Что за травма была. Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после? Сложные формы поражений
Что такое одиночество? На этот вопрос у каждого свой ответ. Для одних это состояние наступает после ночи, проведенной в пустом доме. Другие могут жить в уединении месяцами (например, на полярных станциях). Но большинство из нас все же не любит долго быть в отрыве от людей.
У длительной изоляции есть много неприятных и даже опасных спутников - от тяжелой депрессии до когнитивного расстройства с непоправимыми последствиями для здоровья. Психолог Джулианна Холт-Люстадт обнаружила, что у людей, которые испытывали социальную изоляцию постоянно, на 30% был повышен риск смерти. Если одиночество так губительно, зачем кому-то стремиться к нему?
Между тем о плодотворности времени, проведенного наедине с собой, говорили многие поэты, художники и философы. Генри Торо в знаменитом романе «Уолден, или Жизнь в лесу» воспевал уединение. «Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум», - писал он. Торо описывал собственный опыт: он прожил два года в уединенной хижине, обеспечивая себя всем необходимым. Правда, раз в неделю он выезжал в город, чтобы пообедать с друзьями.
Люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными
Связь между одиночеством и творчеством сложно отрицать. «Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве, - говорил Эрнест Хемингуэй в своей нобелевской речи. - Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству». Об озарениях, которые приходят в периоды уединения, сообщали Моцарт, Гайдн, Гете, Пикассо, Тесла, Эйнштейн и многие другие.
Хотя одиночество может обернуться мучительным самокопанием, сомнениями и страхами, оно может помочь нам лучше понимать мир. В эксперименте психиатров Джона и Стефани Касиоппо участники, заявившие о своей склонности к одиночеству, быстрее других реагировали на стимулы, связанные с угрозой (речь идет о реакциях мозга, которые регистрировал томограф). Джон Касиоппо предположил, что такие люди более отзывчивы и проницательны, поскольку могут тонко улавливать изменения в окружающей обстановке и поведении других.
Есть и другое возможное объяснение. Шэрон Ким, организационный психолог из Университета Джона Хопкинса, обнаружила, что люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными. Самое интересное в том, что никакого отвержения на самом деле может и не быть. Просто атмосфера отчужденности каким-то образом помогает нам видеть то, мимо чего проходят другие.
С эволюционной точки зрения одиночество - это важный механизм выживания, считает специалист по психологии развития Памела Куолтер. Оно побуждает нас искать общества других подобных нам, чтобы не остаться без пищи и защиты. Без чувства одиночества мы не познаем радости общения и совместной жизни. «Неслучайно среди тех, кто не способен на это переживание, много психопатов», - объясняет Джон Касиоппо.
Стремление к одиночеству может принимать разные формы. Скитания по съемным квартирам, отказ от долговременных отношений, переезд в другую страну - эти действия могут казаться беспорядочными и вредными, но они связаны с самосохранением. В современном мире наше «Я» рискует раствориться в огромном количестве социальных ролей, статусов и ситуаций, в которых нам приходится вести себя определенным образом. В результате возникает отчужденность: мы забываем, кто мы такие, чего хотим и ради чего живем.
Тяга к одиночеству - защитный механизм, который предохраняет нашу личность от распада, от вымывания под напором бесконечного потока «других». Потеря себя, возможности слышать свой голос и различать его в нестройном хоре чужих голосов в конечном счете пугает не меньше, чем одиночество со всей его болью и недостатками.
Можно сказать, что в нашем отношении к одиночеству кроется парадокс. Мы считаем его благом, но только тогда, когда сами ищем его. Оно необходимо нам, как холодный душ, который смывает с нас пыль и прикосновения других людей, очищая поры и обостряя чувства.
, социальный психолог Марк Сандомирский затронул тему одиночества. «Корпоративное и профессиональное единство мнений — великая сила. Задумался я об этом намедни, обнаружив, что меня процитировали на сайте Костыринской психиатрической больницы: Мир становится более индивидуа ли стичным, утверждает... Марк Сандомирский. „Люди все в меньшей степени связаны друг с другом и все в большей мере живут для себя. А значит, в какой-то момент они могут прийти к выводу, что им не нужна семья“... Какова бы ни была причина, стремление к одиночеству — это не просто одна из особенностей современного мира, это болезнь», — считает эксперт.«Коллеги, правда, выразили мое мнение несколько более „круто“, чем это делал я сам.
Я-то полагаю, что стремление к одиночеству — это болезнь, но не отдельно взятого человека, а современного общества в целом. Ставить гражданам диагноз „стремление к одиночеству“ и лечить, точнее, радикально избавлять от одиночества помещением в больничную палату, считаю излишне радикальным подходом. По крайней мере, пока. За исключением психотического эскапизма. А вы как считаете?», — спрашивает эксперт.
ИА REX: Можно ли лечить одиночество?
