Свойство речи связанное с эмоциональной насыщенностью. Виды речи - психология. Общее понятие о речи

Виды речи

Общее понятие о речи

Переходим к первому вопросу нашего плана. Понятие речи.

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают говорить на нем, такой язык становится мертвым - примером могут служить латинский и старославянский языки.

Формирование высших психических функций и чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные) у человека осуществляются только благодаря речи. Если речь у человека не развивается (дети-маугли), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются. Механизм речи содержит 3 различных звена:

ü Восприятие речи

ü Произношение речи

ü Внутри речевое звено

Различия речи и языка:

Каждое слово языка относится не к отдельному предмету, а к целому классу однородных предметов, т. е. является обобщенным понятием. Речь же характеризуется конкретным значением, она всегда субъективна и неповторима. Язык является общим для народа, говорящего на нем, а речь всегда индивидуальна

Виды языков не совпадают с видами речи. Языки, например, бывают корневыми (китайский, бирманский) и индоевропейскими. Речь принято делить на внешнюю и внутреннюю, ситуативную и контекстную

Речь подвергается различного рода афазиям (нарушениям), а язык - нет

Для целей общения используется не только язык, но и неязыковые средства. Поэтому в речи может иметь место различная степень использования языковых средств.

Язык - это система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми. Всякий язык имеет определенную систему значащих слов (лексический состав языка), определённую систему слов и словосочетаний (грамматика языка), определенный, присущий только ему звуковой состав (фонетика языка).

Функции языка:

ü Коммуникативная - речь выступает в качестве средства

общения. Общаясь друг с другом, люди применяют слова и пользуются правилами того или иного языка (русского, английского, немецкого) S Информационная - передача различной информации, знаний

ü Выразительная - передача чувств и отношений говорящего к

объекту высказывания

Переходим ко второму вопросу. Виды речи.

По способу возникновения различают:

ü Ситуативная речь - возникает в момент общения и является

словесным описанием того, что воспринимается

ü Контекстная речь - это результат называния представлений, она

развивается по памяти. Говорящий описывает свои мысли, представления, чувства таким образом, чтобы вызвать у слушающего аналогичные мысли и представления.



Внешняя речь р еализуется в 4х речевых процессах:

ü Письменная речь. Она обращена к воображаемому собеседнику,поэтому всегда подготовлена и продумана. Предложения в письменной речи могут быть весьма сложными. Письменная речь появилась позже устной из потребности людей передавать информацию и накопленные знания. Наличие письменной речи дает огромные возможности накопления и передачи человеческого опыта. Первой попыткой передачи событий в форме рисунков была так называемая идеографическая речь. В рисунках запечатлелись определенные события, происходившие с человеком. Более поздней формой письменной речи являлось иероглифическое письмо. Иероглиф обозначает предмет или мысль целиком. Современный вид письма получил название алфабиотического, и его изобретение приписывают древним финикийцам. Письменная речь представляет собой самую многословную, точную и развернутую форму речи

ü Чтение письменной речи х арактеризуется достаточно высокой скоростью, превышающей говорение более чем в 3 раза

ü Говорение х арактеризуется двумя основными показателями объемом фраз и темпом речи. Оптимальный объем фраз устной речи составляет 7 плюс или минус 2 смысловые единицы. Темп речи - это количество произнесенных единиц речи в единицу времени.

Устная речь существует в форме:

ü Монолог - это последовательное, связное, длительное изложение одним человеком своих мыслей, знаний. Примером монолога является лекция, доклад, рассказ. Монолог непрерывен, характеризуется скупостью и сдержанностью жестов.

ü Диалог - возникает при общении двух людей, он ситуативен;

сопровождается мимикой, жестами, интонационной окраской. Диалог - речь поддерживаемая, в ходе диалога собеседники задают друг другу уточняющие, проясняющие вопросы, помогающие другому выразить свою мысль, быть понятым.

Переходим к третьему вопросу.

Выделяют следующие основные свойства речи:

ü Содержательность определяется объемом, глубиной и серьезностью выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Многословие, поверхностные, банальные мысли при отсутствии чувств или их малой выразительности делают речь малосодержательной

ü Понятность заключается в умении говорящего использовать

краткие, синтаксически правильные построенные предложения, не терять логики изложения, не злоупотреблять терминологией

ü Выразительность определяется её эмоциональной окраской и

ü насыщенностью (она может быть яркой, насыщенной образами и метафорами или, наоборот, тусклой, вялой, шаблонной), а также ясностью и отчетливостью произношения, правильным интонированием

ü Воздейственность состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю

других людей, их убеждения и поведение. Воздейственность речи бывает различной: людей могут поучать и наставлять, им могут советовать, приказывать, ими могут командовать, их могут просить, инструктировать. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств:

Ø Поучение и наставление имеют характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон поступка. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. Зачастую задачей речи политиков, продавцов, воспитателей является не столько передача мыслей или информации, сколько желание повлиять на поступки, взгляды и убеждения других людей.

Советдают в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Принятие субъектом предлагаемого зависит от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на совет скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик -отказом или затяжной времени, т. к. ему нужно разобраться в предложении.

Ø Инструкции выражаются в кратких положениях, не допускающих различных толкований, в них четко обозначается содержание, последовательность и способ выполнения определенных действий в различных видах деятельности.

Ø Просьба - направлена на удовлетворение определенных интересов самого просящего. «Очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».

Ø Убеждение включает разъяснение сути явления, причинно- следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения. Например, дети в подростковом возрасте чаще принимают убеждения сверстников, чем родителей.

Ø Приказ прямо воздействует на волю другого человека и заключается в прямом и жестком требовании выполнить определенное действие. Приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований.

