Идеальный человек совершенный. Народный идеал человека. Сильные и слабые стороны

А теперь важный момент! Вы должны научиться чётко отличать скалы от гор. Это совершенно разные понятия! Скала состоит из цельного куска рваного камня с характерно выпирающими к небу отломками волокон.

А вот гора - это кучка сыпучих отходов, навезённая гигантскими самосвалами. Её отличительный признак - почти идеальная форма конуса, как и подобает насыпной структуре. Иногда отходы начинают вступать в реакцию между своими слоями, поэтому гора резко превращается в вулкан, изрыгающий лаву, которую недальновидные учёные под шумок лепят к очередному сотовому пню, либо объясняют возникновение тротуара на проспекте Ленина из шестиугольной плитки.

«Это всё упавшие деревья?» - спросите вы.

Нет, не всё. Очень много скал относится к окаменевшим животным и людям. Любители Крыма сейчас догадались об этом первыми, но эта тема необъятная, поэтому подробно об окаменевшей фауне - в следующей главе.

Также следует заметить, что не все деревья имеют сотовые волокна, как Башня Дьявола или Тропа Великана, например. Многие скалы, о которых мы только что говорили, имеют пластинчатую или губчатую структуру по типу наших грибов. Как печень отличается от лёгкого, так и кремниевый мир древности был настолько многообразен, что большинство видов и подвидов мы просто не в состоянии идентифицировать и представить.

Мальчики и девочки, наш самолёт облетел Землю, и мы заходим на посадку. Экипаж лайнера благодарит вас за то, что не сошли с ума от прочитанных комментариев к привычным картинкам. После посадки вас отвезут в уютную гостиницу, что в скалах, где вы отдохнёте перед ужином, за которым мы соберём в кучу всю полученную сегодня информацию в стройную и целостную мозаику.

Приятного отдыха!

А теперь садитесь поудобней, я расскажу вам сказку! Представьте природу фильма «Аватар», только помноженную по своему многообразию раз так в миллион. Всё это цвело и пахло, пока не прилетели плохие парни. Вначале они спилили несколько лучших деревьев (марку бензопилы не помню), чтобы использовать их в качестве биологического топлива для генератора по изменению температуры и атмосферного давления внутри планеты.

Это было началом конца…

Вслед за изменением климата окаменела вся флора, в отличие от фауны, которая ещё как-то спасалась в укрытиях. Итак, растительность уже не подавала признаков жизни, и прежде чем кремниевые организмы потеряли эластичность, планету накрыли ковровой бомбардировкой. Взрывная волна повалила всё, что имело корни. Давайте это наглядно рассмотрим на примере привычного нам углеродного дерева:

Как видите, пень составляет примерно 5–10 % от того объёма древесины, который с грохотом падает рядом.

Вот так выглядит поваленный лес от якобы Тунгусского метеорита.

А теперь вообразим объём упавшего древа, пускай километров 100 высотой. Вы представляете, сколько камня должно лежать рядом вот с таким пеньком?

Так куда же всё делось? . После взрыва всё живое попадало, затем приехали весёлые ребята на столь же весёлой технике и в прямом смысле слова соскребли со всех континентов несколько сотен метров верхнего каменного слоя.

Твари, словно раковая опухоль, пожирали один континент за другим, опустошая Землю и превращая её в карьер планетарного масштаба. Именно так образовались все пустыни, именно в тот варварский период и появилось выражение «карьерный рост».

Каракатица на фото - Bagger 288 - самый большой роторный экскаватор в мире на сегодняшний день. Если такая техника есть у нас (примитивных полуобезьян), представьте уровень техники пришельцев, которые управлялись с деревьями по 100 км в высоту.

А вот так роторный экскаватор работает: он ползёт на гусеницах параллельно карьерной стене. Огромный диск с ковшами выскребает породу, оставляя вогнутую стену из камня.

Геологов, видать, гипнотизируют ещё студентами, раз подобные карьерные выработки зовут чудом природы, как например, этот утёс в Австралии.

Если не верите в это, загуглите «волна из камня» и зацените официальное объяснение.

Чтобы меня не обвинили в плагиате (а вороги только этого и ждут), я в десятый раз повторяю, что тему карьеров, вулканов и роторных экскаваторов блестяще раскрыл Павел Ульянов (WakeUpHuman). Просто мы с вами подходим к развязке этой удивительной истории, а учитывая, что карьерная тема Павла как никогда переплетается с моей темой леса, я просто вынужден вкратце ознакомить вас с принципом работы роторных экскаваторов, иначе вы не поймёте кульминацию всей главы.

Продолжаем.

Всё, что упало на поверхность планеты, было счищено мегамашинами, поэтому нам достались от кремниевой эры только уцелевшие каменные пни (скалы). Особенно твари постарались в зоне Ариев. Это просто лакомый кусок из-за необычного состава грунта.

Состав тех скал оказался не из привычного диоксида кремния (SiO₂), а из полудрагоценных камней. Теперь понимаете, зачем организовали парк окаменевших деревьев и накидали брёвен с самоцветами?

Чтоб отвести внимание от настоящих артефактов - гигантских пней, что на заднем фоне. И вот здесь возникает вопрос…

Посмотрите на фото:

что им мешало снести пни?

Ведь насколько технологически сложнее обтёсывать их с четырёх сторон, но пни обтесали.

Предвкушая вопрос, который мне зададут 500 раз после публикации этой главы, - «как определить, какой камень был живым, а какой нет?» - сообщаю вам, что в кремниевом мире не существовало камней вообще!

Так что абсолютно любой булыжник, который вы только можете отыскать на Земле, - это отколотый кусок от какого-нибудь существа кремниевой эры! Итак, всю кремниевую флору и фауну оккупанты забрали, и вот возникает вопрос: «Куда же делся столь умопомрачительный объём камня?»

Может, его вывезли за пределы Земли, как полагают многие? Нет, ребята! Никто ничего не вывозил. Камень нужен был внутри планеты для стройки века. А что можно построить из такого количества камня? Базы? Крепости? Города?

Оставьте эти мелкие мысли, они на уровне людины. Если хотите понять намерения Богов, то и думать нужно, как Боги, и я в очередной раз прошу вас мыслить планетарным сознанием, и, как ни странно, в этом нам поможет сказка «Колобок»!

Вот мы и опять приплыли к сказкам! А куда ж без них?

«Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».

Недавно обнаружился ещё один вариант этой сказки, более похожий на правду, так как объясняет, кто же такой Колобок.

«Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок». И Она по Сварожьим сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти полколобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, Лиса его съела».

Этот сказ является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону, от полнолуния к полнолунию. В Чертогах Тарха и Дживы на Сварожьем Круге происходит полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние.

