Способы проверки домашнего задания по фгос. Методическое пособие «Формы и методы организации этапа всесторонней проверки домашнего задания

  • Вступительное испытание по русскому языку в МГЛУ им. Мориса Тореза (Документ)
  • кая Н.Г., Олейник В.Ф. Сборник заданий для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (Документ)
  • Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (Документ)
  • Шпоры к Государственному экзамену по математике и методике преподавания математике в ЛГПУ (Шпаргалка)
  • Курсовая работа - Современные средства обучения иностранному языку. Вариант1 (Курсовая)
  • Государственные тесты по русскому языку в Турции, весна 2006 (Документ)
  • ЕГЭ 2011 - Тренировочная работа по русскому языку (Документ)
  • ЕГЭ 2012 - Демоверсия егэ по русскому языку (Документ)
  • n1.doc

    Виды домашних заданий по русскому языку, методика, требования к домашнему заданию. Эффективные способы проверки его на уроке .+

  • Методы контроля. Методика опроса, Требования к формулировке вопросов и заданий.

    В соответствии с содержанием обучения ря методы контроля делятся на: 1) контроля за усвоением знаний; 2) контроля за сформированностью языковых и реч. умений.

    Знания уч-ся проверяются, к. п., в процессе опроса, который проводится в ходе изучения темы (текущий контроль), и после ее изучения (итоговый контроль). В практике школьного обучения распространены 2 формы опроса: 1) фронтальный; 2) индивидуальный.

    Фронтальный опрос - в конце изучения темы или раздела шк курса ря. Сущность - в проверке знаний одновременно у большого количества учащихся. Организация: Учитель формулирует серию вопросов, задаваемых всему классу, затем на вопросы поочередно отвечают отдельные ученики. ответ оценивается поурочным баллом, кот. выводится с учетом качества всех ответов ученика. Задача учителя - спланировать опрос, наметить 5-6 учащихся, которые будут опрошены в обязательном порядке. Минусы:


    1. ограничивает возможность развернутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. превалируют односложные,краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи.

    2. Краткость, отрывочность ответов на уроке приводит к тому,что факты не укладываются в сознании в виде целостной системы. не развивается навык систематизации изученного.

    3. Возможность отвечать на уроке односложно, неразвернуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьезно.
    Индивидуальный опрос - наиболее эффективная форма проверки. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем.

    В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера. индивидуальный опрос должен проводиться под контролем и при активном участии в работе всех учащихся.

    Одним из вариантов и. о. - опрос с предварительной подготовкой, в ходе которой ученик делает необходимые для ответа записи на доске.

    При проведении индивидуального опроса необходимо правильно оценить ответ ученика в соответствии с утвержденными нормами.

    Устный ответ ученика рассматривается, как рассуждение, в кот. выделяют тезис и доказательства: а) пример, б) его объяснение.

    Требования к формулировке вопросов и заданий :

    Четко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся:


    • - не допускать формулировок с неправильным или неточным использованием терминов;

    • - не допускать формулировок, требующих уточнений, дополнительных вопросов и т.п.;

    • - избегать подсказывающих вопросов;

    • - соблюдать требования логики и психологии при составлении вопросов.
    - не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие проблемные ситуации.

    1. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений +

    2. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.
    Контроль за усв знаний и формир ум - важнейш этап учеб процесса, кот позволяет констатировать объективный уровень ЗУН после изучения темы, выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе изучения.

    организационные формы: текущий, тематический, итоговый.
    Классификация ошибок (условные обозначения)


    Вид ошибки

    Условн обознач ошибки

    В чем заключается ошибка

    Как исправить ошибку

    1.Ошибки в
    Содержании

    С

    1. Есть что-то лишнее.

    2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово/ фраза/ предложение. V

    3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.

    4. Мысли излагаются непоследоват, наруш логика. Л

    5. Искажен факт текста. Ф

    1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

    2. Оценка за сочинение снижается.

    3. Переписать предложение, добавив необходимое слово, фразу/предложение.

    4. Переписать предложение, исправив фактическую ошибку.

    2.Речевые ошибки и недочет

    Р

    1. Употреблено не то слово.

    2. Употреблено лишнее слово

    3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор).

    4. Использ. однообраз. по структуре предл.

    1. Переписать предложение, употребив необходимое слово/ убрав лишнее слово.

    2. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало граммат.правильно.

    3. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

    3.Грамматические ошибки.

    Г

    Неправ. образовано слово /словосочет/ построено предл.

    Переписать слово /словосочетание/предложение в исправленном виде.

    4.Орфографические ошибки.

    I

    Слово написано неправильно.

    Сделать работу над ошибками в слове.

    5. Пунктуацион ошибки.

