Обобщение и распространение эффективного педагогического опыта. Учительские университеты

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,- игра, которая способствует развитию умственной и творческой деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости, отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. С новым набором детей я решила провести эксперимент, использовать игру во всех видах деятельности.

Имея уже большой опыт педагогической работы - более 20 лет, я хорошо изучила психологические особенности младших школьников, особенности взаимоотношений в таком коллективе и значение участия их родителей в эмоциональном благополучии каждого ученика и жизни всего класса.
Самое главное в обучении - это не позволить страху ребёнка (а вдруг я что-то не пойму) блокировать мышление, память.
Для этого я разрешила детям приходить в школу с самой любимой игрушкой, которая до нужного мне момента сидела в ранце. Когда класс уставал я обыгрывала «гостя», который очень удивлялся, задавая вопрос: «А что вы тут делаете?» И тогда, подбадривая детей, мы повторяли правила правописания или математические вычисления. Гость-игрушка повторял с хором детей необходимую информацию, которая в весёлом смехе усваивалась и закреплялась. Так игра помогла усвоить новый материал без психических травм и особых напряжений.

Интеллект - это объём активной памяти, т. е. - это накопление знаний, которые можно использовать в разных сферах жизни. Для развития памяти я решила использовать методы сенсорного воздействия на все органы чувств: слуховая память, зрительная, тактильная.
Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, о культуре поведения.
Еженедельно провожу классные часы. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.
В результате целенаправленной работы по данной теме я достигла повышения интереса учащихся, качества знаний, умений, навыков.
Провожу один из уроков по ознакомлению детей с животным миром Краснодарского края, тема «Грызуны». Договариваюсь с одним из родителей которые могут принести от бабушки кролика и корм, подбираю игрушки сына: мышка, крыса, бурундук, белка. А из «закромов учительской кладовой» достаю орехи, жёлуди, колоски, семечки.

Такой урок надо проводить последним, чтобы не размыть ощущения у детей от увиденного и услышанного.
На последней перемене прошу всех выйти в вестибюль, сообщая таинственным голосом детям, что на уроке будет таинственный гость и у него такой тонкий и нежный слух, что он из-за шума может сбежать. Дети выходят, а мой стол превращается в «лесную полянку» при помощи куска зелёного ковролина, имитирующего траву и ветки.

Звенит звонок, дети настороженно входят в класс, рассаживаются. Включаю диск «Звуки природы» и под шум ручья, кукования кукушки, щебет птиц начинаю свой рассказ с демонстрацией игрушек. Затем предлагаю детям выбрать из предложенного ассортимента то, что в лесу могут есть зверьки. И тут «на полянку» выскакивает из клетки кролик с опущенными ушами. Призываю говорить шёпотом, разрешаю гладить, предлагаю угостить и наиболее смелому ребёнку взять кролика на руки, рассказываю об особенностях зайцев и кроликов и причин одомашнивания только кроликов.
После ухода живого объекта предлагаю детям нарисовать дома вместе с родителями любого грызуна и делаю выставку рисунков. На последующих уроках мы вспоминаем сказки и рассказы об этих животных, придумываем свои.
Так воздействие на разные органы чувств способствует развитию воображения, фантазии, развитию речи и интеллекта.
К теме урока «Рождение человека» меня подтолкнула следующая ситуация: у одного ученика (Пальчевского Ильи) мама беременна, мальчик стесняется этого, на хихиканье товарищей отвечает дракой, успеваемость снизилась. Вот я и поставила перед собой задачу - возвысить женщину-мать, обращаясь к конкретным чувствам каждого ребёнка, вызвать глубокое уважение к любой беременной женщине, дать возможность каждому почувствовать себя на месте ещё не родившегося малыша, закрепить знания о важности и нужности папы понятиями, соответствующими возрасту и достоинству. Подготовила наглядный материал: куклу-младенца, маленькую куколку в кульке с водой (в лоне матери), рисунок беременной женщины, жующей яблоко, сок от яблока по пуповине стекает к плоду.

На последний урок захожу в класс с плачущей куклой, говорю ребятам, что нашла в капусте, жду возражений, а их очень мало. Тогда рассказываю детям о цветущем весеннем саде, о солнце, пробуждающем это цветение, перехожу к людям, испытывающим приятные ощущения от солнечных лучей, об радости прикосновений друг другу людей, о восхищении друг другом, о человеческой красоте. Сравниваю бутоны на яблоне с такими же почками внутри у мамы, а любовь папы, его нежные слова и прикосновения - с солнечными лучами. От такой любви нежности проснулась мамина почка и стала расти в специальном аквариуме, как золотая рыбка внутри мамы. Рассказываю детям какие они уже тогда были озорники, как толкали маму и просили есть (подхожу почти к каждому ребёнку, прикасаюсь к нему, и рассказываю какую еду от мамы как будто-бы он просил, как просил маму постоять у окошка или посмотреть весёлый фильм. Это для того, чтобы снять нервное напряжение, смущение от такой деликатной темы. Показываю репродукции картин знаменитых художников.

Мы закрепляем понятие «Млекопитающиеся» и переходим к папиной силе, заботе, провожу параллель между людьми и собаками, волками, лисами. Расставив приоритеты и ценности, уточняю почему нельзя обижать девочек: не вырастут у них почки-клеточки для рождения детей, тогда жизнь на Земле вымрет, нельзя женщинам выполнять тяжёлую работу. Так что жизнь на Земле зависит целиком и полностью от мальчиков, от мужчин…
И пошли мои мальчишки домой преисполненные гордостью… А за Ильёй пришла мама, ей наперебой стали предлагать сесть, а Илье советовали взять у мамы сумку.
Через несколько дней мы организовали выставку семейных фотографий и смешных сюжетов из раннего детства учеников. Помощь родителей была неоценимая.

