Акустическая характеристика звуков. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

ФОНЕТИКА

Человеческий язык – это прежде всего звучащая речь. Звуки языка, как отмечалось выше, изучает фонетика.

В фонетике звуки изучаются с разных сторон, или в разных аспектах:

1) Акустический аспект. Т.е. изучение звуков речи как физического явления

2) Анатомо-физиологическ ий (или биологический, или артикуляционный), т.е. изучение звуков как результата работы ряда органов человека, т.е. органов речи.

Способность органов слуха воспринимать звуки называется перцепцией , а совокупность движений органов речи при образовании звуков называется артикуляцией.

3) Лингвистический (или функциональный) аспект – это изучение функций звуковых единиц языка, т.е. использование их в языке.

Этим аспектам соответствуют три фонетические дисциплины:

Акустика речи,

Физиология речи (антропофоника),

Фонология.

Акустический аспект изучения звуков (акустика речи)

По своей физической природе звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи) и воспринимаемыми человеческим слухом. Эти движения характеризуются определенными физическими (или акустическими) свойствами, рассмотрением которых и занимается акустика.

Звуковые колебания могут быть ритмичными или периодическими, в результате их возникают тоны . Колебания могут быть и аритмичными, или непериодическими, они приводят к возникновению шумов. В языковых звуках шумы и тоны обычно сочетаются. Гласные – в основном тоны, глухие согласные – шумы, в сонорных р, л, м, н больше тона, а в звонких шумных – больше шума.

Существуют два плана признаков, характеризующих звуки: 1) воспринимаемые признаки звука: а) высота, б) сила или громкость, в) длительность, г) тембр, 2) их акустические корреляты (т.е. связанные с ними взаимной зависимостью, обусловленностью) : а) частота, б) интенсивность, в) время звучания, г) спектр.

Гармоническое колебание, происходящее по закону синуса, характеризуется максимальным смещением от положения равновесия – амплитудой колебания и временем, которое затрачивается на совершение полного колебания, - периодом колебания. Величина, обратная периоду, - частота колебания. Единицей частоты является герц (Гц). Человеческое ухо способно воспринять звуковые колебания в полосе частот от 20 до 20000 герц.

Частота колебаний обусловливает высоту звука. Частота колебаний голосовых связок обусловливает высоту голоса. Высота голоса при пении колеблется в полосе частот от 75 – 80 герц в секунду (бас) до 1000 – 1200 Гц в секунду (сопрано).

Звуки с большой частотой называются высокими, а с низкой частотой – низкими. Длина слышимых звуковых волн от 15 м (самые низкие звуки) до 3 м (самые высокие звуки).

Амплитуда колебания обусловливает силу звука. Восприятие звуковых колебаний органами слуха основано на явлении резонанса. Внутри уха имеется около 4,5 тысяч тончайших волокон различной длины, как бы «настроенных на различные тоны. Барабанная перепонка передает им колебания, но воспринимают колебания только волокна. «настроенные» природой на частоту, которую имеет переданное барабанной перепонкой колебание.

Колеблющийся источник звука излучает энергию в окружающий воздух.

Интенсивность звуковой волны воспринимается слуховым аппаратом как громкость.

Источник звука может колебаться многими способами. Струна музыкального инструмент, если она настроена, издает определенные тон. Однако если трогать струну в разных местах, то возникают звуки одного тона, но разных оттенков. Звуки одной тональности имеют разную окраску потому. Что колебание струны может происходить с различной частотой. Наименьшая (или основная) частота имеет место при колебании всей струны в целом, что дает основной тон. Большие частоты возникают при колебании частей струны. Эти частоты являются кратными основной частоте и относятся к собственным колебаниям струны. Собственные колебания струны, кроме основного тона, дают звуки, которые называются обертонами. Звук струны складывается из основного тона и обертонов. Трогая струну в различных точках, мы создаем различные спектры колебания. Спектр колебания содержит обертоны разной силы, которые и создают окраску звука, его тембр.

На явлении резонанса основано не только восприятие звуковых колебаний, но и их образование. Колебание одного тела может быть воспринято и усилено резонаторами – другими телами или «воздушным столбом». Чем больше резонатор, тем ниже его собственный звук, чем меньше резонатор, тем выше его собственный звук. Резонирующие тела имеют собственные колебания, равные или близкие по частоте колебаниям звучащего тела. Благодаря резонаторам усиливаются различные составные тоны звука, при этом главный тон, создаваемый резонированием и приобретающий определенные свойства в зависимости от области резонирования, называется формантов звука. Форманты представляют собой постоянные характеристики звуков речи.

