Связь языкознания с другими научными дисциплинами. Связь языкознания с другими науками. Основные методы изучения языков. Языкознание и логика

Экзамен: Теория языка

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живет, с его творчеством - техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами. "

Языкознание и этнография

Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. "

Языкознание и психология

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. "

Языкознание и физиология

Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. "Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными" - это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "

Языкознание и антропология

Антропология - наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи. "

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании. "

Языкознание и семиотика

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой - наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Языкознание и социология

Социология - это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой - наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

Прикладна?я лингви?стика (прикладное языкознание) - наряду с теоретической лингвистикой является частью науки, занимающейся языком. Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях.

Основные направления прикладной лингвистики, связанные с изучением языка:

Лексикография - теория и практика составления словарей;

Лингводидактика - наука о разработках методик обучения иностранному языку;

Терминоведение - наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии;

Переводоведение - теория перевода.

Основные направления прикладной лингвистики, связанные с практическими приложениями:

Компьютерная лингвистика (англ. computational linguistics):

Машинный перевод

Автоматическое распознавание символов (англ. OCR)

Автоматическое распознавание речи (англ. ASR)

Автоматическое извлечение данных (англ. Data Mining)

Автоматическое реферирование текстов

Построение систем управления знаниями

Создание электронных словарей, тезаурусов, онтологий

Корпусная лингвистика, создание и использование электронных корпусов текстов

Лингвистическая экспертиза (например, в судебной практике)

наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии "

Если домашнее задание на тему: » Связь языкознания с другими науками Прикладное языкознание оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X) 1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X 2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) – X2 + y2 - 2z2 = 2a2, X + y + 2z =4(a2 + 1), Z2 - xy = a2. Решение Запишем эти уравнения Экзамен: Стилистика русского языка и литературное редактирование. Стилистика как раздел языкознания:её предмет и объект. ... Стилистика как раздел языкознания:её предмет
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра иностранных языков

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Языкознание»

Тема: «Связь языкознания с другими науками»

Казань 2009

Введение 3

1. Связь языкознания с гуманитарными науками 5

2. Связь языкознания с медицинскими и естественными, физико-

математическими и техническими науками 12

Заключение 19

Список используемой литературы 21

Введение

Языкознание (языковедение, лингвистика) – это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них – индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Языковедческая традиция насчитывает около трех тысяч лет. В V в. До н. э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка – грамматика Панини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков – они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств – риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.

Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином «грамматика» считалась одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения школе.

Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языковедения многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке.

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками – гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

1. Связь языкознания с гуманитарными науками

Самые тесные и древние связи существуют у языковедения с филологией, ее составной частью является и сама наука о языке.

Филология – это буквально «словолюбие», т.е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом, т.е. изучение письменных памятников для разных целей.

Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику. Противопоставление филологии и языкознания (грамматики) возникло уже в Древнем Риме. Филологии отводилось изучение литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматике – изучение орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., устанавливается основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание. Связь этих двух наук особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика, история литературного языка и филологический анализ литературного текста. При этом между лингвистическим и литературоведческим подходом к языку имеется существенное различие. Для лингвистики язык – главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает прежде всего структуру и функционирование самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями действительности (сознание, мышление, культура, литература и т.д.). Для литературоведения язык выступает лишь косвенным объектом наблюдения, формой существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы – Аристотель, Платон, Сократ и другие – разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании XVII– XVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона, французского мыслителя Р. Декарта, немецкого ученого В. Лейбница. В XIX веке немецкий языковед В. Фон Гумбольдт, развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине – общему языкознанию.

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой, наукой о законах мышления и о формах мысли. Тесная связь с логикой и использование логического аппарата определений и обозначений в лингвистике отнюдь, конечно, не значат, что логические категории (понятие, суждение, умозаключение и т.д.) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение), однако относительность этих двух планов не подлежит сомнению, хотя далеко не все, что есть в логике, должно быть и в языке, и тем более языковые явления далеко выходят за пределы логики. Тем не менее, такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначимости слова.

Аристотель сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

Уже на ранних стадиях своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских языков. Стык истории и лингвистики породил одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин – историческую лингвистику и ее ответвления – сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра иностранных языков

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Языкознание»

Тема: «Связь языкознания с другими науками»

Казань 2009

Введение 3

1. Связь языкознания с гуманитарными науками 5

2. Связь языкознания с медицинскими и естественными, физико-

математическими и техническими науками 12

Заключение 19

Список используемой литературы 21

Введение

Языкознание (языковедение, лингвистика) – это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них – индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Языковедческая традиция насчитывает около трех тысяч лет. В V в. До н. э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка – грамматика Панини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков – они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств – риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.

Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином «грамматика» считалась одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения школе.

Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами – природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языковедения многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке.

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками – гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

1. Связь языкознания с гуманитарными науками

Самые тесные и древние связи существуют у языковедения с филологией, ее составной частью является и сама наука о языке.

Филология – это буквально «словолюбие», т.е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом, т.е. изучение письменных памятников для разных целей.

Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику. Противопоставление филологии и языкознания (грамматики) возникло уже в Древнем Риме. Филологии отводилось изучение литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматике – изучение орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., устанавливается основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание. Связь этих двух наук особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика, история литературного языка и филологический анализ литературного текста. При этом между лингвистическим и литературоведческим подходом к языку имеется существенное различие. Для лингвистики язык – главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает прежде всего структуру и функционирование самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями действительности (сознание, мышление, культура, литература и т.д.). Для литературоведения язык выступает лишь косвенным объектом наблюдения, формой существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы – Аристотель, Платон, Сократ и другие – разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании XVII– XVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона, французского мыслителя Р. Декарта, немецкого ученого В. Лейбница. В XIX веке немецкий языковед В. Фон Гумбольдт, развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине – общему языкознанию.

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой, наукой о законах мышления и о формах мысли. Тесная связь с логикой и использование логического аппарата определений и обозначений в лингвистике отнюдь, конечно, не значат, что логические категории (понятие, суждение, умозаключение и т.д.) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение), однако относительность этих двух планов не подлежит сомнению, хотя далеко не все, что есть в логике, должно быть и в языке, и тем более языковые явления далеко выходят за пределы логики. Тем не менее, такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначимости слова.

Аристотель сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

Уже на ранних стадиях своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских языков. Стык истории и лингвистики породил одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин – историческую лингвистику и ее ответвления – сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков.

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла – археологией, этнографией, антропологией.

Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т.е. области их распространения, их миграций и т.п. связывает лингвистику с археологией, наукой, изучающей историческое прошлое человеческого общества по обнаруженным при раскопках памятникам материальной культуры. При обнаружении недатированных памятников письменности выработанная археологами датировка находок создания данного письменного памятника и, наоборот, датированные письменные памятники уточняют археологическую хронологию.

Обнаруженные археологами при раскопках памятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для выявления областей распространения тех или иных языков. Благодаря археологическим раскопкам обнаружены многие памятники письменности: таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д.

При исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей, а также для решения того, как связаны или в чем не связаны признаки языка и расы, важную роль играет антропология, наука о биологической природе человека, строении его черепа и костяка, окраске кожи, характере волосяного покрова, об отличиях человека от человекоподобных животных и т.д.

Антропология пользуется, также как и археэтнография, данными археологии, но антропологические исследования современных людей для различных целей, например медицинских, с археологией не связаны. Через антропологию языкознание может быть связано и с биологией, как общей, так и частной, описывающей жизнь, способности, повадки и разные стороны поведения животных.

Данные антропологии используются в лингвистике при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей. Стык лингвистики с этими дисциплинами исторического цикла вызвал в жизни такие области языковедения, как палеография (греч. palaios– древний и graph - пишу), которая изучает создание знаков письменности и их развитие, и этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.

Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками.

Так как язык – общественное явление, то наука о языке связана с рядом общественных наук, и прежде всего с социологией. Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов (миграция), образование территориально – социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения языка и основных общественных категорий: базисов, надстроек. Классов, орудий труда. Только после сопоставления с общественными категориями можно понять своеобразие функционирования и эволюции языка.

На стыке языкознания и социологии возникла еще одна лингвистическая дисциплина – социолингвистика, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношения языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.

Особенно тесны связи языкознания с психологией, уже в XIX веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознании. В пятидесятых годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука – психолингвистика. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь, известный украинский языковед А. А. Потебня и другие.

Психолингвистика пытается утвердить языковедение как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко маниферестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

Развитие идей порождающей грамматики привело к её органическому слиянию с когнитивной психологией и к постепенному включению языкознания в круг фундаментальных когнитивных наук и их приложений, объединяемых общим термином “искусственный интеллект”.

В начале XX в. Возникает еще одна пограничная область языкознания – лингвосемиотика, появление которой связывают с крупнейшим лингвистом XX столетия швейцарцем Ф. де Соссюром. Семиотика (греч. semiotike – учение о языках) как наука изучает любые знаковые системы, их общие свойства: флажная сигнализация, дорожные знаки, воинские знаки различия, жестовые языки и т.д. Поскольку естественный язык – главная и наиболее сложная классическая знаковая система, то семиотика изучает язык в ряду других знаковых систем.

Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка, но она призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения.

Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типы кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках. Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.

Теснее всего с языкознанием из семиотических дисциплин сближается грамматология – наука о письме. Поскольку есть виды письма, лишь косвенно связанные с языком, грамматология в целом не входит в языкознание. Кинетика соприкасается с языкознанием, в особенности на уровне семантики (как и раздел грамматологии, исследующий иероглифику).

2 Связь языкознания с медицинскими и естественными, физико-математическими и техническими науками

Связи языкознания с социальными науками и науками о человеке, но и естественными науками наметились ещё в XIX веке.

Древнейшими являются связи языковедения с физиологией, поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи в нем, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка.

Тесная связь существует у языкознания с неврологией – наукой о высшей нервной деятельности человека. Стык этих двух наук образовал новую лингвистическую дисциплину – нейролингвистику, которая возникла примерно во второй половине XIX века. Одним из основателей считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Нейролингвистика изучает языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии. Изучение всевозможных речевых расстройств – афазий – очень много дает лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

Примерно в середине XIX века под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина образуется союз лингвистики и биологии, возникает взгляд на язык как на естественное, природное явление – натуралистическое направление в языкознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер. В XX веке в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией.

Некоторые предложенные ещё А. Шлейхером аналогии между сравнительно – историческим языкознанием и дарвиновской теорией эволюции нашли поддержку в современной науке. Дешифровка генетического кода во многом основывалась на усвоении биологами опыта языкознания и на типологических аналогиях со структурой естественного языка, которые продолжают изучаться и генетиками, и лингвистами. Методы сравнительной исторической реконструкции праформ и определения времени расхождения между потомками одного праязыка в языкознании оказались аналогичны сходным процедурам в молекулярной теории эволюции (определения белка – исходного источника для сопоставимых белков в разных организмах, установление времени разделение организмов в ходе эволюции). Контакт языкознания с биологией осуществляется также при исследовании возможного наследственного характера основы языковых способностей человека, что связано и с проблематикой глоттогенеза, и с разработкой идеи моногенеза языка. Более четко определился статус нейролингвистики, изучающей на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком. На границе языкознания и психиатрии находится исследование особенностей речи при разных видах психических расстройств. При психоанализе сосредотачивается внимание на бессознательных речевых ошибках и на не осознаваемом содержании монолога пациента, произносимого в присутствии врача. И. А. Бодуэн де Куртенэ, Э. Сепир, М. М. Бахтин, Р. О. Якобсон, Э. Бенвенист, исследуя связь науки о бессознательном с языкознанием, отметили, что разные уровни языка в разной мере «автоматизированы» и не осознаются говорящими. По мере развития нейролингвистики ставится вопрос о соотношении разных частей теории языка с характеристиками работы соответствующих зон центральной нервной системы человека. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особенно важную роль, что постепенно начинает учитываться и в теоретических работах по психофизиологии, и в медицинских (психотерапевтических) приложениях, имеющих аналогии в народной медицине (заговорные тексты и тому подобное).

Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией.

География непосредственно с языком не связана, но через историю географические факторы служат предпосылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкое открытие территории содействуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению; моря и океаны служили в древности препятствием для широких языковых контактов и т.д. В результате контактов лингвистики с географией в конце XIX века возникла гибридная дисциплина – лингвогеография, изучающая территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Лингвогеографический характер носит и топонимика – раздел лексикологии, изучающий различные географические названия (гор, морей, океанов, озер, рек, населенных пунктов, местностей и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные исторические сведения о расселении племен, миграции народов, особенностях жизненного уклада людей в различные эпохи.

Связь языкознания с физикой, с одним из ее разделов – акустикой, обнаруживается уже у древних греков, которые изучали звуки речи на акустической основе. Связь с акустикой остается актуальной и для современного языкознания, что привело к образованию новой лингвистической дисциплины – экспериментальной фонетики, широко использующей приборы в изучении звуков речи.

В конце XX века образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между языков, мозгом, сознанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современная нейролингвистика.

Современные инструментальные методы экспериментальной фонетики связаны с применением различных приборов, главным образом электроакустических (спектрографы, интонографы и тому подобное), а также регистрирующие движения органов речи (артикуляцию). Языкознание поэтому особенно тесно связано с физикой. Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с ЭВМ и работами, представляют собой практически наиболее важные области прикладного языкознания, где проводится исследования речи и вычисление её статических характеристик методами математической теории информации, разработанной академиком А. Н. Колмогоровым и американским математиком К. Шенноном. Связь языкознания с теорией информации, стимул для изучения которой дали технические приложения языкознания, вместе с тем приводит к четкой формулировке существенных проблем, связанных с характером акта общения и с социальными функциями языка.

