Семинар-практикум для педагогов «Гореть или жить. Семинар-практикум для педагогов "современные технологии как инструмент управления качеством образования"

В современном образовании меняются стандарты, программы обучения, да и сами дети от года к году становятся другими. Поэтому даже для опытных учителей полезно бывает посещать семинары с целью получения новых знаний, тренировки навыка работы с различными категориями детей.

Вам понадобится

Лекционный материал по теме учителя;
- DVD-диск с фрагментами фильма по теме.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как провести семинар для учителей" Как провести открытый урок технологии Как сделать школьные уроки занимательными Как проводить практическое занятие

Инструкция


Перед проведением семинара необходимо познакомиться с учителями лично или с помощью организатора группы. Это дает возможность более адресно давать знания по теме. Знакомство с аудиторией может произойти и в самом начале семинара. При этом, знакомство должно быть двухсторонним. Необходимо представиться и сообщить слушателям область своего интереса, в которой вы можете давать углубленные знания. Это настраивает аудиторию на подготовку вопросов и доверительный разговор. Для актуализации темы демонстрируется фрагмент документального или художественного фильма, где не даны однозначные ответы на вопросы, которые интересны и слушателям семинара. Например, специалист с экрана высказывает свое мнение или вступает в дискуссию со своим оппонентом. Далее к этой дискуссии могут присоединиться и присутствующие на семинаре учителя. Дискуссия может быть не закончена и, для того чтобы прийти к правильному выводу, ведущий семинара может начать излагать теоретическую часть своего лекционного материала, т.е. предоставить знания, которые на этом этапе становятся актуальными для всех. На основе полученной информации делается вывод. Коллектив учителей находит согласованную позицию по проблемному вопросу с опорой на новое знание. Закрепление этого знания проводится в форме деловой игры, где учителями предлагаются для решения реальные проблемы. Особенно, если эти ситуации ранее не исследовались в коллективе или по ним так и не было принято конкретного решения. Для проведения деловой игры «Психолого-педагогическая консультация», все члены группы должны найти себе место за определенным столом, на котором уже стоит табличка с той ролью, которую педагоги будут исполнять: врачи, опытные родители, психологи, администрация школы, учителя начальных классов. По правилам игры, участники могут отвечать на поставленный вопрос только с позиции своей роли, вне зависимости, кем они реально работают в образовательном учреждении. Учитель, имеющий конкретную проблему, обращается к этим специалистам за помощью. Все советы и рекомендации он далее анализирует и выбирает то, что считает наиболее приемлемым. Вопросов может быть несколько, поэтому участники после каждой разрешенной ситуации меняются местами (или ведущий меняет карточки на столах). Таким образом, каждый учитель может побывать в 3-4-х ролях, что дает ему возможность актуализировать свой разнообразный жизненный опыт, научиться смотреть на ситуацию с разных ролевых позиций, принимать взвешенное решение на основе многих знаний. Закончить семинар можно проведением беседы учителей с ведущим семинара по сути оставшихся неясными вопросов, а также планируя дальнейшие актуальные семинары для данного коллектива. Как просто

Другие новости по теме:


Одной из задач, стоящих перед администрацией школой и педагогами, является проведение различных тематических семинаров для учащихся или же их родителей. Цель семинара – показать и рассмотреть с разных сторон аспекты той или иной проблемы, а также найти возможные пути ее решения. Вам понадобится


Семинарские занятия – неотъемлемая составляющая практической работы студентов в вузе. Она нужна для развития таких навыков, как рассуждение, доказательство точки зрения и ведение диалога. Для преподавателя нужно знать несколько важных моментов для проведения семинаров. Спонсор размещения P&G


Термин «семинар» имеет несколько значений. Если речь идет об учебном семинаре в школе или в вузе, то это особая форма проведения занятия, подразумевающая совместное обсуждение той или иной темы. Привычной форма семинара является для вузов. А вот в школе такое занятие относят к нетрадиционным формам


Семинары, как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть


Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем


В школах одной из обязанностей администрации и педагогов является проведение семинаров. Семинары могут быть организованы учителем для учащихся, учителем для родителей, администрацией конкретной школы или отдела образования для учителей. Также подготовкой и проведением семинаров занимается школьная

Мы получили несколько сотен (!) отзывов и ряд дополнительных вопросов, за что вам отдельное спасибо, коллеги.

