Ролевая игра "экологические проблемы сахалинской области". Федеральная экологическая информация сахалинской области. В жизни человека существуют проблемы, правда о которых не всегда нам приятна. И порой мы не хотим её знать. Одной из таких проблем являетс

— Как Сахалинская область участвует в проведении Года экологии?

— Наша главная задача — это привлечь внимание общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

План основных мероприятий по проведению Года экологии, утверждённый правительством РФ, включает в себя 234 мероприятия. В их числе — сбор и вывоз на специализированный полигон химических веществ с территории двух муниципальных образований нашей области для утилизации или обезвреживания. Всего же на Сахалине необходимо провести 47 мероприятий разной направленности: экологическая безопасность, сохранение биологического разнообразия, обращение с отходами, снижение негативного влияния на воздух и водные ресурсы, экологическое образование и воспитание.

Кроме того, свой план проведения Года экологии есть в каждом районе области. О том, как именно Год экологии проводится в Сахалинской области, можно узнать на сайте регионального Минприроды. И любой желающий может принять участие в том или ином мероприятии.

— Какие основные мероприятия в регионе уже проведены?

— Большое внимание мы уделяем формированию экологической культуры населения. Поэтому в регионе организовывались выставки, круглые столы, краеведческие конференции и другие мероприятия, посвящённые удивительной природе Сахалина и Курил и необходимости её охраны. В январе и феврале удалось сделать две прямые телефонные линии об изменениях природоохранного законодательства, которые кардинально меняют существующие подходы к государственному регулированию в области охраны окружающей среды.

В апреле рекордное количество участников собрал XX юбилейный региональный детский экологический фестиваль «Зелёный калейдоскоп». Его организаторами выступили Сахалинская областная общественная организация «Экологический центр «Родник» и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области. В течение трёх дней школьные команды из 10 районов области не только демонстрировали свои знания в области экологии и краеведения, но и изучили формы проведения различных эколого-просветительских мероприятий. Летом на Сахалине откроет двери экологический лагерь «Родник», который традиционно работает при поддержке Минприроды Сахалинской области.

Общественная организация «Клуб „ Бумеранг “ » при финансовой поддержке регионального Минприроды проводит на Сахалине уникальные морские образовательные экскурсии: «Знакомство с сивучами». Жители и гости острова любых возрастов имеют возможность наблюдать за удивительными краснокнижными животными в естественной среде их обитания.

Большое количество людей приняли участие в мероприятиях по очистке населённых пунктов и мест отдыха от бытового мусора. В акции «Зелёная весна» и «Всероссийский экологический субботник» участвовало более 22 тысяч жителей всех муниципальных образований области.

Это здорово: распространяются принципы экологического движения, в котором участвуют дети, подростки, молодёжь, помогая решать насущные экологические проблемы.

Снижение выбросов парниковых газов

— Принимала ли участие Сахалинская область в Общероссийской климатической неделе, которая проводилась в стране с 15 мая по 15 июня?

— Мы присоединились к акции, в рамках которой проводились круглые столы, экскурсии, лекции и другие мероприятия, направленные на привлечение внимания к климатическим проблемам. Важно было рассказать людям о планах и уже достигнутых результатах в области снижения выбросов парниковых газов. К проведению акции присоединилась централизованная библиотечная система и ПАО «Сахалинэнерго». Открыл Климатическую неделю круглый стол «Климатическая политика России. Региональный аспект», в котором участвовали представители региональных министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды, сельского хозяйства, лесного и охотничьего хозяйства, агентства по развитию электроэнергетики и газификации, а также компании ПАО «Сахалинэнерго», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд». Каждый рассказал о том, как хозяйственная деятельность влияет на выброс парниковых газов. Так, например, активное развитие животноводства в области многократно его увеличит, но применение новых технологий по использованию биогаза и легкоусвояемых кормов позволит значительно уменьшить негативный эффект. Активная газификация региона позволит нивелировать эмиссию парниковых газов, а работы по восстановлению лесов позволят увеличить их поглощение.

— Мы слышали ещё об одной акции: «Всероссийский экологический урок „Сделаем вместе“ »...

— Акцию мы проводили с 15 марта по 22 мая 2017 года, в ней приняли участие более 4500 учеников практически из всех школ области, были проведены сотни экологических уроков. В настоящий момент завершила работу региональная комиссия, которая отобрала победителей конкурса по номинациям «Эколидер», «Экоплакат», «Лучшее образовательное учреждение» и «Лучший куратор» для участия в федеральном этапе акции. Победители получат памятные призы и путёвки в центры «Артек» и «Орлёнок».

Как спасти природу

— Сахалин славится своим богатым животным и растительным миром. Что делается в области для его сохранения?

— Наша область вошла в число восьми регионов РФ, в которых реализуется проект программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России». В основу проекта легла концепция плана мероприятий по сохранению уникального биоразнообразия островного края. Стратегию рассмотрели на заседании Межведомственного экологического совета области, доработали с учётом поступивших замечаний. В настоящее время она проходит процедуру согласования в облправительстве.

Стратегия направлена на разработку эффективной долгосрочной политики Сахалинской области в сфере предотвращения снижения биологического разнообразия. В случае её принятия Сахалин станет первым и пока единственным регионом, имеющим документ долгосрочного стратегического планирования в области биологического разнообразия.

— А какова ситуация в области с чистотой атмосферного воздуха?

— Больше всего воздух загрязняют: автотранспорт (его доля — 46 процентов выбросов) добытчики полезных ископаемых (28 процентов), теплоэнергетика (18 процентов), прочие отрасли (8 процентов выбросов).

За последние пять лет наблюдается положительная динамика по снижению суммарных выбросов. Так, с 2011 года они уменьшились на 12 процентов. Серьёзную роль в этом сыграла модернизация и перевод на газ Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. За весь период газификации с 2010 по 2014 годы выбросы по « Сахалинэнерго » снизились на 87,5 процента.

— Значит ли это, что Сахалин может изменить свои позиции в рейтинге грязных регионов?

— Южно-Сахалинск более 20 лет входил в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. На долю автомобильного транспорта в городе приходится 83 процента суммарного выброса, ведь из общего количества автомобилей, зарегистрированных по всей области, в городе — 44 процента.

Но за пять лет индекс загрязнения атмосферы значительно снизился, это позволило городу в 2015 году перейти из разряда с «очень высоким» уровнем загрязнения атмосферного воздуха в разряд «высокого». В прошлом году уровень загрязнения остался на прежнем уровне.

А уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Корсакове снизился и в 2016 году перешёл из «высокого» в «повышенный».

— Александр Владимирович, что хотели бы пожелать коллегам?

— Хочется ещё раз напомнить, что Сахалин и Курилы — то редкое место на Земле, где сохранилась первозданная чистота и удивительное разнообразие флоры и фауны, но при этом активно развивается производство. Именно поэтому приоритетом нашей деятельности являются вопросы охраны окружающей среды. Улучшение условий жизни населения нашей области сегодня невозможно представить без труда экологов: людей, целью жизни которых стало сбережение природы для настоящего и будущего поколений. Ведь ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды влечёт за собой снижение качества жизни.

Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к определенным изменениям окружающей среды, в том числе и неблагоприятным. Воздействие вредных веществ антропогенного происхождения на природную среду становится глобальным.
С каждым годом природные ресурсы все интенсивнее используются для нужд человечества. Особенно это касается водных ресурсов, так как ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без воды. В последнее время проблемы водообеспечения обостряются, под влиянием хозяйственной деятельности изменяется гидрологический режим естественных водных объектов, качественный состав воды в них.
Проблема рационального использования и охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения требует проведения комплекса природоохранных мероприятий и прежде всего наблюдений, оценки и прогнозирования их состояния. Оптимальное решение вопросов использования и охраны природных ресурсов возможно лишь при наличии объективной информации о состоянии качества воды водных объектов, научного обоснования антропогенного воздействия на водные объекты.
На Сахалине наблюдения за состоянием окружающей среды проводит единственная служба - Сахалинское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль за состоянием окружающей природной среды осуществляют Государственный комитет окружающей среды по Сахалинской области и Сахалинский комитет природных ресурсов.
Поверхностные воды водотоков Сахалинской области загрязняются сточными водами нефтегазодобывающей, целлюлозно-бумажной, угольной, пищевой промышленности, жилищно-коммунального, сельского хозяйств, автомобильного транспорта, жилищно-гражданского строительства и др.
Характерными показателями загрязнения водных объектов являются нефтепродукты, фенолы, соединения меди, взвешенные и органические вещества.
Основными причинами загрязнения водоемов является отсутствие необходимых очистных сооружений, неудовлетворительная работа имеющихся, а так же открытая система нефтесбора, потери нефти при ее транспортировке.
В водоемы Сахалинской области предприятия сбрасывают 42267,4 тыс. куб. м./год сточных вод, из них недостаточно очищенных - 22749,4 тыс. куб. м./год, биологически очищенных - 17152 тыс. куб. м/год, нормативно чистых - 2366 тыс. куб. м./год. На рельеф сбрасывается 4361, 6 тыс. куб. м./год сточных вод.
В последнее время наблюдается улучшение экологической обстановки в нашей области, но не смотря на это она остается достаточно не благополучной. Улучшение экологической ситуации связано не со строительством новых очистных сооружений, не со стабильностью имеющихся, а происходит за счет консервации, остановки и закрытии предприятий.
Наблюдения за качеством поверхностных вод проводят специалисты лаборатории мониторинга загрязнения морских и поверхностных вод Центра Мониторинга Загрязнения Окружающей Среды Сахалинского УГМС. Отбор проб воды на гидрохимический анализ ведется на 41 реке и одном озере на 61 створе в 47 пунктах наблюдений.
Створ - это условное поперечное сечение водотока или водоема, в котором производится комплекс работ для получения гидрохимических данных о водном объекте.
Пункт наблюдения - место на водотоке или водоеме, в котором производится комплекс работ для получения гидрохимических данных о качестве воды. Пункты наблюдений за качеством воды водотока обычно организуют в районах расположения городов, поселков, в местах сброса сточных вод, в устьевых участках рек, в местах нерестилищ и зимовья ценных и особо ценных пород рыб. Пункты наблюдений подразделяются на четыре категории. Периодичность наблюдений за гидрохимическими показателями зависит от категории пункта наблюдения.
Реки Сахалинской области относятся ко второй-четвертой категориям. Ко второй категории относятся только две реки - это р.Поронай и р.Сусуя, на них наблюдения проводятся ежедекадно, ежемесячно и в основные гидрологические фазы (зимой при самом низком уровне воды, в весеннее половодье, в период дождевых паводков и в летне-осеннюю межень). На реках третьей категории, к которым относится большая половина рек, наблюдения проводятся ежемесячно и в основные гидрологические фазы, четвертой категории - только в основные гидрологические фазы.
В нашей области 7% рек, из числа тех, на которых ведутся наблюдения, относятся к классу чистых вод. Это р.Рогатка, р.Комиссаровка и р.Арково. Но в 1993 году на р.Рогатка отмечались случаи высокого загрязнения (ВЗ) нефтепродуктами, среднегодовое содержание последних превышало предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 40 раз. В это время как раз велись лесозаготовки и строительство гостиницы «Санта». И не смотря на то, что и чистая вода реки в один миг может стать очень грязной из-за халатности человека, в 1996 году из-за отсутствия финансирования наблюдения за качеством воды р.Рогатка были прекращены.
К классу очень грязных рек относятся Сусуя, Найба, Августовка.
В р.Сусуя среднегодовые концентрации нефтепродуктов почти достигают высокого загрязнения и находятся на уровне 8-9 ПДК, а среднее содержание соединений меди превышает предельно допустимую концентрацию в 17-18 раз. Средние величины фенолов выше нормы в 2-3 раза. Во время прохождения весеннего половодья, когда идет интенсивный смыв с почв концентрации азота нитритного повышаются до 10-15 ПДК, а это уже считается высоким загрязнением.
В р.Найба среднее содержание нефтепродуктов превышает ПДК в 3-5 раз, соединений меди достигает уровня ВЗ - 10 ПДК. Среднегодовые концентрации фенолов тоже выше нормы в 1-2 раза.
В р.Августовка ежегодно отмечаются случаи высокого загрязнения соединениями меди и цинка, что скорее всего связано со сбросом сточных шахтных вод шахты «Бошняково».
70% рек нашего острова считаются умеренно загрязненными. По статистике это хорошие показатели, но на самом деле это не означает, что воды этих водотоков не загрязнены. В период прохождения весеннего половодья, когда идет интенсивное таяние снегов и смыв с почв, во время прохождения дождевых паводков в реках наблюдается значительное повышение содержания загрязняющих веществ. Следует отметить, что и в этих реках с умеренно загрязненной водой, среднегодовые концентрации нефтепродуктов, фенолов, соединений меди превышают ПДК в 1-2 раза.
А самой загрязненной рекой о. Сахалин в течение многих лет остается р.Охинка. Вода этой реки относится к классу чрезвычайно грязных вод. Здесь ежегодно отмечается экстремально высокое загрязнение (ЭВЗ) нефтепродуктами. Среднегодовое содержание этого ингредиента превышает норму в 100-120 раз! Основными источниками загрязнения реки нефтепродуктами являются нефтегазодобывающие предприятия, которые расположены по всей длине реки. По мимо этого в р.Охинка поступают пластовые воды, загрязненные нефтепродуктами. Поступающие сточные воды с нефтеперерабатывающих предприятий являются результатом повышенного содержания фенолов в воде реки, среднегодовые величины фенолов превышают предельно допустимую концентрацию в 5 раз. В зимний период в реке отмечается дефицит растворенного кислорода. Величина растворенного кислорода снижается до критического уровня - 2-3 мг/л.
Практически в водах всех рек, на которых проводятся наблюдения за качеством воды, отмечается превышение содержания нефтепродуктов, фенолов, соединений меди в 1-2 раза. А ведь следует помнить, что все наши реки являются нерестовыми и местами зимовья ценных и особо ценных пород рыб. Токсичность многих органических и неорганических веществ для рыб и беспозвоночных обитателей водной среды в несколько сотен раз выше, чем для теплокровных организмов, так как для рыб загрязненная вода является средой обитания. Чувствительность рыбы к запахам многих химических веществ в несколько раз превышает чувствительность человека. Например, рыбы способны обнаружить фенол в воде в концентрации 0,001 мг/л, а отдельные виды - даже в концентрации 0,0005 мг/л, что значительно ниже порога чувствительности человеческого организма. При концентрации нефтепродуктов 0,01 мг/л на поверхности воды образуется пленка, препятствующая насыщению кислородом и проникновению микроорганизмов, разлагающих многие примеси в процессе самоочищения речной воды. А холодные, бедные микроорганизмами сахалинские реки обладают относительно низкой самоочищающей способностью.
По мере возрастания воздействия человека на качественные и количественные характеристики речного стока и процесс его формирования, особую остроту приобретают проблемы рационального использования водных ресурсов, охрана от истощения и загрязнения рек, озер, водохранилищ и внутренних морей.
Наиболее активной формой защиты водных ресурсов от загрязнения является безотходная технология производства, т.е. комплекс мероприятий в технологических процессах, позволяющий до минимума сократить количество вредных сбросов и уменьшить до приемлемого уровня воздействие отходов на качество воды. В комплекс таких мероприятий входят:
создание и внедрение новых процессов получения продукции с образованием наименьшего количества отходов;
разработка различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на базе способов очистки сточных вод;
разработка систем переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы;
создание территориально-промышленных комплексов, имеющих замкнутую структуру материальных потоков сырья и отходов внутри комплекса.
К сожалению, до полного внедрения безотходной технологии еще пройдет много времени. А в настоящее время надо стараться хотя бы совершенствовать технологические процессы и разработку оборудования с меньшим уровнем сбросов примесей и отходов в водные объекты, обезвреживать токсичные отходы, утилизировать последние, принимать меры по ограничению сброса коммунально-бытовых стоков, стоков промышленного и сельскохозяйственного производства в водные объекты.
Все эти мероприятия требуют огромных капиталовложений. А в наше время проблемы по охране и защите окружающей среды ложатся только на плечи людей, которые пытаются спасти нашу природу или хотя бы уменьшить ее «болезни». А если честно, то о каких мероприятиях по минимизации негативных экологических последствий можно говорить в наше время, когда только за последний год наблюдательная сеть за качеством поверхностных вод суши только в Сахалинской области сокращена на 34%, и вместо 41 водотока наблюдения проводятся всего лишь на 27 реках.
Может кому-то мое мнение покажется спорным или неверным, но, как говорил великий французский естествоиспытатель Жан Батист Пьер Антуан Ламарк (1744-1829), «пожалуй, лучше, чтобы вновь открытая истина была обречена на долгую борьбу, не встречая заслуженного внимания, чем, чтобы любое порождение человеческой фантазии встречало обеспеченный благосклонный прием».
А закончить свой реферат хочу отрывком из стихотворения сахалинской поэтессы Л.Васильевой, которая уехала с о.Сахалина, но очень по нему тоскует:
В Снегорье ведет долина,
Речка, камушки, водопад.
Удивительней Сахалина
Разве только Эдемский сад!