Итак, как показывает второй вариант сказки, Колобок - это и есть Месяц. Это настолько убедительно и логично, что не вызывает сомнений, не правда ли? Но есть в этой иЗтории ещё один скрытый момент…

Не знаю как вас, а меня с детства напрягала фраза «по сусекам поскребла». Когда я её слышу, ощущение, что скребут мне граблями по спине. И не зря, как оказалось, такое интуитивное отторжение. А теперь вопрос на миллиард: «По каким таким сусекам скребла бабка?»

Не знаете?

Ну как же? Вам WakeUpHuman русским языком написал и даже картинки показал!

Полюбуйтесь, какими инструментами «бабка» Джива скребла по сусекам!

А вот сусеки - это выскобленные континенты нашей планеты, а не та чушь, которую нам рассказывают!

А вот и хозяюшка студит своего Колобка на подоконнике. Но вот неувязочка: ведь Месяц размером со средний город, к тому же он полый, а камня соскребли со всей планеты! Куда же подевалась львиная доля камня?

Всё очень просто! Вы случайно не знаете, из чего делают стекло? Не поверите, но основа стекла - это расплавленный диоксид кремния! Да, тот самый диоксид кремния (SiO₂), из которого состоят скалы. На месте Богов я бы переплавил скалы в стекло. А зачем Богам такой гигантский объём стекла? А чтобы построить гигантскую скорлупу и назвать её…

Svetan-56.livejournal.com/253247.html

"Башня пришельцев" В. Б. Иванов

Возможность кремниевой жизни признают даже официальные ученые. Кремний – второй по распространенности элемент на Земле после кислорода. Наиболее часто встречаемым соединением кремния является его диоксид SiO2- кремнезем. В природе он образует минерал кварц и его разновидности: горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик. Диоксид кремния - это также песок. Второй тип природных соединений кремния - это силикаты. К ним относятся гранит, глина, слюда.

Почему именно кремний может быть основой жизни?

Кремний образует разветвленные соединения наподобие углеводородов, то есть кремний – источник многообразия. Порошок кремния горит в кислороде, то есть кремний- источник энергии. На основе полупроводниковых свойств кремния созданы микросхемы и соответственно компьютеры – то есть кремний может быть основой разума.

Могла ли на нашей планете быть кремниевая жизнь в прошлом?

Очень даже могла.

Найдены стволы и ветки каменных деревьев. Некоторые из них драгоценные. Находки многочисленны по всему миру. В некоторых местах деревьев столь много, что это иначе, чем лесом не назовешь. У каменных деревьев сохранена структура древесины.

Существуют ископаемые каменные кости животных, в том числе из драгоценных камней. У находок сохранена структура кости. В опаловой челюсти животного структурированы зубы, зубные лунки.

Многие горы напоминают пни огромных каменных деревьев.

В степях валяются в большом количестве каменные ракушки – аммониты.

В общем, примеров ископаемых кремниевых существ много. Если кого-то устраивает официальное объяснение процесса замещения в ископаемых находках углерода на кремний вследствие орошения дерева или кости минеральной водичкой с дальнейшим превращением в драгоценный камень, не читайте дальше эту статью.

Предположим для себя, что кремниевая жизнь – это факт. И она предшествовала углеродной жизни на нашей планете. Тогда следующий вопрос: как она выглядела?

Как и углеродная форма жизни, кремниевая форма жизни должна быть структурирована от простейших одноклеточных форм до эволюционно (или божественно, кому как нравится) сложных и наделенных разумом форм. Сложные формы жизни состоят из органов и тканей. Все как сейчас. Достаточно наивны представления о кремниевой жизни, как о монолитном куске гранита, наделенным духом божьим. Все равно, что живая лужа нефти или живой кусок угля.

Набор органов универсален для любых существ, и углеродных, и кремниевых. Это управление (нервная система), питание, выделение токсинов, каркас (кости и т.п.), защита от внешней среды (кожа), размножение и др.

Ткани животных состоят из разных клеток и выглядят по-разному. Костная ткань, мышечная, эпидермис и т.п.

Ткани состоят из разных веществ: жиры, белки, углеводы. В тканях различное содержание разнообразных веществ от углерода до металлов.

Все это видимое глазу хозяйство функционирует по физическим и химическим законам. Законы общие для живого организма, компьютера, автомобиля.

Пойдем далее: случается нечто и кремниевая жизнь гибнет. На ее руинах ноне процветает углеродная жизнь. Закономерный вопрос: где тела погибших кремниевых животных, растений, рыб и т.д.? Про пни-горы и каменные деревья уже упоминали. Подходит, но маловато количество и разнообразие. Хотелось бы увидеть сложную форму жизни, состоящую из разных органов и тканей. Например, наподобие животного. С кожей, с мышцами, с печенью, с сосудами и сердцем.

Итак: кремниевый исполин погиб. Прошло время. Что мы увидим?

Проведем аналогию: погиб мамонт. Что мы найдем через много-много лет? Обычно каркас (кости), реже кожа, реже мышцы. Мозг и паренхиматозные органы крайне редко.

А теперь поищем в окружающем мире кремниевые каркасы. Они разбросаны по всему миру.

Это античные и колониальные здания!

Предлагаю сделать паузу и спокойно разобрать отличие некоего здания от статичного организма типа коралла или гриба на кремниевой основе.

Кирпичи, балки, блоки, перекрытия – структурные единицы каркасной ткани типа костей современных животных или панциря черепах. Они сохранились хорошо. Кожа – стены со штукатуркой. Канализация – выделительная система. Трубы отопления – кровеносная система. Каминная система – питание. Колокольня с колоколом – орган речи или вестибулярный аппарат. Металлическая арматура или проводка – нервная система.

Под крышей был мозг. Вспомним выражение «крыша поехала». Мозг сгнил от времени вместе с внутренними органами, находившимися во внутренних помещениях. И вся эта труха в виде глины покрывает античные и колониальные здания по первый этаж. Выделить структурную единицу (клетку) мягких тканей уже невозможно.

Итого: структурно любое здание соответствует функциям живого существа. Присутствуют каркас, питание, выделение и т.д. Это подтвердят сантехники и председатели жилкомхозов.

Любые материалы и устройства здания могут быть синтезированы живым организмом. Железные и каменные трубы, тросы, кровельное железо, стекло, все эти детали стройки много раз проще устройств живого организма. Живые организмы используют любые микроэлементы и их соединения, имеющиеся на планете. И синтезируют устройства любого назначения, сложности и состава. Лишь бы было необходимо.

Замки, лампы, электрические шокеры, летательные аппараты, подводные лодки. То есть пестики-тычинки, светлячки, электрические скаты, птицы, рыбы. Это все природа.

Любое техногенное устройство не является эксклюзивным творением мозга инженера, а является копией природного устройства. И наоборот. Соответственно, состав кровельного железа, форма стабильной и вместительной конструкции из кремния в виде дома – не монополия человека. Решения универсальны для природы и для инженера.

