Отрицательные оценки в педагогике упрек. Педагогическая оценка. Групповые и индивидуальные нормы оценки

Проблемой исследования занимались Борис Герасимович Ананьев, Ирина Владимировна Дубровина, Аэлита Капитоновна Маркова

Оценка – это процесс или д-сть, связанная с оцениванием педагогом

интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника.

Отметка - это формально-логический итог оценочной активности учащегося педагогом. Функции оценки :

1. ориентирующую (учитель выделяет те качества л-ти, знания, к-ые способствуют или препятствуют эффективности уч.д-сти и их соответствие эталонам);

2. стимулирующую (побуждение школьников к овладению недостающими знаниями, способами действий, правилами поведения).

Аспекты изучения педагогического оценивания в педагогической П-ии:

1. сущность, функции, виды пед. оценки;

2. проявление в педагогической оценке индивидуальных особенностей л-ти учителя, его отн-е к пед.д-сти;

3. воздействие оценки на формирование л-ти школьника и его отн-е к уч.д-сти.

Б.Г. Ананьев рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития :

1. парциальные оценки - существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах л-ти школьника и его достижениях в ситуациях опроса:

. Парциальная педагогическая оценка - (от лат.partialis- частичный, отдельный)- отдельные высказывания учителя об индивидуальных особенностях личности и поведения ребёнка, проявляющихся в ситуации урока. Парциальные педагогические оценки являются по Б.Г.Ананьеву исходным уровнем развития педагогического оценивания, предшествуют текущему учёту успешности в форме фиксированной балльной отметки и педагогической характеристике как интегральной оценке учителем личности школьника.

Структура парциальных пед.оценок по Б.Г.Ананьеву включает:

1) оценку поведения позитивную - согласие, предупреждение и негативную - отрицание, замечание, предупреждение.

2) личностную оценку : позитивная - одобрение, ободрение и негативная - упрёк, сарказм, нотация, угроза.

3) оценка выполнения учебных заданий: определённая и неопеределеннаянепосредственная и опосредованная; деловая и личностная .

Принято деление всех оценочных ситуаций на наличие парциальной оценки и отсутствие . В первом случае ответ, действия ребёнка учитель сопровождает оценкой определённого вида, во втором - оценка отсутствует. Б.Г.Ананьев рассматривал отсутствие оценки как особый вид оценочной стимуляции.

Все наличные оценки по направленности можно разделить на Парциальные оценки поведения и Парциальные оценки выполнения учебных заданий – это отдельные высказывания учителя о выполнении школьниками данного им задания и полученном результате, о правильности ответа на его вопрос. Они направлены на организацию и управление учителем выполняемых детьми заданий.

Оценки выполнения учеб.заданий включают в зависимости от отчётливости, конкретности содержания определённые и неопределённые оценки . Оценивая школьников определённо, педагог конкретно, отчётливо характеризует выполнение ими учёбного задания (правильно ответила только Н). Неопределённые оценки не содержат ясной, точной характеристики выполнения дошкольником заданий воспитателя, это неопределённые слова, типа: «ну, садись», « достаточно».

По способу предъявления определённые оценки могут быть . Непосредственные парц.оценки прямо обращены к конкретному ребёнку: « Сегодня ты меня радуешь», «Садись. Не знаешь». Опосредованной парц.оценка воспитателя является тогда, когда отвечающий ученик прямую оценку не получает, а оценивается отвечающий на тот же вопрос учителя сверстник: « Ты рассказал также, как А.». опосредованная оценка может осуществляться и через класс- учитель самоустраняется от оценки, ответ ученика комментируют, часто спонтанно, одноклассники: « Можно я! Не правильно у него!», это может быть молчаливо «лес рук» при неправильном ответе. Опосредованная оценка может быть и целенаправленной: « Вы согласны с Н.?- Да-а-а!».

По содержанию непосредственные оценки бывают: деловыми и личностными . Деловые представляют собой отдельные васказывания педагога о ЗУН ребёнка, проявляющихся при выполнении задания: « Разве здесь на конце «О»?, « Хорошо подумай - будет правильно», « Да, я тоже так думаю». Под личностными мы понимаем отдельные высказывания педагога о качествах личности ученика, проявляющихся при выполнении уч.заданий (К. всегда активно участвует, И. самый внимательный).

Как деловые, так и личностные оценки могут быть позитивными и негативными . Позитивные деловые оценки - отдельные высказывания учителя о соответствии выполненного уч.задания образцу, требованиям. Это согласия - да, верно, правильно, повторы воспитателем ответа ученика и предупреждения - если ты постараешься, у тебя хорошо получиться.

