Система оценки универсальных учебных действий. Система оценки по формированию ууд по предмету математика

Выступление на МО на тему:

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

Подготовила Брязкуха Ю.Л.,

учитель начальных классов

Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

    комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

    оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

    оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

    сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

    использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

    уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

    использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

    использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

    использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

    самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

    смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

    морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

    сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

    ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

    сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

    сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

    сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

    знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио , способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

    способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

    умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

    умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

    способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

    умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио .

Рабочий Портфолио ученика:

    является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

    реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

    позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

    предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

    сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

    разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

    учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

    позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

    Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

    Место для фото (или автопортрета)

    Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

    Нарисуй портрет своей семьи

    Родословное дерево

    Чем я люблю заниматься

    Я могу делать

    Я хочу научиться в этом году…

    Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель

    Мой распорядок дня

    Я и мои друзья

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Коллектор»

    Правила поведения в школе

    Законы жизни класса

    Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

    План – памятка Решения задачи

    Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

    Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

    Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

    Памятка: Правила общения

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

    Моя лучшая работа

    Задание, которое мне больше всего понравилось

    Я прочитал ……. книг.

    Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

    Что я теперь умею, чего не умел раньше?

    Мои цели и планы на следующий учебный год:

    Чему я еще хочу научиться?

    Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

    Мои проекты

    Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

Устный опрос

Письменная самостоятельная работа

Диктанты

Контрольное списывание

Тестовые задания

Графическая работа

Изложение

Творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения

Диагностическая - контрольная работа

Диктанты

Изложение

Контроль техники чтения

анализ динамики текущей успеваемости

Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

Активность в проектах и программах внеурочной деятельности

Творческий отчет

Портфолио

Анализ психолого-педагогических исследований

Формы представления образовательных результатов :

    табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

    тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

    устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

    портфолио;

    результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

    динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке .

учитель начальных классов

МБОУ Лосевская СОШ№1

Оценка личностных УУД. Из опыта работы.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в основные блоки: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ, МОРАЛЬНО- ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строятся вокруг оценки:

Сформированности внутренней позиции школьника;

Сформированности основ гражданской идентичности;

Сформированности самооценки;

Сформированности мотивации учебной деятельности;

Знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе мониторинговых исследований: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое.

В начале первого класса совместно с психологом я провела стартовую диагностику: исходя из результатов которой, выстраивала ход пока что коллективной работы с учениками по формированию личностных УУД так как с первоклассниками только начинала работать, поэтому необходимо время для того, чтобы присмотреться к каждому ученику и начать строить индивидуальную карту сформированности личностных УУД.

Анализируя результаты стартовой диагностики, учебную неделю наблюдений было видно, что большая половина учащихся не готова была принять новый статус - роль ученика, который принимает и соблюдает правила поведения учебного заведения.

В ходе работы по формированию личностных УУД мне запомнилось возражение моих учеников: А что вы возмущаетесь? Ведь, когда вы с нами мы же хорошо себя ведём?

Очень большая и кропотливая работа была проведена мною с учащимися в этом направлении. Результаты наших достижений были зафиксированы на лесенке достижений и оформлены в портфолио учеников, где неоднократно ребята отвечали на вопросы:

Кто должен контролировать поведение, чтобы находится самой высокой ступеньке - достижений? (ученики осуществляют самоконтроль - принимают и выполняют нормы поведения в общественных местах)

Кто сейчас контролирует ваше поведение? (взрослые)

Часто слышишь, что на уроке ученик – главный, а учитель должен уметь организовать так работу, чтобы меньше чувствовалось его присутствие. Начиная работать по ФГОС, думала это нереально: без поддержки учителя не получалось выполнять работу в группе, в парах, при данной работе возникали конфликтные ситуации, в разрешении которых, обязательно участвовал учитель.

Однажды возвращаясь с дежурства по столовой и, думая как бы плодотворнее организовать трудовой десант по окончанию четверти, зайдя в класс, увидела своих учеников, которые ориентируются на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости. (видео) Ребята самостоятельно подготовились к работе, распредели её и при выполнении работы конфликтных ситуаций не наблюдалось. Мне удалось с помощью видеокамеры зафиксировать достижение в поведение учащихся. Это была первая «ласточка» сигнализирующая о том, что работа по ФГОС осуществляется в нужном направлении.