    V

    Неправильно поставлен/отсутств знак препин в предложен.

    Переписать предл в исправлен. виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему, объясняющ постановку знака.

    Оценка сочинений и изложений

    С помощью сочинений и изложений проверяются:


    1. умение раскрывать тему;

    2. умение использовать язык. средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

    3. соблюдение языковых норм и правил правописания.
    Любое сочинение и изложение оценивается 2 оценками: первая - за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность - соблюдение орфографич, пунктуац. и язык норм.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по критериям:


    • Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    • Полнота раскрытия темы;

    • Правильность фактического материала;

    • Последовательность изложения.

    • При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

    • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

    • Стилевое единство и выразительность речи;

    • Число речевых недочетов.
    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

    критерии

    Оценка «5»

    Оценка «4»

    Оценка «3»

    Оценка «2»

    Оценка «1»

    1.Соответствие содержания работы теме.

    полностью

    в основном(незначит отклонен от темы)

    существенные отклонения от темы

    не соответствует теме

    2. Фактические ошибки.

    отсутствуют

    Единичн фактическ неточности.

    имеются отдельные фактические неточности

    много фактических неточностей

    3. Последовательное изл-ие содержания.

    излагается последоват

    Незначит. нарушения

    отдельные нарушения

    Нарушена последовательность во всех частях работы, отсутств. связь между ними, работа не соответствует плану.

    4. Лексический и грамматический строй речи.

    Богатство словаря, разнообр. синтакс констр, точность словоупотребления.

    Достаточное разнообразие

    Беден словарь, однообраз синтакс констр, встреч-ся неправильное словоупотр

    Крайне беден словарь, короткие однотипн предложен со слабо выраженной связью между ними, часто неправильное словоупотребление.

    5. стилевое единство и выразительность текста

    Достигнуто.

    единство и достаточная выразит-сть

    Стиль не отличается единством, речь недостат выразит.

    Нарушено

    допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

    допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

    допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

    Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 реч недочетов

    Грамотность :

    допускается 1 орфографич/ 1 пунктуацион/1 грам ошибка.

    допускаются 2 орфограф и 2 пунктуац ош/ 1 орфографич и 3 пунктуац / 4 пунктуац при отсутствии орфограф ош + 2 грамматич

    допускаются 4 орфогр и 4 пунктуац/3 орфограф и 5 пунктуацион/ 7 пунктуац при отсутствии орфограф+ 4 грамматич.

    допускают 7 орфограф и 7 пунктуац/ 6 орфограф и 8 пунктуацион/5 орфограф и 9 пунктуацион/ 8 орфограф и 6 пунктуацион, а также 7 грамматических ошибок.

    более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

    1. Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, типология диктантов, методика проведения, требования к тексту.
    Диктант – вид работы, сущность которого в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

    Контрольный д. – контроль за усвоением знаний уч-ся по к.-л. теме, разделу. проводится в соответствии с тематич. планированием.

    Обучающие д. – проводят на этапе обобщения, закрепления, повторения знаний. Особенность- сопровождаются рассуждением – применением правила вслух.Это способствует осознанному овладению теор. понятиями, развитию монол. речи. Виды:

    Предупредительный диктант - в целях отработки приёмов применения правил; цель - овладение алгоритмом действий. Перед записью текста/в процессе учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

    Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.

    Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

    Выборочно-распределительный диктант.

    Творческий диктант – запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию.

    Объяснительный диктант – док-во написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

    Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

    Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

    Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

    Методика проведения. Обучающие д. мог. проводиться на каждом ур.Проверку след. осущ-ть сразу после написания. Приемы проверок: -самопроверка; -взаимопроверка.

    Требования к тексту . Диктанты проводятся по связному тексту. Текст дб понятен уч-ся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать.


    1. Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.
    Программа основного курса ря для 5-9 и 10-11 классов отражает обязат. для всех шк‒ков часть образования, которая обеспеч. часами, включ в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязат. курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов - учебными предметами по выбору уч-ся. Они им. большое значение в системе предпрофил. и профильной подготовки уч-ся.

    Факультативы и элективы – общее: курсы по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся.

    Эл (факультативные) курсы связаны, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Это важнейш средство построения индивидуал образоват программ-связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Эл (ф) курсы «компенсируют» ограничен возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей уч-ся.

    Элективные (ф) курсы могут использоваться в 7-9 классах основной школы в рамках предпрофильной подготовки и оказывать влияние на выбор профильного направления обучения в старшей школе.

    В старшей школе элективные (факультативные) курсы по русскому языку могут быть востребованы в классах любого профиля: курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письмен. речи (например, «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения»). В классах филологического профиля – программы повышения лингвистич компетенции уч-ся на основе расширения теорет знаний по всему курсу; программы, углубл к-л аспект основного курса ря,предлагающие интеграцию предметов филологического (/гуманитарного) цикла.

