Графический диктант маленькая собачка. Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете (например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → - 1 клетка вправо

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.

К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза

Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.

Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.

Жираф

Елочка

Кошка

Петух

Робот

Бабочка

Гусь

Олень

Парусник

Волк

Чайник

Кошечка

Собачка

Верблюд

Змея

Коляска

Лось

Паровоз

Пингвин

Вертолет

.

Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.

В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.

Дом

Олень

Машина

Танк

Кораблик

Дерево

Рыба

Слон

Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.

Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К.В. Шевелева «Занимательная математика».

Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.

Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.

  • Негативные эмоции со стороны взрослого исключены. Нужно создать доброжелательную атмосферу, хвалить за успехи.
  • Во время диктовки нельзя спешить, выполняйте устный диктант в соответствии с развитием малыша.
  • Проводите занятия в течение времени, установленного ФГОС: дошкольникам – 15–25 минут, младшим школьникам – 30–40 минут. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий.
  • Почаще устраивайте гимнастику для глаз и пальцев.
  • Если ученик переспрашивает, дайте ответ незамедлительно.
  • Место, где занимается первоклашка, должно быть хорошо освещено.
  • Наблюдайте за правильной осанкой и захватом карандаша пальцами у ребенка.
  • После работы проведите итоговый анализ вместе с малышом, при необходимости исправьте недочеты, стерев ластиком неправильный ход.
  • Распечатывать карточки и бланки можно вместе с ребенком, с учетом его пожеланий.

Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Многие задания, такие как графические диктанты для детей 6-7 лет и дошкольников, развивают пространственное мышление и восприятие окружающего мира, усидчивость и внимательность, а самое главное помогают подготовить дошколят к письму и азам математики.

Графический диктант по клеточкам – это очень интересные задания, которые ребенок должен выполнить на бумаге в клеточку под диктовку. Сама методика графический диктант основана на воспитании внимания и мелкой моторики малыша. Это очень полезно развивать до того, как малыш пойдет в школу, но не страшно если ребенок уже пошел в первый или 2 класс, эти задания будут не лишним дополнением в образовании.

  • Чтобы выполнить упражнение графический диктант вам нужно приготовить образцы заданий, а ребенку лист бумаги, средство для письма (карандаш, ручка, фломастер) маленькую линейку и ластик. Карандашом пользоваться проще самым маленьким ученикам, четвертый-пятый год жизни уже подходит для подобного вида упражнений.
  • Также для дошколят можно сделать специальные листы бумаги, на которых будут большие клеточки (не стандартные по пол сантиметра, а к примеру – по 1 см) их можно расчертить заранее или распечатать. Но вот выполнять графический диктант 1 класс детишки должны на тетрадках в стандартную клетку.

У вас на листе будет изображен рисунок, это могут быть разные животные, узор или транспорт. Цель упражнения для детей повторить продиктованные вами действия, в конце которых должен получиться узор один в один с образцом.

Правила рисования по клеточкам

Задания выполняются по определенным правилам, это не математический урок, но он все же учит детей азам счета и понятиям направления в пространстве. В самом начале, вы ставите точку на бумаге на углу клеточки (это будет точка отсчета), она должна быть в таком месте, чтобы ребенок, повторяя узор смог его уместить на листке. Также эту точку ваше чадо может поставить самостоятельно, вам же следует сказать сколько он должен отступить от верха и бока листа.

Далее в вашем листе будут нарисованы стрелочки, обозначающие стороны направления пространства и цифры – указывающие сколько клеток нужно прочертить чтобы получить нужный узор. Пример: стрелочки по горизонтали «5←» – пять клеток влево, «1→» – одна клеточка вправо.

Стрелочки по вертикали «3» – три клеточки вверх, «6↓» – шесть клеточек вниз. Стрелочки по диагонали: «2↖» – две клеточки по диагонали вверх влево, «4↗» – четыре по диагонали вверх вправо, «↘» – вниз вправо «↙» – вниз влево.

Варианты графических диктантов по клеточкам

  • Диктанты могут быть простые или сложные, все зависит от уровня развития вашего чада. Так, например, диктант для дошколят должен быть совсем легкий, поскольку малыши еще только учатся держать в руках карандаши и только начинают ориентироваться в пространстве. А вот диктанты по клеточкам для детей 1 – 2 класса могут быть по сложнее и узор может быть выполнен разными цветами.
  • Упражнения могут быть написаны текстом (небольшой рассказ) или просто иметь обозначения направлений и цифры. Еще варианты диктантов могут предназначаться разным полам. Так графический диктант для мальчиков может состоять из рисунков, нравившихся мальчикам, это могут быть: робот, самолет, животные (пеликан, носорог, собака и т.д.). Тогда как для девочек картинкой может быть: цветок, кукла, кошка и т.п.

Простые задания

Простыми считаются упражнения легкие в повторении и по форме. Так к примеру, научить азам геометрии можно при помощи картинок с квадратами, треугольниками, трапециями, ромбами и т.д. Еще чтобы карапузу было проще выполнить урок, помогайте и направляйте его сидя рядом.

Если малыш путается, то подсказывайте ему, что он прочертил не туда и обязательно хвалите при правильном действии. В простых уроках линии должны быть направлены строго горизонтально или вертикально. Можете в углу листочка нарисовать подсказку, в виде стрелочек и рядом названий направлений.

Собака

Чтобы нарисовать диктант «Собака» – отступаем шесть клеточек слева от листа и шесть сверху, ставим точку, от нее начинаем рисовать :

2→, 1, 2→, 1, 1→, 5↓, 7→, 2, 1→, 3↓, 1←, 7↓, 2←, 1, 1→, 3, 6←, 4↓, 2←, 1, 1→, 3, 1←5, 3, ←2.

