Советы, повышающие интерес к жизни. Дайте сотрудникам понять смысл их работы. Смех - самое простое средство, избавляющее от депрессии

Татьяна Устиновская
Как повысить интерес к занятиям.

Как повысить интерес к занятиям .

(советы родителям)

Предлагаю воспользоваться следующими советами :

1. Нельзя чтобы ребенок скучал во время занятий , если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучший из мотиваций. Он делает детей по-настоящему творческими личностями, дает возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий . Игра – это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. Ведь в каждой игре, даже самой простой, обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия детей.

Например : в игре «В чем отличия» - ребенок учится сравнивать предметы между собой, искать и находить черты сходства и отличия.

Игра «Раскрась фигуру» - поможет ребенку развивать восприятие свойств предметов, таких как величина, форма.

Игра «Составь узор» - позволит ребенку не только закрепить знание геометрических фигур и повысит цветовое восприятие , но и научит его фантазировать, видеть красивое даже в обычных геометрических фигурах.

Игра «Собери картинку» - способствует развитию восприятия, воображения, внимания.

2. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Повторяйте упражнения, если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв. Вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более простой вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов в выполнении заданий и продвижения вперед.

4. Будьте терпеливы. Не давайте ребенку заданий, превышающих его интеллектуальные способности .

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок устал, займитесь чем-то другим. Определите пределы выносливости вашего ребенка и увеличивайте продолжительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

6. Избегайте недоброжелательной оценки деятельности ребенка. Находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его старание, терпение и т. д. Никогда не подчеркивайте слабости своего ребенка в сравнении с другими детьми, формируйте у ребенка уверенность в себе.

Чередуя различные по характеру нагрузок виды деятельности, происходит и чередование возбуждения различных участков головного мозга. Это в свою очередь предохраняет головной мозг от переутомления. Это особенно важно в наше время. Так как поток современной информации и нервные нагрузки увеличиваются буквально с каждым днем. И если ваш ребенок живет по режиму, то он легче овладевает бытовыми, культурно-гигиеническими и трудовыми навыками, что приводит к высвобождению внимания ребенка для более сложной деятельности. Он начинает планировать свое время, распределяет работу.

И самое главное, родители, постарайтесь не воспринимать занятие с ребенком как тяжелый труд. Получайте удовольствие от общения с вашим ребенком, никогда не теряйте чувства юмора. Все это поможет вам расширить возможности понимания своего ребенка, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Вдохновение и желание что-то делать - такой же ресурс, как энергия, и им можно управлять. Если вы перестали чего-то хотеть от жизни, скорее всего, ваш источник энергии иссяк и нуждается в подкреплении. Вот пять способов, как это можно сделать.

Скажу сразу: я не знаю, что делать тем, кто в принципе никогда ничего не хотел. Наверное, согласиться с предложением Артемия Лебедева: «Как себя замотивировать? Никак. Оставайтесь в жопе». Или сходить к психотерапевту, чтобы исключить признаки депрессии. Проблему того, кто не может определиться и впадает от этого в ступор, решила Барбара Шер. Почитайте ее книгу «О чем мечтать» , если вы чувствуете в себе потенциал, но не знаете, к чему его приложить. Или «Отказываюсь выбирать» - она для тех, кто разрывается между несколькими занятиями одновременно.

Я пишу эту статью для всех остальных: для людей, которые ставят цели, достигают их, иногда забивают и ставят другие. И переживают, если время жизни не наполнено чем-то осмысленным. И, наверное, эта статья для людей, занятых приятным им делом. Иначе ответ на вопрос «Почему я ничего не хочу?» очевиден (если все-таки нет, то вот: потому что нельзя хотеть то, чего вы не хотите).

Что нужно знать о вдохновении и энергии

Проблема в том, что даже любимая работа или увлечения не могут вдохновлять постоянно. Время от времени все равно возникает застой. На меня, например, накатывает раз в несколько месяцев: в такие моменты книгу-то открыть неохота, а что уж говорить про языки, танцы и энтузиазм на работе. В последний год я пытаюсь исследовать эту особенность. Завела таблицу, отмечаю в ней подъемы и спады по каждому занятию, ищу закономерности. Алгоритм пока не нашла, но выявила общие принципы и научилась ими пользоваться. И делюсь с вами.

