Эффективный способ обучения взрослых. Эффективная методика обучения английскому языку.

Я много обучаюсь. Мой блог называется « », но это только одна грань моей жизни. Я обучаюсь очень многому.

Я начинал с основ HTML, затем дошёл до объектно-ориентированного программирования на PHP, потом изучал маркетинг и финансовую грамотность. Чтобы повысить свою эффективность взялся за целеполагание, техники мотивации и тайм-менеджмент. В конце концов, я дошёл до целостного управления своей жизнью.

И много чего я здесь не упомянул. Иначе слишком большой список вышел бы. Да и вспоминать долго.

Я к тому, что я очень хорошо прокачал навык обучения. Я научился качественно учиться.

Поэтому имею полное право рассказать вам о том, как лучше всего получать и закреплять новые знания и навыки .

Я всецело уверен, что один из основных навыков успешных и довольных жизнью людей – умение учиться. Причём, не только получать знания, но и внедрять их в свою жизнь.

Ещё я убеждён на 100%, что Человек Разумный учится всю свою жизнь. Как только прекращается поток новых знаний и впечатлений он умирает. Ему на смену приходит Человек Существующий.

Очень интересно то, что часто люди умирают не в 70-80 лет. А всего лишь в 25-30. Многие прекращают целенаправленно учиться после университета или даже после школы. И просто существуют остаток лет.

Конечно, жизнь заставляет обучаться, но это происходит без желания и навыка. А потому крайне неэффективно. То есть, тратится много времени, а результат очень низкий.

В этом зачастую кроется секрет долголетия. Причём активного, а не под капельницей. Долгожители постоянно развиваются и ежедневно действуют.

Но вступление затянулось. Пора приступать к самому главному.

Итак, 3 составляющие наиболее эффективного обучения – изучение материала, внедрение, обучение других людей.

1. Изучение.

Имеется в виду, получение знаний. Многие останавливаются именно на этом. И совершают огромную ошибку.

Знания бесполезны без внедрения в жизнь. Я знаю теоретиков, которые очень много знают. Намного больше меня.

Но из-за того, что не могут применить на практике даже сотую долю информации, сильно страдают. И чаще всего не имеют результатов. Живут на нищенскую зарплату, терпят запилы жены и, повторяю, страдают от нереализованного потенциала.

Жизнь таких людей ужасна. Наверно лучше быть дураком и делать глупости, чем быть умным и не делать ничего.

Но конечно, без знаний мы не можем действовать. Знание – важная составляющая.

Обязательно читайте книги, слушайте аудио, смотрите видео, посещайте семинары, делитесь впечатлениями. Потребляйте, но не зацикливайтесь на потреблении. Иначе рискуете вылететь на обочину жизни.

2. Действие.

Здесь я имею в виду внедрение, закрепление знаний и эксперименты. Короче, получение опыта. Эта часть намного важнее потребления информации.

Самое простое активное действие способно улучшить любую теорию. Скажу даже больше – 1 правильное действие во много раз эффективнее десятка прочитанных книг.

Знания без действия мертвы. В них нет абсолютно никакого смысла. Есть только потраченное зря время.

Именно поэтому так популярны тренинги. Активное действие необходимо для запоминания информации и получения опыта.

Даже самое простое действие – отправка плюса в чат во время вебинара увеличивает степень усвоения информации. Чем глубже вовлечение в процесс обучения, тем выше результаты.

Если вы сразу же после прочтения книги не начнёте применять полученные знания, то зря потратили время. Или читали книгу для удовольствия, а не для результата.

Конечно, информация накапливается где-то там в подсознании. Но достать её без практики крайне сложно.

Итак, пройдёмся по разным методам обучения и улучшим их, добавив больше практики.

    Чтение книг . Самый плохой метод научиться чему-то полезному. Для того чтобы улучшить результаты, следует: писать конспект, выделять важные места прямо в тексте, делать выжимку знаний и техник, писать пошаговый план действий.

    И самое главное, сразу же действовать. Желательно, ещё в процессе чтения. Не дочитывая книгу до конца. Некоторые книги стоит сделать настольными и читать месяцами.

    И, естественно, книги не нужно читать в отвлекающей обстановке. Если умеете абстрагироваться от окружающего мира, то читайте там, где более комфортно. Если же вас постоянно сбивают с мысли внешние раздражители, то читайте дома в кресле, запершись на ключ. Или (что ещё лучше) в библиотеке.