Разукрасьте собачку в желтый цвет, дорисуйте ей глаз, можно дорисовать пятнышки другим цветом, например, коричневым.

Робот

Отступаем сверху 6 клеток и слева – 7, от точки чертим :

1→, 1, 3→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 3→, 1↓, 2←, 2↓, 1→, 2↓, 1→, 1↓, 3←, 2, 1←, 2↓, 3←, 1, 1→, 2, 1→, 2, 2←, 1, 3→, 1, 1←, 1, 1←, 1.

Раскрасить любым цветом.

Робот (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам робота

Машина

Чтобы нарисовать машину – отступаем две клеточки слева от листа и 9 сверху, ставим точку, от нее начинаем :

4→, 2, 8→, 2↓, 3→, 3↓, 2←, 1, 2←, 1↓, 6←, 1, 2←, 1↓, 3←, 3.

Предложите дорисовать колеса и окна с дверьми у машинки, разукрасить в любой цвет.

Сложные задания

Сложный урок заключается в том, что рисунок по форме не простой, это уже не просто квадратики и треугольники, а полноценные графические рисунки со множеством изгибов. Еще помимо горизонтальных и вертикальных линий можете добавить диагонали.

Это достаточно усложняет процесс, и его нужно делать в случае если ребенок теряет интерес и очень быстро все выполняет. Так же можете добавлять разные цвета, т.е. одна часть рисунка чертиться одним цветом (красным), а для второй половины цвет меняется (синий или зеленый).

Ослик

Для того чтобы получился ослик нужно отступить 32 клетки слева и 2 сверху, поставить точку и начать :

1→, 2↓, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 2↓, 1←, 2↓, 1→, 5↓, 1→, 3↓, 1←, 1↓, 2←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 4↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 6↓, 1←, 7, 1←, 3, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 6←, 1, 1←, 1, 2←, 1↓, 1←, 2↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 6↓, 1←, 8, 1→, 5, 1←, 1, 1←, 4↓, 1←6, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 1, 14→, 1, 2→, 1, 2→, 1, 2→, 1, 1→, 1, 1→, 3.

Раскрасить ослика в серый и дорисовать глаз.

Самолет

Попробуйте нарисовать самолетик со своим малышом, для этого пользуйтесь специальной «формулой» :

2→, 1↘, 5→, 3↖, 2→, 3↘, 4→, 1↘, 2←, 1, 1→, 2↘, 5←, 3↙, 2←, 3↗, 5←, 3↖, соединить в начальной точке. Раскрасить самолетик серым, голубым или зеленым цветом, кабину пилота не закрашивать.

Кенгуру

Итак, графический диктант кенгуру нужно начать с постановки точки отступив 2 слева и 5 сверху :

1, 2→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 1, 1→, 4, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 2↓, 2→, 2↓, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 2←, 1↓, 2→, 1↓, 4←, 1, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 3←, соединили с началом.

Разукрасить кенгуру в оранжевый цвет, дорисовать глаз.

Кенгуру (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам кенгуру

Жираф

Чтобы нарисовать жирафа нужно от начальной точки :

1↗, 2→, 1, 1→, 10↓, 4→, поставили точку, от нее 2↘, 1→, 1↓, 1←, 1, вернулись на поставленную точку, от нее 8↓, 1 влево, 5, обратно 5↓, 1←, 5, 3←, 5↓, 1←, 4, 1↙, 2↓, 1←, 2, 2↗, 1↖, 1, 1↗, 7, 1←, 1↖ и соединяем с начальной точкой.

У жирафа можно нарисовать пятнышки, и дорисовать глаз.

Рыбка

Чтобы нарисовать графический диктант рыбка – отступаем шесть клеточек слева от листа и семь сверху, ставим точку, от нее начинаем рисовать :

1→, 1, 3→, 1, 2→, 1↓, 2→, 1↓, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 3↓, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 1→, 1↓, 1→, 3↓, 2←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 1↓, 2←, 1↓, 2←, 1, 3←, 1, 1←, 2.

Разукрасьте у рыбки плавники синим цветом, дорисуйте глазик, а саму рыбку раскрасьте в зеленый или фиолетовый цвет.

Рыбка (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам рыбу

Вы ищете для себя увлекательное занятие, которое поможет не только занять свободное время, но и будет способствовать развитию творческого мышления, внимательности и других полезных навыков? Попробуйте рисунки по клеточкам – это прекрасный вариант разнообразить времяпрепровождение, развить концентрацию внимания, координацию движений рук во время письма и логическое мышление. Это занятие включено даже в программу дошкольной подготовки, однако оно будет полезным не только детям, но и взрослым как своего рода релакс после загруженного рабочего дня. В последнее время многие люди с напряженным рабочим графиком предпочитают снимать стресс и расслабляться, занимаясь раскрашиванием картинок и рисованием по клеткам.

С помощью карандашей или фломастеров можно изобразить на тетрадном листе все, что угодно, например, нарисовать собаку по клеточкам. Для это не нужно иметь особых навыков, достаточно только запастись обычной школьной тетрадью и пишущими принадлежностями.

Первый способ: линии по клеточкам

Такого рода рисунки получили название графические диктанты. Суть заключается в том, чтобы рисовать короткие отрезки на тетрадном листе в определенных направлениях и последовательностях, указанных в задании. Занятие будет особенно полезно детям дошкольного возраста и младшим школьникам, поскольку развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и координацию движений. Графические диктанты обычно нравятся детям благодаря присутствию сюрпризного момента – ведь они не будут знать заранее, какой именно рисунок получится в результате.

