Топ стран с высоким уровнем образования. Рейтинг качества образования в странах мира. Что ещё может понравиться в школе у финнов

Считается эталоном академической подготовки. В основе системы обучения в Великобритании лежат многовековые традиции, но это не мешает ей быть современной и идти в ногу с новыми технологиями.

Дипломы английских школ и вузов ценятся во всем мире, а полученное образование служит отличным стартом для международной карьеры. Ежегодно более 50 тысяч иностранных студентов приезжают сюда учиться.

О стране

Великобритания, несмотря на свою консервативность, является одной из самых преуспевающих стран Европы. Она сыграла важную роль в создании парламентской демократии, развитии мировой науки и искусства, на протяжении нескольких веков именно эта страна была законодателем в мире искусства, литературы, музыки и моды. В Великобритании было сделано множество важных открытий: паровоз, современный велосипед, стереозвук, антибиотики, HTML и многие другие. Большую часть ВВП сегодня составляют сфера услуг, особенно банковское дело, страхование, образование и туризм, а доля производства уменьшается, занимая лишь 18% рабочей силы.

Великобритания - отличное место, чтобы попрактиковаться в английском и не только потому, что это государственный язык. Это также отличная возможность освоить «британский акцент» и познакомиться с культурой этой великой державы. Мифы о британской сдержанности несколько преувеличены - жителям будет интересно пообщаться с вами, а любой продавец в магазине с удовольствием поговорит о погоде и местных новостях перед тем, как выдать чек.

  • входит в топ-20 стран по уровню счастья по мнению аналитиков международного проекта «Сеть решений устойчивого развития» (2014-2016)
  • входит в топ-10 стран мира по уровню жизни Prosperity Index-2016 (5 место по условиям для ведения бизнеса, 6 место по уровню образования)
  • Лондон - 3 место в рейтинге лучших городов в мире для студентов (Best Student Cities-2017)

Среднее образование

Каждая британская школа имеет историю и многовековые традиции, передающиеся из поколения в поколение. Среди выпускников частных школ - члены королевской семьи и выдающиеся люди: принц Уильям и его отец принц Чарльз Уэльский, премьер-министры Великобритании Уинстон Черчилль и Невилл Чемберлен, математик и писатель Льюис Кэрролл, Индира Ганди и многие другие.

Большинство британских школ расположены в маленьких городах или вдалеке от населенных пунктов и окружены великолепной природой, что обеспечивает безопасность проживания и обучения ребят. Классы небольшие, по 10-15 человек, поэтому преподаватель хорошо знает каждого ученика и его особенности. Помимо основной программы важное место отведено творческим и спортивным занятиям - от хоккея на траве до гончарного дела.

Иностранные студенты могут поступить в частную школу-пансион в 14 лет на программу GCSE - программу средней школы, по окончании которой студент сдает 6-8 экзаменов и далее проходит на программы старшей школы A-level или International Baccalaureate (IB) . Если на A-Level школьник выбирает 3-4 предмета для изучения, то на IB – 6 из 6 тематических блоков: математика, искусство, естественные науки, человек и общество, иностранные языки, основной язык и литература. Ребята выбирают обязательные и дополнительные предметы, согласно своим планам на высшее образование. Начиная с 9 класса, со школьниками работают консультанты по поступлению в вуз, которые помогают определиться с направлением обучения, выбрать подходящие университеты и качественно подготовиться к подаче заявления.Диплом старшей школы позволяет ученикам поступать в университеты по всему миру.

Высшее образование

Великобритания - лидер в сфере высшего образования на протяжении уже нескольких веков. Высокое качество образования подтверждается независимыми рейтингами.

Конечно, самые известные вузы с безупречной репутацией, в которые стремятся попасть абитуриенты со всего мира, - это University of Oxford и University of Cambridge. Тем не менее, и другие британские вузы, например, University of Edinburgh, University of Exeter. University of Sheffield дают качественную подготовку во всех областях знания.

