Что такое лексика в русском языке. Сленг и жаргон. Какое из этих понятий шире? Исконно русская лексика

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

То есть, лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология , и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -‘твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания’, а переносное значение - ‘тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь’.

Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.

Русский язык велик и безграничен. Он красив и многогранен. Что такое лексика в русском языке? Что такое слово и какие у него признаки?

Лексика - это абсолютно все слова определённого языка. Лексикология - предмет, изучающий который в любом языке достаточно подвижен, поскольку реагирует на все изменения в жизни социума.

Главным предметом изучения является само слово. Его признаки - это наличие звуковой формы, лексического и грамматического значения. Лексическое значение имеют только самостоятельные части речи, за исключением местоимений, а также имен собственных.

Разновидность лексики и ее особенности

Существуют такие разделы лексики, как семасиология, ономасиология, этимология, фразеология, ономастика, а также лексикография. Особенности лексики достаточно многообразны.

Она имеет исторический характер, состоит из подсистем, характеризуется иерархическими, парадигматическими и синтагматическими отношениями, а также имеет большое количество единиц, тесную связь с контекстом и открытую систему.

Социальная структура русского языка

Что такое лексика в русском языке, вопрос достаточно неоднозначный. Дело в том, что для каждой прослойки общества существует свой язык. Различают пять видов национальной жаргон, диалекты, а также профессиональный и литературный словарный запас.

Что такое кодифицированный язык?

Литературный язык - наивысшая форма языка и основа культуры речи. Для него характерны нормативность, стилистическая дифференцированность, полифункциональность и наивысший социальный престиж. Он является полным противопоставлением некодифицированным подсистемам, которые включают в себя диалекты, просторечия, сленг, а также жаргонизмы.

Что такое нормативность языка?

Нормативность - это наличие орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм. Например, на востоке Украины многие говорят брАла и пОняла. Такое ударение является нарушением В русском литературном языке нормы закреплены в словарях и справочниках. Кодифицированный язык используется во всех сферах деятельности и существует в разных функциональных стилях.

Словарный запас русского языка с точки зрения происхождения

Лексический запас русского языка - результат длительного исторического развития. На данный момент в языке присутствует множество древних, по происхождению, слов, таких как: хлеб, вода, дуб и множество других. разделяется на две группы - исконно русскую и заимствованную. - это чаще всего неологизмы. Причин для заимствования достаточно много. Самые популярные из них - попытка укоротить исконно русское слово, исторический контакт народов и отсутствие в лексике названия для нового явления или предмета.

Некодифицированная лексика

Ненормативная лексика - это словарный запас, в котором отсутствуют литературные нормы.

К такой лексике относятся просторечия, грубые экспрессивные слова, в числе которых мат и обсценная лексика, вульгаризмы, диалектизмы, арго, жаргон, а также сленг.

Просторечие - это лексика, не имеющая системного характера. Ее обычно используют лица, которые полностью не владеют нормами литературного языка. К просторечиям относят грубо-экспрессивные слова. Например, дрыхнуть ‘спать’; брехать ‘лгать’ и другие. Такая лексическая группа характерезуется выражением отношения к обозначаемому.

Мат, а также обсценная лексика - один из самых важных признаков просторечия. С помощью матов, носитель просторечия, подчеркивает свое раздражение или готовность к активным действиям. Обсценная лексика характеризуется бранными выражениями, которые используются для выражения реакции на неожиданную ситуацию.

Диалекты, арго и жаргон

Диалектизмы - это также ненормативная лексика, которая используется на определенной территории. Их разделяют на 6 типов - фонетический, лексический, семантический, этнографический, фразеологический и грамматический. Арго используют для самоутверждения в криминальной зоне. К арготизмам относятся такие слова - перо ‘нож’, пришить ‘ убить’ и другие. К ненормативной лексике относят также жаргон. Это разновидность национально языка, которую используют люди с каким-то общим социальным признаком. К жаргоном также относят профессионализмы. Такие слова используют люди какой-либо определенной профессии.

Вопрос о том, что такое лексика в русском языке, достаточно сложный. Известно, что именно русский язык является одним из самых тяжёлых для изучения. Для того, чтобы научиться красиво говорить, нужно старательно изучать, а также запоминать все нормы литературного языка. Следует максимально исключить со своего лексикона просторечия, диалектизмы, а также бранные слова. Используя литературный язык, ваша речь будет необычайно красиво звучать и привлекать окружающих.