Для детей младшего возраста можно начать с простых картинок небольших размеров. Например, можно изобразить милую собаку в профиль. Возьмите тетрадный лист и приступайте к работе. следуйте стрелочкам слева направо и все получится!

Если чаще проводить с ребенком такие диктанты, они позволят быстрее запомнить направления «верх-низ», «лево-право», научиться отсчитывать клеточки и соединять их, развивая моторику рук.

Второй способ: срисовывание с образца

Этот способ состоит не только в рисовании простых линий, но в раскрашивании определенного количества клеток цветом. Можно рисовать только мягким простым карандашом, получая монохромные картинки, либо использовать цветные гелевые ручки, карандаши или фломастеры. В таком случае получаются яркие и красочные рисунки собаки по клеточкам в тетради.

Рисунки по клеткам могут быть простые, которые можно предлагать изобразить ребенку 4-6 лет.

Существуют и сложные изображения с большим количеством цветов и элементов, с которыми смогут справиться старшие школьники или взрослые. Это могут быть мультяшные, схематичные и максимально приближенные к реальности изображения собак.

Луна‑рыба - диктант

Луна‑рыба поражает своим обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Живут эти тяжеловесы в морях тропического пояса. Рыба фантастически плодовита. Это самая плодовитая рыба в мире.

Червячок - диктант

Самый длинный червь живёт у берегов Атлантики. В длину он достигает пятнадцати метров. Живут малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает фиолетовым цветом. На спине у него тёмные и светлые полосы. Выходит червь на охоту по ночам. Днём он прячется среди камней прибрежья.

Хомяк - диктант

Повезло хомяку. Нашёл он птичье гнездо. Лежат на земле два большущих яйца. Тащи к себе в нору и пируй на здоровье! Только лапками яйцо не обхватить. Скользкое! И за щеками не унести. Не помещается. А бросать жалко. Возился хомяк, сопел, пыхтел. Всё равно не получается. Тогда упёрся лбом в яйцо и покатил к себе в нору.

По Н. Сладкову

Как охотятся крокодилы - диктант

Крокодилы прячутся в засаду. Приходят на водопой дикие свиньи, антилопы, обезьяны.
Крокодилы набрасываются на них из воды. Выставят из воды одни глаза и следят. Кто подошёл к берегу? Кто плывёт по воде? Крокодил хватает антилопу и пытается утащить её под воду. Часто крокодилы охотятся и за змеями.

По Н. Сладкову

Коршун - диктант

Жить в клетке с перебитым крылом коршуну было тяжко. Он не хотел есть. Марьин поймал ворону, посадил в клетку к коршуну и стал кормить её рыбёшкой. Коршун и ворона мирно жить не могут. Из рук Марьина коршун рыбёшку не брал, а у вороны отнял и стал есть. Через месяц хищник стал совсем ручным и уже не грустил.

По А. Коваленкову

Акула - диктант

Часто рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы по‑настоящему опасные.
Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но китовые акулы людей не трогают. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков.

По Н. Сладкову

Щенок - диктант

Шла Катя из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и тихонько выл.
Катя погладила щенка. Он стал лизать Кате руку. Катя взяла малыша домой. Дома она дала ему молока. Потом девочка положила щенка спать у печки. Щенок привык к своей хозяйке. Катя заботилась о нём.

Птенцы альбатроса

На Гавайских островах строят гнёзда альбатросы. Птенец альбатроса появляется на свет через два месяца. Очень долго единственное чадо не покидает гнезда. Ребёнку скучно. Родители его развлекают. Они приносят ему обломки расчёсок, зубные щетки, детские игрушки и раскладывают их у гнезда. Играй, малыш!

По В. Алексееву

Как спасаются насекомые

Как спасаются насекомые? Мухи и бабочки улетают. Пчёлы и осы могут предпринять нападение и ужалить. Кузнечики делают длинные прыжки. Большинство клопов и божьих коровок похитрее. Они вооружились химией. Запах от клопов ужасный. А божьи коровки и клопы ядовитую жидкость выделяют.

По В. Алексееву

Мышь‑малютка

Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Но не простая серая мышь. Вид этой мышки обитает в Африке. Перед ночью она складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питьё на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Её мышь и пьёт.

Земляная свинья

Земляная свинья живёт в Африке. Это животное с длинными ушами, острыми когтями и длинным липким языком. Это животное напоминает свинью. Но всё же относится к муравьедам.
По ночам свинья раскапывает муравьиные поселения и ловит несчастных длинным липким языком.

Молочное дерево - диктант

Кто даёт молоко? Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?
В Венесуэле такое дерево есть. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные.

Ирис

Перун - один из древнейших богов славян. Есть у него любимый цветок. В Болгарии его называют перуницей. У цветка шесть лиловых лепестков. Лепестки покрыты золотистыми волосками. Они похожи на молнии. Перуница расцветает весной. В это время гремят первые грозы. Цветок этот очень красив. Мы зовём его ирисом.

По М. Семёновой

Дятел

Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.

Хвоя сосны - это тоже листья. Только форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год.

Растения в медицине и химии - диктант

Многие растения применяют в медицине. В таких растениях полезные вещества обычно находятся в цветах. Растения дают сырьё и для химической промышленности. Надрезают кору соснового дерева, а оттуда вытекает смола - живица. Она является сырьём для изготовления красок и лаков.