    Общение с единомышленниками . Многие не используют этот метод вообще. Сидят глухо в интернете и не стремятся к подобному общению. И очень зря.

    При обмене опытом происходят инсайты покруче всякого целенаправленного обучения. Вы делитесь своими наблюдениями, взамен получаете чужие. Также идёт обмен инструментами, связями и рекомендациями. Ещё во время общения часто возникают новые идеи. Очень рекомендую.

    Вы должны понимать, что подобное общение должно быть выгодно каждой стороне. Поэтому подумайте, какую помощь или информацию можете предложить вы собеседнику.

    Посещайте конференции, семинары, тренинги и общайтесь с другими участниками. Это единоразовое общение. Вступайте в клубы по интересам и будете регулярно общаться, наживать связи и обмениваться опытом.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

    словесные методы (источником является устное или печатное слово);

    наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

    методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

    рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;

    включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

    иметь четкую логику изложения;

    быть эмоциональным;

    излагаться простым и доступным языком;

    отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение . Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

    последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

    использования сравнения, сопоставления, аналогии;

    привлечение ярких примеров;

    безукоризненной логики изложения.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8-10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

    Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

    Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.

    Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

    Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

    активизирует студентов;

    развивает их память и речь;

    делает открытыми знания студентов;

    имеет большую воспитательную силу;

    является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

    требует много времени;

    содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия . Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста : план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки : справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3-4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1-2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п.

Самостоятельная работа - важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают:

    решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы;

    формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;

    развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;

    семинарам присуща также функция контроля знаний.

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10-15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

    тема, дата и учебное время семинарского занятия;

    вопросы, выносимые на обсуждение семинара (не более 3-4 вопросов);

    темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2-3 доклада);

    список литературы (основной и дополнительной), рекомендованной студентам для подготовки к семинару.

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

    применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;

    наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

    необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

    детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

    привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

    упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

    упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы - это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения. Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности . Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение . Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение . Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно - познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

    от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

    от особенностей изучаемого предмета;

    от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

    от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

    от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    от возрастных особенностей студентов;

    от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

    от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

Природа мозга и ума в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться разными способами. Для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения установится, ничто не мешает таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Затем вы настраиваете метроном на неестественно- быстрый темп.. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки.

Как работают глаза при чтении

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

Можно ли следить за текстом пальцем?

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения - правильное запоминание цифр
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте
  • Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

    Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные его ниши. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать , медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл непонятен или сложен.

    Материал надо сделать интереснее, прежде чем браться за книгу. Сделать интересным для того чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.

    Погружение в читаемый материал

    Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

    Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

    Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

    Активное чтения для освоения навыка скорочтения

    Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый. Знайте, когда читать медленнее

    Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Many students in Russia are studying the English language. They recognize its value in the business world, and also the international community in general. Many educators are very interested in effective teaching methods that can be taken advantage of in school classrooms and with individual lessons as well. Alexander Skopintsev has perfected a practical and noteworthy approach.

Alexander teaches in both a pubic school as well as with private students. He has a language laboratory for both groups of students. There are individual headphones and microphone for each one. In addition, there is a DVD player for each student as well.

The method that Alexander uses is focused on having every student listening to or speaking correct English during the entire lesson time. They can listen to a CD that has accurate English words, phrases, and eventually full sentences. What they hear is chosen by Alexander and focuses on a specific skill or grammar point. Since there are a wide variety of recordings, each student is given whatever is appropriate and suitable to his or her language level.

Alexander is able to listen to each student one by one during the lesson time. He monitors what the students are saying and can make corrections and suggestions as they are needed.

After the class sessions, the students have homework that is designed to reinforce each day"s progress. The goal is to have them write down words, phrases, and sentences that need improvement and practice.

The teaching method that Alexander uses is to have students repeating and creating accurate sentences in English once they hear them correctly on the CDs. During a single lesson, a student may create and speak dozens of sentences. Many of these are monitored by the teacher so there is a close check on the students" accuracy.

The method that Alexander is using is quite different from the usual language teaching approach, which usually involves doing exercises and filling in blanks. Students and teachers alike realize that this is an artificial exercise far removed from the way people learn to speak and use a language in a practical way.

