Петр первый как историческая личность и государственный деятель в трудах соловьева с.м. Петр I: Реферат: Историческая личность

Петровская эпоха — это интереснейший период российской истории. Россия меняется и укрепляется, становится великой империей. В стране проходят реформы одна за другой. Достигнуты колоссальные успехи в промышленности и экономике. В стране идут постоянные войны, что неудивительно, ведь именно войны Петр I считал необходимыми для завоевания выхода к морю и усиления России. Сам Петр, бунтарь и реформатор, заставляет одних восхищаться им, других же приводит в бешенство. Ведь он дал настолько мощный толчок развитию своей страны, что, как говорят историки, «едва не сломал ей хребет».

  • - Развитие страны и превращение ее в европейскую державу требовало не только многочисленных реформ, но и экономической независимости во внешнеторговых отношениях. Для этого империи требовался выход к морским берегам.
  • - Историки называют внешнюю политику Петра безупречной. Он показывает себя лояльным союзником и человеком, который держал свое слово. В военном деле Петр был гениальным организатором и полководцем. В результате проведенных реформ российская армия не только увеличилась, но и качественно изменилась в лучшую сторону.
  • - Личность Петра, как и его реформы, потомки и современники оценивают неоднозначно. Отдавая все силы службе государству, Петр требовал того же от своих подчиненных. В государственном управлении стремился ввести принцип законности. Петр потерпел много неудач, велики были жертвы, но также велики были его достижения.
  • - Петр всячески старался придать офицерам привилегированное положение, сделать их элитой общества. За особые заслуги военных награждали орденами. Армия при Петре не испытывала трудностей с оружием и продовольствием. Большое значение придавалось дисциплине и несению караульной службы.
  • - После неудачной попытки найти путь в Индию через Среднюю Азию, Петр решает зайти с другой стороны. В результате персидского похода к России было присоединено побережье Каспийского моря. Однако приемники Петра не видели в этом выгоды. После смерти Петра русские войска были выведены с завоеванных земель.
  • - Огромным успехом России был заключенный в 1721 г. Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия получала земли на побережье Балтийского моря, решив, таким образом, важную внешнеполитическую задачу. Швеция утратила статус великой державы. Границы России отодвинулись далеко на запад, на Балтийском море появился мощный военный флот.
  • - В 1712 г. Россия продолжает войну и ведет успешные действия, одержав ряд побед. Петр вел переговоры с королем Швеции о союзе, однако король погибает, а его сестра решает продолжить войну с Россией. Начинаются активные боевые действия на море. Русский флот одерживает победу у Гренгама, что становится последним сражением войны.
  • - Несмотря на возникшие проблемы со снабжением, Петр решает двигаться вперед. Турецкий султан предлагает ему мир в обмен на земли, Петр отказывается и начинает наступление. «Союзники» России бежали в первом же сражении, положение русской армии становится тяжелым, однако турки соглашаются на переговоры, в результате которых был заключен крайне невыгодный для России Прутский мир.
  • - После победы над шведами Петр решает продолжить завоевание Балтийского побережья. В 1710 г. была окончательно покорена Лифляндия, захватом Выборга и Кексгольма создан плацдарм, надежно прикрывший Санкт-Петербург. Однако дальнейшие успехи русского оружия были остановлены в результате происков Карла XII в Турции.
  • - 28 сентября в битве при Лесной шведские войска были наголову разбиты и понесли большие потери. После нескольких неудачных попыток захватить Белгород, Карл решает захватить Полтаву. Однако осада не приносит успеха. 27 июня состоялся решающий бой. В результате шведская армия была полностью разгромлена, Карл бежал к туркам.
  • - Русские войска продолжали боевые действия на западном направлении. Под Головчино Русская армия терпит поражение в результате неправильного выбора позиции. В дальнейшем ситуация сложилась благоприятно для русских. Карл, не имея вестей от генерала Левенгаупта, отступил на Украину.
  • - К началу Северной войны русская армия была недостаточно подготовлена и понесла большие потери. После этого по приказу Петра началось лихорадочное строительство промышленных предприятий, было завершено оформление рекрутской системы. Благодаря этому, а также более эффективной тактике, вскоре русская армия одержала ряд побед, захватив стратегически важные территории и закрепившись на них.
  • - Первоочередной задачей для Петра Первого было обеспечение России надежного выхода к морю. Архангельск на севере и Азов на юге не решали в полной мере эту задачу. Так как Черное море, по мнению Петра, представляло множество неудобств, его основное внимание было направлено на Балтику.
  • - Петр стремился не просто ввести в России европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение до европейского уровня. Для этого молодых людей отправляли учиться за границу. Были созданы различные учебные заведения. Массово печатались книги светского содержания, было положено начало периодической печати. В столицах по приказу Петра устраивали вечерние публичные собрания.
  • - Высокие военные расходы вынуждали Петра искать новые источники государственных доходов. С 1704 г. вводится бесконечный ряд новых налогов. Для повышения производительности и качества народного труда Петр принимал ряд мер по повышению качества и производительности труда в сельском хозяйстве, заботился о развитии горного дела, крупной фабрично-заводской промышленности и достиг в этих направлениях немалых успехов.