Акустические свойства звуков речи изучаются в современной науке точными методами при помощи специальной аппаратуры.

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление - колебательное движение, переда­ваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человече­ским слухом. Это колебательное движение характеризуется определен­ными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкаль­ным тоном или просто тоном (таков, например, звук струны скрип­ки). Если же, напротив, колебание является неравномерным, неперио­дическим, мы имеем дело с шумом (таков, например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропор­ции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в ре­зультате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы - главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные - это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) - это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра , т. е. их специфической окрас­ки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], от [n] и от [d] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе - допол­нительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возни­кающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызы­вают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, на­блюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям ор­ганов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резо­натора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное раз­нообразие звуков нашей речи.


Как физическое явление звук речи представляет собой результат колебательных движений голосовых связок. Источник колебательных движений образует непрерывные упругие волны, которые воздействуют на человеческое ухо, в результате чего мы и воспринимаем звук. Свойства звуков изучаются акустикой. При описании звуков речи рассматриваются объективные свойства колебательных движений - их частота, сила, и те звуковые ощущения, которые возникают при восприятии звука - громкость, тембр. Часто слуховая оценка свойств звука не совпадает с его объективными характеристиками.
Высота звука зависит от частоты колебаний в единицу времени: чем больше число колебаний, тем выше звук; чем меньше колебаний, тем звук ниже. Высота звука определяется в герцах. Для восприятия звука важна не абсолютная, а относительная частота. При сравнении звука с частотой колебаний в 10 000 ГЦ со звуком в 1 000Гц первый будет оценивать как более высокий, но не в десять раз, а всего лишь в 3 раза. Высота звука зависит также от массивности голосовых связок - их длины и толщины. У женщин связки тоньше и короче, поэтому женские голоса обычно выше, чем мужские.
Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений голосовых связок. Чем больше отклонение колеблющегося тела от исходной точки, тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды меняется давление звуковой волны на барабанные перепонки. Силу звука в акустике принято измерять в децибелах (дБ). Сила звука зависит и от объема резонирующей полости.
С точки зрения слушающего сила воспринимается как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости. Между силой и громкостью нет прямой зависимости. Звуки равные по силе, но с разной высотой воспринимаются по-разному. Так, звуки с частотой до 3000Гц воспринимаются как более громкие.
Звуки русского языка различаются по времени своего звучания. Длительность звучания измеряют в тысячных долях секунды - мс. По долготе звучания различают ударные и безударные гласные звуки. Безударные гласные первого и второго предударного слога также различны по времени. Длительность смычных взрывных согласных практически равна нулю.
Фонетическим паспортом человека называют тембр звука. Тембр звука создается путем наложения на основной тон, возникающий в результате ритмических колебаний голосовых связок, обертонов, являющихся результатом колебаний отдельных частей звучащего тела. Частота колебаний обертонов всегда в кратное число выше частоты колебаний основного тона, а сила слабее, чем выше высота. Резонаторы могут изменять соотношение тонов и обертонов, что отражается на тембровом рисунке звука.
С развитием электроакустической (в 1920-1930 гг.), а затем (в середине 60-х гг.) - компьютерной (электронной) техники стало возможным более детальное изучение акустических характеристик звука речи.

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-021.htm

Современный русский язык

    Фонетика. Её задачи, предмет, единицы .

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

    Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

    Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

    Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

    Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

    Звук - минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

    Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

    Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

    Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

    Длительность - время звучания сегмента речи.

Перед фонетикой ставятся следующие задачи : - установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития; - изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка; - определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений; - изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков; - исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического.

    Устройство речевого аппарата человека. Артикуляционная база человека.

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

    Классификация гласных звуков

Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях. Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие. В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель. Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация.

В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

    Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.

Шумный - сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.

Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.

По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.

Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.

    Акустические свойства звуков речи.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движение голосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум. Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

    Сегментные и суперсегментные единицы.

Линейные единицы еще называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно-акустической спецификой. Артикуляционно-акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.

ПРОСОДИЯ –– совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia –– ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, большим по продолжительности, чем отдельный сегмент, –– к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению. Соответственно, для просодических признаков характерна продолжительность, неточечность их реализации.

