С. Л. Рубинштейн. Самосознание личности и ее жизненный путь. Понятие «установка» является синонимом понятия. а) внутренняя речь

Выходные данные сборника:

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ

Фалеев Алексей Валентинович

к. т. н., соискатель НГПУ, г. Новосибирск

Проблема самосознания имеет многовековую историю развития и вместе с тем на современном этапе развития психологической науки не утратила своей актуальности и является до конца не решенной. Разработкой данной проблемы занимались такие известные психологи, как Дж. Милль, В. Вундт, М. Джемс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.В. Столин, А.А. Налчаджян и др. Каждый из этих авторов предлагал свой подход к решению проблемы самосознания.

Обращаясь к проблеме исследований самосознания в области психологии, можно выделить несколько наиболее важных линий: феноменология самосознания и его детерминанты.

Специфика определения феноменологии самосознания всецело зависит от философских позиций тех концепций, в рамках которых оно трактуется.

На сегодняшний день в исследованиях самосознания можно выделить две основные тенденции: субъективно-идеалистические тенденции и дидактико-материалистические.

Для субъективно-идеалистического подхода типичной является концепция самосознания А. Пфендера. Согласно его представлениям, субъект создает свое представление о себе - «само». Когда собственное само становится предметом сознания, возникает особый психический акт - самосознание. Самосознание личности обнаруживается в том, что она определяет свое отношение к другим людям, тем самым, определяется в системе отношений и осознает свою самостоятельность .

Не отступая от идей субъективно-идеалистического подхода Т. Липпс предложил интороспекционистскую трактовку чувств, для него «чувство-Я» является «зерном» всякого сознания Я, т.е. самосознания. Сознание и самосознание Т. Липпс не наделяет специфичностью. Самосознание - особое предметное сознание .

Данный подход был характерен не только для интроспективной психологии Европы (особенно Германии). Аналогичными были и методологические позиции официальной психологии России. В качестве примера можно привести работы Е. Боброва. Но его точка зрения имеет отличительную черту: если Пфендер и Липпс разводили явления самосознания и Я, то для Е. Боброва они тождественны .

На современном этапе развития психологической науки в ряде концепций также встречаются в трансформированном виде отголоски этих тенденций интеракционизма. В первую очередь, это гуманистическая психология, где на первый план выдвигается проблема подлинного Я, «самости» и т.д., выступающих прежде всего в самосознании.

Для диалектико-материалистического подхода характерны иные принципы анализа самосознания: одним из исходных вопросов является выяснение соотношения сознания и самосознания. По своему происхождению это однопорядковые явления психики, сущность которых может быть понята лишь на основе теории отражения. Разделить эти процессы можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины, т.е. в процессах сознания самосознание присутствует в осознании отнесенности акта сознания именно моему Я, кроме того, процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.

Именно эти постулаты легли в основу решения вопроса о феноменологии самосознания отечественными психологами (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и ряда зарубежных исследователей (А. Валлон, Р. Заззо) , трактующих самосознание с позиции диалектико-материалистической философии.

В противовес диалектико-материалистическому подходу, представители интроспекционизма игнорировали роль объективной действительности в возникновении и развитии самосознания. Психическое отождествлялось с сознанием, а сознание с самосознанием. Последнее рассматривалось как самоотражение психического в психическом.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека (Скиннер, Уотсон) . Однако, непонимание диалектики материального и духовного привело их к устранению сознания и тем более самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Они отказались от этих понятий как ненаучных. Вся психическая деятельность была сведена ими к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Независимо от разных теоретических подходов в исследовании самосознания отечественные психологи единодушны в мнении о том, что, во-первых, объектом самосознания является сама личность как познающий субъект, которая осознает свои личностные, индивидуальные и социальные особенности общения и профессиональной деятельности (B.C. Мерлин, Т.Л. Миронова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата и др.) .