Такие уроки сплачивают детский коллектив, исключают предвзятое отношение некоторых родителей к работе учителя.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Для этого я на своих уроках даю нестандартные, может быть, даже завышенные для этого возраста знания, используя игру.
Решила я провести «День космонавтики» во втором классе. Родители учеников уже с радостью воспринимают такие начинания. Одни взялись изготовить из тёмно-синей клеёнки звёздное небо с планетами солнечной системы, другие - из пятилитровых канистр от воды, космический корабль «Марс», который привезёт марсианские яблоки. Все родители вместе с детьми принимали участие в выставке семейного рисунка «Я, Земля, я своих провожаю питомцев!»На уроке ИЗО дети красками рисовали свой космический корабль по воображению. На уроке труда мы делали первый космический спутник Земли. Пригласили одну из бабушек, которая помнила этот день 12 апреля 1961 года и могла об этом рассказать. Урок сопровождался презентациями. Я рассказывала детям о целях создания космической техники, о целях космических полётов. О поисках планеты, похожей на нашу Землю, о первом отряде космонавтов, об их тренировках. Потом. подражая интонации Левитина, провозгласила о запуске первого космического корабля «Восток». Тут вступила бабушка - очевидец тех событий с рассказом, затем ученик, подготовивший сообщение о Ю.А.Гагарине. И опять на экране космодром, Гагарин, идущий в скафандре к «Востоку», его знаменитое - «Поехали!» И голос Ольги Воронец: «Я, Земля, я своих провожаю питомцев…» Песня завораживает детей…»Космические корабли на старт!» - говорю я. Дети приклеивают свои корабли к звёздному небу. Затем обращаюсь к детям для уточнения: чей корабль полетел к какой планете, как планеты выглядят, какого они размера.

На нашем звёздном небе особенно выделен Марс - он сверкающе-красный. Таинственным голосом рассказываю древнегреческую легенду о Боге войны Марсе, о мечтах человечества попасть на эту планету. Включаю запись песни В.Трошина «И на Марсе будут яблони цвести». «Космический корабль» летает между рядами, каждому раздаются яблоки, а я заканчиваю урок словами: «Первый грузовой космический корабль «Марс» вернулся на Землю с плодами человеческого труда - яблоками. Следующий полёт ваш, 2 «А», набирайтесь знаний и умений! Космос ждёт Вас!» И звёздное небо, и космический корабль, и песни, и очевидец событий - всё это сюрпризные моменты. Выставка семейных рисунков на космическую тему вызвала здоровую конкуренцию в последующих классных выставках ручного труда, кулинарии, домашних заданий по развитию речи для всей семьи - это хорошая индивидуальная работа с детьми, которая учит работать с орфографическим словарём, расширять словарный запас.

Продолжить космический полёт» мы решили в третьем классе по многочисленным просьбам детей и родителей. Желание участвовать в организации урока было у родителей очень велико (все подобные уроки я делаю открытыми для всех желающих: и коллег, и родителей).
Один из родителей принёс тридцать летних десантных шлемов из седьмой десантной дивизии, другие сделали цветущую и одновременно плодоносящую яблоню, третья семья сделала из коробки «телевизор», из которого мама «диктор» будет вещать о новом полёте и его задачах. Я написала сценарий урока, где была отведена роль каждому ребёнку, а родители придумали к каждой роли костюм или атрибут.

Это был наш первый опыт коллективной театрализованной деятельности, где актёры - весь класс, а зрители - родители и коллеги.
Воспитание и обучение всегда строится на взаимном интересе. Используя сенсорику можно добиться больших результатов в развитии внимания, памяти, образного и логического мышления, прослеживая несложные причинно-следственные связи. Когда ученику интересно, он всецело доверяет учителю, если при этом давать положительную оценку даже за попытку ответа. Крохотный успех окрыляет, даёт желание стремиться к познанию и подняться на ступеньку выше. Даже ошибающемуся я стараюсь говорить «Ты почти прав, только ещё чуть-чуть подумай».

Чтобы завоевать доверие у детей и их родителей, я стараюсь проводить разнообразные уроки развивающего цикла: от большого взрыва и образования солнечной системы, образования Луны, возникновения преджизни… до строения человека. Все пособия и наглядный материал делаю сама. К урокам готовлюсь тщательно, много читаю. Такие уроки провожу по пятницам. Не запрещаю родителям присутствовать на уроках.
Для урока «Строение человека» вылепила скелет длиной 70 см из гипса, бинтов, зубы сделала из крупнозернистого риса, а внутренние органы и кожу из пластилина. Все желающие подержали в руках скелет, под моим руководством собрали последовательно внутренние органы. Отдельно вылепила из розового и чёрного пластилина лёгкие курильщика, сравнила со здоровыми розовыми. Рассказала, что происходит с лёгкими.
Такие уроки стимулируют познавательную активность детей, увеличивают количество одарённых, способных на инсайт-озарение - по разным предметам.
Но всё - таки, главным методом обучения младших школьников является игра - как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игра - средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышление, внимание, память. Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дать новые знания, заставить мыслить. Игры должны обеспечить формирование учебной деятельности.
Большую помощь мне оказывают работники библиотеки, куда я вожу детей разных выпусков уже девятый год.
Для душевной гармонии посещаем музыкальную школу №1 им. Данини послушать классическую музыку.
Статистическая наука приводит следующие данные о человеческом обществе: гениев - 1 на 6 миллионов; талантов - 1 на 40 тысяч, одарённых - 1 на 500 человек. Процент очень большой. И мы, учителя, призваны открывать и развивать больше и больше таких личностей, детей «индиго», они так нужны нашей планете.

Крикунова Раиса Ароновна
Учитель начальных классов, МОУ СОШ №19 г. Новороссийска

Городское методическое объединение руководителей ШМО
Колова Л.В.

Формы распространения педагогического передового и положительного опыта.

Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Все формы могут быть использованы в рамках трех моделей распространения положительного опыта лучших школ и учителей, предложенных Н.В.Немовой, Т.П.Афанасьевой:
 модель прямого действия, когда лучшая школа (учитель) напрямую предоставляют свои услуги потребителю (другим школам, учителям);
 модель опосредованного действия, когда между носителями опыта и его потребителями стоит посредник, создатель сети распространения опыта (орган управления образованием, институт повышения квалификации, городской методический кабинет, научно-методический центр и т.д.);
 модель «Каскад», при которой лучшая школа, учитель передают свой опыт нескольким школам, учителям, а те, в свою очередь, - продвигают его среди других образовательных учреждений и педагогов.