Соответственно называется и раздел фонетики, изучающий эти характеристики. Поскольку их характеристики сводятся к двум видам явлений –– УДАРЕНИЕ и ИНТОНАЦИЯ, этот раздел распадается на два подраздела: АКЦЕНТОЛОГИЯ и ИНТОНОЛОГИЯ.

АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. akcentus «ударение» + греч. logos «слово, учение»). 1 .Система акцентных средств языка. 2. Учение об акцентных (просодических) средствах языка. Аспекты акцентологии: описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательная акцентология исследует фонетические, фонологические, грамматические свойства просодических средств. Сравнительно-историческая акцентология изучает исторические изменения акцентных систем, их внешнюю и внутреннюю реконструкцию. Теоретическая акцентология описывает системные отношения просодических средств, роль в структуре значимых единиц, языковые функции.

    Слог

В речевом потоке отдельные звуки тесно сливаются друг с другом, но степень этой слитности оказывается неодинаковой. Максимальной слитностью характеризуются звуки одного слога, представляющего собой минимальную произносительную единицу речи.

Существуют разные точки зрения на определение сущности слога и установлению принципов слогоделения. Разные подходы к определению слога зависят от того, какая сторона речи принимается во внимание – артикуляционная или акустическая.

С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком.

С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, ее звучание.

С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков.

В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.

Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие.

Максимально звучными в русском языке являются гласные, они и бывают слогообразующими. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русской речи это бывает редко и только в беглой речи: [ру́–бл٬], [жы́–зн٬], [р٬и́–тм], [ка́-зн٬]. Это происходит потому, что для образования слога важна не абсолютная звучность слогообразующего, а лишь его звучность по отношению к другим рядом стоящим звукам.

Звучность можно условно обозначить цифрами: гласные – 4, сонорные – 3, шумные звонкие –2, шумные глухие – 1:

[л٬иэса́], [Ùд٬и́н]

3 4 1 4 4 2 4 3

Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком: [ст٬иэ-на́], [вÙ-да́], [мъ-лÙ-ко́]. Закрытый слог заканчивается неслоговым звуком: [бÙм-б٬и́т٬], [цэ́л٬], [сто́л- б٬ик].

По тому, с какого звука начинается слог, различают прикрытые и неприкрытые слоги. Прикрытый слог начинается с согласного ([пр٬и–ка́с]), неприкрытый – с гласного ([Ù-у́л], [а́-ист]).

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: [мÙ-шы́–нъ].

Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом, или границей слога.

Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [рÙ-к٬э́-тъ], [хъ- рÙ-шо́], [цв٬иэ–ты́], [сÙ-ро́-къ].

2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́], [р٬э́-ч٬къ].

3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [Ù-кра́–шъ-нъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį].

4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [вÙ-лна́], [по́-мн٬у], [кÙ-рма́н].

В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [вÙл – на́], [по́м-н٬у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [Ùр–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [кÙн–цы́].

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [вÙį-на́], .

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

    Ударение

Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением в широком смысле. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое.

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.

С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:

1) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;

2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;

3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.

Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы:

ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д.

Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да…), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…).

Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение.

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное – слабее главного и обычно ставится впереди основного.

Побочное ударение встречается:

а) в сложных слова:

во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀то-

б) в словах с иноязычными приставками:

су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;

в) в некоторых сложносокращенных словах:

пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь;

г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах:

о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь;

потому̀ что хо́лодно.

Словесное ударение в русском языке может различать: а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́;

б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́;

в) варианты слов: добы́ча (общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.)

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения не значима: ка́мбала – камбала́, тво́рог – творо́г, ржа́веть – ржаве́ть и др.

В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наряду с этим наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.

Причинами колебаний и отклонений от нормы в отношении ударения являются: а) влияние местных диалектов: до́быча (сев.) – добы́ча, при́говор (сев.) – пригово́р, нена́висть (юж.) – не́нависть, правну́к (юж.)- пра́внук; б) заимствованные слова с колебающимся ударением. Одно и то же слово может заимствоваться из разных иностранных языков, различающихся системами ударения:

а́лкоголь (из нем.) – алкого́ль (влияние франц.)

пи́кник (из англ.)- пикни́к (из франц.)

импо́рт (из франц.) – и́мпорт (из. англ.)