  • 6 британских вузов входят в топ-20 по рейтингу QS 2016/2017
  • 7 вузов - в топ-50 по рейтингу THE World University Rankings-2016
  • 8 вузов - в топ-100 Шанхайского рейтинга-2016

Исследовательский центр из Великобритании "The Economist Intelligence Unit" провел широкомасштабное изучение систем обучения в разных странах мира, чтобы выяснить, какая из них самая лучшая.

Топ стран по уровню школьного образования

Исследование проводилось на основании на международной оценки результатов итоговых выпускных экзаменов в течение нескольких лет.

На первом месте, согласно данным британских ученых, находится Финляндия: здесь лучшее образование в мире. И такое признание - не случайность. Уже не одно десятилетие финны претворяют в жизнь масштабные реформы в этой сфере, благодаря которым школьная система страны регулярно выходит на лидирующие позиции в интернациональных рейтингах.

На втором месте - Республика Корея, а замыкает тройку лидеров Гонконг. На четвертой и пятой позиции - Япония и Сингапур соответственно. В первой десятке также оказались: Соединенное Королевство, Швейцария, Новая Зеландия, Нидерланды и Канада.

В чем секрет финского образования?

Многие отличительные черты образовательной системы Финляндии, могут показаться неожиданными и противоречащими традиционным представлениям, однако именно благодаря им в этом государстве самое лучшее образование.

  • Финские дети начинают ходить в первый класс только когда им исполниться семь лет. В то время как, например, в США в большинстве штатов поступают в начальную школу уже в пятилетнем возрасте.
  • Школьникам практически не задают заданий на дом, у них даже нет дневников.
  • В финских школах учеников не разделяют на сильных и слабых. Формирование элитных классов и школ запрещается. Ребята с ограниченными возможностями учатся в общем потоке, вместе со своими одногодками.
  • Первые 6 лет здесь совсем не оценивают знания учеников, а первый экзамен (аналогичный нашему ЕГЭ) они сдают лишь перед окончанием учебы.
  • Уровень обучения во всех школах страны приблизительно одинаковый. Все школьники имеют возможность получить образование одинакового качества, невзирая на то, живут ли они в небольшой деревеньке или в мегаполисе.
  • В Финляндии учитель стоит на той же ступеньке социальной лестницы, что и юрист или, скажем, инженер. Заработок школьного преподавателя финского языка, имеющего нагрузку около 20 часов в неделю, находится на уровне примерно 3600 евро. А у учителей-предметников старшего звена зарплата еще выше.
  • И наконец, в школах здесь все бесплатно: само обучение, транспорт (при необходимости), учебные пособия и канцтовары, питание (обед и два перекуса) и даже медицинское обслуживание.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчета Индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Москва, 31 августа - "Вести.Экономика". Получить хорошее образование хотят практически все. Родители стремятся найти лучшую школу для своих детей, кто-то выбирает хороших учителей. А кто-то поступает совсем радикально – меняет страну проживания, чтобы получить доступ к хорошему образованию.

Традиционно считается, что азиатские и скандинавские страны являются лучшими в плане образования.

Ниже мы расскажем о странах, образование в которых считается лучшим в мире, в том числе и потому, что на образование выделяются значительные средства из бюджета страны.

1. Южная Корея

Япония и Южная Корея являются главными конкурентами за первое место в рейтинге стран с лучшим образованием.

Однако пока Южная Корея обгоняет Японию, несмотря на то что Япония много инвестирует в образование.

Ученики в Южной Кореи ходят в школу семь дней в неделю.

На 2018 г. был предложен бюджет в размере 429 трлн вон (US$382.6 млрд) на образование, что на 7,1% больше чем 400,5 трлн вон, которые были направлены на образование в 2017 г.

Уровень грамотности в стране - 97,9%, из них 99,2% - мужчин, 96,6% - женщин.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $35 938,37 в 2018 г.

2. Япония

Эта страна – центр развития технологий, и именно здесь молодые люди получают одно из лучших типов образования в мире, так как образование в стране дает не только глубокие знания, но и опыт их применения на практике. ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $39 002,22 в 2017 г.

Как сообщил СМИ премьер-министр страны Синдзо Абэ, на образование в 2018 г. Япония выделяет почти 4 трлн иен ($35,6 млрд).