Литература

1. А.А.Беккер, Т.Б.Агаев. Охрана и контроль загрязнения природной среды. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1989г.
2. Под редакцией Л.В.Бражниковой. Динамика и качество поверхностных вод Советского Союза. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1988г.
3. М.Я.Лемешев. Природа и мы. Москва, «Советская Россия», 1989г.
4. В.Г.Орлов. Контроль качества поверхностных вод. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1991г.
5. Ежегодники качества поверхностных вод суши и эффективность проведенных водоохранных мероприятий. г.Южно-Сахалинск, 1993-97г.г.

Экологическая ситуация на территории Сахалинской области остается на острие обсуждений среди жителей островного региона. Тема волнующая многих и она неразрывно связана с самочувствием населения, здоровьем островитян. К сожалению, обстановка вокруг нас оставляет желать лучшего.

ТОР Горный Воздух.

Реализация планов правительства Сахалинской области по строительству горно-лыжного курорта в рамках ТОР Горный Воздух периодически сопровождается скандалами, связанными с экологией. По мнению независимых от местного правительства экспертов, в ходе проводимых работ на склонах гор Большевик и Красная, жители Южно-Сахалинска могут остаться без качественной питьевой воды. Повышается риск схода селевых потоков. Этому способствует массовая вырубка деревьев в окрестностях областного центра.

Фото – SAKH.INFO

И повод для беспокойства есть – прокуратура фиксирует отсутствие со стороны управления Ростехнадзора по Сахалинской области контроля за соблюдением градостроительного законодательства при строительстве СТК “Горный воздух” пассажирской подвесной канатной дороги.

Для предотвращения негативных последствий жителями было предложено провести процедуру общественных слушаний, в ходе которых планировалось утвердить проект лесопаркового зеленого пояса в восточной части города, на всем ее протяжении. Слушания состоялись, однако их результатами не все остались довольны. Островные чиновники предложили свой вариант “зеленого пояса”, который ограничен территорией в северо-восточном районе города Южно-Сахалинска и не затрагивающий площадь застройки горно-лыжного курорта. Похоже, это как раз тот случай когда “размер имеет значение”. Обсуждение проекта перенесли “по подследственности” – на площадку Сахалинской областной Думы.