Первое, что я поняла: между вдохновением и мотивацией можно поставить знак равенства и думать о них как об энергии. Это ненаучно и необоснованно, но удобно, потому что на самом деле иллюстрирует одно и то же - внутренний ресурс, за счет которого мы движемся вперед. Иногда я размышляю в тех же категориях о силе воли. Мне нравится теория американского психолога Роя Баумайстера, которую Келли Макгонигал описала в книге «Сила воли» . Звучит она следующим образом.

Для самоконтроля мозгу нужна психическая энергия, и если вы не можете собраться, значит, надо восстановить силы.

Почему вы ничего не хотите

Итак, допустим, наше желание что-то делать связано с объемом энергии. Когда энергии много, интереса хватает как минимум на одно из постоянных занятий. (Кстати, если вы знаете, как расширить «поток» так, чтобы хватило на несколько сразу, или знаете того, кто это знает, сообщите мне.) Дэниел Брауни в книге предлагает тренироваться на износ и выполнять дыхательные или медитативные практики, но наверняка есть и другие способы.

Энергия - ресурс непостоянный, мы ее то отдаем, то получаем. И если вам не хватает сил на любимое дело, хотя только что они были, вы растратили запас по дороге.

Вот из-за чего это могло произойти.

Отсутствие системы. Я быстро выдыхаюсь, если берусь то за одно, то за другое, но когда работаю по списку дел и ставлю галочки, чувствую приятный тонус (на самом деле это благодаря эндорфинам).

Общение с некоторыми людьми. Опасные категории граждан - манипуляторы, нытики и агрессоры. Но если вы интроверт, вас может «обесточивать» общение в принципе и даже комментирование чужих постов в соцсетях.

Стресс. Как не дать ему выпивать внутренние ресурсы - советует Дэниел Брауни. Несколько упражнений из книги «Источник энергии» и других книг по теме, которые помогут «перезарядиться», есть в статье .

Потребление бессмысленной информации. Лично я после 10 минут в Facebook чувствую себя как в болоте. Совет «подписаться только на вдохновляющих личностей» - не панацея. От постов про сборы в отпуск, собачьи прививки и новые детские сады все равно не скроешься. По той же причине я почти ни за кем не слежу в Инстаграме и не интересуюсь жизнью звезд, хотя для работы это было бы полезно.

Занятие, которое вам не нравится. Тут есть два варианта: либо научиться вопреки всему получать удовольствие, либо не вкладываться эмоционально.

Общая усталость и недостаточная забота о теле - плохое питание и сон, отсутствие физической нагрузки.


Если вы понаблюдаете за своими ощущениями, то найдете еще несколько занятий, выпивающих ресурсы. Мой личный маячок - чувство раздражения. Когда внутри внезапно все вскипает, хотя вроде бы ничего плохого не произошло, значит, я занята чем-то опустошающим.

Что с этим делать?

Теперь на вопрос «Почему я ничего не хочу?» есть ответ: «Потому что не хватает энергии». Не знаю, насколько он правдив, но этот ответ хорош по двум причинам: затыкает внутреннего критика и подсказывает, что делать дальше. Так что же? Во-первых, нейтрализовать разрушающий фактор, а во-вторых, восстановить ресурс. Вот несколько способов «подзарядиться».


Отдых . Самый очевидный способ. Здесь нет универсальных советов вроде «выспитесь», «сходите на выставку» или «погуляйте в парке», потому что у всех свои методы. Лично меня в последнее время восстанавливает вот такое: в выходной день устроиться на диване, обложиться тремя разными книгами, ноутбуком, планшетом, учебником немецкого, блокнотом для записи идей и составления списков.

Переключаться с одного занятия на другое при первых признаках скуки. Несколько часов такого хаоса - и все, я уже готова к чему-то структурированному.

Спорт . В процессе выделяются - эндорфины, а в результате вы всегда видите изменения, пусть даже небольшие. Они провоцируют всплеск дофамина - нейромедиатора, который заставляет стремиться нас к цели и прочно связан с механизмом мотивации. Именно его всплески ощущаются как приливы вдохновения.

Настроиться на приятные перемены. Дофамин вырабатывается от всего нового. Вот почему так приятно ходить по магазинам, мечтать, обещать себе с понедельника начать новую жизнь или планировать. А это, как вы понимаете, подразумевает множество разных занятий. Например, я «заряжаюсь» в магазине тканей или на Asos, в книжном у полки с языковыми учебниками.