    Виды элективов (факультативов) по русскому языку: - на совершенств. важнейших практич умения и навыков на основе углубления знаний и организации активной комму-никативной деятельности на занятиях. – на расшир. и углубление одного из разделов базового учебного предмета «Русский язык». - элективы (ф), интегрир. предметы филологического цикла (ря и литерату¬ра)


    1. Внеклассная работа по русскому языку: принципы, виды и формы организации.
    В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения» Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.

    К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимо-связи классных и внеклассных занятий, научной углуб-ленности, практической направленности, занимательно-сти, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития твор-ческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

    Принципы: -широкое использование межпредметных связей.

    В школьной практике формы внеклассной работы :

    По способу подачи языкового материала:

    Устные(Все остальные виды внекл. раб.) и письменные(стенная газета, листки рус-ского языка, стенды)

    По частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);

    По количеству участников индивидуальные(заучивание наизусть стихотвор. и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок), подбор языкового материала (преимущ-но в письм. форме))

    Групповые(кружок, клуб, экскурсии (в библиотеку), викторины, конференции)

    Массовые(утренники ря, праздники (сказки, книги, поэзии), выставки (книг, выставка лучших тетрадей, рисунков), конкурсы (на лучшую тетрадь, письменную работу, чтеца), радиопередачи на ря, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр...)

    На внекл. занят., методы и приемы, что и на уроке, приобретая специфическое звучание. Например, “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад) - не обязательно слово учителя, это может быть лекция/ сообщение приглашенного специалиста, сообщение ученика по к-л заданной теме. На внекл. занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.

    Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях - работа с научно-популярной лит-рой. Они составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады.

    Метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые.


    1. Кабинет русского языка в школе и его роль в повышении эффективности преподавания русского языка и интереса к нему.
    Задачи кабинета:

    1) помощь учителю в проведении классных за­нятий по русскому языку и литературе;

    2) помощь в организации внеклассной работы во всех ее видах (кружковой, экскурсионной и т.п.)

    3) содействие в организации занятий с отстаю­щими, в проведении факультативов.

    4) организовать в кабинете витрину - выставку выходящей научной,учебной и научно - методической литературы по специальности;

    5) вести систематический каталог того, чем по­полняется кабинет.

    Постоянные творческие искания, стремление приобщить учащихся к работе с книгой, с литературоведческим материалом, со справочной литературой, постоянное стремление расширить кругозор школьников, помочь им выработать собственный взгляд на изучаемое художественное произведение - основная задача учителей - русистов. В решении этой задачи, в нравственном воспитании, в формировании глубокого интереса к предмету особенно велика роль кабинета.

    Кабинет русского языка и литературы оснащён разнообразным иллюстративным, дидактическим, вспомогательным материалом, без которого невозможно проводить современный урок на должном уровне.

    Накопление материала, его систематизация, оформление стендов, отбор материала для урока, его использование во внеурочной деятельности - всё это способствует развитию учащихся, их духовному и эстетическому росту.

  • Приемы проверки и система оценивания домашних заданий. Приемы проверки домашних работ по степени трудоемкости 1.Сбор тетрадей с домашними работами учащихся для просмотра и проверки выполненной накануне работы.

    Этот прием не на всех учеников оказывает одинаковое действие. Для слабоуспевающих школьников регулярная проверка является совершенно необходимой, для сильных учащихся такие проверки можно проводить через раз или заменять другими, менее трудоемкими для учителя. Огромным недостатком этого приема является его высокая трудоемкость. 2.Беглая проверка в ходе урока правильности полученных дома результатов.

    Она может проводиться во время выполнения учащимися упражнений классной работы или небольшой самостоятельной работы. Проверяются достоверность ответов и правильность способов их нахождения. На объяснение учащемуся причин ошибок у учителя времени нет. Поэтому после такого рода проверок обычно предусматривают время на работу со слабоуспевающими учащимися. 3.Взаимная проверка домашних работ учащимися у своих соседей по парте и других одноклассников.

    Чаще используются два варианта этого приема 1 обмен учащимися тетрадями и проверка выполнения домашней работы друг у друга 2 воспроизведение на доске одним учащимся своего варианта решения домашней работы в это время класс может выполнять другие задания повторение устных правил, проверка других заданий, разминка и т.д. с последующей проверкой каждым учащимся своей работы с выверенным образцом. 4.Методом фронтального опроса учитель выясняет, какие результаты получены учащимися при решении заданий или примеров.