3. Сингапур

Эта страна славится сильным начальным образованием, в связи с этим и занимает третье место в рейтинге стран с лучшим образованием в мире.

Бюджет образования в 2017 г. в Сингапуре оценивается в 12,7 млрд сингапурских долларов.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $85535,38 в 2017 г.

4. Гонконг

Система школьного образования в Гонконге очень напоминает британское образование.

Начальное, среднее и высшее образование имеет высокие рейтинги на международном уровне.

Преподавание ведется на китайском и английском языках.

Уровень грамотности в стране - 94,6%.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $56054,92 в 2017 г.

Образовательный бюджет на 2017-2018 финансовый год составил 88 507 млн гонконгских долларов.

5. Финляндия

Финляндия – страна, образование которой традиционно считается одним из лучших, однако она проигрывает своим азиатским конкурентам.

Годовой образовательный бюджет составил 13 063 млн евро в 2016 г.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) – $ 40585,72 в 2017 г.

6. Великобритания

Образование в Великобритании довольно непросто оценивать, так как большую роль играет местная администрация, под началом которой находятся вопросы образования в каждом отдельном регионе.

Власти Шотландии, Англии, Уэльса и Северной Ирландии индивидуально оценивают состояние образования, а кроме того, управляют образованием скорее исходя из региональных интересов, а не руководствуясь единым законодательством для всего королевства.

Однако эксперты оценивают образование в Великобритании как одно из лучших в Европе, а в мире страна занимает шестое место.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) – $ 39753,24 в 2017 г.

Годовой образовательный бюджет составил 84,9 млрд фунтов стерлингов в 2017 г.

7. Канада

Преподавание идет на английском и французском языках. Уровень грамотности в стране очень высокий - 99% (как среди мужчин, так и среди женщин).

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 44017,59 в 2017 г.

8. Нидерланды

Нидерланды имеют одну из лучших систем образования в Европе, однако эксперты отмечают ряд недостатков, в частности недостаточный объем инвестиций и некачественное управление высшим образованием.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 48472,54 в 2017 г.

9. Ирландия

Уровень грамотности в стране - 99% как для мужчин, так и для женщин.

Образование в стране бесплатное как для начального уровня, так и для средней школы.

Однако студенты из Европейского союза должны платить за образование в ирландских вузах.

Ирландское правительство выделяет на образование ежегодно 8,759 млрд евро.

10. Польша

Польское министерство образования занимается всеми вопросами образования.

В Польше одна из лучших систем образования в Европе, а в мире страна замыкает первую десятку.

В 2017 г. 16 млрд злотых было направлено только на развитие высшего образования в стране.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 27216,44

11. Дания

Система образования Дании включает в себя начальное, среднее, высшее образование, а также профессиональную переподготовку и переквалификацию.

Дети до 16 лет получают обязательное образование. Дальнейшее не является обязательным, однако 82% выпускников школ стремятся его получить.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $ 46682,51 в 2017 г.

12. Германия

Германия стремится выстроить одну из лучших систем образования в мире. Вопросы образования решаются на местном уровне.

Детские сады являются необязательными, а вот школьное образование обязательно для всех детей.

Кроме того, немецкие университеты считаются одними из лучших в мире и регулярно занимают высокие места в международных рейтингах.

ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) - $45229,25 в 2017 г.

13. Россия

Эксперты отмечают, что у России множество возможностей улучшить свои показатели в рейтинге, так как образование в стране сталкивается с рядом проблем.

Тем не менее уровень грамотности очень высок – почти 100%, это один из самых высоких показателей в мире.

Бюджет на образование в 2018 г. составил 663 млрд руб.

На страницах британского издания The Times недавно был опубликован рейтинг ведущих систем образования в мире. Данные рейтинга были составлены на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая включает проведение тестов с целью изучения уровня грамотности школьников и их умения применять свои знания на практике.

