Какова синтаксическая роль имен существительных в предложениях. Синтаксическая роль инфинитива. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов
Имя существительное
Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? (В грамматике предметом считается всё, чему наше сознание способно приписать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это качества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто способное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предметности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существительными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - предметы в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)
Начальная форма: (Н. Ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) Школа, дом, книга, тетрадь.
2.Постоянные признаки:
2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? )
Неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )
3) склонение (определяется по ед. Ч.) Существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.
4) существительные имеют три рода:
Мужской женский средний
Он (мой) она (моя) оно (моё)
Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:
1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)
2) по падежам:
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. | Кто? Что? | Друг, книга | Друзья, книги |
Р. | Кого? Чего? | Друга, книги | Друзей, книг |
Д. | Кому? Чему? | Другу, книге | Друзьям, книгам |
В. | Кого? Что? | Друга, книгу | Друзей, книги |
Т.. | Кем? Чем? | Другом, книгой | Друзьями, книгами |
П. | О ком? О чём? | О друге, о книге | О друзьях, о книгах |
3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.
Имя прилагательное
1. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Чей?И обозначает признак предмета.
Начальная форма (Н. Ф.): И. П., ед. Ч., м. Р.
2.Постоянные признаки:
1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):
Качественные | Относительные | Притяжательные |
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду, весу, величине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, Умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. | 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. | 1) отвечают на вопрос Чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) Лисий, Шкура лисья Шарф (чей?) Мамин, отцов, братов |
Непостоянные признаки:
1. Род (мужской, женский, средний),
2. Число (единственное, множественное)
3. Падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное
3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.
1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?
2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных
Сравнительная | Превосходная | ||
Простая (из одного слова) | Составная (из двух слов) | Простая (из одного слова) | Составная (из двух слов) |
Образ. С помощью – ее (-ей), - е, -ше Красивый + - ее = красивее (такие прил. Не изменяются) | С помощью слов-частиц: Более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) | Образ. С помощью Суффиксов – ейш- -айш-: Красивейш ий, глубочайш ее | Составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. В обычной (исходной форме) Самый глубокий |
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? Что сделать?
2. Постоянные признаки: 1 ) вид
Совершенный несовершенный
(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)
2) переходность глаголов:
3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)
Смеяться, улыбаться.
Невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)
4) спряжение (1 или 2): (в рус. Яз. Есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)
–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.
Помни: брить, стелить → к І спр.
Непостоянные признаки: 1) наклонение:
2) время: будущее(что буду делать? Что сделаю?)
Настоящее (что делаю? Что делают?)
Прошедшее (что делал? Что сделал?)
3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. Ниже)
Ед.ч. | Мн.ч. | ||
Лицо | -у (-ю) (я) пою | -ем, -им (мы) поём | |
Лицо | -ешь, -ишь (ты) поёшь | -ете, -ите (вы) поёте | |
Лицо | -ет, -ит (он) поёт | -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют |
4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. Р., м. Р., ср.р.
Шла шёл шло
5)число (ед.ч. Или мн.ч.)
Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются
Сказуемым.
Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом
Предложения.
Образец морфологического разбора глагола:
Давно я так не смеялся.
1. (Не) смеялся – глагол, т. К. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?
Н. Ф.: смеяться.
2. Пост. Признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.
Непост. Признаки: в изъяв. Накл., в прош. Вр., в м. Р., в ед. Ч.
3. Синт. Роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)
Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.
Личные:безличные
Он не читает ему не читается (не читалось)
Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти
Река шумит в ушах шумит
Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками
Начнет холодать
1.МЕСТОИМЕНИЕ
– это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?
Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) Для местоимений указывающих на признаки
2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)
Разряд | Местоимения (в И.п.) | Как изменяются |
Личные | Я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. В Косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо | По падежам, числам |
Возвратные | Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . | По падежам |
Вопросительные | Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? | По падежам |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) | По падежам |
Неопределённые | Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо | По падежам |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего | По падежам |
Притяжательные | Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? | По числам, родам, падежам |
Указательные | Этот, тот, такой, столько, таков | По числам, родам, падежам |
Определительные | Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый | По числам, родам, падежам |
2) Лицо НЕ ДЛЯ
3) Род ВСЕХ
Непостоянные признаки:
1) падеж (кроме: каков, таков)
2) Род у местоимений указывающих
3) Лицо на признак.
