Методические рекомендации «Формирование универсальных учебных действий младших школьников

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников»

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

1. Виды УУД

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)

Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

  • учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
  • учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
  • учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности.

2. Проектирование урока с позиции формирования УУД

Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет (должен идти) с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:

Проблемно – диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

Организация учебного сотрудничества;

Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

Проектно-исследовательская деятельность;

Использование интерактивных возможностей ИКТ.

Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

В представленной ниже таблице №1 даны: характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, выделены УУД, методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД. Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками.

Как уже было сказано выше, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС.

В таблице №2 представлена структура урока изучения нового материала, учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения осуществления деятельностного подхода в обучении.

Основные элементы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Формируемые УУД

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Формулировка темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулировка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (Power Point)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся;

работа по решению проектных задач;

ролевые игры;

работа с учебником (вариативная и инвариантная части);

применение словарей, справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Регулятивные коррекции, коммуникативные

Использование памяток;

организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий;

творческие задания;

практико-значимые задания

Таблица №2

Этапы урока

Деятельность ученика

Форма организации учебно-познавательной деятельности

Организационный момент

Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен)

Индивидуальная

Актуализация знаний (учебная доминанта)

Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой)

Коллективная, групповая

Целеполагание

Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема.

Коллективная

Открытие нового

Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием)

Нельзя открывать факты

Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером (тоже может быть в зависимости от обстоятельств)

Первичное закрепление во внешней речи (проговаривание)

Проговаривает правило:

1) своими словами;

2) научными терминами (обязательно все)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого

Индивидуальная

Включение в систему знаний и повторение

Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.)

Самостоятельная работа не в качестве оценки

Индивидуализация и дифференциация

Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая

Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика)

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Коллективная, индивидуальная

3. Упражнения для формирования УУД

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждого ОУ.

  1. http://psymania.ru

Личностные УУД

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Пример игры

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.

Игра «Какой я буду кошкой» Цель : развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Регулятивные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.

Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. Игра «Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Коммуникативные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

4. Планируемые результаты формирования у обучающихся УУД

ФГОС НОО выдвигает определенные требования к уровню сформированности у обучающихся личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из компонентов данной программы является «Программа формирования УУД у обучающихся», в которой в обязательном порядке указывается характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК, используемом в образовательном учреждении. Таким образом, требования к результатам сформированности УУД у ученика начальной школы на различных этапах обучения указаны в основной образовательной программе начального общего образования каждого образовательного учреждения. Необходимо уточнить, что образовательному учреждению дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Это зависит: от особенностей ОУ, используемого УМК, контингента обучающихся, опыта учителей по формированию УУД. В связи с этим, по мере внедрения ФГОС НОО в программу формирования УУД обучающихся обязательно должны вноситься необходимые коррективы.

5. Диагностика УУД

Одна из главных целей диагностики состоит в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков.

Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (входную (стартовую)) диагностику), вторичный – текущий контроль (промежуточную (сравнительную) диагностику)) и выходной контроль (итоговую диагностику).

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др.

Для диагностики сформированности УУД предлагаем воспользоваться примерной программой мониторинга УУД, разработанной Пеньевской И. И., педагогом- психологом, методистом МБОУ «Строевская СОШ» Устьянского района. Большинство диагностических методик данной программы предложены авторами пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов и др., Москва, 2010, которое имеется в библиотеке МБОУ ДОД «РЦДО», а электронный вариант пособия был направлен во все образовательные учреждения.

В качестве альтернативного варианта можно использовать план проведения диагностики уровня развития у обучающихся УУД, опубликованный в журнале «Управление начальной школой» №5, 2013 год.

Примерная программа мониторинга УУД

разработана Пеньевской Ириной Ивановной, педагогом- психологом, методистом МБОУ «Строевская СОШ» Устьянский район

Класс

Оцениваемые УУД

Диагностический инструментарий

Метод оценивания

Кто проводит

Основная позиция

Сопутствующие

Личностные УУД

Внутренняя позиция школьника

Уровень адаптации

Самооценка

Тест Люшера (Методика Л.А. Ясюковой)

Индивидуальная диагностика

Психолог

Отношение к школьной действительности

Мотивация учебной деятельности

Анкета Н.Г. Лускановой

Фронтальный письменный опрос

Психолог

Самооценка

Регулятивные УД

Индивидуальная беседа

Личностное действие самооценивания (самоопределения)

Регулятивные УД

Методика выявления характера атрибуции

фронтальный письменный опрос

Позиция в отношении социальной роли ученика, действия, устанавливающие смысл учения.