В ходе тестов проверяется уровень образованности учащихся в возрасте 15 лет, тестирование проводится раз в три года. Впервые рейтинг PISA был составлен в 2000 году, и тогда первую строчку в нем заняла система образования Финляндии. Через 12 лет ситуация практически не изменилась, и по-прежнему на первом месте остается Финляндия. Как ни странно, места со второго по пятое заняли системы образования таких экзотических стран, как Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур.

Учебные заведения Великобритании по результатам тестов PISA заняли лишь 6 место, следом за ней идут Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Ни Россия, ни США не смогли войти даже в первую десятку рейтинга.

Попробуем разобраться, что предшествует успеху систем образования, занявших лидирующие позиции в рейтинге PISA.

Финляндия

По достижении 7-летнего возраста финские дети в обязательном порядке идут в школу. За год до этого они могут получить предварительное начальное образование в детском саду или в школе, но это не обязательно.

Первые шесть лет учебы финские школьники не получают оценок, поэтому им не приходится часами засиживаться за домашним заданием и сдавать экзамены. В школе дети занимаются все вместе, независимо от имеющегося у них уровня знаний. Во многом именно по этой причине между способными и бездарными учениками разница не является такой ощутимой.

В каждом фиском классе может быть не более 16 человек. Благодаря этому учитель может уделить больше времени конкретному ученику, а школьник, в свою очередь, будет занят выполнением конкретного задания, а не переспросами преподавателя о том, что ему не понятно.

Если сравнивать с США, где дети в основной школе проводят на переменах в среднем по 29 минут, в Финляндии это время увеличено практически в 2,5 раза и достигает 75 минут в день. При этом в графике учителя стоит не более 4 часов занятий в день. Также преподавателям выделяется время, которое используется исключительно для их профессионального роста, это порядка двух часов в неделю.

К слову, в Финляндии профессия учителя является одной из наиболее уважаемых, причем от преподавателей также требуют многого. Например, у каждого финского учителя должна быть степень магистра, а чтобы получить свою первую работу, преподаватель должен входить как минимум в 10% лучших выпускников на своем курсе.

О престиже профессии говорит и число претендентов на должность учителя: так, в 2006 году конкурс на одно учительское место в основной школе составил 100 человек, при этом уровень заработка преподавателей в среднем по стране составляет порядка 25 тысяч евро в год.

Южная Корея

Школьный период для корейских детей начинается по достижении ими шести лет, до этого они могут получить начальное образование в детском саду, куда их можно отправить уже с трех лет, но это не обязательно.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обучаются в начальной школе, после этого они переходят в неполную среднюю школу, где обучение длится по достижении ребенком 15 лет. Как правило, начальную и неполную среднюю школу дети выбирают, ориентируясь на ее близость к дому. Затем, когда уже встает выбор между профессиональным и академическим образованием в старшей средней школе, они могут пойти в другое учебное заведение.

В период обучения ребенка в начальной школе с классом занимается один учитель. В списке учебных дисциплин для детей этого возраста обязательно присутствует математика, этика, корейский язык, основы общественных и естественных наук, а также рисование и музыка. В дополнении к этому учитель должен в обязательно порядке донести до школьников знания, которые помогут детям решать разнообразные проблемы, дети обучаются традициям и культуре страны, также в них закладываются основные жизненные принципы, основанные на реальных производственных примерах.

В неполной средней школе, куда дети переходят по достижении 12 лет, к ним предъявляются более серьезные требования. Так, график занятий школьников рассчитан на 14 часов в день в течение 5 дней в неделю, а общее количество учебных часов ежегодно достигает тысячи. При этом количество учащихся в одном классе может увеличиться до 35 человек. Переход в следующий класс в школах Южной Кореи основан исключительно на возрасте учеников, поэтому никаких экзаменов здесь нет. Вступительные испытания ждут школьников только по достижении ими 15 лет, когда им нужно будет поступать в школы старшего среднего звена. Вместо экзаменов учителя оценивают успеваемость каждого подростка по отдельным предметам, его внеклассную работу, посещаемость, особые достижения, а также нравственное развитие. Все эти данные не используются до того момента, когда подросток примет решение о своем дальнейшем обучении.