Во-вторых, главная функция самосознания - это познание себя, совершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление), хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

В-третьих, в трудах отечественных психологов преодолевалось узкое понимание самосознания только как способности к рефлексии. Понятие «самосознание» получает более широкий смысл и трактуется, во-первых, как «полное нахождение своего раскрытого «Я» в сознании» и, во-вторых, как «самооценка личности согласно сверхличным идеям, накапливающимся в сознании, и активное ее преобразование согласно этим идеям».

В качестве психологического «пускового устройства» самосознания психологи (С.Л. Рубинштейн, П.Д. Юркевич) рассматривают рефлексию или самоотражение. В результате самоотражения формируется Я-образ или Я-концепция. С другой стороны, исходя из понимания самосознания С.Л. Рубинштейном, следует признать, что самосознание это не столько рефлексия своего я, сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Таким образом, самосознание есть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям, мотивам, поведению, переживанию и мыслям .

Таким образом, самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям, переживаниям и мыслям (А.Г. Спиркин). Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата). Самосознание - осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (И.С. Кон). Самосознание является высшим уровнем развития сознания - основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (С.Л. Рубинштейн).

Относительно определения места самосознания среди других психических феноменов также нет единого мнения. Так в рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд делит психику на три системы: «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические влечения и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации) и «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура). При этом сознание и самосознание четко не разграничиваются. Они занимают второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая по существу, управляет ими .

В отечественной психологии самосознание рассматривается как особая, качественно своеобразная форма психического. Оно тесно связано с сознанием, но не тождественно ему. Все более широкое признание получает точка зрения, согласно которой «осознание себя» характеризует более сложный уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает несколько позже (С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова) .

В некоторых исследованиях самосознание отождествляется с понятием «Я», а последнее рассматривается как синоним понятия личности. Встречается и другая точка зрения, согласно которой самосознание представляет собой более широкое понятие, чем личность. Это аргументируется тем, что самосознание возникает намного раньше, чем личность.

Таким образом, самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно - то же сознание, только с другой направленностью. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним. Но, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность и определенным образом относится к себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В русле рассмотрения детерминант, определяющих развитие самосознания, позиции исследователей разных направлений также значительно расходятся. В качестве основных детерминант самосознания исследователи выделяют: биологические (З. Фрейд), социальные (Л.С. Выгодский, И.С. Кон, Д.Т. Мид, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.), личностные (Д.Н. Леонтьев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн). Остановимся более подробно на указанных позициях .

Психоаналитическая концепция рассматривает самосознание в отрыве от объективных условий и причин его порождающих. Всю психику З. Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это бессознательная система Ид, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка. Затем, система Эго - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Наконец, «Супер-эго» - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между «Я» и «ОНО» устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на «Я», а «Я» должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда «Я», сознание, самосознание-явления однозначные.

В качестве определяющих детерминант развития самосознания З. Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, иррациональные, бессознательные силы. Он недооценивал значение общественно-исторических условий бытия человека, его практической деятельности в формировании самосознания .

Неофрейдисты признают зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений; они допускают возможность влияния социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступают в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности (Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни). Общим для них является то, что они рассматривают самосознание лишь как механизм, «уравновешивающий» субъекта с окружающей средой, причем подчеркивается враждебность этой среды .

Первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я» Ч.Х. Кули. Автор предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я-концепцию». «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения .

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, однако впоследствии они пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Вся психическая деятельность была сведена ими к механическим реакциями организма на внешние стимулы.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было исследовано Д. Мидом. Он утверждал, что самосознание-это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие.

Дж.Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные У. Джеймсом «Я-сознающее» и «Я - как объект». Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек показывает наше собственное поведение. Дж. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем" осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. У индивида развивается способность реагировать на-самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие .

Не отрицая влияния социальных детерминант, отечественные психологи преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам самосознания, в качестве которых рассматривается собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством опыт (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В противоположность психологам-идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, отечественные психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

Так, С.Л. Рубинштейн, считает, что формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Автор считает, что определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционального-динамического паттерна, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями. Ведущая тенденция в русле данной концепции представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, придающее индивидуальную окраску стилю переживания, межличностному поведению, мышлению. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности-социальной направленности, иерархии ценностей, мотивации, морально-нравственных ориентиров. Интегративным центром этого конструкта является самосознание, включающее в себя осознанное «Я» в контексте социальных отношений. Баланс между собственно «Я» и окружением реализуется через самооценку и самоконтороль .

