Образовательная рограмма объединения по интересам "футбол"

«Азбука психологии»

Разработал методист Парачук А.В.

ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Гомель 2016

Пояснительная записка

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Программа нацелена на развитие мышления, памяти и воображения учащихся, формирование умения работать в группе.

Задачи программы:

снизить уровень тревожности, агрессии у младших школьников;

п омочь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми;

развитить интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

обеспечить эмоциональную разгрузку и положительный настрой;

повысить учебную мотивацию путем создания благоприятного отношения к школе.

Программа объединения по интересам «Азбука психологии» включает теоретические и практические занятия.

Организационные условия реализации программы

Срок реализации программы составляет 1 год.

Программа рассчитана на работу с учащимися 4-6 классов учреждений общего среднего образования.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию.

Общее количество часов в год – 144 часа.

Наполняемость группы – 15 человек.

Содержание программы

    Вводное занятие (2 часа)

Психология как наука.

    Внутренний мир человека (30 часов)

Познание внутреннего мира. Зачем познавать свой внутренний мир?

Картина мира. Образ Я.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Что значит богатый внутренний мир человека? Мой выбор, мой путь.

Коррекционное занятие с элементами тренинга по развитию самопознания «Мой мир».

Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное».

Человек и его возможности.

Рисуем на тему «Внутренний мир человека».

Методика «Определение «Я – концепции» у детей».

Коррекционное занятие с элементами тренинга «События моей жизни».

Рисуночная методика «Мой личный герб».

Способности и возможности личности.

Психологическая игра «Познай себя, познай другого».

    Мои чувства (40 часов)

Вспомним чувства. Передаем свои чувства через творчество.

Мы испытываем разные чувства, как их различать? Игра «Угадай эмоции».

Учимся понимать чувства другого. Упражнение «Передача чувств прикосновением».

Радость. Как быть счастливым человеком. Тренинг «Коробка счастья». Пожелания счастья.

Истоки негативных эмоций. Страх, его относительность. Как справиться со страхом. Обида. Грусть.

Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу?

Коррекционное занятие с элементами тренинга «Сад чувств».

Слушаем разную музыку. Какие чувства нас посетили?

Истоки нашего настроения. Сильные эмоциональные переживания.

Формирование умения выражать эмоции социально приемлемыми способами.

Развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

    Мир вокруг меня (20 часов )

Школьная жизнь. Права и обязанности школьника.

Диагностика уровня школьной тревожности. Как достичь успеха в школе.

Путешествие в «Лесную школу». Диагностика познавательных процессов. Методика «Пройди через лабиринт».

Я и мои друзья. Учимся быть дружелюбным человеком. Сочинение «Мой лучший друг».

Моя семья. Методика «Осознанность ребёнком отношения к нему близких людей».

Мама, папа, я – дружная семья! Методика «Рисунок семьи».

    Мои творческие способности (14 часов)

Мини – лекция «Что такое креативность».

Тест Торренса.

Понятие творчества. Упражнение «Новое назначение».

Творчество как высший уровень самореализации человека. Развитие и саморазвитие личности.

Коррекционное занятие с элементами тренинга «Волшебный лес».

    Самовоспитание (20 часов)

Что такое личность? Способности и возможности личности. Психологическая культура личности.

Диагностический практикум «Познай самого себя».

Можно ли управлять своей жизнью?

Воля и характер, как их воспитывать?

Важность режима дня в самовоспитании.

Как самому регулировать эмоциональные состояния?

Игра «Поведение в критических ситуациях».

Рисуем на тему «Я свободный человек».

    Секреты нашей памяти ( 1 6 часов)

Беседа о возможностях человеческой памяти. Анализ трудностей запоминания.

Диагностика памяти. Измерение объема зрительного запоминания.

Психологические игры и упражнения по расширению объема и развитию зрительной памяти.

Психологические игры и упражнения по формированию произвольного восприятия и воспроизведения.

Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание.

    Итоговое занятие ( 2 часа)

Подведение итогов, получение обратной связи от учащихся.

Типовая программа дополнительного

образования детей и молодежи

(культурно-досуговый профиль)
В практике деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи досуг рассматривается как фактор социализации детей и учащейся молодежи, как культурно-образовательное пространство, в котором учащиеся имеют возможность свободного выбора форм и видов познания, общения, творчества. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи реализуются типовые образовательные программы, объединений по интересам, экспериментальные, индивидуальные; образовательные программы культурно-досугового профиля, включающие многообразие форм организации свободного времени детей всех возрастных категорий.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности в сфере досуга детей и молодежи. На ее основе разрабатываются программы объединений по интересам данного профиля.

Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру:


  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • содержание программы;

  • формы и методы реализации программы;

  • ожидаемые результаты;

  • литература.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и творческой деятельности.

Программа может включать в себя направления и виды деятельности иных профилей (художественного, технического, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического и др.), определяемых положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Она может иметь многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения ее реализации.

Цель программы: создание условий для развития общей культуры учащихся, творческой индивидуальности.