В Южной Корее профессия учителя является достаточно почетной, что в первую очередь определяется стабильностью работы, хорошими условиями труда и высоким заработком. Например, в среднем по стране зарплата учителя составляет до 41 тысячи евро в год, а за счет дополнительного стимулирования эта сумма может увеличиться до 62 тысяч евро. Для получения должности кандидат на учительское место должен имеет степень бакалавра, а также входить в 5% лучших выпускников своего университета.

Гонконг



Структура гонконгской системы образования во многом схожа с южнокорейским вариантом. В этой стране будущие школьники с трех лет могут пойти в частный детский сад, по достижении 6-летнего возраста ребенок идет в начальную школу, 12-летнего - переходит в неполную среднюю школу, где он учится до 15 лет, и далее проводит еще 2 года в старшей средней школе.

В отличие от Южной Кореи, в Гонконге школьники в 50% выбирают заведения не по географическому принципу и близости их расположения к дому. Как правило, порядка 60% мест в каждой школе резервируется под детей преподавателей, а также родных братьев и сестер тех учеников, которые уже обучаются в данном заведении.

В начальной школе дети не сдают никаких экзаменов. До 2012 года в системе образования Гонконга было предусмотрено только 2 экзамена: первый - по окончании неполной средней школы, второй - после обучения в старшей средней школе. Но с 2013 года водятся изменения, и теперь школьника нужно будет сдать всего один экзамен - после завершения всего цикла обучения.

Гонконгские школьники могут выбрать для себя одну из нескольких программ обучения: учиться в утренние часы, в послеобеденное время или же на протяжении всего дня. В большинстве учебных заведений приоритетным является именно последний вариант. В некоторых программах помимо основных дисциплин внимание уделяется и успехам школьника вне стен учебного заведения. Занятия в школах проводятся на китайском языке, в качестве дополнительного второго языка используется английский.

Гонконгская система образования в последние годы существенно модернизирована, здесь, как и в Южной Корее, большое внимание уделяется замене бумажных носителей информации цифровыми.

Несмотря на то, что количество учащихся в одном классе может достигать 40 человек, в графике занятий преподавателя стоит не более 10-12 часов в неделю.

Япония



Как и в других школах азиатского региона, в Японии структура школьного образования практически не отличается от описанных выше. Ребенка ждут три года в детском саду (по желанию), затем 6 лет в начальной школе, после нее он проводит 3 года в неполной средней школе и завершает свое обучение тремя годами в старшей средней школе. Причем в обязательную программу обучения входит только начальная и неполная средняя школа. После этого, по достижении 15-летнего возраста он может и вовсе прекратить свое обучение. Однако, как показывает статистика, почти 95% японских школьников все же идут в старшую среднюю школу.

Программа обучения в этой стране практически ничем не отличается от обычной, в ней присутствуют предметы, направленные на изучение родного языка, математики, литературы, общественных наук, музыки и физкультуры. В дополнение к ним могут идти нравственное воспитание и самоконтроль.

Обучение в начальной и неполной средней школе осуществляется по принципу «целостности», когда в каждый момент времени ученики сосредоточены на решении одной и той же задачи. Но, несмотря на это, занятия редко носят лекционный характер, больше они похожи на совместное изучение и обсуждение изучаемого вопроса в рамках отдельных проектов и общих заданий.

Если до недавнего времени школьники были вынуждены учиться по 6 дней в неделю и выполнять колоссальный объем домашней работы, дополнительно уделяя время еще и занятиями с репетитором, особенно в период подготовки к экзаменам, то благодаря новым реформам теперь они учатся 5 дней в неделю. Однако объем домашней работы от этого не уменьшился.

В японских школах обязательными являются два экзамена: по окончании неполной средней школы и по завершении обучения в средней старшей школе. Причем результаты таких испытаний во многом определяют то, куда ученик попадет на следующей ступени обучения. Оценка знаний осуществляется на основании разнообразных тестов и домашних работ. Причем классный руководитель становится наставником, который помогает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

В Японии учителя - достаточно уважаемые люди, и получить такую профессию очень сложно. Например, из всего количества желающих получить эту профессию реально получают диплом учителя только 14%, из них только 30-40% находят себе работу в школах.

Учитель с 15-летним стажем в этой стране может получать порядка 38 тысяч евро в год, причем время, проведенное перед аудиторией, у них почти в 2 раза меньше, чем у их американских коллег (27% против 53% в США).

Сингапур



Школы Сингапура принимают на обучение детей в возрасте от шести лет. Структура образования здесь выглядит следующим образом: обязательной является начальная школа, где дети проводят 6 лет, далее следует средняя школа, насчитывающая массу вариантов, и завершает процесс обучения предуниверситетский курс.

В основной школе дети учатся до достижения ими 12 лет, здесь им преподают родной язык и в обязательном порядке английский язык, математику и множество других мелких, но не менее важных предметов, таких как музыка, физкультура, эстетическое воспитание и прочие. Завершив обучение в начальной школе, дети сдают обязательный экзамен - Primary School Leaving Examination.

Сдав экзамен, они, в принципе, на этом могут и закончить свое обучение, но в подавляющем большинстве подростки все же переходят на следующую ступень. В средней школе программа разделяется на несколько видов, среди них: специальный курс длительностью 4-6 лет, экспресс-курс продолжительностью 4 года, нормальный академический курс продолжительностью 5 лет, нормальный технических курс, рассчитанный на 4 года, и предпрофессиональный, который занимает 1-4 года.

После прохождения обучения в средней школе ученики получают Генеральное свидетельство об образовании, тип которого зависит от изученного курса (уровни в порядке возрастания N, O и A). Получив такой документ, они могут прекратить обучение либо продолжить его в университете, получив затем свидетельство категории «A».

На должность учителя в Сингапуре принимают далеко не каждого. Как правило, отбор осуществляется из 30% лучших выпускников вузов. Однако их не всегда могут взять, так как конкурс на учительские места всегда очень большой.

Средняя зарплата сингапурского преподавателя находится на уровне 35 тысяч евро в год, причем здесь существует определенная система бонусов, которая позволяет увеличить заработок вплоть до 30% от зарплаты. Бонусы рассчитываются ежегодно и зависят от результатов проверки деятельности учителя, в ходе которой оцениваются его профессиональные качества, имеющийся потенциал и активность участия в жизни учебного заведения.

Великобритания



На британскую систему образования рейтинги PISA практически не оказывают никакого влияния. В плане обучения эта страна всегда была, есть и будет популярной из-за элитарности здешних школ, особенно в том случае, если речь заходит о школе-интернате с вековой историей.

В большинстве своем подобные учебные заведения принадлежат к классу элитных, так как туда принимают далеко не каждого, да и в плане финансов обучение в них будет по силу только хорошо обеспеченным людям. С другой стороны, школы-интернаты в Великобритании часто разделены по половому признаку: либо для девочек, либо для мальчиков. За раздельное образование приводится массу доводов, как, впрочем, и за совместное, поэтому определяющего значения здесь не имеют ни те, ни другие.

В целом, обучение в Великобритании начинается с 5 лет. В начальной школе дети находятся до достижения ими возраста 12 лет. Как правило, домашние задания на этом этапе обучения отсутствуют. Подобное было введено только в 2012 году, когда учителям предоставили возможность самостоятельно решать, задавать детям домашние задания или нет. На этапе обучения в начальной школе проверка успеваемости по предметам осуществляется в форме сдачи эссе или проекта, после завершения курса обучения следует экзамен - Common Entrance Examination. Его успешная сдача открывает перед учеником двери в среднюю школу, по окончании которой (в 16 лет) подросток сдает очередной экзамен GCSE на получение Сертификата об общем среднем образовании. Этот сертификат в обязательном порядке должен быть у каждого подростка Великобритании.

Главной особенностью британских школ является жесткая привязанность к традициям обучения в этой стране. Так, неотъемлемыми атрибутами являются школьная форма, участие учеников в благотворительных акциях и регулярная социальная работа. В классах с детьми до достижения ими 8 лет занимается один учитель, затем постепенно появляются учителя по отдельным предметам, главная задача которых - подготовить школьников к сдаче обязательного экзамена.

Программа обучения в закрытых школах-пансионатах может разрабатываться индивидуально для каждого ученика или для группы школьников, собранных по способностям. Здесь нередко преподают дополнительные предметы, которые могут отсутствовать в обычной школе. Подобное не воспрещается, поскольку для частных школ действует отдельный регламент обучения, позволяющий учебным заведениям формировать собственную программу. Так, составляется определенный минимум, к которому ученик может прибавить нужные ему дополнительные курсы.

Голландия



В Голландии ребенка можно отправить в дошкольное учреждение с 3-4 лет, с 5 до 12 лет он уже обязательно должен пойти в начальную школу, после окончания которой ему предстоит сдать экзамен.

В зависимости от результатов экзамена, подросток дальше может выбрать подготовительное среднее образование (VMBO) длительностью 4 года, общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) продолжительностью 5 лет, либо предуниверситетское образование (VWO), рассчитанное на 6 лет. Программы первых двух лет обучения по этим направлениям практически идентичны, что сделано для того, чтобы пдросток смог легко поменять свой курс, если вдруг он по каким-то причинам передумал. С 2007 года обучение по одной из описанных выше программ для всех учеников Голландии является обязательным.

Образовательные стандарты в этой стране разрабатывает Министерство образования, культуры и науки, однако любая школа может дополнить одобренные программы любыми предметами на свое усмотрение. В начальной школе детям преподают сразу три языка: голландский, фризский и английский. В добавление к ним идут математика, общественные науки, а также рисование и физкультура. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом в виде теста, который ориентирован в первую очередь на выявление способней конкретного ученика в определенных дисциплинах. Кроме этого, учителя вместе с директором составляют отчеты по каждому ученику, которые учитываются при поступлении подростка в среднюю школу.

Знания учеников оцениваются практически так же, как и в российских школах: голландские школьники получают оценки за домашнюю работу, работу в классе и за устные экзамены. Активное участие в жизни школ принимают и родители учеников, что позволяет им вникать в учебные вопросы, контролировать успеваемость своих детей и при необходимости направлять их в нужную сторону.

Тем не менее, несмотря на все успехи голландских школ, они испытывают явный дефицит хороших преподавателей. И это даже несмотря на то, что средняя зарплата преподавателя в этой стране составляет порядка 60 тысяч долларов в год. Правительство очень внимательно следит за этим, а также постоянно делает шаги в сторону модернизации системы.

Школы Кипра

На Кипре система образования представлена школами начального и среднего звена. Также на острове функционируют школы профессионального обучения, ориентированные на подготовку квалифицированного персонала для производства и туристического бизнеса.

Как правило, начальным этапом обучения является дошкольное образовательное учреждение. На Кипре это может быть государственный, частный или общественный детский сад (последние организуются и финансируются родительскими ассоциациями). В 5,5 лет ребенка уже ждут в начальной школе. Здесь, с 1 по 3 класс, их обучать базовым навыкам письма, чтения и счета, в 4-5 классах к этим предметам добавятся занятия по иностранным языкам (это могут быть английский, французский, арабский, армянский, а некоторые школы Лимассола преподают даже русский язык), музыка, физкультура и разные предметы гуманитарного профиля.

После начальной школы дети переходят на следующую ступень и в течение трех обучаются уже в гимназии. Это второй этап из обязательного девятилетнего образования, принятого на Кипре.

После гимназии подростки могут прекратить свое образование или же перейти в лицей факультативных занятий, имеющих определенную предметную специализацию. Поскольку такие школы Кипра исключены из обязательной программы, обучение в них является платным. Здесь подростки изучают три группы предметов, среди которых основные (они для всех обязательны), специальные и факультативные. Выбор возможен из классических наук, дисциплин гуманитарного профиля, предметов физико-математической направленности, экономики и иностранных языков.

В качестве альтернативных среднему образованию являются частные школы, принимающие учеников на платной основе. Некоторые из них в программе обучения делают акцент на изучение иностранных языков, самыми популярными из которых являются французский, английский и итальянский.