Вопросы были примерно следующие:

  • Что делать, когда к тебе на выступление приходит совсем незаинтересованная публика?
  • А как быть, когда у тебя тема выступления скучная?
  • А что делать, когда приходят явно немотивированные люди и начинают шумно себя вести, мешая вести семинар?

Подумалось, что не помешает отдельная статья на тему методики проведения семинаров. Честно признаюсь, что когда мы начинали читать тренинги, то делали их как считали правильным. Ну знаете, когда покупаешь какой-то электроприбор, ты редко читаешь инструкцию. Сначала включаешь, а если что-то не работает начинаешь читать, как надо было вести себя на самом деле.

Такая же история с подготовкой семинаров и тренингов. «А что там готовить-то, главное, чтоб слайды были! И задания!» - думает начинающий тренер. И делает свой первый тренинг, который кажется ему блестящим. Через пару лет, когда начинающий тренер посетит несколько семинаров по методике обучения, его мнение о своем первом тренинге радикально меняется, и он переделывает все. Целиком и полностью. Не по одному разу.

Поэтому то, о чем будет в этой статье - это вещи, которые мы узнавали на семинарах по методике подготовки и проведения тренингов, и которые потом мы обкатывали на десятках мастер-классов. Понятное дело, что вряд ли мы в одной статье сможем изложить всю программу по методике, но поговорим о нескольких простых шагах, которые работают. И которые позволят вам сделать ваш семинар гораздо более полезным для тех, кто решился к вам прийти.

Коллеги, мы изначально предполагаем, что материал для семинара у вас есть. В том, что вы эксперты в своей области, мы не сомневаемся. Но есть еще ряд моментов, которые важны.

1. Проективные методики. Все люди приходят на семинар с совершенно разным опытом, знаниями и, главное, отношением к теме и семинару. Кому-то интересно, кому-то все равно. кто-то вообще не понимает, чему тут можно учиться.

Поэтому в первую очередь вам нужно, чтобы слушатели спроецировали тему тренинга на себя и подумали, как им это может быть полезно. И тут нам на помощь спешат проективные методики. Самая простая - 3 вопроса на осознание.

Например, если вы читаете семинар про помидоры, то вы можете сказать:

Коллеги, я попрошу вас ответить на три простых вопроса:

    1. Вспомните самый вкусный помидор, который вы когда-либо ели? Где это было? Что это был за помидор? Почему он был такой вкусный?
    2. Как вы сейчас выбираете помидоры, когда их покупаете?
    3. Ближайшее время, когда вы будете есть помидоры? Как именно вы их приготовите? Построгаете в салат, нарежете дольками, запечете в духовке?

Запишите ответы себе на листочек.

Если отвлечься от помидорных воспоминаний и присмотреться к вопросам, то можно заметить, что первый вопрос направлен в прошлое, второй говорит о настоящем, а третий настойчиво стучится в будущее.

Это не случайно. Именно такой порядок позволяет как следует размять мозг слушателя. И слушатель в процессе разминания своего мозга начинает думать о теме тренинга и думать, а зачем ему все это может быть нужно.

Когда мы читаем тренинг про управление командой, то обычно спрашиваем:

    1. Вспомните команду, в которой вам действительно хотелось работать? От работы в которой вы получали самое большое удовольствие? Вспомните команду, в которой совсем не хотелось работать? Почему?
    2. В чем для вас сейчас самая большая сложность в управлении командой?
    3. Команда, с которой вы будете работать в ближайший месяц?

После этого упражнения многие слушатели становятся задумчивыми, и здесь самое время перейти к шагу номер два:

2. Сбор ожиданий. Понятно, что все люди разные и что они приходят на ваш семинар и с разными ожиданиями. Кто-то ожидает узнать что-то новое. Кто-то хочет решить какую-то конкретную проблему. Кто-то приходит развлечься. Кто-то приходит, потому что его пригнало начальство. Если вы изначально не понимаете, кто и с чем к вам пришел - вы сразу же теряете контроль над управлением группой.

