Внутренняя и внешняя речь человека. Виды речи. Внешняя и внутренняя. Устная и письменная речь

Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы. В психологии различают два вида речи: внешняя; внутренняя.

1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической - это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи.Она не требует развёрнутого выражения речи , поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Для диалога характерны:

- персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

- спонтанность и непринуждённость - собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

- ситуативность речевого поведения - непосредственный контакт говорящих;

- эмоциональность - ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

Другая форма устной речи называется монологической, или монологом - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.



По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

- информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

- убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

- побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

2. монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.

Диалогическая и монологическая речь могут быть активной или пассивной. Активная форма речи - это речь говорящего человека, а пассивная - это речь слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь . Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь . Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим - устно).

2. Внутренняя речь -это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность . С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации . Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической . Она формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Внутренняя речь , прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления .

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.

Понятность речи зависит:

- от её смыслового содержания;

- от её языковых особенностей;

- от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой стороны.

Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Домашнее задание: написать какой вид речи наиболее сложный (лично для вас) и почему, то есть докажите что именно этот вид речи является наиболее сложным. Выполнить в тетради.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями.

Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью, то есть «перетекают» в нее.

Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен отчетливо понимать, достижение какой цели он преследует своим выступлением. В соответствии с этим он выбирает тип публичной речи. Специалисты выделяют следующие целевые установки: информировать, соблюсти протокол, убедить, развлечь. На основании этого можно говорить о следующих типах публичных выступлений: информационная речь, протокольно-этикетная речь, убеждающая речь и развлекательная речь.

Информационная речь. Цель этой речи – дать новую информацию о том или ином предмете, углубить знания, расширить кругозор. Основными жанрами информационной речи являются публичная лекция, отчетный доклад, обсуждение проекта и т.д.

Протокольно-этикетная речь . Цель данной речи – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала. Видами такого рода выступлений можно считать следующие: приветствие и речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и т.д.

Убеждающая речь. Цель убеждающей речи – побудить аудиторию принять мнение оратора, его оценку какого-либо факта, события. В убеждающей речи можно выделить две основные разновидности: а) аргументирующую речь и б) агитационную речь.

Аргументирующая речь. Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие.

Агитационная речь . Цель агитационной речи – на основе эмоциональной аргументации побудить слушателей к какому-либо действию. Примером агитационных выступлений могут служить выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку тех или иных общественных движений. Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления. Это, как правило, выступления с политическими призывами, с протестом.

Развлекательная речь . Цель развлекательной речи – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время. Примеры развлекательных выступлений: речь на банкете, тост, рассказ в компании о забавном случае.

Страница 5 из 38

Виды и функции речи.

Речь выполняет определенныефункции:

Рис. 3. Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутрен­нюю.

Рис. 4. Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную (диало­гическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5. Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч.dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

Последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

Грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность -характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет своисвойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.


Рис. 6. Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных язы­ком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отноше­ний, использованием безличных и неопределенно-личных местоиме­ний, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагатель­ных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и граммати­ческим структурированием высказываний, многочисленной подчини­тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстракт­ных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциаль­ным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мыш­ления человек чаще пользуется развернутой речью.

Различают речь внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь бывает в виде монолога (один говорит — другие слушают) или диалога (разговор с одним или, поочередно, с несколькими собеседниками).

По форме различить эти виды речи нетрудно. Важнее разобраться в их особенностях по содержанию (по полноте, глубине, развернутости изложения). При сравнении монологической и диалогической форм устной речи надо иметь в виду, что монолог должен быть значительно более полным и развернутым по сравнению с диалогом.

Ведь в диалоге выясняется, что собеседнику (или собеседникам) известно и что не известно, с чем они согласны и с чем не согласны. Об известном не надо информировать, по пунктам согласия не надо убеждать. В монологе же надо дать всю возможную информацию, прежде смотреть все возможные возражения.

Письменная речь по сравнению с устной также должна быть более полной, четкой, развернутой, убедительной. Ведь письменная речь, как правило (за исключением обмена короткими записками), является монологом. Кроме того, письменная речь в противоположность устной лишена таких мощных союзников, как жесты и интонация.

