Землеведение краеведение, его разновидности и история развития в россии

Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, считает своей родиной.

Краеведение - это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озёра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.

Разделы краеведения. Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение - происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В вéдении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.

Материалы к разделу "Краеведение"

Полезные ссылки:

Краткие биографии лиц упомянутых в разделе

Александр Македонский, Александр Великий (июль 356 до н. э., Пелла, - 13.6.323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем Александра Македонского с 343 был философ Аристотель, военную подготовку он прошёл под руководством отца. Впервые проявил мужество и военное дарование в 338 в битве при Херонее (которой завершилось завоевание Греции Македонией). Весной 334 греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт (современные Дарданеллы) в Малую Азию, начав войну с Персией. В ряде сражений персидское войско было разбито, а царь Персии Дарий III бежал. Зимой 332-331 армия Александра Македонского заняла Египет. Отсюда армия направилась в Месопотамию, где 1 окт. 331 около Гавгамел нанесла решающее поражение персидским войскам, по численности значительно превосходившим македонские. Дарий III снова бежал и в 330 был убит одним из своих сатрапов. А. М. занял столицы персидских царей Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток, Александр Македонский в 330 занял центральную часть Иранского нагорья, а в 329 вторгся в Среднюю Азию. Для закрепления своего господства Александр Македонский особенно интенсивно стал основывать города-крепости с сильными гарнизонами, получившие название Александрии (всего их было основано, по преданию, около 70). Весной 327 А. М., воспользовавшись междоусобицей властителя Индии Пора и владетеля г. Таксилы, предпринял поход в Западную Индию (Пенджаб). На р. Гидаспе (приток Инда) он с трудом одержал победу над войском Пора (в составе войска было 200 боевых слонов, с которыми македоняне встретились впервые). Александр Македонский намеревался продолжать поход в долину р. Ганга, но встретил открытое сопротивление своего войска, утомлённого походами и изнурённого болезнями; сказывалось также и то, что большинство воинов было навербовано из завоёванных областей. В 326 г. до н.э. войско вернулось в Вавилон, который стал столицей государства. В разгар приготовлений к новым походам Александр Македонский умер. Огромная держава, созданная в результате завоеваний А. М., простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств

Катасонов Филимон Яковлевич (около 1674 - после 1734) - солдат, затем бомбардир Преображенского полка, исследователь Воронежского края в конце XVII в. Первый воронежский «археолог». В апреле 1696 г. был послан Петром I из Воронежа в городок Костенек для « сделать раскопку больших костей». Раскопки Катасонов предпринял по личному поручению Петра I. Привез Петру I целую коллекцию огромных костей. Перт I высказал предположение, что кости - остатки слонов армии Александра Македонского.
Исследования Катасонова положили начало изучению Костёнок - уникального историко-археологического памятника верхнего палеолита в Воронежской области. Документы о деятельности Катасонова в городке Костёнске сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Катасонов оставил военную службу из-за ранения. С 1702 г. служил подьячим, а в 1706-1734 гг. надсмотрщиком крепостных дел (нотариусом) в Борисоглебске.

Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия, - 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1533-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)

Ломоносов Михаил Васильевич (8 ноября 1711 - 4 апреля 1765) - русский ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы соврем, русского литературного языка, поборник отечественного просвещения.
Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельская губерния) в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык
В начале 1736 М.В. Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской АН, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете под руководством немецкого учёного X. Вольфа.
В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело.
В 1741 М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской АН. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повел непримиримую борьбу за развитие русской науки и культуры, против «неприятелей наук российских».
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельностью. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на 3 периода: в первый период - до создания им (после преодоления больших трудностей) химической лаборатории (1748), Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период - с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период - с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносова была намечена широкая программа физико-химических исследований. Им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении вещества.
В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылавшихся в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук).
В 1750-х гг. Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.
Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет (МГУ им. М.В. Ломоносова).
В 1757 Ломоносов был назначен советником канцелярии АН, а в 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при АН. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя намеченный им ранее широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка, создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное, значение (по Биографическому словарю деятелей естествознания и техники. Т. 1, 1958). Весь материал о М.В. Ломоносове.