Это особенно заметно на корпоративных тренингах. Там тренеру обычно платят некий фиксированный гонорар, после чего в комнату загоняют всех, кто в нее помещается. Там в итоге сидят инженеры. менеджеры, HR’ы и две тетеньки из бухгалтерии, которые не смогли отказать начальству.

Понятное дело, что сидят они с разными мыслями в голове. Поэтому после того, как вы рассказали о себе, о правилах семинара, спросили 3 вопроса, самое время сказать: «Коллеги, давайте теперь познакомимся. Я попрошу вас рассказать как вас зовут, чем вы занимаетесь и чего ждете от нашего семинара, какие конкретно вопросы интересуют. Сразу скажу, что ответы «узнать что-то новое» и «систематизировать имеющиеся знания» мы автоматически зачитываем».

    1. Если это есть в вашей программе, то так и говорите: да, про это мы будем много говорить.
    2. Если этого нет даже рядом, вы четко проясняете: «Коллеги, это лежит вне рамок нашего семинара. Если интересно, можем обусдить эту тему с вами за обедом».
    3. Если человек говорит: «Я ничего не жду», ваша задача ответить: «Спасибо за честность». Потому что в комнате сидит еще минимум двое тех, кто ничего не ждет, но они в силу своей вежливости об этом промолчали. А человек вам прямо сказал, за что ему отдельное спасибо. Вы можете тут же уточнить: «А почему вы сюда пришли?» и поблагодарить за ответ.

Во время тренинга постарайтесь почаще обращаться по имени к этому человеку и пытайтесь вовлекать его в работу, делиться собственным мнением. Потому что, скорее всего, это и будет ваш самый проблемный слушатель.

Простая мысль, которую многие упускают: вы не знаете, как вас представили. Может быть, человек, который вас пригласил, сказал: «Вот. Наконец-то! Нам удалось пригласить эксперта, который наконец научит вас правильно работать».

С какими ожиданиями и настроем придут люди после такого представления? Конечно так, как будто, они очень по вам соскучились:)

На этапе сбора ожиданий вы:

  • Записываете за людьми на флип-чарте то, что они говорят. И тем самым даете им понять, что вы их слушаете.
  • Проясняете их ожидания - что будет в рамках семинара, чего не будет
  • Снимаете срез состояний участников

3. Истории, байки, анекдоты. Если тема семинара сама по себе навевает скуку, даже на вас как на спикера, то семинар все равно можно оживить. Постарайтесь подготовить:

  • Личные истории - поучительные и/или забавные
  • Яркие аналогии
  • Байки
  • Анекдоты

Не надо пытаться стать Джорджем Карлином, но вам важно добиться какой-то реакции от аудитории - задумчивость, смех, ропот в зале. Это все лучше чем ничего. Если люди смеются, то они а) слушают б) своим смехом будят тех, кто заскучал. Заскучавшие выходят из комы и начинают спрашивать соседей: «А что только что было? Что он сказал?», и дальше слушают вас внимательно.

В идеале на каждый тезис у вас должна быть одна история. Тогда вы периодически будете будить аудиторию и провоцировать ее на какую-то реакцию.

4. Уделяйте внимание шумным слушателям. Если вы видите, что кто-то начинает шуметь и мешать остальной группе слушать ваш полезнейший и интереснейший семинар, то есть несколько способов это побороть.

    1. Прежде всего вы можете человека прямо спросить: «Какой-то комментарий?» Человек скажет либо «Не-не», и примолкнет на какое-то время, либо озвучит свои мысли. Во втором случае вы говорит: «Спасибо за комментарий. На самом деле…»

    Зачастую излишний шум - это попытка привлечь к себе внимание. Дайте человеку внимание. Внимание не деньги - вы не разоритесь.