Л.С. Выготский в своих трудах определяет самосознание - как социальное сознание, перенесенное вовнутрь, а память - та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность отдельных его составляющих .

Продолжая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович считает, что предпосылки формирования самосознания следует искать не во врожденных факторах, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, с его воспитанием, тем самым, играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка .

А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла, который возникает в реальной жизнедеятельности субъекта и отражает отношение целей и обстоятельств совершения действия к мотивам деятельности. При этом, единицей самосознания является личностный смысл, который содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и связан с активностью субъекта, происходящей вне его сознания, то есть с его социальной деятельностью .

В рамках подхода В.В Столина, автор утверждает, что единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, а конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности» . По мнению автора, процесс самоотношения запускают не только мотивы но и различные внутренние преграды: совесть, ожидание негативных общественных и семейных санкций, боязливость, потребность в благополучии, потребность в свободе и творчестве, слабоволие, радость, гордость. Каждая из этих преград проявляется в определенных ситуациях. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам, поступки - к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.. При этом, конфликтный смысл как отношение к себе, определяется участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

Иной подход к самосознанию мы находим в исследованиях Е.Т. Соколовой, которая делает акцент не на противоречии между мотивами (что также прослеживается в работах В.В. Столина), а на характере мотивов, на заложенном в них отношении к себе, Другому и миру в целом. Характер этого отношения и определяет вариант смысловой позиции самосознания - зависимая смысловая позиция, характерная для пограничного типа личностной организации и предполагающая жесткое противопоставление и условное отношение «Я» и «Другого», манипулятивное отношение к миру .

Между тем - как подчеркивает И.С. Кон - факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания, необходимо рассматривать не изолировано, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта. И.С. Кон отмечает социальный характер самосознания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в определенные образы «Я» .

Таким образом, мнения представителей отечественных и зарубежных психологических школ относительно детерминации самосознания неоднозначны. Если в зарубежной психологии преимущественное внимание уделено биологическим (инстинкты, иррациональные бессознательные силы) и социальным факторам (взаимодействие с другими людьми, усвоение культуры человеком), то отечественные ученые указывают на опосредованность социальной ситуации развития самосознания индивидуальными внутренними условиями человека, среди которых ведущая роль принадлежит стержневым качествам и ценностям личности, мотивам.

Обобщая рассмотренный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема самосознания не имеет установившегося тезауруса, отсутствует единый концептуальный аппарат. Дело, вероятно в том, что в большинстве случаев употребление тех или иных понятий не сопровождается объяснением конкретного смысла, который вкладывается в них. Как правило, самосознание описывается с помощью таких терминов, которые сами по себе сложны и нуждаются в объяснении.

2. Самосознание детерминировано множеством факторов: биологическими, социальными и личностными. Однако, мы придерживаемся мнения отечественных авторов, которые преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам.

3. Функционирование самосознания детерминировано такими личностными особенностями, как нарциссизм, оптимистичность, ригидность, пессимистичность, мужественность-женственность, импульсивность, невротический сверхконтроль, эмоциональная лабильность, тревожность, социальная интроверсия и др.

Сущность самосознания состоит в постижении личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - Образ «Я»; в эмоционально-ценностном отношении к себе, как личности, формирующемся в результате соотнесения представлений о себе реальном и идеальным образом «Я»; и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психологический механизм самосознания имеет интегративную природу . В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт.

Список литературы:

1.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т1. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Педагогика». - 1980. - 232 с.

2.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Наука». - 1977. - 380 с.

3.Бернc, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. - М.: Прогресс. - 1998. - 263 с.

4.Бернc, Р. Что такое Я-концепция. / Р. Бернс. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

5.Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. / Л.И. Божович. // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. - 1981.- С. 257-284.

