Как вернуть воспоминания из детства. Как вспомнить то, что было в раннем детстве? На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Как вы заметили, я начала затрагивать на сайте тему перерождений и прошлых воплощений. Хотя на эту тему «институтов не заканчивают», но писать мне об этом легко . Я откуда-то это знаю… Когда впервые столкнулась с этой темой, мне практически не у кого было спросить, что же такое погружение в прошлые жизни , и с чем это едят. Сейчас многие погружения проходят дистанционно, благодаря интернету. У меня несколько проводников, которым доверяю. А непосвященным важно понимать все риски погружений без техники безопасности .

Что полезного можно ждать от этой техники? Считается, что она помогает избавиться от самых глубоких эмоциональных травм . Мне же самой было очень интересно получить новый опыт . «Догоняет» до сих пор, и возможно, позже я бы написала об этом по-другому . А сейчас впечатления еще свежи.

Эта страничка будет интересна только тем, кто интересуется темой регрессий в прошлые состояния. Я на своем опыте подробно проведу и покажу, что это не сложно, не страшно и доступно любому:).

З а границей воспоминаний

Это был подготовительный прединкарнационный курс «Вспомнить все», предназначенный «потренироваться» на нынешней жизни. Чтобы научиться затем доверять своим ощущениям в «походах в запредельное». Я почитала другие отзывы и поняла, что не у всех получается. Отключить высокий самоконтроль мешает «сторожок » недоверия. Важно уметь или захотеть довериться и пойти за голосом.

Когда читала истории участников от этого курса , получивших результат, конечно, все это казалось очень неправдоподобным . «Ну что за бред!» – думала я о них, как о людях с бурно развитой фантазией. Поэтому я с интересом провела собственный сознательный эксперимент, чтобы убедиться на себе, что походы «туда» - не галлюцинации.

Возрастная регрессия

Оказалась приятная неожиданность. Раньше я считала, что это очень сложно, а оказалось, все намного проще, очень легкий гипнотический транс. Думала – страшно, оказалось наоборот. Десять сеансов подряд , в сопровождении руководителя центра, я просматривала свое детство, вытаскивая из памяти все глубоко забытые моменты, о которых сначала и вспомнить было нереально . К концу 10-го занятия детские ранние воспоминания не закончились, а наоборот, стали более яркими . И самое главное, что это «забытое», читай, вытесненное, подтверждалось при перекрестных опросах моих близких.

Феномены трансового состояния

Сейчас мне снятся очень яркие сны, и я их запоминаю – это потрясающе. Память стала работать намного лучше. Это один из первых побочных эффектов. Эта активизация памяти – огромный плюс, особенно если учесть, что на память я не полагаюсь и не расстаюсь с записной книжкой. Видимо, сказываются последствия анестезии 20-летней операции. С тех пор друзья напоминают мне некоторые события школьного периода, но я их не помню .

За той чертой, что не помнит сознание, но никогда не забудет подсознание

Урок 1. Тестирование способа запоминания информации. Какие личные каналы восприятия?

Из инструкции руководителя курса : «Сегодня вы узнаете, почему полезно путешествовать в прошлые состояния, убедитесь, как много может вспомнить обычный человек, и осознать, чем это может быть полезно для каждого».

Так как я товарищ довольно прокачанный, то представить объект мне было проще простого. Навык настройки встроился буквально за пару минут.

На этом этапе засыпаются большинство учеников, как я поглядела на ленте отчетов. Это для многих настолько простое занятие, что большинство «слетает» сразу же. Ну правильно, зачем заниматься ерундой? Но что-то мне подсказывало, что дальше ждет больше.

Из домашки.

6 Хорошая ли у Вас память? Как она работает?» - Память считаю слабой, вспоминаю скорее через ощущения.

7 Обращали ли Вы внимание на то, как именно Вы вспоминаете события, анализируете их? - События часто вспоминаю «через четвертое измерение» (кто в курсе).

8 Имеете ли опыт медитативных состояний? - Медитативный опыт – да, только с одним мастером, которому доверяю.

9 Доверяете ли своей интуиции? - Интуиции доверяю, я ею живу.

10 Были ли у Вас необычные состояния сознания? - Были многие необычные состояния сознания, да.

Урок 2. Определение своего способа просматривания.

Кажется, началось настоящее приключение. Меня поучили совершенно новому ощущению – быть «в своем теле» или «быть вне своего тела, сбоку или сверху».

Никогда ранее так не пробовала переключать и регулировать состояния, до этого урока. Очень интересное состояние, сильно вошла а транс, потом немного «водило» еще. Вспомнила одну ситуацию из детства, о которой крепко забыла (а может, вытеснила, чтобы никогда это не вспоминать). Было очень яркое воспоминание, буквально «как вчера».

Урок 3. Увеличение количества уровней просмотра.

Вот тут я уже наконец на личном опыте ощутила, что такое настоящее расширение сознания! Но мне пообещали, что я благополучно вернусь в исходное состояние с радостью от получения нового опыта.

Из домашки.

1 Получилось ли у Вас переключить своё внимание из состояния «в теле» - в состояние «вне тела»? - Легко получилось.

2 Как Вам кажется, в каких случаях целесообразно просматривать события, находясь «в теле», а в каких случаях «вне тела»? - Состояние «в теле» более уместно для разглядывания деталей, погружения в подробности. А «вне тела» - для осознания маршрутов и более глобальных осознаний.

3 Удалось ли Вам увеличить количество версий Себя? - Увеличить из 2-й в 3-ю - не давалось упражнение. Несколько раз останавливала запись, чтобы «въехать» в состояние.