Когда смотрю видео с чемпионами по ирландским танцам, изучаю на Pinterest красивые квартиры, модные луки или фигуры балерин, слушаю музыку, под которую можно поставить номер. В общем, даю волю воображению и рисую картины прекрасного, но вполне возможного будущего.

Заняться чем-то без жесткой цели и дедлайна, если вы женщина. Или, если вы мужчина, оказаться в ситуации соревнования или преодоления. Я услышала эту теорию от ведущих женских тренингов: своим посетительницам они советуют восстанавливать энергию «инь» в каких-нибудь бесконечных процессах, например, рукоделии, уборке или хобби, кайф которого совсем не в результате. Да, знаю, все это похоже на сладкий сон сексиста. Но лично мне помогает. Разобрать шкаф, рассортировать заметки в Evernote, составить список прочитанных книг и книг, которые хочется прочитать - все это мои «тайные сады», в которых ресурс вдохновения восполняется довольно быстро.

Сделать то, что любите . Это позволит зарядиться энергией, и ее хватит на что-то другое. Помните про график увлечений? Я составила его, чтобы избавиться от невроза (Барбара Шер объясняет, что это страх не успеть добиться успеха во всех 5, 10 или 100 ваших увлечениях) и взять под контроль многочисленные хобби. Метод казался новым, и это запустило выработку дофамина. Мне хватило на три недели: я много читала, занималась танцами, не пропускала тренировки в спортзале, прививала полезную привычку (на тот момент это была зарядка для лица)… Короче, буквально фонтанировала энергией.

Но потом заряд дофамина кончился, и его стало хватать на что-то одно. На что именно - точно не скажешь. Я до сих пор пытаюсь разобраться, чем вызвано желание на этой неделе вспоминать французский, а на следующей - достать гитару. Но теперь знаю точно: если хочется одного, не надо заставлять себя посвящать внимание другому. Энергия сама «перетечет», только дайте ей время.

Все, что я рассказала, уже полгода помогает мне оставаться продуктивной. Теперь я быстро понимаю, куда утекает энергия, и восстанавливаю ее одним из проверенных способов. Периоды застоя все еще случаются, но они не длятся дольше двух недель. В такое время я оставляю себя в покое и даю синусоиде самой поползти вверх.

Итак, мужчина, который вам нравится, проявляет вам знаки внимания? Поздравляем, это уже половина дела! Теперь вы наверняка хотите узнать, как удержать его интерес к вам. Если он вам действительно подходит, будет не так уж сложно удержать его рядом с собой.

Шаги

Проявите свои личностные качества

    Будьте уверены в себе. Мужчинам нравится, когда их партнерша уверена в себе и смела. Ухаживайте за собой, приложите все усилия, чтобы выглядеть великолепно. Сконцентрируйтесь на вещах, которые делают вас особенной, постарайтесь проявить эти качества.

    Скажите ему, что цените то, что он делает. Не стоит принимать его хорошее отношение к вам, как должное. Просто дайте ему знать, что вам действительно нравится, как спокойно он ведет себя в разных стрессовых ситуациях. Или что вы цените, что он убирается на кухне после обеда. Даже если он вам на это ничего не ответит, ему точно будет очень приятно.

    Оставайтесь независимой. Вы же не хотите потерять себя в отношениях, и уж точно вы не хотите потерять его. Если вы оба будете вести себя независимо, продолжая уделять внимание своим увлечениям и проводить время со своими друзьями, у вас будет больше тем для разговоров, и вы будете уважать друг друга в дальнейшей перспективе.

    Удивляйте его приятными сюрпризами, которые ему понравятся. Как только вы узнаете друг друга получше, обязательно спросите его, что ему нравится. Если он расскажет вам о какой-то вещице, из-за которой у него загораются глаза, возьмите это на заметку и попытайтесь разузнать чуть больше. Затем удивите его подарком, который покажет, что вы внимательно его слушали, например, организуйте игру на том эксклюзивном поле для гольфа, про которое он рассказывал.

    Дайте ему почувствовать себя настоящим мужчиной. Чтобы ваш мужчина чувствовал себя большим и сильным, вовсе не обязательно притворяться слабой овечкой. Позвольте ему самоутвердиться, делая ему комплименты, которые ему будут особенно приятны. Дайте ему почувствовать себя джентльменом, позволив придержать для вас дверь. Как только вы сможете удовлетворить его эго, он будет проводить с вами больше времени.