Полнота и развернутость, которые должны быть присущи письменной речи, не означают, что она должна быть длинной. Надо стремиться к тому, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Наименее четкой и развернутой является внутренняя речь. Она тесно связана с внешней, особенно устной, речью. Теперь доказано, что внешне незаметные движения звуковоспроизводящих мышц имеют место во всех случаях внутренней речи.

Но внутренняя речь — это беседа с самим собой. И, хотя «внутренний спор» может быть весьма ожесточенным, он протекает в формах «свернутой» речи, где бывает достаточно понять общий смысл. Иное дело, если мы во внутренней речи «репетируем» внешнюю речь. Тогда мы и во внутренней речи стремимся соблюдать все правила внешней речи.

Все эти особенности разных видов речи надо учитывать не только тогда, когда речь применяется для общения с другими людьми, но и тогда, когда речь является основой индивидуального мышления. Мысль начинает у нас «созревать» в виде внутренней речи (хотя источником мысли всегда является внешняя деятельность человека).

Но ведь внутренняя речь является «свернутой» и нечеткой. Поэтому нечетким является и «зародыш» мысли. Чтобы сделать мысль четкой и ясной даже для самого себя, надо произнести ее вслух или хотя бы «прорепетировать» это произношение. Но лучше всего объяснить свою мысль другим.

Тогда и для вас самих она станет более ясной. Анекдотический рассказ о профессоре, который утверждал, что начинает понимать предмет тогда, когда в третий раз объясняет его студентам, не лишен зерна истины. Но особенно полезным для оформления четкости и законченности мыслей является их изложение в письменном виде, если вы ведете дневник, заносите в него не только фактическое описание событий, но и ваши мысли по поводу этих событий. Такое письменное «обдумывание» жизни принесет вам большую пользу.

Развитие речи в процессе возрастного развития человека является длительным и сложным процессом. С первых дней жизни ребенка начинается подготовительный, доречевой период в овладении речью. Уже крики развивают дыхательный и речевой аппарат ребенка (надо помнить, что крики ребенка — это сигнал о каком-то неблагополучии в его состоянии). Затем возникает лепет, имеющий уже прямое отношение к формированию речи.

Понимание слышимых слов, овладение ими как сигналами сначала первой сигнальной системы (для обозначения конкретных предметов), а затем второй сигнальной системы (допускающими обобщение и отвлечение) начинается в конце первого — начале второго года жизни, еще до того, как ребенок начинает пользоваться речью для общения с окружающими.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внутренняя и внешняя речь. Обычно выделяют три вида речи: внешняя, внутренняя и эгоцентрическая. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная и письменная речь делятся на монологическую и диалогическую. Рассмотрим подробно обозначенные виды речи.

Внешняя речь является основным средством общения. Это речь, обращенная к другому человеку, речь для другого, которая произносится, слышится и понимается окружающими. Внешняя речь направлена на взаимодействие и характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

Внешняя речь в свою очередь делится на устную и письменную речь. Устная речь выступает в двух формах – диалогической и монологической. Диалог – речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом предыдущего высказывания. Диалог представляет собой быстрый, непроизвольный процесс двустороннего обмена информацией. Диалог – это разговор по очереди, в котором для каждого партнера чередуются периоды говорения и слушания. Устная диалогическая речь обладает следующими отличительными характеристиками: 1. Наличие обратной связи . Обмен информацией осуществляется при помощи поддержки, т.е. собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль и таким образом установить обратную связь с говорящим. Для диалога наличие обратной связи является одной из важнейших характеристик. 2. Свернутость во времени . В диалоге собеседникам многое понятно потому, что оба владеют ситуацией. Для посторонних диалог мало понятен. В детском возрасте диалог затруднен, и только взрослый способен на полноценный диалог. Ребенку трудно удержать внимание на собеседнике и на том, что он говорит; ребенок быстро перескакивает на другие темы. Для ребенка в силу его эгоцентризма – главное – донести свою информацию или получить информацию, но он пока не способен ей обмениваться. Зачастую такие ситуации наблюдаются и среди здоровых взрослых.