4 Удалось ли Вам выйти из состояния «вне тела» в следующее состояние? - Сопротивление. Были мысли, что такие игры с психикой опасны. Это просто разрыв шаблонов.

5 Сколько Себя у Вас получилось? (от 10 до бесконечности) - В четвертую Себя выпрыгивать было уже легко и смешно:) четвертое ощущение Себя – какой-то сверх-мудрости. Всего попробовала в 5-6 Своих версий, больше не далось. Вывод такой. Первая версия – самая простая проекция. Вторая – как надсмотрщик над ней, как куратор, что ли. После 6 – уже терялась связь с первой версией, это над-уровень, глобальный родовой, что ли.

Чем было полезно : Понимание, что первая версия Себя – какое все-таки грубое физическое тело, даже если это самый хрупкий нежный беззащитный ребенок. И, конечно, очень необычный опыт, но в итоге понравилось.

Урок 4. Я – первоклашка. Путешествие в свое детство и тренировка на конкретных событиях.

В ходе проведенного сеанса мне пообещали вспомнить то, о чем я давно забыла:) Ну-ну:)

Из домашки.

1 Вспомните, как прошёл Ваш первый день в школе? - Да, вспомнился первый день! Неожиданно вспомнилось, да, это же так и было – меня зачислили в один класс, а перевели в другой. И мне вспомнилась суета момента перехода, как мама меняла мне учительницу.

2 Какие события произошли через месяц, через несколько месяцев после этого воспоминания? - Ч ерез месяц мне вспомнился уютный светлый теплый класс, хорошая атмосфера. Потом вспомнилась зимняя сумрачная пора. Потом новогодний утренник! Потом весна, и как мы строимся на общее фото класса!

3 Посмотрите события до того момента, как Вы впервые пошли в школу. Что Вы думали о школе? Хотели ли Вы в школу? - До школы вспомнилось лето, и как меня учили буквам и письму. Вспомнился двор и качели. Ранее – выпускной в садике. Еще ранее – зимний утренник. Еще ранее – моя любимая воспитательница возле осеннего дерева рябины.

4 С кем Вы играли и в какие игры? - Играла с друзьями в старом дворе. Вспомнилось (мама дорогая, ничего себе!) как меня учили в 6 лет курить в избушке дети (я первый и последний раз в жизни держала сигарету:)). Вспомнился ледовый каток (я первый и последний раз стояла на коньках:)). Вспомнились куличики в песочнице, как я играла в хозяйку.

6 Что Вам показалось наиболее интересным из этих воспоминаний? - Мне сразу пришли картинки, о которых я давно и глубоко забыла. И я не помнила их очередность. Но за эти 6-7 минут они выстроились в хронологическом порядке.

Чем было полезно : Я была «в теле», так мне было ярче вспоминать. Детство я помню средне, больше отрывками. Честно говоря, я не рассчитывала на успех этого упражнения. Но мне очень понравилось то, что удалось восстановить ощущение «присутствия» вплоть до запахов. Наверное, я способная ученица:) Жду с нетерпением следующее занятие.

Урок 5. Раннее детство.

Темы уроков заранее не озвучиваются, и я не знаю, что ждет дальше:) Наверное, это такой стиль, чтобы не знали, на что настраиваться. Ну вот наконец я и дошла до долгожданного путешествия в ранее детство! Вспомнились забытые улочки советского времени, и даже какая играла музыка.

Сейчас вы совершите путешествие в ранее детство, научитесь расширять свои воспоминания, поймете, как можно передвигаться по воспоминаниям. Также вы сравните разницу восприятия в разных возрастах. И научитесь путешествовать от раннего воспоминания к событиям сегодняшнего дня.

Интересно? Оооочень! Я была в предвкушении… Я и не догадывалась, пока, что сейчас будет эффект неожиданности. Это будет, конечно, жесть… И что я сильно прорыдаюсь… от увиденного..

1 Где Вы жили и с кем дружили в детстве? - Вспомнилось в основном то, что я помнила. Также вспомнила то, что давно вытеснила из памяти. Жила в маленьком старом дворе …

2 Во что Вам нравилось играть в этом возрасте, были ли у Вас любимые игрушки? - Игрушек совсем не помню. Период около 3-4 лет совсем выпал из памяти. Потом вспомнилось несколько эпизодов.

3 Что Вы любили или не любили есть? - Насчет вкусовых предпочтений совсем не помню. Я не была пищевой капризулей, поэтому не отложилось по еде.

5 Какое самое раннее воспоминание Вам удалось вспомнить? - Я многое вспомнила в предыдущих проработках, которые не относятся к этому занятию (около 3 месяцев мне было, я четко описывала маме ту ситуацию, все совпало). Сейчас же вспомнилось совсем экзотическое воспоминание. Мне пару годиков, я в пивной, смотрю снизу вверх на огромную крышу стола, а папа с дядями вверху надо мной пьют…

Чем было полезно : Это занятие вывело меня в нересурс. Я плакала. У меня слезы потекли градом. Вспомнились ситуации, которые память вытеснила из активных воспоминаний.

Урок 6. Покатайтесь “вперёд и назад” по памяти.

Из инструкции руководителя курса: Сегодня вы научитесь управлять своими воспоминаниями. Научитесь передвигаться по труднодоступным участкам памяти, определите оптимальный для себя темп движения. Вы поймёте, что останавливает Вас и не мешает двигаться.

Из домашки.

1 Смогли ли Вы управлять последовательностью своих воспоминаний? - Да, «соседние» события легко раскладываются.

2 Это было легко, или Вы столкнулись с некоторыми трудностями? - Трудности только от недостатка опыта. Как только понимаешь эту «фишку», сразу приходят дополнительные «опции».