Античные здания, они же кремниевые существа размножались, а затем росли так же, как современные растения и животные. Клетки делились, дифференцировались до специализированных тканей в виде стен, кровли, перекрытий, арматуры. И из зародышей типа дольменов превращались в исаакиевские соборы.

Я не буду останавливаться на физиологии, в том числе способах размножения кремниевых существ по причине сложности темы. Было вещество, аналогичное воде в углеродной жизни. Например, серная кислота. Были кремниевые аналоги белков, жиров и углеводов. Был окислитель наподобие кислорода. Например, хлор. Был кремниевый цикл Кребса.

Занятная получается картинка, похожа на смесь христианского ада и фильма «Чужой». Вся эта жизнь бурлила при определенной, видимо высокой температуре. И превращалась в памятники античной и колониальной архитектуры.

Вы можете сказать, что античные здания соответствуют физиологическим потребностям человека? Конечно, нет.

Более древние (по официальной истории) типа пирамид или греческих храмов вообще с людьми не соотносятся ни по размерам, ни по функциям. Зачем они древним грекам? Для проведения религиозного культа? Смешно. Нет, провести можно, если уже имеется готовое здание. Но строить эти гигантские махины голыми руками и в туниках?

Здания для неизвестного современной науке технологического процесса? Тоже сомнительно.

Более поздние здания, типа колониального Питера можно приспособить под жилье. Но с размерчиками окон, дверей тоже не очень задалось. Говорят, под великанов строили.

В Париже, в Питере и других городах нет никаких внятных следов его строителей и процесса строительства от этапа проектировки до сдачи подрядчику. Все эти колониальные здания появились из ниоткуда. Все эти колониальные здания находятся по всему миру, в том числе в местах, где не было вообще никакой внятной промышленности.

Технология работы с гранитом абсолютно непонятна. Более-менее внятные объяснения это: инопланетные суперлазеры у ЛАИстов или гранитное литье. И то, и другое вне пределов возможностей современной цивилизации.

Структура монолитных гранитных изделий неоднородна. С монолитных колонн отваливается что-то типа штукатурки из того же, но более плотного гранита. Как кожа слазит. Александрийский столп через фильтры выглядит сборным. А может, это что-то типа годичных колец в ходе роста?

Античные и колониальные здания – остовы погибших существ кремниевой формы жизни. Люди поселились в них. Изучали золотые пропорции древних существ, инженерные схемы. Позже разобрали состав материалов. Научились сами изготовлять копии. Так родилось строительство.

Естественно, не все старые здания – кремниевые существа. Граница достаточно четкая – не должно быть дерева в качестве несущих конструкций, перекрытий. Ну а заносились в уже имеющийся кремниевый остов деревянные двери, оконные рамы и пол вполне комфортно.

Дома в колониальных городах типа Питера все разные. Абсолютная разносортица по размерам самих домов, высоте этажей, форме фасада. При этом на улицах нет просвета между домами, они стоят стена к стене. В общей планировке городов есть мягкая природная гармония. Все это напоминает колонию живых существ. Может типа кораллов, или грибов. Соборы – ну прямо вылитые грибы.

Статуи в античных зданиях

Cтатуи – поздний человеческий новодел, напиханный в доисторические остовы. Статуи бесструктурны. Это монолитный массив материала с внешней формой, скопированной с людей и нелюдей. А живые существа структурны, как отмечалось ранее. Также структурны и находки окаменелостей. То есть, у окаменевших деревьев на срезе видны кольца. Найденные каменные челюсти с зубами и кости находятся внутри организма. Они сами по себе являются структурным элементом.

Могли ли кремниевые животные и кремниевые люди быть похожими на современных. Безусловно. Находки якобы окаменевших до состояния драгоценных камней костей животных (в том числе челюстей) и стволов деревьев подтверждают эту вероятность.

Вернусь к проведению религиозного культа в античных и колониальных храмах. Вы заметили, что по всем данным ранее эффективность всех культов была значительно выше. Сейчас, по-моему, опустилась до нуля, если не считать самозомбирования. Скорее всего, дело в следующем. После смерти кремниевого существа его эфирные, астральные и т.п. оболочки покидают мертвое физическое тело не сразу. Также как и у углеродных существ. Энергию этих оболочек и использовали служители культа для своих ритуалов, обосновавшись внутри трупа. Сейчас, видимо сорок дней по меркам кремниевой жизни прошли. Магии больше нет. Надеюсь, все попали в рай.

Когда случился конец кремниевой эры?

Наверное, в соответствии с календарем. Нонче 7525 год от сотворения мира. Могут ли кремниевые остовы простоять 7525 лет? Почему нет? Мы ведь не видели их 7525 лет назад. И соответственно не представляем исходного качества. За последние 200 лет ничего плохого точно не случилось.

Как долго длилась кремниевая эра?

Кремниевая эра – это кора земли. Земную кору составляют породы, основным элементом которых является кремний. Толщина коры – 5-30 километров. И нарабатывали эти километры своей жизнедеятельностью кремниевые существа. Так же как сейчас углеродные существа нарабатывают плодородную почву. Пока наработали 3 метра. Почувствуйте разницу.

Закат кремниевой эры

При погружении в почву кремниевого мира, то есть земную кору температура растет. Греют недра земли. На глубине 10 километров это около 200 градусов. Наверно, таков и был климат в кремниевом мире. Соответственно, материалы имели другие физические и химические свойства, чем сейчас. Со временем кора утолщалась как следствие накопления кремниевой биомассы (почвы). Поверхность удалялась от горячих недр земли и ее температура понижалась. На данный момент тепло недр земли не доходит до поверхности. Единственный источник тепла – солнце. Глобальное похолодание поверхности коры земли сделало условия существования для кремниевого мира неприемлемыми. Наступил конец кремниевого света. Все погибли от холода.

Куда делись останки остальных существ?

На основе кремния природой синтезируется куча драгоценных и полудрагоценных камней. Кремневая жизнь этим и занималась. Высокоорганизованные кремниевые существа состояли из высокоорганизованного кремния в виде драгоценных камней. А распространенные песок, гранит и глина – строительный материал, основа жизни.

После конца кремниевого света драгоценное и полудрагоценное сырье (то есть трупы высокоорганизованных кремниевых существ) были варварски разграблены. Остались ненужные песок, гранит и глина. Следы грабежа повсюду. Смотрите тему « Земля – большой карьер».

Кремниевый мир и восточная философия

В восточных религиях описывается процесс нисхождения духа в материю. Воплощенный дух через реинкарнацию проходит мир камней, растений, животных, людей и становится, наконец, богом. Если повезет. Есть в этом что-то гармоничное и справедливое. Но я подозреваю, мир камней – это не современные булыжники, а мир кремниевых существ. Планета была большим садом живых камней. И задачей кремниевого мира было создание основания жизни – земной коры с массой полезных ископаемых.

