Стишок про падежи в русском. Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов. Особое внимание требуют предлоги

Совет 1: Как объяснить падежи ребенку

Существительные в русском языке изменяются по падежам. Это одна из основных категорий имен существительных. Изучая с ребенком падежи, усвоить материал помогут небольшие хитрости, которые применяют для лучшего и быстрого запоминания.
Инструкция 1

1. Для начала объяснить значение падежей в речи можно при помощи нехитрого упражнения. Составьте предложение и сделайте в нем запланированную ошибку. Например: «В воскресенье мы обязательно поедем навестить бабушка с дедушку». Спросите ребенка, что не так в этом предложении? Обычно дети находят и исправляют явные ошибки без труда. На подобных примерах можно наглядно показать, что падежи делают нашу речь связанной, благодаря ним мы без труда понимаем друг друга.

2 2. В русском языке всего шесть основных падежей. Запомнить их очередность помогает знакомый многим с детства стишок. Он довольно необычен, но как нельзя лучше способствует усвоению очередности падежей:
Иван (Именительный)
Родил (Родительный)
Девчонку (Дательный)
Велел (Винительный)
Тащить (Творительный)
Пеленку (Предложный)
Начальная буква каждого из слов стихотворения соответствует первой букве падежа. Это своеобразное мнемоническое правило, которое способствует запоминанию путем расширения ассоциативных связей.

3. На этом же основано другое выражение, запоминание которого также поможет выучить очередность падежей:
Иван (Именительный)
Рубил (Родительный)
Дрова (Дательный)
Варвара (Винительный)
Топила (Творительный)
Печь (Предложный)
Зная своего ребенка, вы можете придумать для него любое другое высказывание построенное по этому принципу.
\\
4. Запоминанию падежей и соответствующих им вопросов помогают вспомогательные слова и маленькие подсказки.
Именительный падеж отвечает на вопросы «кто?» «что?» («Маша», «стул», «лошадь»).
Родительный падеж – нет рядом с нами «кого?», «чего?» («Маши», «стула», «лошади»).
Дательный падеж – дать игрушку «кому?», «чему?» («Маше», «стулу», «лошади»).
Винительный падеж – вижу неподалеку, вдали «кого?», «что?» («Машу», «стул», «лошадь»).
Творительный падеж – творю (рисую, сочиняю) вместе «с кем?», «с чем?» («с Машей», «со стулом», «с лошадью»).
Предложный падеж – предлагаю поговорить «о ком?», «о чем?» («о Маше», «о стуле», «о лошади»).
Обязательно в этом случае обратите внимание ребенка на идентичность начальных букв в названии падежа и вспомогательного слова: «дательный – дать», «винительный – вижу», «творительный – творю», «предложный – предлагаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?

Статья «Отверженный – гонимый» Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова. из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 2011...

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.

Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.

Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.

И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.

О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.

1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой

Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”

Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.

Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска

Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов

Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)

Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?

Как составить предложение, чтобы было понятно?

3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?

Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)

Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.

4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом

Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни

5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.

На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово

Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю

Когда ребенок выучит, проверьте его.

Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова

Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.

Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.

Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова

Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.

7. Тренировка «крестики-нолики»

Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.

Первый раз я рассказала такую историю:

Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)

Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.

Таких тренировок надо делать несколько.

Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”

Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)
Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)
Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.
Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?
Наверное потому, что жопа вместо головы?

Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»

8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.

Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи

В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.

В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.
Играет в шахматы — о шахматах
Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе

Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.

Тогда обучение будет простым и увлекательным.

9. Создать паук-карту «падежи»

Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.

Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.

К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.

Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.

Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.

Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.

Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.

Падежей в русском языке не так уж много – всего шесть. Но их незнание способно создать немало проблем: неправильное выражение мыслей и грубые ошибки во время письма. Зачастую школьники испытывают трудности, когда нужно выучить падежи, и в результате путают их. С грамотной помощью ребенок будет справляться с ними на раз-два. А наша статья подскажет, что для этого необходимо.

Как родителям правильно помочь ребенку освоить падежи

Итак, что же нужно сделать, чтобы объяснить этот раздел русского языка:

  1. Покажите на примере значимость падежей.