Свалка.

Существующие на территории области полигоны бытовых отходов (в народе – свалка) зачастую не выдерживают требований законодательства и не в состоянии соблюдать технологические процессы по утилизации и хранению бытового и промышленного мусора. Оказалось, Долинская свалка физически не в состоянии выполнить требования закона, Холмский полигон полигон используется с нарушениями требований действующего санитарно-эпидимиологического законодательства.

Ситуация с новым полигоном ТБО в Южно-Сахалинске, который расположился неподалеку от карьера Известковый, далека от совершенства. Его площадка находится среди живописных гор, в распадке, где берут свое начало многочисленные ручьи и реки. О переработке мусора в данном случае речь пока не идет.

Напомним, Сахалинская область, ежегодно, генерирует более одного миллиона кубометров твердых отходов, которые не проходят стадии переработки и подвергаются примитивному захоронению.

Рыба.

Путина-2017 оказалась по своим результатам провальной. Как следствие – ограниченные обьемы рыб лососевых пород на прилавках Сахалинской области и удорожание розничных цен. В ходе проведения путины уже в этом году сотрудниками “Эковахты Сахалина” выявлены факты превышения длины 31 ставного невода. Возможно, рыбопромышленники решили компенсировать потери прошлого года.

“Анализ спутниковых снимков за 7 – 23 июля 2018 года показал, что 31 ставной невод имеет длину центрального каната более 1500 м. Часть ставных неводов на момент съемки еще не была оборудована ловушками, а на некоторых и центральные канаты, и даже ловушки выходили за пределы рыбопромысловых участков. Превышения зафиксированы в Долинском (8 неводов), Корсаковском, (3 невода), Охинском (1 невод), Поронайском (2 невода), Ногликском (8 неводов) и Томаринском (8 неводов) районах. Полный список всех неводов, длина которых превысила 1500 м, размещен на интернет-сайте “Эковахты Сахалина”

Ранее, сотрудниками экологической организации зафиксирован массовый выброс сельди в районе залива Пильтун.

“Здравствуй лето – пляжа нет”

Казалось бы, жители области, окруженной со всех сторон морским побережьем и имеющей бесчисленное количество озер и рек на своей территории, не должны испытывать трудности с отдыхом на воде. Однако…

В настоящее время, на территории региона существует только ОДНО место для купания – в Холмском районе. Тысячи отдыхающих вынуждены использовать для своего отдыха “дикие” водоемы, не оборудованные должным образом и не обеспечивающие требуемый уровень безопасности отдыха на воде. Излюбленные пляжи Анивского побережья оказались под прямым запретом – качество воды не отвечает санитарным нормам.

Еще в 2017 году результаты экспертизы сточных вод, которые попадают в Анивский залив нас просто поразили – вода отравлена.

Справка: приказом Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 13.10.2017 года №372 утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации “Техническая документация на новую технику (установка новозных и сточных вод свиноводческого комплекса “New logic Reserch”)

В ее составе оказалсяцелый «зоопарк» болезнетворных бактерий и их количество в пробах превышало ПДК (предельно допустимые нормы) в 700 (!!! ) раз. Об этом контролирующие органы еще год назад, которым до сих пор не хватило времени привести к норме экологическую обстановку в районе.

Река Сусуя, протекающая через территорию областного центра, несет в своих водах следы фекальных загрязнений.

Тем временем, география запретов распространяется на север. В Поронайске канализационные стоки попадают в залив без соответствующей очистки.

“Даешь Родине угля – черного и…много!”

Аппетиты сырьевых компаний выливаются в проблемы для жителей районов Сахалинской области. Директор ООО “Солнцевский угольный разрез” к административной ответственности за загрязнение реки Углегорки. Предприятие сбрасывало технологическую воду, минуя очистные сооружения. Тем самым жители Углегорска были лишены качественной питьевой воды. Цена вопроса оказалась смехотворной – 20 000 рублей штрафа, который обязал суд выплатить руководителя сахалинского разреза. Для сравнения, зарплата его коллеги в Барнауле составляет 200 000 рублей.

Угольщики не перестают “радовать” регион. Сход селевых потоков отработанной породы на юге Сахалина достиг окраины села Горнозаводска.


Фото – SAKH.INFO

По результатам проверки, проведенной Сахалинской областной прокуратурой, размещение отвалов размываемых грунтов в водоохранной зоне ручья Бамбучки осуществлялось ООО “Сахалинуголь-3” в нарушение требований Водного Кодекса Российской Федерации.

Должностные и юридические лица, по итогам проверки, привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов достигла 275 000 рублей.

Тем временем, в реке Шебунинка местные следы разлива нефтепродуктов и обвиняют в этом местный карьер.

Печальные итоги…

Наш перечень нарушений в сфере экологической безопасности населения наверняка не полный. Не все воды рек прошли независимый анализ, не все свалки (или ТБО) попали в сферу внимания общественности. Да и промышленные выбросы фиксировать достаточно сложно – предприятия огородились заборами, батальонами охраны и юристами, которые уже запаслись заготовками в “защиту репутации, следов чести и достоинства”.

Об экологической обстановке в регионе можно судить по сведениям, изложенным в «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году». В нем свою негативную оценку получили условия труда сахалинских граждан, условия обучения и воспитания детей, качество питания островитян, степень загрязнения воздуха и качество питьевой воды. К сожалению, в 2017 году максимальные уровни загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном наблюдались на территории Сахалинской области. Снижение смертности и заболеваемости населения не затронули островной регион – Сахалин и Курилы в этот перечень не входят.

Кто виноват и что делать?

Судя по итогам Государственного доклада и публикаций в региональной прессе, проблема экологической безопасности жителей Сахалинской области так и не получила должной, комплексной оценки со стороны местного правительства, с выявлением всех причин и разработкой комплексного плана по их устранению и нормализации обстановки. Возможно, сделать это не представляется возможным в силу целого ряда причин, в том числе и кадровых. Некому в регионе встать над ситуацией и оценить ее негативное влияние на перспективу.

С чем вас не поздравляем…


Алексей Лукашевич, пресс-служба СРОПП КПРФ

Ряд актуальных экологических проблем не удалось решить в Сахалинской области. Такой вывод, опираясь на мнения жителей, а также основываясь на собственных наблюдениях в ходе посещения районов Сахалина и Курил, сделал губернатор Олег Кожемяко. Сегодня на утреннем совещании в областном правительстве работа регионального министерства природы и охраны окружающей среды была признана неудовлетворительной.