Следующий возникший по лестнице прогресса мир – углеродный. И это мир растений. И не важно, что по местничковой классификации современной науки растения – это биологическое царство многоклеточных организмов, клетки которых содержат хлорофилл. И не важно, что в Васе или Джоне нет процесса фотосинтеза. Углеродная жизнь – вторая снизу ступень на пути развития. В глобальном философском смысле мы все – всего лишь растения. А планета – большая плантация. Задача плантации растений – создавать биомассу, быть пищей для животных и людей. То, что нами активно питаются во всех смыслах неуловимые существа – неприятная, но вполне реалистичная конспирологическая идея.

Почему существа неуловимы, невидимы? Потому что мы статичны, медленны по вселенским масштабам. Мы растения. Мы не успеваем увидеть поедающих нас животных, приходящих из следующих по уровню развития миров.

Так называемый человек – главное полезное растение на планете. Его должны по идее культивировать. Но, судя по состоянию дел в мiре наша планета-плантация осталась без хозяев-людей, и активно грабится дикими животными из вышестоящих миров. Варвары есть везде, даже среди богов.

Кора выпотрошена на много километров. Прежний уровень земной коры – вершина Гималаев. Нормальных людей практически полностью заменили генно-модифицированными, размножили до семи миллиардов и с них скачивают эфирную энергию (гавах). Под видом локальных и глобальных войн происходит буквальное потребление людей.

В общем, да придет спаситель-агроном!

Каков был кремниевый мир? Наверное, менее гармоничным, чем наш. Ведь мы являемся следующей ступенькой развития. Нынешнее состояние дел на планете не показательно. Планета заражена и тяжело болеет.

Справимся ли с болезнью? Будет очень трудно. Повторюсь, весь базис жизни, богатства недр, наследие кремниевых существ разграблены на глубину в несколько километров. Выбраны все драгоценные камни и металлы. Нас оставили без прошлого. Мы сидим на куче щебня посреди затопленного карьера.

Драгоценные камни и металлы обладают магическими свойствами. Всю магию изъяли ковшами огромных роторных экскаваторов. Колдовство и магия из обыденной практики стали сказкой. А человеческое общество стало напоминать колонию шершней.

И вечный бой! Покой нам только снится.

§ 1. Совершенный человек как цель народного воспитания

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В. ) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.



Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

§ 2. Этнический характер совершенного человека

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец» , «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности. Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник. Срубил он голову Соловью-разбойнику и сказал:

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

В том же направлении конкретизируются добродетели русского «доброго молодца» в сказках и песнях: он и умен, и красив, и трудолюбив, и честен, и скромен.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» - это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинства адыга.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Естественным было стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Татская сказка «Ум уже счастье» утверждает, что счастье невозможно без ума, что «глупость может все разрушить». Здесь ум объявляется старшим братом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, ты выше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев как европейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскую красоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь - ум старика или лик красавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичная дилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердце заспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, что сделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовка одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский, черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведенными выше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне надежный человек».

В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Харзафид, «хороший горец», «запряг волов в арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

§ 3. Пути воспитания совершенного человека

Нет исторических и неисторических народов, народов способных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о воспитании совершенного человека. Так, например, идеал совершенного нивха, по свидетельству В. Санги, представляется следующим образом: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого добытчика»; «Охотнику нужна твердая рука и точный глаз. У сына У. Тера все это, как у всякого нивха, есть»; «Он настоящий охотник и настоящий нивх: он не забывает народные обычаи». Идеал настоящего нивха предполагает воспитание смелости и мужества, уважения к народным традициям, обычаям и, конечно, трудолюбия.

Мордовский народ в песне «Загадка» того из добрых людей, кто решит три загадки, называет мудрейшим из мудрых. Вот последняя из загадок:

Без корней трава какая

На земле живет, расцветая?

И цветет на родимой землице.

Это жизни лучшее злато.

Ответ загадки:

Человеком зовется трава та.

Человек - украшение вселенной, человек - лучшее злато. В словах песни - призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв только по форме национален, а по существу же - общечеловечен.

По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин - горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными: трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

Идея «всестороннего совершенствования личности» близка ичувашам. Понимание этого совершенства находилось в соответствии с уровнем общественного развития. Представляет интерес попытка народа располагать добродетели по степени их важности: «Без ума и красавец - урод (буквально: рябой)», «Лучше называй умным, чем красивым», «Если жить с умом, лечиться от болезней не придется», «Пояс завязывай потуже, за мысли свои, держись крепче». Главный воспитатель - труд, разумное воспитание - в труде. «Труд кого угодно приведет в порядок», «Живя без труда, можно лишиться рассудка», «Чувашский ребенок одной ногой - в колыбели, другой ногой - на пахоте». Далее следовали здоровье, красота и др. Понятие ума у чувашей имело очень широкий смысл и включало многие важнейшие нравственные черты. Особо подчеркивались беспредельные возможности для совершенствования: «В народе есть сильнее сильного и умнее умного».

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке - «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Мудрым старцем высказывались ребенку пожелания: «Будь большим! Перед тем, как до обряда наречения придти к тебе, поел масла - пусть язык твой будет мягким и нежным, как масло. Перед тем, как придти к тебе, поел меда - пусть речи твои будут сладкими, как мед». В первом же моленьи в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить в здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

Имя, которое давали ребенку, у многих народов было сокращенным до одного слова благопожеланием, сведенным до возможного минимума магическим заклинанием. У чувашей зарегистрировано свыше 11 тыс. имен - благопожеланий. Смысл многочисленных русских имен - Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр, Ярославна и т.п. - общеизвестен. Имя Надежда заключает в себе не только утверждение - «Ты наша надежда», но и благословение -«Будь нашей надеждой и опорой». В имени Вера - не только вера, но и уверенность и доверие. В именах нашли отражение многие характеристики совершенной личности. Именаречение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и в духовной и в нравственной сферах.

У энцев после выбора имени начинали импровизировать песни в честь новорожденного, высказывая пожелания, чтобы он был счастливым, богатым и щедрым. Имена давали замысловатые, производные от названий тех качеств, которые желали новорожденному. Как правило, называли несколькими именами. Так, например, у одного энца было два имени, которые в переводе на русский язык означают «дроворуб» и «кремень», первое он получил при рождении, второе - когда вырос. Первое имя – благопожелание - мечта, второе - благопожелание-характеристика. Окончательное имя дают энцу, когда ему исполняется 15 лет, это имя часто характеризует его физические и духовные качества, т.е. подводит итог воспитания за определенный промежуток времени или предполагает закрепление и развитие этих качеств.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам. Буряты, например, стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Русские, украинцы, марийцы и чуваши считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности переростало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи - в совершенство племени, а оно уже вело к совершенству народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. В Средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах - добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». Их реализация являлась обязательной целью национальной системы воспитания. Чаще всего в число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать всеми этими добродетелями в гармоническом единстве.

Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими - нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс человеческих совершенств рассматривали во взаимосвязи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Совершенства оцениваются ими в противопоставлении отрицательным качествам личности. Формирование положительных человеческих свойств они рассматривают параллельно с перевоспитанием, которое, в свою очередь, опирается на самовоспитание. Во всех случаях, по мнению дагестанцев, самовоспитание - как сопротивление дурному влиянию извне и дурному, уже имеющемуся в личности в силу этого влияния - укрепляет позиции воспитателя. Формирование положительных черт личности понимается здесь, в первую очередь, как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают. Эти добродетели и их противоположности следующие:

первое - ум, его омрачают раздражения, озлобления;

второе - дружба, ее губит зависть;

третье - совесть, ее уничтожает жадность;

четвертое - хорошее воспитание, но на него может повлиять дурная среда;

пятое - скромность, ей вредит распущенность;

шестое - доброта, ей мешает себялюбие;

седьмое - счастье, его губит ревность.

Перечень совершенств под названием «девять доблестей мужчины» - достижение педагогической культуры бурятов. «Девять доблестей» включают в себя следующие заповеди:

превыше всего - согласие;

на море - пловец;

на войне - богатырь;

в учении - глубина мысли;

во власти - отсутствие лукавства;

в работе - мастерство;

в речах - мудрость;

на чужбине - непоколебимость;

в стрельбе - меткость.

К девяти доблестям буряты присовокупляют и другие положительные качества мужчины как программу формирования совершенного человека.

Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, которые проводились в жизни не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон национальной традиционной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся и в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует сказать о пословицах и песнях.Цельпословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое.Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.

Примечательно, что народ позаботился не только об определении функций отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания и самовоспитания. Загадками и песнями, например, дети охотно пользуются в своей среде, хотя новые загадки детям и подросткам преимущественно сообщаются взрослыми, которые сами в своей среде к загадкам почти не прибегают, пословицы наиболее распространены среди пожилых людей и сообщаются детям и молодым в целях воспитательного влияния, последние же к ним в своей среде прибегают редко; песни наиболее распространены именно среди молодежи, старики почти не поют, необычайно редко индивидуальное исполнение песен малым ребенком и подростком. Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Это отнюдь не исключает совместное, и параллельное их применение. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеустремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс.

Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обычаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь - у русских, хошар и хашар - у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка - соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока - у украинцев и белорусов. В старой русской деревне, если идет, например, по окончании жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего, одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Подобная помощь со временем превратилась в обычай взаимной помощи - помочь. Особенно такая «помочь» была распространена среди молодежи и, как правило, завершалась общим весельем - играми, танцами, песнями.

Многочисленные весенние молодежныепраздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Так, например, изумительные девичьи хороводы носили характер ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей». Осенние вечорки преследовали цель развития и проверки эстетических вкусов в рукоделии. Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй у башкир преследовали цели общественного смотра физического развития молодежи. Неслучайно выдающийся татарский ученый Д.Р. Шарафутдинов в своей книге о сабантуе называет его образом жизни народа. В книге есть разделы: «Народом рожденные», «Юность древнего обряда», «Эхо веков», «Майдан дружбы», «Праздник здоровья, спорта», «От сабантуя - к Всемирным играм» и др. Он пишет: «...У сабантуя большое будущее. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа».

Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. Среди чувашей был известен весенний праздник «серен», который проводился детьми и молодежью под руководством старых как день памяти умерших предков, как праздник морального самоочищения и самосовершенствования.

В любом из праздников одна из сторон человеческого совершенства занимала доминирующее положение, но одновременно не выпускались из поля зрения и другие качества совершенной личности.

Дифференцированный подход к приемам, способам и формам воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность работы по формированию черт совершенства. Программа воспитания порой оказывалась распределенной по годам, месяцам и даже дням недели и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами. Так, например, чувашские названия весенних, летних и осенних месяцев связаны с сельскохозяйственными работами: месяц сева, месяц серпа, месяц молотьбы и т.п. Май - месяц молодежных хороводов, октябрь - месяц свадеб, ноябрь - месяц памяти предков и т.п. О днях существовали следующие поверья: понедельник - день песнопений; среда - день жизни и здоровья, благоприятна для посева гороха; четверг - день наиболее продуктивной работы; пятница - день памяти предков, день отдыха, день чистого тела и очищения души и т.п. Воспитательное значение имело даже время суток: «утро вечера мудренее», «утро для важного дела»; «петь только после полудня, лучше всего - после ужина»; «утреннее песнопение - предвестник вечерних слез», «день - не для сказок, их рассказывают только после захода солнца» и т.д. и т.п. Здесь, конечно, присутствует элемент суеверия, но главное - проявляется забота трудолюбивого народа о создании условий для формирования черт совершенного человека.

Совершенствование человека представлялось народом вполне конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось труду. В устном творчестве многих народов распространены идеи о неограниченных возможностях совершенствования человека в труде. В русской сказке «Царевна-лягушка», например, даже царь проверяет своих невесток и «при рукоделии, и при деле». Крестьяне переносили свои представления о жизни, порожденные характером их деятельности даже на жизнь царской семьи. Народная педагогика не допускает никаких компромиссов и уступок в области нравственности, в ней нет снисхождения к тем, кто нарушает требования народных идеалов. Образцы нравственного совершенства - сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В устном творчестве народов не последнее место занимает также идея о физическом совершенствовании человека.

Выдающимся достижением народной педагогики является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудящихся в борьбе за улучшение своей жизни. В народной педагогике нет совершенного «робинзона», она признает совершенными только друзей и сынов народа: «Человек человеку - друг и брат» (рус.), «Человек человеку - жизнь» (польск.), «Человек человеком жив» (груз. чув.) «Человек человеку - необходим» (азерб.), «Человек человеку - друг, человек для человека - забота» (швед.). Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Поговорки и пословицы, строящиеся на показе всесильности сплоченных людей и обреченности человека, оказавшегося вне общества, распространены среди всех без исключения народов. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Кто не вместе с аулом, тот покойник и без могилы» (ногайск.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.) и др. Подобных пословиц, подчеркивающих необходимость и важность объединения усилий трудящихся, в педагогике любого народа очень много.

Главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности являетсяприрода. Первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом совершенстве природы.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Они развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как последние видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им, а свободный труд, как учил К.Д.Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа содействует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным пегагогическим фактором. Смысл гуманистической природы человеческого совершенства в гармонии Человека -«малой вселенной» и Природы - великой вселенной.

Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие произведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Но одновременно они, как уже было сказано выше, выполняли многостороннюю воспитательную функцию.

Подобным средством воспитания являются русские народные плачи. Плакали - причитали по умершим, но для живых. Например, «Плач по жене» адресован мужу, чтобы помнил о детях оберегал их от злой мачехи; детям - чтобы они помнили мать и росли добрыми и умными; ровесникам детей умершей – чтобы они помнили о своих здравствующих матерях и ценили их заботу, призыв к живым - быть столь же совершенными, каким был тот, о ком льются слезы. В плачах причитали и о «рожаном» ребенке, и о приемыше, о «смотреньице», «воспитаньице», о вскормлении и т.п. В плачах подводился итог жизни умершего, русские плачи - некрологи изумительной поэтической силы… Обратимся, например, к следующим строкам «Плача по приемышу».