    Продолжайте флиртовать с ним. Флирт вовсе не должен прекратиться лишь из-за того, что вы начали встречаться. На самом деле, в это время важнее всего вести себя кокетливо и флиртовать с ним, чтобы поддерживать его интерес. Игриво коснитесь его руки, заигрывайте с ним, когда вы вместе моете посуду. Посмотрите ему в глаза так, чтобы он понял, что вы хотите большего, чем просто просмотра фильма.

    Определите, какие у вас обязательства. Если мужчина только ходит вокруг идеи стать для вас кем-то особенным, не стоит сразу же ехать в магазин и покупать вам двоим банные полотенца. Это может его напугать, и, скорее всего, он отступит. Если мужчина начал подавать смешанные сигналы, отступите и дайте ему возможность самому сблизиться с вами.

    Будьте собой. Никогда не пытайтесь быть кем-то, кем вы не являетесь, только чтобы понравиться мужчине. В конце концов, он все равно поймет, что вы ведете себя не искренно. Будьте собой и не пытайтесь измениться только для того, чтобы стать такой, какая ему, по вашему мнению, нужна. Если ему такой расклад не понравится - двигайтесь дальше и найдите того, кому понравится.

    • Даже если дело касается какой-то мелочи, будьте честны. Кажется, что это такая безобидная мелочь - сказать ему, что вы сумасшедшая фанатка его любимой футбольной команды, но если ваша мама случайно мельком скажет, что вы ненавидите футбол, мужчина будет уважать вас намного меньше.
    • Если мужчина говорит вам, что ему кажется, будто вам стоит сменить прическу, бросить работу, которую вы любите, перестать общаться с вашими друзьями - скорее всего, он просто не принимает вас такой, какая вы есть.
  1. Не будьте ревнивы к его подругам. Вы же хотите такого мужчину, который будет чувствовать себя комфортно в женском обществе, правда? Если вы ждете, что он поладит с вашей лучшей подругой, обратите внимание на то, есть ли у него уже подруги; если есть - это хороший знак. Если бы он хотел с ними встречаться, он бы уже это сделал. Вместо того, чтобы ревновать, попробуйте тоже с ними подружиться. Он точно оценит вашу попытку!

    Не липните к нему. Никто не хочет чувствовать себя некомфортно рядом с другим человеком. Например, не стоит требовать публичного проявления чувств, особенно если вы знаете, что ваш мужчина этого не любит. Не звоните ему по 100 раз, если какое-то время от него не будет новостей - скорее всего, он просто занят, поэтому будет раздражен, когда увидит на телефоне 18 пропущенных вызовов от вас.

Поддерживайте в нем сексуальный интерес

    Подождите перед тем, как наступит подходящий момент для интимной близости. Для каждой пары этот момент случается в разное время, но все должно случиться естественно. Если вы сразу же прыгните к нему в постель, не узнав друг друга достаточно хорошо, он не станет рассматривать вас в качестве девушки для серьезных отношений. С другой стороны, если вы действительно очень нравитесь друг другу, и он показывает, что хочет с вами серьезных отношений, вы можете почувствовать, что дело скоро дойдет до постели, и лучше раньше, чем позже.

    • Вам следует подождать, прежде чем согласиться на секс с мужчиной, пока вам не станет комфортно друг с другом.
  1. Когда вам нравится что-то - не стесняйтесь, скажите ему об этом! Будьте уверены, ваш мужчина посчитает себя богом в постели, если вы скажете, что вам понравился секс. Когда он делает для вас что-то хорошее, или вам просто нравится его поведение - скажите ему об этом. Поддерживайте это настроение и вне спальни, делая комплименты его мужественности.

    • Никогда не дразните и не критикуйте его по поводу того, как он занимается сексом. Ведь вам бы не хотелось, чтобы такие слова сказали вам. А мужчины особенно чувствительно воспринимают все, что связано с их сексуальными способностями.
  2. Хотя бы иногда будьте инициатором секса. Если вы действительно хотите сразить его наповал, старайтесь первой соблазнять своего мужчину. Попробуйте подобрать момент, когда он не будет ожидать этого. Если вы смущаетесь, не нужно ничего говорить. Просто возьмите его за руку, сексуально улыбнитесь и нежно потяните его в спальню, пока он не поймет ваш намек.