10. Понятие лексики, слово.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

11. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели".

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь".

12. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

13. СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

14. АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

15. Разряды слов по происхождению.

Все слова в русском языке делятся на:

  • исконно русские, к которым относятся индоевро-пеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская пек-сика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
  • заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)

16. Устаревшие слова и неологизмы.

Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются веб чаще и чаще. Такие процессы в языке связаны с изменением жизни общества, которое он обслуживает: с появлением нового понятия появляется новое слово; если общество больше не обращается к определенному понятию, то оно не обращается и к слову, которое это понятие обозначает.

Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.

Неологизмы - это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет. Например, в середине XX века слово «спутник» было неологизмом.

Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две большие группы:

  • стилистически нейтральные или общеупотребительные (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
  • стилистически окрашенные (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.

8. В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют:

Общеупотребительную лексику (используется без каких-либо ограничений),
- лексику ограниченной сферы употребления.

17. Лексика ограниченной сферы употребления:

  • диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть
  1. лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта): кушак, цибуля,
  2. морфологическими (характеризуются особым словоизменением): у мене,
  3. фонетическими (характеризуются особым произношением): [цай] - чай, [хверма] - ферма и т.д.
  • профессионализмы - это слова, которые иепопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки (например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)),
  • жаргонизмы - это слова, который испопьзуются узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий или положения в обществе; например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон,
  • арготизмы - это то же, что и жаргонизмы, но они употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов; как правило, это речь социально замкнутых групп, например, воровское арго.

  • Урок русского языка в 5 классе

    Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.

    Цель:

    1) ознакомить учащихся с разделом науки о русском языке – лексикой;

    3) дать понятие о толковом словаре и научить им пользоваться;

    4) способствовать привитию учащимся любви к русскому языку.

    Ход урока

    Здравствуйте, садитесь.

    Слайд 1 Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на большом воздушном шаре по разделу науки о русском языке- который называется лексика, слайд 2 , а также мы узнаем о лексическом значении слова. Нас ждет встреча с толковым словарем, мы научимся им пользоваться. И все это поможет нам ещё сильнее полюбить русский язык и познать его тайны. - А для чего мы должны знать русский язык?

    Ответы учащихся.

    Правильно, ребята. Русский язык нам нужен для того, чтобы общаться. А понимать друг друга при общении нам помогают слова.

    Давайте прочтём стихотворение. слайд 3

    Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

    В них весеннего неба сквозит синева.

    Есть ночные слова, о которых мы днём

    Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

    Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

    Словом можно убить, словом можно спасти,

    Словом можно полки за собой повести...
    Слайд 4 Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из самых интересных разделов науки о языке, в котором живут слова, этот раздел называется Лексика. Лексику можно назвать княжеством, которое удивительно богато. Его богатства дороже бриллиантов , дороже жемчуга и злата. В его кладовы х хранятся слова- все слова русского языка- от самых-самых древних до недавно родившихся.

    Слайд 5 Давайте откроем тетради запишем число, классная работа.

    Запись в тетрадях даты, темы и эпиграфа урока.

    II. Сообщение учителя о лексике.

    Итак, мы приступаем к изучению раздела русского языка «Лексика», который изучает мир слов.

    Слайд 6 Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.

    Какой раздел языка вы изучали на прошлых уроках? (Фонетика.)

    Что изучает фонетика? (звуки речи)

    Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики? (Это соединение звуков, объединённых ударением).

    А кто из вас может определить, как рассматривает слово словообразование? (Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)

    Для морфологии (это раздел науки о языке, в котором слово изучается, как часть речи, со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса(изучает словосочетания и предложения и правила их построения.) - прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы и явления окружающего мира.

    Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.

    Чтобы наша речь была красивой , точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение.

    Вот об этом мы и поговорим сейчас.

    Слайд 7 Что такое лексика? (Это словарный состав языка). Обратите внимание из какого языка пришло к нам это слово. ( лексис по-гречески означает слово ). Есть и однокоренное прилагательное лексический, где происходит чередование звуков к//ч. давайте запишем новые слова, и разберём их по составу.

    Словарная работа

    Что же такое лексическое значение слова?