Распространение опыта может проводиться в различных формах: устная;
практическая;
печатная;
наглядная.

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать методист городского управления образования, руководитель школы, руководитель МО, сам учитель, опыт которого обобщен. Выступления организуются на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта во время открытого урока, внеклассного мероприятия, мастер – класса и т. д. Его эффективность как средства распространения опыта будет выше, если целевая установка четко сформулирована (показ идеи обобщенного опыта, ее пропаганда) и будет заранее доведена до сведения учителей. Именно эти идеи и должны потом стать предметом коллективного обсуждения педагогов.

Печатная форма. Опыт учителя может быть описан в стенной газете, методическом бюллетене, статьях городских газет, научных работах; возможно издание в школе рукописных сборников из опыта работы учителя, интернет сайтах.

Наглядная форма включает в себя организацию стационарных и передвижных выставок из опыта работы учителя. На стендах, баннерах «Из опыта работы учителя», «Знакомьтесь: передовой опыт!» можно поместить фотографию учителя, коротко сказать о его достижениях, вскрыть суть идеи опыта, который изучен и обобщен, призвать учителей использовать его в практике своей работы, описать этапы использования. К стенду прилагаются материалы обобщенного опыта (справка-описание опыта, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, планы и т.д.). Такую выставку целесообразно организовать в школьном методическом кабинете. Для пропаганды опыта вне школы можно использовать «книжки-раскладушки», удобные для использования на педагогических чтениях, конференциях и т. д.

Формы распространения передового педагогического опыта

 педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;
 научно-методическая и научно-практическая конференции;
 педагогическая выставка;
 семинарские занятия по проблемам педагогики;
педагогические консультации;
 творческий отчет и публичные доклады ОУ;
 авторская школа;
 методическая панорама;
 открытый урок (показ приемов и методов работы);
 семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);
 написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта);
 конкурсы профессионального мастерства;
 фестивали педагогического творчества;
 педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);
 школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);
 методический плакат (анализ результатов работы);
 рукописи, аудиозаписи, видеофильмы и др. (использование при подготовке методических разработок и рекомендаций);
 мастер-класс;
 панорама педагогических достижений;
 защита авторского проекта;
 картотека приемов педагогической техники;
 конкурс видео мастер-классов;
 круглый стол «Мои педагогические инновации. Первые шаги»;
 работа тьютеров на тематических заседаниях методических объединений;
 проведение лекционных занятий и мастер – классов в рамках курсовой переподготовки;
 создание и распространение DVD c мастер – классами и видеоуроками учителей «Фонд уроков мастеров педагогического труда»;
 творческая лаборатория (тренинги и практические занятия);
 педагогический марафон творчески работающих учителей;
издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, сборники «Час творчества», буклеты, выступления в СМИ, размещение материалов на образовательных сайтах);
 работа на Интернет-сайте;
 дистанционный сетевой семинар;
 участие в работе экспертных групп;
 презентация инноваций;
 видеосалон «Портрет учителя в интерьере его педагогического опыта»
 урок-панорама (демонстрация наиболее ярких, эффективных способов, методов, приёмов обучения);
 тематические круглые столы;
 апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств новаторского типа;
 работа школы передового опыта;
 практикумы;
 разработка рекомендаций по внедрению опыта;
 обучающие и деловые игры;
 педагогические мастерские;
 аукционы педагогических идей;
 выставки;
 форумы;
 ярмарки и т.п.

27.5. Изучение и распространение передового педагогического опыта

В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит новаторам. их мастерство, их "секреты" покажут учителям, образно говоря, воплощение идеала, педагогику как искусство в действии. Кого можно назвать новатором? Того, кто хорошо работает? Или того, кто предлагает что-то новое? Новаторство и передовой опыт - это не одно и тоже.

Передовой опыт - более широкое понятие, новаторство - составная часть передового опыта, его основа. Не каждая форма работы, даже успешная, является передовым опытом и не каждое новаторство - передовой опыт.

Передовой опыт - это то, что можно передать, использовать в работе других учителей. Новаторство не всегда можно передать, является И индивидуальное творчество, которая дает высокоэффективные результаты у данного учителя, но другие учителя так работать не могут.

Это все равно, что спросить у великого художника, как ему удается написать такой замечательный пейзаж? Он расскажет, как он писал натуру, о чем думал, что переживал, как создавал эскизы, как смешивал краски... Всем все понятно. Но другой художник так не напишет, хотя будет повторять все, что делал мастер. Так и в учительской работы: механически перенять ничего нельзя. Но произведенные выдающимися учителями приемы помогут найти свои подходы к решению той проблемы и достичь успеха.

Передовой опыт - это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически осуществлены в деятельности отдельных учителей и так, чтобы обеспечить высокие результаты без дополнительных затрат времени (т.е. только время работы). Передовой опыт может быть новаторским, когда учитель предлагает что-то оригинальное, новое, чего не было раньше. Это может быть целая система работы, как, например, у А. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, Л. Занкова, когда вопросы обучения и воспитания решались комплексно, осуществлялись различными методами, приемами. Но новаторство может иметь и ограниченный характер, когда предлагаются отдельные формы занятий или особые методы обучения. Если, например, речь идет о работе В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лысенковой, прежде всего, имеется в виду урок. Они мастера-новаторы в использовании особых методов объяснения, обратной связи, самостоятельной работы учащихся.