В эволюции человека имеется стадия, которая непосредственно предшествует цели человеческих усилий, и когда эта стадия пройдена, к человеку, как к таковому, уже нечего добавить. Он стал совершенным; его человеческая карьера окончена. Великие религии присваивают совершенному человеку различные имена, но каково бы не было это имя, за ним лежит та же самая идея - он и Митра, Кришна, Осирис, Будда, Христос – но это просто символизирует человека, сделавшегося совершенным. Он не принадлежит к какой-то одной религии, нации, человечесткому сообществу, он не органичен рамками одной веры – повсюду это наиболее благородный, совершенный идеал.

Всякая религия провозглашает его, все вероисповедания имеют в нем свое оправдание, он тот идеал, к которому стремится каждая вера, и каждая религия выполняет свою миссию с той эффективностью, с каковой ясностью она этот идеал освещает, и точностью, с какой она указывает путь его достижения. Имя Христа, используемое для совершенного человека в христианстве, это более, чем имя человека – это наименование его состояния. "Христос в вас – надежда славы" – вот идея христианских учителей. Человек по мере долгого течения эволюции достигает состояния Христа, чтобы завершить свой путь, длившийся долгие столетия; он тот, чье имя в западных странах связано с одним из "сыновей бога", который достиг окончательной цели человеческого существования. Слово, обычно употребляемое для обозначения этого состояния – "помазанник". Каждый может достичь этого состояния: "Посмотри внутрь себя, ты Будда", "Пока Христос не сформируется в вас". (*1)

Как всякий желающий стать музыкантом должен слушать шедевры и погружаться в мелодии мастеров музыки, также должны и мы, дети человечества, поднять свои глаза и свои сердца в постоянно возобновляющемся созерцании к вершинам, на которых пребывают совершенные люди нашей расы. Чем мы являемся, они были; чем они являются, мы будем. Все сыны человеческие могут сделать то, что совершил Сын Человеческий, и мы видим в них залог своего собственного триумфа – развитие божественности в нас есть только вопрос эволюции.

Команды: внешние и внутренние

Я иногда подразделяла внутреннюю эволюцию на субморальную, моральную и суперморальную – субморальную, где различие между правильным и неправильным незамечаемо и человек следует своим желаниям без сомнений, не задаваясь вопросом; моральную, где правильное и неправильное различается, становясь более определ нным и содержательным, и происходит борьба за соблюдение закона; и суперморальная, где внешний закон превосходится, поскольку божественная природа управляет своими телами. На моральной стадии закон познается как барьер, ограничение во благо: "Делай это", "Избегай того"; человек борется за повиновение, идет постоянная борьба между высшей и низшей природами. В суперморальном состоянии божественная жизнь в человеке находит свое естественное выражение без внешнего руководства; он любит не потому, что он должен любить, но потому что он сам есть любовь. Цитируя благородные слова христианского посвященного, он действует "не по закону плотских побуждений, но силой вечной жизни". Мораль превзойдена, когда все силы человека направляются к богу как намагниченная иголка поворачивается на север, когда божественность в человеке ищет наилучшее для всех (*2). Борьбы больше нет, поскольку достигнута победа; Христос достиг своего совершенства только когда он стал победителем, мастером жизни и смерти.

Первое посвящение

В эту стадию жизни Христа или жизни Будды вступают посредством первого посвящения, в котором посвящяемый – "малое дитя", иногда "маленький ребенок, трех лет". Человек должен "возвратить детство – состояние, которое он потерял", "стать маленьким ребенком", чтобы "войти в царство". Пройдя через эти врата, он рождается к жизни Христа, и проходя "крестный путь", он проходит через следующие друг за другом врата на этом пути, и в конце его он определенно освобождается от жизненных уз и органичений, умирает ко времени чтобы жить в вечности, и начинает осознавать себя как жизнь, а не как форму.

Нет сомнения, что в раннем христианстве эта стадия эволюции определенно признавалась присущей каждому индивидуальному христианину. Беспокойство св. Павла о том, что Христос мог быть рожден в его обращенных, может служить достаточным свидетельством этому факту, оставляя другие высказывания которые тоже могут быть процитированы; даже этот отдельно взятый стих достаточен, чтобы показать, что в христианском идеале "стадия Христа" понималась как внутреннее состояние, финальный период эволюции каждого верующего (*3). И хорошо, что христиане могут распознать это, а не относить жизнь ученика, оканчивающуюся совершенным человеком, к экзотике, пересаженной в западную почву, но родной только для восточных стран. Этот идеал есть часть истинного и духовного христианства, и рождение Христа в душе каждого христианина есть цель христианского учения. Главная цель религии – это вызвать это рождение, и если бы это мистическое учение выпало из христианства, эта вера не смогла бы поднять к божественности тех, кто ее практикует.

Первое из великих посвящений – это рождение Христа, или Будды, в человеческом сознании, превосхождение сознания "Я", выпадение из ограничений. Как хорошо известно всем ученикам, есть 4 степени, включаемых стадией Христа, между весьма хорошим человеком и мастером-триумфатором. В каждую из этих степеней вступают посредством посвящения, и в течение этих периодов эволюции сознание должно расширяться и расти с целью достигнуть пределов ограничений, налагаемых человеческим телом. В первой из них ощущаемое изменение – это пробуждение сознания в духовном мире, в мире, где сознание идентифицирует себя с жизнью и прекращает отождествлять себя с формами, в которые жизнь в данный момент заключена. Характерная особенность этого пробуждения – это чувство внезапного расширения, распространения за пределы привычных рамок жизни, узнавание Себя, как божественна и могуча жизнь, а не форма, радость, а не печаль, чувство восхитительного мира, прохождение через то, о чем мир может только мечтать. С выходом за рамки ограничений приходит усиленная интенсивность жизни, и когда жизнь течет со всех сторон, радуясь уничтожению барьеров, чувство реальности так живо, что всякая жизнь в форме кажется смертью, а земной свет - темнотой. Это расширение столь изумительное по своей природе, что сознание чувствует, что оно никогда не знало себя раньше, поскольку все, что оно понимало как сознание, есть несознание в присутствии этой бьющей фонтаном жизни. Самосознание, которое начинает зарождаться в ребенке – человечестве, которое развилось, выросло, расширилось за пределы ограничений формы, думающей о себе как об отдельной, говорящей "я", "мне" и "мое", – это самосознание внезапно ощущает все "я" как Себя, все формы – как общее достояние. Оно видит, что ограничения были необходимы для построения центра самости, в котором может существовать самоидентификация, и в то же время оно чувствует, что форма – это только инструмент, который оно использует, в то время как оно само, живое сознание, есть одно из всех живущих. Оно знает полный смысл часто употребляемой фразы о "единстве человечества", и чувствует, что значит жить во всем, что живет и движется (*4), и это сознание сопровождается огромным чувством радости, радости жизни, которая даже в своих слабых отражениях на земле – один из острейших экстазов, известных человеку. Единство не только видимо при помощи интеллекта, но оно чувствуется как удовлетворение стремления к объединению, которое знакомо всем, кто любил; это единство, ощущаемое изнутри, невидимое снаружи; это не концепция, но жизнь.