Пётр I Алексеевич, Пётр Великий (30.05.1672, Москва - 28.01.1725, Санкт-Петербург), российски царь с 1682 (до 1696 царствовал вместе с братом Иваном V), с 1721 император. Сын царя Алексея Михайловича. В 1697-98 Пётр I в составе «Великого посольства» посетил Западную Европу под именем урядника Петра Михайлова. В 1700 начал Северную войну против Швеции (крупные победы - Полтавская битва 1709, морское сражения при Гангуте 1714, Гренгаме 1720, и др.); по Ништадтскому миру 1721 Россия получила выход в Балтийское море. В 1703 году Пётр I основал в устье р. Невы новую столицу (с 1712) - Санкт-Петербург. Развернул энергичную деятельность по созданию морского флота, организации регулярной армии и развитию промышленности (металлургия, судостроение, производство тканей), строительству каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и сухопутных дорог. Проведённые Петром I реформы центрального и местного управления (создание Сената в 1711, коллегий в 1718-22, введение губерний в 1708) усилили централизацию власти в стране. Большое внимание Пётр I уделял развитию культуры и просвещения (создание по его проекту Академии наук в 1725, ряда школ, основание первой русской газеты «Ведомости» в 1703, реформа календаря в 1700 и т. п.). Широко используя опыт зарубежных специалистов, Пётр I стремился к созданию русских национальных кадров во всех областях государственного управления, военного дела, науки. Политика Петра I отвечала интересам дворянства, являвшегося главной социальной опорой правительства, содействовала экономичекому развитию России. Государственные преобразования Петра I подготовляли почву для глубоких экономических и социальных изменений во внутреннем строе России. При Петре I произошел подъём экономической и военной мощи России. (по Энциклопедическому словарю. Т. 2.1964 г.).

Краеведение историческое - наука и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) - от деревни, небольшого города, улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Краеведение историческое - форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). По определению Д. С. Лихачева, краеведение - «самый массовый вид науки». Краеведение комплексное охватывает несколько сфер знаний: историческое (или только историко-культурное, историко-экономическое), географическое и естественное. Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, учитывает не только выводы научных теорий, но и первичные наблюдения житейской практики.

Для многих знакомство с краеведением начинается в краеведческом музее, где обычно имеются отделы истории и природы. Краеведение - это и освоение местного исторического опыта, и определение, исходя из локальных условий и традиций, конкретных путей в будущее. Краеведение по зову души - всегда краелюбие.

Постепенно выделились особые отрасли краеведения - историческое, географическое, литературное и другие сферы краеведной (или, как говорят, краеведческой) деятельности. При этом основными задачами работы краеведа остаются: просветительская, научная, памятнико-охранительная (охрана и историко-культурного, и природного наследия).

Искони знания о своем крае определяли конкретные представления об историческом прошлом, источниках его познания, особенностях явлений природы. Желание узнать то, что ближе всего, - основа интереса Ко всему остальному и путь к пониманию этого остального, к развитию общих представлений о мире и обществе, взаимосвязи явлений и времен. Тем самым краеведение - метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявлению общего и особенного в прошлом и настоящем. Поэтому краеведению уделяют большое внимание и в школьном обучении (в XIX в. такой предмет называли «родиноведение»); для приобщения к таким знаниям стали привлекать произведения художественной литературы, искусства.

Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков. Велико его воздействие и на разум наш, и на душу. В этом видится главный смысл слов А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: «в них обретает сердце пищу».

Еще в средние века возникает представление об особенностях своей, «краевой» истории и взаимосвязи ее с историей всей страны, всего народа. Это выразилось в оформлении традиций местного летописания - составлении и переписи летописей отдельных земель (княжеств), городов, монастырей, в записи сказаний о местных замечательных событиях, местных святых и чудотворцах. С XVIII в. закрепляются уже научные основы краеведения, и в этом главенствующую роль начинает играть Академия наук. Все более осознается зависимость развития общества и от природных условий; Петр I полагал, что «историю читать без географии все равно, что ходить по улице с завязанными глазами». Организуются академические экспедиции для изучения и пространного естественно-географического описания отдельных регионов страны, рассылаются академические анкеты с разнообразными запросами о настоящем и прошлом отдельных местностей. Велика роль в формировании научных основ краеведения зодчего многих наук в России В. Я. Татищева, великого М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, обследовавшего архивы более 20 городов Сибири и написавшего после возвращения из экспедиции «Историю Сибири». Традиция тесной взаимосвязи краеведения и академической науки - характерная черта отечественного краеведения. Иначе в такой огромной стране трудно было бы вести наблюдения над ее природой, узнавать о прошлом ее многочисленных народов, получать пригодные для научной (прежде всего статистической) обработки и сопоставления данные о социально-экономическом положении различных областей государства и их культурно-исторических особенностях. И знаменательно, что первым членом-корреспондентом Академии наук стал (в 1759 г.) уральский краевед П. И. Рынков.