Устная монологическая речь – это относительно развернутая форма речи; это речь одного человека не прерываемая репликами других людей. Представляет собой последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний, информации одним человеком, без опоры на речь собеседника. Монолог в идеале должен быть насыщен экспрессивными мимическими и жестовыми средствами, что подчеркивает значимость речевой информации. Будучи рассчитанной на определенную аудиторию, она однако не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (например, при выступлениях в СМИ). Монолог характеризуется также и тем, что его можно планировать заранее. Вместе с тем, умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание.



Письменная речь – речь, реализованная в форме, доступной для зрительного восприятия, в виде письменного текста. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность читающему использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и пр.

С точки зрения используемых средств, письменная речь отличается от устной на трех уровнях: 1) в ней используется графический код (письменность); 2) для подчеркивания смысла написанного используются не интонационные, а лексические приемы (сочетания слов), грамматика и знаки препинания; 3) существуют языковые формы, обязательные в письменной, но необязательные в устной речи.

В письменной речи также выделяются монологическая и диалогическая формы. Монологическая письменная речь характеризуется развернутостью и произвольностью. Письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи. Собеседник в этом случае не может переспросить нас, уточнить, обратить внимание на ошибки. Примерами монологической письменной речи могут быть сочинение, конспект лекций, письмо, литературное произведение. Диалогическая письменная речь характеризуется наличием обратной связи и, в некоторых случаях, экспрессивного компонента. В качестве примеров письменной диалогической речи могут быть записки, общение в интернет-чатах и ICQ. В качестве экспрессивных компонентов выступают специальные знаки неграмматической природы, например, смайлы.

Основными средствами воздействия в письменной речи остаются сами слова, их порядок и знаки препинания. Осуществляя высказывание в письменной форме, мы можем сознательно или бессознательно соотнести это высказывание с тем содержанием, которое мы хотели высказать, и в случае несоответствия мы можем отказаться от него и начать сначала, тем самым, оттачивая внешнюю форму высказывания. В устной речи такой перебор невозможен. Для того чтобы осуществить наиболее подходящий подбор формы для задуманного содержания, человек пользуется внутренней речью. То есть, прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо проговорить во внутреннем плане. Формирование письменной речи – это трудоемкий процесс, так как он требует от человека абстракции двойного уровня. На первом уровне выделяются существенные признаки предметов, явлений и фактов, а затем используется соответствующее слово. На втором уровне это слово наделяется определенным знаком, и этот знак записывается независимо от слова. Естественно, эти два уровня требуют сформированности мышления.

Внутренняя речь. Понятие внутренней речи впервые было предложено Л.С. Выготским. Он определял внутреннюю речь как «особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь обладает следующими свойствами: 1) отсутствие фонации; 2) предикативность (то есть опускаются все подлежащие и присутствуют одни сказуемые); 3) сокращенность; 4) преобладание смысла над словом; 5) несовпадение семантики внутренней речи с семантикой внешней речи. Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы сбрасывает с себя выполнение своей первичной функции, ее породившей: она перестает быть непосредственно средством общения, для того чтобы стать, прежде всего, формой внутренней работы мысли. Внутренняя речь является, таким образом, средством мышления. Она лишена фонации, то есть внешнего слышимого звукового оформления. Она протекает в мыслительном плане, осуществляет функции планирования деятельности и функции обработки информации. Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью, отрывистостью и ситуативностью. Не служа целям сообщения и коммуникации, внутренняя речь все-таки имеет социальный характер. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: «внутренняя» речь есть производная форма от речи «внешней». Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру, но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы ее социального происхождения. Внутренняя речь и протекающее в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения. Итак, внутренняя речь социальна по своему происхождению. Но она также социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный индивидуальный собеседник.

По-видимому, благодаря свернутому характеру внутренней речи и отсутствию внешней звуковой формы, внутренняя речь зачастую интеллектуализировалась и отождествлялась с мышлением. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления.

