Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей. Тематический план работы кружка. Понятие кружковой работы. Сущность

Ключевым моментом при организации кружковой работы учителем в школе является выбор формы проведения. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Правильно выбранная форма позволяет достигнуть поставленных учебно-воспитательных целей и определяет методы и приемы работы с учащимися.

Формы кружковой работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форма проведения кружковой работы определяется исходя из ее особенностей :

1. Кружковая работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе изучения, формирует личностные качества ребенка

2. Отсроченность во времени. Кружковая работа - это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

Отсутствие жестких регламентаций. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга.

3. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, способов, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами кружковой работы. Если обязательный элемент урока - контзначимость за процессом овладения учениками учебным материалом, то во кружковой работе такого контроля не.

5. Кружковая работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеурочное время.

6. Кружковая работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. Предложены классификации по объекту воздействия - индивидуальные, групповые, массовые формы. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. По направлениям деятельности - познавательные, оздоровительно-спортивные, досуговые, трудовые, творческие. По задачам воспитания - эстетические, физические, интеллектуальные, экологические, экономические .

Особенностью некоторых форм кружковой работы в школе является то, что используются популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шефская работа, или из телевидения - КВН, Что?Где?Когда?, угадай мелодию, поле чудес. Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме кружковой работы может и снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. «Я - концепции» . Выбирая форму кружковой работы, следует оценить и воспитательное значение с позиции ее цели, задач и функций.

Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга. Для этих целей предлагаем рассмотреть сравнительную характеристику форм кружковой деятельности, представленную в таблице 1, где отражены формы, самые используемые в педагогической практике. Рассматривая данные формы кружковой деятельности, можно сделать вывод о том, что все они благоприятно воздействуют на развитие школьника. Тем не менее, наиболее предпочтительной формой кружковой работы являются предметные кружки.

наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы .

Рисунок 1. Формы кружковой работы

Кружки входят в систему общешкольной кружковой работы. По педагогическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности. Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам. Она помогает школьникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для школьников личности проблем:

Выбор взглядов, позиций, ценностей;

Развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

Выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

Выбор среды развития, среды общения

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм кружковой деятельности

Форма работы

Особенности и преимущества

Предметный кружок, факультатив

Углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей науки и культуры, организацию технического моделирования, опытнической работы, производство предметов материальной культуры и др.

Индивидуальная и групповая работа. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Практическая деятельность. Возможность получения конечного итога работы.

Научное общество

Объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые интеллектуальные мероприятия, посвященные науке и технике, организуют исследовательскую деятельность учащихся, конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний

Групповая работа. Создание ситуации успешности.

Развитие коммуникации между школьниками.

Олимпиады, конкурсы

Выявление интеллектуальных и творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Заранее планируется, для участия отбираются лучшие школьники

Индивидуальная работа.

Действенная форма развития талантов, выявления лидерских качеств.

Импульс для развития способностей и задатков в различных отраслях знаний.

Конференции

В процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления

Активизация самостоятельности в оценке, суждениях, мнении.

Развитие ораторских способностей.

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так, чтобы каждую полоску можно было проследить в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски перепутывались между собою в беспорядке. Если выберете ветку растения, то листики обязательно должны располагаться по соседству, а не налегать друг на друга.

Также к достоинствам кружковой работы относится обеспечение возможности для более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Технология является самым технологичным, проблематичным, повествовательным, созидательным проектом в школе. Кроме того кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия.

Вывод:

В арсенале современного педагога имеются различные формы организации кружковой работы. Но наиболее полноценной по содержанию и учебно-воспитательным целям остается предметный кружок. Для ребенка это сфера личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.

Исходя из интересов учащихся и требований к изучению предмета технологии, целесообразно для учениц среднего звена организовать кружок декоративно-прикладного творчества. Что и является объектом нашего исследования.