6.Выготский, Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз. - 1999. - 87 с.

7.Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. - М.: Политиздат. - 1978. - 367 с.

8.Кон, И.С. Психология самосознания. / И.С. Кон. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

9.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Терра. - 1997. - 231 с.

10.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 1983. - 392 с.

11.Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов. / Д.А. Леонтьев. - М.: МПС. - 1992. -33 с.

12.Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. - 2000. - 592 с.

13.Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спец. курсу «Основы психологии личности». / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ. - 1990. - 110 с.

14.Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / М. Мид. - М.: «Наука». - 1988. - 429 с.

15.Мухина, B.C. Проблема материнства и ментальносте женщин в местах лишения свободы. / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2003. - № 1. - с. 141 -154;

16.Налчаджян, А.А. Я-концепция. / А.А. Налчаджян. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

17.Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджян - Ереван: ЕрГУ. - 1984. - 204 с.

18.Орлов, А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура. / А.Б. Орлов // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

19.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс - М.: Прогресс. - 1994. - 480 с.

20.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер. - 1999. - 705 с.

21.Салливан, Г.С. Самоуважение и личностная зрелость / Г.С. Салливан. // Психология личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «Бахрах - М». - 2002. - Т.1. - с. 502-504.

22.Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности. / Н.И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

23.Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть/ Р. Скиннер, Д. Клииз. - М.: Независимая фирма Класс - 1995. - 272 с.

24.Собчик, Л.Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь. - 2006. - 218 с.

25.Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания. / В.В. Столин. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

26.Столин, В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин. - М.: Изд-во Московского университета. - 1983. - 285 с.

27.Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. ... докт. психол. наук / В.В. Столин. - М.: МГУ им. В.М. Ломоносова. - 1985. - 530 с.

28.Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. / З. Фрейд - М.: Наука. - 1989. - 456 с.

29.Фромм, Э. Человек для себя. / Э. Фромм - Минск: Коллегиум. - 1992. - 253 с.

30.Хорни, К. Женская психология. / К. Хорни - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа. - 1993.-224 с.

31.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН. - 1977. - 287 с.

32.Шамшикова, O.A. Трансформации нарциссизма как динамические тенденции самосознания / O.A. Шамшикова, Е.О. Шамшикова, С.Е. Соколов // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 4.2. - С. 457-468.

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому прто^т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя значительную роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять те или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же Я он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957.-328 с.

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

О механизмах самосознания

Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.

Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от него, но воспринимается посредством образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье;

7) механизм идентификации.

Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: как происходит процесс наполнения «Я»-концепции, т.е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе. Дадим краткий комментарий к действиям этих механизмов.

1) Принятие точки зрения другого на себя.

"Самосознание человека – это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта", – таково мнение Дж. Мид – автора теории символического интеракционизма.

Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?

Это:

а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;

в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;

г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;

д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) Прямое и косвенное внушение.

Что хотят внушить и внушают своему ребенку? Перечислить все невозможно, назовем лишь некоторые феномены: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.

3) Трансляция ребенку оценок, стандартов.

Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.

4) Система контроля.

Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на Я-концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.

Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений. Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения.

5) Система комплиментарных отношений.

Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:

а) равенство общающихся;

б) функциональное неравенство, т.е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т.п.;

в) систему трансакций – действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

Очевидно, что чаще всего отношения между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные.

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т.е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка. Кроме того, самосознание ребенка будет определяться и психологической структурой семьи, т.е. той невидимой сетью требований, предъявляемых членами семьи друг к другу. В этой связи семьи различаются на:

Семьи с жесткими непроходимыми границами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни ребенка, и только какое-то драматическое событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура – барьер на пути формирования у ребенка семейной идентичности. Ребенок как бы исключается из семьи;

Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи). В них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.

Представленные характеристики разные семей – это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функционирующая семья.

7) Идентификация.

Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т.е. уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация– это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты. Действие этого механизма хорошо проиллюстрировано 3. Фрейдом в его теории психосексуального развития ребенка, в частности на третьей – фаллической стадии развития.