В 2017 году Сахалинская область демонстрировала успехи в сфере защиты окружающей среды, выразил уверенность глава минприроды Александр Романов. Он сообщил, что в год экологии в 13 районах велся мониторинг состояния воздуха. В Южно-Сахалинске на газомоторное топливо удалось перевести 13 автобусов. Благополучно завершилась операция по вывозу химических отходов с территории бывшего целлюлозно-бумажного завода в Углегорском районе, а популяция серых китов у северо-восточных берегов Сахалина начала расти.

Практически все мероприятия, которые были запланированы, мы выполнили, - подчеркнул Романов.

Однако с такой оптимистичной постановкой вопроса не согласился губернатор региона. В Сахалинской области по-прежнему не решена важнейшая проблема, связанная с утилизацией отходов. Бытовой мусор, а подчас и вредные для здоровья химические вещества и соединения продолжают складировать вблизи городов и сел. Это вызывает справедливые нарекания жителей. Большая часть свалок расположена на территориях, не предназначенных для использования под объекты размещения отходов, на землях населенных пунктов и лесного фонда, а также в водоохранных зонах. Ежегодно сюда поступает около 200 тысяч тонн мусора. Действующие полигоны сегодня близки к полному заполнению.

Еще один неутешительный факт - каждый год в муниципалитетах образуется около 500 стихийных свалок.

Сахалинцы и курильчане уже задыхаются от гор мусора. А мы продолжаем строить все новые планы, принимать программы и рассказывать жителям про современные полигоны переработки мусора, которые появятся, но неизвестно, когда. На деле же абсолютно ничего не сдвинулось с места в этих вопросах, - констатировал глава региона.

Отмечен и ряд других провалов в решении экологических проблем - к примеру, отсутствует глубокий анализ состояния окружающей среды в населенных пунктах Сахалина и Курил.

В Южно-Сахалинске несколько улучшилась экологическая обстановка с переводом ТЭЦ-1 на газ. Но непонятно, какова ситуация с вредными выбросами, скажем, в Корсакове, Невельске, Холмске, Долинске, Поронайске - городах, где работают крупные угольные котельные? Нет анализа, насколько это опасно для жителей. Какие конкретные меры и в какой период времени необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию? Как планируем решать проблему с утилизацией химических отходов с других целлюлозно-бумажных заводов? Далее - выявляем ежегодно по 500 несанкционированных свалок. А меня интересует - сколько штрафов было наложено на нарушителей, какое количество камер наблюдения установили, чтобы зафиксировать факты загрязнения окружающей среды? Или наша задача - лишь убирать мусор за теми, кто его вывозит? На все эти вопросы сегодня так и не прозвучало четкого ответа. А значит, можно сделать вывод о системных промахах в этом направлении. Считаю, что данная работа была проведена неудовлетворительно, - отметил Олег Кожемяко, подводя итоги деятельности областного министерства природы и курирующего ведомство заместителя председателя правительства Дмитрия Нестерова.

Главная > Документ

Публикации СМИ; видеоматериалы; иллюстрации.

Термины и понятия

Экологическая катастрофа, экологический кризис.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся, дискуссия «Проблема ждет твоего решения».

Экологические проблемы Сахалина

1). Проблемы, связанные с воздействием на редкие виды животных, прежде всего серых китов западно-тихоокеанской (охотско-корейской) популяции, занесенных в Красную книгу Р Ф. Уже сейчас ученые отметили смещение китов, в том числе и самок, выкармливающих детенышей, на север их нагульного участка. В южной части района нагула, киты испытывают беспокойство от постоянных полетов вертолетов и движения судов – неподалеку работает нефтяная платформа Моликпак. По проекту Сахалин –2 в пределах участка нагула кормящих самок китов предполагается возвести еще одну платформу. Работы по сооружению подводного трубопровода проводятся вблизи кормящихся китов и непосредственно через южную часть пастбища. По оценкам специалистов, шумовое воздействие, связанное со строительством, является беспрецедентным по силе и влиянию на китов.

2). Проблемы, связанные со строительством наземного трубопровода. Важнейшим элементом проекта Сахалин-2 является строительство трубопровода. Трубопровод длинной около 850 км строится по сейсмоактивной зоне и пересечет 1103 рек и ручьев, большинство из которых являются нерестилищами лососей. В 1995 году город Нефтегорск, расположенный в 40 км от планируемой трассы трубопровода, был до основания разрушен землетрясением

3). Проблемы, связанные со строительством завода сжиженного природного газа и отгрузочного терминала в п. Пригородное. В процессе строительства предполагается сброс одного миллиона тонн грунта, изъятого в ходе дноуглубительных работ в залив Анива. Компания «Сахалинская Энергия» фактически отказалась рассмотреть вариант сброса отходов дноуглубительных работ за пределами залива и уже приступила к сбросу. Сброс грунта в залив Анива, который является важнейшим рыбохозяйственным водоемом приведет к непредсказуемым последствиям для его экосистемы (увеличение мутности воды, дефицит кислорода в воде, который будет вызван окислением органического вещества грунта), а строительство и эксплуатация отгрузочного терминала неизбежно нарушит миграционные пути лососей, промысел которых составляет основу экономики острова.

4). Проблемы аварий и разливов нефти при добыче и транспортировке.

Оценки независимых экспертов показывают, что быстро ликвидировать последствия большого разлива нефти в районе нефтедобывающих платформ не удастся. Разлив погубит уникальный кормовой биотоп серых китов и биоценозы лагун, которые рассматриваются как водно-болотные угодья мирового значения. Значительную проблему представляет обеспечение безопасности круглогодичной танкерной транспортировки нефти от терминала в п. Пригородное. Авария крупного танкера будет катастрофой, сопоставимой с гибелью танкера «Престиж» у берегов Испании в 2003 г. Никакие страховки не покроют ущерба, нанесенного природе и жителям острова и вся тяжесть последствий ляжет на региональный и федеральный бюджеты.

5). Проблема захоронения боевых снарядов.