Задачи программы:


  • развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;

  • приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;

  • формировать культуру содержательного, полезного отдыха;

  • развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать культуру общения, поведения, речи;

  • укреплять здоровье;

  • обучать основам культуры быта;

  • способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.
Принципы реализации программы:

  • природосообразности (учет возрастных, физических, физиологических, психологических особенностей учащихся, их социального развития);

  • культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет учащийся);

  • сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в образовательном процессе (организация такой работы с учащимися, которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать совместные действия, быть активным);

  • сотрудничества и диалогичности (равноправное взаимодействие педагога и учащихся в реализации программы).
Объединения по интересам культурно-досугового профиля создаются из числа детей и молодежи, объединенных общим интересом к конкретному направлению деятельности, к ним могут относиться: кружок организаторов досуга, клуб (КВН, любителей искусств, поэзии, музыки), гостиная (литературная, музыкальная, театральная), театр игры и другие. Наполняемость объединения, продолжительность занятий должны соответствовать возрасту учащихся, году обучения и учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Учебно-тематический план

Учебно-тематический план объединения по интересам культурно-досугового профиля определяет количество часов на теоретические и практические знания. Учебно-тематический план может быть составлен по модульному типу, где каждый модуль является законченным разделом плана. Например, для объединения по интересам «Организаторы досуга», это могут быть модули (блоки, разделы): «Игровая деятельность», «Основы сценарного мастерства», «Основы режиссуры и постановочной работы», «Основы актерского мастерства» и другие.

Если программа рассчитана на два (и более) года обучения, она строится по концентрическому принципу (повторение тем, разделов с более глубоким их освоением на новом уровне реализации программы).

Учебно-тематический план может быть построен и другим образом: темами, разделами его являются типы досуговых программ (по А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой):


  • разовая культурно-досуговая программа;

  • конкурсно-игровая программа;

  • праздничная программа;

  • театрализованная игра;

  • игра-спектакль;

  • длительная игровая программа.
Основа таких программ – игровая деятельность.

Программа культурно-досугового профиля должна быть ориентирована на достижение определенных результатов в зависимости от возраста учащихся и года обучения. В качестве таковых могут быть запланированы:


  • осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определенный вид деятельности;

  • приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;

  • повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.

  • развитие самостоятельности, активности, инициативности;

  • овладение навыками основ актерского мастерства; технологией написания сценария культурно-досуговых мероприятий;

  • формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;

  • умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводить массовые мероприятия.

Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.

Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание клуба, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия, трудовые десанты и другое.

Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачеты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.

Для успешной реализации программы необходимо:


  • методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков, видеокассет с учебным материалом);

  • материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование, инструменты и др.);

  • кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).

Литература


  1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование в школе? / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнона // М.: АРКТИ, 2005.

  2. Вашнева, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие социализации / В.И. Вашнева // Праблемывыхавання. – №7, 2004.

  3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. – М.: Центр, 2002.

  4. Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М., 1998.

  6. Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – СПб, 2011.

  7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.

  8. Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детскими объединениями: учебно-методическое пособие. – Кострома, 2000.

  9. Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему», Мн.: МГДДМ, 2004.

  10. Материалы республиканской научно-практической конференции «Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности». – Мн.: Нац. центр худ.тв-вадетей и молодежи, 2010.

Название: Кружковая работа. ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА».
Номинация: Методические разработки, Кружковая работа, Методисты, педагоги

Должность: методист
Место работы: ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Месторасположение: г. Гомель, Республика Беларусь

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

Срок реализации программы:

летний период

Возраст учащихся:11-18 лет

Пояснительная записка

Навыки использования средств информационных технологий являются значимыми для формирования компьютерной грамотности, социализации детей, повышения эффективности освоения школьных предметов. Компьютер для детей — это загадка, которую они стараются разгадать. В общении с компьютером они получают не только знания, но и развития мышления, самовыражение, самоутверждение, эмоциональное насыщение.

Данная программа позволяет углубить, расширить знания, овладеть компьютерными технологиями, сформировать у обучающихся навыки и умения, способствующие дальнейшему самообразованию вплоть до профессионального самоопределения.

Цели программы:

  • подготовка обучающихся к активной полноценной жизни в условиях информационного общества;
  • формирование у учащихся этических и нравственных норм использования компьютера и компьютерных сетей, бережного отношения к вычислительной технике.

Задачи программы:

Образовательные:

  • обучить учащихся навыкам работы на ЭВМ;
  • обучить основам работы с графическим редактором AdoboPhotoshop;

Развивающие:

  • развивать политехнический кругозор и художественное мышление учащихся;
  • развить интерес к графическим програмам. Приобретение навыков создание рисунка в электронном формате;
  • выявление интересов, способностей учащихся, творческого потенциала каждого ребенка;

Воспитательные:

  • воспитание гражданско-патриотических качеств путем участия в социально-значимых акциях, уважения к героическому прошлому белорусского народа.