    (Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

    Слайд 8

    Всему название дано-

    И зверю и предмету.

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных – нету!

    И все, что может видеть глаз –

    Над нами и под нами,-

    И все, что в памяти у нас,

    Означено словами.

    (А.Шибаев)

    Все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом.

    Чтобы научиться свободно говорить и писать, надо усвоить много разных слов.

    А где мы встречаем сразу одновременно множество слов и их значений?

    (в словарях)

    Слайд 9 Я хочу вам зачитать высказывание Анатоля Франса о словаре: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги , нужно лишь извлечь их из неё"

    Ребята, вы обратили внимание на выставку толковых словарей. это только лишь малая их часть.

    Словари- это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

    Слайд 10 Что такое словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову, вынесенному в её заглавие).

    Словарная статья состоит 1) заголовочное слово 2) грамматические пометы 3) толкование лексического значения 4) пример употребления слова в речи.
    Вы уже работали со словарем. Давайте вспомним этапы работы.

    Прочитаем Памятку работы со словарём.

    Слайд 11 Памятка работы со словарём.


    1. Прочитай слово.

    2. Определи, на какую букву оно начинается.

    3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

    4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
    Чтобы найти легко и быстро слово в словаре, мы должны очень хорошо знать алфавит. Вы все хорошо знаете алфавит? Молодцы.

    Послушайте, что же нам рассказывают словари о слове "словарь"?

    Слово "словарь" имеет два значения, заимствовано нами из французского языка в XIX веке, а во французский язык слово пришло из греческого языка. Слайд 12 Когда-то в русском языке вместо слова "словарь" говорили: словник, речник, слово толковник, лексикон, вокабулярий.

    В конце нашего учебника на стр. 288 тоже находится толковый словарик. В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова значение которых стоит запомнить.

    Слайд 13 А сейчас давайте выполним задание:

    Кто быстрее найдет слова и их толкование в словаре? Запишет в тетрадь и вставит пропущенные буквы. Брошю ра; по роша; ша рада.

    Вы обратили внимание на то, что в словарях, кроме лексического значения слова, даётся дополнительная информация – это правильное произношение и правильное написание слов.

    Слайд 14 Словарь - это золотой клад русского языка.

    Определите, пожалуйста, лексическое значение слова “золотой”сами без словаря (сделанный из золота). Слайд 15 А теперь посмотрите какое толкование есть в словаре и мы видим, что мы правильно определили лексическое значение данного слова. Но, оказывается, слово “золотой” имеет несколько значений.

    Первое значение то, которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.

    Третье – переносное. Счастливый (золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период , который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории.

    Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).
    Слова, которые имеют более одного значения, называются многозначными. Подробнее с такими словами вы познакомитесь на следующих уроках.

    Слайд 16 А сейчас, прошу всех встать,

    И мне ручкой помахать,

    А теперь прошу другой,

    Да притопните ногой. и ещё, ещё другой.

    Пальчики мы разомнём,

    Глазки вправо заведём,

    А ещё и влево, и садимся смело.

    И урок мы продолжаем,

    Что сегодня изучаем? (лексику словарный состав языка) а ещё мы встречали сегодня слово лексикон, давайте найдём его лексическое значение в толковом словаре нашего учебника. (запас слов и выражений человека).

    Слайд 17 Я предлагаю вам, составить со словом лексикон предложение и определите его род, падеж, число. (у хорошего ученика богатый лексикон) м.р. и.п. ед.ч

    Мы сейчас определили грамматические значения слова.

    Слайд 18 Давайте прочитаем правило на стр.127 (кроме лексического, слово имеет и грамматическое значения. У сущ. Род, падеж, число, у глаголов время, лицо, число.)

    Ребята, наша задача – расширять свой словарный запас, лексикон. Узнавать, как можно больше новых слов. Послушайте стихотворение о том, как мальчик придумал новое слово.

    Скажите, удалось ли герою стихотворения “придумать” новое слово? Давайте исследуем его , используя те знания, которые вы уже получилим.

    Фонетический Разбор у доски (письменно): в слове плим один слог, ударение падает на и.(глас. Ударный)

    п - [ п ] – глухой

    л - [ л? ] – звонкий

    и - [ и ] – ударный м - [ м ] – звонкий 4буквы и 4 звука

    Какой частью речи является:

    Плим – существительное (что?) плим.

    Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
    синтаксический разбор (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

    Подчеркнуть члены предложения.
    И все-таки это не слово! Почему? (Нет лексического значения). Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова. Без него нет слова и не может быть!
    Слайд 20 Итак, кто скажет, а что еще обозначено в русском языке словом лексика? (Весь словарный состав). А каков же весь словарный состав? Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд видимых на небе только около 3 тысяч, слов же гораздо больше.

    Слайд 21 В современном русском языке их более 150 тысяч + иностранные слова – 30 тысяч, термины – 10 тысяч, диалекты – 200 тысяч, имена – 25 тысяч, устаревшие – 30 тысяч. Мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
    слайд 22 Как же фиксируются слова и где? (В словарях). Ещё раз посмотрите, сколько их представлено на нашей выставке. Самый известный словарь составил Владимир Иванович Даль. Это толковый словарь живого великорусского языка

    в 4 томах, он насчитывает более 200 тысяч слов и толкований.
    слайд 23 А самый большой 17-томный “Словарь современного русского литературного языка" насчитывает 120 тысяч слов. Давайте сравним со словарным запасом человека. Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш - ? словарь (лексикон)младшего школьника (10-11лет), вашего возраста насчитывает 3600 слов. Какой вывод напрашивается? (Пополнять свой словарный запас, т.е. узнавать новые слова). Одним из способов расширения лексикона, является чтение художественных произведений.

    Слайд 24 Когда, изведав трудности учения ,
    Мы начинаем складывать слова.
    И понимать, что есть у них значенья
    “Вода, огонь, старик, олень, трава”.
    По-детски мы удивлены и рады
    Тому, что буквы созданы не зря.

    Буквы создают слова, а каждое слово имеет своё лексическое значение.

    Слайд 25 Выводы по уроку:


    1. Что такое лексическое значение слова? (главный смысл слова)

    2. Где мы можем найти лексическое значение слова? (словарях)

    3. Что значит указать грамматические значения слова? (с-род, число, падеж; г- время, лицо,число)

    4. Что такое лексика? (Это словарный состав языка)
    Я думаю, что сегодня на уроке вы сделали для себя некоторые открытия.

    Но, очень много разных открытий вам предстоит ещё сделать, путешествуя по увлекательным разделам Русского языка.

    За отличную работу на уроке вы получаете пятёрки. Выставление оценок.

    Слайд 26 А ещё я хочу подарить вам воздушные шары, которые вы должны надуть и написать на них, каким был сегодняшний урок. Кто же быстрее выполнит и поднимет шар.

    Я вижу, что урок вам понравился.

    Вы справились со всеми заданиями.

    Пора заканчивать наше сегодняшнее путешествие, но мы никогда не перестанем обращаться к значениям слов.

    Слайд 27 Слова слышны и здесь, и там,

    На улице и дома:

    Одно - давно привычно нам,

    Другое – незнакомо….,

    Язык - и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно-

    В огромном море – море слов-

    Купаться ежечасно!
    Слайд 28 Не утонуть в этом море слов, вам помогут верные надёжные помощники – словари русского языка.

    Берегите русский язык, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык- это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.

    А я вам предлагаю самим дома придумать сказочную историю.

    Слайд 29 Домашнее задание: Придумать сказочную историю про страну лексику.
    Слайд 30 Спасибо за работу! Желаю вам успехов! Мне было очень приятно проводить урок в вашем классе. Всем большое спасибо!

    Лексика Ле́ксика

    (от греч. λεξικός - относящийся к ) - совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словарного состава (лексика бытовая, деловая, поэтическая и т. п.), и для обозначения всех слов, употреблённых каким-либо писателем (лексика Пушкина) или в каком-либо одном произведении (лексика «Слова о полку Игореве»).

    Лексика является предметом изучения , и . Лексика прямо или косвенно отражает действительность, реагирует на изменения в общественной, материальной и культурной жизни народа, постоянно пополняется новыми словами для обозначения новых предметов, явлений, процессов, понятий. Так, расширение и совершенствование различных областей материального производства, науки и техники приводит к появлению новых специальных слов - или целых терминологических пластов; подобные слова нередко переходят в область общеупотребительной лексики, что связано, в частности, с расширением общей образованности и научной осведомлённости среднего носителя языка.