Этапы развития самосознания, его структура и функции

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т.е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т.е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т.е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

О структуре самосознания

В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

О функции самосознания

Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

С. Л. Рубинштейн. Самосознание личности и ее жизненный путь

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому прто^т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя значительную роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять те или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же Я он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Рубинштейновское определение психики как единства отражения и отношения, знания и переживания, раскрывает соотношение в ней идеального и реального, объективного и субъективного, т.е. представляет психику в системе различных философско-методологических квалификаций. Определение сознания как предметного и как субъектного, т.е. как выражающего отношение личности к миру, трактовка сознания как высшего уровня организации психики, которому в отличие от других уровней присущи идеальность, "предметное значение, смысловое, семантическое содержание", понимание сознания как детерминированного одновременно общественным бытием индивида и общественным сознанием выявляют продуктивные противоречия его движения. Генезис и диалектика трех отношений субъекта – к миру, к другим и самому себе (эти отношения были выделены Рубинштейном как конституирующие еще в 1935 г. в "Основах психологии") – вскрывают основу самосознания и рефлексии сознания индивида. Наконец, соотнесение сознания с нижележащими уровнями психики позволяет понять его роль как их регулятора, а также как регулятора целостной деятельности субъекта в его соотношении с миром.

Это положение о регуляторной функции сознания также является отличительным признаком концепции Рубинштейна. Сознание может выступать как регулятор деятельности только в силу его нетождественности последней, в силу своей особой модальности: в сознании представлена вся объективная действительность (во всяком случае свойственная сознанию идеальность позволяет индивиду руководствоваться всем, что отдалено во времени и пространстве, что составляет не лежащую на поверхности сущность бытия). Именно потому, что в сознании дано все существующее в мире, все отдаленное во времени и пространстве, все, с чем человек никогда не вступал и не сможет вступить в непосредственный контакт, личность не замкнута в узком мире своего "я" и оказывается способной выходить бесконечно далеко за пределы этого "я". Она может задавать свою систему координат относительно значимого для нее в этом мире и тем самым регулировать свои действия и реализовать переживания. Идея о регуляторной роли сознания восходит к марксистскому философскому пониманию его активности, с одной стороны, а с другой – к естественно-научным представлениям о регуляторной роли психики. Однако последнюю зависимость как принципиальную непрерывную линию отечественной психологии Рубинштейн начал детально обосновывать уже после выхода в свет второго издания "Основ общей психологии", т.е. с середины 40-х гг.

Вначале – через принцип единства сознания и деятельности – Рубинштейн ищет подход к объективному изучению личности, к тому, через что и как она проявляется в деятельности. Этот подход был реализован в цикле исследований проблем воспитания ребенка С.Л.Рубинштейном и его сотрудниками еще в 30-е гг. в Ленинграде. Почти одновременно им намечается другое направление исследований – путь активного формирования личности и ее сознания через деятельность. Прослеживая связь сознания и деятельности, Рубинштейн показывает, что сознание есть такой высший психический процесс, который связан с регуляцией личностью складывающихся в деятельности отношений. Сознание не просто высшее личностное образование, оно осуществляет три взаимосвязанные функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений и регуляцию деятельности субъекта. Сознание, таким образом, высшая способность действующего субъекта. Сознание выводит его в мир, а не замыкает в себе, поскольку его цели детерминированы не только им самим, но и обществом. Детерминация субъектом своей деятельности складывается и в особом процессе – жизненном пути личности.

Принципиальным для Рубинштейна является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Из такого понимания соотношения сознания и самосознания С.Л.Рубинштейном развивается его концепция поступка: "При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей". Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.