Списанные в 90-х годах, после сокращения воинских частей Сахалинской области, боеприпасы были затоплены в Анивском заливе, а не в специально отведенном месте (в 132-м квадрате Охотского моря), безопасном с точки зрения судоходства и рыболовства. Опасный груз был спущен в воду с самоходной баржи «Красногорец-11» в ночь с 28 на 29 июня 1995 г. О том, что боеприпасы были затоплены с нарушением установленных правил знали все органы власти, имеющие отношение к данному вопросу. Что делать? На этот вопрос ответить несложно: необходимо срочно обследовать дно Анивского залива, в первую очередь, в районе Пригородного. Тем более что помощь в этом предлагает руководство Тихоокеанского флота, да и на Сахалине есть техника и специалисты, способные выполнить эту работу. В том же филиале Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» давно внедрена технология поиска параметрическим локатором. Этот прибор способен обнаруживать и распознавать на глубинах до 200 м любые инородные предметы, даже такие, которые занесены слоем песка или ила до 6 м высотой. На съемку 1 кв. км требуется всего лишь 4-5 световых дней, зато гарантия обнаружения – стопроцентная. Обследование 1 кв. км обойдется примерно в 1 млн. руб. – сумма небольшая по сравнению с возможными последствиями техногенной катастрофы. К сожалению, от руководителей компании «Сахалин Энерджи», которая полным ходом ведет подготовку к строительству завода СПГ, мне так и не удалось получить внятных объяснений – знают ли они о проблеме затопленных боеприпасов и что предпринимают для обеспечения безопасности работ. Тем не менее нам стало известно, что подряд на обследование и разминирование акватории Пригородного получила... охранная фирма «Армор групп», и заниматься этой работой должны четыре десятка привезенных из Москвы водолазов. Но с их помощью 1 кв. км придется исследовать целых полгода! Кроме того, водолазы не могут увидеть то, что занесено илом, следовательно, и гарантии, что все снаряды найдены, они не дадут. И, наконец, стоимость водолазных работ выше в десятки раз, чем исследование параметрическим локатором. Впрочем, похоже, «Сахалин Энерджи» и в данном случае не волнует сумма затрат – ведь по договору об СРП любые расходы компенсируются за счет добытых на шельфе углеводородов.

6). Проблема радиоактивного загрязнения.

В 1987 и в 1997 годах вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, выполняя сложное техническое задание министерства обороны, доставляли на маяки радиоизотопные энергетические установки, а по сути две настоящие атомные электростанции, хотя и очень компактные, работающие на стронции-90. Во время полета из-за аварийных ситуаций вертолетчики вынуждены были сбросить опасный груз в Охотское море.

Как известно, морская вода является агрессивной средой, и специалисты полагают, что защитные корпуса генераторов, 18 и 8 лет пролежавших на морском дне, вот-вот могут разрушиться, и тогда произойдет сильнейшее радиоактивное заражение. Активность генераторов, лежащих на морском дне, составляет около 700 тысяч кюри! Попадание одной кюри стронция в организм человека может привести к летальному исходу. А уж 700 тысяч кюри хватит с лихвой, чтобы все жители Сахалина получили смертельную долю радиации, которая, между прочим, не знает границ. Она уничтожит уникальные рыбные и биоресурсы, вызовет необратимые экологические последствия для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем более, что поиск генераторов результата пока не дал.

6) Проблема лесных пожаров. Ежегодно на Сахалине возникают локализованные очаги возгораний лесов. Леса горят в Ногликском, Смирныховском, Поронайском и Александровск-Сахалинском районах области. Главной причиной возгорания чаще всего служит небрежное обращение с огнем. Только в 2002 году на Сахалине возникло 38 лесных пожаров, которыми в общей сложности пройдено более 4220 га. Столь крупные потери во многом объясняется слабой материально-техническим обеспечением подразделений ГО и ЧС Сахалинской области.

7) Проблемы общего промышленного загрязнения среды обитания. Объясняются нехваткой средств у промышленных предприятий на природоохранные мероприятия.

Выброс судна «Христофор Колумб»

на Холмский берег

Экологической проблемой являются лесные

пожары, показанные на космическом снимке.

По словам начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Николая Смирнова, первый в России план, утвержденный губернатором области, уже проходит экспертизу в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ. Создание системы реагирования на нефтеразливы будет согласовано с федеральными и дальневосточными властями, в частности, стороны намерены взаимодействовать с МЧС РФ, Министерствами транспорта и связи и природных ресурсов РФ, а также с Правительствами Хабаровского и Приморского краев. Сахалинские власти готовы представить этим органам власти свои результаты по разработке операций ЛАРН (по ликвидации аварийных разливов нефти). На ближайшие три года на Сахалине также будет принята областная целевая программа «Создание и развитие территориальной системы реагирования на нефтеразливы в Сахалинской области», которая будет разработана также на основе совместного финансирования. Представители МЧС высоко оценивают подписание этого договора. По их словам, он поможет лучше и быстрее скоординировать работу чрезвычайных служб. Проблема ждет твоего решения

Групповые экологические проекты по изучению проблем, социально значимых для Сахалинской области.

Проводится в три этапа. Iэтап – подготовительный. Формируются цель, задачи и метод исследования, определяется участок исследования, определяется участок исследования. Формируются группы учащихся, каждая из которых будет решать конкретные задачи. С помощью учителя составляются вопросники для анкетирования и интервьюирования населения. IIэтап – исследование проблемы. Учащиеся проводят наблюдения, или интервьюирования населения, знакомятся с документами, данными по изученной проблеме, готовят фото материалы. IIIэтап – завершающий. Собранный материал систематизируется и обобщается. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе, составляет социальные карты, таблицы, диаграммы и т. д. Оформление результатов исследований. Ознакомление с ними всех учеников могут проходить в форме: выступления на конференции, диспуте, экспертизе и др., в виде защиты проектов, сюжетно - ролевых игр, организации выставки, лучших работ и т. д. Темы творческих работ определяются по выбору учащихся и учителя.

VI раздел

Уроки 30-32

Экономика родного города

Холмска

Цели и задачи урока Познакомить ребят с экономикой своего родного города; его ролью в хозяйстве области; сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах - экономических, социальных, экологических, и причинах их возникновения; продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации и составлять географический прогноз. Учебно-наглядный комплекс

Видеоматериалы; публикации СМИ; фотографии; иллюстрации.

Термины и понятия

Градообразующие и градообслуживающие предприятия.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся.

Материалы к урокам

Крупнейшие предприятия города.

Холмск – главные морские ворота Сахалина.

СЗМП переживает период усовершенствования. Модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске

осуществляется совместно компаниями: «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), оператор проекта «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи», оператором проекта «Сахалин-2». Принимая во внимание важность бесперебойного и безопасного материально-технического обеспечения морских операций на шельфе Сахалина, в июле 2004 года компаниями был создан объединенный комитет, который разработал проект соглашения и техническое задание на модернизацию существующего порта.

