Как набрать баллы для аккредитации. Координационный советпо развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Плановая сертификация или внеплановая

C 2016 г. в нашей стране началось поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов.

Медицинская аккредитация - новый правовой институт, пришедший на смену традиционной сертификации. Поскольку процедура аккредитации еще только начинает появляться в практике, в статье даны ответы на некоторые вопросы, связанные с новыми правилами допуска к медицинской деятельности.

В частности, рассмотрены следующие вопросы:

  • отличия аккредитации от сертификации; различия в процедуре аккредитации для медработников с разным уровнем образования и опытом работы;
  • правила выбора схемы обучения для допуска к медицинской деятельности;
  • особенности действия процедуры сертификации после 01.01.2016 года.

Допуск к медицинской деятельности

Традиционным для сферы здравоохранения является собственная регламентированная процедура допуска специалистов к медицинской деятельности. До 2016 года такой процедурой являлась сертификация медиков. На законодательном уровне сертификация всегда была связана с системой получения медицинского и фармацевтического образования, которая выглядела следующим образом: окончив университет, студент должен был пройти программы интернатуры и ординатуры, после чего получал сертификат и допуск к медицинской деятельности, сроком на 5 лет; после окончания 5-летнего срока действия сертификата, медик должен быть направлен медучреждением на повышение квалификации в виде профессионального цикла усовершенствования по своему профилю, снова получал сертификат, действующий еще 5 лет; Чтобы получить новую специализацию, медик направлялся на программы профессиональной переподготовки, или повторно проходил программы интернатуры и ординатуры, получал сертификат по новой специальности, дающий право на осуществление нового вида деятельности на 5 лет.

С 01.01.2016 года обновления ФЗ «Об охране здоровья граждан» установили, что допуск к медицинской и фармацевтической деятельности теперь осуществляется через процедуру аккредитации. Эти обновления вызывают у руководителей медучреждений и самих медработников многочисленные вопросы. О том, что необходимо знать медикам для того, чтобы остаться работать в сфере здравоохранения, мы поговорим далее. Действует ли после 01.01.2016 года процедура сертификации для медработников? Медработники могут получить сертификат специалиста после 01.01.2016 года, но действует она только для определенных категорий специалистов. Как указано в ч. 1.1. ст. 100 ФЗ «Об охране здоровья», план перехода к процедуре медицинской аккредитации является поэтапным и осуществляется с 01.01.2016 года до 31.12.2025 года. Конкретные этапы переходного периода установлены в приказе Минздрава РФ № 127-н от 25.02.2016 года. В таблице ниже нами представлены этапы и сроки аккредитации для разных категорий медработников.

Мы видим, что достаточно процедуры сертификации будет для врачей, которые получили свою специальности до 2016 года, т.к. право на допуск к осуществлению профессиональной деятельности для них действует вплоть до IV этапа аккредитации - до 01.01.2021 года. «Иными» специалистами считаются те медики, которые уже получили профессию до 01.01.2016 года и медработники, получившие специальность после прохождения интернатуры и ординатуры, а также прошли профессиональную переподготовку до 01.01.2018 года. В связи с этим для них предусмотрены особые условия - действие сертификации продлено до 01.01.2021 года. Таким образом, все специалисты, которые прошли специализацию и получили сертификат специалиста до 01.01.2021 года, будут допущены к профессиональной деятельности вплоть до конца срока его действия. В 2026 года абсолютно все медработники должны будут проходить аккредитацию.

Отличия аккредитации от сертификации

Впервые термин «аккредитация» был упомянут в ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» еще в 2011 году. На данный момент под аккредитацией понимают специальную процедуру, определяющую соответствие претендента требованиям, предъявленным к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности. Большое значение в процедуре аккредитации уделено оценке освоения медработников практических профессиональных навыков. До 2021 года к процедуре аккредитации будут допускаться те претенденты, которые освоили основные образовательные программы на базе Федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Особенностью этого ФГОС ВО является практическая направленность обучения, которая включает в себя симуляционные курсы обучения. Это позволяет студентам качественно готовиться к самостоятельной медицинской деятельности. Также процедура аккредитации включает в себя тестирование по специальности. В отличие от сертификации, весь фонд оценочных средств аккредитации представляется студентам в открытом допуске для тренировки. Кроме того, предполагается, что с помощью аккредитации медик может быть допущен к трудовой деятельности в рамках своей основной или смежной специальности. Таким образом, аккредитация отличается от сертификации более специализированной направленностью, является прозрачной процедурой допуска специалистов в профессию, что в совокупности с практикоориентированным образованием позволит наполнить отрасль более подготовленными и профессиональными специалистами.