    2. Простой способ борьбы с шумным пациентом это к нему подойти. Естественно, не стоит, как только вы заметили какой-то шум, бросаться в этот угол со скоростью Усэйна Болта. Но можно просто не спеша, продолжая говорить, направиться в эту сторону. Будьте уверены, человек замолкнет.
    3. Если шумных слушателей у вас несколько, постарайтесь при групповых заданиях распределять их по разным группам. Не полагайтесь на самоорганизацию групп, иначе в одной группе у вас окажутся шумные болтуны, в другой - хмурые молчуны. Распределяйте говорливых товарищей по разным командам, чтобы все команды были примерно равны по условной энергетике.


5. Обратная связь - в середине и конце семинара.
Перед уходом на обед мы обычно задаем вопрос: «Коллеги, расскажите свои ощущения сейчас - в двух словах». «В двух словах» - означает количество слов, равное двум. Мы просим людей сказать что-то типа: «Заставило задуматься». Или: «Пока непонятно». Или: «Все нравится».

Этот простой прием полезен с двух сторон. Во-первых, когда вам кто-то скажет, что ему нравится то, что здесь было, это придаст вам большей уверенности. Во-вторых, вы можете понять, с кем вам нужно больше работать после обеда, и на что имеет смысл обратить внимание - может быть, на бОльшую систематизацию, или на практику, или на ответы на вопросы.

Дать людям возможность написать, что понравилось, что нет, тоже обязательно нужно.

Обычно мы просим это написать нам на листочках в формате:

  • Что понравилось?
  • Что можно сделать лучше?
  • Какие темы еще интересны?

И потом на обратном пути в самолете все это вычитываем и делаем пометки в своих специальных блокнотиках.

Все то же уважение. Коллеги, как и в , главная мысль та же - уважение. К вам на семинар приходят разные люди, с разным настроем. Каждый со своим опытом, видением мира и мыслями. Постарайтесь уважать каждого слушателя, и только тогда вы сможете каждому слушателю нанести непоправимую пользу.

Удачи вам и делитесь опытом!

P.S. Коллеги, к сожалению, в открытом доступе нет записей наших полноценных семинаров и тренингов. Однако, летом и осенью у нас в Москве, Питере, Новосибирске и Минске, где вы как раз сможете посмотреть на практическую отработку всех этих приемов. Ну, это помимо того, что, естественно, окунетесь в мир мотивации без бюджета, управления командой или продуктивных коммуникаций:)

P.P.S. После статьи «Пособие для бурундуков по анти-троллингу на конференциях» нам несколько человек написали, что, на самом деле, это была Энциклопедия Юных Сурков. И была она вообще в «Утиных историях». Может быть, и так. «Утиные истории» - тоже отличный мульт! :)


Александр Орлов
Команда

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-para-margin:0cm;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

Цель: познакомить коллег с методами и приемами развития критического мышления, которые формируют универсальных учебных действий, обмен опытом среди педагогов школ Северного куста.

Задачи:

Продемонстрировать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-классов между собой;

Организовать рефлексию семинара с целью определения его результативности.

Эпиграф семинара:

Учитель и ученик растут вместе:

обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашем семинаре, в ходе которогомы с Вами познакомимся с методами и приемами технологии развития критического мышления. А начать семинар я хотела бы притчей:

Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга ».

Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.

- Сообщение темы семинара, цели, задач.

Актуальность темы: Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения. Она обусловлена требованиями общества и государства к образованию. Президент России в Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. отметил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ... школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

1 этап семинара «Вызов» - (участники семинара заполняют 1 и 2 графы, 3-я графа заполняется на 3 стадии «рефлексии»).

Введение в тему семинара (выступление зам.директора по УВР Н.И.Лебедева):

Технология развития критического мышления (ТРКМ) применяется в разных странах и во многих российских регионах. Ее название отчасти условно. Выражение «критическое мышление» подразумевает некую сосредоточенность на недостатках, недоверчивость, нежелание принимать что-либо на веру. Однако в российской образовательной традиции термин «критическое мышление» связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как учителем, так и учениками. Людям с критическим мышлением присуща открытость новым идеям.Технология развития критического мышления стала известна у нас в стране с 1997 года. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

Д.Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критическогомышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:Вызов, Реализация (осмысление), Рефлексия.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На этом этапе учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы на которые хотели бы получить ответ, ставят собственные цели.На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". При этомучитель может использовать следующие приемы, позволяющие повысить мотивацию к изучению материала:

  • Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
  • Лестница успеха
  • Дерево целей
  • Графический организатор «Рыбья кость»
  • Высказывания по кругу
  • Мозговой штурм
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Графический организатор «Кластеры (гроздья)»
  • Ключевые слова
  • Высказывания «верю / не верю»
  • «Шесть шляп мышления»

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

Получить новую информацию;

Осмыслить ее;

Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Дляактивного получения информации, соотнесение нового с уже известным, систематизации, отслеживания собственного понимания учащимися учитель может использовать различные приемы и методы работы, характерные для данного этапа:

  • Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
  • Таблица «Плюс-минус-интересно»
  • Концептуальная таблица
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Разбивка текста на логические блоки
  • Чтение с остановками
  • Разметка текста
  • «Бортовой журнал»

Развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ребенку в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем, способствует рефлексия – третья стадия урока. Рефлексия - это что-то вроде снимка того, с чем ребёнок уйдёт с урока. Попытка дать ему возможность высказать своё мнение, рассказать о своём впечатлении от урока, оценка себя и товарищей и учителя.

На данном этапе происходит возврат к стадии вызова, для этого учитель может использовать следующие приемы:

  • Рефлексивный экран «Закончи фразу»
  • Анкетирование
  • Условная разметка
  • Оценка по алгоритму
  • Синквейн
  • Эмоциональный экран
  • Модель (результат проекта)

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?Какие предположения подтвердились?Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

В общем , на уроках с использованием технологии критического мышления учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, чтоиспользование приемов технологии критического мышленияможет служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Однако, есть и недостатки: нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий, что является непременным условием данной технологии.

2 стадиясеминара «Осмысление» (посещение уроков коллег, внеклассного мероприятия, мастер-классов - самоанализ и анализ коллегами каждого мероприятия).

3 стадия семинара «Рефлексия»

А) Заполнение 3-ей графы таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»

Б) методика «Солнечный зайчик»:

В моих руках зеркало, а зеркало - это отражение. Оно отражает нас, наши эмоции и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. Я предлагаю вам выбрать по одному солнечному зайчику в соответствии с вашим настроением: белый - спокойствие, желтый - радостное, синий- некомфортно или скучно. На «зайчиках» напишите, пожалуйста, «смс сообщения» о вашем впечатлении о нашем семинаре.

В)Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно , и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» пгт. Усогорск

Методический семинар по теме

«Как провести рефлексию?»

10.10.2012 г.

Методист Ульянова Н.И.

Вводное слово:

В этом году мне удалось ознакомиться с материалами Всероссийской научно - практической конференции «Педагогика сотворчества: содержание и перспективы». Особое внимание на этой НПК было обращено на следующие линии: педагогика сотрудничества, педагогика сорадования, педагогика сотворчества и, наконец, педагогика рефлексии. Эти линии не параллельны как у Евклида, они пересекаются, создавая особый мир и в образовании и в культуре.

На данной НПК были сформулированы основные принципы рефлексивной педагогики. Первый – уникальность: созидать невозможное, делать неинтересное интересным, а банальное неординарным. Второй – открытость: готовность увидеть неизвестное в известном, принимать новое как необходимое и насущное, без неприятия и отторжения. Третий – парадоксальность: совмещать несовместимое. Четвертый – избыточность (выходить за рамки давно известного). Пятый – полифоничность: удерживать многое в полном единстве и гармонии. Основными методами работы учителя и ученика в такой системе педагогики будут не монолог, а диалог и полилог. А цель всего обучения и воспитания – творческая уникальность личности и одновременно ее сопричастность ко всему окружающему.

Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие. О развитии личности обычно говорят в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, т.е. когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, а также способы и формы деятельности. Другой аспект, когда совершается переход к самосовершенствованию, т.е. когда уже достигнут определенный личностный уровень и когда человек становится способным развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. Оба аспекта развития личности объединяет то, что у человека появляются новые возможности. В значительной мере появлению этих возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Поэтому обучение рефлексии чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания.

Тема сегодняшнего методического семинара «Как провести рефлексию?»