Птичьи гнёзда - диктант

Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают и яйца, и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняют тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!

Сбор чая - диктант

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для высокосортного чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине огромные корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев.

Изготовление чая

Тщательно собранные листья сушат и подвергают специальной обработке. Для сохранения аромата и придания листьям прочности их окрашивают и ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смеси листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой.

Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.

По А. Дорохову

Гусиные семьи

Гусь - хороший семьянин. Часто эти умнейшие птицы хранят верность друг другу всю жизнь. Гусиные семьи очень дружные. Подросшие гусята весь год не покидают родителей. Они вместе кочуют по степям. Вместе улетают в далёкие жаркие страны. Бывает, гусыня погибает. Тогда гусь очень долго или на всю жизнь остаётся вдовцом.

Фламинго

Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув шею вперёд, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго.

Белкин мухомор

Сушит белочка осенью на сучках грибы. Вот сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но среди хороших и съедобных можно увидеть и мухомор. Для чего белке ядовитый мухомор? Разве в сухом мухоморе нет яда для белки? Мухомор - лекарство для белочки? Нет точной отгадки.

По Н. Сладкову

Вальдшнепы

Как спасают своих птенцов вальдшнепы? Мать может унести птенчика в лапах. Для этого она хватает его с боков лапками и прижимает к грудке. Больше ни одна птица в лапах птенцов не носит. Крохали иногда своих детей в клювах носят. Чомги птенцов на спине катают. Но такое чудо редко кто может разглядеть. Ведь живёт вальдшнеп в густых зарослях.

Сообразительные синицы

Синицы отличаются большой сообразительностью. Опустите на длинной нитке в бутылку съедобный для птицы кусочек. Она сначала попытается склевать его через стекло бутылки. Затем сядет на горлышко и будет тянуть нитку клювом. Но нитка слишком длинная. За один раз не вытянуть. Тогда птица начнёт после каждого раза держать её лапкой и скоро вытащит корм.

Есть на свете пауки‑рыбоеды. Такой паук плетёт ловчую сеть и погружает её в воду. В сеть попадают рыбы и лягушки. Паук с удовольствием всё съедает. Паук другого вида занимается самой настоящей рыбной ловлей. Двумя лапками держится за берег, а шесть остальных ставит на воду. Рыбу паук хватает лапками и впрыскивает в неё яд.

По В. Алексееву

Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые - тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

По Н. Сладкову

Изобретатели

Птицы очень прожорливы. За месяц стая скворцов может съесть сто тонн саранчи! Птицы очень изобретательны. Чёрный дрозд на камне разбивает ракушки улиток. Скворцы часто бегают под ногами овец и коров, а потом хватают выпугнутых овцами насекомых. Галки катаются на коровах и едят с них слепней. А стервятник разбивает крепкие страусиные яйца камнем.

По Н. Сладкову

Очковая змея

Длина очковой змеи около двух метров. Она очень ядовита. Очковой её прозвали за похожий на очки рисунок на верхней стороне шеи. Похожий на глаза рисунок часто отпугивает хищника. Яд её очень сильный. Но человека очковая змея кусает редко. Не случайно её зовут благородной змеёй. Своей угрожающей стойкой она предупреждает возможного противника о нападении.

Шалашник

В Австралии живут невзрачные на вид птички. Их называют шалашниками. Вместо гнезда самец строит настоящий шалашик. Он похож на беседку из палочек и травинок. Затем сделает кисточку из веточки, приготовит краску из угля и слюны и ну малевать! Украшает своё жилище шалашник ракушками и цветами. Такой домик привлекает подружку.

По В. Алексееву

Кактус - замечательный пример приспособления к местности. Кактусы растут в сухом и жарком климате и долгое время живут без воды. Прошёл дождь. Кактус сразу всасывает воду. Хранит он её в стебле. Стебель похож на губку. Но его оболочка толстая. Поэтому вода не испаряется. Да и листья кактуса - иголки. Иголки спасают кактус от испарения и защищают его от животных.

В старину было слово «лоп». Это слово обозначало широкий лист. От слова «лоп» образовались многие слова. Как назвать растения с широкими листьями? Назвали его лопухом. Лопата тоже напоминает широкий лист. Да и слово «лопоухий» теперь понятно. Это человек с большими широкими ушами. Бывают и детские лопаты. Их называют лопаточками.

По Н. Ушаковой

Большинство рыб не заботятся о своих детях. Но мальки рыбы пинагора при тревоге присасываются к бокам своего папы. Папа быстро уносит их в безопасное место. Некоторые рыбки при тревоге кидаются в рот родителям и прячутся там.
Рыба пинагор прилепляет икру к камню. Камень в отлив высыхает. Тогда пинагор поливает икру струйкой изо рта.

По Н. Сладкову

Песчаная эфа

Из пустынных гадюк больше известна песчаная эфа. В нашей стране она встречается в Азии. Эта змея держит печальное первенство по количеству погибших от неё людей. Передвигается она очень интересно. Она ползёт не вперёд, а как бы боком. Этот след бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Такие следы сразу выдают песчаную эфу.

Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан. Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка! Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие и стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый. А на ногах белые чулки натянуты.

По Г. Скребицкому

Ёж проснулся

Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручьи. Под корнями старой берёзы была нора. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Холодный ручей разбудил зверька. Он выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лег на спинку. Тёплые лучи солнышка согрели его.