Негативные деловые - отдельные высказывания учителя о несоответствии выполнения задания образцу, требованиям, недостаткам их выполнения. – отрицания (нет, не так, ошибся, я так не думаю, неправильно, разве столько получится?); замечания (работай быстрее, пиши аккуратнее); предупреждения (слушай, иначе опять ничего не получится).

Позитивные личностные – оценки о качествах личности ребёнка, способст-их успешному выполнению. Одобрения, содержащие прямые указания на качества (умница, замечательно работает, слушает внимательно). Ободрения - выражают поддержку нерешительного, робкого, неуверенного в себе ребёнка (так, так; всё хорошо, ничего страшного, говори смелее).

Негативные личностные – оценки о качествах личности ребёнка, препятст. успешному выполнению задания. Это упрёки, сарказм, нотации, угрозы (совершенно не думаешь, почему не выучил, она знает, а ты нет). В саркастических оценках высмеивает недостатки личности (так мы до вечера будем вспоминать, спишь, что ли). Нотации содержат нравоучения, морализаторство (ну, сколько можно говорить одно и тоже, уже 3 раза повторили, а ты всё никак не запомнишь). Угрозы включают указания учителя на возможные последствия невыполнения задания.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ - отдельные высказывания учителя об особенностях поведения учащихся на уроке. Они направлены на организацию и управление педагогом поведения школьников. По содержанию разделены на деловые и личностные. Деловые оценки поведения - отдельные высказывания учителя о соблюдении или нарушении учениками правил поведения на уроке. Когда учитель отмечает, что поведение хорошее - позитивные оценки-согласия (Ж.. поднимает руку правильно, вижу, что вы ведёте себя как настоящие школьники). Предупреждения (в конце занятия я смогу сказать, что правильно вел себя тот, кто слушал говорящего)

Негативные деловые оценки поведения - высказывания о несоблюдении правил или недостатках поведения, условиях, при которых поведение на занятии не может быть правильным. Отрицания (не кричи, повернись к себе) замечания (потише). Предупреждения (никогда не научится правильно вести себя тот, кто всё время разговаривает).

Личностные оценки поведения - отдельные высказывания о качествах личности ребёнка, способствующих или препятствующие выполнению им правил поведения на уроке. Позитивные личностные оценки поведения - учитель обращает внимание на достоинства личности ученика (молодцы дети на 1м ряду).

Негативные - внимание при нарушении правил на недостатки: упрёки - педагог обвиняет детей в несоблюдении правил (совершенно не понимаешь нормальных слов, ты очень не сдержан, всем мешаешь). Сарказм - высмеивает недостатки личности (что развалился, ещё одна звезда сидит). Нотации (прежде чем что-то сказать, подумай). Угроза - называет возможные наказания, в случае невыполнения дисциплины (ещё слово- пойдёшь в угол)

Основным методом изучения парциального педагогического оценивания является наблюдение

1) Исходные - отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка;

2) Отрицательные - замечания, отрицание, порицание;

3) Положительные - согласие, ободрение, одобрение.

Все наличные парциальные оценки по направленности можно разделить на:

A. парциальные оценки поведения, к-ые направлены организацию и управление педагогом поведения учащегося. По способу предъявления могут быть непосредственными и опосредованными ;

B. парциальные оценки выполнения задания, к-ые направлены на организацию и управление учителем выполнения детьми учебных заданий. По содержанию делятся на деловые и л-тные. Могут быть как позитивными, так и негативными.

2. фиксированные оценки - существуют в форме отметок как знаков оценки;

3. интегрированные оценки - существуют в форме пед. характеристик.