Во многих страницах старых, но тех же самых строк представлена идея рождения Христа в человеке. Но все же эти слова мира форм не способны показать и четвертой части мира жизни!

Но ребенок должен вырасти в совершенного человека, и многое предстоит сделать, встретиться с усталостью, вытерпеть многие страдания, провести многие битвы, преодолеть многие препятствия, пока Христос, рожденный слабым ребенком, сможет достигнуть состояния совершенного человека. Это жизнь, полная работы среди его братьев – людей; это встреча с насмешкой и подозрением; это доставка вести презрения; это боль покинутости, страсти креста и тьма могилы. Все это лежит перед ним на пути, на который он вступил.

При помощи непрерывной практики ученик должен научиться вбирать сознание других, и фокусировать свое собственное сознание в жизни, а не форме; так он сможет покинуть "ересь разобщения", которая заставляет его воспринимать других как нечто отличное от себя. Он должен расширять свое сознание ежедневной практикой, пока его нормальным состоянием не станет то, что он кртаковременно пережил во время своего первого посвящения. С этой целью он будет пытаться в своей повседневной жизни отождествлять свое сознание с сознанием тех, с кем он входит в контакт день за днем; он будет стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, как они думают, радоваться, как они радуются и страдать, как они страдают. Постепенно он должен развить совершенное сопереживание, симпатию, которая может вибрировать в гармонии с каждой струной человеческой лиры. Постепенно он должен научиться отвечать на любое чувство другого, будь оно низким или высоким, как если бы это было его собственное. Постепенно, при помощи постоянной практики, он должен идентифицировать себя с другими во всех разнообразных условиях их различных жизней. Он должен получить урок радости и урок слез, и это возможно только когда он превзойдет отдельную самость, когда он более не просит чего-либо для себя, но понимает, что он должен жить в жизни один.

Его первая насыщенная борьба будет за то, чтобы отбросить все то, что было для него жизнью, сознанием, реальностью и идти вперед в одиночестве, голым, более не отождествляя себя с какой-либо формой. Он должен изучить закон жизни, лишь при помощи которого может проявиться внутренняя божественность, закон который является антитезисом его прошлого. Закон формы забирает, закон жизни – да т. Жизнь растет, изливая себе через форму, питаемая неистощимым источником жизни в сердце вселенной; и чем больше жизнь изливается наружу, тем огромнее приток изнутри. В начале молодому Христу кажется, что вся его жизнь покидает его, поскольку его руки остаются пустыми после излияния своих даров неблагодарному миру; и только когда низшая природа определенно пожертвована, ощущается вечная жизнь, и то, что казалось смертью существа, оказывается рождением к более полной жизни (*5).

Второе посвящение

Сознание развивается, пока первая стадия пути не пройдена, и ученик не увидит перед собой вторые врата посвящения, символизируемые в христианском писании крещением Христа. В то время как он опускается в воды мировых печалей, реку, в которой должен быть крещен каждый спаситель людей, новый поток божественной жизни проистекает на него; его сознание осозна т себя Сыном, в котором жизнь Отца находит соответствующее выражение. Он чувствует жизнь Монады, его Отца Небесного, проистекающую в его сознание, он осознает, что един, не только с людьми, но и со своим небесным Отцом, и то, что он живет на земле есть только выражение воли его Отца, его проявленный организм. С этих пор его служение людям – наиболее явный факт его жизни. Он Сын, которого люди должны слушать, потому что из него проистекает скрытая жизнь, и он стал каналом, через который эта скрытая жизнь может достичь внешнего мира. Он священник таинственного Бога, который вошел в покрывале, а выступает со славой, сияющей от его лица, которая есть отражение света в святилище.

Это здесь он начинает ту работу любви, которая символизирована в его внешнем служении его стремлением исцелять и облегчать страдания; вокруг него толпятся души, ищущие света и жизни, привлеч нные его внутренней силой и божественной жизнью, проявленной в уполномоченном Сыне Отца. Голодные души приходят к нему, и он дает им хлеб; души, страдающие от болезни греха приходят, и он исцеляет их своим живым словом; души, ослепленные невежеством приходят, и он освещает их мудростью. Это один из знаков Христа в его служении, что отверженные и бедные, отчаявшиеся и униженные приходят к нему без чувства разобщения. Они чувствуют привлекающее их сочувствие, а не отталкивание, поскольку он излучает доброту, и понимающая любовь проистекает из него. Конечно, они не знают, что он – развивающийся Христос, но они чувствуют силу, которая возносит, жизнь, которая оживляет, и в его атмосфере они вдыхают новую силу и новую надежду.

Третье посвящение

Третьи врата перед ним, которые допускают его к следующей стадии его прогресса, и он переживает короткий момент мира, великолепия и сияния, символизируемый в христианских писаниях Преображением. Это пауза в его жизни, краткий перерыв в его активном служении, путешествие на гору, где пребывает небесный покой, и здесь – рядом с немногими, кто распознал его развивающуюся божественность – эта божественность на краткий миг сияет в своей трансцедентальной красоте. Во время этого затишья в битве он видит сво будущее; серия картин разворачивается перед его глазами; он наблюдает страдания, которые лежат перед ним – одиночество Гефсиманского сада, агонию Голгофы. С этого времени его лицо обращено к Иерусалиму, к тьме, в которую он должен войти ради любви к человечеству. Он понимает, что здесь он может достигнуть совершенной реализации единства, но для этого он должен пережить квинтэссенцию одиночества. Прежде, осознание растущей жизни, казалось приходило к нему извне, теперь он должен осознать, что центр ее внутри него; в одиночестве сердца он должен испытать настоящее единство Отца и Сына, внутреннее, а не внешнее единство, потерю даже лика отца; и для этого все внешние контакты с людьми, и даже с Богом, должны быть отсечены, потому что внутри собственного Духа он может найти Единого.

Темная ночь души

По мере того как приближается темный час, он все более и более ужасается потерей людского сочувствия, на которое он мог полагаться в течении прошедших лет его жизни и служения, и когда, в критический момент его нужды, он оглядывается вокруг в поисках утешения и видит своих друзей погруж нными в безразличную дремоту, ему кажется, что все человеческие связи разорваны, что вся людская любовь есть насмешка, а вся человеческая вера – предательство; он бросается обратно к себе, чтобы убедиться, что остается только одна связь с Отцом Небесным, что всякая телесная помощь бесполезна. Сказано, что в этот час одиночества душа наполнена горечью, и что редкая душа переходит через эту пропасть пустоты без крика боли; это тогда вырывается мучительный упрек: "не могли ли вы один час бодрствовать со мною?" – но ни одна человеческая рука не может пожать другую в этом Гефсиманском саду отчуждения.