Цель семинара: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Сегодня мы будем говорить о том, на что обычно у учителя не хватает времени. О том: нужна ли рефлексия учителю? О том: нужна ли рефлексия ученику?

Творческая группа в составе: руководителя МО социально-педагогического направления Ивкиной С.Ф., членов МО Морозовой Н.С. и Фадеевой Т.В. и методиста Ульяновой Н.И.будут вести данный семинар.

Выступление руководителя

МО социально-педагогического направления

Ивкиной С.Ф.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре по теме: «Как провести рефлексию?».

А перед тем как начать рассказывать о рефлексии на занятии, уважаемые коллеги, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – бабочек. Возьмите ту бабочку, цвет которой Вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно. А теперь попробуем оценить состояние всей группы. Цвет каких бабочек преобладает? (ответы участников).

Кто скажет, какова моя цель сегодня? (ответы участников).

А ваша цель? (ответы участников)

А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь . А я расскажу вам одну легенду.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

Как вы считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, красивым, нужным, а главное – успешным .

Сегодня, уважаемые коллеги, на данном семинаре также все в ваших руках, как эта бабочка, если вам понравится семинар и вам пригодятся знания о рефлексии - это для нас будет значить, что наши труды не напрасны.

Наша цель: познакомить вас с понятием «рефлексия» и конкретными вариантами проведения рефлексии на занятиях.

РЕФЛЕКСИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Слайд 2 Понятие рефлексии (от лат. обращение назад, отражение) рассматривается в философии, психологии, педагогике.

Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя, размышлением о своем внутреннем состоянии. Рефлексия - это всегда порождение нового знания в сознании индивида.

Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, как ими воспринимается. Это способность мысленного отражения позиции другого с его точки зрения.

Слайд 3 Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия - то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.

В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Хотя по сути своей педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается "вчувствоваться" в воспитанника, понять его эмоциональное состояние. Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.

Слайд 4 Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?

Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.

Сущность развития в педагогическом процессе мы понимаем прежде всего как последовательные изменения его участников: смену состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений и т.д.

Так как развитие - процесс внутренний, судить о нем может прежде всего сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т.е. через рефлексию.

Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе - это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.

Слайд 5 Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. Суть педагогической ситуации - во взаимодействии педагога и воспитанника, в котором деятельность одного детерминирует определенную деятельность другого.

Определению сущности педагогической рефлексии способствует рассмотрение ее структуры. Опираясь на представления о структуре педагогического процесса, педагогического взаимодействия, изложим свой взгляд на структуру рефлексии в педагогическом процессе.

Слайд 6 Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:

  • рефлексию педагогом деятельности учащихся (учащегося);
  • рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;
  • рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;
  • рефлексию учащимся (воспитанником) своей деятельности;
  • рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);
  • рефлексию учащимся педагогического взаимодействия (рис. 5).

Слайд 7

Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, то и все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника своей деятельности в педагогическом процессе. Именно этот компонент делает целесообразным рефлексию деятельности педагога, рефлексию взаимодействия.

Определяя функции рефлексии в педагогическом процессе, отметим прежде всего, что это первостепенное условие оптимизации развития, саморазвития участников педагогического процесса.

Слайд 8 Конечно же, рефлексия выполняет диагностическую функцию, констатируя уровень развития участников педагогического процесса и их взаимодействия, уровень эффективности этого взаимодействия, отдельных педагогических средств.

Среди других функций, присущих рефлексии в педагогическом процессе, назовем следующие:

  • проектировочная - рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
  • организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;

Слайд 9

  • коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
  • смыслотворческая - рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
  • коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.

Слайд 10 Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе, определять процедуру рефлексивной деятельности педагога и учащихся.

Отметим, что процедура рефлексии осуществляется по ходу деятельности (взаимодействия) либо после деятельности (взаимодействия).

На наш взгляд, процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:

  1. фиксирования состояния развития;
  2. определения причин этого;
  1. оценки продуктивности развития от состоявшегося педагогического взаимодействия.