Для начала, малышу нужно осознать, что без этих непонятных падежей никак не обойтись. Придумайте фразу, которая будет иметь ошибки в падежах. Например: «Мы пойдем с мальчик Миша в магазин за конфеты». Велика вероятность, что ученик сразу поймет, где зарыта собака, и скажет, в чем заключаются ошибки. Отлично, первый этап обучения прошел успешно!

  1. Игра поможет запомнить названия падежей.

Кто из вас не знает стих: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Выучите с малышом эту фразу, объясняя, что первая буква каждого слова – это начало названия падежа. А теперь повторите их названия. Предложите ребенку самому назвать падежи, используя стих-подсказку.

  1. Ключевые вопросы.

Здесь придется попотеть подольше. Облегчить задачу поможет разбор смысла каждого падежа. Например, Именительный — образован от слова «имя». То есть он называет все, что мы видим вокруг: людей, дома, животных, сладости и т. д. А так как у нас есть одушевленные и неодушевленные слова, то, соответственно, он может отвечать на вопрос «кто?» или «что?». Или Винительный падеж – образован от слова «вина». То есть он призван обвинять. А обвинить можно кого-то или что-то. Отсюда и соответствующие вопросы: «кого?» и «что?».

Очень важно объяснить школьнику отличие Родительного падежа от Винительного, ведь первый вопрос – «кого?» у них совпадает. Дело в том, что чаще всего, Родительным падежом обозначаются части предмета (стакан сахара) либо сравнение (выше гриба, ниже дерева). Что касается Винительного, то он используется для обозначения пространства и времени (видеть гору), а также связи действий с предметами (продать велосипед).

  1. На каждый падеж нужен пример, а лучше, не один.

Придумайте вместе с ребенком фразы, которые наиболее удачно демонстрировали бы тот или иной падеж в действии. Например: «Я недоволен котом, который уронил горшок с цветком» («кем?» — Творительный падеж); «Я решил отдать любимую конфету Маше» («кому?» — Дательный падеж) и др.

Возможно вам также понравится:


Ребенок просится домой из детского лагеря — что делать родителям?
Как научить ребенка правильно писать в тетради и отступать линейки клетки
Как научить ребенка быстро писать под диктовку
Как развить память и внимание у школьника. Упражнения
Как тренировать и развивать дикцию и голос у ребенка
Что делать если ребенок все подряд тянет в рот

    Нас в школе учительница по Русскому языку и литературе учила запоминать падежи следующим образом: Иван рубит дрова, Варвара топит печь. Соответственно каждое слово - это падеж. Надо сказать запомнилось с первого раза и наверно уже не забудется.

    Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку. Это еще со школы помню. На всю жизнь.

    В русском языке имеются всего шесть основных падежей, (которые отвечают каждый на свой вопрос) -

    Именительный (кто? что?)

    Родительный (кого? чего?)

    Дательный (кому? чему?)

    Винительный (кого? что?)

    Творительный (кем? чем?)

    Предложный (о ком? о чем?)

    Вроде бы не сложно, но у многих учащихся, имеются проблемы с запоминанием их названий, и у меня в школе были, в том числе..) Есть некоторые предложения помогающие быстро запомнить падежи русского языка. Вот они, на любой вкус, пользуйтесь и тренируйте память..)

    Иван родил девчонку велел тащить пеленку.

    И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого.

    Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

    Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

    Имя Родители Дали Винительным Творцом Предложили.

    Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать.

    Чтобы весело и с удовольствием запомнить падежи русского языка, есть мультик в стихах про свинку. Посмотреть его можно . А вот целый урок на 20 минут о склонении имен существительных (а это и есть изменение по падежам).

    Ирина Родила Девочку Веру Толстую Пузатую

    Быстро запомнить падежи русского языка это довольно легко и весело!

    Взять хотя бы этот вариант, он мне больше всего запомнился в детстве.

    Смотреть нужно по первой букве.:

    С легкостью мы можем придумать и свои способы запоминания. Так развивается и наша фантазия. Вот вам мои примеры, которые придумала буквально за пару минут:

    И ди, Р азуйся, Д очка, В озьми Т е П азлы.

    И Р ом, Д а В ино Т еперь П ить.

    И тог: Р азбил Д ревнюю В азу. Т еперь П лати!