Методика «Кто Я?»

Фронтальный письменный опрос

Регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

(Хороший ученик)

Фронтальный письменный опрос

Мотивация учебной деятельности

Отношение к учебной деятельности, действия, устанавливающие смысл обучения.

Тест на определение мотивации М.Р. Гинзбурга

Психолог

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»

Регулятивные УД

регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик)

Фронтальный письменный опрос

Действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

Индивидуальный опрос учителя

Диагностику заполняет учитель

Смысл учебной деятельности для школьника

Опросник мотивации

Фронтальный письменный опрос

Учебные действия нравственно-этической ориентации

Выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений

Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи,

Индивидуальная беседа

Психолог

Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев

Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы [ 1,с. 68]

Индивидуальная беседа

Психолог

Действия нравственно-эстетического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм 69

Задания на выявление уровня моральной децентрации

Индивидуальная беседа

Психолог

Действия нравственно-эстетического оценивания 70

Моральная дилемма [ 1,с. 70]

Индивидуальная беседа

Выявление морального содержания действий и поступков

Анкета «Оцени поступок»

Фронтальное анкетирование

Регулятивные УУД

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

Умение учится способность к ориентации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

По таблицам:

Уровни сформированности целеполагания

Контроля ,

Оценки

Индивидуальный опрос учителя

Диагностику заполняет учитель

Познавательны УУД (общеучебные УД)

Кодирование

11 субтест теста Векслера

Психолог,

Умение принимать и сохранять задачу сохранения образца, планировать, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

Познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Выкладывание узора из кубиков

Индивидуальная работа (диагностика)

Психолог

Регулятивное действие контроля

Проба на внимание

Фронтальный письменный опрос

Индивидуальная беседа учителя и ученика

Учитель, ученик

Действие оценки учебной деятельности

Графики продвижения по предметам

Самостоятельная фиксация результатов в графиках

(учитель)

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»

Личностные УУД

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик),

Фронтальный письменный опрос

Регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Личностные УУД

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха,

Индивидуальная беседа

Регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Личностные УУД

Методика выявления характера атрибуции

успеха/неуспеха,

Фронтальный письменный опрос

Познавательные УУД

Общеучебные УД

Знаково-символические действия – кодирование (замещение).

Регулятивное действие контроля.

Кодирование

11 субтест теста Векслера

Групповая работа (диагностика)

Психолог

Знаково-символические познавательные действия

Проба на определение количества слов в предложении

Индивидуальная беседа с ребенком

Моделирование, познавательно-логические, знаково-символические

Методика «Нахождение схем к задачам»

Индивидуальная и групповая работа

Логические универсальные действия

Логические универсальные действия

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия

Индивидуальная работа с ребенком

Прием решения задач: логические действия

Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Групповая работа

Постановка и решение проблемы

Решение проблем творческого и поискового характера

Задачи Гилфорда

(по Л. А.Ясюковой)

Групповая диагностика

Психолог

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УД как взаимодействие

Коммуникативные универсальные действия

«Левая и правая стороны»

Индивидуальная беседа с ребенком

Психолог, учитель

Коммуникативные действия

Методика «Кто прав?»

Индивидуальная беседа с ребенком или письменный опрос

Психолог, учитель

Коммуникативные УД как кооперация

Коммуникативные универсальные действия (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь)

Задание «Рукавички»,

Наблюдение за взаимодействием учащихся, анализ результата

КУД как условие интериоризации (передача информации другим людям)

Коммуникативно-речевые действия

Задание «Дорога к дому»,

Наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Учитель психолог

Список литературы.

  1. Аюпова С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
  2. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
  3. Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания//Управление начальной школой. – 2013. – №9.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение. 2010.
  5. Ковылева Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.
  6. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4.
  7. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. – 2012. – №4.
  8. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
  9. Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
  10. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
  11. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования (тематическое приложение). – 2009. – №3.
  13. Формируем профессиональные компетенции//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №5.
  14. Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.

Педагогический совет

Форма проведения : семинар-практикум.

Тема: «УУД: виды, содержание, методы и приемы формирования».

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

    Рассмотреть виды УУД, их содержание.

    Совершенствовать практический опыт по определению видов УУД.

    Сформировать банк приемов, формирующих УУД.

Повестка педсовета

    УУД как аспект реализации образовательной программы школы.

    Методы и приемы формирования УУД на уроке: из опыта работы.