Бывает передовой опыт, не имеет новаторского характера? Такого быть не может. Учитель не предлагает нового метода, приема, способа работы, но он сумел "старому", давно известном метода предоставить такого направления, чтобы он "заиграл новыми красками", стал более эффективным, результативным. Где настоящий успех, там всегда новаторство в той или иной форме. Педагогический успех невозможен без поиска, искусства, мук творчества. Но одно дело, когда учитель производит нужны навыки в себя, с учетом своего характера, подготовки, опыта; другая, если он предложил приемы работы или усовершенствовал старые так, что они дают высокие результаты и их можно распространять и использовать. Новаторство приобретает характер передового опыта, который надо распространять и внедрять. Не все, однако, подлежит распространению. Изучая приемы работы новатора, директору важно выяснить главное, ведущее, общее, то, что можно посоветовать всем, и то, что присуще только личности, талантливому человеку, чем можно восхищаться бесконечно как произведением искусства, но нельзя не только копировать, но и приближенно перенимать, потому что в другом исполнении это будет неэффективно, порой карикатурно и смешно, а нередко и вредно.

В. А. Сухомлинский проводил уроки мышления. Ученики сидели и думали. их лица сосредоточены, они погружены в поиск. Но разве кто-то, кроме В. Сухомлинского, сможет это сделать? Кто сможет повторить А. Макаренко? Разве есть другой С.Шацький или иной М. Гузик? Это люди неповторимы! Но в их методах, приемах есть элементы доступны всем, более того, есть нечто общее, что обогатило педагогику как науку и стало достоянием всех.

Положительный опыт может быть комплексным, копы результат деятельности учителя (высокий уровень знаний, трудовой подготовки и воспитанности учащихся) оказывается в конце учебного года или после окончания школы: выпускники успешно поступают в вузы, хорошо трудятся на производстве, примерно ведут себя в обществе.

Положительный опыт может быть промежуточным, частных. Учитель проявляет особые способности в организации учебного процесса: четко проводит уроки, тщательно их готовит, активизирует усилия детей. Изучается именно эта, наиболее заметна и эффективна часть работы учителя.

Положительный опыт может быть конкретным, узко направленным, когда срабатывает какой-либо один метод, прием, отдельный элемент учебного или воспитательного процесса.

Таким образом, педагогический опыт - явление широкое, неоднозначное, требующее всесторонней и целенаправленной деятельности не только руководителей школы, но и всего педагогического коллектива.

Проанализируем это подробнее, конкретизируя эту деятельность, и наметим пути изучения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта в практику работы учителей.


Выявление, изучение и обобщение передового опыта. Руководители школ в поисках передового опыта не должны полагаться только на случай, когда внезапно обнаружат в работе того или иного учителя что-то выдающееся, оригинальное, полезное. Изучение передового опыта подвергается организации и спланированном поиска. Прежде всего, и директор, и завуч составляют ориентировочные вопросы, которые следует изучить, доводят их до сведения учителей, стимулируя их творческий поиск в определенных направлениях. Оттенков и конкретных подходов может быть много, иногда совершенно неожиданных и необычных, но основные, ведущие элементы учебно-воспитательного процесса традиционные и хорошо известны, в частности:

1. Подготовка учителя к уроку.

2. Обратная связь, мастерство опрос учащихся.

3. Умение объяснять материал: активизация, проблемность,
структурность, разнообразие приемов, ТСО и др.

4. Развитие способностей учащихся, индивидуальный подход, работа с одаренными и слабо успевающих учениками.

5. Развитие самостоятельности учащихся, их умение добывать знания, моделировать, решать оригинальные упражнения, использовать знания на практике и тому подобное. Развитие трудолюбия, любви к умственному труду.

6. Воспитание в процессе обучения. Приемы выработки убеждений, система требований, личный пример учителя, этика и тому подобное.

В области воспитательной работы эти вопросы другие:

1. Умение изучить личность ребенка, его способности, темперамент, характер, склонности, уровень культуры.

2. Работа с коллективом учащихся.

3. Организация воспитательного мероприятия.

4. Методика проведения классного часа.

5. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание школьников.

6. Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, активности в общественно полезном труде.

7. Работа с активом учащихся и "трудновоспитуемыми детьми".

8. Работа с родителями учащихся.

Изучая работу учителей по этим направлениям, руководители школ проявляют положительные и "теневые" стороны в работе, дают советы, указания, приводят примеры. Каждый руководитель имеет более или менее определенное эталонное представление о тех или иных приемы работы и пытается их передать своим коллегам. Это, безусловно, одно из средств распространения передового опыта, потому что и директор, и завуч в своих рекомендациях опираются на обобщенный передовой опыт и многолетние наблюдения. Но такие действия недостаточны. Речь идет о специальном изучения деятельности учителей, достигших серьезных успехов в труде, выявлении специфических особенностей их приемов с целью распространения. С чего все начинается?

Путем личных наблюдений и анализа результатов руководители школы устанавливают, что у того или иного учителя есть определенные выдающиеся достижения. Как они их достигли? Начинается процесс изучения. Степень квалификации руководителей проявляется, прежде всего, в умении найти "изюминку" в методах работы учителя, как раз то, что оживляет, казалось бы, известный прием, делает его действенным и результативным. Следующий шаг - выявление элементов этого приема, что расчленение его на составные части и определения значимости этих элементов, нахождение основной, "решающей" звена. Затем руководитель школы устанавливает, воспроизвести этот опыт, то есть передать другим, или он полностью зависит от личности учителя: его артистичности, темперамента, склада. Период изучения опыта крайне трудный и ответственный.

Если руководитель школы делать выводы только по результатам, без тщательного анализа педагогического процесса, то заранее можно предположить неэффективность такого изучения, а иногда и опасность, поскольку опыт будет передаваться "вообще", поверхностно, без раскрытия его сути. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что опыт не передается буквально, а передается идея, заложенная в опыты Вот что "идею" и необходимо найти руководителю школы в процессе изучения успешной работы конкретного учителя.

При изучении системы работы передового учителя необходимо составить план, может предусматривать следующие вопросы:

а) ознакомление с общей подготовкой учителя: научной,
методической, по специальности;

б) изучение системы подготовки учителя к урокам и внеклассных мероприятий (планировка, состояние кабинета, дидактического материала и т.д.);

в) посещение нескольких уроков с одной темы;

г) анализ результатов работы учителя (уровень знаний и развитие учащихся).