Программа кружковой работы для детей 6-7 лет "Очень умелые ручки"

Пояснительная записка………………………….……3
Список детей…………………………………….…….6
Перспективное планирование………………….…….7
Содержание программы………………………………8
Методическое обеспечение реализации программы...9
Прогноз результативности……………………...……11
Литература…………….………………………………12

Пояснительная записка

Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то Т. С. Комарова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.
На сегодняшний день существует несколько основных направлений, которые позволяют понимать процесс формирования творчества. Одним из них является качество личности от рождения, из данного можно сделать вывод, что творчеству нельзя научить. Такие авторы как А. В. Бакушинский, К. Н. Вентцель, В. Глоцер, Р. Риччи, Ф. Шмит, А.Эренцвейг предлагают создавать условия для формирования творчества, при этом делать акцент на окружающую жизнь. Дети, посещаюшие дошкольное учреждение непрерывно связаны с окружением из вне: домашняя, уличная обстановка, социум.
Б. Джефферсон, В. Лоунфельд, Н. Михайловская-это авторы следующего направления, которые доказывают, что творчество-самовыражение личности, оно происходит самостоятельно, но при этом нужно создать определенные условия для его формирования.
В создании данной программы затронуты только поверхностно два выше описанных направления. За основу разработки данной программы было выделено направление представителей приближенных к дошкольному образованию: О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев,
С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова. Данные авторы выделяют творчество как процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Для данной программы важно мнения данных представителей. В процессе создания кружковой программы было положено в основу результаты исследований третьего направления. «Творчеству можно научить, и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности».
Художественное творчество-деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, проявление развития эмоционально-чувственных качеств, способность самостоятельно сделать выбор. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес. Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей подготовительной к школе группе. Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
« Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы «Очень умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Цель программы кружка «Очень умелые ручки»:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами творческой деятельности;
развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Задачи:
формировать умения следовать устным инструкциям;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать пространственное воображение;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Очень умелые ручки» рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (6-7 лет). Для ребят этого возраста характерно увлечение разными видами творческой деятельности, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям.
Данная образовательная программа является авторской (разработана индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме реализации), общей (по особенностям развития детей), комплексной (по содержанию и видам деятельности), одногодичной (по срокам реализации).
Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:
связь теории с практикой;
единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;
дифференцированный подход;
системность и непрерывность работы;
сотрудничество педагога и кружковца;
многообразие видов и форм деятельности;
комплексность;
принцип свободы выбора.
РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА:
ДЕНЬ НЕДЕЛИ: четверг
ВРЕМЯ: 16.15
Список детей
Веселова Диана
Веселов Иван
Крючкова Лиза
Погодаев Иван
Соколов Руслан
Суслова Анастасия
Шахов Андрей
Шубин Александр

Перспективное планирование
О К Т Я Б Р Ь
Раздел № Тема
«Золотая осень»

1 «Путешествие в мир природного и бросового материала»
2 «В гости к стране Листопандии»
3 «Отбор и подготовка материалов к поделке «Осенний лес»
4 Коллективная работа «Осенний лес»
(поделка из природного материала)

Н О Я Б Р Ь
«Удивительный мир тестопластики»
1 «Знакомство с тестопластикой»
2 «Приготовление теста»
3 Коллективная работа: панно «Зимовье зверей»)
4 Коллективная работа: панно «Зимовье зверей» (и приклеивание к основе)

Д Е К А Б Р Ь
«Здравствуй, Зимушка-зима» 1 «Разговоры зимним вечером»
2 Пейзаж «Зимушка-зима» (подготовка, подбор и к изготовлению
объемной аппликации, воплощение задумки)
3
4 Оформление пейзажа «Зимушка-зима»

Я Н В А Р Ь
«Крупинка» 1 «В гости к Крупинке»
2 Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы)

Ф Е В Р А Л Ь
«День защитника Отечества» 1 «Праздник День защитника Отечества »
2 «Подарок папе»
(изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок
3
4 Коллективная работа «Военная техника» (объемная аппликация)

М А Р Т
«Весенние красоты» 1 «Подарок мамуле к празднику»
2 Музыкально-игровая беседа «Королева Весна»
3 Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка к коллективному панно из ткани)
4 Коллективное панно «Разноцветные розы»

А П Р Е Л Ь
«В мире прекрасного» 1 «Наши соседи - комнатные растения» (беседа с использованием музыкального сопровождения)
2 «Цветочное оригами»
3 Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»
4 Коллективное панно «Волшебный цветок»