Планируемый результат : готовность учителя к формированию УУД учащихся основной школы:

    умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения и особенностей учащихся;

    организация деятельности учащихся по формированию УУД.

Ход педсовета.

    Оргмомент.

Добрые день, уважаемые коллеги!

Педагогический совет проведем в форме семинара – практикума. Выбор формы обусловлен тем,что мы говорим о Федеральном стандарте, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Первая часть будет носить теоретико-практический характер, а втораячасть – демонстрация опыта формирования УУД на современном уроке.

Объявление темы, цели, результата работы:

Тема педсовета: УУД: виды, содержание, методы и приемы формирования.

Цель деятельности: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Планируемый результат: готовность учителя к формированию УУД на различных этапах урока.

К педагогическому совету готовились, конечно, все, и на Дереве знаний отметим степень готовности. Зеленым стикером отмечаем соотношение "знаю-не знаю" по теме педсовета. Если "знаю" меньше "не знаю", то размещаете зеленый стикер на нижний ярус, средний ярус, если "знаю" – не "знаю" 50% на 50%,; а если формируете УУД уже сегодня, то помещаете зеленый стикер в верхний ярус.

    В качестве эпиграфа первой части хочется взять слова Л.Н. Толстого

«Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти».

Начнем разговор с вопроса:Почему сегодня и в образовательной и профессиональной школе так много говорят об УУД? Зачем учителю владеть умениями формировать УУД? Где можно найти полную информацию об УУД?

Как известно, ФГОС и устанавливает три группы требований:

    к структуре образовательных программ;

    к условиям реализации основной образовательной программы;

    к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным (это освоенные обучающимися познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД), предметным.

Основная образовательная программа (в ней прописаны и результаты обучения, и система оценки, и система условий) является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований стандарта применительно к особенностям школы, составу учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

В целевом разделе образовательной программы в блоке «Планируемые результаты" сформулированы результаты освоенияучебных предметов и 4-х междисциплинарных программ:

Программа развития УУД, которая конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам и служит основой для разработки рабочих учебных программ по предметам. (с.91), так как все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Программа определяет цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, связь УУД с содержанием учебных предметов.В Программе описаны приемы, технологии формирования и развития УУД, т.е. этот документ включает всю теорию вопроса, о которой мы сегодня будем говорить.

Программа развития УУД определяет и основную задачу для каждой ступени обучения:

    начальная школы «учить ученика учиться» (в начальной школе «Программа формирования УУД);

    основная школа «учить ученика учиться в общении»;

    для средней школы задача сформулирована следующим образом «учить ученика учиться самостоятельно»

Стандарт второго поколения есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым – овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии рождается знание.

Следовательно, судить об образовательном результате следует по сформированности универсальных учебных действий: если они успешно формируются, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

Означает ли такая постановка вопроса принижение знаний? Принижение – нет, соподчинение – да. Важно понимать, что приобретенные учащимися знания тесно связаны с развитием УУД.

Таким образом, качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    Формулировка проблемы. Самооценка .

Из вышеизложенного следует, что мы с вами должны владеть умениями формировать, а в дельнейшем и развивать УУД.

Вспомним, что понимают под УУД?

В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (планирую написание проекта или решение конкретной задачи: знаю- зачем, как, когда и что хочу получить?).

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют

        личностные УУД;

    регулятивные;

    познавательные;

    коммуникативные.

В течение урока учащийся совершает самые различные действия: ищет параграф по оглавлению, отвечает на вопросы учителя, заполняет таблицу, выписывает незнакомые слова, составляет план и т.д. В приложении №1 приведен пронумерованный список действий ученика. Нужно определить, к какому блоку УУД они относятся.

Приложение №1.

Заполните таблицу, запишите номер действия в колонку таблицы.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Действия учащегося:

    Поиск информации. 2. Принятие жизненных ценностей. 3. Моделирование. 4. Самооценка события. 5. Целеполагание. 6. Взаимный диктант. 7. Планирование учебного сотрудничества.8. Анализ. 9. Определение объекта по описанию. 10.Проверка по словарю. 11. Составление схемы-опоры. 12. Отзыв на работу одноклассника. 13.Планирование учебной деятельности. 14. Коррекция плана деятельности. 15.Разрешение конфликтов. 16.Проведение экскурсии. 17.Саморегуляция поведения. 18. Работа со словарем. 19. Владение монологической речью. 20. Поиск ошибки. 21.Выполнение действия по алгоритму. 22. Оценка действий партнера. 23. Составление развернутого плана. 24.Совместное рисование. 25. Распознавание диаграмм. 26. Мотивация учения. 27. Позитивная моральная самооценка. 28. Предвидеть оценку за выполненную работу.