По Г. Скребицкому

Бельчата

Принесли мне ребята из зимнего леса выпавших из гнезда старой ели слепых бельчат. Знакомство с ними началось с соски и молока. Скоро у малышей открылись глазки. Надо же бельчатам коготки укреплять? Стали детки обои обдирать. Надо зубки точить? Отгрызли углы у мебели. Сервиз на пол сбросили. Не нужен он в беличьем хозяйстве! Назвал я их Цок и Цока.

По В. Алексееву

На пасеке

На пасеку пожаловал бурый медведь. Он перелез через высокую изгородь. Косолапый гость хозяйничал на пасеке всю ночь. Медведь повалил несколько ульев. Мёд тёк из них тонкой струйкой на землю. Ночной гость наелся досыта. Пчёлы сильно жалили его в нос, глаза и губы. Медведь заревел от сильной боли и убежал в лес.

Крокодиловы слёзы

Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слёзы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснять такое явление сочувствием хищника наивно. Просто со слезами крокодилы выводят из организма излишки солей. Так что они не плачут. Просто крокодилы как бы потеют глазами.

Ловля летучих рыб в Средиземном море

В Средиземном море водится летучая рыба кефаль. Ловить её человек ухитрялся интересным способом. Вокруг косяков рыбы сооружали кольцо из камышовых плотов. В центр кольца заходила лодка. Рыбаки в ней начинали громко кричать. Рыба пугалась и пыталась перепрыгнуть плоты. Но прыжки кефали очень короткие. И рыбы падали прямиком на плоты.

Для чего нужен нос? - диктант

Животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Рыба‑меч страшным носом протыкает рыб. Свинья носом роет землю, отыскивает корешки. Своим носом‑иголочкой комар сосёт кровь. Хобот у слона - это руки, нос и душ в жаркую погоду. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом.

По Г. Юдину

Чай - диктант

Чай был привезён купцами с далёкого острова Ява. Купцы сразу стали хвалить свой новый товар. Они называли его божественной травой и советовали пить по сорок чашек в день. Но чай не трава. Его делают из листьев чайного дерева.
Наиболее известные места обитания чайного дерева - Индия и Цейлон. Хотя сейчас его выращивают в Грузии и на Северном Кавказе.

Весёлые старушки - диктант

На солнечной скале веселье у крапивниц. Бабочки пережили зиму. Они рады теплу. Зима была свирепой. Её ледяные когти проникли в потайные жилища бабочек. Не все бабочки выжили. Крылышки у них выцвели. А у кого от цветных крыльев остались одни жилки. Но старушки всем на зависть весёлые и игривые. Старушки и старики играют в пятнашки!

По Н. Сладкову

Портрет домового - диктант

Домовой похож на хозяина дома. Домовой одет в крестьянскую одежду. Он отличается от обычных людей только маленьким ростом да большой белой бородой. У домового есть жена домовиха и дети домовята. Люди и сейчас любят домовых. О них рассказывают сказки, пишут книги, ставят фильмы. Вспомните известный мультфильм про домовёнка Кузю.

Домовой - диктант

Деревенские жители верили в существование домового и относились к нему с огромным почтением. Широко известны поговорки про домового. Без домового и дом стоять не будет.
Домовой всегда выступает другом и помощником хозяина. Он ухаживает за скотом, охраняет его от болезней, хранит покой в семье. На праздники домовому обязательно ставили угощение.

Рептилии и землетрясения

Змеи и ящерицы - это рептилии. Все змеи и ящерицы очень чувствительны к сотрясению земли. О приближении людей они узнают не по разговору и не по шороху травы. Рептилии чувствуют животом сотрясение почвы. Задолго до землетрясения они спешат выползти из норы. Этим змеи и ящерицы предупреждают о приближающейся беде.

Лесные малыши

Лето - время лесных малышей. Вылетают из гнёзд птицы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата. Они послушно следуют за матерью. Лисята играют у норы. Бельчонок совершает свой первый высотный прыжок. В сумерках выходят на охоту ежата. В лесу ты встречаешь много лесных малышей. Не обижай их!

По Н. Надеждиной

Леопард - диктант

Наверное, раньше предки зверей были пятнистыми. Потом у иных пятна слились в полосы. А вот леопарды память о предках сохранили на своей шкуре. Она у них пятнистая и напоминает игру солнца в листве. Нюх у леопарда плохой, но видит и слышит он хорошо. Крадётся леопард, ползёт бесшумно. Потом ловкий прыжок - и добыча в когтях.

По И. Акимушкину

Способы защиты у рыб

Рыба‑удильщик похожа на камень. Затаилась она среди камней. Не разглядеть её. Морской конёк похож на комок водорослей. Рыба‑ёж при тревоге превращается в колючий шар. Кому придёт в голову колючий шар глотать? Морские угри чуть что прячутся в норки. Ещё у одной рыбки на хвосте нарисованы глаза. И плывёт она хвостом вперёд. Не обмануть её хищнику.

По Н. Сладкову

Прогревание животов

Все уже поужинали. Теперь животы греют. Ящурка лежит животом на песке, лапки протянул в сторону и задремал. Агама заползла на куст и выставила живот на солнышко. Круглоголовка согревает живот горячим камнем. А удавчик зарылся в песок с головой. Горячая песочная ванна. Она прогревает сразу живот и бока. Лежит удавчик и подогревает свой аппетит.

По Н. Сладкову

Что едят рыбы?

Рыбы едят водоросли, червей. Среди рыб есть ловкие охотники за насекомыми. Они хватают их не только под водой, но и на лету. Лещи глотают улиток. Часто пища сома - водяная крыса. Зубастая щука глотает колючего ерша. Акула‑лисица нападает на рыбий косяк и глушит рыбу хвостом. Удивительней всех электрический угорь. Он бьёт мелкую рыбку током.