91 Лекция 10. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План. 1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. 2. Оценка результатов обучения. 3. Методы контроля знаний и умений учащихся в начальных классах. 4. Педагогическая оценка в практике начального обучения. 1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Систематическое получение учителем объективной информации (обратной связи) о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся связано с процессом контроля, осуществляемого учителем. Контроль означает систему выявления, установления и оценивания знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учеников и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Составной частью контроля выступает проверка, задача которой - выявить знания, навыки и умения учащихся и сравнить их с требованиями, определенными учебными программами. В этом случае контроль (проверка) осуществляется при помощи деятельности оценивания (оценки) знаний, навыков и умений учащихся с выставлением учителем определенной отметки. Завершается акт контроля итогом в развитии учебной деятельности, что требует учета результатов обучения. Под учетом понимается обобщенный итог работы учителя и учащихся за определенный период обучения. Он служит средством контроля, средством обучения, определяет готовность школьников к дальнейшему обучению, связанную с прогнозированием и корректировкой учебного процесса. Таким образом, контроль учебной работы учащихся (проверка, оценивание, учет результатов) является компонентом процесса обучения, обеспечивая нормальный ход педагогического процесса. Поэтому контроль является важной и необходимой частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. Основными задачами контроля являются: 1. Выявление у школьников уровня знаний, навыков и умений, которые при этом дополнительно закрепляются, уточняются, конкретизируются и систематизируются. 2. Получении информации о характере познавательной деятельности, связанной с уровнем самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе. 3. Определение эффективности методов, форм и способов учения. 92 4. Выявление качества решения задач обучения, связанных с выявлением типичных недостатков и затруднений школьников, а также успехов в обучении. 5. Формирование мотивации учения. Функции контроля 1. Функция руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся - связана с диагностикой, организацией, регулированием, коррекцией и прогнозированием процесса обучения. 2. Обучающая функция - отражается в сущности процесса обучения и его результатах. 3. Развивающая функция - определяется умственным потенциалом, психологическими показателями и уровнем обученности школьников. 4. Воспитывающая функция - связана с личностными показателями и уровнем воспитанности школьников. К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие дидактические требования: - направленность на результаты обучения, воспитания и развития школьников; - систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, побуждающая детей к активизации познавательной деятельности; - всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все стороны учебной деятельности школьников, обеспечивать осмысленность, системность, прочность и действенность знаний, навыков и умений; - разнообразие видов и форм контроля; - объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения учителя, основанные на недостаточном изучении детей или предвзятом к ним отношениям; - дифференцированный подход, учитывающий особенности и характер познавательной деятельности учащихся; - индивидуальный характер контроля, предполагающий выдачу индивидуальных заданий учащимся и такую организацию контроля, которая бы учитывала специфические личностные, умственные, психофизические особенности каждого ребенка; - гласность результатов, мотивированность оценок в суждениях учителя; - оптимальность проведения контроля. Основные виды контроля успеваемости учащихся На различных этапах учебного процесса применяются разные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический (тематический) и итоговый. 93 Виды контроля знаний. Текущий контроль. Непосредственно связан с управлением процесса усвоения знаний и выполняет в нем функцию обратной связи. Осуществляется через систематическое наблюдение учителя за учебно- познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объектной информации об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы. На основании текущего контроля учитель корректирует процесс обучения, оценивает степень восприятия учебного материала. Можно сказать, что текущий контроль решает задачи руководства учебным процессом. Периодический (тематический) контроль. Проводится для оценки хода изучения определенной темы или раздела учебной программы. Периодический контроль выявляет и оценивает знания и умения учащихся не на одном, а на нескольких уроках. Его цель - установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материал - темы, подтемы, нескольких тем (раздела). Тематический контроль проверяет материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением. Итоговый контроль. Усвоение знаний и умений учащихся можно (в отличие от периодического контроля) проверять за более длительный период обучения: за четверть, полугодие, год. Цель его установить - систему и структуру знаний учащихся. Разумеется, итоговый контроль учитывает результаты текущего, тематического и периодического видов контроля. В деятельности учителя нередко также применяют предварительный контроль, который предполагает получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Проверка проводится в основном с диагностирующей 94 целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки проверяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Формы контроля Формы организации контроля учебной деятельности учащихся соответственны: а) массовым формам обучения (в них выделяют групповую и фронтальную формы контроля) и б) индивидуальным формам обучения. Формы контроля: - фронтальный, - групповой, - индивидуальный, - комбинированный (уплотненный), - самоконтроль (самопроверка, самооценка). Формы контроля. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени, места и условий обучения. Например, устный опрос позволяет выявить не только знания, но и владение устной речью, может помочь исправить ошибки речи. Письменные работы дают возможность документального определить уровень усвоения материал, но требует больших затрат времени учителя. Методы контроля знаний и умений учащихся Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Методы контроля: 1. Устный контроль (индивидуальный и фронтальный): опрос, беседа, чтение текста, пересказ. В старших классах - коллоквиум, собеседование, семинар. 2. Письменный контроль (фронтальный, дифференцированный, индивидуальный): диктант, контрольная работа, письменные упражнения, 95 изложение. В старших классах - сочинение, реферат, выполнение практических, лабораторных, графических заданий, письменный отчет. 3. Практический контроль: практические работы с физическими объектами. В старших классах: лабораторные опыты, эксперимент. 4. Программированный контроль. 5. Тестовый контроль. 6. Систематическое наблюдение за работой учеников в обучении ("поурочный балл"). 7. Система итогового (заключительного) контроля: контрольная работа, опрос. В старших классах - зачет, экзамен, отчет, реферат. 2. Оценка результатов обучения. Итоги контроля являются основой оценки успеваемости учащихся. Оценка - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка выражена через систему определенных показателей, где учитывается объем, уровень и качество овладения знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному учебному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей, теорий, т.е. обобщенного опыта человечества, которые лежат в основе данной науки и интегрируются в школьных программах. В учебных программах отсутствует содержательное описание качеств конкретных знаний, с помощью которых можно было бы судить об уровне владения этими знаниями. В педагогической литературе указываются такие параметры знаний: прочность, полнота, глубина, действенность, осознанность, конкретность и обобщенность, оперативность, гибкость, систематичность и системность и др. Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию у учащихся определенных целенаправленных действий: действия по образцу в стандартных условиях или решение сложных мыслительных задач в новой ситуации. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий. Уровни мыслительной деятельности: 1. Репродуктивный - знания учащихся выступают как осознанно воспринятые зафиксированные в памяти и воспроизводимые во внешней деятельности, аналогичные предмету познания. 2. Реконструктивный - знания учащихся проявляются в готовности и умении применять их в сходных стандартных или вариативных условиях (выполнение заданий на усвоенные правила, решение задач и примеров по образцу, изложение, практические работы). 3. Творческий - учащиеся продуктивно применяют знания и усвоенные способы действий в нетипичных, нестандартных ситуациях (написание сочинения, решение проблем, составление рассказа, сочинение сказки). 96 Различные уровни усвоения знаний определяются его качеством, под которыми в педагогике подразумеваются определенные параметры, характеристики усвоенных знаний, умений, навыков: 1. Глубина ума - степень проникновения в суть познаваемой действительности, высота формируемых обобщений и закономерностей. Чем глубже ум, тем короче путь к абстрагированию признаков, выше уровень их обобщения, шире перенос знаний в новые ситуации. Развитие теоретического мышления - одна из важнейших задач современного образования. 2. Гибкость ума - проявляется: в степени изменчивости мыслительной деятельности; в поисках оригинального подхода к проблеме; в совершенствовании, в переосмыслении данных, в легкости преодоления "барьера прошлого опыта". Гибкость является одним из наиболее значимых показателей творческого мышления. 3. Устойчивость ума - проявляется через целесообразность в изменении деятельности в зависимости от изменения внешних воздействий и образование целесообразных связей в выработке понятия, закономерности (выработка алгоритма). 4. Осознанность ума - проявляется в возможности дать словесную характеристику и определяется спецификой интуитивно-практического и словесно-логического компонентов мышления. Большое значение здесь отводится интуиции. 5. Самостоятельность ума - мерилом является уровень проблемности, доступности для учащихся: I уровень - учитель ставит проблему и помогает найти ключ к ее решению; II уровень - учитель ставит проблему, а ученик решает ее сам; III уровень - ученик сам ставит проблему и ищет пути к ее решению; IV уровень - видение проблемы, оптимизация путей к ее разрешению, нахождение общего метода для решения целого класса задач. Критерии оценки Оценка в начальных классах школы - это система определенных показателей, куда могут входить: устное комментирование учителя, характеристика (письменная, устная), замечания, советы, указания, поощрение, наказание, отметка и т.