3 Вы можете посоветовать что-то тем, у кого не получилось также хорошо, как и у Вас? - Расслабиться и не циклиться на остановившейся картинке. Перепрыгнуть на другую. И, как вы говорили, с шуткой попросить Вселенную показать еще. И еще. И еще. Задолбать, короче, Вселенную, и она наконец покажет:)

Чем было полезно : Такие осознания! С одной стороны, вспомнилось, что я знала, но с другой стороны, я это не вспоминала лет 20-30. И такое осознание. Вспоминаются не только улыбки, тон произношения, погода и время года, а даже обрывки фраз. Когда взрослым казалось, дети совсем ничего не понимают, и при них можно говорить что угодно. А дети все секут и подмечают. И потом это укладывается в подсознание. Сильно устала, большое напряжение. Но в то же время и ощущение восторга и совсем другого понимания мира.

Урок 7. Опыты с вашими реальными фото.

Это одно из самых крышеносных происшествий, которые со мной случались. «Нырять» в себя через свои глаза на фото – та еще жесть… А еще это обалденные ощущения…

Из инструкции руководителя курса: Сегодня вы будете рассматривать определённые, конкретные моменты. Также вы освоите технику стоп-кадра, научитесь проникать по другую сторону картинки. Приготовьтесь - снова будете ‘проникать в тело’. Закрепите навык грамотного перемещения.

Из домашки.

1 Вспомните свои детские, самые ранние фотографии. Используйте их как двери в свои воспоминания. - Рассмотрела 3 фото на сеансе и около 3-4 после. Получились все, кроме самой ранней, в 3 месяца.

2 Перенесите себя с одной стороны фотографии на другую, войдите в тело. - Упражнение переноса легко получается. Чувствуется, что навык уже натренировала.

3 Любое воспоминание можно "запустить" как фильм, пусть он сам идёт вперёд и показывает сюжет. - «Запустить» только возможно упражнением «вождение», пробуксовывая. Память пока не дается максимально.

4 Проделайте это с каждой фотографией, которую сможете вспомнить. - Проделала с каждым фото, зачет!

5 Вы могли предположить, что сможете самостоятельно заглянуть в такой ранний возраст? - Мне казалось, что вспоминаются обрывки фраз, время года, тепло-холодно в тот момент и подобные ощущения.

6 Какие эмоции Вы почувствовали при этом? - Эмоции радости от того, что я уже это умею:).

Чем было полезно . Углубляю и натренировываю полезный навык. Думаю, у меня все получится))

Урок 8. «Вы в мамином животе»

Вотттт.. Добрались… Это казалось невероятным и уж точно галлюциногенным! Ну это же можно только придумать или домыслить! Как же я приятно ошибалась… Конечно, при мыслях, какие события происходили вокруг меня, когда я только родилась, больше работал ум, нежели воспоминания. Ум мешал ощущениям, выстраивал свои гипотезы, какими были больницы того времени, 40 лет назад. Сложновато было вспомнить свою коляску и кроватку…

Из инструкции руководителя курса: Мы подходим вплотную к результату. Вы научитесь ощущать себя в утробе матери, вспомните забытые чувства. Вы получите уникальный опыт и сравните с тем, как это бывает у других.

Из домашки.

1 Какие фрагменты Вам удалось просмотреть до самого раннего Вашего воспоминания? - Практиковать, практиковать, и с каждым разом слой толщи времен становится податливей.. Удается понемногу вспоминать, надеюсь, это не плод фантазии.

4 Как Вы узнавали маму? Как Вы ее ощущали? Как Вы ощутили маму в первый момент своего рождения? - С узнаванием мамы были большие проблемы. Мне легче вспоминать папу, родственников и даже воспитателей. Но ощущений от мамы нет совсем, чтобы она меня когда-нибудь обнимала. В первый момент восстановить ощущения невозможно, но знала, что мне все были рады. Она меня очень хотела.

6 Вспомнили ли Вы себя “в домике”? Как Вы ощущали себя и свою маму на разных сроках своего пребывания “в домике”? - Вспоминая себя в домике, можно говорить об ощущениях, пришедших в трансе воспоминаний. Ощущения были – уютно, спокойно, комфортно, безопасно, тихо. Это странно, потому что меня сохраняли все 9 месяцев, думаю, лекарств вогнали в меня немеряно. Поэтому знание реального и ощущения гипнотического транса разнятся.

Чем было полезно : «О этот мозг! Она опять анализировала))» Я пыталась разделить вынужденные фантазии от памяти тела, научиться управлять своим состоянием и больше доверять своему телу, его сигналам. А тело очень доверяет вашему голосу:) , поэтому опыт считаю благоприятным, вопреки провалам в информации (мне мало что рассказывали родные) и играм разума.

Урок 9. «Ваше рождение»

Инструкция проводника была еще более удивительной : "Пройдете сквозь завесу тайны, удивитесь еще больше. Пройдетесь по ленте воспоминаний и снова захотите понять, что же такое жизнь".

Я так поняла, что с итогом этого упражнения можно было уже четко понять, привиделось или не привиделось. Потому что были некие «несостыковочки»…

Из домашки.

1 Хотели ли Вы родиться? - Да, я хотела родиться.

2 Как Вы себя чувствовали в момент рождения? Как Вы ощущали маму в этот момент? Кто находился вокруг Вас? - Момент родов мне представился в полумраке, в легком тумане… Врачи сновали, атмосфера какого-то неизбежного перехода и торжества жизни. Это видение отличалось от того, как я сама рожала в роддоме. По своему реальному рождению ощущения транса - не думаю, что реальные: я родилась в патологических родах, в асфиксии, которую, впрочем, скрыли. Я ощутила атмосферу уже послеродовой палаты, спокойствие и радость окружения.