Для более полного раскрытия системы работы учителя необходимо изучить состояние внеклассной работы с учащимися, индивидуальный подход к ним, особенности связей с родителями и тому подобное.

Приемы внедрение в практику передового опыта. Сущность и цель изучения и обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей. Поэтому руководители школ, методических объединений должны не только хорошо знать педагогическую сущность и ценность того или иного опыта, но и широко пропагандировать и внедрять его в практику работы учителей.

Внедрение - наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта. Можно хорошо изучить и обобщить, даже успешно пропагандировать и в приказном порядке заставлять его применять, и все же успеха не достичь. Внедрение нелегко дается учителю, оно требует творческих усилий, способности к трансформации и преодоления трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. Неудачи в начале, даже при самой тщательной подготовке, неизбежны. Нужны навыки, приспособления, отработка приема с учетом своих индивидуальных данных. Даже простой, казалось бы, прием: научить работать с книгой на уроке - не всем дается. Что может быть проще: сформулировал вопрос, рассказал как и что делать - приступайте. Но не получается, и мешают различные безделушки: в другу нет тетради, другой забыл ручку, у третьего нужная страница в учебнике отсутствует. Оказывается, учитель-мастер должен все предусмотреть, научить самой технике работы и правильной подготовке к ней.

Какие же методы распространения передового педагогического опыта?

Это, прежде всего, устная пропаганда: выступления учителя или лица, изучала опыт, на методических объединениях, педагогических советах, семинарах, конференциях, педагогических чтениях.

Эффективной формой распространения передового опыта является его показ, демонстрация: посещение уроков и внеклассных мероприятий, ознакомление с планами, конспектами, дидактическим материалом, тетрадями и другими видами работ учителей и учеников.

Внедрение передового опыта невозможно без практикумов и тренировок, когда речь идет о приемах и способах работы. Например, как овладеть техникой проведения лабораторной работы, кино- урока и тому подобное. Только объяснения и показа мало, нужно выработать навыки у учителей и учеников.

Важное место занимает наглядная пропаганда: постоянно действующие и передвижные выставки, методические уголки и др.

Внедрение передового опыта - процесс управляемый. Руководители школ - не пассивны наблюдатели, они энергичные и активные деятели, организаторы, добивающиеся привлечения всего коллектива к творческому поиску и внедрению всего ценного и передового в практику. Деятельность руководителей школ в этом отношении весьма разнообразна.

Заметив оригинальное, новое в опыте отдельных учителей при посещении урока, внеклассных занятий, руководитель школы сам рассказывает об этом на педсовете или производственном совещании, объясняет, в чем заключается педагогическая ценность этих приемов, рекомендует другим учителям попробовать использовать их, а если понадобится, то предварительно посетить урок коллеги, посмотреть на эти приемы в действии. Не нужно пренебрегать мелочами педагогической техники, не стоит обязательно пытаться передавать сразу весь опыт. Сначала такая задача может оказаться очень сложным, непосильным. Отдельный же удачный прием может использовать каждый, даже молодой учитель. Например, использование звукозаписи на уроках иностранного языка, оригинальные приемы проверки домашнего задания и тому подобное.

Руководитель школы, заметив новаторские приемы в практике того или иного учителя, может предложить ему самому рассказать о них на методических объединениях или на любой совещании. При этом полезно иллюстрировать сообщение демонстрацией дидактического материала, детских работ, в которых выражаются новые элементы опыта, достигнутые результаты. Эта передача передового опыта отличается от предыдущих значительной активностью учителя, но, как и в первом случае, не требует письменного изложения своих мыслей, а потому доступна широкому кругу учителей.

Во многих учительских коллективах получила распространение такая форма передачи передового опыта как наставничество, шефство опытного учителя над начинающим. Ценность ее заключается в том, что опытный учитель практически знакомит молодого коллегу со своей системой, вводит его в лабораторию своей педагогической работы. Он рассказывает и показывает, как проводится подготовка к уроку по конкретной теме, как строится изложение нового материала, как происходит обратная связь, как организуется самостоятельная работа учащихся и т. При этом особое внимание обращается на главное в работе, на то, что обеспечивает успех. Он приглашает молодого учителя на свои уроки и объясняет, почему они проводятся именно так, а не иначе. Не ограничиваясь рассказами и показом своего опыта, учитель-новатор посещает уроки своего подшефного, отмечает отдельные успехи, анализирует недостатки помогает их устранить. Вместе с тем, он проводит упражнения, тренировки. Опытный учитель дает задание: составить тематический план, план урока; определить задачи, цели урока, подготовить вопросы для учеников, выделить опорные пункты своего объяснения, подобрать примеры, задачи, упражнения, способы закрепления, домашнее задание, продумать воспитательные моменты, индивидуальные задания. Урок спроектирован. Под руководством наставника опыт материализованный. Никакие общие разговоры не заменят личной работы и тренировок при внедрении опыта в практику.

Передовой опыт находит свое отражение в планах, конспектах уроков, которые учитель часто пишет для себя. Обнаружив содержательные планы, карты, другие записи, руководитель школы обращается к учителю с просьбой отредактировать эти документы для педагогического кабинета или уголка передового опыта, чтобы ими, как образцу, могли пользоваться другие учителя. Могут быть и сборки таких записей с пояснениями и уточнениями, сделанными завучем или методистом.

Внедрение передового опыта в школьную практику зависит от соблюдения определенных правил, когда речь идет о поэтапной организации этого процесса. В одной из школ учительский коллектив определил тему для внедрения: "Организация обратной связи как средство совершенствования учебного процесса". Что делает администрация и педагогический коллектив?

Первый этап. Учителя изучают теорию вопроса, для них читаются лекции, составляется список литературы, в коллективе проходят диспуты и обсуждения. Коллектив научно готовится к работе по-новому, осознает необходимость внедрения результатов научных исследований и передового опыта по данному вопросу. В учительской появились различные схемы, таблицы, рекомендации. Здесь и дидактические требования к системе обратной связи, раскрытие значения и функции контроля, его особенности при изучении материала, текущей проверке знаний, обобщающем опросе, виды и способы опроса, организация помощи отстающим и тому подобное.