Эгоцентрическая речьэтоуникальное сочетание внешней и внутренней речи. По способам проявления эта речь внешняя, то есть она звучащая, вокализованная. Но по функциям и структуре эта речь внутренняя. Это мысли и рассуждения вслух, которые осуществляются в вопросно-ответной форме и могут быть интерпретированы как разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Эгоцентрическая речь позволяет преодолевать затруднения и препятствия, возникающие в сознании. Это речь для себя. Термин «эгоцентрическая речь» был введен Жаном Пиаже и использовался только для характеристики детской речи. Пиаже предполагал, что речь ребенка развивается от диалога с другими и с самим собой. Эгоцентрическую речь Пиаже рассматривал как временный этап в речевом развитии. Она появляется сравнительно поздно, ее пик приходится на 3 – 5 лет. Суть эгоцентрической речи состоит в том, что, якобы не общаясь ни с кем, тем не менее, ребенок создает себе социальный резонанс. Это разговор с собеседником, который все понимает и со всем соглашается. Такой монолог способствует выражению эмоций и одновременно выполняет функцию осмысливания. Эгоцентрическая речь является предпосылкой становления планирующей функции мышления. На первом этапе своего развития она сопровождает любую деятельность ребенка, особенно если эта деятельность вызывает у него определенные затруднения. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются не просто констатирующие высказывания, но и планирующие, регулирующие. С возрастом эгоцентрическая речь интериоризуется , превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Однако Выготский говорит о том, что эгоцентрическая речь не совсем исчезает у взрослых. Мы с вами часто разговариваем со своими собаками и кошками, а также «приговариваем» в процессе работы и прочих занятий, «обращаясь» к неодушевленным предметам. Часто эгоцентрическую речь можно наблюдать у преподавателя, когда в поиске ответа на заданный вопрос, он под нос начинает вербальный поиск ответа, рассуждает вслух. Эгоцентрическая речь у взрослого человека проявляется в моменты затруднений и эмоционального напряжения. (Примеры: «вот я тебя», «ах ты гадость» - при виде таракана; «ах ты, бедняжка, сейчас мы тебя польем» - обращение к цветку; «ну где же вы?» - в поисках ключей).

Разговорная речь – это спонтанная, непринужденная устная речь образованных носителей современного русского языка. Эта речь лишена черт просторечия и свободна от уличного жанра и диалектизмов. Это особая языковая система. РР характеризуется следующими свойствами: 1) неподготовленность, спонтанность речевого акта; 2) непринужденность высказывания; 3) непосредственное участие говорящих в речевом акте. Разговорную речь мы можем наблюдать в автобусе, магазине, на обеденном перерыве, во время телефонной беседы. Непринужденность определяется наличием между участниками речевого акта неофициальных отношений. Поэтому, например, из круга рассматриваемых текстов выпадает обмен мнениями на каком-нибудь официальном собрании, где говорящие пользуются устной формой кодифицированного литературного языка. Особенностями разговорной речи являются:

1. Синкретизм. Это стяжение многого в одно, своего рода уплотнение. Синкретизм проявляется в использовании бессоюзных структур («голова болит.. выключи..» - «у меня болит голова, выключи свет» или «зонтик.. промокнешь...» - «возьми зонтик, а то промокнешь»)

2. Расчлененность. Это обратный синкретизму процесс. Проявляется в таких единицах, как неоднословные номинации типа «дай чем разрезать», «есть чем писать», «возьми чем укрыться». Эти выражения расчленены по форме, но синкретичны по содержанию, поскольку «чем писать» - это карандаш или ручка. В плане содержания расчлененность проявляется в высокой продуктивности производных слов. Например, «прочищалка, хваталка, держалка».

3. Наличие общей апперцепционной базы. Этот термин был введен в начале XX в. в рамках лингвистической науки. Под общей апперцепционной базой понимается «связный, целостный, системный запас общих знаний, свойственный всем носителям языка; совокупный социальный опыт». Наличие общей апперцепционной базаы предполагает одинаковое понимание собеседниками того конкретного момента, когда происходит коммуникация.