Основные отличия аккредитации для медиков с разным уровнем образования и опытом работы

На данный момент ответ на вопрос не раскрыт ни в одном из действующих нормативных актов.

Однако, планируется, что процедура аккредитация будет делиться на несколько видов:

  • первичная аккредитация для выпускников высших учебных заведений;
  • первичная специализированная аккредитация для врачей-ординаторов;
  • повторная реаккредитация для всех действующих медработников.

Уже в 2016 году в процедуре первичной аккредитации будут допущены специалисты, окончившие ВУЗы по программам «Стоматология» и «Фармация». В 2017 году через первичную аккредитацию будут проходить все остальные выпускники ВУЗов, в 2018 - специалисты со средним медицинским образованием.

Специализированную аккредитацию, как предполагается, в 2018 году уже будут проходить специалисты, которые получили специальность по программам профессиональной переподготовки и ординатуры. Процедура реаккредитации будет внедрена в здравоохранение с 2021 года. Через повторную аккредитацию будут подтверждать право на занятие профессиональной деятельностью медики и фармацевты, которые уже работают по специальности. Предусмотрено, что для допуска к аккредитации эти работники должны будут предоставить анализ профессиональной деятельности на основании профессионального «портфолио». Как сказано в ч. 3 ст. 69 ФЗ «Об охране здоровья», повторная аккредитация будет проводиться один раз в пять лет. Кроме того, планируется с помощью аккредитации решить давнюю проблему допуска врача к практической работе, когда врач одной специальности не может реализовать навыки по другой специальности, если у него нет соответствующего сертификата специалиста. Приведем пример. На данный момент чтобы самостоятельно провести УЗИ сердца, врач-кардиолог должен пройти профессиональную переподготовку по специальности «Функциональная диагностика» и сдать экзамен по всем дисциплинам специальности, а не только по эхокардиографии. Получается, что вместо углубленного изучения интересующей трудовой функции, врач будет изучать дополнительное количество не ненужных методик. Аккредитация позволит допустить врача к конкретной трудовой функции по своей или смежной специальности и может носить название компетентностной, и являться разновидностью первичной специализированной аккредитации. Однако, требуется разработка дополнительных профессиональных программ и стандартов для внедрения такой системы. Также планируется разработать план процедуры аккредитации для медиков, которые имеют длительные перерывы в практической работе по специальности.

Где и как будет проводиться аккредитация медиков

На Минздрав РФ возложено общее руководство по проведению аккредитации. Предлагалось полностью передать права на проведение аккредитации специалистов профессиональным некоммерческим учреждениям, однако в рамках заседания Совета ректоров медицинских и фармацевтических ВУЗов в 2014 году была разработана концепция, в которой главная роль этих процедур отведена ВУЗам. Эта концепция предлагает систему, которую возглавляет Национальный центр аккредитации, который будет осуществлять методическое руководство процедурой и непосредственно подготавливать экспертов для аккредитационных комиссий. На данный момент названные функции возложены на методический центр аккредитации на базе МГУ им. И.М. Сеченова. Планируется проводить первичную аккредитацию медиков, окончивших ВУЗы, после итоговой аттестации на базе профильных образовательных учреждений высшего образования. Специализированная аккредитация для лиц, закончивших программы профессиональной переподготовки и ординатуры, будет проводиться в окружных центрах организации на базе компаний, отвечающих кадровым и материально-техническим требованиям. Поэтапная система внедрения аккредитации предполагает начало работы таких окружных центров с 2018 года. Предполагается, что на эти центры будут возложены и функции проведения повторной аккредитации, однако, окончательно вопрос еще не решен. Возможно, будут созданы и профессиональные (специализированные) центры аккредитации для медицинских работников по «узким» и «редким» специальностям.