    Затем обращают внимание на наиболее сложные способы выполнения заданий, написание трудных орфограмм и другие моменты, вызвавшие наибольшие трудности у учащихся, а затем организуют самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, аналогичных задаваемых на дом. Такая работа дает двойной результат во-первых, учитель имеет возможность проверить, насколько самостоятельно учащиеся выполняли домашнее задание, а во-вторых, учащиеся дополнительно упражняются в применении знаний на практике и тем самым прочнее и глубже усваивают изучаемый материал, совершенствуют практические умения и навыки.

    Специфика проверки домашних работ при обучении в малых группах. Как правило, это опрос в той или иной форме устной или письменной. Основная задача учителя на традиционном уроке - проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются отметки.

    При обучении в сотрудничестве основная задача учителя - добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания - убедиться, действительно ли все учащиеся поняли данный материал, т.е. диагностика. Поэтому прежде, чем проверять, необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали. Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю до опроса если таковые созрели в ходе самостоятельной домашней работы.

    Далее имеет смысл организовать группы лучше не более трех учеников в группе, причем те же, в которых учащиеся работали на предыдущем уроке, когда пытались разобраться общими усилиями в новом материале. Теперь они могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе выявить трудные места и разобраться в них, попросить учителя помочь, если не смогут сделать это самостоятельно. Когда группа готова все ученики работы подписанные каждым учеником группы сдаются учителю, если это письменная работа, либо ребята заявляют о своей готовности отвечать устно.

    Если предполагается устная проверка, учитель может раздать группам заранее подготовленные по материалу домашнего задания вопросы. Учитель по своему выбору может спросить любого ученика. Оценивается такая работа одинаково для всех учащихся группы, но с учетом уровня обученности сравнение ведется с ранее достигнутыми этим учеником результатами каждому ученику разрешено дополнить высказывания своего товарища, чтобы также принести группе балы. Отдельно учитывается и оценивается факт взаимопомощи. Аналогичным образом можно организовать подготовку учащихся к контрольной работе, тестированию и т.д. Только в этом случае, после работы в сотрудничестве по группам, учитель предлагает учащимся писать работу индивидуально, каждый за себя. Проверка и оценка домашних заданий осуществляется учителем на уроках в ходе опроса учащихся, их самостоятельной работы, путем беглого просмотра выполненных дома письменных заданий, при повторении пройденного и изучении нового материала, решении задач и упражнений, выполнении лабораторных работ. Также в некоторых школах осуществляется и самооценка выполненных дома заданий, т.е. ученик сам ставит себе оценку за выполненное домашнее задание.

    Причем не только за письменную работу, а и за устную.

    Каким образом это делается? В классе рядом с доской это очень важно! висит оценочный лист, где есть фамилии всех учеников класса и дата. Каждый из учащихся перед началом занятий ставит против своей фамилии оценку за выполненное домашнее задание.

    Учитель, изучив оценочный лист, вызывает к доске только того, кто поставил себе пятерку. Зачем вызывать того, кто поставил себе двойку? Он все равно ничего не скажет, будет потеряно время и зря потрачены нервы. Пятерочник расскажет материал быстро и толково и тот же двоечник, слушая его ответ, восполнит свой пробел. Если ученик три дня подряд поставил себе двойку, то она автоматически переносится уже учителем в журнал.

    Ученик сам себя оценил. Если ученик поставил себе пятерку, но не выполнил домашнее задание, то этот обман тут же выявится у доски, так как вызывают отвечать, в основном, отличников. Четверку вправе себе поставить тот, кто не уверен, что знает на отлично, но готовился к занятиям и двойки не заслуживает. Его так же вызывают к доске, но реже, чем пятерочника. Тройка в оценочный лист не ставится вообще. Это очень трудно определяемая градация уровня знаний и ученики будут активно спекулировать на ее неопределенности.

    Итак, есть оценки 5, 4 и 2. Поставил себе 5 - вызвали к доске отвечать. Поставил себе 2 - сиди на месте и слушай знающих, но каждая третья двойка заносится в журнал. Кроме того, ставить себе постоянно двойки чтобы не вызвали к доске психологически трудно. Человек вынужден целый день или несколько дней подряд смотреть на свои двойки и волей-неволей даже на подсознательном уровне, у него возникнет потребность в изменении этих оценок.

    Не последнюю роль будет играть и мнение окружающих - друзей, товарищей, подруг. Двойки, спрятанные в журнале, никто не видит, а здесь они открыты для всех и постоянно воздействуют на сознание. Конечно, в предлагаемой схеме самооценки выполнения домашнего задания есть, вероятно, и слабые стороны. Их нужно выявлять и находить пути устранения. Но ясно одно - схема работает на формирование у ученика умения оценивать свой труд, вырабатывает чувство ответственности и правдивости. 3.4 Рекомендации родителям по организации помощи детям при выполнении домашних заданий 1. Расписание для домашней работы.

    Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

    Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как вылавливание детей и усаживание их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

    Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу.

    Однако, если очевидно, что ребенок не понял какой-то определенный материал, нужно дать знать об этом учителю. 2. Распределение заданий по важности. Педагоги советуют чередовать письменные и устные задания, а также гуманитарные и естественные предметы. Так ребенку легче переключаться с одного материала на другой. Очень важно примерно определить исходя из объема заданного и его трудности, сколько времени потребуется на каждый урок. За временем надо следить и стараться укладываться в отведенные временные рамки.

    Сначала эту функцию берет на себя взрослый, а потом, постепенно сам ребенок. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой. Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов.

    Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее. Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход сколько заданий осталось сделать вместо качественного учитывающего относительную трудность заданий. Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное. 3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

    Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя гневу, но и создают выученную беспомощность. Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать.

    Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это - очень нездоровая зависимость, потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой. Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы и папы. Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам. Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей.

    Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно. 4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

    Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п. Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ. Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства несоответствия. Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

    Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно. Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить. Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

    Таким образом ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание. Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком. 5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

    Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение. Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность. Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства несоответствия у ребенка.

    Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем. Для такого поведения ребенка может быть несколько причин. Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание. Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности.

    В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями. В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий. 6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику. В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.

    Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все. Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно, является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

    Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена. Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.

    Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес. 7. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все обращение происходило на вербальном уровне. Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

    Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления языка тела - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой. 8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Учителя хотят правильно оценивать знания ученика, в том числе проверяя, как он выполнил домашние задания.

    Родителям же хочется, чтобы у учителя сложилось как можно более благоприятное впечатление об их ребенке, поэтому они начинают помогать своему чаду делать уроки, а иногда даже выполняют их за него. Школа, естественно, рассчитывает на помощь родителей они могут объяснить ребенку, если ему что-то непонятно. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

    Дети чувствуют себя неадекватными, когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они это воспринимают как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа. Ни в коем случае не спешите на помощь без необходимости. Если вы возьмете выполнение домашних заданий на себя, ребенок никогда не научится работать самостоятельно. Лучше подбодрите его Иногда что-то кажется таким трудным, а потом вдруг все начинает получаться.

    Ты просто попробуй! Пусть ребенок подробно объяснит, что ему задано часто при этом он сам находит решение. Если нет, подскажите первый шаг или приведите соответствующий пример, чтобы направить ребенка. Ошибки сами не исправляйте, лучше скажите Ты допустил ошибку, посчитай-ка еще раз. Потому что ошибки, найденные самостоятельно, в глазах учеников вовсе не считаются настоящими ошибками Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства.

    Большинство учителей среагируют адекватно. 9. Время, наиболее подходящее для выполнения домашних заданий. Это время зависит от многих факторов и от того, есть ли у ребенка какие-то другие занятия, и от того, когда его умственная деятельность наиболее эффективна. Не надо заниматься домашней работой на голодный желудок, но и сразу после обеда тоже не стоит. Лучше всего дать ребенку немного отдохнуть. Работоспособность человека после обеда понижается и полностью восстанавливается только к пятнадцати часам.

    Получается, что это вроде бы и есть самое подходяще время для выполнения домашних заданий. Однако, как правило, именно в это время раздается звонок в дверь - друзья вашего ребенка зовут его поиграть. Поэтому будет разумнее, если ученик сначала сделает домашние задания, тогда во второй половине дня он будет свободен и может заниматься своими делами. Сколько времени должно занимать выполнение домашних заданий? Если кажется, что ребенок сидит над уроками слишком долго, нужно поговорить на эту тему с другими родителями. Если и у других учеников из класса, в котором учится ребенок, домашние задания отнимают много времени, этот вопрос можно поднять на родительском собрании. 10. Наиболее подходящее место для выполнения домашних заданий.

    Оно там, где ребенок может сосредоточиться, где под рукой все рабочие материалы и вокруг нет ничего мешающего или отвлекающего, например игрушек. У некоторых детей таким местом является обеденный стол на кухне, у других - письменный в собственной комнате. 11. Если ребенок сделал домашнее задание некрасиво С помарками и многочисленными исправлениями, не надо настаивать на том, чтобы он все переписал пользы от этого мало. Ведь, если он, все-таки, пришел к правильному решению, значит, усвоил материал, разобрался в нем, а это намного важнее, чем внешний вид работы. Пусть даже оценку ему за это снизят.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Технологии домашнего задания

    Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и… Домашнее задание - типичный пример самостоятельной работы учащихся, без… Но данная курсовая работа, а также исследования качества знаний учащихся показывают, что домашние задания в повышении…

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов

    Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

    Проверить домашнее задание можно следующими способами:

    Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

    Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.