На пересечении всех приведенных определений сознания – гносеологического, социально-исторического, антропогенетического, собственно психологического, социально-психологического (соотношение индивидуального и коллективного сознания), наконец, ценностно-нравственного – и возникает его объемная интегральная характеристика. Она образуется именно при генетическом рассмотрении. Только рассмотрение сознания в развитии позволяет соотнести, различив исторический (антропогенетический) и онтогенетический процессы развития сознания, показать единство и специфику индивидуального и общественного сознаний, определить сознание как этап развития личности ребенка, затем – как этап жизненного пути и нового качества в становлении личности, как способ и новое качество жизни и соотнесения себя с действительностью. Этап сознательного отношения к жизни есть новое качество самого сознания, возникающее в связи с новым способом жизни личности. Личность становится субъектом жизни не потому, что она обладает сознанием, характером, способностями, а потому и в той мере, в какой она использует свой интеллект, свои способности для решения жизненных задач, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою стратегию жизни.

Глубоко раскрыт С.Л.Рубинштейном генезис коммуникативных функций сознания, проявляющихся в речи и осуществляющихся в ней: "Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого". Речь является формой существования мысли и выражением отношения, т.е. в функциях речи также прослеживается единство знания и отношения. Чрезвычайно важным является, по Рубинштейну, генезис тех функций речи, которые связаны с потребностью ребенка понимать и со стремлением быть понятым другим. Его анализ этой потребности, сопровождающийся убедительной критикой Ж.Пиаже, отчасти близок бахтинской идее диалога. Однако принципиальная особенность позиции Рубинштейна состоит в том, что в отличие от М.М.Бахтина, настаивавшего вслед за родоначальником герменевтики Ф.Шлейермахером на значимости интерсубъективности, "сократической беседы", Рубинштейн исследует интрасубъективный аспект этой потребности.

Генетически-динамический аспект сознания получает наиболее конкретное воплощение при рассмотрении С.Л.Рубинштейном эмоций и воли. Именно в них сознание предстает как переживание и отношение. Когда потребность из слепого влечения становится осознанным и предметным желанием, направленным на определенный объект, человек знает, чего он хочет, и может на этой основе организовать свое действие. В генезисе обращения потребностей, переключении их детерминации с внутренних на внешние факторы концепция Рубинштейна сближается с концепцией объективации Д.Н.Узнадзе.

Таким образом, раскрытие генезиса и структуры сознания как единства познания и переживания, как регулятора деятельности человека дало возможность представить разные качества психического – познавательные процессы в их единстве с переживанием (эмоции) и осуществлением отношений к миру (воля), а отношения к миру понять как регуляторы деятельности в ее психологической и собственно объективной общественной структуре и все эти многокачественные особенности психического рассмотреть как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельном отношении к миру.

Самосознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Самосознание – отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения.

Основные психологические понятия, описывающие сферу самосознания личности: самооценка, самоуважение, уровень притязаний, образ «Я», Я- концепция.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Понятие У. п. л. было введено К. Левином.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - система представлений о самом себе, включающих: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; самооценку; в) субъективное восприятие влияющих внешних факторов.

Структурные компоненты: когнитивный; эмоционально-ценностный; поведенческий.

Бернс рассматривается Я-концепция как совокупность устано­вок, направленных на самого себя.

1. образ «Я» - представления индивида о самом себе;

2. самооценка - аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3. поведенческая реакция - те действия, которые вызывают­ся образом «Я» и самооценкой.

представляет Я-к. в виде иерархической структуры. 1) реальное Я ; 2) идеальное Я ; 3) зеркальное Я Аспекты - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, но существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и переживаний.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности , относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека.

Я-концепции в разных теориях. источники:

1.Джемс:

Личностное Я - двойственное образование, в нем сочетаются Я-сознающее и Я-как-объект. Это стороны одной целостности, выступающие одновременно. Я-как-объект - все то, что человек может назвать своим. Здесь выделяет - духовное Я, социальное Я, физическое Я.

Ядро личности – активность.

1. Чувства и эмоции, вызываемые ими. Самооценка – успех\неуспех.

2. Поступки, вызываемые ими. Забота о себе и самосохранение.

Самоуважение – успех \ притязание.

«Постулат Джемса »: самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит отправной точкой отсчета в оценке нами собственных успехов и неудач.