По Н. Сладкову

Жил у нас в доме огромный кот Иваныч. Был он толстым и ленивым. Целые дни он ел и спал. Залезет на тёплую лежанку и свернётся клубком. Ему часто доставалось от дворового щенка Бобки. Бобка был очень озорной щенок. Однажды Бобка схватил кота за хвост и стащил на пол. Идёт Бобка и везёт кота по полу. Пол гладкий и скользкий. Кот по нему как по льду катился.

По Г. Скребицкому

Посмотрите на лист дерева. Лицевая сторона листа обращена к солнышку. Ножка у листа гибкая. Под ветром лист не ломается. Через ножку поступает вода и питательные вещества. Жилки придают листу прочность. По ним проходят вода и питательные вещества. На тыльной стороне листа сотни крохотных отверстий. С их помощью лист дышит и выделяет влагу.

Шимпанзе

Шимпанзе - это большие обезьяны. Живут шимпанзе в Африке. Пища этих обезьян - плоды, орехи и молодые листочки. Любят они и пчелиный мёд. Свою добычу животные тащат на дерево. Но часто дают кусочек товарищам. После долгой разлуки они хлопают друг друга по плечам и спине. При обиде топают ногами, хватают палки и кидают их в обидчика.

Вырос в лесу большой куст орешника. Листья у орешника крепкие и бархатистые. Ветви длинные и гибкие. На ветках орешки зреют. Спрячутся в шубки, только любопытные макушки торчат. К осени созрели и налились силой орешки. Пролетала мимо орешника сойка и увидала большущий орех. Сам круглый, бока золотистые. Схватила и стала клювом разбивать. Вкусный орешек!

По А. Сахарнову

Илистый прыгун

Илистый прыгун - небольшая тропическая рыбка. Она живёт на берегу. Под жильё выбирает себе берега мелководных морских лагун и заливов с илистым топким дном. Любит прыгун мелкие лужицы. Часто рыбка опускает в воду один хвост.
Так и сидит часами на солнцепёке. Иногда подпрыгивает на тридцать сантиметров. Это он мух любит ловить.

Плясунья

Наступила холодная, дождливая погода. А рыженькая лисичка с белым брюшком вышла на охоту. Она мышкует. Хитрющая лиса легла на брюшко, чуткие ушки торчат.
Вдруг вскинулась лиска на дыбки. Рванула когтями - полетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пасть и поймала мышку на лету. Она проглотила её и даже не разжевала.

По Н. Сладкову

Под старой сосной грелась рысь. На ветку дерева села синица. Ветка тихо закачалась. Прошуршала лесная мышь. Маленький рысёнок весело бегает, прыгает в густой траве. На него ласково глядит мать. Ночью она уходит за добычей. Тихо крадётся рысь под деревьями и кустами. Ловит хищница на обед робких зайцев и тяжёлых глухарей.

По И. Соколову‑Микитову

Храбрый ёж

Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал гнездо. В гнездо он натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг он увидел змею. ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. ёж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать.

В Мексике живёт удивительная ящерица. У неё всего две ноги. Живёт она под землёй. В Австралии обитает колючая ящерица. Есть ещё ящерица шипохвост. Своим колючим хвостом она бьёт врага. Есть удивительная ящерица. Её зовут летающим дракончиком. Она летает с дерева на дерево. В этом ей помогают складки кожи между рёбер. Она расправляет складки и скользит по воздуху.

По Н. Сладкову

Дикий кот

Дикие кошки живут ещё в лесах Европы, в Африке, в Индии. А у нас они обитают на Украине и на Кавказе. Степные кошки обычно пятнистые, а лесные - полосатые. Дикий кот похож на домашнюю кошку. Но он больше её. А хвост, уши и ноги у него короче. На горле у дикого кота белое пятно. Днём он спит, а ночью выходит на охоту. Пища дикого кота - мыши, птицы, белки, змеи и ящерицы.

По И. Акимушкину

Где живут утки? Чаще они обитают на реках и озёрах. Но огарь - подземная утка. Выкопает нору сурок, а живёт в ней утка. Эта птичка красного цвета.
Обитает она высоко в горах. Утят у неё - целая дюжина. Вывелись они под землёй. Подземные утята смело подбегают к скале и прыгают на землю. Хоть бы что! Встали малыши на лапки, потрясли носами, поморгали глазами и бегом к ближайшему озерку.

Кокосовый орех

Кокосовый орех растёт на кокосовой пальме. Как используют кокосовый орех? Его разрезают на три части и дают высохнуть. Белая мякоть затем вынимается и сушится дальше. Ядро кокосового ореха имеет тяжёлый запах. Но из него делают кокосовое масло. Оно идёт в пищу уже тысячу лет. В наши дни его используют для приготовления мыла и во многих продуктах.

Колокола

Голос колокола - это сочетание нескольких звуков. Красота звучания зависит от формы чаши колокола и толщины стенок. Какими только не делали колокола старые мастера! Колокола были гранёными и круглыми, длинными и коротышками. Но голоса их напрямую связаны с весом. Русские мастера всегда писали на колоколе его вес. Литьё колоколов всегда считалось большим искусством.

Зимний жаворонок

Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист птицы. Это проснулся и бежит к дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок в поиске пищи. Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке. Лапки и клюв жаворонок прячет в густое перо.