д. Таким образом, оценка - это процесс деятельности учителя по оцениванию продукта учения. (Отметки в первом классе противопоказаны.) Важная проблема учета знаний заключается в определении критериев оценок. За какие ответы учащихся ставить высший балл или неудовлетворительную оценку - вопрос сам по себе нелегкий. В школьной практике существуют общепедагогические приемы оценки, отражающие определенный уровень качества знаний и практической подготовленности учащегося, т.е. пятибалльная система оценок. Педагогическая оценка включает в себя отметку (балл), т.е. цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценивания успеваемости, и оценочное суждение - короткую характеристику 97 (аннотацию) результатов учения, их положительных моментов и недостатков. Критерии педагогической оценки, выраженной в отметках, определяют исходя из приведенной выше системы параметров знаний (глубина ума, гибкость, устойчивость и т.д.). То есть критерий оценки как меры качества усвоенных знаний включают эти параметры, а как меры уровня знаний - учитывает разные стороны их применения. При оценивании знаний необходимо определить объем, параметры и уровень усвоения знаний. Отметка "5" ("отлично") выставляется ученику за полный, правильный и обоснованный ответ в письменной или устной форме. Полным ответом считается теоретически правильный и логически обоснованный ответ, в котором ученик использовал полно и глубоко известные ему фактические знания, выявил способность самостоятельно выполнять операции сравнения и анализа выученных положений, делать выводы и обобщения с четкой их формулировкой, показал умение уверенно использовать усвоенные способы действия в новых ситуациях - типичных, вариативных или нестандартных. Отметка "4" ("хорошо") - показатель хорошей успеваемости. Ее выставляют за правильный, обоснованный ответ, из которого видно, что ученик понимает теоретический материал (его полноту, глубину, систематичность, системность и др.) и владеет навыками и умениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности, допуская при этом некоторые несущественные неточности. Отметка "3" ("посредственно") - показатель удовлетворительной (посредственной) успеваемости. Она свидетельствует о том, что знания имеют разрозненный, фрагментарный характер, что учащийся способен воспроизвести определенную сумму фактических знаний (иногда не осознавая в целом их глубины, системности, обобщенности) и применять усвоенные способы действий в стандартных условиях по образцу. Отметка "2" ("плохо") выставляется за неправильный ответ, который не отвечает содержанию выученного материала и свидетельствует о непонимании его основных положений. Отметка "1" ("очень плохо") выставляется ученику, отказавшемуся отвечать. Такая характеристика системы оценивания носит общедидактический характер. На ее основе разработаны конкретные критерии оценок по каждому учебному предмету (примерные нормы оценок), которые учитывают и отображают содержание и специфику предмета. Эти примерные нормы оценок основных знаний, умений и навыков включены в содержание учебных программ. 3. Методы контроля знаний и умений учащихся в начальных классах. Методы контроля - это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. 98 В практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений: устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных, практических, графических работ, текстовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении. Устная проверка знаний учащихся Устный опрос самый распространенный и один из наиболее эффективных методов контроля знаний учащихся. Применяется при изучении почти всех предметов и на всех этапах обучения. Суть его состоит в выявлении уровня знаний ученика путем прямого контакта с ним во время проверочной беседы (индивидуальная, групповая или фронтальная форма опроса). В педагогической литературе выделяются следующие этапы устного опроса: постановка учителем вопросов (заданий) с учетом специфики предмета и требований программы (предлагаются как отдельному ученику, так и всему классу); подготовка ученика к ответу и изложение им своих знаний; коррекция и самоконтроль изложенных знаний по ходу ответа; анализ и оценивание ответа. Результативность опроса зависит от рационального осуществления каждого из указанных этапов. Важный этап устного вопроса - подготовка ученика к ответу и изложению им своих знаний. Этот компонент включает в себя восприятие учеником цели проверочно-познавательной деятельности и планирование путей ее достижения (технологию ответа). Осознав цель, ученик актуализирует текущие знания (представления, факты, понятия, законы) и способы действий (разные по содержанию и характеру навыки и умения). Важные факторы составления ответа - внимание, которое концентрирует интеллектуальные и практические действия учения вокруг основной цели деятельности, и воля, которая обеспечивает высокий уровень целенаправленной познавательной активности. Неотъемлемым является также и оценочный компонент - внутренняя обратная связь, т.е. самоконтроль ученика, в ходе которого совершается саморегуляция его деятельности - соотношение полученной в процессе решения проверочного задания информации с тем опытом, которым уже владеет ученик. Таким образом, ответ ученика - это не только результат, но и сложный процесс, напряженный умственный труд. Стремясь к разнообразию и определенной рационализации опроса учащихся, учителя часто применяют систему приемов уплотненного (комбинированного) опроса. Это одна из форм групповой проверки, когда учитель опрашивает четыре-пять учеников. Каждому ученику предлагается карточка с заданием и вопросом. Два-три ученика решают эти задания на классной доске, остальные за отведенными для этого партами выполняют задания на листах бумаги. В это время ученики всего класса выполняют это задание в тетрадях, либо учитель проводит фронтальный опрос или использует это время для проверки домашнего задания. 