Это один из примеров вида текущего контроля , который ведётся в течение учебного года, помогающий раскрыть индивидуальную сформированность личностных УУД.

Для успешной реализации задач развития личностных УУД составляю психолого-педагогические рекомендации для каждого ученика на основе технологической карты формировании личностных УУД. Эту работу я оформляю в папке «Диагностика и мониторинг личностных УУД»

На основе результатов стартовой диагностики разрабатываю психолого-педагогические рекомендации и в течение учебного года следую им. В конце учебного года администрация проводит итоговую диагностику, результаты, которой фиксирую в папке «Диагностика и мониторинг личностных УУД» оценки личностных результатов.

Результаты мониторинга доводятся до сведения учеников и их родителей в личной беседе. Один из примеров значения личной беседы в своей практике я наблюдала на внеурочной деятельности, когда работала с учениками над проектом «Топонимика улиц нашего села». Ребята были поглощены полностью творческой работой. Школьники пробовали себя в роли и постановщика, и режиссёра, и корреспондента

Понимала, что в этой работе содержится богатейший материал для формирования основ гражданской идентичности у учащихся ! Только от чего оттолкнуться, с чего начать?

И вот один из опросов старожил, когда бабушка, коренная жительница нашего села говорила о том, как она с нетерпением ждала ребят, как хочет рассказать им историю села, чтобы «деточки» стали хорошими жителями Лосева.

А что значит быть хорошими жителями нашего села?! - спросила я своих учеников.

Ответ на этот вопрос становится ключиком от двери формирования основ гражданской идентичности.

Для отслеживания результатов этой работы использовала игру «Волшебные весы»

Ребята наполняли монетками чашу «зла» (мусор, костры, гарь от машин и т.д.) и чашу «добра» –рассказав о своих хороших делах, которые они совершили на своей улице. Вскоре чаша «добра» перевесила чашу «зла», но один мой ученик отказался участвовать в игре, сказав, что пока ничего не сделал для своей улицы…

Напротив его фамилии при фиксировании результатов клетка пустовала. Я не отметила баллом его результат.

А в личной беседе с мамой ученика узнала, что при уборке улиц, её сын – первый помощник, хоть и не даёт палить костры. Он захотел посадить возле двора ели, потому что хвойные растения выделяют особые летучие вещества обладающие свойством обеззараживать воздух . Насобирав в лесу семена ели и посадив их в плошку, её сын бережно ухаживает за ними и ждёт всходов.

Вот и «пустая клеточка», которая по результатам превзошла все показатели!

Вообще, баллы я в текущем контроле, я отмечаю в несколько этапов, особенно работа над проектами. Например, работая над проектом «Зимующие птицы»:

На первом этапе была проведена беседа на тему: «Зимующие птицы» .

В ходе беседы фиксируется поиск и установление личностного смысла учащимися (т.е. «значение для себя») на основе социальных мотивов; пониманию границ того, что «я знаю», и того что «я не знаю», стремления к преодолению этого разрыва (смыслообразование)

Второй этап: заготовка корма для птиц

Третий этап: изготовление кормушек

Четвёртый этап: участие в конкурсе рисунков «Зимующие птицы»

Пятый этап: оформление проделанной работы в портфолио (эссе, коллаж)

Ученик, принимавший участие во всех этапах работы над проектом, показывает высокий уровень (5 баллов). Это хорошо прослеживается в электронном мониторинге, где график показывает динамику развития личностных УУД.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения – это административные итоговые тесты, а также может проводиться в форме накопленной оценки (Портфолио)

Основная идея портфолио – научить ребёнка обобщать свой опыт, подводить итоги знаний, уметь «презентовать» себя.

В конце учебного года мы подводим итоги, анализируем проделанную работу, ставим цели и задачи на следующий год. Это повышает эффективность образовательного процесса, закладывает фундамент развития компетентной личности.

Система оценки по формированию УУД по предмету математика

Выполнила:

Павловская Нина Михайловна МБОУ «СОШ №92»

г. Кемерово



Мысли вслух

Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.

Норберт Винер



ФГОС

образование

развитие

воспитание

социализация



Время учить детей не бояться жизни

ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  • проектировать пути их реализации,
  • контролировать и оценивать свои достижения.


