Проект «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Экологический проект по детскому экспериментированию "Лесная лаборатория"

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных группах начальной школы.

Тип проекта
Информационно – практико – ориентированный,
социально – личностный, общественно – полезный, долгосрочный
Вид проекта
Групповой «Друзья природы».
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Срок реализации проекта
Один год (2015 – 2016)
Автор проекта: Кривохижина Лариса Сергеевна – воспитатель Iкв. Категории
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Нет ничего более изобретательного, чем природа.
Марк Туллий Цицерон
«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – русский учёный-естествоиспытатель, поэт, историк
Актуальность проекта

Природа родного края, как бы она не выглядела: голая степь, березовая роща, горы, холмы, тайга, она всегда наполняет душу теплом. И ты понимаешь, что это и есть твоя Родина. Здесь ты знаешь каждую полянку, каждый пенек, ручеек. Красота родной природы наполняет душу теплом и входит в сознание человека с раннего детства. Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью маленького исследователя. Но вот человек взрослеет, и у него появляются другие ценности, принципы и он начинает бесцеремонно, безгранично, грубо пользоваться тем, что он не создавал. И теперь все чаще в лесу мы слышим пение пилы, а не птиц. Кедровая тайга беспощадно вырубается, а это ведет к нарушению водного режима, полезные ископаемые исчезают с невероятной скоростью. Человеческая ненасытность ведет к разрушительным последствиям: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачива¬ется естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здо¬ровье людей. Нам пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользова¬ния окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.
Обретение же экологической культуры, экологического сознания и мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического воспитания через детское экспериментирование.

Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Детское экспериментирование – это путь к познанию окружающего мира, который обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Только сильные, выносливые, активные, здоровые люди могут противостоять всем проблемам, угрожающим сохранности природы. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед нашим дошкольным учреждением, и в этом помогают экскурсии, походы совместно с родителями и богатая своим многообразием природа. Дети нашей группы подвижные, активные, с интересом занимаются на занятиях по физкультуре в детском саду, любят соревнования и подвижные игры, поэтому многочасовые прогулки на природу дети переносят легко. Реализовывая этот проект, мы учим детей любить и беречь родную природу, укреплять свое здоровье, совершенствовать физическое развитие, повышать сопротивляемость защитных свойств организма, увеличиваем физическую и умственную работоспособность, развиваем познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
Научить смотреть на окружающий мир добрыми глазами. Не только видеть красоту родной природы, но и чувствовать ее. Слышать пение птиц, журчание ручья, шум дождя. Знать, что цветочная поляна для бабочек, а мы на ней только гости. Не наступить на родившуюся елочку, где через много лет на ней совьют свои гнезда птицы. Прививать любовь ко всему живому, передать определенные знания в области экологии, научить охранять ее богатства – это все лежит в основе нашего проекта.
Изучая живую природу, дети, прежде всего, должны понять, как человек воздействует на животный и растительный мир, как должен вести себя, чтобы сохранить природу. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит ни одно, даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети запомнят и сохранят на всю жизнь.

Цель Создание социальной ситуации развития элементарных естественно научных представлений детей о человеке, животном и растительном мире.

Задачи
Создавать условия для развития представлений у детей о единстве самого себя и окружающего мира.
Создавать условия познавательного интереса для развития любознательности в процессе наблюдения за реальными природными объектами и экспериментирования с ними.
Создавать условия для развития мыслительных действий: анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
Обеспечить условия для самостоятельности в проблемно - поисковой ситуации
Содействовать в помощи объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Создать социальные ситуации для воспитания бережного отношения к природе, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению насекомых, животных и птиц

Проблема для участников проекта
Проблема для детей: чем мы можем помочь живой природе?
Проблема для педагогов: инициировать детей к поиску информации по теме проекта, подводить к правильным выводам.
Проблема для родителей: помочь детям добыть информацию по теме проекта из разных источников.

Гипотеза
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о богатстве растительного и животного мира родного края, сформируют первоначальные нормы и умения правильного поведения в природе, не наносящего ей вред, разовьют положительные мотивации к здоровому образу жизни, укрепятся дружеские отношения между детьми. А так же дети начнут проявлять неподдельный интерес к охране природного богатства и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методическое обеспечение
Журналы «Дошкольное воспитание»
Журнал «Воспитатель ДОУ»
Методическая литература по экологическому воспитанию

Метод обеспечения
Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
Экскурсии и походы в сосновый бор, и лесные зоны ближайшего окружения.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Этапы проведения и реализации проекта
Информационно-накопительный: (подготовительный этап)
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Постановка цели и задач проекта
Определение актуальности и значимости проекта
Подбор методической литературы для реализации проекта
Подбор художественной литературы для детей
Подбор наглядно – дидактического материала
Репродукция картин и фотографий
Организация развивающей среды в группе

II. Организационно-практический: (основной этап)
создание коллекции: ракушек, камней, перьев, листьев, семян, орехов.
В центре науки поместить небольшую лабораторию, где хранятся оборудования и материалы для опытов и экспериментов.
Ознакомление детей с художественной литературой
Эвристические беседы, в ходе которых дети получат возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Моя Родина – Абаза!», «Растения под нашей защитой», «Жалеть надо уметь», «Предсказатели погоды»
Оформление фотоальбомов «Природа вокруг нас», «Природная аптека!», «Птицы нашего города»
Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение о крае, городе»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Фотовыставка и рисунки «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы Хакасии»
Экологические экскурсии - экспедиции по городу, в парк, в лес
Разучивание стихотворений про родной город
Эколого – спортивные мероприятия «Защитники природы», «Зеленый патруль»
КВН
Создание презентаций
Работа с родителями: разработка рекомендаций, анкетирование, совместные эколого – оздоровительные походы в лес, участие в спортивных мероприятиях
Рисование детьми, составление экологических карт

III. Заключительный (продукт проекта)
Экологический праздник «Правила друзей природы»
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проекта

IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта
интерес детей и родителей;
методические разработки,

Предполагаемый результат
Познавательная активность детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Свободное выражение собственного мнения, анализ происходящего, посильная помощь, эмоциональный отклик.
Навыки социального общения с взрослыми.
Бережнее относиться к миру природы, родного края
Включенность родителей в процесс проектирования, наблюдения, экспериментирования.
Укрепление физического и психического здоровья детей
Проявление выносливости, ловкости, силы, быстроты, желание данных качеств рационально использовать в любых жизненных ситуациях.

Методы проекта
Наблюдение,
Эксперименты
Психологические этюды
Анкетирование,
Социально - игровые занятия,
Конструктивные беседы.
Социальные ситуации на экскурсии
Туристические походы
Продуктивная деятельность по составлению экологических карт, ведению календарей природы
Спортивно – экологические праздники, игры – путешествия
КВН, марафоны, викторины
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект стартовал в 2015 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности: совместной деятельности педагога и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Активизация родителей, большой интерес у детей к проводимым мероприятиям, свидетельствует о том, что тема проекта интересна и реализация проекта набирает силу.



Многообразие растительного мира на участках нашего ДОУ позволяет знакомить дошкольников с многообразием природы нашего края, учить правилам поведения и элементарным навыкам как обустроить свой быт в походе, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Так же на территории ДОУ обустроена спортивная площадка, где дети проходят в игровой форме тренировки, получая возможность с успехом решать задачи физического развития с учетом индивидуальных способностей. Вместе с родителями мы приступили к созданию элементарной метеостанции.
Развивающая среда, созданная в группе, и которая будет обновляться в ходе проекта, поможет осуществить выполнение основных направлений проекта – экспериментирование.

Предложения по возможному распространению проекта
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных группах начальной школы.
Я предполагаю, что проводимая мной работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, научит любоваться природой, бережно относиться к ней, контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОКОЛЬЧИК"
компенсирующей направленности № 2 "Черничка"
Подготовила: воспитатель Петрова В. Т. 2014 г.

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»
Цель: Развитие исследовательской активности.
Задачи:
Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам.
Развивать умение организовать эксперимент и получить результат.

Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием ИКТ.
Материалы и оборудование:

глобус, презентация «Роль воды в жизни человека», набор для опыта «Водяной фильтр» – 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка; для опыта «Очистка воды» – 1 стаканчик, бинт, вата, 1 стакан с грязной водой, 1 тарелочка, клеенки, 1 мерная ложка.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы: наглядные приемы – презентация, глобус, наблюдение, показ способа действий;
практические приемы - моделирование и изготовление водяного фильтра;
словесные приемы – рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснения, поисковые вопросы, педагогическая оценка;
игровые упражнения и задания – загадывание загадки, воображаемая ситуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов. Чтение рассказов, сказок о воде; беседа о воде, о фильтрах для очистки воды, загадывание загадок о воде.
Рассматривание через микроскоп капелек воды, льдинки. Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?»
Проблемные ситуации: «Если на планете исчезнет вода», «Если использованную воду не очищать, что произойдет?», опыты на выявление свойств воды о ее значимости для роста растений.

Ход образовательной деятельности
Воспитатель Я хочу вам загадать загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
(Вода) (Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.)
Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.
Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)
Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (слайд с изображением рек, озёр, морей, океанов)
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.
Зачем вода растениям? Как они её получают?
Зачем вода животным и птицам?
Для чего вода нужна человеку?

Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.
В лабораториях работает много учёных. А что такое лаборатория? А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.
Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись.
Вот мы с вами и в Лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).
Воспитатель Опытов будет 2.
1 опыт. Водяной фильтр
Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами
Оборудование: Из набора для опытов: 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка.
Ход: Налить в чашку грязную воду. Можно приготовить раствор грязной воды: добавить в воду кусочки бумаги, камней, земли, мусора.
Положить в отдельные трубки камешки, шарики, губку и бумажный фильтр. Сделать из них колонну: вверху- трубка с шариками, ниже- с камешками, затем- с губкой и внизу с бумажным фильтром.
Медленно вылить грязную воду через воронку в верхнюю трубку. Какая вода получилась в самой нижней баночке? Сравнить её с оставшейся грязной водой.
Вывод. Чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище. Более чем один миллиард людей, т.е. каждый шестой человек на Земле- не имеют доступа к чистой воде. Чистая вода- самый ценный ресурс на планете. Если чистота воды не будет восстанавливаться после использования, чистая вода может совсем исчезнуть.

2 опыт. «Очистка воды».
Цель: Выявить как можно очистить воду в домашних условиях.
Оборудование: стакан с грязной водой, чистый стакан, вата, бинт, 1 мерная ложка, тарелка, клеёнка.
Ход: взять чистый стакан, через два слоя бинта проложить вату, все это закрепить на верхней части стакана резинкой. Затем мерной ложкой медленно наливать грязную воду.
Вывод: чем больше разных видов слоёв в стакане, тем вода чище.

Воспитатель А сейчас немного отдохнём и поплаваем в речке.
Физминутка «Речка» (В.И. Ковалько «Азбука физминуток для дошкольников» М.: Вако - 2008)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Воспитатель: Возвращаемся в свою группу.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.

Воспитатель: Что вы сегодня вечером расскажете дома, где вы побывали? Что нового узнали? Что научились делать?
Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд с изображением ломаного кристалла воды).
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (Ответы детей)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в дожде, снежинках, водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.
Используемая литература
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В. Гончарова и др., под ред. З.А. Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
5. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
6. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
7. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Миляуша Янбердина
Педагогический проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан

Педагогический проект на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ »

Подготовила : Янбердина М. А. – старший воспитатель, первая квалификационная категория

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы :

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Тип проекта :

По количеству участников –

коллективный.

интегрированный.

По продолжительности –

Краткосрочный

С 01.09 по 30.11.2016г

Участники проекта :

Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп;

- педагоги ДОУ ;

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Цель проекта :

Развитие познавательного интереса детей в процессе .

Задачи проекта :

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности в процессе экспериментальной деятельности с детьми и применение в практике.

Этапы реализации проекта :

1 этап : - информационно – накопительный.

2. этап : организационно –

практический.

3 этап : презентационно –

завершающий.

Ожидаемый результат :

Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности , делают выводы.

Практическая значимость :

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Этапы реализации проекта :

1. информационно – накопительный.

Подбор методической литературы.

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.

Подборка опытов с описанием проведения.

Организация предметно – развивающей среды.

Подбор оборудования для проведения опытов .

Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование » .

2 этап : организационно – практический :

1. Подготовка запланированных мероприятий.

2. Планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в ежедневных планах .

3. Проведение смотр – конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования .

4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать» .

5. Проведение открытых занятий по группам по опытно – экспериментальной деятельности : Группа раннего возраста«Что мы знаем о воде» ; младшая группа - ; средняя группа -«В гости Капелька пришла» ; старшая группа – «Свойства воздуха» ; подготовительная группа – «Извержение вулкана»

6. Оформление картотек игр по опытно – экспериментальной деятельности по возрастам .

7. Районный семинар для педагогов ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности .

3 этап : презентационно – завершающий :

1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования .

2. Педагогический совет на тему : «Эксперимент

3. Оформление и презентация картотек, методических разработок и педагогического проекта по «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».

Обеспечение проектной деятельности :

Методическое :

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.

Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.

Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.

О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Подбор методической литературы, пособий.

Подбор материала для открытых занятий и уголков экспериментирования

Дидактические игры

Приложения :

Открытое занятие в группе раннего возраста – «Что мы знаем о воде» .

Что мы знаем о воде.

Свойства воды (холодная, прозрачная)

Открытое занятие в младшей группе «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора» .

Рассказ об утёнке.

Следы на мокром песке. Прилетели бабочки - Свойства магнита и железа

Открытое занятие в средней группе «В гости капелька пришла»

Какой вкус у воды? Придаём вкус воде (опыт с лимоном )

Открытое занятие в старшей группе «Свойства воздуха» .

Чем пахнет воздух?

Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана» .

Районный семинар на тему «Опытно – исследовательская деятельность »

Конкурс уголков экспериментирования .

Аналитическая справка Тема : «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ »

Цель : выявление педагогических проблем в организации работы по опытно – экспериментальной деятельности .

Сроки проведения с 01.09 по 30.11.2016г

Объекты контроля : все возрастные группы

Вопросы проверки :

Планирование работы с детьми и родителями.

Открытые занятия по опытно – исследовательской деятельности

Создание уголков экспериментирования

В соответствии с годовым планом на 2016 – 2017 учебный год в ДОУ была поставлена задача : Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по опытно – экспериментальной деятельности в процессе разных видов детской деятельности . Контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :

Система и вариативность планирования воспитательно-обрзовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности ;

Создание предметно-развивающей среды;

Умение грамотно организовывать и проводить непосредственно – образовательную деятельность и самостоятельную деятельность по экспериментальной деятельности , соблюдая технику безопасности;

Использование наглядной информации для детей на ООД, для родителей по этой теме.

Проверка планов ВОР :

Во всех возрастных группах воспитатели планируют игры – эксперименты , как в совместной деятельности , так и в самостоятельной. Исследовательскую деятельность планируют и на прогулках. Используют в работе с детьми такие дидактические игры, как «Где живёт вода» , «Воздух, земля, вода» , «Для чего нужен воздух» , «Какого цвета вода» , «Тонет не тонет» , «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» , «На мокром песке остаются следы, отпечатки» , «Чудесные картинки» , «Игры с песком» , «Воздушные фокусы» и т. д.

Подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций.

В работе с родителями планируют беседы, консультации, наглядную информацию на темы : «Что такое эксперимент » , «Как организовать игры с водой» , «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома» , «Домашняя лаборатория» , «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » , «Учим детей наблюдать» , «Беседы на прогулке» .

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».

Привлекают родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» , «Бумажная страна» , «Красивые камни» ;

в создании уголков по экспериментированию .

Привлекают родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Предлагают для родителей памятки на различные темы.

Совместно с детьми ведут альбомы юных исследователей.

Вывод по контролю : Проведенный тематический контроль по опытно – исследовательской деятельности в ДОУ , показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается, через НОД, совместную и самостоятельную деятельность , через режимные моменты, на прогулке, работу с родителями по этой теме.

Предложения :

1. Всем педагогам продолжить углубление знаний в теоретических и практических вопросах по опытно – исследовательской деятельности через самообразование.

2. Использовать в практике работы с детьми собранный наглядно – дидактический материал.

3. Уделять больше внимания работе с родителями по данной проблеме.

Проверяющий : старший воспитатель___Янбердина М. А.

Воспитатель: Казанцева. Л. В.

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"

Цель проекта:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Привлекать родителей к совместной деятельности

Описание проекта:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Общая характеристика проекта:

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май), информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта:

Исследовательский

Участники проекта : воспитанники старших дошкольных групп, педагоги, родители.

Формы взаимодействия :

С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.

С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.

Объем проекта:

Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю

Цели проекта:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Методы проведения:

Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

Проведение опытов (практических);

Беседы (конструктивные).

Этапы проекта:

1)Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

диагностика;

определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта:

1. теоретическая часть : составление перспективного плана, разработка конспектов

2. практическая часть:

Познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Организация кружковой работы «Клуб Почемучек».

3) Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка

конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-

экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:

специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

природный материал (камешки, песок, семена и т.п.);

утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);

прочие материалы - лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7.Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

конспекты НОД с элементами экспериментирования;

перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;

картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

консультации для родителей по данной теме; памятки.

Работа с воспитателями:

консультации.

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);

Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

Закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

Продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

Свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

Роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

3 этап – заключительный :

В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Используемая литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.

8. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.

10. Интернет ресурсы.


Казанцева Людмила Викторовна

Проект "Опытно-экспериментальная деятельность в условиях ДОУ"

Составитель: Польникова Л.Ф.

Старший воспитатель

2013

Цель проекта:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Привлекать родителей к совместной деятельности

Описание проекта:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Общая характеристика проекта:

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май), информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта:

Исследовательский

Участники проекта : воспитанники старших дошкольных групп, педагоги, родители.

Формы взаимодействия :

С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.

С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.

Объем проекта:

Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю

Цели проекта:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Методы проведения:

Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

Проведение опытов (практических);

Беседы (конструктивные).

Этапы проекта:

  1. 1) Подготовительный этап:

v создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

v диагностика;

v определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта:

1. теоретическая часть : составление перспективного плана, разработка конспектов

2. практическая часть:

Познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Организация кружковой работы «Клуб Почемучек».

3) Заключительный этап:

v диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Ожидаемые результаты:

v Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

v Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

v Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную

деятельность детей опытов и экспериментов, разработка

конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-

экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:

v специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

v природный материал (камешки, песок, семена и т.п);

v утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);

v прочие материалы - лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7.Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

v конспекты НОД с элементами экспериментирования;

v перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

v диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;

v картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

v консультации для родителей по данной теме; памятки.

Работа с воспитателями:

v консультации.

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);

Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

Закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

Продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

Свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

Роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

3 этап – заключительный :

В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Дальнейшее развитие проекта

v Развитие поисково-познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста:

1) создание условий в группах раннего возраста для поддержания и развития познавательного интереса;

2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей раннего возраста;

3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.

 Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой природы»;

2) оборудование «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.

Используемая литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.

8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.

10. Интернет ресурсы