99 Письменная проверка знаний учащихся Сущность письменной проверки заключается в выявлении знаний и умений учеников с помощью самостоятельных письменных или графических работ. Виды и характер письменных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета. В учебных программах определено количество письменных проверочных работ. Для письменных проверочных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний фактического материала по определенной теме или разделу, так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умений учеников думать самостоятельно, делать выводы, решать проблемы, творчески использовать знания и навыки. С целью предупреждения перегрузки учащихся необходимо составлять график проведения письменных работ всех видов для каждого класса и на каждую четверть. При этом нужно следить, чтобы письменные работы охватывали все предметы, равномерно распределялись на протяжении четверти, а не проводились только в ее конце. Графическая проверка знаний учащихся Важным и интересным видом проверочных заданий являются графические задания. Ответом ученика в этом случае служит составленная им обобщенная наглядная модель, которая отображает определенные отношения, взаимосвязи в изученном объекте или их совокупность. Это может быть графическое изображение условия задачи, рисунки, чертежи, схемы, таблицы. Эффективность метода графической проверки зависит от правильной постановки соответствующих заданий перед учащимися. Наибольшее значение имеют схемы и схематические рисунки. Их специфика заключается в выделении и графическом представлении самых существенных особенностей изученных объектов, в обобщении их путем создания наглядного образца. Графическая проверка может выступать как самостоятельный вид и может входить как органичный элемент в устную или письменную проверку. Проверка знаний учащихся с помощью практических заданий Практические задания направлены на проверку умений и навыков учащихся проводить определенные исследования, наблюдать процессы, производить измерения с помощью различных приборов, практически выявлять свойства и признаки предметов, выполнять соответствующие трудовые операции с материалами, аппаратами, инструментами. Конкретная работа с предметами и объектами материального мира стимулирует интерес учеников к знаниям, и контроль не вызывает при этом особых волнений, переживаний. Практические умения и навыки проявляются в любых учебных действиях школьников. Поэтому установить качество их усвоения можно не только по результатам практических работ, но и постоянными наблюдениями учителя за выполнением учебных действий и операций. Форма практической проверки может быть индивидуальной или фронтальной. 100 Формирование самоконтроля и самооценки Самоконтроль с процессе проверки знаний и умений школьника означает осознанную регуляцию им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые соответствовали бы поставленным целям, предъявленным требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля состоит как в предотвращении ошибок, так и в их исправлении. Обязательный компонент учебной деятельности - контрольные действия, с помощью которых ученик сопоставляет процесс и результат своей деятельности с ее оценками и требованиями к ней. Важным показателем сформированности контрольных действий, значит, и самоконтроля является осознание учащимися правильного плана деятельности (стратегии решения задания) и ее операционного состава, т.е. способа реализации этого плана. Здесь применяют коллективные (фронтальные) проверки в сочетании с контролем со стороны учителя. В таких условиях под руководством учителя осуществляется разбор выполненного на доске упражнения, решенной задачи, выявляются допущенные при этом ошибки, осуществляется коллективное их исправление. В процессе обучения очень важно знакомить учащихся с целью предстоящей работы, требованиями к ней, способами ее выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования. Следует при этом учитывать, что если каждый раз указывать на типичные ошибки, то учащиеся перестанут различать правильные и неправильные образцы, особенно на первых порах обучения. Важную роль в процессе самоконтроля играют педагогическая оценка и самооценка. От адекватности последних зависит способность ученика находить ошибочные действия, предупреждать их появление и таким образом повышать результативность самоконтроля. Самооценка ученика в учебно-познавательном процессе - это критическое отношение его к своим способностям и возможностям и объективное оценивание собственных успехов в учебе. Самооценку следует ставить в прямую зависимость от возрастных изменений учеников. Так, младшие школьники чаще оценивают не столько результаты своей деятельности, сколько другие свои заслуги, достоинства (внешний вид, отношение учителя к себе, аккуратность, старательность и др.). С возрастом они с большей определенностью различают свои действительные успехи и те, каких могли бы достичь. Таким образом, самооценка ученика поддается влиянию, коррекции и изменению, она может формироваться извне. При формировании самооценки необходимо исходить из того, что она складывается постепенно, под влиянием двух основных факторов: оценивания учителем успехов учебной работы учащегося и сопоставлении результатов его собственной деятельности с результатами деятельности товарищей.