5 Какие события Вы вспомнили после этого дня? Какое из давно забытых воспоминаний Вы вспомнили? - По вашему голосу я «пошла» вспоминать последующие события, и всплывали мелкие детали, давно забытые. Это было неожиданно и необыкновенно… Прошлась так по детству, юности, становлению и до сегодняшнего дня. Мне хватило времени точь-в-точь как раз до момента окончания записи!

6 Расскажите о Ваших мыслях и ощущениях, когда Вы радовались прекрасным моментам в жизни. - Я вам очень благодарна за такую возможность! Какое великое дело вы делаете! Конечно, я радовалась своей жизни, еще раз переоценила ее. Неужели я столько прожила! И сколько же я видела в жизни и вспомнила!

Чем было полезно : я заметила, что даю обратную связь больше не образами, а ощущениями, некоей атмосферой. А еще я гибко маневрировала освоенными навыками. Еще 3 дня назад я боялась «выпрыгивать» из тела, сейчас это легко, смешно и достоверно:)

Остальным участникам и новичкам также хочется пожелать удачных экспериментов. С тренировкой все это получается, даже если вы так же пугливы и скептичны, как и я:)

За пределами отчета, или Что не вошло в домашку

Вообще я «вспомнила» около 30 глубоко забытых ситуаций и подробностей, затерянных в глубинах нейронных паутин. Некоторые – смешные. Некоторые – даже с подробными детско/недетскими мыслями в тот момент. Это невероятно.

Я несколько дней ходила под впечатлением… Потом решилась спросить маму о давних событиях и «свериться» с реальными обстоятельствами. Больше всего я боялась задать вопрос о ночи, когда она меня родила. Моя же ночь родов дочери прошла в большом зале, возле меня около 7 человек персонала, и помню много ламп и света. Да и этот процесс по телепрограммам воспринимается немного по-другому.

Но вот свое рождение я увидела весьма странным. Что-то подозрительно для такого места, как роддом. Почему такое очень маленькое помещение, и очень темно? Совсем нет людей, и как-то тихо. Потом я увидела пару снующих теней – в темной комнате появились люди… Потом – другие небольшие подробности… Что за тайна рождения была у меня?..

Вы знаете, с родителями иногда разговаривать бывает полезно. Эту ночь рождения со мной никогда ранее не обсуждали. Сейчас же мама ответила на мой вопрос, что была глубокая ночь, и правда, в палате было очень темно… Врачей не могла дозваться – да так в кровати меня и родила … Потом к ней наконец пришли две санитарки и переместили нас… В общем, она подтвердила все мои подробности…

Она удивилась, откуда я это знаю .. А у меня было такое состояние трансформирующее . Я прониклась этим ощущением, как она, этот бедный перепуганный 18-летний ребенок, совсем одна-одинешенька, оказалась в такой ситуации, когда рядом никого нет. Я будто «побывала в ее мокасинах две луны». Сколько же пережила моя мама.. А я еще полжизни предъявляла к ней претензии….

Было много удивительных моментов воспоминаний детства, которые просто немыслимо охватить разумом. Вспомнила даже то, что уже не помнила сама моя мама, и мне пришлось ей напоминать!:)

А еще я «пошла в свой страх» - хотя боялась увидеть травмирующие опыты детства. Сердечко мое затрепетало, когда одно вытесненное воспоминание активизировалось. Несколько лет подряд с 7 до 12 лет (!!!) я преодолевала получасовый путь из школы домой. Мне помнилось чувство глобального одиночества и безысходности. Я очень не любила ходить той дорогой.

То, что мы не хотим помнить из прошлого, память вытесняет – это очень мудрый механизм. Для чего вспоминать дела давно минувших дней , спросите вы? У каждого на этот счет свое мнение. Я думаю, что возможно сделать некую переоценку своего давнего периода жизни, снять обиды (если они еще остались), переосознать детские страхи и найти в них ресурсы…

В своем воспоминании «вне тела» я увидела Себя летящей над Собой , топающей по пустынной улочке – я увидела, что зря боялась, со мной всегда были Хранители. Может, я и есть сама себе Ангел ?... И присматривала за Собой сверху?..

Я увидела безопасность всего моего школьного пути домой – сверху. С той высоты произошли трансформация и переосознание опыта.

Никто бы меня в обиду не дал. Так чего же я боялась? Не надо бояться. А мы часто боимся «наперед», на запас.

Много чего.. Кроме такого, «якобы нересурсного» вспоминания, можно еще и окунуться с головой в безмятежность и беззаботность детства. Если приходит то, что уже знаешь, сказать: «Вселенная, нет, ты другое покажи!», и затем погрузиться в такие глубины бессознательного, что нам и не снилось…

  • < Техника “Генератор намерения” создание мыслеформы
  • Чему учат особые дети (реинкарнационный коучинг) >

Наше детство. Глядя на ребятишек из соседнего двора, понимаешь, что это самая беззаботная пора в жизни каждого человека. Однако, нам недоступны воспоминания о нашем детстве или появлении на свет. С чем связана эта тайна? Почему мы не должны запомнить себя в детские годы. Что скрывается за этим провалом в нашей памяти. И вот в какой-то момент внезапно промелькнувшая мысль, почему мы не помним себя с рождения, заставляет нас копаться в тайнах неизведанного.