Второй этап. Определяются учителя-мастера по отдельным предметам (математике, литературе, географии, истории и т.п.), которые начинают конкретное практическое внедрение. Передовые учителя экспериментируют, составляют перфокарты, дидактический материал, работают с учениками, ищут лучшие варианты внедрения. В школе готовятся кабинеты, ТСО, наглядные пособия, укрепляется материальная база, устанавливаются контролирующие устройства, в мастерских школы готовятся планшеты, грифельные доски и тому подобное. Таким образом, разрабатывается методика работы, создаются необходимые условия для конкретного внедрения передового педагогического опыта.

Третий этап. Массовое изучение полученных результатов и постепенное внедрение отдельных элементов опыта. Учителя посещают уроки мастеров, внедривших в практику работы систему обратной связи, знакомятся с различными видами опроса, техническими средствами, изучают приемы работы, учатся составлять карты, кодированные задачи, осуществлять комбинированное опроса. Опытные учителя рассказывают о своем опыте, делятся материалами, обсуждают отдельные технические приемы, указывают на возможные ошибки, пути их преодоления. Администрация организует открытые уроки, проводит их обсуждения, особое внимание обращая на технологию процесса, выработка навыков, умений. Многие учителя начинают постепенно использовать отдельные приемы, готовясь к широкому внедрению всего опыта.

Четвертый этап. Широкое внедрение опыта в практику всех учителей. С помощью руководителей школы и передовых учителей весь коллектив использует в своей работе обратную связь в процессе изучения материала и при текущей проверки знаний и после изучения всей темы. Учителя используют как машинную, так и безмашинного систему обратной связи. Особое внимание уделяется тематическом контроля, организации помощи отстающим ученикам. Руководители школы, руководители методических объединений и учителя-энтузиасты посещают уроки отдельных учителей, корректируют их работу, своевременно предоставляют необходимую помощь.

Широкой популярностью пользовался учитель математики, физики и астрономии Донецкой школы В.Ф. Шаталов. Много споров вызвал его метод преподавания, одни утверждали, что это чуть ли не панацея, педагогическое чудо, другие - что это узаконенное репетиторство, чуть ли не "зазубривание". Кто прав? В системе В.Шаталова важны положительные факторы, они давно известны педагогике, просто донецкий учитель предоставил им доминирующее значение и настолько усовершенствовал, что они в значительной степени определили его личный успех. А успех неоспорим: ученики В.Шаталова хорошо усваивали материал, большинство хорошо училась и трудилась после окончания школы. В чем особенности его положительного опыта? Можно выделить три особенности, которые стоит взять на вооружение:

Первая особенность. Четкое, структурное объяснение материала, выделение опорных сигналов, умение сложный материал довести до сознания каждого ученика. В.Шаталов вывешивает на доске свой знаменитый сигнал-конспект - четкий перечень основных положений темы и начинает объяснять материал, сначала подробно, второй раз - определяет основные моменты, третий - самую суть темы, как заключение. Слушая, ученики тут же усваивают, наблюдая за учителем, приучаются рассуждать, доказывать, искать истину. Результаты достаточно весомые, если здесь же предлагаются задачи, упражнения, опыты.

Вторая особенность. Хорошо организована обратная связь. У В. Шаталова на каждом уроке фактически в той или иной форме отвечают все ученики. Прежде всего, они в начале урока пишут краткий конспект по материалам прошлого урока, решают задачи, выполняют упражнения. Ученым созданы такие условия, что они вынуждены готовиться к каждому уроку.

Третья особенность. Осуществление индивидуального подхода. В.Шаталов выясняет, у кого из учеников какова дальнейшая цель и, кроме обычного учебного материала, дает дополнительные задания узко направленного характера. Дети, которые готовятся на математический факультет, получают очень сложные конкурсные задания, они целенаправленно готовятся в высшие учебные заведения и, как правило, успешно туда вступают. Что в этом плохого?

Но и в работе самого В.Шаталова и особенно его сторонников имеют место тенденции, которые должны настораживать учителя. Во-первых, заметен некоторый схематизм объяснений, иногда чрезмерный рационализм, в значительной степени обедняя курс, не дает простора фантазии, мысли, вариативности. Если у самого В.Шаталова творческие элементы присутствуют, то у многих "шаталовцив" их нет, что упрощает учебный процесс до опасного уровня. Во-вторых, далеко не каждый учитель может подготовить и размножить конспекты на каждый раздел, как это делает В.Шаталов. В результате в некоторых "шаталовцив", вместо настоящего конспекта - упрощенная схема, пригодная только для запоминания, мало что дает для серьезного изучения материала. Нужно уметь взять на вооружение эффективные моменты творческого метода В.Шаталова и осторожно, с учетом своих индивидуальных качеств, применять их на практике.

Пусть не отчаивается учитель, когда сразу не все получается, хотя он действовал, казалось бы, точно так как ему рекомендовали учителя-мастера. Это долгий и трудный путь поиска и становления, но идея, заложенная в опыте, в конце концов воплотится в практику, пусть несколько в иной форме, в других приемах - это не главное. Так объяснять, как В. Шаталов или Е. Ильин, смогут далеко не все учителя, это особый талант, но структурно выделить главные мысли, обеспечить постоянный контроль за работой учащихся, развивать способность детей рассуждать, оценивать явление, событие, выражать свое мнение и т.д. - может и должен каждый учитель.

Такие конкретные приемы изучения, распространения и внедрения передового педагогического опыта и результатов научных исследований. Этот сложный процесс поддается управлению и регулированию. Руководители школы с учетом конкретных условий работы всегда смогут найти эффективные пути совершенствования учебно-воспитательной работы в школе, если построят всю систему внедрения передового опыта на научной основе .