В 50-х гг. XX века на стыке математики и лингвистики возникает особая область математики - математическая лингвистика, которая включает формальную (алгебраическую) теорию грамматик и статистическую теорию языка (использующую методы математической статистики, теории вероятностей и теории информации).

Методы математической логики применяются для формального описания категорий естественных языков. Языкознание оказалось той гуманитарной наукой, которая, не порывая связей с другими науками о человеке и его культуре, первой решительно стала использовать не только инструментальные методы наблюдения (в фонетике) и экспериментальные приёмы (в психолингвистике), но и систематически применять математические способы (в том числе и ЭВМ) для получения и записи своих выводов. Быстро развивается вычислительная лингвистика, цель которой – создание сложных систем обслуживания ЭВМ посредством языка, делающих возможным прямой разговор человека с ЭВМ, автоматическую переработку, запоминание, поиск и вывод информации в речевой форме и тому подобное (иногда часть этих задач объединяют термином «инженерная лингвистика»). Существенная роль языка и языкознания для компьютерной революции (в особенности в связи с появлением к середины 80-х годов персональных и других компьютеров, способных вести диалог с «потребителем» на естественном языке), что приводит к дальнейшему стимулированию роста именно тех областей языкознания, которые особенно важны для этих новейших практических приложений. Многие традиционные области языкознания существенно изменяют методику исследования благодаря возможности использовать в них ЭВМ: становится возможным построение программ, реконструирующих разные альтернативные варианты фонологических и грамматических уровней праязыков, машинное определение времени разделения родственных языков методом лексикостатистики, составление машинных словарей для обширных корпусов древних письменных текстов и проведение не ЭВМ вспомогательных работ для дешифровки древних письменностей, запись в памяти машины полного грамматического словаря конкретного языка и тому подобное. Характер применения этих вычислительных методов сближает вычислительное языкознание с такими науками, как экспериментальная физика, где проверка определяющих математических моделей осуществляется путём обработки на ЭВМ соответственно экспериментального материала. Описание мира и его фрагментов в физики и других естественных науках использует естественный язык; им в какой-то мере продолжают пользоваться и после выработки на его основе специально математического языка; свойства естественного языка сохраняют своё значение для этих наук и до настоящего времени. Поэтому необходимость учета особенностей естественного языка и достижений языкознания признаются крупнейшими представителями физики и других естественных наук.

В числе математических дисциплин, соприкасающихся с языком, находится и техническая теория информации, которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон, определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи», где передача связи мыслится по схеме источник – передатчик – канал – приемник – получатель.

Для уяснения этого процесса вводятся понятия:

а) код – произвольная система заранее установленных условных знаков или символом. Частота появления в сообщении называется вероятностью;

б) алфавит – набор знаков кода;

в) текст – последовательность знаков данного сообщения;

г) канал – среда, по которой передаются знаки кода, с учетом помех и «шумов»;

д) сама информация измеряется особой единицей, которая называется бит и исчисляется по формуле «логарифм по основанию 2»;

е) избыточность – это разность между теоретически возможной передающей способностью какого – либо кода и средним количеством передаваемой информации. Избыточность выражается в процентах к общей передающей способности кода. Например, передача каждого сигнала дважды создает избыточность в 50%;

ж) энтропия – мера недостающей информации и неопределенности. Степень неопределенности зависит от числа возможных символов кода и их вероятностей.

В связи с достижениями математической логики и теории информации важную роль приобрело понятие алгоритма. Алгоритм – это совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой – либо информационной системы. Особо важную роль алгоритм играет в машинном переводе, где на входе должен быть алгоритм автоматического анализа, а на выходе – автоматического синтеза.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернетикой – наукой об управлении и месте информации в процессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Задача кибернетики – приспособить данные возможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного. Отсюда возникли различные вычислительные машины, которые в условиях использования электронной техники позволяют в тысячи раз ускорять всевозможные человеческие операции. Кроме того, машины не ошибаются и даже способны обнаруживать человеческую ошибку, так как человеку свойственно ошибаться. Машине можно поручать контроль выполнения тех или иных процессов и само управление производством, машины могут распознавать информацию, ее перерабатывать в нужном направлении, в частности переводить с одного языка на другой, на чем основан «машинный перевод». Машины могут не только помогать обучать, но и сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.

Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемами.