Кристина Маркелова
Педагогическая оценка, как средство воспитания

Одно из важных средств педагогического влияния на детей является оценка .

Педагогическая оценка , как главное средство , направляющее поведение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составную часть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствами призвана служить решению его основных задач.

Одной их основных задач воспитания , стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребёнком. Для того, чтобы установить такой контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроениях.

Ребёнок нуждается в общении, ему важно, чтобы его слушали, понимали, обращали на него внимания. Ребёнок нуждается в одобрении взрослого, для него это важно. «Например, когда все дети пошли одеваться на прогулку, девочка Ксюша села на скамейку и начала рассказывать, как она с папой ходила в зоопарк. Ей взрослый говорит, сначала оденься, потом расскажешь. Посмотри, все одеваются, и некто не разговаривает». Это не правильно. Нужно ребёнку сказать «Давай договоримся, ты будешь одеваться, и рассказывать, кого вы с папой видели в зоопарке».

Для педагогической оценки является активное слушание, которое предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребёнок на самом деле, умение его слушать.

В дошкольном возрасте ребёнок нуждается постоянном одобрении, его поступков (то есть, нет плохих и хороших детей, ребёнок совершает разные поступки, а взрослый объясняет, как надо поступать в данной ситуации.)

Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на ребёнка, его сознание. Поэтому важно, если у ребенка что-то не получается, подбодрить его словами : «Ничего страшного, давай попробуешь ещё раз, не получится, я тебе помогу, подскажу. Или давай попробуем сделать вместе». Наблюдая за поведением ребёнка, за его реакцией на успехи или неудачу в разных видах деятельности можно составить общее представление о том, насколько ребёнок уверен в себе.

Педагогическая оценка направлена на помощь ребенку в обучении и развитии. Она не направлена на то, чтобы делить детей, способен или не способен освоить или понять что-либо. Всегда помните, что ваша цель – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать что-то новое, сориентировать, разобраться в себе. Педагогическая оценка ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску и не должна сравнивать («Вот посмотри, как хорошо ведёт себя Катя, а ты как всегда только балуешься. Плохое поведение». Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей «Посмотрите дети, как плохо слепил гнёздышко для птички Максим, не так как я показывала, разве это гнездо… В твоё гнездо птичка не прилетит….» «Вот посмотри, как Юра умеет одеваться, а ты даже сандали не можешь застегнуть». Любое достижение ребенка сопоставляется лишь с его собственными достижениями.

Таким образом педагогическая оценка является основой педагогического процесса . Она помогает воспитателю выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и группы в целом. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка , обеспечивая ему эмоциональный комфорт. Если у ребёнка что-то не получается нужно улыбнуться ребёнку сказать «У Насти получилось и у тебя обязательно получится (я тебе в этом помогу…» … «Вот видишь какой ты молодец, получилось же.» Ребёнка нужно подбадривать и тогда у ребёнка повысится эмоциональный настрой.

Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;

Педагог должен не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка . Ребенок испытывает чувство обиды, если незаслуженно получает отрицательную оценку . Например в выше приводящем примере (в лепке гнезда) . Положительная предвосхищающая оценка , данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том , что все дети могут отнести к себе эту оценку . Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.

Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке , которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!» )

Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке .

Педагогическая оценка даёт ребёнку коррекцию в его поведении и действиях.

45. Функции педагогической оценки:

·обучающая - эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

·воспитательная - формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

·ориентирующая - воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

·стимулирующая - воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

·диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

·проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

·формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

·мощный мотив учебной деятельности учащихся;

·изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Посредством оценок учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Он развивает, если делает это правильно, их внимательность, настойчивость и прилежание, позволяет по-настоящему оценить свою успеваемость и успеваемость других. Воспитывает в должной мере их самосознание, формирует мотивацию школьников. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

46.Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву)

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные):
- отсутствие оценки
- опосредованная оценка
- неопределенная оценка.

2) Отрицательные оценки

3) Положительные оценки.

Амбивалентные оценки:

1. Отсутствие оценки - учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.

2. Опосредованная оценка - это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») - это травмирующая оценка.

Эти два типа Ананьев называет «исходными» , вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.

3. Неопределенная оценка - тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.

- Замечание - это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.

- Отрицание - это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно - хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).

- Порицание - различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.

Положительные оценки

- Согласие - это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция - стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.

- Одобрение - это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.

- Признание - представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

- Поощрение - может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.

47. Отметка и оценка

Оценка -процесс, это деятельность оценивания, осуществляемая педагогом.

Отметка - результат этого процесса, его условное отражение. На основе оценки появляется отметка. В процессе учебной деятельности иногда наблюдается явление угасания реакции: слишком частое использование одних и тех же стимулов (положительных или отрицательных оценок) ведет к постепенной утрате их мотивирующей роли. Крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, кот. имеют средние по величине отметки.

