Детство, подростковость, юность, зрелость, старость. Какие критерии возраста для этих этапов взросления? Молодость возвращается – надо просто не упустить момент! Социальные мотивы юношеского возраста

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
Новорожденный до 10 дней.
Грудной возраст 10 дней – 1 год.
Раннее детство 1–2 года.
Первый период детства 3–7 лет.
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков, 8-11 – для девочек.
Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.
Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).
Средний (зрелый) возраст:
первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.
второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.
Пожилой возраст
61-74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.
Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.
Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):
Первая фаза младенчество, до двух лет.
Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.
Третья фаза детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза юность, 12–17 лет.
Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.
Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.
Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.
Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, эмбрион, плод, момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий:
младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),
дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),
раннее школьное детство (5-11–13 лет).

Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:
ранняя взрослость (21–25 лет),
средняя взрослость (25–40 лет),
поздняя взрослость (40–55 лет),
предпенсионный возраст (55–65 лет).

Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:
отставка (65–70 лет),
старый возраст (70 лет и старше),
«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996):
раннее младенчество от рождения до одного года;
позднее младенчество 1–3 года;
раннее детство 3–5 лет;
среднее детство 5-11 лет; половая зрелость,
подростковость и юность 11–20 лет;
ранняя взрослость 20–40-45 лет;
средняя взрослость 40–45 – 60 лет;
поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000):
младенческий возраст от рождения до трех лет;
раннее детство 3–6 лет;
детство 6-12 лет;
подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;
молодость 18–40 лет;
зрелый возраст 40–65 лет;
пожилой возраст от 65 лет и далее.

Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003):
младенческий возраст от рождения до двух лет;
раннее детство 2–6 лет;
среднее детство 6-12 лет;
подростковый и юношеский возраст 12–19 лет;
ранняя взрослость 20–40 лет;
средняя взрослость 40–60 лет;
поздняя взрослость от 60 лет и далее.

В данном справочнике за основу принята следующая периодизация жизненного цикла, в соответствии с которой написаны соответствующие главы:
детство;
отрочество;
зрелость (взрослое состояние);
поздняя взрослость, пожилой возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей (Столяренко, 1999; Реан, 2003).

Детство включает четыре стадии:
1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года;
2. раннее, или «первое», детство 1–3 года;
3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет;
4. младшее школьное, или «третье», детство 6-11–12 лет.

Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода:
1. младший подростковый (пубертатный) 11–12-14-15 лет;
2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет.

Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода:
1. ранняя взрослость 20–40 лет;
2. средняя взрослость 40–60 лет.

Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

м олодост ь (25-35 лет)

Это начальный период зрелости, время поисков себя, совершенствование индивидуальности. Происходит осознание себя взрослым человеком со всеми его правами и обязанностями, формирование реального представления о будущей жизни. Возникает собственный уникальный внутренний мир, приходит ощущение устойчивости своего отношения к действительности, своего социального и профессионального «Я». формируется индивидуальный стиль деятельности, достигается специализация в избранной профессии, приобретается мастерство, возможно изменение профессии. Встреча с будущими супругами, вступление в брак. После 30 лет происходит осознание допущенных ошибок, начинается период «переоценки ценностей». Если «реальное» существенно расходится с «желаемым», наступает психологический кризис. Примеры.

Кризис среднего возраста (35-45 лет)

Кризис среднего возраста – долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с реальным сроком.

Симптомы: депрессия, жалость к себе, опустошенность, ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака, чувство, что жизнь несправедлива.Внешние проявления: отказ от достигнутого (несмотря на положительную оценку достижений окружающими); потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни; смена круга референтных лиц: недоверие к мнениям близких и друзей, ориентация на мнения случайных, посторонних людей; изменение ценностных ориентиров; более свободное, часто эксцентричное поведение. Примеры.

З релость (взрослость) (35-60 лет)

Наблюдается второй пик в развитии мышления (34 - 37 лет), устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением. Это период наивысшей работоспособности и профессиональной отдачи. Человек становится полноценным специалистом, семьянином, достигает вершин профессионального мастерства и творчества, определенного положения в обществе, накопливает большой объем знаний, жизненный опыт. Постепенно появляется потребность передать это ученикам. Возникает вопрос о смысле жизни в форме подведения итогов прожитого. Примеры.

Старость: пожилой ( преклонный ) возраст (60 - 75 лет); старческий возраст (75 - 90 лет); долголетие (свыше 90 лет)

Происходит передача молодежи приобретенного опыта, проявляются потребности в коллективном общении, в уважении к себе, в самоутверждении. Ведущей становится деятельность самообслуживания . Возможен психологический кризис, связанный с изменениями социальной ситуации (выход на пенсию ) и возрастной перестройкой организма (старение ). Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. «Болезненная» старость – с непринятием.

В кризисе пожилого возраста можно выделить две основные линии. Первая – это необходимость принятия конечности собственного существования. Вторая - необходимость выполнить те жизненные задачи, которые не выполнялись в течение предыдущей жизни.

Пожилым людям трудно сознавать конечность своей жизни на земле. Это главная причина неприятие ими старости как таковой. Борьба со старением может приносить позитивные плоды (занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, правильный режим питания и т.п.). Однако часто она превращается в самоцель. Многие пожилые люди рассматривают старение как болезнь, которую можно вылечить. Поэтому нередко лечение становится их основным занятием. В этом случае возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и постоянная фиксация на болезненных ощущениях. У пожилых людей часто проявляются подавленное, грустное настроение, обидчивость, мнительность, затягиваются отрицательные эмоциональные реакции на те или иные негативные события.

В случае успешного разрешения кризиса у пожилых людей старость начинает восприниматься ими как время серьезной внутренней работы и внутреннего движения. Примеры.

Марина Никитина

Детство, юность, молодость, зрелость и старость начинаются и заканчиваются по-разному. Но стоит предварительно обозначить некоторые границы, отделяющие один этап развития от другого. Иначе трудно разобраться, какой этап чем примечателен.

Молодость и зрелость: где начало, где конец?

Принято отделять молодость от зрелости человека по уровню физического и психологического развития. Считается, что взрослость подразделяется на три этапа:

Ранняя (начинается с возраста 20-23 лет и продолжается до 30 лет) – молодость.
Средняя (длится с 30 лет до 60-70 лет) – зрелость.
Поздняя (начинается после 60-70 лет) – старость.

Вы встречали людей, которые выглядят или ведут себя не на свои биологические годы? Например, девочка с мудрым серьезным взглядом на жизнь или мужчина с сединой, которому попал “бес в ребро”? Такие люди не попадают в представленную выше, обобщенную классификацию. Бывают печальные случаи, когда одно событие потрясает так, что добавляет человеку несколько лет или десятков лет жизненного опыта за один день. Вот почему границы между возрастами условны. Поэтому далее при сравнении качеств разных возрастных жизненных периодов паспортный возраст во внимание браться не будет.

Молодость – это период жизни человека, когда детство уже не имеет власти над разумом, физическое развитие закончилось (тело сформировалось). Это подходящий отрезок жизненного пути для поиска спутника жизни, создания семьи. А еще для продуктивной работы на благо общества, самостоятельного мышления, формирования мировоззрения, творчества. Хотя последним – творчеством – занимаются в любом возрасте, однако именно в молодые годы творческая продуктивность велика.

Зрелость – наиболее продолжительный период времени, занимающий значительную часть всего жизненного отрезка каждого человека и характеризующийся наивысшим уровнем развития духовных, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Насчет духовного уровня — спорный философский неоднозначный вопрос.

Характеристика молодости человека

Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.

Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется .

Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.

У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности. Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений. Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.

Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.

Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым , чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.

Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.

Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться , параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.

Характеристика зрелости человека

По хронологии развития человека, как уже отмечалось выше, зрелость – это размытый период жизнедеятельности человека, который охватывает период от конца юности вплоть до начала старости. Что касается профессиональной деятельности, в столь важный отрезок жизни происходит расцвет активности на работе и подъем в карьере. подвержены окончательному становлению, после которого изменение происходит неохотно и редко.

В психологической науке принято считать, что развитие в зрелом периоде жизни заканчивается, поэтому у одних возникает спокойная удовлетворенность, у других – депрессия и печаль при отсутствии какой-либо реализации личностного или профессионального потенциала.

На фоне прожитых лет увеличивается способность властвовать и удачно организовывать мероприятия и работу людей, коллектива, поэтому именно зрелых, а не молодых берут на работу администраторами, директорами, начальниками высшего звена. И они успешней справляются с поставленными перед ними задачами. Взрослый человек может и хочет сам построить систему ценностей собственной личности, согласованной с общепринятой, и предпочитает обсуждать при возникшей необходимости нюансы этой модели. Появляется склонность к отвлеченным философским рассуждениям, которые характерны именно для зрелого возраста.

В зрелом человеке обычно уживаются сразу несколько психологических индивидов, принимающих на себя разные социальные роли. Потребность в столь большом “разбрызгивании” личности диктуется сформировавшимися обязательствами, которые “держат” человека в своих сетях. Довольно трудно разорвать такие связи без переживания нападок со стороны удивленных окружающих вас людей, которые привыкли именно к такому положению дел.

Молодость и зрелость: аргументы

Аргументы, свидетельствующие в пользу молодости:

Различие или несоответствие реального и “душевного” возраста человека.
Внутренний мир молодого парня или девушки претерпевает изменения и может быть гибким, что полезно для осознания некоторых сложных жизненных вопросов и формирования нешаблонного отношения к реальности.
Вам двадцать пять – значит, все еще впереди. Весь мир еще подчиняется ритму биения сердца и только выбирайте среди бесконечного числа возможностей.

Сексуальная активность обоих полов в отличном состоянии.
Молодость обозначает отказ от наплевательского отношения к ответственности, хотя при наличии детей уровень этого показателя повышается. .
Молодой человек рискует прислушиваться к своей интуиции за неимением достаточного жизненного опыта, и оказывается прав.
Нет привязки к конкретному образу действий, легкое принятие изменений
Следование еще не забытым радужным мечтам, оставшимся от нежного юного возраста.

Аргументы, свидетельствующие в пользу зрелости:

Человек уже знает цену молодости, ошибок и завышенных требований.
Устойчивые установки, правила, которые усвоены еще в юности, становятся своеобразными непоколебимыми “столбами”, благодаря которым зрелый индивид чувствует защиту в изменяющемся мире.
Способности воплощения планов в жизнь ограничивается фактором рождения детей. Кроме этого есть неприятные обязательства, больные или старые родственники, уменьшившиеся силы (физические и моральные).
Половая функция у женщин продолжает быть на пике, а у мужчин постепенно уменьшается.

Зрелость дает право и одновременно необходимость в полной мере и поступки. Уменьшается количество людей, которые собрали много жизненного опыта, чтобы сказать вам, как надо и не стоит делать. Никто вас не учит.
Умудренный жизненным опытом человек для каждой сложной жизненной ситуации способен подыскать похожую из своей памяти и предсказать, чем закончится дело. Это помогает сохранить душевное спокойствие и .
Отказ от иллюзий, трезвая оценка жизненных трудностей и ценностей.
Выработка индивидуального стиля жизни, одежды, общения, отличающего и выделяющего человека из массы людей и показывающего его в выгодном свете.
Уже есть воспоминания о прошлом, свидетельствующие о полученном жизненном опыте.

После ряда рассмотренных особенностей, присущих только молодости, либо относящихся однозначно к зрелости, трудно сказать, что лучше. Да это и не важно, ведь при любом развитии событий внешнего мира, внутри у каждого происходит борьба либо воцаряется вселенское спокойствие, которое зависит исключительно .

29 марта 2014, 15:49

Каждый из нас, Душ-аналогов, впервые проявляется в Материи Физического Плана Земли, как фрагментированное Сознание, сначала в качестве “молодой” Души, больше всего заботящейся не о других людях или собственной эволюции, а лишь о самой себе и занятой, в основном, уроками приспособления и выживания в новых для неё условиях существования, связанных с амбициями, новыми структурами и успехом.

Детство души

“Детские” Души обычно не имеют ещё достаточно Мудрости, чтобы принимать правильные решения в жизни, поэтому их часто затягивает в те потоки, где имеются наилучшие условия для удовлетворения их эгоистических желаний.

Отрочество

В “Отроческом” возрасте Душа уже учится на более цивилизованной основе строить свои взаимоотношения не только с отдельными людьми, но и с обществом в целом, уделяя большое внимание соблюдению внешних аспектов морали, а не своим внутренним нравственным потребностям, которые, кстати, в ней ещё и не развились. Из числа таких Душ получаются “столпы” бюрократии, наиболее консервативные и фанатично настроенные личности, склонные к фундаменталистским направлениям в религии, стойкие и непоколебимые в своих убеждениях.

Юная душа

“Юный” возраст Души совпадает с наибольшим развитием и проявлением в воплощённой личности низшего “эго”, с её стремлением во что бы то ни стало, любой ценой утвердиться в обществе, чтобы побыстрее завоевать в нём “подобающее ей” высокое место, дающее ей многочисленные материальные привилегии, власть, успех, славу, богатство, положение и публичное признание её уникальности.

Это именно для “юной” Души характерна безапелляционная оценка, типа “хорошо - плохо” (причём, “хорошо” лишь только то, что способствует достижению успеха, а всё, что мешает этому - “плохо”), непреклонность в собственных суждениях о вещах, с которыми она знакома лишь поверхностно, автоматическое порицание и презрение любого человека, не согласного с её суждениями и т.п. Финансовые воротилы и политические лидеры, удачливые бизнесмены, выскочки-военные, узкоспециализированные учёные-карьеристы, - вот самое распространённое поприще для самовыражения “юных” Душ.

Они изучают устройство мира и его законы не для собственного духовного роста, а лишь только затем, чтобы научиться с наибольшей для себя материальной выгодой применять все эти знания на практике. При этом они всегда стараются придать своей чисто эгоистичной деятельности какую-нибудь “приличную” вывеску и привлекательную моральную окраску. Во главе большинства “благотворительных” фондов находятся именно “юные” Души.

Ещё одна их ярко выраженная черта - они категорически отвергают даже саму возможность существования феномена “Жизнь после смерти”, потому что очень сильно отождествляют себя со своими плотными оболочками, которые дают им возможность пользоваться благами именно Физического Плана. Это они до умопомрачения ищут состав “эликсира бессмертия”, который позволил бы им бесконечно долго жить в физическом теле. Это они скорее и охотнее дадут заморозить себя на десятилетия, чем поверят хотя бы в частичную возможность своего осознанного существования в тонком теле.

Зрелая душа

Что же касается “Зрелой” Души, то здесь можно говорить очень много. В общих же чертах, “зрелая” Душа уже хорошо усвоила опыт иллюзорности любого публичного успеха, богатства и власти, она меньше направлена на своё низшее “я”, а больше - на стремление понять все проявления себя в мире и мира в себе, и повысить на базе этого понимания уровень собственного осознавания. Для них их внутренний мир гораздо более важен, чем успех, слава, материальное благополучие.

“Зрелая” Душа более открыта и искренна, более совестлива, альтруистична, дружелюбна и добра по отношению к окружающим, менее агрессивна и воинственна, незлопамятна, сострадательна и отходчива. Она умеет искренне принимать и дарить любовь, знает цену истинному чувству. Её жизнь, в особенности во второй половине, по своей эмоциональности намного более интенсивна, чем у “юной” Души. Это стимулирует развитие и расцвет в ней многих творческих способностей, раскрытию талантов во многих областях искусства, философии, культуры.

“Зрелая” Душа полностью осознаёт иллюзорность и бренность этого мира и не зацикливается на нём, уповая на большие возможности и перспективы в своём развитии после развоплощения. Её уже совершенно не страшит факт смерти, с которым она, наоборот, связывает свои последующие духовные взлёты, надежды на лучшие условия для духовного совершенствования. Она тяготеет к нетрадиционным вероисповеданиям, к расширению собственных эзотерических познаний, не ограничивая свои исследования строгими рамками и критериями.

Старые души

Для “Старых” Душ характерно детальное изучение множества всевозможных религиозных течений и верований, с каждого из которых они выбирают лишь только то, что им подсказывает их собственный внутренний опыт, объединяя таким образом все существующие системы в одну, универсальную. У них полностью отсутствует зацикливание на чём бы то ни было, сильно развито чувство самокритичности и лёгкое, взвешенное, даже юмористическое отношение к любым проблемам, любого масштаба.

Они предпочитают плыть по течению жизни, а не вступать в борьбу с неблагоприятными обстоятельствами. Они не отождествляют себя ни с чем земным и придерживаются только высоких, особовозвышенных Идей. Они предпочитают не читать нудных поучений, а учить других людей на личном примере...

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати - как к слуге, а после двенадцати - как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.