Вкусные кактусы

Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей. Плоды опунции едят. Но перед этим удаляют колючки. Такие плоды даже можно варить. Из сока плодов этого кактуса готовят сироп, желе, напитки. Жители Мексики используют в пищу его молодые побеги. А некоторые виды кактусов нужны для приготовления мармелада и конфет. Одни кактусы напоминают по вкусу голубику. Другие - сладкую малину. Третьи - душистый персик.

Гусеница

Гусеница вылупляется из личинки. С ней происходят удивительные изменения. Она свивает себе кокон из липкой жидкости. Её она вырабатывает нижней губой. Эта жидкость затвердевает на воздухе и становится нитью. А многие волосатые гусеницы прядут кокон из своих волос. Потом из кокона появляется бабочка. Она живёт своей взрослой жизнью.

На чужих крыльях

Не у всех семян есть крылья‑летучки. Не все могут по воздуху расселяться. У кого нет своих крыльев - тот на чужие надеется. Были бы закорючки. Птица‑каменка на бурьян приседает. Семена в перья вцепляются. Жаворонок забежит в бурьян. А семена на спину посыплются. Сова от солнца в бурьян забьётся. Тут уж семена её с ног до головы облепляют. И полетят семена на чужих крыльях на новые места.

По Н. Сладкову

Шершни - это один из видов пчел. Шершни живут колониями и строят гнёзда. Гнёзда они прикрепляют к веткам деревьев. Свои дома они строят из бумаги. Они сами вырабатывают её из древесной массы. Осы соскабливают дерево челюстями и смачивают её. Образуются круглые шары бумажной массы. Но при строительстве гнезда шары надо вытянуть в пластины. Скоро гнездо готово.

Львы живут стаями. Такие стаи называются прайдами. Львицы охотятся, кормят львят и ухаживают за ними. Охотятся львицы вместе. Так им легче поймать крупное животное и накормить всех. Что же делают львы? Львы охраняют территорию. Как отличить льва от львицы? У взрослого льва густая грива. Она защищает шею и голову. А ещё роскошной гривой самец привлекает самок.

Бананы - известные древние фрукты. Они растут на кусте. По высоте куст достигает девяти метров и выглядит настоящим стволом дерева. Но ствол банана - это масса жёстких листьев. На верхушке куста есть хохолок из свисающих листьев. Бананы растут тяжёлыми связками. Их срывают зелёными и не дают им дозревать на дереве. Почему? Потому что они созревают, лопаются и портятся.

Любознательный ёжик

Пошёл ранним утром ёжик погулять по лесу. Увидел красную ягодку и наколол её на иголочку. Заметил жёлтый листочек и тоже наколол. Приметил в луже голубую звёздочку. Захотел ёжик и её наколоть. Ничего не вышло. Накрыл он эту удивительную звёздочку лопухом и решил подождать. Показалось над лесом солнышко. Запели птицы. Поднял ёжик лопух, а под ним вместо голубой звёздочки засияло солнышко.

По Г. Цыферову

Сидит паучишка и сети плетёт. Натянул сеть между деревьями. А ветер разметал её. Сплёл между кустами. Роса осела и все нити порвала. Не уцелела сеть и в травинках. Ёжик бежал и колючками зацепил. Тогда поселился паучишка в пустом птичьме яйце. Это ворона яйцо расклевала. Вот это дом! Дождю не намочить. Зверюшки внимания не обращают. Не мешают пауку сеть плести и мух ловить.

По Н. Сладкову

Был у меня пёс Васька. Слушался он только меня. Утром я уходил на работу. Тогда мой пёс точно срывался с цепи. Свой коврик Васька таскал из угла в угол, трепал и терзал. Свою миску он вытаскивал в коридор и с лаем, громом и звоном гонял от двери к двери. Он уносил из передней и прятал под диван домашние вещи соседей. Из‑за этого было много хлопот, обид и разговоров.

По Б. Емельянову

Неудачная охота

Охотник шёл на лыжах по следам стада кабанов. Следы вели с поля в лес. Охотник подошёл к опушке. Его сразу заметила с дерева сорока. Она громко застрекотала. В лесной чаще сорочий крик быстро подхватили другие птицы. И такой треск пошёл, что охотник издали его услыхал. Со злости он повернул лыжи - и домой. Какая уж тут охота! С таким криком разве можно подойти близко к зверю?

По Г. Скребицкому

Как спасти яблони

Тяжело зимой всем животным. Трудно и зайцу. Где взять еду? Прибегает беляк в сад поглодать кору на молодых яблоньках. Погрызёт сладкую кору, оголит стволы. Деревца от таких набегов болеют и погибают. Как спасать деревья?
Садовник обмотал стволы соломой, привязал еловые лапки. Прибежит заяц, а тут невкусные колючки. И убежит бедняга в осинник искать молоденькое дерево на обед.

По Л. Кону

Вышел на поляну медведь. На поляне лежат серые камни. Стал медведь камни переворачивать. Смотрю я на косолапого и ничего не пойму. Зачем он камни сушит? Разве это грибы? Спросить бы мне. Да боязно. Не разглядит медведь да раздавит. Молчу и смотрю дальше. Перевернул медведь последний камень и сунул нос в лунку. Всё прояснилось. Не камни медведь сушит, а поживу под камнями ищет. Любит он жуков и мышей.

По Н. Сладкову

В степи между пучками чая танцует журавль‑красавка. На висках у него косицы. Ветер гладит и треплет их. То вдруг поставит дыбом, а издали кажутся разные чудеса. Будто красавка взмахнула платочком. Но журавлиха танцора не замечает. Бродит и нагибается. Смотрит по сторонам и охорашивается. Танцор же зашёлся в танце! Весь взъерошился и дрожит. Вот семенит, приседая, вот волочит крылья и надувается, как индюк.