Со второй половины XVIII в. развивается провинциальная историография, создаются труды о прошлом отдельных областей России (выявлены факты составления таких трудов в 27 губернских и 10 уездных городах) и «пу-тешественные записки» (как правило, с наблюдениями о памятниках истории и культуры и их судьбе), топографические описания. Издание многотомной «Истории государства Российского» Я. М. Карамзина, а затем и составленного археографом П. М. Строевым «Ключа» к этому сочинению (именной, географический, терминологический) стало дополнительным толчком к повсеместному развитию краеведения. В 1830-х гг. образуются губернские статистические комитеты. В издаваемых ими «Губернских ведомостях» печатаются материалы и по истории края. В Вятке и во Владимире такие публикации готовит А. И. Герцен, к краеведению оказываются причастны и декабристы - так закрепляется традиция участия политических ссыльных в изучении края ссылки. В 1830-1840-х гг. возрастает интерес к изучению быта, народных верований, фольклора. Этот интерес отражается в изданиях статистических комитетов и Русского географического общества (основанного в 1845 г.), в экспедициях, анкетах. С 1880-х гг. по почину историка права и архивиста Н. В. Калачева возникают губернские ученые архивные комиссии. При содействии их и Археологического общества, по инициативе и при материальной поддержке общественности основываются местные архивы и музеи. Развивается и «церковная археология», с конца XIX в. сельским священникам предписывается составлять церковноприходские летописи. Большую поддержку краеведению оказывает земство. В начале XX в. взаимодействие региональных объединений краеведов подкрепляется методическими руководствами их работой со стороны научных учреждений и университетов. Краеведение занимает все большее место в культурной жизни и малых городов. Хотя оно оставалось неоднородным по общественно-политическим воззрениям участников, определяющую роль в нем играла либерально настроенная интеллигенция, приветствовавшая Февральскую революцию.

В 1917 г. (особенно после Октября) первоочередной задачей краеведения стала памятнико-охранительная работа (сохранение памятников культуры, а иногда и целых коллекций их в покинутых прежними владельцами имениях, домах и квартирах). В нее включились виднейшие деятели культуры в Петрограде, Москве и провинции. Возникает множество новых музеев, существенно пополняются хранилища (архивы, библиотеки, музеи). Работу краеведов возглавила Академия наук (ее непременный секретарь С. Ф. Ольденбург - председатель Центрального бюро краеведения и главный редактор периодических изданий), с помощью Наркомпроса организуются всесоюзные, всероссийские, региональные конференции. В краеведной работе участвуют как крупные ученые старших поколений, так и начинающие путь в науку (среди них Я. М. Дружинин, А. П. Окладников, М. Я. Тихомиров). Разрабатываются важные проблемы культурологии и просветительской работы (экскурсионный метод и др.), активно вовлекается молодежь (даже школьная). Это было «золотое десятилетие» нашего краеведения.

Однако с утверждением тоталитарного режима на рубеже 1920-1930-х гг. краеведы, отстаивавшие необходимость своеобразия местного развития культуры, сохранения ее памятников (прежде всего храмов, старинных усадеб) и соблюдения демократических традиций общественной жизни, были репрессированы, многие музеи закрыты (их коллекции рассредоточены или утрачены), изданное арестованными изъято из обращения. Связи краеведения с академическими учреждениями и столичными вузами фактически прекратились; тем самым был нанесен существенный урон науке. В середине 1930-х гг. жертвами террора стали и те более молодые историки, которые группировались вокруг организованной М. Горьким редакции «История фабрик и заводов». Благодаря энтузиазму отдельных учителей и преподавателей пединститутов сохранялись элементы только школьного исторического краеведения, без обращения к которому трудно было преподавать.