    В лексике находят отражение социально-классовые, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим лексика подразделяется по принципу принадлежности к различным социальным : , и т. п. Социальная стратификация лексики изучается социальной диалектологией, . В лексике отражается принадлежность носителей языка к разным территориальным диалектам, а также сохраняются специфические местные особенности речи. Изучением территориальной вариативности занимается . Диалектные слова играют определённую роль в пополнении лексики общелитературного языка. Те из них, которые не полностью освоены и сохраняют местный колорит, квалифицируются как (ср. параллельные слова южнорусских и севернорусских диалектов: «кочет» - «петух», «бирюк» - «волк», «баз» - «двор», «шлях» - «дорога»).

    Открытость и динамизм лексики особенно отчётливо наблюдаются при изучении её исторического развития. С одной стороны, старые слова отходят на второй план или исчезают совсем (например, «гридень», «ратай»), а с другой - идёт пополнение словарного состава, стилистическая дифференциация слов и их значений, что обогащает выразительные средства языка. В результате этих изменений прирост слов всегда превышает их убыль. Лексические единицы не исчезают внезапно, они могут долго сохраняться в языке в качестве или . Новые в языке слова называются ; сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, они теряют качество новизны. Образование новых слов осуществляется по-разному: 1) при помощи грамматических (словообразовательных) моделей (см. , в языкознании); 2) путём образования у слов новых значений (см. ); 3) особый, семантико-грамматический способ образования новых слов представляет конверсия (см. в словообразовании), ср. англ. hand ‘рука’ - to hand ‘передавать’; even ‘ровный’ - to even ‘выравнивать’; 4) новые слова входят в данный язык в результате заимствования из других языков через устное общение или книжным путём, непосредственно из другого языка или через третий язык (ср. рус. ‘кафе’ < франц. café < араб. qahwa قهوة ). Некоторые заимствования остаются не до конца освоенными языком и употребляются при описании чужеземных реалий или для придания местного колорита (см. ): например, «мулла», «клерк», «констебль», «виски». Существует пласт заимствованной лексики, функционирующий во многих языках и восходящий, как правило, к единому источнику, чаще всего латинскому или греческому (например, «класс», «коммунизм», «демократия»), - это международная лексика (см. ): 5) ряд слов образуется по правилам аналитического наименования и сокращения слов, см. ; 6) небольшую группу составляют искусственно созданные слова: «газ», «рококо», «гном», «лилипут».

    Значительная часть лексических новообразований прочно закрепляется в языке, утрачивает свою и входит в основной словарный фонд, сохраняющийся в языке в течение длительного времени. Сюда входят все корневые слова, составляющие ядро словарного состава языка ( , имена родства, слова, обозначающие движение, размер, положение в пространстве и т. п.). Они понятны всем носителям данного языка, в своих прямых значениях, как правило, стилистически нейтральны и отличаются относительно высокой текстовой или частотностью. Слова основного словарного фонда различны по своим истокам. Такие слова, как «мать», «брат», «сестра», «я», «ты», «пять», «десять», - общие для многих языков . Слова типа «дом», «белый», «кидать» - ; «крестьянин», «хороший», «бросать» - чисто русские. Происхождение слов в языке изучает . Изменения в лексике происходят постоянно, так что каждый период развития языка характеризуется своим словарным составом, объединяющим устаревшие слова, которые вместе с другими словами, понятными, но не употребляемыми носителями языка, образуют пассивную лексику (или ), и слова, которые говорящие на данном языке не только понимают, но и употребляют (активная лексика, или ).

    С точки зрения плана содержания в лексике выделяются: 1) знаменательные слова и . Первые обладают номинативной функцией (см. ), способны выражать понятия и выступать в роли , вторые лишены этих признаков; 2) абстрактные слова, т. е. слова с обобщённым значением, и конкретные слова, т. е. слова с предметным, «вещественным» значением; 3) , т. е. слова, близкие или совпадающие по значению, но по-разному звучащие; 4) - слова, противоположные по значению; 5) - слова, организованные по принципу подчинения значений, например «берёза» - «дерево» - «растение». (содержательные) взаимоотношения слов лежат в основе различных типов лексико-семантических группировок ( , тематических и т. п.), которые отражают связи в лексике как проявление структурно-системной организации в языке по принципу поля на лексико-семантическом уровне (см. ).