Почему мы не помним наше рождение

Казалось бы, такой важный момент, как рождение, должно было отпечататься в нашем мозгу навечно. Но нет, какие-то яркие события из прошлой жизни иногда всплывают в подсознании, а самое главное – навсегда стерлось из памяти. Не удивительно, что лучшие умы психологии, физиологии и религиозной сферы пытаются разобраться в столь интересном факте.

Стирание памяти с точки зрения мистики

Исследователи, занимающиеся изучением не изведанной мистической стороны существования нашей вселенной и Высшего разума, дают свои ответы на вопросы, почему участки памяти человека стирают возможность воспроизвести процесс рождения.

Главный упор делается на Душу. В ней содержится информация о:

  • прожитых периодах жизни,
  • эмоциональных переживаниях,
  • достижениях и неудачах.

Почему мы не помним как родились

С физической точки зрения человеку не дано понять душу и расшифровать хранящиеся в ней факты.

Предполагается, что эта субстанция посещает образовавшийся эмбрион на десятый день его существования. Но она обосновывается там не навсегда, а покидает его на время, чтобы вернуться за месяц-полтора до рождения.

Научные обоснования

Но нам не доступна возможность запомнить очень важный момент в нашей жизни. Это получается в связи с тем, что душа никак не хочет «делиться» с телом сведениями, которыми обладает сама. Сгусток энергии бережет наш мозг от лишних данных. Скорее всего, процесс создания человеческого эмбриона слишком таинственен и не подлежит разгадке. Внешнее мироздание использует тело лишь в качестве внешней оболочки, тогда, как душа бессмертна.

Человек рождается в муках

Отчего мы не помним, как появились на этот свет. Точные доказательства этого феномена не получены. Имеются лишь предположения, что виной всему сильнейший стресс, пережитый при рождении. Ребенок из теплой материнской утробы выбирается по родовым путям в неизвестный ему мир. В процессе он испытывает боль в связи с изменяющейся структурой его частей тела.

Рост человеческого организма напрямую связан со становлением памяти. Взрослый запоминает самые выдающиеся моменты в своей жизни и помещает их в «хранительный» отсек своего мозга.

У деток все происходит немного по-другому.

  • Положительные и отрицательные моменты и события откладываются в «подкорке» их сознания, но, при этом, уничтожают имеющиеся там воспоминания.
  • Мозг ребенка еще недостаточно развит для хранения обильных объемов информации.
  • Вот почему мы не помним себя с рождения и не храним детские памятные впечатления.

Что мы помним из детства

Детская память развивается в периоде с 6 месяцев до 1,5 лет. Но она уже тогда подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. Ребенок узнает окружающих его людей, может переключаться на тот или иной предмет, умеет ориентироваться в квартире.

Еще одно научное предположение о том, почему процесс появления в этом мире мы забыли совершенно, связан с незнанием слов.

Младенец не говорит, не может сопоставить происходящие события и факты, правильно описать увиденное. Инфантильная амнезия – именно такое название получило отсутствие детских воспоминаний у психологов.

Ученые высказывают свои догадки об этой проблеме. Они считают, что в качестве ниши для хранения важных пережитых событий дети выбирают кратковременную память. И это никак не связано с отсутствием умения создавать воспоминания. Любой человек не только не может рассказать, как происходило его рождение, но течение времени заставляет его забыть и другие важные в определенном периоде яркие моменты жизни.

Существуют две главные научные теории, которые пытаются разобраться в этом непростом вопросе.

Название Описание
Теория Фрейда Всемирно известный Фрейд, продвинувший важные изменения в области медицины и психологии, имел свое мнение по поводу отсутствия детских воспоминаний.
  • Его теория построена на сексуальной привязанности ребенка, не достигшего возраста пяти лет.
  • Фрейд считал, что информация блокируется на подсознательном уровне, так как один из родителей пола, противоположного малышу, воспринимается последним более позитивно, чем другой.

Иными словами, девочка в раннем возрасте сильно привязана к отцу и испытывает ревностные чувства к матери, возможно, даже ненавидит ее.

  • Достигнув более осознанного возраста, мы понимаем, что наши чувства негативны и противоестественны.
  • Поэтому, стараемся стереть их из памяти.

Но широкого распространения эта теория не получила. Она так и осталась исключительно позицией одного человека в отношении отсутствия воспоминаний о раннем периоде жизни.

Теория Харка Хоуна Что доказывал ученый: почему мы не помним детство

Этот врач считал, что ребенок не чувствует себя отдельно взятой личностью.

Он не умеет разделять знания, полученные в результате собственного жизненного опыта, и те эмоции и чувства, которые испытывают другие люди.

Для малыша все едино. Поэтому, память и не сохраняет момент рождения и детство.

Каким же образом, дети умеют отличать папу и маму, если еще не научились говорить и запоминать? Им в этом помогает семантическая память. Ребенок с легкостью ориентируется в комнатах, показывает, не путаясь, кто папа, а кто мама.

Именно долговременная память хранит важную информацию, такую необходимую для того, чтобы выжить в этом мире. «Хранилище» подскажет комнату, где его кормят, купают, одевают, место, где спрятано лакомство и так далее.

Так почему мы не помним себя с рождения:

  • Хоун считал, что подсознание момент рождения считает ненужным и негативным явлением для нашей психики.
  • Поэтому, воспоминание о нем хранит не в долговременной, а в кратковременной памяти.

Почему некоторые помнят себя в детстве

С какого возраста мы начинаем запоминать происходящие с нами события? Среди ваших знакомых, скорее всего, есть люди, утверждающие, что они помнят свои младенческие годы. Если вы принадлежите к их числу, то перестаньте себя обманывать. И не верьте другим, которые доказывают, что это так.