  • - При Петре Первом исчезает боярство. Должностных лиц он назначал, не считаясь с происхождением. Служебная повинность дворянского сословия не только не облегчилась, но и стала более тяжелой, чем в Московском государстве. Отношения крестьян и помещиков законодательством Петра не регулировались, однако введение «подушной подати» ухудшало положение крестьян.
  • - Петр Первый видел в своем сыне Алексее будущего наследника. Однако Алексей не разделял взглядов отца и отказывался от престола, впоследствии сбежав за границу. Петр обманом убедил его вернуться в Россию, где Алексей был арестован и умер от пыток. После смерти Петра Первого вопрос о престолонаследии стал спорным.
  • - В результате церковной реформы, проведенной Петром, патриаршество было заменено коллегиальной формой управления. По мнению историков, события, пережитые Петром в детские годы, оказали существенное влияние на его личность. Поэтому его стремление обустроить все по западному образцу коснулось и церкви.
  • - После Азовских походов Петр убедился в малой пригодности войск к военным действиям. В 1698 г. начинается военная реформа. Изменился принцип комплектования войск, большинство командных должностей было отдано иностранцам. В 1703 г. начинается подготовка к созданию военно-морского флота.
  • - В процессе проведенной Петром реформы государственного управления боярская дума была заменена Сенатом. Были учреждены государственные контролирующие органы. В 1708 г. Россия была разделена на 8 административных округов, названных губерниями. Предпринимались попытки создания городского самоуправления.
  • - В 1705 г. после распоряжения о новых чрезвычайных налогах в Башкирии вспыхивает восстание, в результате которого пострадали не только царские чиновники, но и простые крестьяне. Были разорены сотни русских деревень. Башкиры вели переговоры о переходе под власть крымского хана. Подавить бунт удалось только в 1711 г.
  • - Петр I недоволен поселениями на Дону и отправляет туда отряд во главе с князем Долгоруким. Против правительственного войска выступили донские казаки. Возглавили войска казаков Кондратий Булавин и Лукьян Максимов. Среди казаков не было единства и они были разбиты.
  • - Жители Астрахани недовольны правлением воеводы и высокими налогами, которые он ввел. В 1705 году начался бунт, в результате которого убиты члены астраханского правления, в том числе сам воевода Ржевский. Все указы и налоги, введённые Ржевским были отменены.
  • - На российских мануфактурах использовался принудительный труд крепостных, бездомных, осужденных. Некоторые мануфактуры в стране, в первую очередь металлургические, полностью обслуживались только ими. Связано это с тем, что труд в металлургии был изнурительным.
  • - Удачи в промышленности России при Петре I. Растет продажа металла. Быстрое развитие Урала, строительство новых металлургических заводов. Металл необходим для российской армии и флота. Строительство мануфактур за счёт казны. Льготы для всех успешных мануфактур.
  • - Слой крепостных крестьян России был неоднороден. Среди них были и зажиточные крестьяне и бедняки. Крестьяне могли заниматься промыслами в городе: торговлей или работой на мануфактурах. Немногим удавалось разбогатеть и они могли выкупить себя и свою семью.
  • - Знать при Петре получала большие владения земли. Крестьяне платили помещикам натуральный и денежный оброк, отрабатывали на их землях барщину. Положение крестьян ещё больше ухудшилось, когда правительство перешло к подушному налогообложению (вместо подворного).
  • - В 1724 году издан таможенный тариф, который увеличивал торговый баланс России за счёт большой пошлины с иностранцев. Пошлина на товары, которые не производились в России, составляла 10 %. Самую большую пошлину платили за ввоз железа, шелка, воска и парусины.
  • - В российских городах быстрыми темпами развивается ремесло, но уровень развития ремесла очень сильно отстаёт от европейского. Ремеслом в городе занимаются в основном бывшие крестьяне. Знаменитые российские ярмарки и их особенности. Расширение торговли с Европой.
  • - Контроль государства абсолютно над всеми сферами жизни. Развивается торговля между российскими городами. Расширяются торговые связи с Востоком. Государственная монополия на торговлю привела к пополнению казны, однако одновременно «расцветает» контрабанда в стране.
  • - Российская торговля продолжает развиваться, однако страны Европы пытаются оказывать давление на страну. Россия пытается сохранить независимость в торговле и диктовать свои условия. Российские купцы поворачиваются лицом к восточным странам, которые наиболее открыты.
  • - Длительное отсутствие государя, как и следовало ожидать, привело к восстаниям и попыткам перевернуть власть. Однако, по возвращении, молодой Петр I проявил все задатки сильного правителя, которого ждали впереди великие свершения. Он объявил «стрелецкий розыск».
  • - Царю следовало себя проявить и в качестве великого полководца. Отчасти именно поэтому был совершен Азовский поход, ставший знаменательным событием в российской истории. Он укрепил Петра I на троне, а также имел далеко идущие последствия для самого государства.
  • - Софья, старшая сестра будущего императора Петра I, страстно желала власти, но морально была не готова к ней. В итоге годы перед восшествием царя были полны смуты и противоречий, а также бунтов и восстаний. В такой атмосфере воспитывался будущий великий государь.
  • - Первые годы правления Петра I отличались сложностью и противоречивостью. Россия в конце XVIIв была вовсе не той страной, какой она стала к концу правления императора. Какой она досталась еще совсем молодому Петру, становится ясно из дальнейшего повествования.
  • - Какие именно нововведения и преобразования внедрил император в жизнь русского народа? Все, что поменялось с его правлением, исчезло навсегда, появилось и устоялось в политике, экономике, быту стало толчком для дальнейшего развития государственности в России.

Цели:

  1. Создать условия для знакомства с деятельностью сподвижников Петра I.
  2. Развивать умение решать познавательные задания, давать оценку деятельности исторической личности.
  3. Способствовать углублению исторических знаний детей.
  4. Воспитывать чувство уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование:

  • портреты Меншикова А.Д., Шереметева Б.П., Голицына М.М.;
  • карточки со словами “Официально”, “Интересно”, “Субъективно”, “Кратко”, “Генералиссимус”, “Фельдмаршал”;
  • картина Сурикова “Меншиков в Березове”;
  • раздаточный материал: листы с пословицами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с выдающимися, легендарными людьми эпохи Петра I. Эпоха Петра – время грандиозных преобразований. Великая эпоха требовала и великих деятелей. Рядом с необыкновенной личностью Петра их было немало. Их называли “птенцы гнезда Петрова”. Люди эти часто не отличались знатным происхождением и образованием. Но они были умны, талантливы, энергичны и стремились внести свой вклад в дело преобразования России.

Один из самых ярких представителей той эпохи, без которого немыслим XVIII век, это Александр Данилович Меншиков (показ портрета) . А.С. Пушкин назвал его “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”.

Действительно ли он был счастливым баловнем судьбы или нет?

2. Рассказ учащихся о Меншикове А.Д. (1673–1729).

(Учащиеся заранее готовят информационный блок о историческом деятеле .)

Официально

Меншиков А.Д. – государственный деятель, граф, светлейший князь, генералиссимус, ближайший сподвижник Петра.

Меншиков был почти ровесником Петра – он родился 6 ноября 1673 года. О его происхождении до сих пор нет точных сведений. Отцом Меншикова был человек низкого происхождения – крестьянин или придворный конюх. Сам Меншиков сумел добиться симпатии и доверия Петра. Алексашка участвовал в “потешных” военных маневрах, служил в Преображенском полку, сопровождал Петра в Азовских походах, в Великом посольстве в Западную Европу, прекрасно проявил себя в Северной войне (он участвует почти во всех крупных сражениях). Например: в 1703 году состоялось первое морское сражение со шведами. Руководил сражением сам Петр. Под его командованием захватывают один из шведских кораблей “Астрильд”. Второй корабль – “Гедан” – был захвачен командой, которой руководил Меншиков. За эту победу царь и его сподвижник были по решению Воинского совета награждены орденами Святого Андрея Первозванного. Прекрасно проявил себя Меншиков А.Д. и в Полтавской битве. После этого сражения он был произведен в генерал-фельдмаршалы.

Природная смекалка, усердие, храбрость на поле боя, личная привязанность царю сделали Александра Даниловича незаменимым для Петра. Меншиков становится вторым лицом государства и первым советником царя. Деятельность его была поистине активна: он руководит строительством Санкт-Петербурга и Кронштада; участвует в создании военного флота России; когда Петр в отъездах, занимается воспитанием царских детей...

Вместе с размахом деятельности Меншикова возрастали и его честолюбие, страсть к обогащению. Он все чаще и чаще присваивает себе казенные средства. Чины, награды, пожалования вотчинами, подарки от разных лиц сыпались на Меншикова дождем. Меншиков становится самым богатым человеком государства. Петр часто прощал своему любимцу долги и хищение казны. Однако, к концу своей жизни Петр уже не считал Меншикова своим ближайшим другом.

После смерти Петра в 1725 году Александр Данилович с помощью гвардии возвел на престол его вдову Екатерину Алексеевну и стал фактическим правителем страны. Власть Меншикова практически была безгранична, богатства тоже.

Александр Данилович Меншиков предпринимает попытку породниться с царской фамилией: он пытается выдать одну из своих дочерей Марию (15 лет) замуж за внука Петра I – Петра II (12 лет). Но Петр II находился под сильным влиянием князей Долгоруковых и Голицыных – конкурентов и недоброжелателей Меншикова.

В сентябре 1727 года по настоянию Долгоруковых Меншикова арестовали и через год отправили в ссылку – в далекий, глухой сибирский городок Березов (рассматривание картины Сурикова) . Его лишили всех чинов и орденов, все имущество было конфисковано (90 тыс. крепостных, 14 млн рублей, много городов...).

По дороге в Березов скончалась жена Меншикова – Дарья Михайловна. Несколько позже умерла от оспы старшая дочь – Мария. Младшие дети – сын Александр и дочь Александра – после смерти Меншикова в 1729 году были возвращены из ссылки в столицу.

Но несмотря на недостатки этого человека, вклад его в деле преобразования России очень велик. Велики его военные заслуги. Меншиков – это была личность яркая, неординарная, противоречивая – как сама эпоха!

Интересно

  1. В детстве Меншиков был отдан в учение к пирожнику в Москве. Алексашка до 1686 года торговал пирожками на московских улицах.
  2. Интересен вопрос об образовании Меншикова. Современники-иностранцы писали о том, что Меншиков до конца жизни оставался неграмотным: он не умел читать, писать, хотя неплохо говорил на иностранных языках. В архивах не сохранилось ни одного текста, ни одного документа, написанного Меншиковым собственноручно. В конце документа стояла довольно корявая подпись Меншикова. Но в дневнике Меншикова постоянно встречаются записи о том, что князь читал или просматривал бумаги. Кроме того, Меншиков был владельцем огромной и уникальной библиотеки. В 1714 году его избрали членом Британского королевского общества (Академии наук). О том, что его избрали, сообщил Меншикову сам Исаак Ньютон, назвав Александра Даниловича – человеком “величайшей просвещенности”. Вот вам и противоречие!
  3. Еще одна деталь, которая подчеркивала характер Меншикова – в Сибири он жил жизнью простого крестьянина в построенном им доме и никогда ни на что не жаловался.

Субъективно

3. Задания для учащихся.

Учитель. У вас на партах есть листок, где написаны разные пословицы. Почитайте их и определите, какая по-вашему мнению подходит к судьбе Меншикова. Может быть несколько пословиц. Свой ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся .)

Пословицы

  1. Иногда фортуна обогатит, а иногда и вовсе погубит.
  2. Всякий хлопочет, себе добра хочет.
  3. Из грязи в князи.
  4. Дары и мудрых ослепляют.
  5. Жить было в чести, да помешали неприятные лести.
  6. За добрые дела всегда ждет похвала.
  7. Как месяц ни свети, но все не солнца свет.
  8. Кто желает власти, на того приходят напасти.
  9. Собственный разум как царь в голове.
  10. С умом можно и найти и потерять.
  11. Жил с нуждой, а добился чести.
  12. Бел лицом, да худ отцом.
  13. Был со всем, а стал ни с чем.
  14. Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам.

Учитель . Еще одна интересная личность эпохи Петра – это Шереметев Борис Петрович . Сначала мы познакомимся с официальными данными.

4. Рассказ учащихся о Шереметеве Б.П. (1652–1719).

Официально

Шереметев Борис Петрович – граф, военачальник, дипломат, с 1701 года генерал-фельдмаршал, один из соратников Петра. Из всех сподвижников Петра только Шереметев стал героем народных песен, которые придавали ему черты былинного героя:

Не грозная туча восстала,
Не част-крупен дождик выпадает:
Из славного из города из Пскова
Подымался царев большой боярин
Граф Борис сударь Петрович Шереметев.

Родился Шереметев в 1652 году. Был родом из знатной дворянской семьи, получил прекрасное образование. Борис Петрович рано проявил интерес к иноземным обычаям и культуре. Иностранцы называли “самым вежливым и наиболее культурным человеком в стране”. В 1682 году Шереметев пожалован в бояре. Теперь он может заниматься не только военной, но и дипломатической деятельностью. Шереметев участвовал в переговорах с Польшей о заключении “Вечного мира”, вел переговоры с Австрией. Руководил войсками, охранявшими южные границы от крымских татар.

Петр I знал, что Шереметев был сторонником Василия Голицына, любимца-фаворита Софьи. Поэтому Петр не доверял Шереметеву и не принял его в круг своих ближайших советников. Тем не менее, Борис Петрович участвует в “Великом посольстве”, где ему понравились западные обычаи. Шереметев – первый русский, сменивший традиционный боярский костюм на европейское платье. Скоро он заслужил одобрение и расположение царя.

Петр назначает его командиром конницы, но в 1700 году она потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Неудачная разведка, произведенная отрядом Шереметева, бегство его конницы должны были подорвать расположение Петра. Но Петр прислал одобрительное письмо Шереметеву и чин генерал-фельдмаршала. В своих ответных письмах Шереметев пишет царю: “Бог видит мое намерение сердечное, сколько есть во мне ума и силы, с великою охотою хочу служить, а себя я не жалел и не жалею...” И Шереметев на деле доказывает это! Ряд блестящих побед:

  • под Эрестере (1701 год);
  • при Гуммельсгофе (1702 год);
  • взял Нотебург (1703 год), Копорье, Ямбург, Дерп (1704 год);
  • взял Ригу (1710 год).

Самым счастливым годом военной карьеры Шереметева можно назвать 1703 год. В конце 1703 года состоялся торжественный въезд Шереметева и Петра в Москву. Это был звездный час для Шереметева! Никогда больше не будет у него столь блестящих побед на поле боя, а благосклонность к нему царя никогда не будет столь велика!

Шереметева подводила его осторожность и медлительность в военном деле, отсутствие инициативности. Это стало раздражать Петра. Опять возникло недоверие к Шереметеву. Борис Петрович сильно переживал свои отношения с Петром. Несколько раз Шереметев просит у царя отставки, но каждый раз Петр отказывает ему в просьбе. Почти до конца жизни Шереметев был на военной государственной службе. Умер он в Москве 17 февраля 1719 года. Царь так и не освободился от чувства недоверия к Шереметеву, но отдавал должное храбрости этого человека, ценил его заслуги перед Отечеством.

Интересно

  1. Единственным поражением Шереметева в Северной войне была битва у деревни Мур в 1705 году.
  2. 1714 году у Шереметева погибает сын – Михаил, возвращаясь из турецкого плена на родину. Шереметев очень переживал эту потерю. Борис Петрович хотел оставить военное дело и уйти в монахи. Но Петр распорядился иначе: фельдмаршала он не освободил от службы и приказал 60-летнему графу жениться. Во втором браке Шереметев был счастлив, у него было 5 детей.

Субъективно

5. Задания для учащихся.

Учитель. Представьте, что вам надо взять интервью у Шереметева и вы можете задать только один вопрос. Вопрос должен быть оригинальным, интересным, связанным с деятельностью Шереметева. Запишите вопрос в тетрадь.

(Ответы учащихся .)

6. Работа с учебником.

Учитель. В конце нашего урока мы рассмотрим материал еще об одной исторической личности – о Голицыне Михаиле Михайловиче (1675–1730). Про этого человека кратко написано в ваших учебниках – с. 209. Преображенский).

(Работа с учебником – выборочное чтение и ответы на вопросы учебника .)

Учитель. Дополню этот рассказ вот такой историей.

(Рассказ учителя.)

В 1714 году, во время Северной войны, русская армия под командованием Голицына вышла в тыл шведскому корпусу. Шведы тут же атаковали, но были отбиты. Офицеры предложили Голицыну немедленно начинать контратаку, воспользовавшись смятением противника. Но Голицын решил дождаться еще хотя бы двух атак шведов. Только после третьей отраженной атаки русские перешли в наступление и без особого труда разбили неприятеля. Чего же ждал Михаил Михайлович? (Предположения и ответы учащихся .)

Ответ. Он ждал, пока шведы, бегая туда-сюда, утрамбуют снег для удобства русской атаки.

7. Итог урока.

Подведем итог урока.

  • О каких выдающихся деятелях эпохи Петра вы узнали сегодня на уроке?
  • Какие сходные качества можно выделить у всех этих людей?
  • На сколько сегодня вы оцените свои познавательные успехи? (по десятибалльной системе).

8. Домашнее задание.

Дома составьте доклад о других сподвижниках Петра на свой выбор.

Биографические справки

деятелей Эпохи Петра I

ШАФИРОВ Петр Павлович (), российский государственный деятель и дипломат, вице-канцлер, сподвижник Петра I, барон (с 1710). Автор исторических сочинений о Северной войне 1700-21.

МЕНШИКОВ Александр Данилович (), российский государственный деятель, сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны 1700-21. В 1718-24 и 1726-27 президент Военной коллегии . При Екатерине I фактический правитель государства. Императором Петром II сослан в Березов (ныне Березово Тюменской обл .).

ДЕМИДОВЫ , российские заводчики и землевладельцы. Из тульских кузнецов, с 1720 - дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране). Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, Демидовы занимают особое место. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами.

Генерал-аншеф, камердинер Петра I.
(ок.). Ганнибал был сыном эфиопского князя. В качестве заложника его вывезли в Стамбул , откуда он и попал в Россию. По приказу Петра I Ганнибал поехал учиться во Францию. Принимал участие в военных кампаниях.
С 1759 года Ганнибал – генерал-аншеф. В России он занимался укреплением военных крепостей на территории Прибалтики. Прадед, который увековечил своего предка в повести "Арап Петра Великого".
(Генерал-аншеф – высший генеральский чин в русской армии в XVIII веке).

Сподвижник Петра I, военачальник.
(). С 1682 года Федор Матвеевич Апраксин был стольником Петра I, участвовал в создании "потешных" войск. В 1693 году он был назначен двинским воеводой , участвовал во втором Азовском походе. С 1700 года Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа. Он командовал галерным флотом в Гангутском сражении (1714 год), а в годах руководил десантными операциями на Балтийском море.
С 1717 года и до конца жизни Апраксин был президентом Адмиралтейств-коллегии, в годах он командовал Каспийской флотилией, а в годах – Балтийским флотом. С 1726 года Апраксин был членом Верховного тайного совета, поддерживал.

Граф, генерал-фельдцейхмейстер, генерал-фельдмаршал.
(). Яков Виллимович Брюс получил прекрасное образование. Его пристрастиями были математика и естественные науки. В годах он в чине прапорщика принимал участие в Азовских походах. С 1698 года Брюс – постоянный спутник Петра I в походах и путешествиях.
По поручению Петра Брюс занимался переводом и изданием книг, вел астрономические исследования. После начала Северной войны он находился при армии в качестве начальника артиллерии. За успехи на этом поприще Петр наградил Брюса орденом Святого Андрея Первозванного.
В 1717 году Петр назначил Брюса президентом берг - и мануфактур-коллегии со званием сенатора, в 1718 году направил в качестве первого министра на Аландский конгресс для мирных переговоров. В 1721 году, по заключении Ништадского мирного договора, Брюс получил титул

графа Российской империи и поместье в 500 крестьянских дворов. Вскоре после смерти Петра I, в 1726 году, Брюс вышел в отставку и поселился в своем поместье Глинки под Москвой. Там он прожил, занимаясь наукой, до конца жизни.

Князь, воспитатель Петра I. (). Князь Голицын немало способствовал приходу к власти Петра I и отставке царевны Софьи. Во время Великого Посольства годов Голицын стоял во главе правительства. С 1683 по 1713 год Голицын возглавлял Казанский приказ, управлял Поволжьем. После Астраханского восстания годов попал в немилость к царю и в 1713 году постригся в монахи.

Государственный деятель и дипломат.
(). С 1677 года Гавриил Иванович Головкин состоял при царевиче Петре Алексеевиче, позже сопровождал царя Петра I в его поездках. С 1689 года Головкин управлял Государевой Мастерской палатой. В 1706 году он стал начальником Посольской канцелярии и Посольского приказа. В 1709 году Головкин был назначен государственным канцлером. С 1718 года он – президент Коллегии иностранных дел, сенатор. Головкин участвовал в разработке Табели о рангах. В годах он был членом Верховного тайного совета и действовал против и. В годах Головкин занимал пост кабинет-министра.

Сын боярина , стольник (с 1685 года).
(). В 1700 году Василий Владимирович Долгоруков вступил в Преображенский полк, участвовал в Северной войне (годы), в Прутском походе (1711 год). Долгоруков был противником многих реформ Петра I и сторонником царевича Алексея.
В 1718 году Долгорукова сослали в Соликамск. В 1724 году он был возвращен из ссылки и вновь поступил на военную службу. В 1728 году, при императоре Петре II, Долгоруков назначен членом Верховного тайного совета и произведен в генерал-фельдмаршалы. В 1738 году императрица Анна Иоанновна сослала Долгорукова в Ивангород, а в 1739 году его заточили в Соловецкий монастырь. В 1741 году императрица Елизавета Петровна вызвала Долгорукова ко двору, вернула чин фельдмаршала и назначила президентом Военной коллегии.

Военный и дипломатический деятель, князь.

(). Яков Федорович Долгорукий принимал активное участие в борьбе с царевной Софьей, сестрой царя Петра I. В 1687 году Долгорукий – русский посол во Франции. В годах Яков Федорович участвовал в Азовских походах. Под Нарвой попал в плен. В 1711 году был возвращен в Россию. Был назначен сенатором.

Русский живописец.(). В детстве Иван Никитин был певчим в патриаршем, а затем в царском походном хоре. Рисовать начал самоучкой. Его способности заметил Петр I. По его приказу Никитин начал брать уроки живописи у немецкого живописца, находившегося при дворе. В 1716 году Петр отправил Никитина за границу для продолжения образования. Никитин посетил Венецию и Флоренцию . В 1720 году Иван Никитин возвратился в Россию и получил звание придворного живописца. Он писал исключительно портреты, главным образом императорской семьи и высокопоставленных лиц.
, военный деятель, дипломат, сподвижник Петра I.() С 1669 года Борис Петрович Шереметев находился на службе у царя Алексея Михайловича. В 1681 году он был назначен тамбовским воеводой, с 1682 года – боярин. В годах Шереметев участвовал в переговорах и заключении "Вечного мира" с Речью Посполитой и союзного договора с Австрией. С 1687 года он был воеводой в Белгороде, командовал войсками, прикрывавшими южную границу России. Шереметев участвовал в Крымских и Азовских походах. В годах он выполнял дипломатические поручения Петра I в Польше, Австрии, Италии и на острове Мальта. Во время Северной войны (годы) Шереметев командовал войсками в Прибалтике, на Украине и в Померании. В годах он руководил подавлением Астраханского восстания. В Полтавском сражении и Прутском походе Шереметев был главнокомандующим армией. Он имел право входить в кабинет Петра I в любое время и без доклада. Петр говорил о Шереметеве: "Его храбрость и верная служба не умрут и всегда будут памятны в России" ().

Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию – ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.

Актуальность темы исследования определяется тем, что фигура Петра I неотделима от истории России, впрочем, также неотделима она и от истории нашего города, может даже в большей степени нежели других городов, исключая, естественно С-Петербург. Основное же внимание историков всех времен и всех национальностей привлекали реформы российского царя, ставшие поворотным пунктом в жизни российского государства.

Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

Цель работой – анализ реформ Петра I в социокультурном разрезе c учетом современных исторических концепции.

предпосылки преобразований ПЕТРОВСКИХ реформ

В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Исследователь Шмурло Е.Ф. важнейшими из них называет следующие 1:

– тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

– оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649-1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

– активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;

– реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

– реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

— переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

– развитие внутренней и внешней торговли (принятие Уставной таможенной грамоты 1653 г., Новоторгового устава 1667 г.);

– размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;

– появление национально-консервативного и западнического течений.

Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов.

Значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действительно широкие масштабы, страна могла бы войти в круг европейских держав.

На исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.

По мнению С. В. Бушуева 1 , Петр I действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаимствованы из предшествующего периода - все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Новой России. Имел ли царь стройный план реформ (что маловероятно) или представлял себе лишь смутный образ будущего состояния реформируемого государства, приобретающий краски и наполняющийся лишь по мере движения вперед, - для нас сегодня не так важно. Важнее, что в личности Петра преобразователь и преобразования встретились; царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводником перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину.

В исторической науке существуют различные точки зрения о времени начала преобразований.

1. Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура 1 .

2. На становление Петра-реформатора важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693-1694 гг. Обычное путешествие стало крупным событием в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России 2 .

3. Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695-1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения, как заметил историк Н. И. Павленко, Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне. Этой же точки зрения придерживались С. М. Соловьев и Г. В. Вернадский.

4. Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стало участие Петра в Великом посольстве 1697-1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада (С. Ф. Платонов, Л. И. Семенникова и др.).

Таким образом, на формирование реформаторских взглядов Петра оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архангельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. 3 .

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Анализируя преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осуществления), исследователи обращают внимание на то, что в основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени государство приобретало милитаристские черты.

Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

С. Ф. Платонов обращал внимание на то, что изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несравненно легче, чем в стройной хронологической последовательности представить их постепенный ход.

В целом процесс реформирования страны был связан с внешним фактором - необходимостью выхода России к морям и с внутренним - процессом модернизации страны.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОВАЦИЙ РЕФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА ПЕРВОГО

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые призваны были ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. «Эпоха Петра Великого разделяет историю русского искусства на два периода, резко отличающихся друг от друга, второй не является продолжением первого. Путь, по которому шло развитие в первом периоде, вдруг пресекается, и работа, приведшая уже к известным результатам, как бы начинается сначала, в новой обстановке и при новых условиях: нет той непрерывности, которая характеризует развитие искусства в других странах, - пишет Г. К. Лукомский в своей книге «Русская старина».

И, действительно, Петр Первый изменил все, что имело внешнюю форму. Только русская музыка не имела внешней формы и только поэтому она сохранила после Петра свою исконную русскую сущность.

Быть может, главное значение реформ Петра I в том, что «Бог стал мастером, а мастер стал Богом. Произошел синтез, породивший новый высший идеал — нравственность дела; потому что царь-помазанник Божий стал деловым человеком и потому что дело стало царевым-боговым; профессия, мастерство приобрели статус царственности-божественности, они стали нести в себе высшую нравственность. Впервые в России возникло понятие высшего профессионального мастерства как синтеза труда и высшей нравственности» 2 .

Однако эта идея не стала массовой, и страна оказалась расколотой: попытки власти, пусть и весьма непоследовательные, пойти по этому пути встретили противодействие подавляющей части населения. Реформаторские усилия Петра I часто наталкивались на стену непонимания, точнее, на сложившийся образ жизни, на господствовавшие ментальность и нравственность. Например, его попытка создать коллегии, где все проблемы решались бы голосованием, то есть внедрить элементы демократии, шла вразрез с вечевой традицией. Историки не засвидетельствовали ни одного факта, когда бы при принятии решений голосовавшие в коллегиальных органах разделились на большинство и меньшинство. Крайне ограниченной оказалась и тяга к образованию, повышению квалификации. Правда, в более отдаленной перспективе петровскую реформу можно рассматривать как стимул к просвещению, к осознанию его необходимости (фактически до ХIХ столетия просвещение в России отсутствовало), к появлению слоя просвещенных людей, занятых в духовной сфере — науке, образовании.

Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера - первый отечественный естественно-исторический музей.

С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.

Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел боро-добритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом. (Указ 1718 г. о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч.)

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.

В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX -ХVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура» через реформистские преобразования Петра I. Ее отличительные черты-светскость, рационалистическое (от слова «рацио»-разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура времен Петра во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

Ко временам петровских преобразований относится и возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа канцелярских служителей, позднее-горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян».

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине ХVШ в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде-двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце ХVШ в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И. И. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель-И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей-Кунсткамера (1719).

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти ХVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др. - с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П. П. Шафиров в «Рассуждении о причинах Свойской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

Русскую литературу ХVШ в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, И. М. Карамзин и др.

После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе -«Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки; устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

В ХVШ в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи-Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана-Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом - здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского - «вычурный») характерна монументальность построек, сочеталось с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли-итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати. Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И. Б. Старов, М. Ф. Казаков и др.

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоановны с арапчонком.

Уже в парсунах и иконописи ХVIII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А. Т. Матвеева и И. И. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи-передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра Ш. Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки-лубок.

В ХVШ в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в ХVШ в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

Важное место в преобразованиях занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства.

К концу XVII в. церковь оставалась крупнейшим феодалом в России и сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Недовольство Петра духовенством росло год от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в данной среде находилось наибольшее число противников обновления страны. В ходе своего правления Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти.

Наконец, в 1721 г. единоличное патриаршее управление церковью было заменено соборным, коллегиальным. 25 января Петр подписал манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода. В истории русской православной церкви открылся новый период – синодальный. Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других государственных учреждений.

Ряд петровских мероприятий был направлен на резкое сокращение белого духовенства и монашествующих, ограничивалось количество обслуживающего персонала. В 1722 г. реформа церкви была дополнена введением должности обер-прокурора. Причем если на первых порах его функция была преимущественно наблюдательная, то со временем он фактически становится руководителем Синода, облеченным неограниченной властью. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Фактически через Синод император контролировал и жизнь церкви.

Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций:

    руководство начальным образованием;

    запись актов гражданского состояния;

    наблюдение за политической благонадежностью подданных.

    Попав под юрисдикцию государственной власти и в систему государственной бюрократии, церковь превратилась в послушную помощницу светских правящих органов. Вместе с тем, церковная реформа Петра I стимулировала творческие силы православной церкви. Русское православие переживало в этот период духовный подъем. В сравнении с патриаршим периодом Русская церковь выросла и численно, и духовно. Во времена патриаршества Россия имела 20 епархий с 20 епископами. В конце синодального периода она насчитывала уже 64 епархии и около 40 викариатств, возглавляли их более 100 епископов. Этот рост был обусловлен прежде всего внутренним и внешним миссионерством Русской православной церкви. Были учреждены православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Америке, Японии, Китае, Корее.

    Синодальный период ознаменовался зарождением экуменического движения в Русской церкви.

    В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул Отца Отечества Императора Всероссийского, и Россия становится империей.

    Официальная идеология русского абсолютизма, разработанная Петром I и его единомышленниками и завещанная последующим эпохам, выдвинула взамен религиозного обоснования государевой службы идею служения общему благу, общей пользе, понимаемой как государственный интерес. При этом искусство и культура, взятые под покровительство государства и поставленные ему на службу, получили некое подобие идеологической автономии от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация, обмирщение культур, достигнутое в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII в.

    Общим итогом одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I было превращение церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.

    В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства.

    Петр Великий вводил не только науки, искусства, ремесла, технику военную, правительственную и торгово-промышленную, заимствуя все это у иноземцев, но и старался водворить в России людскость, общительность и великолепие, какие видел на Западе, чтобы смягчить древние русские нравы, казавшиеся ему грубыми, ввел новое платье, завел собрания, свободное обращение полов и т. п. Возникли новые интересы, чувства, начали ценить красоту и знать ее силу, любить украшения, роскошь; понимать удовольствие нравится и т. д

    В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.

    Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

    Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

    Оценивая Петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:

    1) реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепост-ническо-дворянской основе;

    2) созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;

    3) по своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории;

    4) мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя;

    5) опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу;

    6) платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население;

    7) несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и.беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I - практически единственный из царей - по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

    Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля.

    Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В. И. Сурикова, М. Н. Ге, В. А. Серова), деятелей театра и кино (В. М. Петрова, Н. К. Черкасова), композиторов (А. П. Петрова).

    Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение в истории России (К. Валишев-ский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Е. П. Карпович, Н. Н. Молчанов, Н. И. Павленко и др.). С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С. Ф. Платонова, для этой цели Петр готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить как государственный деятель.

    С другой стороны, итогом деятельности Петра I некоторые историки считают создание «регулярного государства», т. е. государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастают роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства (А. Н. Мавродин, Г. В. Вернадский).

    Более того, исследователь Ю. А. Болдырев, изучая личность Петра и его реформы, делает вывод о том, что «петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения».

    Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых - «превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в историю как великий реформатор.

    В Петре можно видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

    СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ

    ИСТОЧНИКИ

    Датский посланник Юст Юль о Петре: Записки Юста Юля. М., 1899 // Хрестоматия по истории СССР. XVIII век / Под ред. Л.Г. Бескровного, Б.Б. Кафенгауза. Сост. М.Т. Белявский, Н.И. Павленко. М., 1963.

    Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого. СПб., 1905.С. 543
    Содержание концепций отечественной истории Н.М. Карамзина, В.С. Соловьева, В.О. Ключевского Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в Внешняя политика России в конце начале ХХ века

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 г. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина - вторая жена царя. В возрасте 4 лет Петр потерял отца, который умер в 47 лет. Воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным. Петр был младшим в большой семье Алексея Михайловича (13 детей). В 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича при дворе обострилась борьба двух боярских кланов - Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. В результате стрелецких волнений был выбран нулевой вариант: царями становились оба царевича, а регентом при них назначалась их старшая сестра - Софья.

Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками - Семеновским и Преображенским.

В 1689 году между Петром и Софьей происходит разрыв. Петр требует от сестры удаления в Новодевичий монастырь, потому что к этому времени Петр и Иван уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать свои внешнеполитические планы, а также стабильно развиваться внутренне. Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге, однако, начало терять смысл - Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

Стремясь сделать государство более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица – Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях – в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-23 годов.

Реформы и внешняя Политика Петра I

Внешняя политика Петра I

Азовские походы

Петру I пришлось продолжить начатую царевной Софьей войну с Османской империей. Первый поход на Азов (1695 г.) окончился неудачей, однако зимой того же года началась подготовка нового похода, начавшегося в мае 1696 г., в результате которого крепость сдалась. Таким образом, Петру удалось открыть России первый выход в южные моря.

Великое посольство

Весной 1697 г. Петр отправил в Западную Европу так называемое Великое посольство с целью найти союзников в борьбе с Османской империей. Всего в составе посольства было около 250 человек, в число которых вошел и сам царь. В ходе посещения ряда иностранных государств посольству удалось завербовать несколько сотен корабельщиков, а также закупить военное и другое оборудование. Однако своей главной цели оно так и не достигло – Европа готовилась к Войне за испанское наследство, и в войну против турок европейские державы ввязываться не хотели. Тем не менее, и из этого России удалось извлечь выгоду – она смогла начать борьбу за Балтику.

Северная война

Вернувшись из Европы, царь принял решение о переориентации внешней политики и начал приготовления к войне со Швецией, рассчитывая получить выход к Балтийскому морю. Одним из главных шагов стало создание Северного союза (1699 г.) и заключение временного мира с Османской империей. В августе 1700 г. Россия начала войну со Швецией. Первые два года были неудачными для России, однако в 1703 – 04 годах Петру удалось закрепиться в Восточной Прибалтике. В 1706 г. шведский король начал решительное наступление, в ходе которого ему удалось захватить Могилев и Минск. Затем он двинулся на юг, однако на этом направлении его войска получили решительный отпор.

27 июня 1709 г. шведы были разгромлены под Полтавой, а их король бежал в Турцию. В следующем году Турция вмешалась в войну, однако Петру удалось добиться перемирия. Война со шведами возобновилась в 1713 г., и в течение 5 лет Петр смог одержать ряд побед, в том числе в морских сражениях. Война завершилась в 1721 г. заключением Ништадтского мира, согласно которому Россия получила выход к Балтике, а также расширила территорию за счет Эстляндии, Ингрии, Лифляндии и части Карелии. В ноябре 1722 г. Петр стал именоваться императором.

Русско-турецкая война

Когда шведский король после поражения в Полтавской битве укрылся на турецкой территории, Петр I попытался угрожать Турции военным походом, однако султан объявил войну России в ноябре 1710 г. России пришлось воевать на три фронта, и в результате ее вынудили отдать туркам Азов. Боевые действия окончились в августе 1711, однако мирный договор был подписан лишь в июне 1713. Движение на Восток. Чтобы присоединить к России владения хивинского хана, а также разведать пути в Индию, в 1714 г. была организована экспедиция Бухгольца. Однако отряд был уничтожен хивинским ханом.

Персидский поход

В июне 1722 г. сын персидского шаха обратился за военной помощью к России. В результате русские завоевали Дербент и западный берег Каспийского моря, однако затем в войну вступила Османская империя, захватившая западное и центральное Закавказье. В сентябре 1723 был подписан договор с Персией, согласно которому Россия получала южное и западное побережье Каспийского моря. В дальнейшем Турция признала условия договора и отказалась от притязаний на персидские территории.

Итоги

До сих пор историки крайне неоднозначно оценивают период правления Петра I, в том числе и его внешнюю политику. Однако именно в результате его действий Россия стала империей – не только расширила территории, но и получила выход к морю.

Реформы Петра 1

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.