Медико педагогическая консультация. Пмпк и пмпк: сравнительная характеристика. Как проходит обследование на пмпк

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Девять студентов-медиков были отобраны исследовательской группой и попросили принять участие. Студенты были отобраны для представления различных возрастов, полов и хирургических подразделений. Каждый студент наблюдался в трех разных случаях, где участвовало в общей сложности двенадцать клинических учителей.

Наблюдения проводились двумя исследователями. Исследователи были как зарегистрированные медсестры, аспиранты в области педагогики здравоохранения, так и имели большой опыт работы в области здравоохранения. Однако присутствие исследователей может повлиять на наблюдения, и это необходимо было рассмотреть. Чтобы свести к минимуму влияние исследователей, они были адаптированы к клинической среде, надев белое пальто без паспортной таблички, которое давало им доступ к среде здравоохранения, и в то же время показывало, что они не должны рассматриваться как работники здравоохранения с пациентами.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Таким образом, исследователи могли участвовать, не будучи отвлеченным или непосредственно вовлеченным. Наблюдения были ориентированы на цель исследования, в ходе которого исследователи делали заметки. Неофициальные интервью проводились, например, в кофейнях или в коридоре. Эти неофициальные интервью в основном проводились для того, чтобы добавить дополнительную информацию к наблюдениям и создать основу для более глубокого понимания того, что наблюдалось. Наблюдательные записки и заметки из неофициальных интервью были переписаны после каждого наблюдения.

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше - меньше, длиннее - короче, живое - неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый - радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий - холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка - почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

Разрешение на проведение исследования было дано руководителем каждого отдела. Информированное согласие было получено от студентов и клинических учителей в соответствии с Хельсинкской декларацией после того, как они были проинформированы о цели, методе и публикации исследования, что участие было добровольным и что они могут в любой момент выйти из исследования. Когда это исследование планировалось и проводилось, для этого типа исследования, согласно шведскому законодательству, не требовалось одобрение комитета по этике.

Подготовка ребенка к прохождению пмпк

В наблюдениях, где присутствовали пациенты, пациенты были проинформированы о цели исследования и что исследователи были связаны профессиональной секретностью в роли персонала здравоохранения. Анализ данных выполнялся в два этапа. Этот анализ привел к интуитивным гипотезам, например, является ли эта педагогическая техника? Является ли это способом показать студенту что-то? Эти интуитивные гипотезы были проверены в отношении дальнейшего сбора данных. Процесс анализа был таким образом итеративным и предпринят в течение всего исследовательского процесса, позволяя проверять интуитивную гипотезу с дальнейшим сбором данных.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Что спрашивают на пмпк?

На этом первом этапе анализа исследователи обнаружили, что клинические учителя использовали разные стратегии обучения студентов. Когда весь материал данных был собран и транскрибирован, текст данных читался несколько раз и означало единицы, описывающие различные способы обучения. Этим единицам значения присваивался код, описывающий их содержание. Текст данных, означающий единицы с введенным кодом, читался несколько раз, и в результате этого окончательного анализа можно было описать семь различных педагогических стратегий.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

Кроме того, результаты анализа были обсуждены в исследовательской группе до тех пор, пока не будет достигнута договоренность. Результат этого исследования показывает, что клинический учитель использует ряд педагогических стратегий в клиническом обучении, чтобы повысить вероятность обучения студентов. Эти стратегии описаны ниже вместе с выбранными примечаниями к наблюдению, чтобы поддерживать и разъяснять их значение.

Клинический учитель часто использовал эти стратегии, чтобы помочь студентам решить проблемы или выполнить поставленные задачи. Стратегии использовались гибко и могли быть изменены во время клинического обучения в зависимости от ситуации, контекста и предпочтений клинического учителя.

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Злоупотребление ПМПК

К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Фото : Екатерина Пашкова.