Мозг стирает события из детства

Взрослый человек может вспомнить моменты, которые с ним происходили после пяти лет, но никак не ранее.

Что доказали ученые:

  • Инфантильная амнезия полностью стирает из воспоминаний первые годы жизни.
  • Новые клетки мозга, формируясь, уничтожают все ранние памятные события.
  • Это действие в науке носит название нейрогенез. Он постоянен в любом возрасте, но в младенчестве проходит особенно бурно.
  • Имеющиеся «ячейки», хранящие определенную информацию, перезаписываются новыми нейронами.
  • В итоге, новые события полностью стирают старые.

Удивительные факты человеческого сознания

Наша память многообразна и до конца не изучена до сих пор. Многие ученые пытались докопаться до истины и определить, как оказывать на нее влияние, заставляя создавать нужные нам «камеры хранения». Но, даже бурное развитие информационного прогресса, не дает возможности сделать такую рокировку.

Тем не менее, некоторые моменты уже доказаны и могут вызвать у вас удивление. Ознакомьтесь с некоторыми из них.

Факт Описание
Память работает даже при повреждении одной части полушария мозга
  • В обоих полушариях присутствует гипоталамус. Так называется отдел мозга, который отвечает за правильную работу памяти и познания.
  • Если он поврежден в одной части и остается без изменений во второй, функция запоминания будет работать без перебоев.
Полной амнезии практически не бывает В реальности полной потери памяти практически не существует. Вы часто смотрите фильмы, в которых герой стукнулся головой, в результате – предыдущие события полностью испарились.

В действительности практически невозможно, что в период первой травмы все забыто, а после повторной – все восстанавливается.

  • Полная амнезия встречается очень редко.
  • Если человек пережил негативное психическое или физическое воздействие, то он может забыть сам неприятный момент, не более того.
Начало мозговой деятельности у младенца начинается еще в состоянии эмбриона Через три месяца после того, как яйцеклетка оплодотворится, малыш уже начинает помещать в ячейки своего хранилища определенные события.
Человек способен запомнить много информации
  • Если вы страдаете забывчивостью, это не значит, что у вас проблемы с запоминанием.

Просто, у вас не получается выудить необходимые факты из вашего хранилища, объем которого безграничен.

Доказано, сколько слов способен запомнить мозг человека Эта цифра равняется 100 000.

Столько слов, но почему мы не помним себя с рождения, вот об этом интересно все таки узнать.

Ложная память существует Если с нами происходят неприятные события, травмирующие нашу психику, сознание может отключать воспоминание о таких моментах, заново воссоздавая, преувеличивая или искажая их.
Во время сна работает кратковременная память Именно поэтому сны, в основном, передают недавние происходящие с нами жизненные факты, о которых мы на утро и не вспоминаем.
Телевизор убивает способность запоминать
  • Рекомендуется смотреть голубой экран не более двух часов.
  • Особенно, это актуально для людей в возрасте от сорока до шестидесяти лет.
  • В случае, если перед телевизором проводить слишком много времени, повышается риск болезни Альцгеймера.
Рост мозга происходит до двадцати пяти лет
  • В зависимости от того, как мы нагружаем и тренируем наш мозг в ранней молодости, будет работать голова в будущем.
  • Пустота и провалы в запоминании возможны в случае, если в ранний период мы чаще всего занимались пустым времяпровождением.
Всегда нужны новые и уникальные впечатления Память любит нивизну

Вы никогда не задумывались над тем, почему время так быстротечно?

Почему одни и те же впечатления и эмоции в дальнейшем лишены новизны?

Вспомните вашу первую встречу с любимым. Появление первенца. Ваш отпуск, которого ждали целый год.

  • Эмоциональное состояние при первоначальных впечатлениях у нас приподнятое, приливы счастья надолго остаются в нашем мозгу.

Но, когда это повторяется, то уже кажется не таким радостным, а мимолетно.

После того, как вы только утроились на работу после учебы, первый отпуск вы ждете с нетерпением, проводите его с пользой и не спеша.

Третий и остальные уже пролетают как один миг.

То же самое касается и ваших взаимоотношений с близким человеком. Сначала вы считаете секунды до следующей встречи, они вам кажутся целой вечностью. Но, после совместно прожитых лет, вы не успеваете оглянуться, как уже отмечаете тридцатилетний юбилей.

  • Поэтому, подпитывайте мозг новыми, волнительными событиями, не давайте ему «заплыть жиром», тогда и каждый день в вашей жизни будет легким и запоминающимся.

Что можно вспомнить из детства

Какие самые яркие воспоминания из детства помните вы? Мозг ребенка устроен таким образом, что он не восприимчив к звуковым ассоциациям. Чаще всего он способен запоминать увиденные события или те, которые детки попробовали на ощупь.

Испытываемые в младенчестве страх и боль вытесняются из «камер хранения» и замещаются позитивными и хорошими впечатлениями. Но некоторые люди способны помнить только негативные моменты из жизни, а счастливые и радостные они напрочь стирают из памяти.

Почему наши руки помнят больше чем мозг

Телесные ощущения человек способен воспроизводить более подробно, чем сознательные. Проведенный эксперимент с десятилетними детьми доказал этот факт. Им показали фото их друзей из ясельной группы. Сознание не узнало увиденное, только кожно-гальваническая реакция выдала, что детки все же вспомнили своих подросших товарищей. Определить это возможно по электрическому сопротивлению, испытываемому кожей. Оно изменяется при возбуждении.

Почему память помнит переживания

Эмоциональное воспоминание покрывается шрамами в результате самых негативных наших переживаний. Таким образом, сознание предостерегает нас на будущее.

Но иногда психика просто не имеет возможности справиться с перенесенной душевной травмой.

  • Ужасные моменты просто не хотят складываться в пазл, а представляются в нашем воображении в виде разрозненных отрывков.
  • Такой печальный опыт храниться в имплицитной памяти разорванными кусочками. Мелкая деталь – звук, взгляд, слово, дата события – способна воскресить прошлое, которое мы пытаемся вычеркнуть из глубин нашего мозга.
  • Чтобы навязчивые ужасные факты не воскрешались, каждый пострадавший использует принцип так называемой диссоциации.
  • Переживания после травмы дробятся на отдельные, бессвязные фрагментики. Тогда они не так ассоциируются с реальными кошмарами из жизни.

Если вас обидели:

Существуют ли на самом деле варианты ответа на вопрос, почему мы не помним себя с рождения? Может быть, эту информацию все же можно вытащить из глубин нашего вместительного хранилища?

При возникновении определенных проблем мы чаще всего обращаемся к психологам. Чтобы помочь справиться с ее решением, специалисты в некоторых случаях прибегают к сеансам гипноза.

Часто считают, что все наши болезненные настоящие переживания родом из глубокого детства.

В момент транса пациент может перечислить все свои потаенные воспоминания, даже сам не подозревая об этом.
Иногда, индивидуальная не подверженность гипнозу не дает возможности погрузиться в ранние периоды жизненного пути.

Некоторые люди на подсознательном уровне ставят глухую стену и защищают свои эмоциональные переживания от чужих. Да и научного подтверждения такой метод не получил. Поэтому, если некоторые будут вам рассказывать о том, что они прекрасно помнят момент своего рождения, не воспринимайте эту информацию всерьез. Чаще всего это простые выдумки или ловкий профессиональный рекламный трюк.

Почему мы помним моменты, происходящие с нами, после достижения 5 лет

Сможете ли вы дать ответ:

  • Что вы помните из своего детства?
  • Какие первые впечатления были у вас после посещения ясельной группы?

Чаще всего люди не могут дать хотя бы какой-либо ответ на эти вопросы. Но, тем не менее, не менее семи объяснений этому феномену все же есть.

Причина Описание
Не созревший мозг Корни этой гипотезы пришли к нам издавна.
  • Раньше предполагали, что еще не достаточно сформированное мышление не дает памяти работать «на полную катушку».

Но в настоящее время многие ученые спорят с таким утверждением.

  • Они считают, что к году ребенок получает полностью зрелую часть мозга, которая отвечает за запоминание происходящих фактов.
  • Нужного уровня позволяет достичь своевременно подключающиеся краткосрочные и долгосрочные виды памяти.
Отсутствующий словарный запас В связи с тем, что до трех лет ребенок знает минимальное количество слов, он не в состоянии четко описать события и окружающие его моменты.
  • В голове могут мелькать бессвязные кусочки ощущений раннего детства.
  • Но нет возможности четко отделить их от более поздних восприятий.

К примеру, девочка запомнила запах бабушкиных пирожков в деревне, где она провела время до года.

Мышечная форма
  • Дети способны осознавать все с помощью телесных ощущений.

Вы же видели, что они постоянно копируют движения взрослых, постепенно доведя свои действия до автоматизма.

Но с этим утверждением спорят психологи.

  • Они считают, что даже в утробе матери развивающийся эмбрион слышит и видит, но не может связать свои запоминания воедино.
Отсутствие чувства времени Чтобы сложить картинку из мелькающих деталей из детства, нужно понимать, в каком конкретно периоде произошло соответствующее событие. А ребенок еще не может этого сделать.
Память «с дырками»
  • Объем, который может запоминать мозг, взрослого человека и ребенка различен.
  • Для того, чтобы сохранить информацию для новых ощущений, малышу нужно освободить место.
  • В то время, как взрослые дяди и тети хранят в своих ячейках множество фактов.
  • Наукой доказано, что пятилетние детки помнят себя в более раннем возрасте, но, когда они начинают ходить в школу, их воспоминания уступают место новым познаниям.
Нет желания запоминать Интересна позиция пессимистов, которые утверждают, почему мы не помним себя с рождения.

Оказывается, в этом виноваты неосознанные страхи:

  • не бросит ли мама,
  • покормят ли меня.

Беспомощное свое состояние все пытаются вытеснить из неуютных воспоминаний. И, когда мы самостоятельно себя в состоянии обслуживать, с этого момента начинаем «записывать» всю получаемую информацию и воспроизводить ее, при необходимости.

Очень важный период жизни Мозг как компьютер
  • Оптимистически настроенные исследователи склонны к тому, что возраст до пяти лет – самый решающий.

Вспомните работу компьютера. Если мы будем вносить изменения в системные программы по своему усмотрению, то это может привести к сбою всей системы в целом.

  • Поэтому, и не дано нам возможности вторгаться в младенческие воспоминания, так как именно тогда формируются наши поведенческие характеристики и подсознание.

Так помним или нет

Нельзя считать, что все вышеперечисленные гипотезы верны на все сто процентов. Так как момент запоминания очень серьезный и не до конца изученный процесс, слабо вериться, чтобы на него оказывал влияние только один из перечисленных фактов. Конечно, любопытно получается, что мы храним массу разнообразных вещей, а свое рождение не представляем. Это самая величайшая тайна, которую не может разгадать человечество. И, скорее всего вопрос, почему мы не помним себя с рождения, будет волновать великие умы еще не один десяток лет.

Очень интересны ваши комментарии – помните ли вы себя в детстве.