    • Если вы в игривом настроении, можно сказать что-то вроде: «Я целый день думала о том, как твои руки будут скользить по моему телу». Если у вас не так много времени, спросите, не хочет ли он быстрого секса во время обеденного перерыва или перед работой. Неважно, как вы это скажете. Он будет в восторге от того, что вы сделали это первой.
  3. Независимо от того, насколько вы заняты, постарайтесь сделать свою сексуальную жизнь приоритетом. По мере того, как вы вступаете в отношения, вокруг начинает возникать множество отвлекающих факторов. Если у вас появляются дети, ситуация становится еще сложнее. Постарайтесь заранее «настроиться» на интимную близость, чтобы сделать этот момент потрясающим. Запланируйте романтическую ночь, отправляйте своему мужчине в течение дня сексуальные сообщения; можно даже установить будильник немного раньше, чтобы у вас было время для утреннего секса.

    Не позволяйте давить на себя, если вы этого не хотите. Секс - это приятное времяпровождение, но только при том условии, что его желают оба. Если вы не хотите заниматься сексом, будь то первое свидание или серьезные отношения, просто скажите «нет», стойте на своем. Не позволяйте никому принуждать вас к сексу.

Как поддерживать интерес к себе после ссоры

    Будьте более разборчивы. Не начинайте ссору каждый раз, когда ваш мужчина оставляет на полу носки. Сосредоточьтесь на том, что вам нравится в нем, а не на том, что он делает не так. Если он увидит, что вы не начинаете ссору по каждому пустяку, скорее всего, он выслушает вас, как только возникнет действительно серьезная проблема, которую вы хотели бы обсудить.

Инструкция

Для начала вспомните прошлое и попытайтесь уловить ту изюминку, которая в былые времена вас привлекла. Всё когда-то начиналось, когда-то вы увидели этого человека в героическом образе, на белом коне... или просто под окном вашей с мимозами в руках. Приглядитесь повнимательнее к привычному лицу: может быть, эти губы часто кривит заразительная улыбка, а вы не замечаете; может быть, у это человека на редкость добрые глаза, легко становящиеся хитрыми, весёлыми или мечтательно-печальными, а вы привыкли видеть только морщины вокруг них и неаккуратные брови. В каждом человеке можно найти свою очаровательную черту - или вспомнить то, что вы уже когда-то нашли.

Добавьте в вашу жизнь немного романтики. Вы наверняка ездите вместе, по привычке, куда-нибудь на юг, сгорать под солнцем на , или на дачу, срывать над картошкой поясницу. Отправьтесь в путешествие туда, где вы ещё не были. Побродите по старинным маленьким городам Европы, отправьтесь в тур по норвежским фьордам, слетайте в Рим или заблудитесь в лабиринте улиц Стамбула. Общие приятные, яркие впечатления часто сближают людей. У них снова появляются общие темы для разговора, а радость преображает лицо, делая его ещё более прекрасным и привлекательным.

Можете действовать и с другой стороны. Вместо того чтобы лить медовые реки, подбавьте-ка перчику в ваши отношения. Если вы , сделайте из себя диву и выпорхните из дома, сопровождаемая не , а только облаком духов; если вы , оденьтесь как можно более стильно, вставьте в петлицу розу и, насвистывая, закройте снаружи двери квартиры. После этого можете с лёгким отправиться в магазин или к другу смотреть футбол, но у своей второй половинки вы наверняка вызовете . При всём этом будьте предельно осторожны: вы же хотите вернуть себе , а не отдалиться от него ещё больше, ведь он может и не понять вас.

Можете не перчить и не солить. Если у вас спокойный и приключения - не ваш удел, просто отвлекитесь от каждодневных дел и посвятите вечер, два, три, целую неделю только друг другу. Детей отправьте к бабушке, забудьте о домашних хлопотах, заселитесь в и ходите по ресторанам, кафе, театрам, кино, музеям. Говорите ночами напролёт, одевайтесь как можно лучше, танцуйте. Живите так, будто всё ваше существование отдано только тому человеку, что рядом с вами. Не зря же говорят, что больше всего внимания нужно уделять именно супругу или супруге, даже больше внимания, чем детям.

Если же ничего не работает, стоит задуматься: может, дело в вас самих? Если вы мужчина, посмотрите на себя в зеркало. У вас брюшко, любимый напиток - пиво, любимое занятие - просмотр футбольных матчей, а выражение лица редко бывает радостнее полного уныния? В этом случае вряд ли ваша супруга сможет (даже при всём желании) воспылать к вам прежним интересом. Если вы женщина, тоже начните с зеркала и задержитесь перед ним дольше, чем мужчина. Вы перестали следить за внешностью, забросили фитнес, ходите целыми днями в бигудях и никогда не улыбаетесь? Есть отчего опечалиться вашему супругу. Так что, если каждый начнёт с себя, более радикальных мер в конце концов и не потребуется.