Непрерывное фармацевтическое и медицинское образование

В последней редакции ФЗ «Об охране здоровья граждан» сохранена связь между освоением профессиональных образовательных программ и процедурой аккредитации. Очень много вопросов у медиков вызывает порядок допуска к повторной аккредитации, поскольку с 01.01.2016 года начал осуществляться переход к системе непрерывного фармацевтического и медицинского образования (НМФО).

Основными принципами НМФО названы:

  • последовательность ступеней и уровней образования;
  • непрерывность профессионального образования в течение всей трудовой деятельности специалиста, и персонификация такого образования;
  • обширное использование в процессе обучения информационных технологий;
  • контроль и планирование учебного процесса.

Предполагается, что система допуска медиков и фармацевтов к профессиональной деятельности в рамках НМФО будет включать в себя следующие шаги: первичная аккредитация выпускника после окончания ВУЗа и получение допуска к медицинской деятельности на 5 лет; в этот момент медработник начинает проходить индивидуальный пятилетний цикл обучения по своей специальности, после освоения которого он может быть допущен к повторной аккредитации с получением допуска к практической работы еще на 5 лет; чтобы получить новую квалификацию, медработник может пройти профессиональную переподготовку или ординатуру с последующим прохождением специализированной аккредитации и допуском к полученному виду деятельности также на 5 лет.

Подробно система допуска к профессиональной деятельности в рамках НМФО представлена на схеме ниже.

Для уже действующих и практикующих специалистов обучение в рамках системы НМФО планируется проводить в виде индивидуального пятилетнего цикла.

Это обучение предполагает формирование для каждого специалиста плана обучения по специальности и последующее его освоение в течение 5 лет. По окончанию освоения индивидуального плана, медработник допускается в процедуре аккредитации.

Основные компоненты индивидуального плана обучения:

  • дополнительные профессиональные программы по повышению квалификации, которые реализуются учреждениями, которые имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование;
  • образовательные мероприятия, включающие в себя интерактивные дистанционные модули и очные мероприятия (лекции, семинары, конференции), которые реализуются разными образовательными организациями, в том числе и профессиональными обществами.

Трудоемкость такого плана составляет порядка 250 академических часов.

Распределен объем освоения программы на 5 лет, который должен составлять не менее 50 часов в год, которые включают:

  • 36 часов для дополнительных образовательных программ;
  • 14 часов - для различных образовательных программ в виде конгрессов, конференций, семинаров и интерактивных разработанных модулей.
  • Важно отметить, что система непрерывного обучения позволяет специалисту:
  • разрабатывать индивидуальную траекторию обучения;
  • выбирать совместно с работодателем формы обучения и поставщиков образовательных услуг;
  • набирать необходимые по плану часы разными видами образовательной активности, основанными на собственных потребностях и возможностях.

Выбор схемы обучения для допуска к медицинской деятельности

Выбор такой схемы зависит от времени, прошедшего с последней сертификации или аккредитации специалиста. Так, если вы прошли аккредитацию или сертификацию после 01.01.2016 года, то в течение ближайшего времени после допуска к медицинской или фармацевтической деятельности вступить в систему НМФО, зарегистрировавшись на официальном портале системы: edu.rosminzdrav.ru. Если же вы прошли процедуру сертификацию ранее, до 01.01.2016 года, то вариантов несколько.

Вариант 1: можно продолжить работу до окончания срока действия сертификата; до окончания этого срока пройти дополнительное профессиональное повышение квалификации, после чего сдать сертификационный экзамен и получить допуск к работе еще на 5 лет; после получения сертификата вступить в систему НМФО, как было описано выше.

Вариант 2: можно продолжить работу до истечения срока действия сертификата; в это время пройти обучение в рамках непрерывного медицинского образования в соответствии с приказом Минздрава № 837; сдать сертификационный экзамен и получить сертификат еще на 5 лет; после получения сертификата вступить в систему НМФО. Таким образом, мы видим, что изменения в существующей системе допуска медиков к профессиональной деятельности, довольно обширны, что требует повышенного внимания со стороны медработников и их работодателей к изменениям, принятым в сфере обучения медицинских и фармацевтических медработников.