Проверяем, ответы на доску!

Осуществляем проверку. Были ли трудности при заполнении таблицы? Предположения: основные трудности возникли при определении содержания каждого УУД.

Если трудности возникли, то хочется надеяться, что практическая работа будет полезной для их снятия.

Вспомним, что понимают под каждым видом УУД, что входит в их состав и что их владение дает ученику, т.е. какие умения должен демонстрировать учащийся, чтобы можно было судить о том, что универсальные действия у него сформированы.

Личностные УУД - умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор. Если личностные УУД сформированы, то учащийся:

    Осознаетважность образования, здорового образа жизни;

    Объясняет самому себе, что во мне плохо, а что хорошо (самокритика);

    Четко формулирует, что хочу (мотивация), что могу (результат);

    Испытывает чувство гордости за свой народ, Родину;

    Уважает культуру других народов.

Регулятивные УУД:

Овладение этими действиями позволяет обучающемуся правильно планировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой универсальной регулятивной деятельности характерны такие умения, как:

    Целеполагание (учащийся умеет формулировать и удерживать учебную задачу, т.е. отвечать на вопрос «Для чего необходимо знать, уметь?»);

    Планирование (умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий при решении учебной задачи);

    Прогнозирование (может определить возможный вариант ответа, оценку, выявить трудности и их причины);

    Оценка (умеет осуществлять контроль за результатом работы по установленным правилам, образцу);

    коррекция (исправление: вносит необходимые изменения в план деятельности на основе его учета и сделанных ошибок);

    Саморегуляция (учащийся способен мобилизовать силы для преодоления трудностей).

Следующая группа действий - Познавательные :

Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, формулировать и решать проблему.

Если познавательные умения сформированы, то учащийся умеет правильно:

    извлекать, добывать информацию (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритмы, моделировать);

    перерабатывать информацию (предполагать, какая информация нужна для решения задачи, владеть логическими операциями: анализ, синтез, выдвижение гипотез);

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде схем, опорного конспекта, уметь передавать содержание в сжатом или развернутом виде).

Формирование познавательных УУД направлено, прежде всего, на умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативная учебная деятельность:

связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Это умение разрешать конфликты, а также контролировать и оценивать своего партнера.

В процессе формирования и развития УУД данного блока учащиеся

    научатся доносить позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, точно выражать свои мысли;

    понимать другие позиции, прежде всего, через вычитывание различных видов текстовой информации – фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

    договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то сообща. Занимать свое место в команде: управлять, работать на равных или выполнять поручение.

Приложение №2.

Таким образом, по умениям, которые демонстрирует учащийся, мы можем судить о сформированности конкретного УУД. Примеры:

учащийся умеет выполнять инструкции – регулятивные УУД,

самостоятельно выбирает признаки для сравнения – логические познавательные,

умеет высказать свою точку зрения – коммуникативные и т.д.

    Деятельность учащегося осуществляется через действия, которые относятся к одному из 4 – х блоков УУД. Предлагаю соотнести перечисленные действия с одним из видов УУД. (прикрепить действие в конкретный столбец таблицы ).

Итак, мы успешно распределили все действия по видам УУД. Если допущены ошибки, то необходимо обратиться к Программе развития УУД.

Приложение №3.

    В Учебно-методические комлексы по ФГОС включены задания на формирование универсальных действий. Для учителя важным является умение определить, какое универсальное действие формируется с помощью задания?

Определитехарактер заданий с учетом формирования УУД (установить соответствие – познавательные УУД ).

Приложение №3: Задания напечатаны на цветных листах. Можно объединиться по цветам заданий.

Русский язык

    Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

    Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

    В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

    Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Изобразительное искусство

    Какой цвет является твоим любимым и почему?

    В какой последовательности будет выполнен портрет?

    С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

    Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Окружающий мир

    Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

    Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

    В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

    Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Английский язык

    Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?

    Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?

    Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.

    Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.

История

    Какова твоя личностная позиция в отношении данной исторической ситуации?

    Прочитайте текст. Сравните родовую и соседскую общину у восточных славян - земледельцев. Заполните таблицу.

    Подчеркните те фрагменты в документе, которые непонятны, уточните их смысл в словаре, учебнике, сети интернет.