Сегодня все чаще звучат мнения о том, что дети стали меньше читать. Причиной служит появление альтернативных источников получения информации. Их роль выполняют телевидение, интернет. Иногда обвиняют родителей, которые якобы не привили своим отпрыскам любовь к чтению. Другие же винят современную систему образования, которая обладает целым рядом несовершенств.

Исследования, проведенные недавно, выявили, что не только дети, но и их родители стали читать меньше. Удивительно, но индусы, например, читают в два раза больше, чем россияне. Среднестатистический житель России тратит примерно 6 ч в неделю на чтение. Так может мы сами виноваты, подавая дурной пример подрастающему поколению? Значит, имеет смысл начать с себя. Но , если эта мера ничего не меняет?


Давайте попробуем разобраться, что следует делать, чтобы ребенок полюбил чтение, и чего рекомендуется категорически избегать.


Что не надо делать


Давать ребенку слушать тексты из книг, в которых много непонятных для него слов. Убедитесь, что ребенок прекрасно понимает слова из рассказа или сказки, которую вы читаете ему. А если они все же присутствуют в небольшом количестве, не ленитесь объяснять их значение.


Насильно заставлять ребенка читать и сравнивать его с другими сверстниками, которые любят книги. Таким образом, вы вызываете еще больше отторжения у ребенка. В глубине души он будет чувствовать себя несостоятельным, но всячески постарается это отрицать.


Заставлять дочитывать до конца неинтересные произведения. В результате в сознании ребенка чтение закрепится как особая форма наказания.


Подбирать книги, не соответствующее по уровню сложности его возрасту. Они очень быстро ему наскучат. А отсутствие интереса во время чтения приведет к тому, что ребенок не запомнить информацию, содержащуюся в книге.


Что следует делать непременно


Отвлекаться время от времени от чтения книги и рассказывать своими словами интересные истории, описанные в ней. При возникновении интереса фиксируйте его.


Покупать интересные энциклопедии с красочными картинками. Специалисты утверждают, что такие книги нравятся всем детям. Они позволяют быстро и с удовольствием усваивать содержащиеся в них материалы. Закрепить интерес можно, игра в вопросы-ответы.


Самому уделять больше времени чтению. Детям свойственно повторять за взрослыми. Если малыш увидит, что вы много и увлеченно читаете, то и сам заинтересуется книгами. При этом демонстративно берите время от времени детские книги и делайте вид, что увлеченно читаете их.


Выбирать книги в соответствии с интересами ребенка. Если ему нравится читать про динозавров, покупайте книги соответствующей тематики и так далее.


Периодически менять жанры книг. Далеко не все дети любят волшебные сказки. Некоторым больше нравится читать научную литературу.



Разрешать ложиться в постель с книгой. Можно предложить либо пойти спать, либо почитать 10 минут перед сном. Нередко дети готовы на все, лишь бы не лечь спать пораньше. Вот почему эта мера может оказаться весьма эффективной.

"Корень учения горек",- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры:Никто не спорит. "Как заставить учиться?" - нередко такой вопрос встает перед учителями. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Не заставлять, а заинтересовывать, надо сделать серьезное обучение занимательным, давая интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума - вот к чему надо стремиться.

Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.

Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание понять, будит мысль.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Почему дети так безграмотны?

Причин много, но главные две: первая - из школы ушла наука; вторая - игровые, занимательные, нестандартные методы обучения не стали ведущими.

Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становиться для учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил.

Большую роль в решении этой задачи могут сыграть разнообразные формы уроков, призванные учить живому языку.

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Всегда можно найти что-то увлекательное в жизни (оно окружает нас). Надо только найти это и подать детям, побуждая их к подобным находкам и открытиям.

Почему бы не включить в школьный курс сочинения на грамматические темы? Кроме совершенствования письменной речи, логического построения текста, увеличения словарного запаса, эти темы способны напрямую развивать орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории грамматических правил.

Далее на каждом уроке (в определенном объеме) давать знания о значении, истории и происхождении слов. Ведь этимология - один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке, который сможет помочь учителю добиться лучшего усвоения учащимися значения слов, а также сознательного овладения навыками правописания трудных орфограмм.