В настоящее время в работаю в должности старшего преподавателя вуза, и очень часто мне приходится отвечать на возникающие у студентов вопросы, связанные с их будущей профессией, в том числе касающиеся аккредитации. Чтобы мои знания не носили чисто теоретический характер, я решила провести эксперимент, и на собственном опыте проверить, как проходит процесс зачисления баллов в системе непрерывного фармацевтического образования. Вот что из этого получилось.

Внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования идет полным ходом. Провизоры, уже имеющие на руках действующий сертификат специалиста, могут пройти процедуру ресертификации в любое время до 2021 года. И пока для них вопрос набора баллов, или кредитов, или зачетных единиц (ЗЕТ) не является актуальным. Другое дело – провизоры, получившие диплом вуза в 2016 году и позднее. Они должны уже в этом году начинать набирать баллы в системе НМО.

Первый шаг, без которого не может идти речи ни о каких баллах, это регистрация на портале для специалистов в сфере здравоохранения Портал www. edu.rosminzdrav.ru обеспечивает организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Второй шаг – регистрация на другом портале www.sovetnmo.ru . Это – сайт координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Путем несложной процедуры оба сайта синхронизируются в личном кабинете.

Важный момент – только мероприятия, аккредитованные на втором сайте, дают кредиты освоившим их специалистам. Со списком планируемых мероприятий можно ознакомиться там же.

О подходящем мероприятии, которое принесло мне целых шесть кредитов, я узнала случайно, от коллег, буквально за сутки до его начала. Это была очная научно-практическая конференция «Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли товарами аптечного ассортимента». Можно было, вероятно, спланировать участие заранее, но для этого необходимо было, как я теперь понимаю, регулярно самой отслеживать информацию на сайте.

Проходившая в Москве обучающая конференция заинтересовала руководителей аптечных учреждений, зал был полон. Из плюсов отмечу актуальный материал, хорошую подачу (спасибо спикеру Елене Неволиной, исполнительному директору НП «Аптечная гильдия»). Также заведующие аптек имели возможность задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. На слайдах было много информации, связанной с нормативной документацией, записать которую полностью от руки не представлялось возможным без превращения конференции в диктант. Поэтому обещание организаторов предоставить материалы вызвало у коллег одобрение. Через несколько дней я получила презентации на свой электронный адрес.

Не обошлось без проверки усвоения аудиторией информации конференции. Слушателям были предложены тестовые задания по обсуждаемой теме. На мой субъективный взгляд, вопросы были несложными. Именной сертификат участника с кодом, по которому зачисляются кредиты, выдавался в бумажном виде по окончании мероприятия. Организаторы приложили инструкцию, как осуществить процесс зачисления баллов. Судя по тому, что баллы видны в моем личном кабинете, я, следуя рекомендациям, успешно внесла это мероприятие себе в портфолио и получила шесть баллов.

Было ли то, что мне не понравилось, или вызвало вопросы? По итогам первого мероприятия я могу отметить только один существенный минус – механизм информирования о них. О предстоящей конференции по моей специальности, за участие в которой можно получит целых шесть баллов (есть мероприятия, дающие всего 1-3 балла), я узнала случайно. Было бы неплохо получать рассылку о намечающемся образовательном семинаре, если уж есть регистрация на сайте НМО и указана специальность, по которой имеется сертификат. Возможно, такая функция есть, но пока ни об одном аккредитованном мероприятии я из рассылки не узнала.

На этом мой опыт получения баллов не ограничился. Как преподаватель, я нуждаюсь в новой актуальной информации, поэтому участвую в том числе и в дистанционных образовательных мероприятиях – онлайн-семинарах. О них я не нашла информации ни на сайте Национальной фармацевтической палаты, ни на ресурсе Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Информацию об онлайн-семинарах я получаю из регулярных рассылок, выбираю интересующую меня тему и удобное для меня время, а потом в течение часа слушаю трансляции видеолекций через интернет.

Причем за сутки до начала мероприятия приходит СМС-уведомление плюс письмо на e-mail о том, что я на него зарегистрировалась. То же самое происходит перед самым началом семинара. Из трех онлайн-семинаров я не пропустила ни одного только благодаря напоминаниям. В конце семинара предлагается контрольное тестирование, успешное прохождение которого плюс присутствие на семинаре не менее 45 минут гарантируют получение ссылки на сертификат участника, в котором есть код для начисления баллов. За онлайн-семинары полагается от 1 до 3 кредитов. На личной странице доступна также презентация лектора.