В итоговом соглашении обозначены пути модернизации уже существующего оборудования (32-тонный кран «Сокол») и приобретение нового оснащения (козловые краны, автопогрузчики, трубовозы, мощный 60-тонный портальный кран «Кондор»). В кратчайшие сроки на территории порта планируется построить также современные складские помещения для складирования труб и снабжения плавучих буровых платформ, оснащенные модернизированной системой штабелирования, а также благоустроенное здание офиса администрации порта со столовой, медицинским пунктом, душевыми. В целом намеченная модернизация расширяет возможности порта по обслуживанию всего морского транспортного потока Сахалина, в дополнение к судам, необходимым для поддержки морских операций на промысле нефти и газа (таких, например, как ледокол FESCO Sakhalin, предназначенный для обеспечения круглогодичной доставки материалов и оборудования в район добычи).

Проект модернизации Сахалинского Западного морского порта был профинансирован участниками консорциума «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи» на паритетных началах, причем последняя взяла на себя функции управления всей работой. 5-летний контракт на руководство эксплуатацией порта заключен с сахалинской компанией «Сахалин Шельф Сервис».

По мнению вице-президента ЭНЛ Марка Хакни, модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске является важной составляющей успешного выполнения задач Стадии 1 проекта «Сахалин-1» и даст дополнительные возможности как сахалинцам, так и сахалинской экономике. «Такое принципиальное обновление важного коммерческого грузового узла в то же время увеличит полезность порта для всех, а не только для шельфовых проектов. Это станет еще одним аспектом общего процесса улучшения инфраструктуры, явившегося результатом развития проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и поддерживающего экономику сахалинского региона». В этом году введена в эксплуатацию промплощадка №3 – полноценный контейнерный терминал, оборудованный семью системами. Здесь все готово для концентрации и временного хранения большегрузных контейнеров и других крупногабаритных грузов.

ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) – крупнейшая судоходная компания на Дальнем Востоке. Флот Сахалинского морского пароходства имеет суда ледового класса, может работать практически на всех морских линиях Мирового океана. SASCO – третья в стране судоходная компания по объему перевозки перевалочных грузов и первая по росту внутреннего пассажиропотока. Эта компания играет градообразующую роль и влияет на состояние экономики района.

ООО «Сахмортэк»- дочернее предприятие СМП. Транспортно-экспедиторская компания, осуществляющая услуги и агентскую деятельность пори перевозке грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении паромами и транспортными судами на линии Ванино - Холмск – Ванино. Оказывает сервисные услуги по отправке грузов в страны Юго-Восточной Азии.

Паромная переправа Ванино-Холмск – одно из структурных подразделений SASCO. Она осуществляет доставку до 90 % всех грузов, поступающих на Сахалин. Читая местную прессу, я нашел материал о том, что это предприятие ждут большие изменения. В последние годы стала тормозом для грузоотправителей и грузополучателей. Еще в 2002 году с материка на Сахалин переправлялось в среднем 39 вагонов в сутки, в то же время на Дальневосточной железной дороге скапливалось до 300 вагонов. Об этом заявил заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин на встрече с руководством ОАО "Сахалинское морское пароходство". Не только обязательная замена колесных пар вагонов с учетом узкой колеи на Сахалине сдерживает транспортировку грузов. На линии Ванино-Холмск работают всего 4 парома вместо прежних 10. Но и они не загружаются полностью вагонами, поскольку в каждый рейс паром берет еще по 6-8 автофургонов. Руководством МПС принято решение о реконструкции Сахалинской железной дороги и переводе ее на стандартную широкую колею.

Холмский морской торговый порт - морские ворота Сахалина. Он принимает основной поток грузов и пассажиров. Порт свободен ото льда круглый год, может принимать любые среднетоннажные суда до 5500 тонн с осадкой до семи метров. Защищенная от волнения двумя молами гавань с глубинами более 9 метров позволяет принимать отечественные и зарубежные суда водоизмещением до 7 тысяч тонн. В порту три причала длиной 360 метров для обработки транспортного флота и два специализированных причала по 130 метров для приема паромов «Сахалин». Порт - высокомеханизированное предприятие, имеющее 13 портальных кранов от5 до40 тонн, 35 автопогрузчиков от 1,5 до 10 тонн и другую перегрузочную технику. Здесь обслуживаются такие грузы, как уголь, металлы, трубы, техника, контейнеры. В морском вокзале порта расположены таможенная, карантинная, миграционная и пассажирские службы. На его территории есть автостоянка и автозаправка. Порт принимает среднетоннажные суда и паромы круглый год. В 2005 году Холмским морским торговым портом получено доходов 79 миллионов рублей, что 23,8% больше периода прошлого года. Обработано 62 грузовых судна и 380 паромов. Грузооборот составил 1146,9 тысячи тонн. Объём погрузочно-разгрузочных работ в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 42,3% и составил 25,6 миллиона рублей. Предприятие в отчетном периоде работало с прибылью, в соответствующем периоде прошлого года имело отрицательный финансовый результат.

В 2000-2001 годах проведены дноуглубительные работы, и возможности порта по обработке судов возросли. Предприятие приступило к обработке крупнотоннажных судов для проекта «Сахалин-2».

ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы» осуществляет регулярные морские перевозки грузов и пассажиров на линии Сахалин – Отару судами «Марина Цветаева» и «Игорь Фархутдинов».

Рыбопромышленные предприятия.

В общем объеме промышленного производства Холмского района рыбная отрасль занимает от 70 до 80 %. По итогам 1 полугодия 2005 года наибольший удельный вес в общем объёме производства по основным видам экономической деятельности приходится на рыболовство - это 47,4%. Объём производства составил к уровню 2004 года 114,4%.

Предприятиями рыбопромышленного комплекса в 1 полугодии 2005 года перечислено в местный бюджет налоговых платежей в размере 12,5 миллионов рублей, что составляет более 10% в общей сумме налоговых поступлений. Недоимка по налоговым платежам на 1.07.2005 года составила 17,6 миллионов рублей и выросла в сравнении с прошлым годом в два раза, что объясняет банкротством двух крупных предприятий отрасли (ЗАО "Сахрыбком" и ОАО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28") и сложным финансовым положением ОАО "Сахалинский рыбак".