Постепенное возвращение краеведения началось лишь в послевоенные годы, когда создавались обобщающие труды локальной истории, выявлялись материалы о знаменитых уроженцах «края». Массовый характер приобрели поиски истоков революционных традиций, материалов о Великой Отечественной войне (организовывались школьные походы по местам трудовой и боевой славы, музеи). Возрождение краеведения становится особенно заметным с середины 1980-х гг. благодаря демократизации нашей общественной жизни и возрастанию роли провинции в развитии культуры: значительно увеличивается количество местных изданий краеведной направленности, переиздаются книги прежних лет, проводятся конференции по историческому краеведению (в масштабах страны, региональные), по изучению культуры провинции, перестраивается экспозиция музеев (ранее вульгарно-социологизированная и политизированная, с многими изъятыми именами и явлениями), образуется Союз краеведов России, в краеведную работу на более высоком научном уровне вовлекаются и учителя, и учащиеся. Краеведение опять начинает обретать черты общественного движения.

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.

Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое"

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.

В науке существует множество определений понятия "регион". Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер. Можно привести еще одно определение: регион это "социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-эко­номическая и общественная деятельность проживающих в нем лю­дей".

Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, попу­ляризаторская деятельность по распространению полученных крае­ведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.

Параллельно с любительским краеведением возникает и разви­вается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краевед­ческие общества.

Программные требования к экзамену по дисциплине «Краеведение»

Понятие «краеведение». Общая характеристика видов краеведения.

Виды краеведения: географическое, литературное и историческое.

Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи.

Географическое краеведение является важным фактором в развитии экономики и культуры отдельных районов страны. Краеведы активно работают над разгадкой тайн природы своего края, изучают естественные ресурсы и возможности их использования в хозяйстве, открывают месторождения полезных ископаемых, производят археологические и исторические розыски, занимаются этнографическими и другими исследованиями, ведут пропаганду знаний о своем крае. Они представляют большую научную и культурную силу, работают в тесном контакте с многими местными учреждениями (научными, культурно- просветительными, учебно- воспитательными и педагогическими).

Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места связанные с жизнью и деятельностью литераторов. Литературные произведения.



историческое

По формам организации историческое краеведение делится на государственное (научное), общественное и школьное.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, отрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия. Через всевозможные экспозиции, издания книг, брошюр, плакатов они популяризируют знания и своем крае среди широких слоев населения.

В общественном – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Это добровольные краеведческие общества, краеведческая работа туристов. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций. Им хорошо известны «диковинки» местного края, они первые сигнализируют о них в научные и административные инстанции.

Краеведы – любители знакомятся с методами исследования в современной науке и опираются на данные научного краеведения.

Краеведение как учебная дисциплина. Цель, задачи, предмет курса.

Под «Краеведением» понимается ПРОВОДИМОЕ НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ПРИРОДНЫХ И РЯДА ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ В КОМПЛЕКСЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАКОЙ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ (СЕЛА, ГОРОДА, РАЙОНА, ОБЛАСТИ И Т.Д.).

В современных условиях оно служит как бы ориентиром в воспитании исторической памяти народа, его национального самосознания. Любовь к Родине, стремление самоотверженно служить своему народу, сохранять его язык, культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без детального изучения родного края.

Курс «Краеведение Беларуси» является составной частью теоретической подготовки будущих специалистов экскурсоводов, туристических агентов. Он включает широкий спектр вопросов общеобразовательного, познавательного и методико-методологического характера. В содержание курса заложены возможности расширения кругозора учащихся, формирования их научного мировоззрения, навыков исследовательской работы.

Предусмотрено знакомство учащихся с памятниками археологии, истории и культуры Беларуси, народными традициями, праздниками, обычаями, обрядами, бытом, фольклором Беларуси. Учащиеся получают знания по методике собирания и использования краеведческого материала, организации краеведческой работы в школе.

Краеведение способствует гуманитарной подготовке учащихся, воспитанию высоких морально-этических качеств. Принципы краеведения целиком соответствуют патриотическому воспитанию молодежи.

Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи. Наиболее массовой формой краеведения в СССР было школьное.

Целью краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Для этого используются документы архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческая литература, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники. Краеведы-любители занимаются определенными объектами изучения (колхоз, предприятие, город, район, область и т.д.)

Также цель краеведения заключается в систематизации и углублении имеющихся краеведческих знаний учащихся, а так же подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных краеведческих исследований в самостоятельной экскурсионной работе.

Главная задача данного курса – это история исследований прошлого Беларуси, вплоть до железного века населенных близкими между собой балтскими племенами, ассимилированными затем славянами, а позднее в эпоху раннего средневековья на базе этих племен составивших три отдельные древнерусские княжества – Полоцкое (кривичи),Смоленское (кривичи и радимичи), Турово-Пинское (дреговичи).