2.Символический интеракционизм (Кули, Мид). Рассмотрение индивида в рамках его социального взаимодействия.

Кули . Главный ориентир для Я-концепции - Я другого человека, т.е. представление индивида о том, что думают о нем другие. Значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других - главный источник данных о собственном Я. Теория «зеркального Я»: представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его Я-концепцию.

Мид. Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как другой предсказывает наше собственное поведение. Возникновение Me как «обобщенного другого». I (импульсивная неупорядоченная тенденция) - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Ме. Совокупность I и Me - интегральное, личностное.

3.Эго-идентичность Эриксона. разрешение кризиса идентичности – сформированная личность/Я

4.Феноменалистическая психология. К Рождерс. Я-концепция возникает на основе взаимодействия со средой.

В структуру личности входят:Я-реальное; Я-идеальное; Самость (Я-концепция)

Движущая сила личности – тенденция к актуализации, сохранению и развитию себя, максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы.

САМООЦЕНКА - ценность, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания.

Отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения.

С. характеризуется по след. параметрам: уровню С.; реалистичности С.; особенностям строения.;

С. формируется на базе оценок окружающих, результатов собственной деятельности, на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком себя как индивидуальности, своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

конструкт самосознания с точки Рубинштейна. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности,

Способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности.

Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, а является результатом познания, требуещего осознание реальной обусловленности своих переживаний. Включая то или иное отношение к себе, оно тесно связано и с самооценкой и не имеет своей отдельной от личности линии развития, включается как сторона в процесс ее реального развития. Оно не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.



Выготский и Рубинштейн - самосознание - этап в развитии сознания ребенка, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, изменениями взаимоотношений с окружающими. Этап развития - 2-3 года

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание это продукт развития. Зачаток сознания тождественности появляется у младенца, начинающего различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет , когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии развития самосознания :

1. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

2. К 2-м 3-м годам начинает отделять результат своих действий от действий других и осознаёт себя как деятеля.

3. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

4. Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют :

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Оценка результатов своей деятельности.

Самосознание по Леонтьеву

Самосознание – осознание себя в мире значений, психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Критерии: природные; социальные; личностные: рефлексия. Уровни: познавательный аспект, эмоциональный и волевой аспекты.

Психоанализ: процесс зарождения самосознания как процесс субъективного отделения от матери. При хорошем уходе матери за ребенком такое отделение возможно к концу первого года жизни.

Кули, Мид : появление самосознания связано с появлением способности ребенка вставать на позицию другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств.

Проблема «Я».

Кон: “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

- действующим, субъектным, рефлексирующее, экзистенциальным “Я”,

а второе – “Я-концепцией”. – объект восприятия и внутреннего чувства.

Фрейд: Эго – это Я.

Юнг: Эго, Самость

Эриксон: Эго-идентичность

Г.Олпорт. Проприум - это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство:телесная самость;самоидентичность; самоуважение; расширение самости; образ себя;рациональное управление собой;проприативное стремление.

функции Я-концепции : внутренняя согласованность; интерпретация опыта; источник ожиданий.

стадии развития Я-концепции : выделение себя из окружающего мира; функционирование оценочных представлений; изменение отношения к внешним оценкам.

44. Методы диагностики и исследования личности .

План :

1. Метод анамнеза

2. Методд наблюдения

3. Беседа

4. Метлды самотчета

5. Проективные методы.

6. Методы, разработанные в рамках гуманистическй психологии и психоанализа.

Основными подходами к оценке личности являются метод интервью, личностные тесты самоотчета и проективные тесты.

  • Тесты (Айзенк – экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность);
  1. Характер: тесты (Кетелл)
  2. Личность и индивидуальность:

Наблюдение;

Автобиографические методики

Тесты, опросники (Кетелл, СМИЛ, Спилбергер – тревожность – черта личности и т.д., психосемантические методики, тест Куна – «кто я?», СЖО, МИС)

Проективные методики (ТАТ, Роршах, Люшер, ЦТО, рисуночные тесты: РНЖ, Семья, Дом-дерево-человек).