Наконец, нельзя не отметить самую древнюю и тесную связь языкознания и религии. Первые лингвистические метафизические идеи восходят к религиозным учениям, и именно они стали толчком к развитию языкознания у многих древних народов. Так, идея божественности Слова и его всемогущества (а отсюда и боязнь любых языковых вариаций Священных текстов) привела к развитию языкознания в Древней Индии и на Древнем Востоке. Вопросы языка в истории религий всегда имели жизненную важность. Достаточно вспомнить споры о толковании Слова как факторе церковных распрей в христианстве IV – Vвв., герменевтический поиск вечных смыслов в теологии средневековья, споры о возможности переводов Библии на национальные языки в эпоху Возрождения, нерешенную проблему имяславия в современном христианстве.

Заключение

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т.е. понимания человеком действительности и себя в ней.

Если язык не природное явления, то, следовательно, его место среди явлений общественных. Это решение правильное, но, для того чтобы была полная ясность, необходимо выяснить место языка среди других общественных явлений. Это место особое благодаря особой роли языка для общества.

Что же общего у языка с другими общественными явлениями и чем же язык от них отличается?

Общее у языка с ними состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества и что, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

Язык обладает специфическими чертами. Он является одновременно и средством обмена мыслями, естественно возникает вопрос о соотношении языка и мышления.

В отношении этого вопроса существуют две противоположные и в равной степени неправильные тенденции:

1) отрыв языка от мышления и мышления от языка;

2) отождествление языка и мышления.

Язык – достояние коллектива, он осуществляет общение членов коллектива между собой и позволяет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. И язык как коллективное достояние складывается и существует веками.

Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление – это только «вещь для себя», причем не выраженная языком мысль – это не та ясная, отчетливая мысль, которая помогает постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку, это, скорее, некоторое предвидение, а не собственно видение, это не знание в точном смысле этого слова.

Если мышление не может обойтись без языка, то и язык без мышления невозможен. Мы говорим и пишем думая и стараемся точнее и яснее изложить свои мысли в языке.

Таким образом, мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нем. Однако это вовсе не означает, что язык и мышление представляют тождество.

Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно, что уже говорилось выше. Язык и мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека.

Список используемой литературы:

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М., 2001

2. Головин Б. Н. Введение в языкознание. 4 –е изд. М., 2003

3. Лингвистическая энциклопедия. М., 2002.

4. Лемман. У., Примственность языкознания, «Вопросы языкознания», 1999, №1.

5. Будагов Р. А. Введение в науку о языке. 2 – е изд. М., 2005

6. Реформаторский А. А. Введение в языкознание. 5 – е изд. М., 2006

7. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 2 – е изд. М., 1997

8. Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Мн., 2003

9. Лингвистическая энциклопедия., М., 1999.

10. Балли. Ш., Общая лингвистика, М., издание иностранной литературы, 2001

┌───────────────┐

общая частная

типологическая

лингвистика

┌─────────────────┐

синхроническая диахроническая

┌───────────────┬─────────────┐

описательная сопоставительная сравнительно-

историческая

┌─────────────────┐

внутренняя: внешняя:

фонетика

Морфология

Лексикология

Синтаксис

Лингвистика текста…

3. Языкознание в системе наук

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание тесно связано с другими науками:

гуманитарными ,

естественными ,

техническими .

3.1. Связь языкознания с гуманитарными науками

Языкознание входит (в качестве одной из центральных) в круг гуманитарных (= социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Ø Лингвистика является составной частью филологии (греч. phileō ‘люблю’ + logos ‘слово’) – комплекса наук, изучающих духовную культуру народа прежде всего по письменным памятникам, текстам . Однако в последнее время языкознание занимается и устной речью .

Помимо лингвистики филология включает

Литературоведение,

Текстологию,

Палеографию и др.

Ø Еще в древности возникли связи языкознания с философией .

Древнегреческие мыслители – Аристотель (384–322 гг. до н. э.), Платон (428–348 гг. до н.э.), Сократ (470–399 гг. до н.э.) – разрабатывали, в частности, такую теоретическую проблему языка как соотношение названия и предмета.

Вопросами философии языка занимались в XVII–XVIII вв. английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), французский мыслитель Р. Декарт (1596–1650), немецкий ученый Г. Лейбниц(1646–1716).

В XIX в. немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), уделявший много внимания философским вопросам языка, фактически положил начало общему языкознанию.

Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания) дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. В свою очередь, для философии является важнейшим вопрос о языке как инструменте мышления и познания, как средстве формирования понятий и концепций.

Ø Фактически на заре развития языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель сформулировал принципы логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения [Гируцкий, с. 11].

Ø В начале XX в. возникла смежная лингвистическая дисциплина – лингвосемиотика . Своим появлением она обязана Ф. де Соссюру.