    Оригинальные способы проверки домашнего задания

    Дискуссия

    Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

    Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

    Тематический кроссворд

    Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

    Неожиданные вопросы

    Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

    Рецензия на устный ответ

    Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

    Взаимная проверка

    При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

    Краткие письменные ответы

    Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

    Сверка с проектором

    Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

    Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

    Опрос-светофор

    В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

    Солидарный опрос

    Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

    Взаимный опрос

    Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

    Программируемый опрос

    В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

    Тихий опрос

    Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

    Опросная цепочка

    Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

    Лист «защиты»

    Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.

    Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

    Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

    Игра «Рисуем ответ»

    Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

    Игра «Похлопаем-потопаем»

    Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

    Командная игра «Что и почему?»

    В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

    Игра «Семицветик»

    Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

    Игра «Лови мяч»

    Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

    Подведем итоги

    Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.

    Письменные домашние задания
    по русскому языку: система требований
    и оценивание

    1. Принцип взаимных обязательств

    Первый урок в новом классе или первый урок в начале каждого учебного года – это разговор о взаимных обязательствах учителя и учеников.

    Начинаю разговор с того, что урок – это общение, в процессе которого учитель учит, а ученики учатся, то есть учат себя. Чтобы этот процесс не нарушался конфликтами и обидами, надо договариваться так, чтобы соблюдались интересы обеих сторон.

    Знакомлю учеников с тремя правилами, которые помогают деловому общению:

    1) нет вины и нет виноватых;

    2) никто никому ничего не должен;

    3) каждый сам несет ответственность за себя и за свои действия.

    Мы обговариваем каждое из этих правил. Затем я знакомлю учеников с «Правами и обязанностями учителя и ученика», которые сложились за годы практики и имеют разумное объяснение.

    Кстати, полезно комментировать любое свое требование, толковать значение слов. Тогда ученики осознают, что требование учителя вполне справедливо и приносит им пользу.

    Читая «Права и обязанности учителя и ученика», обращаем внимание на значение слов: права – см. словарь; обязанности обязан.

    Права учителя

    1. Ставить оценку за работу ученика в соответствии с «Нормами оценок».

    2. Требовать определенный объем работы:

    5-е классы – 3–5 предложений или строк;

    6-е классы – 7–8 строк;

    7–8-е классы – 0,5 страницы (11 строк);

    9–10-е классы – 1 страница (22 строки);

    11-е классы – 1–1,5 страницы.

    Если объем работы не выдержан, учитель вправе снизить оценку.

    3. К ученикам, которые претендуют на «4» или «5», предъявлять более жесткие требования.

    Обязанности учителя

    1. Домашнее задание давать в начале или середине урока.

    2. Домашнее задание записывать на доске и проговаривать вслух, комментируя.

    3. Проверять домашнее задание к понедельнику.

    Если одна из трех обязанностей будет нарушена, ученики вправе не выполнять домашнее задание.

    4. Аргументировать оценку по просьбе ученика.

    Если ученик убедит учителя в ошибочности оценки, оценку нужно будет исправить.

    Права учеников

    1. Выполнять домашнее задание только в течение учебной недели, то есть на выходной домашнее задание не задается.

    Количество и общий объем домашних заданий в течение недели:

    5-й класс – 6 уроков – 4 д/з по 3–5 строчек = 20 строчек;

    6-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 7–8 строчек = 32 строчки;

    7-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 0,5 страницы = 2 страницы;

    8-й класс – 3 урока – 2 д/з по 0,5 страницы = 1 страница;

    9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;

    10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;

    11-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 д/з по 1–1,5 страницы = 1–1,5 страницы.

    2. Если ученика не устраивает тема домашнего задания, можно предложить свою тему или свою форму.

    3. Сдать тетрадь с домашним заданием в течение недели вплоть до 20:00 воскресенья (хотя нести тетрадь с домашним заданием домой к учителю – самый крайний вариант).

    4. Если все же тетрадь с домашним заданием по какой-либо причине была не сдана, написать объяснительную, чтобы не получить двойку.

    Обязанности учеников

    1. Выполнять все домашние задания и сдавать тетрадь вовремя.

    2. Выдерживать объем домашнего задания и качество работы (почерк, графическая работа).

    3. Пользуясь объяснительными как средством спасения от двойки, увеличивать объем объяснительной на 0,5 страницы (1-й раз – 0,5 страницы, 2-й раз – 1 страница, 3-й – раз – 1,5 страницы и т.д.).

    Объясняя права и обязанности каждой стороны, в ходе беседы с классом выясняю, насколько глубоко учащиеся осознают правомерность моих требований и выгоду своего положения.

    В качестве домашнего задания ученики обдумывают «Права и обязанности…», вносят свои предложения и дают согласие.