Не обошлось и без проблем. Не всегда прослушанные презентации открываются корректно. Но главное – начислить баллы на сайте НМО я не смогла, несмотря на соответствие специальности, наличие инструкции, уникальный код на сертификате и регистрацию на всех возможных ресурсах, связанных с непрерывным медицинским и фармацевтическим образованием. Вполне возможно, я что-то сделала неправильно... На мой взгляд, если уверенный пользователь ПК в течение часа не может внести информацию в портфолио – это сигнал для разработчиков программного обеспечения. А возможно, мероприятие не аккредитовано на сайте,указанном выше...

В любом случае, в данный момент еще происходит отработка технических деталей, и хочется верить, что к моменту полного перехода всех без исключения специалистов медицины и фармации к аккредитации эти проблемы останутся в прошлом.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ НАБОР БАЛЛОВ УЖЕ НАЧАЛСЯ В 2016 ГОДУ.

БАЛЛЫ БУДУТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВА!

Появившиеся в последние месяцы новые нормативные документы, которые размещены на официальном образовательном Портале Министерства Здравоохранения www.edu.rosminzdrav.ru (далее Портал ) вносят существенные изменения в систему последипломной подготовки врачей-хирургов. Происходит изменение системы допуска к профессиональной деятельности. До 1 января 2016 года допуском к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников являлась общепринятая процедура сертификации специалиста: в течение пятилетнего периода врач должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности на пятилетний срок . С 1 января 2016 года внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Основание: Федеральный закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ , а так же приказ Минздрава России от 25.02.2016 №127н .

В период с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие "последнюю" сертификацию до 1 января 2016 года, после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности на протяжении пяти лет через процедуру сертификации специалиста (как раньше). При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Повышение квалификации специалистов, прошедших "последнюю" сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года , будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности.

Такое обучение должно включать : формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности и последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на Портале :

· дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее - программы непрерывного образования), емкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

· образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары))

· заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями.

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ в течение 5 лет с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения разделов образовательных мероприятий во вне вузовском компоненте образовательных программ, проводимых РОХ или другими общественными организациями.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью Портала. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста. Таким образом, за 5 лет нужно набрать 70 баллов НМО (14×5=70) и еще 180 учебных часов (144 ч. стандартный цикл повышения квалификации на кафедре (или 4 модуля по 36 часов каждый) и еще 36 часов по выбору врача - итого 180 учебных часов). То есть, у врача появляется возможность самостоятельно регулировать процесс непрерывного медицинского образования.

Таким образом, если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вам необходимо вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал. Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете: продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ("традиционное" повышение квалификации), (обычный 144 часовой цикл ПК) сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал .

К подготовке и проведению очных и заочных образовательных мероприятий допускаются образовательные и иные организации, в том числе профессиональные некоммерческие организации (РОХ). Для включения в индивидуальный план обучения по соответствующей специальности в качестве его компонентов дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и образовательные мероприятия должны быть аккредитованы и внесены в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенный на настоящем Портале.

Глубокоуважаемые коллеги! В первой части этого материала мы попытались на официальном языке представить порядок наших действий в изменяющихся условиях. Реформирование законодательной и регулирующей базы пока до конца не завершено. Мы смогли представить официальную версию анализа существующих на настоящий момент документов. Ниже мы представим ситуацию как мы ее себе представляем вне официального языка, как бы в виде комментариев к официальным документам.

Ну, во-первых, надо сказать, что недавно в Москве прошел съезд «Росмедобр», на котором активно обсуждались эти вопросы. Съезд принял решение представить в Министерство резолюцию, в которой говорится о том, что только действительные члены врачебных общероссийских общественных организаций по специальностям , уплачивающие ежегодные членские взносы, смогут легитимно засчитывать свои баллы НМО. Видимо это правильный посыл, в таком режиме живет весь цивилизованный мир. В нашей ситуации это РОХ и другие общероссийские объединения по утвержденным специальностям: например - детские хирурги , колопроктологи , сосудистые хирурги и др. У нас существует довольно много специализаций внутри хирургии, и ели они не утверждены в виде отдельных специальностей, то им придется видимо участвовать в НМО через членство в РОХ. Так, например, у нас нет специальности гнойная хирургия, эндокринная хирургия и т.д.