По Н. Сладкову

Кабан‑секач

Кабан - это дикая свинья. Он бродит по лесам и похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом землю роет. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает. Это он пищу ищет. Что бы ему съесть?
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором. Он клыками и волка убьёт. Будто саблей зарубит. Даже сам медведь кабана побаивается.

По Е. Чарушину

Бумажное гнездо

Шёл я по дороге. Лежит на дороге камень. А из‑под камня вылетают осы. Осиное гнездо построено из бумаги. Для людей бумагу делает машина. А оса мастерит сама с помощью своих челюстей. Нагрызёт опилок, смочит их клейкой слюной и лепит ячейки гнезда. В них живут личинки. Взрослые осы за ними ухаживают. Они кормят их, чистят, проветривают ячейки крыльями и охраняют.

По В. Танасийчуку

Пятнистая гиена

Длина пятнистой гиены около двух метров. В дневное время она спит в норе. А с наступлением темноты выползает. Гиены ищут пищу. Они часто идут на охоту в одиночку. Но иногда стая гиен поедает оставленную львом или другим хищником жертву. Чутьё ведёт гиен к трупам животных. Гиены съедают их без остатка. Гиены любят бродить в окрестностях деревень и иногда нападают на людей, на молодых или старых животных.

Сердце насекомого

Есть ли у насекомых сердце? Да. У них есть и сердце, и лёгкие, и нервы, и мозг.
Сердце насекомого - часть длинной трубки. Она проходит через всё тело и заканчивается в мозге. В голове кровь омывает мозг и течёт назад по организму. При движении назад кровь поступает также во все органы тела. Когда насекомое тёплое, сердце бьётся сильней. Сердце бьётся медленней, когда насекомое остывает.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал молоко из блюдца. Ловил лапками мух на окне и катался по полу. Любил играть бумажкой, клубком ниток, своим хвостом. Прошло время. И вдруг вместо этого комка мы увидели большую и гордую кошку. Она была первой красавицей во всей окрестности.

По А. Куприну

Врагов у зайца много. Но живёт заяц и не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка. Летом заяц серый. К зиме у русака шубка светлеет, а у беляков - совсем белая. Почему зайца называют косым? Глаза у зайца по бокам головы. Ими он может увидать, что делается даже позади него. Уши у зайца длинные. Ими он слышит даже слабый мышиный шорох. Далеко ли шорох? В какой стороне?

По Ю. Дмитриеву

У птиц всего две ноги. Но они ими не только ходят. Попугаи и клёсты прекрасно лазают по ветвям. Ногами птицы могут разгребать листочки и травинки. Ногами защищают и нападают. Ястреб несёт в когтях добычу. Страус лягает соперника. Рябчик раскапывает муравейник. Фазан шпорами на ногах бьёт соседа. Вальдшнеп в ножках может унести своего птенца.

По Н. Сладкову

Барсучата

Барсучата родились в тёмной норе на мягкой подстилке. Им было тепло и удобно лежать. Но однажды барсучиха взяла детёнышей за шиворот и вынесла из норы. Барсучата были слепыми и не убегали. Они тихонько лежали и грелись на солнышке. А мамаша лежала рядом и глядела кругом. Вот малыши запищали. Мама отнесла их в нору. Так продолжалось десять дней. Пока барсучата не открыли глаза и не начали ходить.

По Ю. Дмитриеву

Была холодная осень. Маленький карась копался на дне пруда. Он искал червяков. Это любимая его еда.
Нашёл карась мотыля. Тут на него набросился другой карасище. Он стал тянуть червяка к себе. Маленький карасик выхватил мотыля у большого карася. Спрятался карасик между стебельками растений в воде. В укромном месте он спокойно доел свой завтрак.

По А. Клыкову

Беличий хвост

Зачем белке хвост? Для красоты? Конечно! Хвост белку украшает. Но нужен он не только для этого. Хвост помогает рулить при прыжках с ветки на ветку. Что‑то вроде хвостового оперения у самолёта. Одну белку даже назвали летягой. Она может спланировать с верхушки ели на нижние ветви. А крыльями ей служат две меховые складочки. Они протянулись с боков между передними и задними лапками.

По В. Алексееву

Кутька - диктант

Щенка поместили в передней. В углу между шкафом и сундуком положили старое Мишино пальто и покрыли его ковриком. Постелька вышла мягкая и тёплая. По нашей просьбе мама сделала маленькую ватную подушку. Но щенок на подушке укладывал свои задние лапы. Возле постели стояла мисочка. Щенка прозвали Кутькой. Кормили его ребята яблоками и конфетами. Щенок жирел и толстел.

По И. Дику

Ужасный листолаз

В джунглях Америки живёт удивительная лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тысячу раз сильнее цианистого калия и в тридцать раз сильнее яда кобры. Яда одной лягушки могло бы хватить для умерщвления тысячи человек. Это самый сильный из известных животных ядов.

Гадюки - диктант

В середине апреля, очнувшись от зимней спячки, выползают из‑под земли гадюки. В холодные дни только по утрам появляются они из разных подземных убежищ. Они ползут греться на солнечные поляны, косогоры и прочие тёплые местечки. Охотятся в основном ночью. Они исследуют норы грызунов, пустоты под корнями. Корм их - мыши, полёвки, лягушки и д