3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.
Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) И указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. Д.
Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) И указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.
Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящиков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).
Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.
Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.
Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.
Имя числительное
- – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)
2.Пост. Пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.
Непост. Пр.: падеж
3.Синт. Роль: любым членом предложения
Правописание числительных
1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )
2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).
(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).
401 четыреста один (2 цифры 2 слова).
От 500 до 900
4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы
(кроме л).
NB! Полу... Всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая
(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:
С гласной (пол-арбуза )
С прописной (пол-Европы )
Л (пол - лимона ).
Числительные | Особенности склонения |
1. 1,2,3,4. | Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. |
2. От 5 до 20+30 | Как существительные 3 склонения } ед. Ч. И. П.: пять , Р. П.: пяти , Д. П.: пяти . |
3. 40,90,100. | 40- И., В. П,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. П.-о 40,90,100 -а. |
4. 50-80 200-900 | Склоняется каждая часть в слове: Пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. |
5. 1000 | Как сущ. 1 склонения, но в Т. П. Числ. Тысячью Сущ. Тысячей. |
6. 1000000 1000 000000 | Миллион склоняются как существительные Миллиард 2 склонения. |
7. Составные числительные | Склоняются все части по своему образцу. |
8. Порядковые числительные | Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. |
9. Числительные Полтора-1,5 полтораста-150 | И. П. - полтора, полтораста . Р. В. П. - полтора, полтораста. Д. Полутора Т. Полутораста П. |
Наречие Образ. С помощью –ее (-ей), -е, -ше Больно + ей = Больней
В предложении наречие бывает чаще всего:
1. Обстоятельством
2. Но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )
3. В безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .
Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.
Дефис пишется:
6. В наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,
По- осеннему
7. В наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски
8. В наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.
9. В наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.
10. Внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь
ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:
Бок о бок, точь-в-точь.
Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! Пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.
Причастие
– (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.
Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).
2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.
Обозначает признак, который обозначает признак, который
Создается действием самого создается у одного предмета
Предмета (летящий самолет, действием другово предмета.
Упавший мяч).
2)вид (совершенный, несовершенный).
3)время (настоящее, прошедшее).
4)возвратное или невозвратное.
Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).
3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (Действительные причастия называют такое действие-признак, которое выполняется самим предметом или лицом {ученик, прочитавший книгу; ветер, разгоняющей тучи).
Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.
Морфологические признаки
Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
У части речи имя существительное:
- Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
- Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
- Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
- Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).
Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:
- одушевлённые
- отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город); - нарицательные
- обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).
Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.
Примеры существительных
Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.
Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.
По падежам
По числам
Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.
Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.
По склонениям
1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь
Синтаксическая роль
В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Книга
делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге
(А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище
знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли
начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над
седой равниной
моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении
Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;
формировать навыки правописания существительных;
воспитывать любовь к животным.
Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя. Сообщение темы урока.
Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.
Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.
Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.
Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?
Как изменяются?
Откройте учебник, прочитаем правило.
3. Закрепление изученного.
1. Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?
2. Словарная работа.
Армяк, желтизна, щедрость.
3 .Выборочный диктант.
Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.
4. Физкультминутка .
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
5. Распределительный диктант.
Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.
1скл. 2 скл. 3 скл.
Солома молоко кровать
Армяк
6. Самостоятельная работа.
(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.
Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.
Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели
7. Синтаксическая пятиминутка.
Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.
Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, (тест).
4. Итог урока.
Выставление оценок. Что узнали на уроке?
5. Домашнее задание.
Упр. 474.
6. Рефлексия.
Подчеркнуть нужное.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался интересным / скучным
4. Материал урока мне был понятен / не понятен
Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?
Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.
Функции существительных в речи
Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:
- Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
- Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
- Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).
Роль многозначных существительных
В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.
Роль существительных в предложении
Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:
- Подлежащее – Девочка весело смеется. Стол стоит у окна .
- Дополнение – Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
- Сказуемое – Ваня – студент .
- Определение – Учитель поставил четверку с плюсом .
- Обстоятельство – Лисенок спрятался в нору .
1. Общие положения
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Политические взгляды;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Национальная принадлежность;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.