5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Учитель только тогда учитель, когда он не замыкается в себе, а обобщает и распространяет собственный педагогический опыт. Я с удовольствием делюсь с коллегами своими замыслами, педагогическими находками, знаниями (если в этом есть необходимость). Веду систематическую работу по распространению и обобщению опыта своей работы на внутришкольном уровне и на уровне района. Свой опыт работы я распространяю через открытые уроки, индивидуальные консультации, семинары, «круглые столы», конференции, мастер - классы; делаю сообщения об опыте своей работы на августовских секциях, педагогических чтениях.

В течение последних трёх лет выступила перед учителями школы по темам:


  1. «Современный урок и основные требования к нему».

  2. «Активные формы работы с учащимися – важнейшее условие повышения эффективности урока».

  3. «Уроки – семинары, их место в системе других уроков и методика их проведения».

  4. «Нетрадиционные формы проведения уроков».
В 2011 году опыт моей работы по теме «Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы» обобщен на школьном уровне. Своей целью я ставлю изучение, внедрение и распространение передового опыта, выработку необычных, нестандартных форм уроков, которые бы увлекали ребят, побуждали их к активному участию в работе, к самообразованию.

Мною разработаны материалы для системы уроков, теоретические и дидактические разработки, презентации уроков, которые хранятся в школьном методическом кабинете.

С 2004 года вхожу в «Творческую группу» учителей школы. Провожу открытые уроки для учителей школы, готовлю разработки по наиболее трудным вопросам программы, делюсь опытом своей работы. Практикую сообщения о новых методических разработках, обсуждение новинок литературы.

В течение последних трех лет проводила следующие мастер – классы для учителей школы:

1. 2010 г. - Урок – конференция по литературе в 11 классе по теме «Поэзия подвига (Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени)».

2. 2010 г. – Урок-исследование по русскому языку в 11 классе по теме «Особенности публицистического стиля».

3. 2011 г. – Урок – анализ по литературе в 9 классе по теме «Татьяна Ларина-любимая героиня А.С. Пушкина».

4. 2011 г. - Контрольно – обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме «Наречие» с использованием компьютерных технологий.

5. 2012 г. – Нетрадиционный урок литературы в 10 классе «Христианская основа романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

6. Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа - с использованием компьютерных технологий.

С 2004 года являюсь членом методического совета школы по информационным технологиям.

Три года - с 2008 по 2011 была руководителем МО классных руководителей. Проводила заседания МО, посещение и анализ открытых воспитательных мероприятий. Давала групповые и индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей. Изучала нормативные документы и знакомила с ними классных руководителей. Проводила с классными руководителями семинары, педчтения, практикумы.

Третий год выполняю обязанности инспектора по охране прав детства. Провожу информационно-аналитическую работу с несовершеннолетними, индивидуальную работу с учащимися, оказавшимися в социально-опасном положении, осуществляю раннюю профилактическую и коррекционную работу с учащимися, склонными к противоправным поступкам, и их семьями.

6. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

«Искусство воспитания, - писал К.Д.Ушинский,- имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме воспитания, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».

Поэтому я постоянно повышаю свою квалификацию при БИПКРО. В 2003 году прошла курсы по проблеме «Совершенствование преподавания русского языка и литературы».

В 2003 году аттестовалась, и была присвоена первая квалификационная категория по должности «Учитель».

В 2008 году подтвердила свою категорию.

В 2008 году прошла курсы повышения квалификации по теме: ««Теория и практика преподавания русского языка и литературы в современной школе»

С 17 сентября 2012 г по 03 октября 2012 г прошла курсы повышения квалификации по теме: «Технология обучения системно – деятельностного подхода»

Постоянно повышаю своё самообразование. Имею план самообразования. За последних три года работала над проблемами: «Современный урок и основные требования к нему», «Активные формы работы с учащимися – важнейшее условие повышения эффективности урока», «Информационные технологии на уроках русского языка и литературы». В этом году работаю над методической темой«Развитие творческих способностей учащихся через внедрение новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы». Привожу план по самообразованию на 2012 – 2015 гг.
План по самообразованию

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Дивовская СОШ» Мглинского района Брянской области

Лукьяненко Татьяны Николаевны на 2012-2015 гг.

Методическая тема:

«Развитие творческих способностей учащихся через внедрение новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Цели:

1. Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности.

2. Воспитание личности с учетом природных задатков, способностей, возможностей ребенка.

3. Формирования у детей эстетического мировоззрения, самосознания, способности к самоопределению.
Задачи:

Продолжение внедрения инновационных технологий в преподавание русского языка и литературы;

Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по русскому языку и литературе с применением новых педагогических технологий;

Создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развитие языковых и литературных способностей учащихся.
Ожидаемые результаты:

Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся,

мотивации к изучению русского языка и литературы;

Формирование коммуникативно-компетентной личности;

Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов,

обобщение опыта по теме самообразование;

Разработка и апробирование дидактических материалов,

наглядности, создание электронного комплекса педагогических разработок.


План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

I. Повышение квалификации и профессиональная подготовка

Прохождение курсов по теме «Технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода»

Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Воспитание школьников», «Первое сентября», «Образование в современной школе».

Переаттестация на первую категорию.

Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района в области обучения и воспитания.

2012-2013 учебный год

2012-2015 систематически

2012-2015


II. Использование современных образовательных технологий ИКТ при обучении русскому языку и литературы.

1.
2.

Изучение статей, брошюр учителей-новаторов.

Разработка уроков русского языка и литературы с использованием новых передовых технологий на основе системно-деятельного подхода

Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и воспитания:

1) развитие художественного мышления и речи в процессе обучения литературы

2) создание интегративной системы обучения, способствующей формированию мышления учителя

3) разработка уроков и внеклассных мероприятий на интегративной основе

Составление мультимедийных презентаций и использование их в обучении русскому языку и литературе.


2012
2012-2013
2013

2014
2015
2012-2015


III. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.
2.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.


Выступление перед коллегами на педсовете, методической конференции.

Создание персонального сайта.

Оформление методической копилки для кабинета русского языка.

