молодежи, в том числе и в профессии. Часто здесь человек стремится быть нужным другим, уходит полностью заботиться о внуках или цепляется за работу, боясь отойти на задворки. Однако гармоничным исходом из кризиса будет отпустить все, сообщить себе прежде, что вы отдали все возможные социальные долги, никому ничем не обязаны, теперь вольны делать, что хотите. Для такого принятия жизни и желаний нужно пройти все предшествующие кризисы, ведь потребуются ресурсы материальные, ресурсы отношений и самовосприятия.

Особенности возрастных кризисов

Что если человек не отмечает в своей жизни прохождения кризисов, значит ли, что их не было? Психологи убеждены, что кризис психологический так же естественен, как изменения тела человека с возрастом. Не отдавать себе отчет в том, что сейчас они проживают психологический кризис, могут люди с низким уровнем , невнимательностью к себе, когда свое неблагополучие он задвигает подальше. Либо же человек всячески сдерживает переживания внутри себя, боясь разрушить свой положительный образ перед окружающими, показать себя личностью с проблемами. Такое непроживание, игнорирование кризиса впоследствии дает объединение всех непройденных этапов, подобно лавине. Нужно ли говорить, что это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с какой справиться человек подчас оказывается не в силах.

Еще один вариант нетипичного течения кризисов наблюдается часто у сверхчувствительных личностей, открытых к переменам, трансформациям личности. Они склонны к профилактике, и при появлении первых симптомов наступающего кризиса, стараются сразу сделать выводы, адаптироваться. Кризисы у них протекают мягче. Однако такой предвосхищающий подход не дает в полноте погрузиться в урок, который несет человеку кризис.

Каждый кризис содержит в себе то, что поможет человеку на дальнейшем отрезке жизни, дает опору для прохождение следующих кризисов. Человек не развивается линейно, он развивается ступенчато, и кризис – как раз тот момент рывка в развитии, после которого наступает период стабилизации, плато. Кризисы помогают личности расти, мы не растем по доброй воле, самостоятельно выходить из состояния равновесия не хочется, да и, кажется, незачем. Потому психика задействует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек хоть и неравномерно, но растет всю жизнь.