  • постоянный процесс
  • критериальный
  • уровневый подход к достижению планируемых результатов
  • диагностика индивидуального прогресса обучающихся
  • отметка оценивает только результаты деятельности ученика и процесс их формирования , но не личные качества ребенка
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.


Модели оценочной деятельности:

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:

государственные

учитель, ученик,

ОУ и родители

службы

мониторинг:

аттестация:

выпускник

образования

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.



Виды оценивания:

  • стартовая диагностика;
  • текущее оценивание;
  • итоговое оценивание;
  • нестандартизированные виды оценивания.


Стартовая диагностика

Проводится в 5-9 классах для определения:

  • уровня остаточных знаний,
  • сформированных УУД,
  • организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Работы проводятся на 2-3 неделе сентября:

  • Используется инструментарий, по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса;
  • Позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития ученика.
  • Результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достижений.


Текущее оценивание

процесс самооценивания

процесс оценки учителем

учащимися своих

результатов полученных в

достижений,

ходе

осуществляемый постоянно и систематически

наблюдений за

деятельностью

учащихся,

урочной и

внеурочной

деятельности

выполнения

стандартизированных

проверочных,

контрольных,

диагностических работ и т.д.

выполнения

нестандартизированных работ

проектов, творческих,

практических работ и т.д.



Итоговое оценивание

Годовые проверочные работы (конец апреля-май)

  • оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета.
  • сформированность УУД на межпредметной основе.

Последовательность действий учителя:

  • определить результаты по каждому разделу в соответствии с используемым УМК;
  • выделить умения, которые характеризуют достижение этого результата;
  • определить умения в каждом разделе, которые характеризуют обязательный уровень достижения результата, и необходимы для обучения в следующем классе;
  • определить количество и уровень заданий по каждому разделу;
  • составить задания разных типов заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом;
  • дать характеристику каждому заданию.


  • проекты
  • практические работы
  • творческие работы
  • исследовательские работы
  • портфолио
  • самооценка
  • самоанализ и т.д.


В Стандарте заявлены три группы планируемых результатов:

Предметные

Метапредметные

Личностные



Формы и методы оценки:

Метапредметные

Диагностика

диагностические

результатов

работы

личностного

развития

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные



  • математическая интуиция;
  • логическое мышление;
  • понимание логического строения математической теории;
  • пространственное мышление;
  • техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;
  • комбинаторный стиль мышления;
  • алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • владение символическим языком математики;
  • математические способности школьников.


Общие требования к системе оценки

  • Ориентированность на достижение требований к результатам освоения ООП.
  • Комплексный подход – оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.
  • Оценка динамики индивидуальных (учебных) достижений.
  • Разнообразие методов и форм оценки.
  • Использование результатов итоговой (промежуточной) оценки выпускников (учащихся).


Выдвигается новый набор требований к выставлению оценки.

  • Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
  • Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
  • За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.
  • Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
  • За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную работу.
  • За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.


Критерии трех уровней успешности универсальны для всех случаев оценивания:

Уровни успешности

5-бальная отметка

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

2 (неудовлетворительно).

Необходимый (базовый) уровень

Повышенный (программный) уровень

3 (удовлетворительно)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

Возможность исправить!

Возможность исправить!

Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

4+(близко к отлично)

Максимальный ( необязательный ) уровень

4 (хорошо) Право изменить!

Право изменить!

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

5+ или 5 и 5 (превосходно)

5 (отлично).



  • отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована , чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно;
  • оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ;
  • самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя , лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.


  • рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах),
  • выработка критериев,
  • выполнение самой работы,
  • оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
  • проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
  • соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
  • обнаружение расхождений в оценке.


Система оценивания о бразовательных результатов

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

познавательные, регулятивные результаты

Форма

личностные результаты

Персонифицированная количественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Листы достижений,

Способ (поэтапность процедуры)

классные журналы,

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, психолога).

Условия эффективности системы оценивания

Тематические контрольные работы,

Проектная деятельность,

справки по результатам внутришкольного контроля

тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Характеристики обучающихся

Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

участие в общественной жизни класса,

портфолио,

задания творческого характера



Желаю всем:

- здоровья! - творческих успехов! - сохранить верность традициям! - чувствовать время!

- не останавливаться на достигнутом!