Норма - патология

Есть методики, которые работают только на норме, не показывают напрямую отличия нормы от патологии. Есть методики для диагностики патологии, отличия нормы от патологии: СМИЛ, ТАТ, Роршах, Пиктограммы, методики исключения (на патологию мышления), классификации; есть методики, сочетания показателей по которым свидетельствует о патологии – СМИЛ, Кетелл, МИС, РНЖ, ТАТ, Роршах.

Метод анамнеза.

Он обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности и направлен прежде всего на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидуумов на протяжении многих лет. При описании прошлого пациента используются разные методы, как-то: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от людей, хорошо знающих данного человека. «+»:

· Показывает сложность и уникальность индивидуума.

· Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

· Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения; рассматриваемые случаи слишком частные.

· Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

· Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными.

1. Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятиефиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений .

Виды наблюдения:

По характеру контакта с объектом наблюдения : непосредственное и опосредствованное .

По условиям осуществления : полевое и лабораторное

По характеру взаимодействия с объектом наблюдения : открытое и скрытое .

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

· определение задачи и цели

· выбор объекта, предмета и ситуации

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации

· выбор способов регистрации наблюдаемого

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

  • Анамнез сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц .
  • Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы .

Требования: 1)– непринужденность .. 2)тщательно продумать беседу 3)постановка вопросов обследуемыми .

Интервью - Он делиться на структурированный и неструктурированный. Структурированная форма предпочтительна при проведении научного исследования, а неструктурированная – в терапевтической ситуации.

Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный показатель и тесты, измеряющие одновременно несколько показателей.

Пример первого. «Шкала самосоознания»: была сконструирована с целью измерения двух самостоятельных параметров самосознания; первая субшкала оценивает личностное самоосознание, определяемое как степень осознания испытуемыми их собственного настроения, установок, мыслей и физического состояния вторая субшкала измеряет общественное само осознание, определяемое как степень озабоченности человека по поводу того, как он выглядит в социальных ситуациях.Пример второго. «Миннесотский многоаспектный личностный опросник»: самый распространенный многомерный тест; это наборы из сотен утверждений, на которые возможен ответ «да» или «нет»; в тест также входят четыре «контрольные шкалы» (например, «Шкала лжи»).

«+»: испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация экспериментатора.

«-»: предумышленный обман, фальсификация ответов в социально желаемом свете и т.п.

Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тонкие аспекты личности. Существует много различных типов. Линдсей подразделяет их на 5 типов:1) ассоциативные методы; 2) конструктивные методы (пример: составить рассказ по картинкам и рассказать о возникающих при этом чувствах); 3) методы завершения; 4) экспрессивные методы; 5) методы выбора или распределения по порядку.

Экспериментальный метод.

Метод дает исследователям возможность устанавливать причинно-следственные связи посредством манипуляции определенной переменной в тщательно контролируемых условиях, что позволяет наблюдать изменения второй переменной, как результат изменений первой переменной.

· Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

· Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности.

· Сбор данных, их запись и анализ объективизированны.

Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям

Гуманистическая психология

Применение любых методов опираются на личный опыт человека. Уделяется внимание самоотчетам испытуемых , что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Традиционные методы должны дополнять субъективные. Изучение личности начинают с наблюдения и проективных методик, а затем использовать опросники, эксперимент, тесты и т.д. При исследовании психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения способности к эмпатии и взаимопониманию .

Психоанализ

Методы в психоанализе:

свободное ассоциирование .Он ведущий. В его основе лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном человека. Возникшие ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств личности.

-толкование сновидений . Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой символики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

толкование символов , которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого понимания личности.

толкование парапраксиса (ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки,несуразные действия, действия невпопад). Им пользуются, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена, и бессознательный импульс внезапно прорывается.

Анализ переноса . Реакция переноса предоставляет возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. Анализ воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекращение повторений.

Левин: эксперимент .

Деятельностный подход – изучение в деятельности. Эксперимент.

Роджерс – интервью, беседа, эмпатия.