в) изменение самой нормы:

паспо́рт (уст. В первой половине XIX в. общепринятым было ударение на втором слоге) – па́спорт (единственно правильное является на 1-м слоге).

Логическое ударение. В отличие от словесного выделяет не слоги, а целые слова в предложении. Логическое ударение может падать на любое слово речевого такта:

Я тебя люблю. – Я тебя люблю. – Я тебя люблю

Эмфатическое ударение служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем, замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжай, соскучилась… (А. М.Т.)), отрицательные эмоции – продлением согласных (А ну, гляди сюда, каш –шеваррр!)

    Интонация и ее элементы

от лат. intonare - громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении

средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются:

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя.

3. Речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп.

4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

5. Пауза - остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания. Как удивили его слова / брата!

Как удивили его / слова брата!

Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. Станиславский называл «красноречивым молчанием». Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, / как его/, он турок или грек?//Тот,/черненький/на ножках журавлиных... (А. Грибоедов); паузы молчания (Хотя страшился он сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моложе, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (М. Лермонтов) Необходимость психологической паузы автор часто подсказывает многоточием.

    Фонетическая транскрипция

При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией.

Транскрипция – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь. С добавлением или изменением отдельных букв. (Например, [ĵ] - из лат. языка; [g] - из греч. языка/ гамма).

Для чего используется транскрипция?

1. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения.

2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т.к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

11. Фонология. Понятие фонемы.

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии.

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка; изучение акустических свойств звуков речи (физический аспект) тесно связано с фонологией.

Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема.

Как правило, звуковые оболочки слов и их форм различны, если исключить омонимы. Слова, имеющие одинаковый звуковой состав, могут различаться местом ударения (муку - муку, муки - муки) или порядком следования одинаковых звуков (кот - ток). Слова могут содержать и такие наименьшие, далее не членимые единицы речевого звучания, которые самостоятельно разграничивают звуковые оболочки слов и их форм, например: бак, бок, бук; в данных словах звуки [а], [о], [у] различают звуковые оболочки этих слов и выступают как фонемы. Слова бачок и бочок различаются на письме, но произносятся одинаково [бΛчок]: звуковые оболочки этих слов не различаются, потому что звуки [а] и [о] в приведенных словах оказываются в первом предударном слоге и лишаются той различительной роли, какую они выполняют в словах бак - бок. Следовательно, фонема служит для различения звуковой оболочки слов и их форм. Фонемы дифференцируют не значение слов и форм, а лишь их звуковые оболочки, указывают на различия в значении, но не раскрывают их характера.

Различное качество звуков [а] и [о] в словах бак - бок и бачок - бочок объясняется различным местом, которое эти звуки занимают в словах по отношению к словесному ударению. Кроме того, при произнесении слов возможно влияние одного звука на качество другого, и вследствие этого качественный характер звука оказывается обусловленным позицией звука - положением после другого звука или перед ним, между другими звуками. В частности, для качества гласных звуков оказывается важным положение по отношению к ударному слогу, а для согласных - положение в конце слова. Так, в словах рог - рога [рок] - [рΛга] согласный звук [г] (на конце слова) оглушается и произносится как [к], а гласный звук [о] (в первом предударном слоге) звучит как а [Λ]. Следовательно, качество звуков [о] и [г] в данных словах оказывается в той или иной степени зависимым от позиции этих звуков в слове.

Понятие фонемы предполагает разграничение самостоятельных и зависимых признаков звуков речи. Самостоятельные и зависимые признаки звуков соотносятся неодинаково у разных звуков и в различных фонетических условиях. Так, например, звук [з] в словах создал и раздел характеризуется двумя самостоятельными признаками: способом образования (щелевой звук) и местом образования (зубной звук). Кроме самостоятельных признаков, звук [з] в слове создал [создъл] имеет один зависимый признак - звонкость (перед звонким [д]), а в слове раздел [рΛз"д"ел] - два зависимых признака, обусловленных позицией звука: звонкость (перед звонким [д]) и мягкость (перед мягким зубным [д"]). Отсюда следует, что в одних фонетических условиях у звуков преобладают признаки самостоятельные, а в других - зависимые.

Учет самостоятельных и зависимых признаков уточняет понятие фонемы. Независимые качества образуют самостоятельные фонемы, которые употребляются в одной и той же (тождественной) позиции и различают звуковые оболочки слов. Зависимые качества звука исключают возможность употребления звука в тождественной позиции и лишают звук различительной роли и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы. Следовательно, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Качество гласных звуков [а], [о], [у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно (между одинаковыми согласными, под ударением). Поэтому выделенные звуки обладают различительной функцией и, следовательно, являются фонемами.

В словах мать, мята, мять [ма т", м" ать, м"äт"] ударный звук [а] различается по качеству, так как употребляется не в тождественной, а в различных позициях (перед мягким, после мягкого, между мягкими согласными). Поэтому звук [а] в словах мать, мята, мять не имеет непосредственно различительной функции и образует не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы <а>.

12. Дифференциальные и интегральные признаки фонем .

Дифференциальные признаки фонем - признаки фонем, играющие смыслоразличительную роль. Оппозиция глухих и звонких согласных является дифференциальным признаком звуковых оболочек слов: пот - бот, фар - вар, шар - жар, икра - игра, зам – сам и т. п.. Оппозиция мягких и твердых - дифференциальный признак слов хор - хорь, кон - конь, мат - мать, мать - мять, т. п.; оппозиция по месту образования: бал - нам, дам - нам, мат - маг, т. п., оппозиция по способу образования: дал - зал, т.п

Интегральные признаки фонем - общие, а не различительные. Признак считается интегральным, если нет другой фонемы, противопоставленной по этому признаку. Заднеязычный взрывной [г] не имеет оппозиции по признаку щелевой, так как звук [y] (как звук на стыке «г» и «б» в /бог бы/) в русском языке отсутствует. Щелевой звук [ш":] не имеет пары (оппозиции) по долготе, [ж] – но мягкости, аффриката [ч"] не имеет парной твердой фонемы, а [ц] - мягкой и т. п.

Акустические свойства звуков речи

Глава I. Фонетика и фонология

Определение фонетики как науки. Разделы фонетики

Фонетика (от греч. phone - звук) - это наука о звуковом строе языка. Термином фонетика называется и сам звуковой строй языка.

Разделы фонетики:

1) описательная фонетика - изучает звуковой строй языка на одном из этапов его развития;

2) историческая фонетика - изучает историю звукового строя;

3) экспериментальная фонетика - изучает звуки речи при помощи специальных технических средств, позволяющих более точно описать звуковые единицы речи.

Фонология - учение о фонеме как единице языка, т. к. звук - единица речи. Фонема – это абстрактная единица.

Общая характеристика звука

Звук - это явление материального характера. Он воспроизводится органами речи и воспринимается органами слуха. Звук определяется как минимальная, далее не делимая звуковая единица, произносимая за одну артикуляцию.

Звук речи изучается в 3 аспектах:

1) биологическом (физиологическом) - связан с изучением артикуляции звуков речи органами речевого аппарата;

2) физическом - связан с изучением звуков речи с акустической точки зрения, т. к. звук речи - это результат колебательного движения голосовых связок;

3) социальном (функциональном) - связан с изучением звуков речи с точки зрения их функции в языке.

Акустические свойства звуков речи

С акустической точки зрения звук характеризуется 3 основными признаками:

1) высота - зависит от частоты колебаний: чем меньше частота колебаний, тем ниже звук; единица частоты - герц; человеческое ухо способно воспринимать от 16 до 20 тыс. герц; ниже этого предела возникает инфразвук, выше этого предела возникает ультразвук; высота звука речи зависит от длины голосовых связок: чем длиннее голосовые связки, тем ниже звук;

2) сила звука определяется амплитудой колебания, а также высотой звука: более низкие звуки сильнее, чем более высокие;

3) длительность звука зависит от продолжительности колебаний во времени.

Колебания могут совершаться ритмично, т. е. число колебаний в единицу времени не меняется; в результате ритмичных колебаний возникает тон звука; тон образуется при произнесении гласных звуков; если колебания совершаются неритмично , т. е. число колебаний меняется в единицу времени, то возникает шум ; шум образуется при произнесении согласных звуков.

При произнесении звуков на основные колебания накладываются дополнительные колебания - обертоны . От количества обертонов, их различий по высоте и силе зависит тембр звука. Тембр - это окраска звуков. Различный тембр звуков создается благодаря различной форме и величине резонаторов. Резонаторами в речевом аппарате являются полости глотки, рта и носа.

Полость рта - изменяемый резонатор. Он изменяет форму благодаря губам и языку.

Полости глотки и носа - неизменяемые резонаторы.