Семиотика (греч. sēmeiōtikē ‘учение о знаках’) – это наука о любых знаковых системах (телеграфный код, флажковая сигнализация, дорожные знаки, жестовые языки и т.д.). Язык – наиболее сложная по строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система.

Лингвосемиотика изучает проблемы, связанные со знаковостью языка :

Какие единицы языка являются знаками ,

Каковы разновидности языковых знаков,

В чем их специфика по сравнению с другими знаками и т.д. [Введение в языкознание, с. 17].

Ø Уже на ранних этапах развития языкознание было тесно связано с историей . Начиная с XIX в. исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании.

С одной стороны, изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве языков и, следовательно, об общности судеб разных народов , территории их расселения, миграции.

С другой стороны, данные истории помогают прояснить условия формирования языков , судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов (торговля, завоевания, культурные и научные связи). Например, в петровскую эпоху – время широких экономических, торговых и культурных связей с Западной Европой – в русский язык пришло большое количество слов из западноевропейских языков [Гируцкий, с. 11].

Историческая лингвистика включает

- сравнительно-историческое языкознание,

- этимологию (раздел лексикологии, занимающийся происхождением слов),

- историю литературных языков .

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла:

- археологией ,

- этнографией,

- антропологией.

Ø Обнаруженные археологами при раскопках древние письменные памятники (таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифами и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д.) дают лингвистам возможность

Узнать о существовавших ранее и умерших языках

И прояснить многие вопросы истории современных языков .

Лингвистическая дисциплина, изучающая древние письменные памятники, называется палеографией (греч. palaios ‘древний’ + graphō ‘пишу’) [Гируцкий, с. 11].

Ø Из названных наук с языкознанием теснее всего связана этнография (греч. éthnos ‘народ’ + graphō ‘пишу’) и ее различные отрасли, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов , в том числе в архаичных (первобытных) коллективах .

На стыке лингвистики с этнографией на рубеже XIX–XX вв. возникла этнолингвистика (Франц Боас ,Эдвард Сепир и др.) [ЛЭС, с. 618].

Центральными для этнолингвистики являются две взаимосвязанные проблемы:

1) Как в языке отражаются культурные (бытовые, религиозные, социальные и др.) представления народа , говорящего на этом языке?

2) Какие формы и средства языкового общения являются специфическими для данной этнической группы? [Энциклопедия «Кругосвет»].

Ø Лингвокультурология –отрасль лингвистики, оформившаяся в 90-е гг. XX в. Она исследует

Проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке,

Исторические и современные языковые факты сквозь призму духовной культуры.

С ней тесно связаны этнолингвистика и социолингвистика [Маслова, 201, с. 11].

Ø Социолингвистика , возникшая в результате взаимодействия лингвистики и социологии, занимается вопросами соотношения языка и общества. Она изучает

Функции языка в обществе,

Социальную дифференциацию языка,

Причины исчезновения языков,

Двуязычие и многоязычие и т.д.

Ø Данные антропологии (греч. аnthrōpos ‘человек’), науки о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, используются в лингвистике, напр., при изучении вопроса о происхождении речи у древних людей .

Ø С XIX в. существует союз лингвистики и психологии , психологическое направление в языкознании, переросшее в 60-е гг. XX в. (в США) в психолингвистику .

Область ее интересов – связь речи и сознания . Она исследует

Психические процессы при порождении речи (говорении, письме), при еевосприятии (слушании и чтении) и понимании ;

- освоение речи на родном и иностранном языке.

Одним из ведущих методов исследования в психолингвистике являются психолингвистические эксперименты [ЛЭС, с. 404; Введение в языкознание, с. 16].

3.2. Связь языкознания с естественными науками

Ø Древнейшими являются связи языкознания с физиологией : еще ученые Древней Индии описывали звуки на физиологической основе.

Физиология и нейрофизиология изучают

Устройство речевого аппарата,

Образование звуков речи в нем,

Восприятие речевого потока органами слуха.

Ø На стыке языкознания и неврологии – науки о высшей нервной деятельности человека – примерно во 2 половине XIX в. образовалась нейролингвистика .

Нейролингвистика изучает мозговые механизмы речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга . Она возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Изучение всевозможных речевых расстройств – афазий – очень много дает лингвистам

Не только для изучения нормальной речи,

Но и для исследования структуры языка и его функционирования.

Клинические наблюдения и специальные эксперименты позволили выявить, например, роль левого и правого полушарий в речевой деятельности. Данные нейролингвистики активно используются прежде всего психолингвистикой [ЛЭС, с. 327–328; Гируцкий, с. 13].