Во-вторых, напоминаем всем, кто в этом году прошел сертификацию (в 2016) уже в этом году должны начинать набирать 14 баллов НМО и каким-то образом пойти 36 часовой цикл в ВУЗе (можно два по 18). Тем, у кого сертификат закончится в следующем году, а это уже очень скоро (! ), придется присоединиться к этому процессу. Таким образом в течении 5 лет по этим правилам начнут жить ВСЕ врачи страны! Мы просим всех обратить внимание на то, что уже в текущем году по 20% врачей страны уже обязаны набрать 50 баллов! В 2017 году нас будет уже 40%. Действовать надо начинать прямо сейчас!!!

Что же будет с накопленными баллами РОХ за предыдущие годы? Они, как и ранее, будут указываться на личных страничках действительных членов Общества в виде индекса. Их будет 2 - за весь период, это будет, примерно, как индекс Хирша у научных работников, и - среднегодовой. С течением времени индексы будут учитываться при аккредитации, аттестации на категорию и при решении кадровых вопросов.

Дорогие коллеги, друзья! Обратите пожалуйста внимание на это сообщение, в нем описано то, что должен сейчас знать каждый врач!!!

Комитет по образованию РОХ

Давайте разберемся что такое НМО и зачем это нужно врачам.

НМО

НМО - непрерывное медицинское образование. Новая форма получения сертификата для осуществления профессиональной деятельности.

Раньше, чтобы получить новый сертификат, необходимо было пройти курс повышения квалификации в объеме 144 часов. Назовем этот путь «старой» программой.

С 1 января 2016 года произошли изменения в допуске к профессиональной деятельности. «Новая» программа называется - аккредитация специалиста .
Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен - .

Если вы получили последний сертификат до 1 января 2016 года

Чтобы получить новый сертификат - выберите один из двух вариантов:

  1. Пойти по «старой» программе. В объеме 144 часа с получением сертификата.
  2. Пойти по «новой» программе. В этом случае 144 часа делятся на 108 + 16 + 20 часов:
    108 часов - прохождение цикла в ВУЗе;
    16 часов - участие в мероприятиях: конференции, семинары, мастер-классы, онлайн вебинары, интернет-лекции;
    20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.
    В итоге получаются те же 144 часа, Вы получаете сертификат на следующие 5 лет.

Если вы получили последний сертификат после 1 января 2016 года

Вариантов нет, Вы вошли в систему НМО.

Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен даже для тех, кто получил сертификат после 1 января 2016 года - .

Как войти в систему НМО:

  1. Регистрируетесь на порталах Координационного совета и «РосМинздрава»;
  2. Обучаетесь по индивидуальному пятилетнему циклу;
  3. Получаете допуск к аккредитации;
  4. При успешном прохождении аккредитации получаете сертификат сроком на 5 лет.

В системе НМО меняется количество часов. Вместо привычных 144 часов - 250.

250 часов делятся на пять лет, по 50 часов в год:

  • 14 часов - образовательные мероприятия: конференции, мастер-классы, электронные учебные модули.
  • 36 часов - циклы в ВУЗах. Вы можете пройти один цикл в объеме 36 часов или два цикла по 18 часов.

В год необходимо набрать 50 часов, если Вы наберете больше, они не будут учитываться. В итоге за пять лет вы набираете 250 часов и получаете допуск к аккредитации.

Как перейти к НМО

Чтобы Вам перейти к НМО, нужно зарегистрироваться на двух порталах. На сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/ и на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/

Индивидуальный план обучения

Для НМО Вам нужно составить индивидуальный план обучения.

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях размещена на сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. После регистрации вы сможете выбирать мероприятия, которые планируете посетить. Выбранные мероприятия появятся в разделе «План обучения».

А в личном кабинете на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/ размещена информация о всех циклах повышения квалификации в ВУЗах.

Баллы за мероприятия и что с ними делать

Для определения трудоемкости в НМО применяют баллы. Один балл равен одному академическому часу. При получении свидетельства, обратите внимание на количество баллов. В зависимости от того сколько часов длилось мероприятие, столько баллов вы получите. Максимально за одно мероприятие можно получить 12 баллов.