Разработка и проведение открытых уроков.

Разработка и проведение мастер-классов в урочной и внеклассной деятельности.

Разработка и проведение внеклассных мероприятий.

Участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровня.

Участие в педагогических конференциях.

Индивидуальная работа с учащимися, консультативная помощь.

Проведение семинарских занятий с отчётом по теме самообразования.

Оформление материалов по самообразованию.

2012-2015 г.


IV. Работа с одаренными детьми

1.
2.
3.

5.
6.


Продолжить выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренности.

Создание творческих проектных групп, научного общества учащихся.

Разработка дидактического материала (нестандартных заданий олимпиадного уровня, дидактических игр) для работы с одаренными детьми

Создание элективных курсов по обучению навыкам проектной и исследовательской работы.

Участие в школьных и районных предметных олимпиадах.

Исследовательская работа учащихся (рефераты, эссе).


2012-2015
2012-2013

2012-2015
2012-2015

Пункты плана уже выполняются

7. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования.

Принимаю активное участие в семинарах, научно – практических конференциях, «круглых столах».

Являюсь членом районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Уже ряд лет являюсь членом комиссии на районных олимпиадах по русскому языку и литературе.

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах .

Принимала активное участие в конкурсе разработок открытых уроков и внеклассных мероприятий по творчеству А.С. Пушкина, проводимых районным методкабинетом.

В апреле 2009 г. в школьном конкурсе «Классный руководитель года» я завоевала призовое 2 место. 2010 год - в школьном конкурсе «Учитель года» заняла 1 место. За свою работу награждалась грамотами РОО и УО.

Но успехи моих учеников, радость на их лицах, добрые слова в мой адрес для меня дороже всех наград, И я делаю для этого всё, что в моих силах. В каждом моём выпуске, начиная с 1998 года, есть отличники и медалисты, которые успешно учились и учатся в вузах страны. Многие из них стали хорошими специалистами в различных областях и успешно трудятся на благо и во имя процветания нашей Родины.

В итоге хочется привести слова из Концепции модернизации российского образования: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно -образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за будущее на основе гармонического мировосприятия. Этот путь точно ведёт к здоровью и долголетию».

Консультация для педагогов

Тема: «Изучение, обобщение, распространение и
внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении»

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МДОУ. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Данные рекомендации позволят зам.зав. по ВМР или заведующей систематизировать свою работу по этому направлению методической работы и могут быть применены в любом МДОУ, проработавшем не менее 1 года, где есть опытные педагоги.

Объективные предпосылки обобщения опыта:

Цель : систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи:

1.Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.

3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.

4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Структура

Обобщение опыта состоит из следующих разделов:

1. Выявление педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа - это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая - критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).

Признаками передового педагогического опыта являются:

1. Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

  • социальная адаптивность дошкольников;
  • образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);
  • познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;
  • уровень воспитанности.

2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).

3. Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта.
5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.

6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому опыту, но потом нужно еще измерить, в которой степени каждый признак оказывается.

Типичные ошибки этого этапа:

1. Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей.

2. Непонимание воспитателей, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов - также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт.

2. Изучение педагогического опыта.

Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

Целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

Система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

Использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);

Опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность передового опыта.

Затем планируется работа по обобщению опыта с использованием следующей формулы:

  1. Постановка цели (для чего?) .
  2. Определение содержания (что) .
  3. Выявление методов, средств (как?)
  4. Диагностирование результатов (какой?).

Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.

3. Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический)

Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:

  • Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
  • Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
  • Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
  • Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Приступая к описанию педагогического опыта следует придерживаться следующих требований:

  1. Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями.
  2. Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
  3. Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
  4. Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения , который бывает практическим, методическим и научным .

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Описание педагогического опыта но представлять описание опыта в форме модулей.

5.Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

Тематический план по изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении.

№ п/п

Направления деятельности

1.



Выявление образцов

педагогической деятельности

или педагогического опыта.

Методы выявления:

Анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

Просмотр занятий в образовательном учреждении;

Оперативный и тематический контроль;

Конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

Анализ анкет педагогов.

Изучение педагогического опыта

Методы изучения:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний дошкольников; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни.

(практический, научный, методический)

Соотнесение уровней и формы обобщения :

1. Практический , формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Распространение педагогического опыта

Методы распространения:

Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

Коллективный просмотр;

Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;

Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
Изучение методических материалов и деловой документации;
Тематические и персональные выставки автора опыта;
Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

Литература

по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта педагогов.

2. Мкртчан М.А. и др. «Теория и технология коллективных учебных занятий». Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Под редакцией В.Б. Лебединцевой. Красноярск, 2005 г

3.Запятая О.В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6

4. Сайт «Коллективный способ обучения» WWW.kco-kras.com

5. Тимошенко М.Т. «Образование учителей в аспектах формирования общих умений и универсальных способов мыследеятельности». Коллективный способ обучения, 2005 г.

6. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г.

7. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва.«Педагогический поиск», 2001г.

8. Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.

9. В.М.Лизинский "О методической работе в школе», Москва, Педагогический поиск, 2001 г.

10. О.В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта",

Методист, №7 2007 г.

11. Е.М. Пахомова. «Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы». Методист, № 2, 2005 г.

12. Кухарев Н.В., Решетько B.C. "Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества". 4, 2. Моэырь, 1998.

13. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г

14. Н.Зубов «Как руководить педагогами". Пособие для руководителей образовательныхучреждений», Москва, 2003 г.

15. В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск 2004 г.

16. Скаткин М.Н. "Методология и методика педагогических исследований". Москва, 1986.

17. Полонский В.М. "Оценка качества научно-педагогических исследований". Москва, 1996.

18. Кузьмина В.Ф. «Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)». Завуч. «Управление современной школой», №4,2006.С. 103-104; №6,2006 г. С.113-114

19. Запятая О., Илларионова Т., Карпович Д., Лебединцев В. »Педагогическая техника» №6, 2006 г.

20. В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г.

21.Образовательные сайты Интернета.