Двое ученых полагают, что выяснили причину явления, которое Зигмунд Фрейд окрестил «инфантильной амнезией», и почему мы не можем вернуть эти воспоминания назад. Они сказали, что быстрый рост клеток в центре памяти нашего мозга в первые годы жизни означает, что ключевые связи между существующими клетками разрушаются. В результате, воспоминания, которые там хранятся, становиться невозможно достать. Ученые собравшиеся на семинаре, проходившем в Канаде, услышали, что это может объяснить, почему маленькие дети могут помнить такие события, как день рождения, только в течение нескольких недель или месяцев, прежде чем они исчезнут. В отличие от связей в мозгу маленьких детей, мозг детей старшего возраста и взрослых является более стабильным, что позволяет хранить воспоминания правильно.Авторами этой теории является супружеская пара. Пола Франкленд и Шина Джослин, из университета Торонто, показала, что повышение производства клеток в центре памяти взрослых мышей привели к потере воспоминаний. Предыдущие исследования показали, что люди, как правило, не могут вспомнить события, которые произошли в возрасте до двух-трех лет, и имеют весьма смутные воспоминания о вещах, которые произошли с ними от трех до семи лет.

Исчезновение воспоминаний уже не раз пытались объяснить. Среди высказанных гипотез: запись новых воспоминаний поверх уже имеющихся, а также формирование устойчивой памяти после развития разговорного навыка. Тем не менее исследователи считают, что их теория является наиболее правдоподобной. Они сказали: «Почему инфантильная амнезия существует уже давно, является тайной. Мы считаем, что наши новые исследования начинают объяснять, почему у нас не сохраняются воспоминания самых ранних лет».

Они добавили, что есть ряд преимуществ в том, что мы не помним каждую деталь нашего детства. Например, их двухлетняя дочь недавно расплакалась, испугавшись темноты, когда они выключили свет перед внесением праздничного торта со свечками.

«В детстве с ребенком происходит множество стрессов, способных травмировать его на всю оставшуюся жизнь. Поэтому это даже к лучшему, что дети могут забывать о столь сильных стрессах уже через несколько дней», — приводит слова ученых Mail Online.

Подавляющее большинство людей не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни.

Это - одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти, потому что именно в первый год жизни человек начинает постигать мир, у него появляются принципиально новые впечатления.

Впервые на это явление обратил внимание З. Фрейд, который назвал его амнезией детства. Он открыл это явление в процессе наблюдения за своими пациентами, которые оказались не способными вспомнить события первых трёх-пяти лет своей жизни.

До Фрейда люди воспринимали то, что они не могут вспомнить своё раннее детство как само собой разумеющийся факт: память на события со временем стирается, а ведь между ранним детством и взрослой жизнью проходит очень много времени, по крайней мере по субъективной шкале.

Однако амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Пожилые люди могут многое вспомнить о своих годах в начальной школе, но очень редко кто из первоклассников может многое рассказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, а тем более - в двухлетнем.

Проводились исследования, в которых людей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их детства. Наиболее ранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями, происходившими в трёхлетнем возрасте. Немногие, однако, смогли изложить воспоминания, предшествующие возрасту в один год. Но проверить такие воспоминания не представляется возможным.

Наиболее точный и последовательный эксперимент провёл американский физик-экспериментатор Роберт Вуд. Раз за разом своей дочке, которой ещё не было одного года, он показывал одну и ту же картину: ставил на каминную полку фигурку собачку, клал ей на голову небольшое количество взрывчатки и устраивал взрыв. В возрасте один год демонстрации прекратились. Впоследствии, когда девочка была уже в сознательном возрасте, она вспомнила взрывы и у неё произошла эмоциональная реакция (сочувствие собачке). Этим экспериментом было показано, что очень яркие и неоднократно повторяющиеся события могут быть запомнены и в период одного года.

Проблему достоверности преодолевали и иным путём. Например испытуемым задавали в общей сложности двадцать вопросов о событии из их детства, о котором было точно известно, что оно произошло, - рождение младшего брата или сестры (подробности такого события можно проверить у другого человека). Вопросы задавались относительно фактов: что сопутствовало тому, когда мать увозили в больницу, когда она была в больнице, когда вернулась с младенцем домой, а также первым дням общения с новым братом или сестрой. Исследование показало, что если брат или сестра родились до достижения испытуемым трёхлетнего возраста, он ничего не мог об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более трёх лет, количество воспоминаний увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события.

Причины амнезии детства

Фрейд полагал (в русле своей теории), что это происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребёнком в отношении своих родителей. Такое объяснение, однако, предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события.

Существуют когнитивные объяснения амнезии детства, которая рассматривается как следствие колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. В каком-то смысле можно провести аналогию с компьютером: диск, отформатированный в одной операционной системе, может не читаться в другой.

У взрослых людей воспоминания выстроены в одну целостную картину (модель) мира. Маленькие же люди кодируют свои переживания, не обобщая их и не связывая со смежными событиями, не выстраивая целостной картины мира. Когда ребёнок начинает усваивать связи между событиями, когда появляется абстрактно-логическое мышление, ранние переживания теряются. Что интересно, развитие речи достигает первого пика в возрасте трех лет.

Каковы биологические явления, сопровождающие амнезию детства? Гиппокамп - структура мозга, участвующая в консолидации воспоминаний, - созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться. Поэтому, если впечатления не очень яркие, их нельзя впоследствии воспроизвести.

Литература

Агкнисон Р. Л., Атнинсон Р. С. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В, П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999 Частичная утрата способности сохранять в памяти информацию, воспроизводить ее.