1.«Золотая осень». Беседа. Знакомство с природным и бросовым материалом. Виды и демонстрация возможных творческих идей. Правила поведения на природе. Отбор и подготовка природного и бросового материалов. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Коллективная работа «Осенний лес» (поделка из природного материала)
Материал к занятию: семена и листья деревьев, кустарников, мох, коряги, шишки. Кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон.
2. «Удивительный мир тестопластики». Беседа. История создания тестопластики. Знакомство с тестопластикой. Экспериментирование с приготовлением теста. Основы и технология замешивания соленого теста. Рассматривание репродукций с использованием тестопластики. Изготовление заготовок. Естественная сушка при комнатной температуре. Расположение композиции на основе. Занимательные задания для творческого воображения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Коллективная работа: панно «Зимовье зверей».
Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто.
3. «Здравствуй, Зимушка-зима». Беседа. Игровые приемы с использованием музыкального сопровождения. Загадки о зиме. Сбор информации по зимним картинам и рассказ об их элементах. Подготовка и выбор материалов к коллективной объемной композиции. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).
Материал к занятию: Картон(синий, чёрный, белый) ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.
4. «Крупинка». В гости к Крупинке. Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Веселая крупинка». Приемы работы. Демонстрация презентации «В мире крупы». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» (изготовление картин из крупы).
Материал к занятию: Различные крупы (не менее 4 видов), карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки.
5. «День защитника Отечества». Знакомство с праздником «День защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций по теме. Просмотр презентации «Папин праздник». Изготовление заготовок, раскладка материалов, раскрашивание заготовок из соленого теста. Сушка материалов. Игровая ситуация с сопровождением музыкальной композиции «Папа может…». Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы.
Практическая работа: Изготовление подарка папе из соленого теста. По технологии тестопластика изготовления военной техники.
Материал к занятию: мука 2 стакана, 1 стакан соли, 2 ст.ложки растительного масла, чашка для замешивания теста, вода, стеки, гуашь, салфетки, стаканчики под воду, емкость под тесто, картинки по теме, атрибуты к игровой ситуации.
6. «Весенние красоты». Встреча весны. Знакомство с признаками весны. Музыкально-игровая беседа. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение.
Практическая работа: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).
Материал к занятию: ткань разных цветов, веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.
7. « В мире прекрасного». Знакомство детей с видовым разнообразием комнатных культур. Изучение морфологии растений. Презентация комнатные растения. Пальчиковая гимнастика. Чтение художественной литературы. Музыкальное сопровождение. Изучение техники оригами. Проведение конкурсной программы «Мои любимые цветы».
Практическая работа: Изготовление цветов по технике оригами из цветной бумаги. Рисование «Мои любимые цветы», Объемная аппликация (коллективное панно) из подручных средств «Волшебный цветок».
Материал к занятию: кисточки, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и картон, шишки, камешки, пух, перья, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, бобы, горох, комнатные растения, листы А4.

Методическое обеспечение реализации программы
Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение художественного образа -это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического развития. Для положительного результата при организации кружковой работы используются:
Использование игровой деятельности;
Воспроизведение музыкальных композиций;
Чтение художественной литературы;
Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение).
Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредствам:
Создания благоприятной эмоциональной сферы;
Внедрение активных методов работы с детьми;
Предпочтения и интерес детей;
Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;
Создание рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.
Итогом творческой работы кружка являются отчетные занятия 2 раза в год:
Январь- №4
Апрель- №4
Конкурс
Выставки детских работ
Материально-технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактический материал:
1. Памятки с правилами по технике безопасности.
2. Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками, альбомы: «Осень золотая», «Весна», «Цветы».
3. Методическая таблица: «Основные приемы изготовления соленого теста».
4. Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно, открытки.
Технические средства: музыкальный центр, компьютер, диски с песнями из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.
Инструменты и материалы:
1. Ножницы (8 шт), простые карандаши (8 шт.), ластик (8 шт.), клей ПВА (8 бутылок), фломастеры (8 упаковок), гуашь (6 коробок), кисточки (по 3 шт. разного размера каждому кружковцу), двусторонняя цветная бумага, цветной картон, листы А4, салфетки (8 шт.), стаканчики (8 шт).
2. Природный материал: засушенные растения, листья, веточки, семена, шишки, камешки, пух, перья.
3. Виды бытовых отходов: пенопласт, пластик (сэндвич панели), ткань разных цветов.
4. Разное: крупа, мука, соль, вода.