Когда эта тьма людского отвержения проходит, тогда надвигаясь чашей гнева человеческой природы, приходит еще более глубокая тьма того часа, когда разверзлась пропасть между Отцом и Сыном, между жизнью, заключенной в тело и жизнью вечной. Отец, который был осознан в Гефсиманском саду, когда все человеческие друзья дремали, скрывается в страстях креста. Это самое горькое из всех тяжких испытаний посвящаемого, когда потеряно даже сознание его жизни как Сына, и час надеющихся, поскольку триумф приходит из глубочайшего позора. Он видит своих врагов, ликующих вокруг него; он видит себя покинутым друзьями и любившими его; он чувствует, что божественная опора рассыпается под его ногами; и он выпивает последнюю каплю из чаши одиночества, изоляции, отсутствия контакта с людьми или Богом, пересекая пустоту, в которой висит его беспомощная душа. Тогда из сердца, которое чувствует себя отвергнутым даже Отцом, звучит крик: "Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?". Для чего эта последняя проверка, последнее испытание, наиболее жестокая из всех иллюзий? Иллюзия, для умирающего Христа ближайшая из всех к божественному Сердцу.

Потому что Сын должен знать себя, чтобы быть единым с Отцом, которого он ищет, он должен найти Бога не просто внутри себя, но как свою сокровенную сущность; только когда он знает, что Вечное – это он, и он – Вечное, тогда он не будет подвержен чувству разделения. Тогда, и только тогда он сможет совершенно помогать своей расе и станет сознательной частью поднимающейся энергии.

Слава совершенства

Христос-триумфатор, Христос воскресший и вознесшийся пережил горечь смерти, узнал все человеческие страдания и поднялся над ними силой своей собственной божественности. Что сможет теперь побеспокоить его мир, или удержать его протянутую руку помощи? В течение своей эволюции он научился принимать в себя потоки людских бед и отсылать их обратно потоками мира и радости. В цикле его тогдашней деятельности это было его работой – трансмутировать силы диссонанса в силы гармонии. Теперь он может делать это для мира, для человечества, из которого он расцвел. Христы и их ученики, каждый в мере своей эволюции, таким образом защищают мир и помогают ему, и борьба была бы значительно горше, и отчаяннее были бы битвы человечества, не будь присутствия среди них тех, чьи руки несут "тяж лую карму мира".

Даже те, кто находится на ранних стадиях пути, становятся возвышающими силами эволюции, как и в действительности все, бескорыстно работающие для других, хотя работают они более неторопливо и постепенно. Но Христос-триумфатор делает окончательно то, что делают другие на различных стадиях несовершества, и потому он называется Спаситель, и эта характеристика в нем совершенна. Он спасает, не подменяя собой нас, но разделяя с нами свою жизнь. Он мудр, и все люди становятся мудрее от его мудрости, потому что его жизнь теч т в жилы всех людей, во все людские сердца. Он не скован формой, и не отдел н ни от какой. Он идеальный человек, совершенный человек; каждое человеческое существо – клетка его тела, и каждая клетка питается его жизнью.

Конечно, не стоило бы страдать на кресте и проходить путь, ведущий к нему, только для того, чтобы просто выиграть время и немного приблизить сво собственное освобождение. Цена была бы слишком дорогой для такого приобретения, борьба - слишком тяжкой для такой награды. Но нет, через его победу возвысилось человечество, и путь, по которому ступили его ноги, стал немного короче. Эволюция всей расы ускорилась и паломничество каждого сделалось не таким длинным. Это было той мыслью, которая воодушевляла его в натиске битвы, которая поддерживала его силы и смягчала боль потерь. Нет такого существа, даже слабого, даже униженного, даже безразличного, даже грешного, которое не стало бы немного ближе к свету, когда Сын Всевышнего окончил свой путь. Как же ускорится эволюция по мере того, как вс больше и больше этих Сынов поднимутся победителями и войдут в сознание жизни вечной! Как быстро будет вращаться лебедка, которая поднимает человека в божественность, когда все больше людей станут сознательно божественными!

Вдохновляющий идеал

В этом лежит стимул для каждого из нас, кто в самые благородные минуты чувствовал притяжение жизни, проистекающей для любви к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не знает, почему страдает; о нужде, горе и отчаянии людей, не знающих, почему они живут и почему умирают; которые день за днем, год за годом, видят страдания, обрушивающиеся на них и на других, и не понимают, в ч м тут резон; которые сражаются с отчаянной храбростью или свирепо восстают против условий, которых они не могут понять и объяснить. Давайте думать о боли, рожденной слепотой, о темноте, в которой они пробираются ощупью, без надежды, без стремления, без знания настоящей жизни и красоты, скрывающейся за завесой. Давайте думать о миллионах наших братьев во тьме, а потом о поднимающихся энергиях, рожденных в наших страданиях, наших битвах и наших жертвах. Мы можем поднять их на один шаг к свету, облегчить их боли, уменьшить их невежество, сократить их путешествие к знанию, которое есть свет и жизнь. Кто из нас, знающий даже немного, не отдаст себя за тех, кто не знает ничего?

Мы знаем посредством Закона неизменного, Истины неуклонной, вечной Жизни и Бога, что вся божественность – внутри нас, и хотя она сейчас развита лишь немного, все имеется для бесконечной способности, открытой для поднятия мира. Ведь определенно есть еще не один, способный почувствовать пульсацию Божественной Жизни, кто еще не притянут надеждой к помощи и благословению. И если эта жизнь будет почувствована, пусть слабо, пусть на короткое время, то это по причине того, что в сердце начался первый трепет, который развернется как жизнь Христа, ибо приближается время рождения Христа-младенца, потому что в нем человечество стремится расцвести.

Примечания

  1. Нетрудно заметить, что излагаемая здесь концепция радикально расходится с пониманием Христа в Православии, как единственного Сына Божего. Приведенные далее слова св. Павла однако свидетельствуют в ее поддержку. Почему же в позднем христианстве возобладала другая концепция? Просто потому, что людям очень лестно слышать, что сам Бог приходил спасать их, и вовсе нелестно слышать, что в то время как они предавались греху, один из них возвысился до Бога. (Здесь и далее - прим. пер.)
  2. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не подзаконом, но под благодатью. (посл. Римлянам, 6.14)
  3. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Там же, 8.29)
  4. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (Там же, 8.10)
  5. Подробнее об этом состоянии см. Ч. Лидбитер, "Сознание Буддхи".
  6. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то жив т для Бога. (Там же, 6.10)