Условия организации

  • Для реализации поставленных задач имеются следующие условия:
  • организационно-педагогические
  • учебный компьютерный класс;
  • сформированные группы учащихся по возрастным категориям;
  • расписание занятий в соответствии с учебной программой;
  • взаимосвязь теории и практики, связь со школьным курсом информатики;
  • материально-технические
  • персональные компьютеры;
  • информационные стенды;
  • методические
  • подборка специальной литературы;
  • методические разработки занятий;
  • дидактические материалы по темам занятий;
  • материалы воспитательных мероприятий.
  • Формы проведения учебных занятий : индивидуальная, звеньевая.
  • Методы обучения : лекция, беседа, консультация, собеседование, обсуждение, инструктаж, проектирование, тестирование, индивидуальная и групповая работа, игровые ситуации, конкурсы.
  • Срок реализации образовательной программы –летний период. Общее количество часов на 1 месяц летнего периода – 16. Программа рассчитана на учащихся от 11 лет и старше. В объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и разновозрастного состава. Количество детей в группе — 12 человек. Занятия в группе проводятся по подгруппам 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию. Допускается работа с переменным составом учащихся.и в смешанных возрастных группах.
  • Темы программы могут видоизменяться или переставляться в зависимости от степени усвоения материала или в соответствии с запросами учащихся или их родителей.

Изучаемый материал подается детям в виде реализации принципа последовательности в форме цикличности. Это означает, что изучаемые понятия повторяются, усложняясь, обогащаясь все в новых контекстах, то есть каждое понятие изучается неоднократно, с нарастающей сложностью.

Программа предлагает научить пользователя не только обрабатывать изображения различных типов, но и верстать документы, которые наряду с изобразительными элементами включают текстовую информацию, а также подготавливать их к публикации в электронном виде.

Кроме приобретения навыков работы в современных графических пакетах, программа также даёт возможность, что немаловажно, самостоятельно расширять свои познания в данной области и осваивать дальнейшие версии графических программ, не обращаясь к посторонней помощи.

Программа разработана на основании программы объединения по интересам компьютерной графики. (Сборник «Учебные программы для учебных заведений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Техническое и художественное творчество». Часть 1. Минск, 2002.)

1. Организационное занятие.

Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики. Цели и задачи учебного курса. Упражнения для снятия утомления при работе за компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Правила безопасного обращения с вычислительной техникой.

Основные устройства компьютера. Программное обеспечение компьютера. Приобретение навыков работы с помощью манипулятора «мышь». Знакомство со структурой клавиатуры. Приемы работы с клавиатурой. Растровый редактор Paint.

2. Основы работы с графическим редактором Photoshop.

Назначение графического редактора. Приемы создания и сохранения графических изображений. Интерфейс программы. Палитра цветов. Кисти. Инструменты Рука, Масштаб. Инструменты выделения. Выделение областей. Инструменты Пипетка, Штамп. Рисование фигур. Трансформация объекта. Цветовая и тоновая коррекция. Работа со слоями. Работа с текстом. Создание коллажей. Совмещение фотографий.

Ожидаемые результаты

После курса обучения ребята должны:

должны знать :

— принципы работы с изученными информационными технологиями;

— основы создания цифрового изображения;

— работать в графических редакторах.

— правила техники безопасности при работе в компьютерном классе и с вычислительной техникой.

должны уметь:

— использовать инструментарий и справочную систему изученных программ;

— работать с растровой и векторной графикой;

— создавать графические композиции;

— обрабатывать компьютерную графику (Photoshop);

— публично предъявлять собственные результаты деятельности.

Обучающийся является носителем национального культурного наследия, героического прошлого белорусского народа; овладевает навыками культуры поведения и здорового образа жизни, приобретает уверенность в себе и стремиться к самообразованию.

Литература и информационный ресурс:

  1. Adobe Photoshop 7.0: официальный учебный курс, разработанный фирмой Adobe. — М.: КубК-а, 2000.
  2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Мн.: Изд-во «Вышэйшая школа», 1998.
  3. Буза М.К., Певзнер Л.И., Сорока С.А.. Ваш персональный компьютер, — Мн.: изд-во «Высшая школа», 1997.
  4. Канаш М.И. Тесты по информатике. Пособия для учащихся 9-х, 8-х,9-х классов. – Мн.: изд-во ООО «Юнипресс», 2005.
  5. Левин A.A. Самоучитель Adobe Photoshop / А.Левин. — СПб.: Питер, 2001.
  6. Петроченков А.В. Персональный компьютер. Просто и ясно. – Смоленск, изд-во «Русич», 1998.
  7. Понкратов Т.И. Photoshop: учебный курс / Т.Панкратов. — СПб.: Питер, 2001.
  8. Пономаренко C.K. Adobe Photoshop CS / С.Пономаренко. — СПб.: БХВ-Питер, 2001.
  9. Пупцев А.Е. Информатика. Пособие для учителей. Опорные конспекты. Поурочные задания. Контрольные работы (для 9-х, 8-х,9-х классов). – Мн.: изд-во «Новое знание», 2005.
  10. Хасэгава Х. Мир компьютеров в вопросах и ответах. — Изд-во «Мир», 1995.
  11. Школьная Энциклопедия. Персональный компьютер. — Изд-во «Большая российская энциклопедия», изд. Дом «Дрофа», 2001.