Порой этимологическая справка становиться незаменимым средством предупреждения орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами. Она очень важна как вспомогательный материал при словообразовательном анализе.

Учащихся с первых уроков надо вводить в удивительный мир слов, давать толкование фраз, использовать на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запоминается.

Большое внимание надо уделять развитию связной речи. Этому могут способствовать и загадки, которые активизируют мышление, дают большие возможности для наблюдений за окружающим миром, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Создавая свои учебники для детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Урок в пятом классе по теме: "Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова" можно начать с загадок, чтобы заинтересовать детей, настроить их на работу.

"Без рук, без ног, а рисовать умеет" (Мороз).

"Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу - привечу" (Шапка).

Учащиеся называют отгадки, объясняют орфограммы и сразу же сами объявляют тему урока и его задачи.

Игра "Не подведи свой ряд" дает представление о том, как дети усвоили эту тему.

Учащиеся первого ряда называют слова со звонкой или глухой согласной, учащиеся второго ряда называют эту орфограмму. А дети третьего ряда объясняют, почему нужна именно эта согласная, а не другая, и подбирают проверочное слово.

В конце урока можно предложить интересное задание: составить сказку о медведе. В тексте должны быть слова со звонкими и глухими согласными. И дети стараются, пишут. Зачитывается несколько сказок. Получилось хорошо. Урок прошел интересно.

Есть и другие игры, например: "Одень корень". На доске записан корень - вод-. Предлагается одеть корень так, чтобы получились родственные слова. Игра "Изучаем прилагательные". На одной стороне ученик пишет прилагательные, на другой стороне второй ученик пишет существительные. Задание: сочинить небольшую историю с включением в текст записанных слов.

У учителя для проведения игр на уроках много материала (картины, таблицы, рисунки, интерактивная доска).

Очень важны шарады, ребусы, кроссворды. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе "игровых ситуаций". В практике используются игры с познавательным содержанием, игры-путешествия, игры-викторины и т. д.

Обращение к системе различных приемов облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Всякое запоминание легко и привлекательно, если опирается на интересные, занимательные формы обучения.

Ключевая задача дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса - повышение эффективности урока, прежде всего путем четкого определения его целей и подчинения этим целям содержания всей работы.

На уроках русского языка в комплексе должны решаться все образовательные задачи курса:

  • изучение основ науки о языке;
  • обогащение словаря учащихся;
  • усвоение школьниками норм русского литературного языка;
  • развитие связной речи;
  • формирование навыков правописания.

Кроме образовательных, уроки русского языка позволяют также решать ряд общепедагогических задач: нравственное воспитание учащихся, развитие их мышления, формирование умения самостоятельно мыслить и совершенствовать культуру речи.

Как обучать русскому языку? Как усилить практическую направленность обучения? Особое место в работе занимают также и такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Среди этих форм выделяются такие, как лекции, семинары, практикумы, консультации, зачеты, конференции, исследования.

Переход к методике варьирования методов обучения способствует развитию инициативы и творчества учащихся, стимулированию и мотивации учения и познания предмета. Нетрадиционные формы обучения связаны, с одной стороны, с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, с другой - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

Для того чтобы сформировать интерес к изучаемому предмету, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные, практические, поисковые, занимательные, самостоятельной работы или работы под руководством учителя, которые позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе, они воспитывают чувство долга и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой.

При переходе к изучению той или иной темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины "интригующее начало урока", "эмоциональная завязка урока" и т. п. Сейчас учитель также не упускает возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого можно использовать анализ отрывков из художественной литературы, дополнительный материал, посвященный жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. А также создание ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике и достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

С этой целью подбираются специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод создания познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме.

Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос "А кто думает иначе?". А если такой пример вызовет спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения педагога.

Учителя, наверное, не раз наблюдали, как меняется активность учеников в споре, как они перестают отвлекаться посторонними делами, как загораются у них глаза. Спор вызывает прилив новых сил и желаний.

Дискуссия на уроках организуется и путем обсуждения мнений учеников о том, как наилучшим образом построить ответы на тот или иной вопрос, какой избрать план изложения вопроса. И это тоже вызывает интерес к изучаемому предмету.

И еще немало важный аспект - это создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейший успех в преодолении учебных затруднений.

Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.