    В течение учебного года несколько раз провожу опрос, как ученики оценивают предъявляемые к ним требования. Обычно регулируем темы домашнего задания. В остальном претензий не возникает. Ученики чувствуют, что учитель несет ответственность за свой участок работы наравне с ними, прислушивается к их замечаниям. Конфликты не возникают даже при выставлении двойки за отсутствующее домашнее задание, так как ученик осознает свою вину. Кроме этого, ученик знает, что он всегда может эту двойку исправить.

    2. Принцип четких требований к оценке

    Оговаривая обязанности учеников при выполнении домашнего задания, обозначаю критерии оценки.

    К ним относятся:

    1) четкий разборчивый почерк;

    2) аккуратно, без помарок, выполненная работа;

    3) выдержанный объем работы;

    4) графическая работа по мере необходимости;

    5) выполнение работы над ошибками из предыдущего домашнего задания.

    Если какой-то критерий не выдержан, оценка снижается. Обязательно указывается причина.

    Например:

    П – 3 (почерк).

    Оф. – 4 (есть помарки).

    V мал (не выдержан объем работы).

    Нет гр. р. (отсутствует графическая работа).

    Нет р/ош 4 – 1 балл = 3 (за отсутствие работы над ошибками от оценки отнимается один балл).

    За домашнее задание может ставиться двойная оценка. Это бывает в нескольких случаях:

    2. Если у ученика проблемы с почерком или аккуратностью при выполнении работы.

    Например:

    Оф. – 3 П – 3

    В таком случае у ребенка появляется надежда на хорошие оценки, несмотря на почерк, который улучшить сразу не удается.

    За каждые пять домашних работ выставляется итоговая оценка, которая идет в журнал. Это среднее число от пяти оценок. На странице учета оценок эта колонка выставляется пастой зеленого цвета. В журнале колонка оценок подписывается «итог – домашнее задание».

    Если домашняя работа выполнена с превышением требований (оригинальное содержание, большой объем), оценка за домашнее задание может быть сразу выставлена в журнал. В тетради ученика возле оценки ставится восклицательный знак (5! 4!), а на странице учета оценка пишется красной пастой.

    Оценки за домашние задания анализируются на первом уроке недели в самом начале урока. Анализ начинается с «красных» оценок. С разрешения учеников зачитываются лучшие работы и отмечаются их достоинства. В 5–6-х классах даже аплодируем авторам лучших работ. Затем зачитываются фамилии тех, кто получил итоговые 5 и 4 (если подошел срок выставления оценок). Отмечаются успехи некоторых учеников. Наконец называются фамилии тех, кто не сдал тетради для домашних работ или не выполнил какое-то домашнее задание.

    При этом важно не обвинить ученика, а выразить недоумение, удивление. Эти ученики имеют право в течение дня написать объяснительную и освободить себя от двойки. Напоминаю, что объем объяснительной неуклонно растет (по 0,5 страницы каждый раз).

    Постоянно пользоваться этим средством ученику невыгодно.

    Тем, кто не воспользовался правом объясниться, в журнал выставляются двойки за каждое отсутствующее домашнее задание. Возле оценки ставится точка. Это помогает вспомнить, за что выставлена двойка.

    Конечно, находятся ученики, которые систематически не выполняют домашнее задание. Чаще всего это второгодники. Они испытывают отвращение к любому труду. Такие ученики подходят в конце триместра с вопросом: «Что делать для исправления оценок?». В первую очередь им предлагается выполнение домашнего задания.

    Подобное оценивание работ обладает рядом преимуществ. Так как оценивается вся работа ученика, итоговые оценки более объективны.

    Ученики систематически поощряются за творческий подход к работе. Это стимулирует развитие творческих способностей.

    Вовремя фиксируется проявление лени, забывчивости, безответственности учеников и принимаются меры для устранения этих недостатков.

    Четкие критерии оценки избавляют от конфликтов с учениками. Ученику понятно, почему оценка ниже, чем он рассчитывал. А если непонятно, он вправе выяснить. Бывают ситуации, когда учитель повышает оценку, убедившись в своей ошибке. Для этого ученик должен привести весомые аргументы.

    В последнее время у учеников возникает единственная претензия. Они спрашивают, почему за отсутствующее домашнее задание двойка выставляется в журнал. Я объясняю, что получают двойку те, кто категорически отказывается работать. А я не умею учить тех, кто совсем не работает. Если же ученикам удастся найти способ, который заставит выполнять домашние задания всех, включая лентяев, я с удовольствием откажусь от двоек. Пока этого способа мы не нашли.

    Возможно, для этого следует серьезно задуматься над содержательной стороной домашнего задания. Если по сути своей домашнее задание не будет вызывать интерес у ученика, его выполнение превратится в пустую формальность. Тогда домашнее задание как вид ученической работы перестанет развивать способности ребенка.