Прогноз результативности
Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую классификацию материалов; правила безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте.
Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и обрабатывать природный материал;
владеть техникой аппликации, рисования, тестопластики, оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами работы с инструментами.
Ожидаемые результаты:
1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
2. Умение находить новые способы для художественного изображения;
3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
4. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
5. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
6. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Для определения уровня развития используются наблюдения и анализ продуктивной деятельности детей, после оформляются диагностические карты, на основе которых рассматривается личностно-ориентированный подход.
Литература:
А. Мелик-Пашаев. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007
Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 6-7 лет
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» от 6 до 7 лет
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре, И «Просвещение», 1992 г.
Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 6-7 лет, И «Мозаика-синтез», 2011 г.
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», 2007 г.
Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 2011 г.

Организация работы кружка по экономике

1.1 Понятие кружковой работы. Сущность

Кружковая работа - деятельность самодеятельных объединений, учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи кружковой работы - углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразовательных. школах, профессионально-технических училищах и других учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

Кружки условно подразделяются на группы: предметные (по учебным предметам школьной программы); общественно-политические (по вопросам внешней и внутренней политики, истории страны, международного детского, юношеского и молодёжного движения, по актуальным проблемам современности и др.); технические (научно-технические, спортивно-технические, производственно-технические, по отдельным видам технического творчества школьников); натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хоровые, художественной самодеятельности и др.); физкультурно-спортивные (чаще называются секциями; по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческие (по краеведению, видам туризма, спорт, ориентированию).

Кружками руководят учителя, работники внешкольных учреждений и шефствующих предприятий, родители, специалисты в различных областях науки, техники, искусства. Успех кружковой работы, заинтересованность в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя кружка. Ребят привлекает возможность проявить в кружковой работе самостоятельность, инициативу, получить от старших товарищей дельные рекомендации. Кружковая работа организуется на принципах добровольности и самоуправления.

Сущность кружковой работы заключается в том, что определенная теоретическая или прикладная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок. Коллективная форма самообразования имеет много преимуществ перед индивидуальной, и ее значение в основном сводится к следующему.

а) Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями решаются какие-то вопросы. С каждым новым занятием кружка навыки этого сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, словом, навыки коллективизма все больше и больше вырабатываются, и укрепляются у кружковцев.

б) Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. В более короткий срок возможно больше охватить материала, лучше проработать и усвоить.

в) К преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого. Поскольку работа кружка идет и должна протекать по строгому плану, работа каждого члена кружка также происходит планомерно. Это большое преимущество. Никаких откладываний занятий со дня на день, легко случающихся без кружковых обязательств, не может быть. Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Для кружковцев с более или менее одинаковыми способностями имеет значение и соревнование. Один выступил, сформулировал хорошо, другой старается сделать еще лучше. Это заставляет напряженнее работать, внимательнее прорабатывать материал до заседания кружка, появляется непосредственная заинтересованность в работе, а мы знаем, что интерес является движущей силой быстрого развития кружковцев, лучшего усвоения знаний

Кружковая работа по математике в 5-6 классах

Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса...

Методика использования дидактических компьютерных игр во внеклассной работе по математике в 3 классе

В связи с постоянно изменяющимися требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в школе и качеству обучения учащихся школа должна ставить перед собой и решать все новые и новые задачи...

Организация кружковой работы по развитию творческих способностей учащихся через освоение приемов художественной лепки

Ключевым моментом при организации кружковой работы учителем в школе является выбор формы проведения. Так, например, если задумаете орнамент, то таковой должен быть составлен из полосок, перепутанных между собою, но только так...

Организация работы кружка по экономике

Организация работы кружка по экономике

С чего начинать организацию кружка? Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база мастерских и интересы учащихся...

Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке "Лоскутная мозаика"

С чего начинать организацию кружка? Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка...

Внимательного рассмотрения заслуживают вопросы практики, организации и методики трудового обучения в общеобразовательной школе...

Разработка и использование кружка "Моделирование и конструирование одежды" в школе

Особая роль отводится развитию кружков технического и художественного творчества, которые помогают раскрыть творческие возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности...