Основные функции педагогической оценки по Ананьеву: 1) Ориентирующая - способствует осознанию уч-м той деятельности, кот. он выполняет, и осознанию своих собственных решений. 2) Стимулирующая - воздействует на эмоционально-волевую сферу уч-ка посредством переживания успеха или неуспеха

Виды пед. оценок: 1) Предметная : касается содержания, предмета учебн. деят-ти уч-ка, но не его личности.2) Персональные пед. оценки : относятся к индивидуальным качествам уч-ка (старание, прилежание). 3) Материальные (привлекательные вещи, деньги и т.д.)4) Моральные (похвала или порицание)5) Результативные - относятся к конечному результату деятельности.6) Процессуальные - относятся к процессу, а не к конечному результату7) Количественные , соотносящиеся с объемом выполненной работы8) Качественные , соотносящиеся с качеством, точностью и аккуратностью выполненной работы.

Типы оценок ситуации опроса, или парциальные оценки.

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:

1) Амбивалентные (двойственные) : (Отсутствие оценки - учитель никак не оценивает уч-ка, опосредованная оценка - это оценивание одного уч-ка через другого, неопределенная оценка -часто единственное ее выражение- слова, жесты, кот. не позволяют уч-ку понять как его оценили.) 2) Отрицательные оценки (Замечание,отрицание,порицание) 3)Положительные оценки (Согласие, oдобрение, признание,поoщрение)

Групповые и индивидуальные нормы оценки:

Групповая - оценивает уч-ся по сравнению с др. учащимися; стандартизация заданий.

Индивидуальные нормы оценивания - оценка уч-cя в сопоставлении с предшествующими достижениями.

48. Психологическая сущность воспитания

Кандыбович, Дьяченко: в широком смысле слова воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.

В узком смысле слова воспитание - это планомерное, целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.

Бадмаев Б.Ц.: воспитание - это процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной, целенаправленной деятельности родителей и педагога.

Воспитание - это приобретение индивидом общественно-признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качества и образцов поведения процессов образования.

Кондратьева С.В.: воспитание - это формирование целостной структуры личности.

49.Психологические условия успешности воспитания

1) Знание и понимание учителем, воспитателем психологии ребенка. Имеются в виду интересы ребенка, его ценностные ориентации, потребности, самооценка, уровень притязаний, содержание притязаний, особенности темперамента, конкретные возрастные особенности, какой психический механизм является ведущим в данном возрасте (внушение, подражание, идентификация).

2) Включение ученика в деятельность, т.е. формирование мотивов и способов поведения в собственной деятельности.

3) Установление контакта с воспитанниками и преодоление смысловых барьеров:

Контакт - установление таких взаимоотношений, в результате которых возникает взаимопонимание и сотрудничество.

Смысловой барьер - это отрицательная реакция ребенка на требование учителя, воспитателя, вызванная тем, что они вкладывают в это требование разный смысл.

Различные 3 варианта смыслового барьера

1. У ребенка другой взгляд на некоторые вещи, чем у взрослых

2. Когда требования учителя воспринимаются учеником как насмешки, придирки

3. Смысловой барьер возникает к требованиям отдельных учителей

4) Предупреждение и преодоление аффекта неадекватности. неадекватность - это тяжелое эмоциональное состояние, которое является результатом повышенных притязаний личности, несовпадающих с ее реальными возможностями; у такого ученика устойчивая самооценка выше, чем реальные достижения, чем оценка, которую дают ему другие.

Причины аффекта неадекватности: незаслуженно высокие оценки со стороны других, завышенные притязания и самооценка, доминирование направленности на себя.

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения.

Оценка, по мнению Ю.К. Бабанского, должна отвечать таким педагогическим требованиям, как объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт и др.

Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей.

Воспитательная роль оценки заключается в осознании ребенком способов совершенствования различных видов деятельности, в том числе культуры поведения. Правильно установленная и выраженная оценка поведения дошкольника 5-6 лет служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др.

Педагогическая оценка входит в систему методов педагогического воздействия наряду с методами убеждения и упражнения. Педагогическая оценка имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку – наказанием. Поощрение организуется:

одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);

похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Молодец Ваня! Помог Леночке собрать игрушки! ”);

материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);

благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

“Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова от мальчиков! ”);

“Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень разозлился и обидет Машу, а теперь тебе, конечно же стыдно?. . ”);

“естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку! ” или “Не сделал? Значит, надо сделать! ”);

возложение оценочных полномочий на ребенка (например: ”Коля, что ты нам скажешь? Как расцениваешь свой поступок? ”);

оттянутая во времени оценка (например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие.

Педагогическая оценка является гибким инструментом в арсенале воспитателя. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед.