Что обозначает фонетический разбор слова. Принципы и правила. Специальные знаки транскрипции

Что такое фонетический разбор слова, наверняка будет интересно многим.

Этот вид анализа, знакомый нам со школьной скамьи, помогает понять фонетическую структуру слова, то есть то, как правильно произносится каждый звук.

Корень «фон» в переводе с греческого означает звучание, φωνηεντικός. То есть фонетика — это часть науки языкознания, она изучает звуки речи, а также законы и строение языка в аспекте звучания. Сюда же относятся слоги, звукосочетания и различные закономерности соединения звуков в речи.

В отличие от других разделов языковедения, фонетика изучает и речевой аппарат, инструменты речи: губы, зубы, язык, небо, гортань и т. д.

К фонетике же относится и изучение акустической составляющей звуков и законов восприятия носителями языка.

Эта наука начала развиваться в XVII веке и имела сугубо практические задачи: обучение языку глухонемых людей.

Раздел имеет свою терминологию. Фонетическая фраза — это отрезок речи, ограниченный паузами. Слово — это часть фразы, объединенная одним ударением. Слог — это самая маленькая единица цепочки речи, ограниченное в слове звукосочетание. Звук — это самая маленькая фонетическая единица.

Существуют также мелодические, темпоральные, динамические единицы. К ним относят тон, который определяется изменением частоты звукового сигнала; темп, то есть скорость речи, количество произнесенных звуков и звукосочетаний за определенный отрезок времени; ударение — выделение при помощи интенсивности произнесения.

Фонетическая классификация

Произнесение звуков непосредственно зависит от работы органов речи или артикуляционного аппарата. Воспроизводство звуков речи называется артикуляцией.

Все без исключения звуки речи дифференцируются в группы согласно участию тех или иных органов речевого аппарата: горла, гортани, ротовой полости (язык, небо, зубы, губы), носа.

При образовании звука легкие, бронхи и дыхательное горло создают струю воздуха, которая на своем пути встречает препятствия. Первое — голосовые связки, мускулы, которые могут сближаться в момент напряжения и расходиться. При соединении связок образуется голос, при расслаблении — шум.

По участию в образовании звуков голосовых связок можно выделить две самые большие группы звуков: гласные и согласные. Первые меняются в зависимости от положения губ. Это называется лабиализацией. Вторые меняются, встречая преграду на уровне носа или ротовой полости.

В ротовой полости есть небо, которое заканчивается небной занавеской и маленьким язычком. Если первая поднята, образуются шумные согласные звуки, а если опущена — сонорные, поток воздуха в этом случае выходит через нос.

Рисунок 1. Шумные и сонорные согласные.

Шумные и сонорные согласные также имеют свою классификацию (рис. 1).

Гласные делятся по степени и месту подъема языка, участию или неучастию в артикуляции губ. Качество звука зависит главным образом от положения языка.

Вариант при конкретном произнесении называется аллофоном. Условная единица, объединяющая все аллофоны, — фонема. Это своеобразный идеальный инвариант, его не существует в природе. Фонема — единица раздела фонетики, который называется фонологией.

Объект исследования этой науки — противопоставления (оппозиции) фонем, которые образуют фонологическую систему языка. На письме фонема обозначается треугольными скобками: <а>, <р>.

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова помогает определить звучание каждой единицы в отдельности. Буква — это графический знак, она передает определенный звук, но не равна ему. Количество букв в слове не всегда соответствует числу звуков.

Существует система записи фонем в слове, она называется транскрипцией.

Слово при транскрибировании заключается в квадратные скобки и записывается так же, как и произносится вне зависимости от правил орфографии: телефон [т’эл’ифОн].

Транскрибирование не стоит путать с транслитерацией. Последняя — это передача иностранного слова установленными символами международного стандарта. Транслитерация делается на основе латиницы, а транскрипция — по принципам родного языка.

Фонетический разбор слова имеет сокращенный вариант, который используют в школьной практике.

Он состоит из нескольких пунктов:

  1. Сделать запись слова в соответствии с правилами орфографии.
  2. Слово поделить на слоги, определить положение ударения в зависимости от интенсивности звучания слога.
  3. Затранскрибировать слово в соотвествии с фонетическими правилами.
  4. Охарактеризовать по порядку все звуки согласно транскрипции. Для гласных: ударный или безударный, какой буквой обозначен в слове. Для согласных: звонкий-глухой, парный-непарный по звонкости-глухости и твердости-мягкости, твердый-мягкий, какой буквой в слове обозначен.
  5. Количество букв и звуков обозначить в заключении.

Слово, например, «ясень» в начале на письме передает два звука — [йа], обозначенные одной буквой. Аналогично «Ё» передает [йо], «Е» — [йэ], «Ю» — [йу], если эти звуки стоят в начале предложения и не зависят от мягкости предыдущего согласного.

Например: яма [йама]. Звук [й] — согласный. [ч] и [й] — всегда мягкие. Мягкость в транскрипции обозначается знаком ‘, например: дверь [дв’эр’].

Пример фонетического разбора

Пример предложения: Паша вышел в сени.

Выполним фонетический разбор слова «сени»:

  1. Сени.
  2. Се-ни.
  3. [с’Эн’и].
  4. [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой «С»; [э] — гласный, ударный, обозначен буквой «Е»; [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный; [и] — гласный, безударный, обозначен буквой «И».
  5. 4 буквы, 4 звука.

Такой разбор — самый простой вариант, в школе его изучают в 5 классе и повторяют затем в старшем возрасте, дополняя сложными транскрипциями. Минимальное знание законов фонетики необходимо для сдачи ЕГЭ по русскому языку.

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п - [п] - это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;
  • о - [а] - это гласный звук, безударный;
  • к - [к] - звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;
  • р - [р] - звук поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы - [ы] - это гласный, в данной позиции безударный;
  • в - [в] - звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;
  • а - [а´] - гласный звук, в ударной позиции;
  • л - [л] - это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о - [а] - согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем:

  • д - [д] - согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;
  • р - [р] - согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у - [у] - гласный, безударный;
  • з - [з"] - согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь - звука не обозначает;
  • я - [й"] - полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] - гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически:

  • я - [й"] - полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] - этот и безударный;
  • з - [з] - согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;
  • ы - [ы´] - гласный, ударный;
  • к - [к] - согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите :

  • б - [б"] - согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е - [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л] - согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
  • к - [к] - согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а - [а] - гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ:

  • е - [й"] - полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э´] - гласный, ударный;
  • л - [л´] - согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь - звука не обозначает.

Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор . У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

Как выполнять фонетический разбор?

Основная характеристика у гласных одна - расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

  1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
  2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
  3. Помните про орфограммы.
  4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

Что надо знать, делая фонетический разбор

Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков . Их немного: б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с.

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука - [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель.

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий.

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению, которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] - как [ы].

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой.

Так, «гриб» произносится [гр’ып].

Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар, у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров .

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

[караб’л’]

К - [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

О - [а] гласный, безударный

Р - [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А - [а] гласный, ударный

Б - [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л - [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков .

грИб, один слог, ударный

Г - [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р - [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

И - [ы] гласный, ударный

Б - [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука .

Ёж, один слог, ударный

Ё - [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

- [о] гласный, ударный

Ж - [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука .

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами . Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

Как правильно сделать фонетический разбор слова?

– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Памятка

План фонетического разбора

  1. Записать слово орфографически правильно.
  2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
  6. Подсчитать количество букв и звуков.
  7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Образцы фонетического разбора слов :

Я очень люблю есть морковь.

Фонетический разбор слова люблю:

  1. люблю
  2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
  3. люб-лю
  4. [л"убл"у]
  5. Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и безударный;
    Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
    Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и ударный
  6. В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь:

  1. морковь
  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
  3. Перенос: мор-ковь
  4. [маркоф"]
  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    О – [а] – гласный и безударный.
    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
    О – [о] – гласный и ударный.
    В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
    Ь —————————–
  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Видео про фонетическую транскрипцию

Полезные советы:

  • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
  • Важно всегда проверять транскрипцию.
  • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

Возможно, вам также понадобится

Фонетический разбор слова входит в обязательную школьную программу. Этот вид анализа зачастую вызывает затруднения, поскольку в данном случае недостаточно выучить теорию и знать все термины. Требуется обязательно развивать фонетический и фонематический слух. Для этого нужно регулярно выполнять практические задания, а слова проговаривать вслух. В высших учебных заведениях фонетическому анализу тоже уделяют много внимания. Его выполняют в рамках изучения фонетики в курсе современного русского языка. Студенты филологических факультетов делают максимально подробный фонетический разбор слова, используют больше терминов и обозначений при анализе. Однако в целом правила разбора едины для всех, за исключением некоторых дополнений.


Основной принцип фонетического разбора слова
Основная проблема, возникающая при фонетическом разборе слова: влияние буквенной формы слова. Сложно абстрагироваться от буквенного написания и не путать буквы со звуками.

Главный принцип фонетического анализа – всё внимание концентрировать именно на звучании слова. Его нужно записать в транскрипции так, чтобы оно было максимально приближено к звучанию. Несколько простых советов помогут правильно затранскрибировать слово.

  1. Обязательно произнесите слово вслух несколько раз, вдумайтесь в особенности его звучания
  2. Запишите в транскрипции слово так, как вы его слышите.
  3. Не вносите в транскрипцию исправления, если слово стало непохоже на своё буквенное обозначение. Звук «ы» после «ж» и «ш», появление «й», нарушение норм орфографии не должны являться причинами исправлений: транскрипция слова не соответствует привычным для нас правилам.
  4. После записи попробуйте произнести слово ещё раз, проговаривая отдельно каждый звук. Тогда вы наверняка внесёте дополнительные коррективы.
  5. Если какие-то звуки вызывают сомнения, выберете один вариант или запишите оба. Нередко слово можно транскрибировать по-разному, поскольку само произношение допускает альтернативу. Некоторые звуки занимают промежуточное положение между двумя вариантами.
Чтобы выполнить фонетический разбор слова правильно, очень важно точно затранскрибировать его, воспользовавшись рекомендациями.
Характеристика звуков в фонетическом разборе

Выполняя фонетический анализ слова, нужно дать характеристику каждому записанному в транскрипции звуку. Все звуки делят на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Описывая согласные звуки, следует указать следующие признаки в данной последовательности:

  • глухость/звонкость;
  • парность/непарность;
  • твёрдость/мягкость.
Понадобится выучить звонкие и глухие согласные, всегда твёрдые и всегда мягкие согласные, а также особое внимание уделить непарным согласным. Лучше иметь специальную памятку, где будут перечислены все согласные звуки по позициям:
  • звонкие парные: б, в, г, д, ж, з;
  • звонкие непарные: й, л, м, р, н;
  • глухие парные: п, ф, к, т, ш, с;
  • глухие непарные: х, ц, ч, щ;
  • только твёрдые: ж, ш, ц;
  • только мягкие: й, ч’, щ’.
Графическое обозначение мягкости – апостроф. Нужно запомнить, что в «й» мягкость указывать не стоит.

Выполняя фонетический разбор слова надо постоянно учитывать, что гласных звуков «е», «ё», «ю» и «я» не существует. Попробуйте произнести их – вы убедитесь, что это два звука: «й» и соответственно «э», «о», «у» и «а».

При транскрибировании буквы имеют два звуковых варианта.