Чтобы использовать полученные баллы за мероприятия вновь обратитесь к сайту Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. Зайдите в раздел «План обучения», введите код в поле и сразу увидите информацию о пройденном мероприятии. Информация об изучении электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

В следующих выпусках

  • Как зарегистрироваться?
  • Как и зачем связывать порталы?
  • Как составить индивидуальный план обучения?

Пишите вопросы в комментариях - ответим.

Чтобы узнать о новых статьях: подписывайтесь

6 июня на нашем портале была опубликована статья «От сертификации к аккредитации: что было, что будет» . Публикация вызвала шквал обсуждений в сообществе «Врачи РФ», и мы решили опубликовать наиболее интересные отзывы (имена и ники пользователей изменены).

Раньше времени

Медработников, однозначно приветствующих новую систему аккредитации, немного. В основном врачи только привыкают к новым условиям и надеются, что все как-нибудь образуется.

Виктор Ч. пишет: «В очередной раз бежим впереди лошади - приказов-то нет».

Степан М.: «Все сказанное – лишь прожекты по НМО. Будет документ - будет, о чем задуматься. А пока не грузите себя несбыточными проектами».

Кто-то уверен в том, что новые правила и порядки еще будут многократно переработаны. «К 2021 году еще много раз все поменяется. Не стоит сейчас сильно переживать», - считает пользователь Л.

Кто-то, наоборот, убеждает, что система уже работает, и пути назад нет. «Слушала 5 дней назад доклад директора Казанской государственной медицинской академии, - пишет врач Н. - Задали ему вопрос, надо ли регистрироваться в системе НМО и зарабатывать баллы тем, кто проходил сертификационный цикл в 2015 г. Он ответил, что все обязаны участвовать в “сборе баллов” и ничего другого он не знает».

Непонятно, зачем

Обсуждение во врачебном сообществе показало, что далеко не все медработники разобрались в целях проводимых реформ. Многие спрашивают, зачем вообще нужны реформы в системе НМО?

Александр Н.: «Непонятно, зачем это? Улучшить качество оказания помощи? Так это не так надо делать…».

Многие врачи уверены, что прежняя система обучения была лучше.

«Все эти реформы и погубили всю советскую систему здравоохранения. Я лично против всех реформ. Надо готовить в вузах знающих свою специальность врачей. Наблюдал за новыми врачами и убедился: знаний у них еще недостаточно. Советская система ЗО была на высоком уровне, а теперь все перевернули, а до ума так и не довели. И это все сказывается на здоровье наших россиян», - убежден Василий З.

Как будет на практике?

Вопросов у представителей врачебного сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, очень много. Денис Г.: «На федеральном уровне до сих пор нет регламентирующих документов. И сразу возникает вопрос: те, кто не успеет за 2016 год набрать свои 50 баллов, пока идет эта неразбериха, или в любой другой год пятилетки, что они будут делать в 2021 году? Их отстранят от работы?».

«В статье говорится, что действовавшая ранее система сертификации сохранится до 1 января 2021 года. Полностью перейти на процедуру аккредитации планируется в 2026 году. А с 2021 по 2026 гг. что будет?»

Есть немало комментариев и от тех, кто уже столкнулся с новыми правилами.

Елена З.: «Очень неудобный вид обучения. Даже вебинары посетить не удается - проблема с компом. Ни с планшета, ни со стационарного не получается. Да ну их, эти навороты. Надеюсь, пройду по-старому в 2020 году сертификационные курсы».

«Нас вообще не направляют, курсы 36 часов без отрыва от производства. Приедет лектор на 2 дня, прочитает лекции (а у меня в это время прием). А дальше сами, когда хотите, в интернете…», – жалуется Алина И.

Однако те, кто уже имел возможность опробовать новую систему НМО, оценили ее достоинства.

«Я зарегистрировалась, вступила в эту систему, которая меня очень пугала и напрягала. И знаете, оказалось, не так этот сайт страшен. Сначала пришлось, конечно, покопаться, так как у меня гинекология, модулей было предостаточно. Я спокойно набрала 14 зетов, что будет с 36 зетами, понятия не имею, но пока все устроило», – отмечает Ольга.