I have worked with several of Alexander"s students and have found them to be exceptional in how quickly and accurately they create full sentences. The students have a very clear understanding of my native speech and are able to interact with me as I engage them in
conversation.

Alexander"s teaching method is worthwhile and effective. The results are noteworthy. I have no doubt that his students are making good progress because during each lesson they are directed to speak accurately and frequently.

Written by Rex Wolfe, Professor of English

Перевод статьи на русский язык:

Эффективная методика обучения

Многие студенты в России изучают английский язык. Они признают его ценность в деловом мире, а также в международном сообществе в целом. Многие преподаватели заинтересованы в эффективных методах преподавания, которые могут быть использованы на школьных, а также на индивидуальных занятиях. Александр Скопинцев усовершенствовал практический подход, заслуживающий внимания.

Александр преподает как в общеобразовательной школе, так и частным студентам. У него имеется языковая лаборатория для обеих групп студентов. Есть индивидуальные наушники и микрофоны для каждого. К тому же, также есть DVD-плеер для каждого студента.

Метод, используемый Александром, акцентирован на том, что каждый студент слушает и говорит на правильном английском языке в течение всего урока. Они могут слушать компакт-диск, на котором записаны точные английские слова, фразы и, наконец, целые предложения. Они слушают материал, отобранный Александром, сосредотачивают внимание на отдельном умении или грамматическом правиле. Так как имеется большое количество записей, каждому студенту предлагается то, что ему необходимо и соответствует его или её языковому уровню.

Александр имеет возможность выслушать каждого студента по одному в течение занятия. Он контролирует, что говорят студенты, и может вносить корректировки и предложения по мере необходимости.

После занятий студенты получают домашнее задание, направленное на закрепление того, что изучалось в течение дня. Целью является запись ими слов, фраз и предложений, необходимых для совершенствования умений и практики.

Метод обучения, используемый Александром, состоит в том, чтобы студенты могли повторять и строить правильно предложения на английском языке так, как они слышат их на компакт-дисках. В течение отдельного урока студент может составлять и произносить десятки предложений. Многие из них отслеживаются преподавателем, и таким образом производится детальная проверка точности студентов.

Метод, который использует Александр, радикально отличается от обычного подхода к преподаванию языка, который обычно включает в себя выполнение упражнений и заполнение пробелов. Студенты и преподаватели понимают, что это искусственное упражнение, отдаленное от того, как люди учатся говорить и используют язык на практике.

Я работал с несколькими из студентов Александра и обнаружил, насколько исключительно быстро и правильно они строят полные предложения. Студенты имеют очень четкое представление о моей родной речи и способны взаимодействовать со мной по мере того, как я вовлекаю их в беседу.

Учебная методика Александра эффективна и стоит того, чтобы на неё обратили внимание. Результаты впечатляющие. У меня нет сомнения, что его студенты совершенствуют свои языковые навыки, так как в течение занятия их направляют на то, чтобы говорить правильно и часто.

Составил Рекс Вольф, п рофессор английского языка

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире.

Приобщение учащихся к практике общения на межгосударственном уровне, к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на иностранном языке.

Коммуникативная компетентность - система умений и навыков, связанных со способностью анализировать ситуации общения разных типов и применять необходимые коммуникативные стратегии в определенной ситуации. Сегодня понятие "коммуникативной компетентности" имеет более широкое значение: учащиеся должны уметь не только практически работать с информацией, но и передавать ее другим.

В процессе работы я решаю следующие задачи:

  • воспитание у учащихся уважения к уникальности культуры каждого народа, толерантности, позитивного отношения к происходящему;
  • формирование умения сравнивать, анализировать и синтезировать, делать выводы;
  • развитие гибкости в принятии альтернативных решений;
  • организация работы с учащимися с использованием современных методов обучения английскому языку;
  • отслеживание изменения уровня сформированности умений и навыков учащихся.

Ведущими подходами в обучении являются:

  • компетентностный (в том числе формирование профессиональной и коммуникативной компетенции со всеми её составляющими компонентами: лингвистическим, социолингвистическим, социокультурным, социальным, стратегическим);
  • интегрированный;
  • личностно-ориентированный (развитие личности ученика через создание условий, в которых обучающийся мог бы совершенствовать свои способности);
  • программно-целевой (обучение должно быть подчинено учебным программам);
  • личностно-деятельностный (задача преподавателя организовать деятельность, способствующую развитию способностей ученика);
  • системно-структурный;
  • сознательно-когнитивный (осознание и осмысление учеником учебно-познавательной деятельности, которую он осуществляет);
  • межкультурный.