Слайд 11 Вначале субъект педагогического взаимодействия вербально фиксирует свое состояние развития в следующих сферах:

  • эмоционально-чувственной сфере (происходило ли нарастание эмоциональной возбудимости; испытывал ли положительные или отрицательные эмоции: радость, огорчение, удовлетворение, разочарование, недоумение, восторг, благодарность, успех и т.д.; виды эмоций и др.);

Слайд 12

Сфере потребностей (пассивное или активное состояние; появилось ли стремление, влечение, желание к деятельности, к саморазвитию);

  • мотивационной сфере (какие переживания вызвала деятельность (взаимодействие); насколько деятельность (взаимодействие) оказалась личностно значимой для субъекта; внешние и внутренние мотивы и др.);

Сфере интересов (какие интересы появились; на что они направлены; уровень развития интереса; познавательные интересы и др.);

  • сфере ценностных ориентации (что явилось личностной ценностью; как обогатился спектр ценностей; в чем проявилась ценность и т.д.);

Слайд 13

  • деятельностной сфере (какую деятельность это взаимодействие провоцирует; какую деятельность корректирует; от какой деятельности заставляет отказаться; насколько обогащает опыт деятельности и т.д.);

Гностической сфере (что произошло со знаниями; произошло ли наращивание, углубление знаний; систематизировались ли знания; что нового узнал и т.д.);

Слайд 14

Сфере сознания (произошло ли осознание своей деятельности; осознает ли себя субъектом деятельности (взаимодействия); как изменилась "Я-концепция"; самооценка своей деятельности);

Сфере умений (какие умения приобрел или нет и др.). Вторым шагом в осуществлении процедуры рефлексии

в педагогическом процессе является определение субъектом причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития. Среди причин можно отметить: успешность деятельности (взаимодействия); смену видов деятельности; интересное содержание; благоприятную атмосферу общения; возможность творчества; полилог; диалог; личностную ценность; значимость обсуждаемых проблем, осуществляемой деятельности; инновационные педагогические технологии и др.

Слайд 15 Заканчивается процедура рефлексии в педагогическом процессе оценкой участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Под оценкой мы имеем в виду мнения самого субъекта педагогического взаимодействия о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, педагогических технологий, общения и др.); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.

Критериями оценки при этом, на наш взгляд, являются компоненты состояния развития (т.е. эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.).

Выступление

педагога дополнительного образования

Морозовой Н.С.

Описание отдельных технологий рефлексии в педагогическом процессе

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре по теме: «Как провести рефлексию».

Моя цель: познакомить вас с конкретными вариантами проведения рефлексии на занятиях.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Слайд 16: Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала

слайд 17: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

Данная р ефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Целесообразно проводить такую рефлексию в начале занятия с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

Что можно применять?

  • слайд 18: карточки с изображением лица;
  • слайд 19: «весёлый мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

(Из своего опыта о листиках)

слайд 21: 2. рефлексия деятельности

Это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что учащийся умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать в разных режимах.

Какие варианты?

  • Слайд 22: «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
  • Слайд 23: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
  • Слайд 24: «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик , были ошибки – шарик остался возле ёлки;
  • Слайд 25: «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
  • Слайд 26: Рефлексия "Благодарю…".

В конце занятия педагог предлагает каждому ребёнку выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Мне больше нравится, когда происходит все быстрее, поэтому прошу детей поднять руку…

Прошу ребят нарисовать на полях тетради подобные смайлики (если всё получилось – улыбается, есть над чем поработать – прямой ротик, не получилось – грустный рот

  • Слайд 29: Технология "Рефлексивная мишень"

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор - оценка содержания; 2-й сектор - оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор - оценка деятельности педагога; 4-й сектор - оценка своей деятельности

Слайд 30: 3. Рефлексия содержания учебного материала

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное, главное.

Приемы: эффективен приём незаконченное предложение, выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, отношение к проблеме, умозаключение.

  • Слайд 31: Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия детям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Рекомендуется с обрать все фразы на одном листе, вложить в файл и пусть на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии занятия».