    Кстати, выучить падежи можно и с помощью различных игр. Так информация намного лучше укладывается в памяти, игра учебе никогда не помешает! Игры могут быть как словесными, так и компьютерными.

    Мы делали из картона табличку. на ней писали

    И.п кто? что?

    Р.п. (нет) кого? чего?

    Д.п.(дать) кому? чему?

    В.п (винить) кого что?

    Т.п (творить) кем? чем?

    П.п (говорить) о ком? о чем?

    Плюс предложение: Иван родил девчонку велел таскать (а не тащить) пеленку.

    И еще ускоренно говорили как считалку:кто что кого чего кому чего кого что кем чем о ком о чем.

    Табличка до сих пор перед глазами, а прошло черт знает сколько лет (мне 23). Так что думаю она будет эффективна.

    Мы в детстве так запоминали: Иван родил девчонку велел тащить пеленку , каждая первая буква слова обозначает начальную букву падежа. иван - именительный, родил - родительный и т.д.

Падежи – неотъемлемая часть речи, без которой невозможно изучение русского языка. Это та самая база, которую должен знать каждый без исключения. Ведь без знания падежей невозможно правильно говорить, и тем более невозможно правильно писать.

К сожалению, одно только осознание важности не делает информацию более легкой для восприятия и понимания. У многих школьников возникают сложности в процессе обучения, и родителям приходится задаться вопросом: как запомнить падежи?

Команда IQ Клуб с удовольствием поделится с вами методикой, как легко запомнить падежи. Методика разработана опытными учителями и подходит специально для детей младшего школьного возраста.

Легко и быстро запоминаем падежи с IQ Клуб

Всего в русском языке существует целых 6 падежей, вот они:

Быстро запомнить падежи позволит короткий стишок. Вы наверняка слышали его, помните со школьных времен. Что ж, пришло время передать знание своему ребенку!

Стишок поможет запомнить правильный порядок падежей. Обратите внимание ребенка на то, что каждое слово начинается с той буквы, с какой начинается падеж.

Теперь разберем каждый падеж отдельно. Объясните ребенку, что чтобы склонять слово по падежам, нужно задавать вопросы. У каждого падежа свои вопросы.

Именительный падеж

Самый простой падеж, запомнить его легко, так как слово не изменяется. Вопросы: «Кто? Что?».

  • Кто? Слон.
  • Что? Яблоко.

Родительный падеж

Чтобы возвести слово в родительный падеж, нужно задать вопрос: «Нет кого? Нет чего?».

  • Нет кого? Кошки.
  • Нет чего? Вазы.

Если запомнить не получается, попробуйте другой вопрос. Он похож на название падежа: «Вы родители кого? Вы родители чего?».

  • Вы родители кого? Девочки.
  • Вы родители чего? Куста.

Дательный падеж

Вопрос дательного падежа также привязан к его названию: «Дать кому? Дать чему?».

  • Дать кому? Лошади.
  • Дать чему? Ножницам.

Винительный падеж

И снова самый простой способ запомнить вопрос винительного падежа – понять, что вопрос соответствует названию: «Винить кого? Винить что?».

  • Винить кого? Мальчика.
  • Винить что? Лимон.

Творительный падеж

Еще один падеж, вопрос которого звучит, как название: «Сотворен кем? Сотворен чем?».

  • Сотворен кем? Динозавром.
  • Сотворен чем? Деревом.

Предложный падеж

Чтобы задать вопрос предложного падежа, нужно использовать предлог. Обратите внимание, что название падежа как бы подсказывает это. Вопрос: «Говорить о ком? Говорить о чем?».

  • Говорить о ком? О маме.
  • Говорить о чем? О елке.

Самый простой и легкий способ, как запомнить падежи: практиковаться. Назовите любое слово, которое придет на ум, задавайте вопросы и склоняйте его. Просклоняем, например, слово «олень».

Мы надеемся, что теперь вам и вашему ребенку понятно, как запомнить падежи. Команда IQ Клуб желает вам успехов в учебе и отличных оценок. А еще мы приглашаем пройти развивающие курсы, например, по развитию памяти или скорочтению, чтобы дополнительно улучшить успеваемость.