Вся система обучения базируется на следующих принципах:

  • принципе коммуникативной направленности;
  • принципе дифференциации и интеграции обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка;
  • принципах сознательности, активности, наглядности, воспитывающего обучения, индивидуальности и доступности, учета родного языка и иностранного языка.

Основными направлениями моей деятельности являются:

  • использование систем развивающего обучения;
  • применение современных методик обучения иностранному языку;
  • интегрирование учебной и внеучебной деятельности;
  • разработка авторских и модифицированных программ преподавания английского языка, элективных курсов;
  • установление контактов с учреждениями культуры города Калининграда и области, образовательными учреждениями стран Балтийского региона.

Метод проектов.

Метод проектов, который я использую в организации своей деятельности, позволяет :

  • индивидуализировать учебный процесс;
  • дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Основная цель метода проектов, которую я ставлю перед собой, предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, консультанта.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает, какие источники информации использовать.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата - творческая работа.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

Определение темы, проблемы и цели проекта является наиболее важным этапом работы. Именно здесь закладываются основы решения поставленных задач, успешного выполнения задуманного.

Этап разработки структуры проекта требует во многих случаях консультации учителя (особенно на начальном этапе обучения иностранному языку, а так же в 5-6 классах). Работа учащихся с различными источниками информации, отбор языкового материала предполагают регулярные встречи с консультантом. В ходе таких встреч мы с учащимися анализируем проделанную работу, корректируем ошибки, в случае изменения первоначальных планов разрабатываем новые направления деятельности. Такая работа характерна для долгосрочных проектов.

Прежде чем перейти непосредственно к сбору информации, необходимо провести презентацию языкового материала и предкоммуникативную тренировку.

После выполнения задач этапов выбора темы и составления плана работы, определения стратегии своей дальнейшей деятельности, учащиеся переходят к этапу по сбору информации . Роль учителя заключается в том, что он отслеживает выбор учеником источников информации, анализирует обоснованность подбора информации. В случае необходимость учитель должен оказать содействие своим ученикам в установлении рабочих контактов с музеями, другими учреждениями культуры, детским центром экологического образования и туризма, преподавателями РГУ им. Канта и другими высшими учебными заведениями Калининградской области.

На протяжении работы над проектом учитель самым внимательным образом отслеживает процесс реализации поставленных задач, переход ученика с одного уровня восприятия на другой. Здесь очень важны обращение к уже имеющимся знаниям учащихся и их жизненному опыту. Одним из существенных моментов работы на данном этапе является создание учеником своей собственной системы хранения информации.

Работа в группах / индивидуальная работа в процессе моделирования проекта в любой его форме предполагает обязательную организацию консультативных встреч, во время которых учащиеся имеют возможность предъявить наработанный материал. Преподаватель комментирует проделанную работу, анализирует подготовленные фрагменты проекта, исправляет ошибки в употреблении языковых единиц, проводится отработка нового материала.

Если работа организована в рамках группового проекта, то учитель обязан четко координировать действия разных групп.

На мой взгляд самым интересным этапом работы над проектом для учащихся является этап подготовки презентации к защите.

Кульминационная точка работы - демонстрация результатов проекта.

Этап систематизации и подведения итогов включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания, темы, конечного результата работы, личного участия каждого из учеников в организации деятельности на всех этапах. Оценочная часть проектной работы предполагает также анализ деятельности учителя.

В среднем ежегодно проектной работой охвачено от 30 до 120 учащихся с третьего по одиннадцатый класс. Основная часть проектов, которые выполняют ученики, относится к индивидуальным проектам. Темы проектов разнообразны. Учащиеся всегда имеют право выбора темы, которая является на данном этапе наиболее интересной для них. Работы, как правило, красочно оформлены.

В рамках индивидуальной проектной работы учащимися были созданы альманахи "Стихотворные переводы английских и немецких поэтов" .

Проектные работы, выполненные учащимися, могут быть использованы в качестве источника информации при подготовке к открытым мероприятиям, урокам, конкурсам и викторинам. Материалы по краеведению постоянно используются при подготовке к международным конференциям и семинарским занятиям.

При проведении международных семинаров используются форма групповых проектов . В их разработке принимают участие не только ученики нашей школы, но и учащиеся из образовательных учреждений Польши, Литвы, Латвии, Германии. Тематика их разнообразна. Она затрагивает проблемы экологии и образования в разных странах, проблемы молодежи и исторические аспекты, перспективы развития международного сотрудничества и обобщение его результатов. Такие проекты могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Один из долгосрочных проектов "Судьба фортификационных сооружений", разработанный учащимися

гимназии № 40, учениками из г. Электренай (Литва) и г. Гижицко (Польша) в рамках традиционного международного семинара "Уроки дипломатии" в ноябре 2006 года, был представлен нами на городской конференции "Информационно-компьютерные технологии в сфере современного образования" 1 февраля 2007 года как результат работы представителей трех государств.

Особой популярностью среди учащихся пользуются радиопроекты, фотопроекты, видеопроекты . Такая форма работы позволяет юным представителям разных государств расширить сферу возможностей ведения диалога культур, позволяет кратчайший найти путь к пониманию друг друга.

При решении поставленной задачи учащиеся объединяют усилия, направленные на достижение общей цели. Такие проекты реализуются и в гимназии № 40, и в Детской деревне Песталоцци в г. Троген (Швейцария) с 2000 года.

Первый этап подготовительный. В ходе его учащиеся формируют интернациональные группы (по 3-4 представителя от каждой страны), получают задание и разрабатывают стратегию деятельности. Им необходимо придумать сюжет истории по предложенной теме ("Права ребенка", "Школа", "Моя жизнь в будущем", "История любви" и т. д.), разработать план проведения фото- и видеосъемки, предложить комментарии по каждому из фрагментов проекта, обсудить предложения и выбрать общий вариант. Вся работа ведется на иностранном языке, как правило, на английском. Здесь помощь учителя может быть неоценимой. Он является консультантом по всем вопросам, связанным с иностранным языком.

Второй этап практический. Учащиеся непосредственно заняты съемкой или записью радиопрограммы в радиостудии "Power Up".

Заключительный этап - предъявление результатов деятельности группы. Озвучивание ведется на двух языках: английском и немецком. При подведении итогов обязательно отмечаются лучшие работы и самые активные участники. Каждый из участников проекта получает памятный диск с записью радиопередачи, с фотографиями проектных работ (презентации с проектами 2006 года см. в Папке достижений).

Особо эффективной следует признать проектную деятельность с использованием сети Интернет . Это прекрасная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. Найденная информация может быть представлена в виде проектных работ различного объема, докладов, рефератов и презентаций.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Результативность проектной деятельности

Наблюдения за динамикой интеллектуального и нравственного развития учащихся позволяют отметить положительные результаты проектной деятельности учащихся. Как учитель я могу судить о возросшем интересе к изучению английского языка.

Год Количество опрошенных Повышение интереса к изучению английского языка благодаря проектной деятельности
Да Нет Не знаю
1. 1995 44 25 4 15
2. 2000 39 30 2 7
3. 2005 51 50 0 1
4. 2007 46 46 0 0
5. 2009 51 50 0 1

Благодаря проектной деятельности с использованием информационных технологий значительно расширились возможности учеников. Работа над проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, делает их духовно богаче. Все учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью на уроках английского языка, являются участниками международных молодежных проектов, организуемых на территории г. Калининграда и на территории Литвы, Польши, Швейцарии, Германии.

Использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников

Другим направлением моей работы по развитию интереса учащихся к изучению английского языка, повышению качества знаний является использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников.

На начальной ступени обучения возникает много проблем. Для их решения необходимо учитывать связь структуры урока с психологическими особенностями младших школьников. Перед учителем иностранного языка возникает необходимость сохранения работоспособности учеников на протяжении всего урока, предупреждение утомляемости, поддержание интереса к работе. Важно учитывать данные психологии о том, что на запоминание у младших школьников большое внимание оказывают опорные логико-коммуникативные схемы, таблицы.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут быть разными: от отдельных предложений до целостного образа высказывания. Конечная цель использования опорных схем и таблиц - научить ученика составлять свое собственное высказывание, развитие его самостоятельности и творчества.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет реализовать дифференцированный подход к ученику, активизировать его познавательные возможности: память, мышление, воображение.