Другой задачей является узнать глубже: кто были люди, занимавшиеся исследованием памятников древности, какая эпоха их порождала, чем они жили и что приводило их к подобной деятельности.

3. Роль краеведения в обучении и воспитании студентов.

Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.

Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций школьники участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населенных пунктов, экономику края.

В Беларуси школьные краеведческие кружки начали создаваться еще в годы гражданской войны. В начале 20-х гг. краеведческая работа развернулась в школах Минска, Полоцка, Орши и других городов. Краеведение завоевало школу и сделалось почти, что ни главным предметом школьной программы». В 1930 году краеведение было введено в программу педагогических вузов.

1 съезд краеведов в 1926 году призвал развертывание под руководством учителя. Краеведческий принцип заложен в краеведческой работе школы: организация школьных музеев, школьных кружков краеведения. К началу 1930 года в Беларуси насчитывалось 333 краеведческие организации. Большое место в системе краеведения отводилось военно-патриотическому воспитанию молодежи. Значительную работу в этом направлении проводят краеведческие музеи республики. Кроме лекций, докладов, выставок, они организовывали походы по местам боев, посещение братских могил. Музеи помогали школам повысить качество учебно-воспитательной работы, организовывали специальные выставки, экскурсии, давали консультации по истории и географии родного края.

Краеведческая работа формирует у учащихся бережное отношение к историческим памятникам родного края, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, позволяет комплексно изучить природу, население, хозяйство своей местности, способствует осмыслению закономерностей развития природы и общества на местном материале, способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности, сознательному выбору будущей профессии.

Обычно внеурочная краеведческая работа связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся. Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.

У юных краеведов могут проявиться интересы к более углубленному изучению археологии, нумизматики, и т.д. Но при подготовке к экскурсии или походу все они должны правильно определить свои возможности и содержание работы, которую можно провести в данном походе, экскурсии, экспедиции и в этом учащимся должен помочь учитель.

Рассматривают школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Существует следующая схема, отражающая систему школьного краеведения:

В нашем техникуме придается большое значение краеведческой работе. Действуют научное общество учащихся (руководитель Наталья Алексеевна Сенчило), исторический кружок «Памяць» (руководитель Людмила Васильевна Бычко), музей истории создания МТП (руководитель Наталья Владимировна Черник). Результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание по инициативе детей и взрослых музея техникума.

Предварительно собранный материал о родном крае, людях, здесь проживающих и другие краеведческие знания учащихся, используются учителями на уроках при изучении соответствующей темы, оформляются в виде письменных работ, докладов, сообщений, фото и видео альбомов, стендов и т.д.

В техникуме многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы. Это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, помогают педагогу сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений. Они являются стимулом к дальнейшему изучению определенной темы, саморазвитию и самосовершенствованию техникума.

Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач

в области образования:

расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, физкультуре;

приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

содействие гармоничному развитию личности учащегося;

совершенствование духовных и физических потребностей;

формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

гуманное отношение к окружающей среде.

4. Историческое краеведение и его источники.

Одним из разделов общего краеведения является историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

5. Археологические источники и их использование в краеведческой работе.

АРХЕОЛОГИЯ – НАУКА О ДРЕВНОСТИ, КОТОРАЯ ИЗУЧАЕТ ПРОШЛОЕ ПУТЕМ РАСКОПОК.

Объект ее изучения – вещественные памятники прошлого.

Вещественные археологические памятники, т.е. все то, что, было произведено человеком в прошлом для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, показывают исторический процесс в целом в различных его проявлениях. Особую ценность памятники представляют для изучения развития производства, успехов людей в совершенствовании орудий труда, технологии их изготовления и способов употребления.

Археологический источник обладает свойством объективно отражать историческое прошлое, так как сам является непосредственным отзвуком истории.

Для Беларуси ценность археологического материала особенно ценно, потому что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно.

Историческое прошлое может быть реконструировано на базе одних только археологических источников, это прежде всего относится к дописьменному периоду истории, охватывающему несколько десятков лет.

Археологические источники являются единственными, рассказывающими о начальной истории поселений, которые вообще не упомянуты в летописях.

А их – большинство. Возникшие легенды о происхождении тех или иных поселений обычно далеки от действительности и представляют больше литературный интерес.