Формы обобщения результатов научных исследований. Способы представления результатов исследования. o формулировки тезисов должны быть предельно четкими, следует избегать цитирования

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

Личность - это человек как комплекс биологического, психофизического и социального. Человек рождается с определенными качествами, такими как черты характера, наследственность и др. Однако личность - понятие сложное, которое развивается, формируется и складывается только в обществе.

Человеческая природа призывает индивида к общению с другими людьми. Личность в обществе формируется не только в силу своих индивидуальных качеств, но и под воздействием общесоциальных явлений.

Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так нет и человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Homo sapiens), но и человеком общественным (Homo sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых отношений*(39).

Личность формируется под влиянием двух факторов:

1. индивидуальных, врожденных черт и свойств;

2. социальной среды, воздействующей на человека.

По справедливому мнению С.Н. Кожевникова, личность имеет свою структуру:

Человеческое сознание - это цементирующий элемент, означающий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках;

Воля - это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления;

Деятельность - необходимый компонент структуры личности, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, специальных средств, направленный на достижение поставленной цели, определенного результата.

Эти элементы находятся в диалектическом единстве и определяют социальную природу личности*(40).

Личность занимает в правовой системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, правосубъектности, определенного социального и правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются правовые связи и процессы*(41).

В государственно-образованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно располагает.

Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Такие понятия, как "личность" и "общество", являются взаимодополняющими, неотделимыми и существуют лишь в неразрывном единстве. Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее активностью, способностями, физической и духовной принадлежностью к человеческому роду, но и положением в государственно-правовой системе.

Общество является основой существования государства. Нет общества - нет и государства. Государство развито и сильно настолько, насколько сильно общество*(42).

"Государство, - писал Гегель, - скрепляет общество правовыми отношениями... Государство - это общество с правовыми отношениями, в котором люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных естественных свойств... а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается"*(43).

Государство наряду с функциями управления и принуждения является и особым видом организации человеческого общества как целого, обеспечивающим территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государство - это также и внутреннее устройство общества, поскольку оно выступает от имени общества, в силу этого отношения между личностью и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер.

Государство и общество соотносятся как часть и целое, ибо государство - это составляющая часть общества, в котором действуют и негосударственные институты.

Однако государство играет особую и очень важную роль в обществе:

Представляет собой политическую власть общества;

Является единственным официальным представителем общества;

Подчиняет государственной власти все общество;

Выражает и защищает интересы всего общества (или его определенной части).

Государство играет главенствующую роль в обществе. Его деятельность определяет основные направления развития общественного организма, его сущность отражает характер взаимоотношений в обществе.

По мнению А.Ф. Черданцева, в генетическом отношении государство есть продукт, порождение самого общества. Государство вырастает из недр общества вследствие процессов, происходящих в обществе. Всякое организованное общество нуждается в определенных функциях (управленческих, регулятивных, охранительных), которые оно и порождает. Эти функции общество возлагает на государство. Из генетических и функциональных предпосылок следует, что государство призвано быть на службе обществу, служить обществу, выполнять те задачи, которые стоят перед обществом. В этом отношении общество стоит выше государства, над государством*(44).

Государство и личность. Аристотель в своей работе "Политика" утверждал, что: "...государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому.. Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо..."*(45).

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т.е. личность не может существовать без государства, но и государство в свою очередь не может функционировать без личности, ибо государство - это есть общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Так, например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство. Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности, охраняет их, возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством. В другом гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства - правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-образованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан*(46).

Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности в настоящее время - одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

В отечественной юридической науке до сих пор нет единого понимания таких понятий, как "правовой статус" и "правовое положение". Так, по мнению О.Е. Кутафина и Е.И. Козловой, развитие юридической науки показало, что при рассмотрении вопросов о месте субъекта правового общения в обществе и государстве недостаточно ограничиться лишь анализом прав, свобод и обязанностей, т.е. правовым статусом этого субъекта. В этот анализ необходимо вовлечь и другие институты: гражданство, правосубъектность, гарантии, ответственность. Совокупность всех этих институтов, по их мнению, и образует комплексную правовую категорию - правовое положение субъекта*(47).

В то же время такие ученые, как С.С. Алексеев, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, не проводят каких-либо различий между содержанием понятий "правовой статус" и "правовое положение", рассматривая их как синонимы. Подобную точку зрения отстаивает в своей фундаментальной работе "Правовая система и личность" Н.И. Матузов*(48).

Итак, правовой статус - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива и другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек адекватно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, так как "в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения"*(49).

┌────────────────────────────────────────────────┐

┌─┤ Виды правового статуса ├─┐

│ └────────────────────────┬───────────────────────┘ │

┌─────────┴──────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────┐

│ Общий правовой статус │ │ Специальный или │ │ Индивидуальный │

│ гражданина │ │ родовой статус │ │ статус │

│ │ │ определенных │ │ │

└────────────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────────────┘

Общий правовой статус представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Их основу образуют единые юридические предписания, призванные закрепить целостную модель правового состояния субъектов. Общий правовой статус - это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, а как гражданина.

Общий правовой статус - это статус человека как гражданина и члена общества. Имеется в виду единое для всех качество. Такой статус можно назвать базовым, основным.

Специальный или родовой правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т.д.). Ведь "наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности..."*(50).

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина (пол, возраст, семейное положение, работа и другое). Индивидуальных статусов ровно столько, сколько и граждан. Этот статус подвижен и обусловлен изменениями, происходящими в конкретной человеческой жизни.

Рассмотренные виды статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному (слою) группе и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус один, специальных - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан*(51).

В зависимости от видовой принадлежности правовых статусов разнообразна и их внутренняя структура. В юридической литературе до сих пор нет единства взглядов по данному вопросу, одни авторы включают сюда большее число элементов, другие меньшее. Н.И. Матузов, на наш взгляд, наиболее точно указывает универсальные структурные элементы правового статуса и к ним относит:

1) соответствующие правовые нормы;

2) правосубъектность;

3) общие для всех субъективные права, обязанности и свободы;

4) законные интересы;

5) гражданство;

6) юридическую ответственность;

7) правовые принципы;

8) правоотношения общего (статусного) характера*(52).

Основные права и обязанности личности. Права и свободы человека - это мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать то, что не запрещено законом. Они не отчуждаемы, даны человеку от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Признание, соблюдение и защита прав - это обязанность государства. Права человека не знают разницы между классами, нациями, религиями и идеологиями, они являются нравственной базой любого общества.

Права и свободы человека - это его социальные возможности в личной, экономической, политической, социальной и культурной жизненных сферах.

Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), некоторых конвенциях, принятых ООН.

В Российской Федерации в 1991 г. была принята Декларация прав человека и гражданина, ставшая неотъемлемой частью Конституции РФ 1993 г. и базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

В России основные права человека и гражданина закреплены в главе второй (и ряде других статей) Конституции Российской Федерации.

В ст. 46 Конституции РФ предусматривается право человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, права человека принадлежат всему мировому сообществу и их защита является обязанностью каждого государства.

В случае противоречия норм внутригосударственного права в сфере прав и свобод международным документам следует руководствоваться нормами международными.

В юридической литературе выделяют три (поколения) этапа развития прав и свобод личности.

Первое поколение связано с буржуазными революциями - это развитие личных и политических прав.

Второе поколение есть результат Октябрьской социалистической революции в России. Это признание и закрепление социально-экономических прав и свобод, признание права личности на государственную опеку и поддержку.

Третье поколение связано с научно-технической революцией, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека. Это солидарные права, так как данные права принадлежат коллективу людей, а не отдельной личности: экологические права, право на мир, права потребителя, право на информацию, на сферу личной жизни. Данный период в развитии прав и свобод личности начался после Второй мировой войны.

Выделяют следующие основные права и свободы человека:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

Личные права - это естественные, основополагающие и неотъемлемые права человека, права каждого индивида, они не связаны с принадлежностью к гражданству какого-либо государства, неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Запрещено издавать нормативные правовые акты, умаляющие эти права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст Конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

К личным правам и свободам в России относят права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

На нераспространение информации о частной жизни лица, а также не допускается ее сбор, хранение и использование;

На неприкосновенность жилища;

На тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в РФ;

Свободу совести и вероисповедания;

Свободу мысли и слова.

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

Особенность данных правомочий в том, что некоторые из них, такие как право участвовать в управлении делами государства, избирательное право, могут принадлежать только гражданам Российской Федерации.

Избирательное право гражданин РФ приобретает в 18 лет. Пассивное избирательное право наступает:

в 21 год - для избрания депутатом Государственной Думы;

в 30 лет - для избрания главой субъекта РФ;

в 35 лет - для избрания Президентом РФ.

Основные политические права в Российской Федерации составляют:

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

Право на публичное выражение своего мнения (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе, создают условия для его нормальной жизнедеятельности.

К основным экономическим правам в России относятся:

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Право частной собственности;

Право частной собственности на землю;

Право наследования;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда и др.

Важнейшим среди экономических правомочий является предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

В то же время свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателя, связанными с его доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ).

Статья 8 Конституции РФ установила принципиально важную правовую норму о признании и равенстве защиты частной собственности с государственной, муниципальной и иными формами собственности.

Право частной собственности подразумевает возможность владения, пользования и распоряжения своим имуществом, включая средства производства.

В соответствии с российским законодательством человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. Под лишением имущества следует понимать принудительное прекращение права собственности на конкретное имущество, а не простое изъятие имущества из владения собственника на основании закона.

Разновидностью экономических прав являются трудовые права, определяющие статус человека как участника трудовых отношений, как правило, наемного работника. Трудовые права включают:

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых и др.

Трудовые правоотношения регулируются Трудовым кодексом РФ, законами и подзаконными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, соглашениями о труде и коллективными договорами.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать слабозащищенные категории граждан.

К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, предусмотренных законом;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на жилище, в том числе бесплатно или за доступную плату;

Право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате правонарушения и др.

Права человека в области культуры и образования:

Право на образование, в том числе бесплатное;

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

Право на охрану интеллектуальной собственности;

Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания.

Особой разновидностью в области основных прав человека являются права по защите прав и свобод человека:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на юридическую помощь;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя самого и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Согласно Конституции РФ, права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В юридической литературе общепризнано, что права гражданина - это права, которые находятся под защитой и охраной государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина.

Обязанность - это вид и мера должного, разумного и полезного поведения человека в обществе.

Обязанности - это обратная сторона прав, способ их обеспечения, но, к сожалению, они в меньшей степени исследованы учеными. "Идея обязанностей и ответственности слабее распространена в общественном сознании, чем идея прав и свобод. Отсюда и правосознание у многих граждан оказывается зачастую односторонним, сориентированным только на права", - справедливо отмечает Н.И. Матузов в работе "Правовая система и личность"*(53). В современной литературе отсутствует классификация обязанностей, хотя в конкретных и общих правоотношениях их столько же, сколько и прав.

К основным обязанностям человека и гражданина в России относятся обязанности:

Соблюдать Конституцию и законы РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

Платить установленные налоги и сборы;

Воинская обязанность;

Обязанность бережного отношения к природе;

Воспитание и забота о детях;

Забота о нетрудоспособных родителях;

Получение основного общего образования;

Недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;

Непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

Забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

По мнению И.А. Ильина: "Люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость"*(54).

Отсутствие или неведение своих обязанностей - это прямой путь к произволу, своеволию и отсутствию какой-либо организованности.

Государство -- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины: в теологической -- божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики человека; в органической -- биологические факторы; в материалистической -- социально-экономические; в теории насилия -- военно-политические и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующем: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, эколого-психологические и т.п.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство - на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство - это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Выполнение решений политической власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

Ещё одна моя статья из далёкого 2004-го года. Картинку взял в интернете, она типовая с учебника.

Роль государства в жизни человека переоценить трудно. Государство представляет собой совокупность институтов, деятельность которых направлена на поддержание стабильности жизни граждан – жителей страны, и представление их интересов в мировой политике. Обязательными составляющими государства являются население и территория, на которой это самое население может творить с собой все, что в душе угодно. Важнейшими институтами любого государства считаются центральный орган власти, полиция и армия. Первый предназначен для упомянутых выше работ на внешней политике и проведении успешной экономической линии. Попутно он же издает свод правил поведения граждан внутри страны, именуемых законом. Отступление от этих правил приравнивается к преступлению и наказывается заранее придуманным властью способом. За всем этим и следят такие институты, как полиция и ей подобные. Армия играет роль аргумента при проведении внешней политики страны – чем она мощнее, тем весомее аргумент, для обороны от тех стран, что хотят привить свои убеждения, и, наконец, для защиты института власти от граждан, недовольных предложенными им правилами проживания внутри страны.

Количество институтов, деятельность которых направлена на поддержании уровня жизни граждан на определенном уровне огромно. Финансирование таких институтов – прямая обязанность государства. Чем больше они финансируются, тем лучше институт справляется со своей работой. Чтобы пополнить казну, которая, в свою очередь, далее раскошелиться на содержание институтов, государство занимается продажей собственных ресурсов, людей и их продукции, другим государствам. Так как впарить чаще всего удается немного, то приходиться с каждого живущего гражданина брать налог – то есть плату за то, что институт власти делает его жизнь хорошей и безопасной, а работники этого института получают заработную плату, позволяющую им денно и нощно думать о повышении благосостояния граждан.

Утопическая мечта большинства – возможность погулять вечером после работы, в парке, попивая качественное недорогое пиво, с подругой или другом, ничего не опасаясь. Возможность получить квалифицированную медицинскую помощь и участие вообще любых служб. Возможность получить качественное и вообще образование и дать его своим детям. И еще на многое мы бы хотели раскатать губу. Вот только государство обладает потрясающей по своей эффективности губозакаталкой – это настолько громоздкий, почти не контролируемый механизм, что ему глубоко до фени проблемы рядовых граждан.

На самом деле, деятельность большинства институтов власти направлена на поддержание ровно такого уровня жизни населения, чтобы его работники (института) и дальше оставались работать в своих скромных кельях, а не болтались на фонарном столбе с вспоротыми животами под пьяное улюлюканье толпы, пытающейся хоть таким способом развлечься на свои налоги.

Такая внутренняя политика органа власти приводит к тому, что прочие институты также утрачивают свою функцию – существовать для людей. Соответственно, часть людей, не получая помощи, которую государство, в лице какого-либо института, обязано (граждане-то уже оплатили ее налогами!) предоставить, совершенно справедливо становятся недовольным государством. Далее, повинуясь инстинкту самосохранения, эти люди государству уже не доверяют - да и оно как-то не собирается доверие возвращать! Итог – рост преступности, безработица, инфляция, неуплата налогов и еще большая деградация институтов.

Редко какое правительство пытается бороться с такими проблемами на корню. Обычно оно наоборот пытается закрутить гайки потуже. При этом государственная машина начинает уничтожать не только преступников (тех, кто нарушил правила поведения), но и вполне лояльных граждан. Связано это с тем, что для уменьшения усилий в своей деятельности, государство ориентируется на большинство людей, и десять процентов несправедливо обиженных просто не принимаются в расчет.

Многим гражданам приходиться вести против собственного государства маленькую, а иногда и большую, войну. Так как ресурсы воюющих сторон несоизмеримы, то война эта, как правило, затяжная, а ее продолжительность прямо пропорциональна хитропопости гражданина. Иначе государственная машина просто раздавит нерадивого налогоплательщика.
Камень преткновения между гражданином и государством может быть разным как по размерам, так и по составу. Причины же конфликтов настолько разнообразны, что среди нас не найдется человека, который бы ни разу в жизни не совершил проступка против государства.

Следствие: в любой стране деятельность её жителя, не важно, человек он или зверь, направлена только на собственное выживание, при этом она ограничена в той или иной мере правилами этого государства. Лишь в отдельных случаях, гражданин жертвует собой во благо системы и для жизни своих потомков, которые будут в ней жить. Такое самопожертвование является истинным патриотизмом. В случае отечественных войн такой патриотизм всегда направлен на выживание собственного народа. Другой вопрос, что в мирное время самопожертвованием во имя блага тех, кто потом вынужден будет жертвовать свою жизнь для дальнейшего существования народа члены власти обычно не занимаются, со всеми вытекающими отсюда проблемами

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т. п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие параметры необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы. Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины, в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов таков: по строкам располагаются испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.