  1. После согласных буквы «е», «ё», «ю», «я» соответствуют звукам «э», «о», «у», «а». Они смягчают согласный, стоящий впереди (кроме тех, которые всегда являются твёрдыми). Нужно помнить, что в заимствованных словах согласный звук перед «э» тоже может оказаться твёрдым. Прежде чем обозначать мягкость и приступать к характеристике звука, надо прислушаться к звучанию слова и при необходимости обратиться к словарю.
  2. После гласной, мягкого и твёрдого знака, в начале слова буквы распадаются в транскрипции на два звука: к гласному добавляется «й», стоящий перед ним.
Звук «й» может возникать там, где его нет в привычном буквенном обозначении, как в предыдущих примерах. Это связано с историческим развитием языка и его изменениями, подробно рассматривается в курсе истории русского языка на филологических факультетах. Чаще всего явление наблюдается в притяжательных прилагательных, отвечающих на вопрос чьи?:

собачьи [сабач’йи]

лисьи [л’ис’йи]

Внимательно вслушивайтесь в звучание слова, произнося его вслух: тогда вы обязательно обнаружите в нём звук «й», если он там есть.

Фонетические процессы
При анализе слова как фонетической единицы, нужно знать, какие существуют фонетические процессы. В школе изучают 4 основных фонетических процесса.

  1. Оглушение согласных на конце слова. Звонкие согласные становятся глухими, что отражается при транскрибировании слова и характеристике звука. Гриб [грип].
  2. Смягчение твёрдых согласных перед мягкими. Важно помнить, что происходит смягчение далеко не всегда. Чаще всего смягчёнными оказываются з, с, д, т, н. Здесь [з’д’эс’].
  3. Ассимиляция (уподобление) звонких согласных перед глухими. Звонкие оглушаются. Губки [гупк’и].
  4. Ассимиляция глухих согласных перед звонкими. Глухие озвончаются. Сбить [зб’ит’].
В профильных гимназических классах с языковым уклоном, а также на филологических факультетах изучают явления аккомодации, диссимиляции и редукции. Их надо выучить, хорошо в них ориентироваться абитуриентам. При аккомодации происходит частичное приспособление артикуляции ударного гласного и согласного, находящихся рядом: начало артикуляции гласного приспосабливается к окончанию артикуляции предшествующего звука, началу артикуляции последующего звука. Диссимиляция – это расподобление звуков. В процессе редукции происходит ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания. Редукция может быть количественной (уменьшается сила звучания, долгота, тембр сохраняется, подвержены гласные и и у) и качественной (теряются признаки тембра звука, подвержены гласные э, а, о).

Алгоритм фонетического разбора слова
Фонетический разбор слова нужно производить в строгом соответствии с заданным алгоритмом. В школе слово как фонетическую единицу следует анализировать следующим образом:

  1. Сначала выпишите слово.
  2. Произнесите его и прислушайтесь к звучанию.
  3. Затем в квадратных скобках напишите транскрипцию слова, отразив все имеющиеся в нём звуки и обозначая дефисом слогоделение.
  4. Напишите, сколько в слове слогов, какой слог является ударным.
  5. Выпишите в столбик все буквы слова, а рядом с соответствующими буквами в квадратных скобках укажите звуки.
  6. Дайте характеристику каждому звуку, начав с обозначения, гласный он или согласный.
  7. Гласные и согласные характеризуются по-разному:
    • у гласных нужно указать, являются ли они ударными;
    • у согласных укажите глухость/звонкость, парность/непарность, приведите парный звук, обозначьте твёрдость/мягкость и парность по данному признаку, напишите твёрдую или мягкую пару.
  8. Подведите под столбиками букв и звуков горизонтальную линию, пересчитайте количество букв и звуков, укажите его.
Студенты филологических факультетов дают более подробную характеристику звуков. Гласные делятся по рядам (передний, средний, задний) и подъёму (верхний, средний, нижний), а также на лабиализованные и нелабиализованные. Согласные отличаются способом образования, участием голоса. Выделяют шумные и сонорные, губные и язычные согласные звуки, которые, в свою очередь распадаются на ряд групп.

Фонетический разбор слова требует развития фонетического слуха и знания основных характеристик звуков. Достаточно следовать принципу разбора и придерживаться алгоритма, чтобы выполнить его правильно.