Варианты:

  • "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "На этом занятии меня порадовало…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После занятия мне захотелось…";
  • "Сегодня мне удалось…"; и т.п.
  • Слайд 32: В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития преподавателя. Прекращается профессиональный рост педагога тогда, когда он начинает довольствоваться достигнутым, планку надо поднимать, Для этого чаще задавать себе вопросы: чему учу? Как учу? Зачем? Каковы результаты моей деятельности? Как этого достигаю? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше? Пока педагог рефлектирует, он развивается. А с ним развивается обучающийся.

Педагоги делятся опытом работы по проведению рефлексии на своих занятиях.

Морозова Н.С.: проводит РЕФЛЕКСИЮ СЕМИНАРА

Я предлагаю оценить сегодня работу МО социально-педагогического направления. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

Понравился семинар. Буду применять рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди детей не знаю, пусть прилетят бабочки красного цвета

Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета

(Пока приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)

Спасибо всем.

Выступление педагога ДО Фадеевой Т.В. – она представила методическую разработку «Технологии рефлексии в педагогическом процессе»

Заключительное слово методиста Ульяновой Н.И.

Нужна ли рефлексия педагогу (учителю)?

С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности? С ревизии, осмысления этой самой деятельности, то есть с рефлексии.

Допустим, учитель в качестве одной из целей своей работы определил «развитие культуры общения учеников». Выбрал подходящий метод (например, «мозговая атака»), подготовил необходимые средства: парты расставил особым образом, подобрал видеоматериалы, вопросы.… Вроде бы все учтено, а урок не получился, вместо конструктивного обсуждения – шум, крик, обиды. Урок сорван, поставленная цель не достигнута. И вот здесь, если учитель не умеет рефлексировать, боится рефлексии, он начинает искать причины своей неудачи вовне.

“Урок сорван – расписание плохое! Ведь я же просил не ставить шестым уроком, ребята устали, какое уж тут обсуждение”.

“Урок сорван – дети виноваты! Им только дай пошуметь. Будут им теперь игры, викторины, дискуссии, как же, дождутся, больше никаких экспериментов”!

Такие рассуждения, в конце концов, приводит к самоуспокоению или к озлоблению, но ничего не дают для совершенствования своей работы. А вот теперь с помощью рефлексии заглянем внутрь самой деятельности.

Средства. Возможно, подобранные видеоматериалы были не качественные или парты стояли не удачно, и часть учеников оказалась сидящая спиной к учителю и доске. И, если недостатки обнаружены и будут устранены, то в следующий раз все получится.

Метод. А хорошо ли им владеет учитель? Знать о методе и владеть им – это разные вещи. Ведь чтобы использовать на уроках любой интерактивный метод обучения надо многое уметь: и “читать” невербальные сигналы, идущие от учеников, чувствовать время, улавливать ритм урока, его интонации, работать с возникающими паузами – использовать нужные и заполнять “вредные”, выстраивать мизансцены – многое, что приходит только с опытом.

А может быть, и тема неплохая, но ученики не подготовлены к активному обсуждению, не хватает им навыков общения. Так ведь для получения этих навыков учитель и работает, и цели обучения ставит.

Рассуждая таким образом, учитель начинает понимать, что в педагогической неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, а и недостаточный уровень своих теоретических знаний и практических навыков. Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Учитель рефлексирующий – это учитель растущий. Прекращающий рефлексировать, избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте.[

Нужна ли рефлексия ученику?

К сожалению, в традиционной модели обучения уделяется недостаточно внимания механизму самооценки, рефлексии. Поэтому развитие самооценки большинства учащихся находится на низком уровне – когда ученик не умеет, не пробует и не имеет потребности в оценке своих действий. И только некоторые ученики имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ученик может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Поэтому постоянное использование рефлексии на уроках, позволяет создать условия эффективного развития самооценки учеников.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения практических задач.

Рефлексию в педагогическом процессе можно определить как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учеников, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.

Вот некоторые высказывания известных людей.

Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!

(Пьер Гренгор)

«Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор.» (Р.Бустром)

«Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе» (Дж.Стил)

«Отрефлексируй»,
что ты мыслил,
Что ощущал ты «от» и «до»,
Не бойся, как обычно, если
Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль -
к открытью дверца,
Любое чувство - к мысли путь,
Мы все способны - в это верьте -
За горизонты заглянуть!

Спасибо всем за участие в семинаре!