    Посмотрите на изображение древнеегипетского города и по иллюстрации подготовьте рассказ о занятиях горожан.

Практическая часть:

4. Знакомство с педагогическими приемами, способствующими формированию УУД.

« Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи»

на доску

Бернард Шоу

«Банк идей»

На каждом из этапов по формированию необходимых предметных знаний, умений, а также универсальных учебных действий (УУД) используются различные источники информации и обучающие инструменты. Основным инструментом для учителя был и остаётся УМК: учебник, тетради-практикума, тетради-тренажёра, задачники, тетради-экзаменатора, электронные приложения позволяют закрепить, развить и проконтролировать осваиваемые в процессе обучения виды деятельности.

Однако учителю необходимо продумать формирование УУД на каждом этапе урока, а для этого приходится конструировать задания самостоятельно или модифицировать уже имеющиеся в учебнике или сборниках.

Переходим ко второй части педагогического совета . В процессе совместной работы будем формировать "Банк идей" приемов, работающих на формирование и развитие УУД.

В текущем учебном году ФГОС "пришел" и к нам, в 7 класс. Так получилось, что все открытые уроки были проведены именно в этом классе, и на каждом уроке учителя демонстрировали приемы формирования и регулятивных, и познавательных и личностных УУД. Коротко мы представим свой практический опыт и попытаемся ответить на вопрос:

Начнем с уроков истории.

Вывод: С помощью данных технологических приемов формируются познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия у учащихся. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация

Слово учителям для демонстрации практического опыта.

Рефлексия: сравним знания, умения после практической части. Динамику изменений отмечаем оранжевым стикером.

Выводы:

    УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

    Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

    В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Решение педагогического совета:

1.Продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов школы по развитию УУД.

2. Осуществить тематический контроль (посещение уроков, внеурочных мероприятий) с целью определения уровня владения учителями современными образовательными технологиями для формирования УУД

3. Провести практические семинары по конструированию уроков с использованием современных образовательных технологий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий.

Тема 2: Универсальные учебные действия: понятие, виды, алгоритм их формирования.

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с понятием , видами, универсальных учебных действий: и алгоритмом их формирования.

Ключевые слова: Универсальные учебные действия, виды универсальных учебных действий, алгоритм, способы.

План:


1.Понятие универсальных учебных действий.

2.Виды универсальных учебных действий.

3. Алгоритм формирования универсальных учебных действий.

4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий.

5. Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций.

5.1. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ.

5.2. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования.

5.3. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ.

6. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

7. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

7.1. Система оценки деятельности образовательной организации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся .

7.2. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.


Литература

1.Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена Программа развития универсальных учебных действий.

Цель Программы формирования и развития универсальных учебных действий -является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, с тем, чтобы сформировать у учащихся начальной и основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет следующие задачи :

В начальной школе:

Актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности;

Разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов; уточнение характеристик личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

Описание типовых задач формирования УУД;

Разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию;

Проведение мониторинга результатов и системы оценки сформированности УУД.

В основной школе:


  • организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе ;

  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;

  • включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

  • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Универсальные учебные действия представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия . В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество».

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе . При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. Успешное обучение невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Обобщив сведения, считаем важным отметить, что алгоритм формирования УУД состоит в следующем: ставятся учебные задачи, сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно обучающийся объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.

Педагогу важно помнить, что любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации это движение вверх .

Задачи, которые ставятся перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Мастер-класс по теме: «Роль активных методов обучения в формировании универсальных учебных действий»

Цель мастер – класса : познакомить с ролью активных методов обучения в формировании УУД.

Задачи мастер-класса :

    учиться формулировать УУД на различных этапах урока;

    понять, что такое активные методы обучения;

    видеть возможности применения активных методов обучения для формирования УУД.

Ход занятия

Вступительная часть

Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов?

Слайд 2 В ФГОС метапредметные результаты - «освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.

Сегодня я остановлюсь на роли активных методов обучения в формировании УУД.

Слайд 3 Когда и как формировать УУД. Остановимся на технологии формирования УУД.

Слайд 4

    первичный опыт выполнения и мотивация к самостоятельности;

    освоение общего способа (алгоритма);

    практическое применение умения, самоконтроль, коррекция;

    контроль, системное практическое использование.

Я предлагаю ознакомиться с технологией АМО.

Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

Слайд 5

    АМО – это методы знакомства

    методы выяснения ожиданий и опасений

    методы релаксации и активизации

    методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия

    методы работы над темой

    методы презентации результатов практической работы

    методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия

Слайд 6 Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.