В 2005 году предприятия РПК Холмского района получили квоты на вылов и добычу водных биоресурсов в промышленных целях в количестве 83,6 тысячи тонн и 14,9 тысячи тонн для прибрежного рыболовства, в том числе 208,8 тонны горбуши. За первое полугодие 2005 года предприятиями уже освоено 40%от выделенных лимитов, хотя промысловая обстановка в районах лова была довольно сложной. Все предприятия (кроме ОАО "Сахалинский рыбак") своевременно оформили разрешительные документы на вылов. Улов рыбы за январь-июнь 2005 года составили 34,5 тысячи тонн, рост к уровню 2004 года составляет 39,1%. Значительно увеличен выпуск пищевой продукции. Производство консервов в отчетном периоде снижено по сравнению с прошлым годом на 40,3%. Снижение допущено в связи с банкротством одного из крупных консервных заводов на Сахалине ООО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28", простоем из-за финансовых проблем и отсутствием сырья ООО "Лаперуз". Сейчас кризисная ситуация ликвидирована и завод РКЗ -28 вновь работает с лета 2005года под новым названием ООО «Холмскэкопродукт» (РКЗ-35). Несмотря на сложности с сырьём, увеличен выпуск ЗАО "Компания "Сакура". Статус портового города поддерживает ОАО «Сахалинремфлот» - единственное в островной области предприятие, которое осуществляет комплексный ремонт судов с гарантийным сроком. Этому предприятию сейчас принадлежит и Байковский судоремзавод. 120 судов в год готовы принять на стапеля Холмские судоремонтники. ООО «Посейдон» - одно из крупнейших предприятий рыбного комплекса Сахалинской области. Создано в 1991 году. Компания имеет промысловый участок на юге Сахалина, несколько единиц маломерного флота, траулер-морозильщик «Мыс Курбатова», суточная производительность которого 50 тонн готовой мороженой продукции. Продукция компании получила признание на российском рынке и за рубежом. Фирма не раз награждалась памятным знаком «Лучший экспортер РФ». Рыболовецкий колхоз «Прибой» (с. Правда) - ведущее предприятие, работающее в сфере добычи и переработки рыбы-сырца и морепродуктов в районе. На предприятии имеются добывающий флот, береговой рыбоперерабатывающий цех, холодильники. Колхоз производит около 60 наименований видов продукции: мороженая, соленая, копченая, вяленая рыба, пресервы (из сельди, трески, морепродуктов); морская капуста мороженая нашинкованная; кулинария; фарш рыбный мороженый; икра лососевая соленая. На предприятии работают 220 человек. Колхоз неоднократно представлял свою продукцию на международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия», благодаря высокому качеству своей продукции. ЗАО «Компания «Сакура» (с. Правда) – занимается изготовлением рыбных консервов и пресервов, рыбной кулинарии, переработкой морепродуктов. На вкус взыскательного потребителя производится 12 видов рыбной кулинарии. Производство оснащено современными консервными линиями. Полностью модернизировано производство и система управления. Используется разнообразная тара: жестяная, алюминиевая, пластмассовая, гофротара. Производственная мощность – 7 200 тонн рыбы и 800 тонн морской капусты в год. Продукция пользуется широким спросом покупателей и имеет призовые места в дегустационных советах передачи «Впрок», журнале «Спрос», выставках ЦСМ и департамента по рыболовству администрации Сахалинской области.

ОАО "Холмская Жестянобаночная Фабрика" является единственным предприятием на Сахалине, выпускающим банкотару для рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности нашей области и других регионов России. Основной вид продукции - банка №6 для консервов - лосось, сайра. Дополнительно выпускает несколько видов банки. Например, №22 – икорная, традиционная банка №25 - для сельди.

В структуру предприятия входят: лакопечатный участок, фотоучасток, цех основного производства по выпуску банкотары №6, №5, №28, №22, №25,цельной банки, крышки СКО, механический, строительный, энергетический, погрузочно-разгрузочный участок и участок КИПиА.

А также лаборатория качества выпускаемой продукции, гараж и ОТК.

Так же производится совершенствование технологий изготовления продукции. Предприятие располагает тремя автоматическими линиями по производству банки со сварным швом. Такая технология изготовления продукции отвечает мировым стандартам и безопасна для хранения консервов. Сейчас был переход к выпуску штампованных банок, предназначенных в основном для хранения икры. Икорую банку усовершенствовали и снабдили ключом. Есть намерения улучшать потребительские свойства и других банок - тоже снабдив их ключом.

Как известно, упаковка - уже половина успеха при продаже товара. Завод применяет литографию при производстве тары уже свыше 30 лет.

Сначала - схематичную, а теперь - яркую, четкую и красочную. В последние годы начали разрабатывать новые способы её изготовления. Для производства лакированной банки используется современное технологическое оборудование фирм "Тойо-Секан" (Янония), "Континенталь" (США), "Маваг АГ ", "Судроник АГ", "Фрай АГ" (Швейцария), "Круп", "Блема", "Каргес-Хаммер АГ" (Германия). Предприятие сотрудничает с крупными отечественными и зарубежными фирмами по поставке лаков, жести и прочих материалов. Среди них - магнитогорский металлургический комбинат, Новосибирский оловянный комбинат, различные японские и немецкие компании. Вся продукция фабрики сертифицирована.

Холмская Жестянобаночная Фабрика - одна из крупнейших производителей металлической консервной тары в России. За достижение высших результатов и вклад в развитие рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности Сахалина области коллектив предприятия неоднократно награждался почетными дипломами. На ежегодных специализированных выставках "Рыбная индустрия" в Сахалинской области продукция фабрики неизменно отмечается высокими наградами. Холмская банка ценится не только в России, но и за рубежом. Так, в 2001 году во Франкфурте на 29-ой церемонии присуждения международных призов качества ОАО "Холмская ЖБФ" была удостоена Приза Европы в номинации "За качество" (награда нового тысячелетия).

Предприятия транспортно-коммуникационной системы.

В Холмском районе создана развитая инфраструктура.

ООО «Холмская автотранспортная компания» располагает парком пассажирских автобусов и большегрузных машин. Работать приходится в условиях сложного рельефа, плохо приспособленных к перевозке грузов грунтовых дорог. Но машины этого предприятия можно встретить на всех дорогах Сахалина и Дальнего Востока. Объем перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Холмском районе после 2000 года постоянно растет. ГОРОД Холмск связывается с областным центром и другими городами Сахалина автотрассой федерального значения, которая проходит через Холмский перевал. Коренную реконструкцию этой дороги вели предприятия «Восток – ООО «Перевал», ЗАО «Строй дортранс», ООО «Стройавто» и другие. Автомобильные дороги внутри района содержит государственное унитарное предприятие «Дорожник».