Методика составления логико-коммуникативных опорных схем включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, необходимо составить модель монологического высказывания - речевой эталон , который соответствует требованиям программы и предусматривает возможности ученика. Речевой эталон включает в себя изученный языковой и речевой материал; материал, который предстоит освоить, а также дополнительный материал. При составлении речевого эталона учитель должен учитывать жизненный опыт своих учеников, их интересы, уровень интеллектуального развития.

После составления речевого эталона начинается непосредственно создание логико-коммуникативной опорной схемы. В зависимости от уровня сформированности речевых навыков и умений, от уровня развития мыслительных способностей ученика выбираются сигналы-символы: изобразительные и вербальные. Вербальные средства включают в себя речевые образцы, отдельные слова и словосочетания. Невербальные средства представлены рисунками, аппликациями, геометрическими фигурами, цифрами.

При составлении логико-коммуникативных опорных схем необходимо использовать следующие принципы :

  • Принцип доступности содержания - языковой материал не должен быть слишком сложным;
  • Принцип доступности изображения - ученики привыкают к определенным сигналам, выражающим то или иное грамматическое или лексическое явление, и отождествляют данные сигналы с заложенным в них смыслом (например, вопросительный знак и многоточие означают, что данную мысль необходимо развить дальше; короткая линия означает is, а длинная - are;
  • Принцип расположения информации в логическом порядке;
  • Принцип цветовых параметров - теплые цвета активизируют внимание учащихся, повышают работоспособность. Следует отметить, что чрезмерная перегруженность схемы разными цветами отвлекает учеников от процесса работы. Наиболее оптимальной является комбинация 4-х цветов. Основная часть лексических единиц представлена черным цветом, а красным, синим и зеленым цветами выделяются ключевые аспекты и наиболее важные моменты высказывания. Например, в опорной схеме "Лондон" названия достопримечательностей написаны красным и синим цветами, а описательные прилагательные, уточняющие существительные, глаголы представлены только черным цветом;
  • Принцип достоверности - целесообразно использовать рисунки и аппликации, способствующие более яркому восприятию предлагаемой ситуации.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут представлять собой более развернутые и менее развернутые программы высказывания. Каждая опорная схема должна состоять из 3-х частей, она должна включать вступление, основную часть и заключение .

Организация работы с логико-коммуникативными опорными схемами предполагает их комплексное использование в процессе изучения темы.

При первом предъявлении схемы учитель знакомит учащихся с речевым эталоном, которым им предстоит овладеть в процессе работы над темой. Учитель может организовать беседу с учениками, в ходе которой повторяется материал, знакомый им по предыдущим темам.

На последующих уроках учитель обращает внимание на отдельные блоки опорной схемы. Они отрабатываются в изолированном виде. Большое внимание следует уделять хоровой и индивидуальной отработке отдельных предложений и ситуаций.

Следующий этап - обучение учащихся целостному высказыванию по опорной схеме. Первые монологические высказывания могут быть предъявлены несколькими учащимися, которые последовательно освещают предложенные учителем ситуации. Например, при работе над темой "Времена года. Погода" один ученик рассказывает о зиме, второй о весне, третий о лете, четвертый об осени. И только после этого можно предложить желающему ученику рассказать обо всех временах года, о погоде в Калининградской области.

На последних уроках работы над темой общение учителя и учеников организуется без опоры на логико-коммуникативную схему.

На протяжении нескольких лет мои ученики подчеркивают, что логико-коммуникативные опорные схемы им очень помогают в обучении.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет значительно сократить время обучения учащихся составлению монологического высказывания по теме, а также составлению диалогов. Компактные, яркие сигналы активизируют работу учеников, обостряют их внимание и способствуют запоминанию. Опорные схемы позволяют соединить отдельные звенья информации, установить связи между ними, содействуют развитию логического мышления. Многим ученикам опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого материала - создают психологический комфорт и атмосферу доверия на уроке.

Подводя итоги, хочется сказать, что интерес к изучению английского языка растет год от года. Наступил такой момент, когда каждый начал осознавать, что хорошее знание иностранного языка является неотъемлемой частью современной жизни - это залог успеха в профессиональной деятельности в будущем.