Слайд 7

Китайская мудрость гласит:

Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Основная часть

-Итак, начнём учиться применять активные методы на уроках

    Метод «Солнышко и туча»

Целеполагание. Выяснение ожиданий и опасений.

Цель этапа: учителю – эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

Обучающимся - более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы учитель мог их знать и учитывать в образовательном процессе.

Уважаемые коллеги, свои ожидания от мастер-класса запишите на солнышке, опасения – на туче (усвоите или не усвоите тему, чему научитесь). Ожиданий и опасений может быть несколько. Зачитать можно по желанию. Прикрепите солнышки и тучи на магнитную доску

Чтобы продолжить работу разделимся на группы используя

2. Игру «Композиция»

Цель: в игровой форме разделить коллег (учащихся)на группы.

Оборудование: карточки с изображением сказочных героев. Ученики, (учителя)получив карточку, находят свою группу по названию сказки (на 4 стола выставляются картинки с домиками, на которых записаны названия сказок «Теремок», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане…», «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Каждый из группы получает карточку с изображением сказочного героя. В течение 2 минут на листочке должен написать «портрет» этого героя.

3.С помощью метода «Экспресс-портрет» учим детей описывать, обобщать, развивать фантазию; расширять словарный запас.

Цель: умение описывать, обобщать, развивать фантазию; расширять словарный запас.

Затем каждый в группе или один человек от группы представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам сказочного героя, он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан.

4 .Метод «Инфо – карусель»

Цель: распределить информацию по группам, классификация.

- У каждой группы на столе лежит лист с изображением крыши дома. Вам нужно выстроить дом, выбирая нужную информацию на каждом столе и вклеивая на лист УУД.

Проверка по слайду.

5. Заполнение таблиц по группам до «Мудрых сов». Каждая группа заполняет только свои УУД.

Методы, приемы

Цель применения

Этап урока

УУД

«Солнышко и туча»

Целеполагание, выявление уровня ожиданий и опасений

Постановка целей и задач

«Композиция»

Разделение на группы

организационный

«Экспресс-портрет»

Составлять словесный портрет

Изучение нового, закрепление

«Инфо-карусель»

Классификация информации

Изучение нового, закрепление

«Мудрые совы»

Работа с информацией

Изучение нового, закрепление

«Словотоки»

Лексическое значение слов

Изучение нового

«4 стихии»

релаксация

«Кубик Блума»

обобщение

обобщение

«Цветы настроения»

рефлексия

рефлексия

6. «Мудрые совы»

Цель: умение работать с информацией

У каждой группы на столах одинаковые тексты, но разные задания (слайд)

    Азы работы над текстом

Найдите в тексте основные понятия (новые) и запишите их в алфавитном порядке.

    Главная жизненная мудрость

Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием?

    Что, не ждали?

Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной.

    Поучительный вывод

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни.

7. «Словотоки»

Цель: определять значение слов.

На каждую группу выдаются слова из текста на карточках и лексическое значение слов. Один ученик озвучивает слово, в других группах находят его значение и зачитывают или наоборот.

8. Метод релаксации «Четыре стихии»

Учитель называет 4 стихии, а дети выполнят соответствующие движения - (вода - руками движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть).

9. «Кубик Блума»

Цель: обобщить материал.

На гранях кубика начало вопросов. Один человек в группе бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос по учебному материалу по той грани, на которую кубик выпадет.

Назовите УУД.

(заполнение таблицы)

9. Рефлексия

Дома с УУД помещаем на магнитную доску.

Оцени свою работу комплиментом на цветке настроения. Высаживаем клумбу настроения около домов, зачитывая комплименты.

А теперь, если ваши опасения не сбылись, закройте тучу солнышком. И так сегодня мы не только познакомились с формированием УУД, но и создали картину прекрасного настроения.

Учитель является творцом своих уроков. Новый стандарт предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают развивать УУД, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми технологиями в новой образовательной среде.

2 задание. -?

Чему учит «лавочка»

Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

Конечно, и наши дети все больше информации получают из телевизионных передач и от своих сверстников, потому что проводят много свободного времени вне школы. Чему они учатся, какой опыт получают, организуя свою жизнь при помощи мобильных телефонов, и просто… сидя на лавочке? Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? Замечательно! Я прошу группу определить место обучения и доказать, что здесь формируются универсальные действия.

презентация.