Разработка и использование кружка "Моделирование и конструирование одежды" в школе

Дидактические принципы - это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий кружка. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание...

Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 1926 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Презентация «Отчет по дополнительной программе «Друзья природы» Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы «Друзья природы» состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации дошкольников не только к познанию окружающего мира , но и к активной деятельности по...

Программа кружка «Умелые ручки» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно влияет на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Рецензия на программу дополнительного образования «Умелые ручки»

Публикация «Рецензия на программу дополнительного образования «Умелые...» Рецензия на программу дополнительного образования «Умелые ручки», составленную воспитателем МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» Катищиной Ириной Алексеевной. Программа дополнительного образования «Умелые ручки» относится к художественно-эстетическому направлению,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Принято на заседании педсовета МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь Липецкой области Протокол № Утверждено заведующий МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь Липецкой обл....

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоград» (4 ступень) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Легоград» (4 ступень) (далее - Программа) Руководитель программы Воспитатель 1 квалификационной категории Лисакова Наталья Викторовна Организация-исполнитель МАДОУ « Детский сад №112» г.о. Саранск...

Рабочая программа вокального кружка «Малинки» для детей 4–7 лет «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МДОАУ ДС №31 _ О.В. Морозова «_ »_ 2018 г. . Рабочая программа вокального кружка «Малинки» Для детей 4 – 7 лет. Автор: Музыкальный руководитель Прохоренко А.А. 2018 г. Содержание: 1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 2. Структура...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия»

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» для детей дошкольного возраста 3-4 лет Срок реализации 1 год Воспитатель: Назарова Е.Ю. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,...

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое...

Кружок

«Очумелые ручки »

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Этому я хочу научить детей своей группы «Пчелки ». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность и новизна кружка заключается в том,что используются разные формы работ подходы.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Очумелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.

Цель

1. Развивать мышление, воображение

2. Мелкую моторику рук;

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Задачи

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов:

Работа с бумагой и картоном

Работа с тканью и нитью

Работа с природным материалом

Работа с бросовым материалом

Лепка

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

Репродуктивный (воспроизводящий);

Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

Частично- поисковый;

Практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Учебно тематический план

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

Октябрь

Вводное занятие

Мозаичная аппликация

Ноябрь

Обрывная аппликация

Декабрь

Объемная аппликация из бросового материала

Январь

Аппликация из ваты

Февраль

Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон.

Март

Подделки из природного материала

Апрель

Аппликации из цветной и гофрированной бумаги

Май

Аппликации из ткани

Перспективный план

Октябрь (Мозаичная аппликация).

1.Вводное занятие.

2. Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

3.«Яблочко».

Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,

соблюдая расстояние между ними.

4.«Листик».

Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

Ноябрь (обрывная аппликация).

1. « Деревья».

Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2 .« Яблочный сад».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.

3.« В саду много ягод и цветов».

Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. «Зверюшки».

Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

Декабрь

(объёмные аппликации из бросового материала).

1. «Зимушка, зима».
Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2.У крашением на елку (снежинка).

Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность. 3. Открытка «Веселые хоровод».

Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4.«Елочка»

Цель: п родолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

Январь (аппликации из ваты)

1.« Зайчик»

Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

2. «Барашек»

Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.

3. «Веселый снеговик».

Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;

4. «Картина зимний лес».

Февраль (аппликация из крупы, яиц, макарон).

1.« Декоративные узоры на круге».(Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).

Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).

Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

Март «аппликация из природного материала»

1.«Зверушки».

Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2.« Ёжик».

Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

3. «Веточки с листьми»

4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»

Апрель

«аппликация из цветной и гофрированной бумаги»

    « Первые цветы».

Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2.« Ракеты и кометы».

Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3.« Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

4.«Аппликация корзина с цветами ».

Май «аппликация из ткани и нити »

1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»

Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2.«Морковка». (Аппликация из ниток).

Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3.«Валентинки». (Аппликация из резаных ниток).

Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

4.« Красивое платье». (Аппликация из ткани).

Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

О материалах, инструментах;

О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

О видах декоративно - прикладного искусства

Об особенностях лепных игрушек;

О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)

О проектной деятельности.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Литература

    Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.

    Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.

    Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.

    Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.

    Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

    Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

    Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

    Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.

    Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.

    Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.