    Система контроля знаний

    У меня всегда с собой тетрадь, в которой я веду учет работы учеников. Это помогает мне регулировать наши отношения. На каждый класс отведено определенное количество страниц. Первая страница – это учет выполненных домашних заданий.

    Принцип систематической проверки

    Я проверяю все работы и у каждого ученика, хотя этого не требуют нормативные документы. Согласна, что такая проверка поглощает время. И все же плюсов значительно больше. Итак, на первой странице список учащихся, число домашней работы указано вверху, а внизу – тема мини-сочинения или номер упражнения. Если работа не сдана, в строке появляется кружок. Если работа выполнена на двойку, ставлю точку. Оценки 3, 4, 5 пишу синей пастой. За каждые пять работ ученики получают итоговую оценку в журнал. В моей тетради итоговые оценки пишу зеленой пастой. Такая колонка оценок хорошо видна.

    Если ученик выполнил работу с превышением требований, он получает оценку сразу в журнал. У себя в тетради он видит такую оценку с восклицательным знаком, а в моей тетради оценка пишется красной пастой.

    Глядя на страницу учета домашних работ, я имею возможность проанализировать массу информации. Сразу бросаются в глаза лодыри и проблемные дети. Могу оценить позитивные или негативные изменения в работе каждого ученика. Начинаю размышлять, как добиться, чтобы дома работали все. Сейчас предлагаю на выбор два, три, а иногда и четыре работы, чтобы лишить возможности заявить, что задание не вызывает интереса или трудное. Кроме этого, подобные записи помогают все помнить. Не остается никаких лазеек для бездельников. Им тоже приходится работать. Нет повода для споров с учителем. Ведь дети имеют право смотреть мою тетрадь на перемене. Они знают: я ничего не забуду. Родители, придя в школу, получают полную достоверную информацию о ребенке. Мы вместе просматриваем мою тетрадь. Так я избегаю конфликтов. Согласитесь, это дорогого стоит в наше время.

    Точно так же я веду учет классных работ на следующих страницах. Правда, оценки за письменные работы обозначаю в своей тетради значками, чтобы не путать их с оценками за работу на уроке. Пятерка – плюс. Четверка – половина плюса. Тройка – черта. Двойка – точка. Не работал – н.р., мало работал – м.р. Итоговые оценки отмечаю зеленой пастой.

    Ученики понимают, что работать гораздо выгоднее, чем бездельничать. Они понимают, что мои требования разумны, легко подчиняются этим требованиям. Так достигаются хорошие результаты.

    Тетрадь учета знаний помогает учителю следить за развитием ученика. Да и сам ученик может это легко сделать по моей тетради.

    Повторюсь, что проверка всех ученических работ отнимает много времени, но плюсы этой работы превышают минусы.

    Все классы, которые попадают ко мне, учатся в этой системе контроля, и все в результате начинают работать значительно лучше.

    Себя я поддерживаю мыслью, что мои дети никогда не будут в жизни халтурить.

    Е.А. КОКОВИХИНА,
    г. Губаха,
    Пермская обл.

    Роль домашнего задания в процессе школьного обучения сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель. В данной статье мы рассмотрим интересные и оригинальные способы проверки домашнего задания.

    Проверка выполнения учениками домашнего задания - важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

    Проверить домашнее задание можно следующими способами:

    вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;

    провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);

    выполнить аналогичное задание;

    использовать индивидуальные карточки;

    провести выборочную проверку письменного задания;

    провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

    Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример - многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

    Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.

    Оригинальные способы проверки домашнего задания

    Дискуссия

    Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

    Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике - Исааку Нюьтону, по геометрии - Пифагору, по литературе - Федору Михайловичу Достоевскому.

    Тематический кроссворд

    Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.

    Неожиданные вопросы

    Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

    Рецензия на устный ответ

    Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

    Взаимная проверка

    При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

    Краткие письменные ответы

    Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

    Сверка с образцом

    Правильный вариант выполнения домашнего задания записывается учителем на доске либо отображается на слайде. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

    Проверка домашнего задания путем опроса учащихся - традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса - поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

    Опрос-светофор

    В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого - с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная - о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый - «Хочу ответить!».

    Солидарный опрос

    Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант - ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

    Взаимный опрос

    Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос. Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

    Программируемый опрос

    В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.

    Тихий опрос

    Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

    Опросная цепочка

    Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

    Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

    Игра «Рисуем ответ»

    Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

    Игра «Похлопаем-потопаем»

    Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей - похлопать в ладоши, если же ответ неверный - потопать ножками. Эта игра - отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

    Командная игра «Что и почему?»

    В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

    Игра «Семицветик»

    Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

    Игра «Лови мяч»

    Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

    Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.