Ø Связь с биологией демонстрирует натуралистическое направление в языкознании, возникшее в середине XIX в.

Основателем этого направления считается крупный немецкий лингвист Август Шлейхер (1821–1868). Его натуралистические воззрения сформировались под влиянием натурализма в философии и эволюционной теории Ч. Дарвина. Шлейхер понимал язык как природный организм , который рождается, растет и умирает.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского лингвиста Ноама Хомского (Noam Chomsky, 1928–) о биологической «врожденности» языка .

В этом же веке было обнаружено структурное сходство генетического кода и естественного языка [Алефиренко, с. 20].

Ø Давние и прочные отношения связывают лингвистику с географией .

Довольно часто географические факторы влияют на развитие и взаимоотношения языков :

В условиях горного ландшафта (на Кавказе, Памире) языки нередко характеризуются очень небольшим числом носителей (за счет разобщенности носителей и трудностей коммуникации);

- просторные открытые территории способствуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению;

- моря и океаны в прошлом служили препятствием для широких языковых контактов.

Гибридная наука лингвогеография , возникшая в конце XIX в., занимается изучением территориального распространения языков и диалектов, отдельных языковых явлений, созданием диалектологических атласов, лингвистических карт.

Лингвогеография тесно связана с ареальной лингвистикой (от лат. area ‘площадь, пространство’), исследующей взаимодействие языков и диалектов в определённом регионе, закономерности языковых контактов и т.д.

Связь лингвистики с географией проявляется и в топонимике – разделе лексикологии, изучающем различные географические названия (гор, морей, океанов, населенных пунктов и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные сведения о расселении и миграции народов [Гируцкий, с. 14].

3.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

Ø Связь языкознания с одним из разделов физики – акустикой – обнаруживается уже у древних греков, изучавших звуки речи на акустической основе.

Современная экспериментальная фонетика широко использует приборы, компьютеры при исследовании звуков речи.

Ø В 50-е гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникла математическая лингвистика , разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков.

Математические методы применяются для

Количественного исследования языковых явлений (напр., частоты использования некоторого элемента в том или ином тексте),

Изучения формальной сочетаемости языковых единиц,

Моделирования процессов порождения и восприятия речи,

Решения ряда прагматических задач, таких как создание частотных словарей, установление авторства текста, года его написания и т.д.

Ø Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

Ø Контакты лингвистики с кибернетикой (наукой об управлении и месте информации в процессах управления) привели к формированию инженерной лингвистики , которая занимается изучением языка в его отношении

К компьютерам,

К возможностям машинной обработки текстов,

К возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса и др. [Гируцкий, с. 14].

Таким образом , современная лингвистика – это разветвленная многоаспектная наука, имеющая широкие связи практически со всеми областями знания (см. схему 2 на с. 13).

Связи лингвистики с другими науками

┌─────────────────┼──────────────────┐

с гуманитарными : с естественными : с физико-математическими :

Часть филологии

Философией

Логикой

Семиотикой

(лингвосемиотика)

Историей

Археологией

Этнографией

Антропологией

Литература

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 4–8.

Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. С. 5–16.

Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. С. 24–40.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. С. 12–13.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Диахрония. С. 136; Математическая лингвистика. С. 287–289; Нейролингвистика. С. 327–328; Прикладная лингвистика. С. 397; Психолингвистика. С. 404–405; Прикладная лингвистика С. 397; Синхрония. С. 451–452; Языкознание. С. 618–623.

Электронные версии: http://lingvisticheskiy-slovar.ru

http://tapemark.narod.ru/les/index.html

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 4–6. Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov

Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта: Наука, 2007. 152 с.

Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.

Прикладное языкознание: Учебник. СПб, Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 528 с.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 6. Связь языковедения с другими науками. С. 50–59. Электронная версия:

http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm

Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику. Новосибирск: НГУ, 2010. 113 с.

Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 22–34.

Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. М.: Флинта: Наука, 2008 (1-е изд. – 2007 г.). 128 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. С 9–11.

ЭРЯ –Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Языкознание. С. 672–676. Электронная версия: http://russkiyyazik.ru

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika – Онлайн энциклопедия «Кругосвет»


Изучение того, как говорят о различных явлениях, помогает понять и приемы освоения мира нашим мышлением. Напр., о таком отвлеченном понятии, как авторитет , мы говорим так, будто авторитет – конкретное материальное тело : авторитет может быть большим и маленьким , иногда дутым , он бывает собственным и чужим , его можно заработать, приобрести и потерять , чужим авторитетом можно прикрываться .