Не в ладах с IT

Одни врачи жалуются на несовершенство программ дистанционного обучения. Для других – использование современных средств коммуникации представляет реальную проблему.

Даниил Л. недоумевает: «Интересно, что делать людям, не дружащим с компьютером или банально не имеющим интернета? Это ведь достаточно большой контингент…»

Но есть и те, кто подчеркивает, что работе на компьютере можно научиться в любом возрасте, было бы желание.

«Периодически обсуждается вопрос, что врач без знания английского языка - почти не врач, - отмечает Нина Р. - Но без умения работать на компьютере в современном мире уже точно нельзя. У нас, когда ставили компьютеры в регистратуре, две пенсионерки категорически отказались на них работать, пришлось уволиться. Другие две, тоже пенсионерки, освоили программы и продолжают благополучно работать. Так что, кто хочет – тот работает».

Ее поддерживает врач под ником Z: «У нас пенсионеры нынешние уже больше 15 лет работают на компьютере, и даже некоторые недавние непенсионеры писали проги, а то, что многие доктора ЛПУ лучше наших IT знают комп, у нас даже не обсуждается, это очевидно! Есть врач за 80, который очень хорошо в программе работает».

Платное образование

Особое возмущение у многих вызывает необходимость платить за НМО. Так, врач Анна пишет: «Минимальную стоимость я видела 5 тысяч. Вам работодатель оплачивает? Мне нет, а платить каждый год из своего кармана и брать отпуск за свой счет - извините, но тогда дешевле не работать в бюджетных организациях».

Ольга К. отвечает: «Поэтому я перешла окончательно в медцентр. Мои курсы 36 часов стоят около 4-5 тысяч. Думаю, осилю даже, если мне не оплатит работодатель, и на неделю отпустят, а что делать?».

Задумываются об уходе

Новшества в системе НМО вызывают подчас такой стресс, что некоторые опасаются массового ухода из профессии.

Надежда К, рассуждает: «Будет вот что: врачи, которые сейчас получают сертификаты, проработают последние 5 лет и все! Как многие говорят у нас на работе: хватит, мы уйдем! Так что, лет через 5 большинство пенсионеров уйдет».

Мария разделяет эти опасения. «Мы работаем, не поднимая головы. Перерабатываем. Однозначно нет желания заводить личные кабинеты и шариться в них. Нет сил даже легкое чтиво почитать. Так что греет одна мысль, что по возрасту можно будет уже развернуться и уйти…», - пишет она.

Что делать?

Среди участников обсуждения немало и тех, кто не только критикуют, но и выступают с предложениями.

Виктор Р. Предлагает не торопиться: «Переход на НМО должен быть постепенным и добровольным. Вот это и будет честное голосование. А сейчас “за” только продавцы баллов».

«В каждом учреждении надо создать компьютерный класс и выделить время врачам для работы в программах НМО», – считает врач под ником Светлана.

«В НМО очень неудобно то, что дома на компе надо что-то изучать, а затем экзаменоваться. Условий и времени нет. Лучшим вариантом было бы оставить учебу один раз в пятилетку, как сейчас, и проводить конференции по специальностям с выдачей удостоверений. И интернет-ресурс сделать более удобным, с размещением базовых и новейших учебных материалов. Систему баллов пока лучше не вводить, т.к. все врачи находятся в очень разных условиях - время, финансы, наличие технических возможностей, удаленность от мест проведения мероприятий», - пишет Наталья.

«В любом случае, врач не должен быть «охотником за баллами»! Ибо это унизительная процедура. В идеале надо оставить циклы по 144 часа каждые 5 лет, но посвящать эти занятия только новым методам и схемам лечения + разборам встречающихся «косяков» в медицинской практике», - уверен пользователь АГ.

«Очень удобный вариант для непрерывного обучения – это лекции, конференции, проводимые профессорами и другими корифеями медицины. Это удобно всем врачам, очень эффективно в получении знаний… Не надо усложнять, закручивать, мучить врачей…», - пишет врач под ником ГС.

***

Как видим, пока грядущая аккредитация вызывает не только непонимание и настороженность. Но очевидно, что без четкой организации всей процедуры сложно ожидать понимания со стороны врачебного сообщества и активной вовлеченности в процесс обучения.