Юрий Юрьев , политконструктор:
Чаще всего одиночество от бедности. Человек наедине с собой может быть скромнее и экономичней, чем на людях. Семья из двух человек — может быть многократно затратнее, а не вдвое, поскольку находится на виду и требует «социальных стандартов». Соответственно любая публичная деятельность требует не только затрат, но и успешного, а лучше преуспевающего вида. Поэтому одиночество может быть вполне рациональным поведением, с экономической точки зрения. Не говоря уже о творчестве, многие виды которого являются ничуть не коллективными.
Кирилл Мямлин , публицист:
Если мы вспомним, откуда идут религиозные корни либерализма — то все встанет на свои места. При этом отметим, что иудаизм в своей скрытой борьбе с христианским проектом за монополию на монотеизм достиг многого — христианский проект на Западе практически уничтожен. Сейчас они активно взялись и за Россию. И разрушение, которое через квазирелигию либерализма внедряется в подсознание человечества, сможет быть остановлено только созидательной концепций другой религии.
Сергей Сибиряков , координатор международной экспертной группы:
Одиночество является очень сложным, многомерным явлением. Нет какого-либо лекарства от одиночества, просто потому, что существует много различных типов одиночества. Многие из нас чувствуют себя одинокими в тот или иной период жизни. И в таких случаях часто глушат одиночество, уходя в изменённые состояния сознания с помощью религии, алкоголя, наркотиков, мистики. Это всё небезопасно для психического и физического здоровья. Лично я, редко ощущаю себя одиноким, потому что голова постоянно занята решением интеллектуальных задач и осмыслением действительности. На мой взгляд, это самый лучший способ лечения одиночества.
С развитием интернета в Японии появилась небольшая кучка молодых людей, которых стали называть «Хикикомори» (в дальнейшим я их буду называть Хикки). Долгое время на них не обращали никакого внимания. В основном они жили на деньги своих родителей или же на государственную поддержку по безработице. И казалось бы, почему вдруг обществу и властям не начать обращать внимание на этих людей. Однако, время идет и рука государства уже пытается добраться до них.
Для начала, давайте разберемся, кем являются Хикки для властей. Перед нами исключительно молодые люди. Все они должны или учиться или работать. Другими словами - потенциальные налогоплательщики. А ведь это дополнительные поступления в бюджет страны и муниципалитетов. Таким образом, хикки конечно не подрывают авторитет власти, но являются прорехой в бюджете страны.
Долгое время не обращали внимание на затворников из-за их малого количества. Однако, движение становилось все более популярным и встретить хикки стало более возможным.
Сейчас по оценкам социологов, людей, которые ассоциируют себя с затворничеством, в Японии насчитывается около 700 тысяч человек. А это уже серьезное количество, особенно для нации, катастрофически стареющей в настоящее время. И ведь проблема в том, что молодежь не выходит на улицы, виноваты как раз те самые старики, которые терпят своих детей на иждивении до последнего.
Но теперь государство и власть решили заняться данной проблемой. Для начала, теперь будет считаться, что образ жизни хикки вовсе не небольшое отклонение от нормы, а по-настоящему психическое отклонение.
Теперь, когда проблема сменила квалификацию, под нее будут открываться клиники и будет осуществляться реабилитация для больных. По мнению специалистов, стиль жизни, в котором человек как социальное животное отказывается от социума, имеет ненормальную природу.
Правда, еще весьма спорным является вопрос, почему многие нормальные дети в более взрослом возрасте переходят в разряд . Поэтому большинство ученых склоняются к тому, что главной причиной является сильное моральное потрясение и неспособность с ним справиться. Правда, в комплект к ним присоединяется и юношеский максимализм и эгоцентричность. А прибавьте к этому еще и невыполнимые мечты и невозможность нести ответственность за свою жизнь, вот вам и будущий затворник.
Единственное, что действительно напрягает, так это то, что эта напасть становится не только проблемой Японии. Сейчас и в России появляются молодые люди, преимущественно школьники, которые стремятся к образу жизни хикки. Но радует то, что российская действительность заставит большую часть все-таки подняться с насиженного места и заняться делом.
На заметку: надоел город? Хотите убраться подальше от городской суеты и шума, поближе к природе? Тогда стоит купить участок в Подмосковье тут http://www.kfamily.ru/ и построить свой собственный дом. Согласитесь, что это будет идеальным вариантом.
Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.
Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.
Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.
Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.
На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.
Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.
С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Не желаемое одиночество |
Желаемое |
1. При неудовлетворенности количеством оценки |
|
А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах В) невысокая коммуникативность |
А) заниженная ожидаемая оценка Б) низкий уровень притязаний В) коммуникабельность Г) демонстративность |
2. При неудовлетворенности качеством оценки |
|
А) завышенная самооценка Б) повышенная тревожность В) неуверенность, мнительность, подозрительность Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический |
А) заниженная самооценка Б) высокий интеллектуальный уровень |
3. При неудовлетворенности значимостью оценки |
|
А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений |
А) твердость, упрямство, самонадеянность |
В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.
Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:
1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;
2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;
3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);
4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;
5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.