    С точки зрения плана выражения в лексике выделяются: 1) - слова, одинаковые по , но не связанные по значению; 2) омографы - разные слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по произношению (ударению или звуковому составу), например рус. «мука́» - «му́ка», англ. lower ‘нижний’, ‘низший’ - lower ‘хмуриться’; lead ‘свинец’ - lead ‘руководство’, ‘инициатива’; 3) омофоны - разные слова, различающиеся по написанию, но совпадающие по произношению, например рус. «луг» и «лук», англ. write ‘писать’ и right ‘прямой’; 4) омоформы - разные грамматические формы слов, совпадающие по звуковому облику, например «мой» - притяжательное местоимение и «мой» - повелительная форма «мыть»; 5) - слова, сближаемые по - и составу (ср. «генеральный» - «генеральский», «представиться» - «преставиться»).

    В каждом языке лексика дифференцируется . Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом речи и составляют основу словаря. Другие слова - стилистически окрашенные - могут быть «высокого» или «низкого» стиля, могут быть ограничены определёнными типами речи, условиями речевого общения или жанрами литературы (научная лексика, поэтическая лексика, лексика, разговорная лексика, вульгарная лексика и т. д.). Источники пополнения стилистически маркированной лексики для разных языков различны. Для русского языка - это , греко-латинские слова и интернационализмы, термины, а также просторечные слова, диалектизмы, жаргонизмы и т. п., для - слова и ( и ) происхождения, слова из сленга, кокни, диалектизмы.

    В пределах лексики особое место занимают - лексикализованные , выражающие единое понятие. Они могут быть субстантивными («Белое море», «железная дорога»), глагольными («бить баклуши», «тянуть резину») или («сломя голову», «спустя рукава»). Максимально лексикализованные словосочетания (фразеологические сращения) называются также ; они в каждом языке индивидуальны и буквально непереводимы. Источниками фразеологизмов в языке являются фольклор, профессиональная речь, мифология, художественная литература. Термины и идиомы - два противоположных по своим свойствам пласта лексики. Первые, как правило, однозначны, абстрактны, стилистически и экспрессивно нейтральны; вторые - конкретны, многозначны, индивидуальны и экспрессивны.

    Основным средством фиксации лексики служат словари, теория и практика составления которых относится к компетенции .

    • Реформатский А. А., Введение в языковедение, М., 1967;
    • Уфимцева А. А., Слово в лексико-семантической системе языка, М., 1968;
    • Шмелёв Д. Н., Современный русский язык. Лексика, М., 1977;
    • Бородина М. А., Гак В. Г., К типологии и методике историко-семантических исследований, Л., 1979;
    • Kühn P., Der Grundwortschatz. Bestimmung und Systematisierung, Tübingen, 1979.

    А. М. Кузнецов.


    Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Лексика" в других словарях:

      Лексика - (греч.) совокупность слов какого нибудь яз., словарный состав яз. Л. одна из сторон яз., наиболее четко выявляющая связь яз. как «практического сознания» (определение языка у Маркса) с его общественно экономической базой и его роль как орудия… … Литературная энциклопедия

      ЛЕКСИКА - (от греческого lexikos относящийся к слову), 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика… … Современная энциклопедия

      ЛЕКСИКА - [Словарь иностранных слов русского языка

      лексика - лексикон, словарный запас, активный словарь, лексический запас, словарь, словарный состав, запас слов, лексический состав Словарь русских синонимов. лексика словарный состав, словарь, лексический состав (или запас) Словарь синонимов русского… … Словарь синонимов

      ЛЕКСИКА - (от греч. lexikos относящийся к слову) 1) вся совокупность слов, словарный состав языка.2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика… … Большой Энциклопедический словарь

      ЛЕКСИКА - ЛЕКСИКА, лексики, мн. нет, жен. (от греч. lexikos словарный) (филол.). Совокупность слов какого нибудь языка, диалекта, произведений какого н, писателя и т.п.; то же, что словарь во 2 знач. Русская лексика. Лексика Пушкина. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

      Лексика - (греч. lexsikos – относящийся к слову) 1) вся совокупность слов, словарный состав языка; 2) совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.); того или иного стилистического пласта (лексика… … Энциклопедия культурологии