Ø Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «На старт!». Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии.

Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Функции речи. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция ), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования . Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Виды речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь . Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

Она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

Ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

Внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

В ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

Она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь . Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:

Период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

Период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

Период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

Речь и мышление

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно не правомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредствам специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.

Такое с ведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова и выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли: мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - это не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы.

В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней формируется, взаимно переходят друг в друга.

В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает, как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, придти к осознанию нее объективного значения.

Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика - структуру, когда возникли соответствующие формы речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» речесвязана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесной форме, которая оказывает как установлено в ряде исследований, иногда положительное, иногда - при ошибочности первоначального воспроизведения - тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем, запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное - так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

Утверждение о несводимости мышления к речи относятся не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречаются в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической - синтаксической и стилистической - структуре в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Страница 5 из 38

Виды и функции речи.

Речь выполняет определенныефункции:

Рис. 3. Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутрен­нюю.

Рис. 4. Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную (диало­гическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5. Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч.dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

Последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

Грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность -характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет своисвойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.


Рис. 6. Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных язы­ком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отноше­ний, использованием безличных и неопределенно-личных местоиме­ний, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагатель­ных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и граммати­ческим структурированием высказываний, многочисленной подчини­тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстракт­ных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциаль­ным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мыш­ления человек чаще пользуется развернутой речью.

Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций (рис. 11.6).

В каждой конкретной ситуации они представлены в разной степени. Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах - «выражение», во время церковной проповеди - «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи.

Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит его с оборудованием своей мастерской и говорит ему: «В этой мастерской вы будете работать с 9 до 18 часов с перерывом на обед (сообщение). Надеюсь, что вы будете трудиться хорошо, так как я очень не люблю недисциплинированных работников (выражение). Вот чертежи, согласно которым вы будете вытачивать детали мебельной фурнитуры (обозначение). Ну а теперь, если все понятно, - за работу! (воздействие)».

Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:

  • содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений;
  • эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;
  • контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

Близкое, но несколько другое понятие (рис. 11.7). К ним относятся:


В результате различных деструктивных воздействий на мозг человека (травм, инфекционных заболеваний и т. п.) речевые функции могут быть нарушены (рис. 11.8).

Рис. 11.8. Нарушения речи

Характер этих нарушений и их тяжесть зависит как от силы повреждающего агента, так и от локализации повреждения. Это обусловлено тем, что за различные компоненты речи отвечают разные участки коры больших полушарий.

Существует общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь.

3. Виды речи:

а) Внешней называют речь, которая имеет соответствующие внешние признаки (звуковые, знаково-письменные, двигательные и др.).Эта речь с помощью ее внешне воспринимаемых признаков может передаваться другим людям, и эти люди могут ее воспринимать и понимать. Пример: Я сейчас читаю вам лекцию, вы слышите мою речь, моя речь является внешней.

б) Внутренняя речь – это речь, не имеющая внешних признаков, не воспринимаемая не только окружающими людьми, но и не осознаваемая самим человеком, который ее пользуется.Эта речь не используется людьми как средство общения и употребляется лишь для того, чтобы регулировать собственную психику и поведение человека изнутри. Пример: Подумайте и проговорите что-нибудь про себя. Ваша речь будет внутренней.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Внешняя речь делится еще на два вида:устную и письменную. При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи передают звуковой состав слов.

Виды внешней речи:

Устная речь – включена в общение между людьми посредством произношения слов вслух с одной стороны и восприятия их на слух с другой стороны. Протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией. Основным исходной формой устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической, или диалогом.

а) Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. Пример: 1. Встретились два друга, давно не видевшие друг друга, они разговаривают, их речь будет диалогической. 2. Речь по телефону между двумя собеседниками. 3. В магазине покупатель и продавец общаются между собой.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая только одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. б) Монолог – развернутая, подготовленная и завершенная речь одного человека в течении длительного времени, излагающего свои мысли.Она требует от говорящего умения связно, последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т.е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Выразительность монолога создается как языковыми средствами (какими?) (умение употребить слово, словосочетание), так и неязыковыми коммуникативными средствами (какими?) (интонацией, системой пауз, мимикой, жестикуляцией и др.) Пример: 1. Преподаватель рассказывает студентам лекцию, его речь является монологической. 2. Мама читает ребенку сказку, это тоже будет монолог.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека.

4. Активная форма речи – это речь говорящего человека. Пассивная форма речи – речь слушающего человека. Когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это никак не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь – речь посредством письменных знаков. Общение опосредовано текстом.Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова следуют строго один за другим, так что, когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе. Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. В то же время она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что письменной речи нельзя придать эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Пример: написание записки, письма, контрольной работы.

Следует отметить, что существует еще один вид речи – кинетическая речь. Существуют люди, для которых кинетическая речь остается основной формой речи. Пример: люди, глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания.

Следует отметить, что любой вид речи имеет свое предназначение, т. е. выполняют определенные функции.

5. Функции речи:

а) Функция обозначения реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия. Благодаря данной функции человек может вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

б) Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. При высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.

в) Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи полнее передавать свои переживания и отношения к информации и собеседнику. Данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.

г) Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз. Эта функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

6. Свойства речи:

2. Понятность – определяется синтаксически правильным построением предложений, применением пауз и выделением слов с помощью логических ударений.

3. Выразительность – предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

4. Воздейственность – определяется возможностью ее влияния на поведение, мысли, чувства и волю других людей.

Таким образом, речь человека многообразна, имеет определенные виды, формы, функции и свойства, и занимает одно из значимых мест в психической и социальной жизни человека.


Похожая информация.