Сходным образом мы говорим и о многих других отвлеченных явлениях, напр. о мысли : она посещает нас, приходит в голову, как живое существо , или западает в голову, будто вещь , может быть неотвязной, беспокойной и успокаивающей, мрачной и веселой, тяжелой и легкой , мысль можно бросить, схватить, поймать на лету и т.д.

Наблюдения над подобными фактами приводят ученых к выводу, что мы осваиваем отвлеченные явления, уподобляя их явлениям конкретным . Так изучение языкового материала способствует расширению и уточнению наших представлений о собственном сознании [Введение в языкознание, с. 9].

Например, проблемы табý (запретов) и эвфемизмов (слов, заменяющих запретные), которые связаны с особенностями архаичного сознания.

В 1861 г. опубликована работа парижского хирурга и анатома Поля Брокá (1824–1880) о моторной афáзии – утрате способности к устной речи. Одним из основателей нейролингвистики считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Пытаясь объяснить, как ребенок за весьма короткий срок овладевает всем многообразием форм речевого общения, Хомский предположил, что есть врожденные глубинные грамматические структуры – совокупность немногочисленных правил построения и понимания речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при построении высказывания), от речи к мысли (при понимании высказывания). Глубинные грамматические структуры универсальны и представляют собой суть языковой компетенции . Теория Хомского вызвала огромную дискуссию и подверглась строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наши дни плодотворно используются в психолингвистике [Алефиренко, с. 20].

Скандинавские ученые разрешили многолетний спор по поводу истинного автора романа «Тихий Дон».Они проанализировали тексты, бесспорно принадлежащие М. Шолохову, и тексты донского писателя Ф. Крюкова, которому приписывалось авторство романа. Ученые сравнили длину предложений, распределение длины предложений по количеству слов, распределение частей речи, сочетание частей речи в начале и конце предложения, частоту использования союзов в начале предложения, повторяемость словарного запаса по богатству.

Математическая статистика при контрольной выборке на компьютере в 12 тыс. фраз (164 637 слов) представлена в 250 таблицах формулах и графиках. Вывод: авторство Шолохова исключить невозможно, а авторство Крюкова может быть исключено. Позже была найдена рукопись романа (850 рукописных страниц, 605 из которых написаны рукой самого Шолохова, а 280 – женой писателя и ее сестрой) [Хроленко, Денисов, с. 36–37].


Похожая информация.


Языкознание связано:

а) с социальными науками (гуманитарными): философией, археологией, этнографией, антропологией, историей, психологией, логикой, филологией (объединяющей литературоведение, поэтику, фольклористику). Филология изучает язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях;

б) с естественными науками: математикой, физикой, физиологией, теорией информации, анатомией, медициной, географией, статистикой, кибернетикой.

в) в последние десятилетия возникли новые дисциплины на стыке традиционных областей знания: социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и др.

Самые тес­ные и древние связи существуют у языковедения с фило­логией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр фило­логии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, тексто­логию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания ан­тичных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разраба­тывали теоретические вопросы языка, в частности, про­блему соотношения названия и предмета. Вопросы фило­софии языка получают свое дальнейшее развитие в языко­знании XVII-XVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767- 1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию. Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики. Уже на ранних этапах своего возникновения языкозна­ние было тесно связано с историей, в частности, с исто­рией создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., историче­ский подход к языку надолго остается ведущим в языко­знании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенно­стях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, тер­ритории их расселения, миграции во времени и пространстве. Языкознание тесно взаимодействует и с другими нау­ками исторического цикла - археологией, этнографией, ан­тропологией. Обнаруженные археологами при раскопках па­мятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей.

На стыке языкознания и социологии возникла лингвистическая дисциплина - социолингвистика, посвя­щенная разработке вопросов соотношения языка и обще­ства. Социальную дифференциацию языка, языковую по­литику, соотношение языка и нации, общественные функ­ции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика. В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии - психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические.

Древнейшими являются связи языковедения с фи­зиологией, поскольку уже древние индийцы описывали зву­ки на физиологической основе. Физиология и нейрофи­зиология изучают устройство речевого аппарата, образо­вание звуков речи в нем, восприятие речевого потока орга­нами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка. Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюцион­ной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и био­логии, возникает взгляд на язык как естественное, при­родное явление - натуралистическое направление в язы­кознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821 -1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, обра­зуя тесный союз с биологией. Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат пред­посылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют су­ществование малочисленных по количеству носителей языков.



В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые за­нимаются созданием единых теорий мироздания. Оказа­лось, что получение единой физической непротиворечи­вой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между языком, мозгом, со­знанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современная нейролингвистика. В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики воз­никает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении язы­ка различные разделы математики - статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернети­кой - наукой об управлении и месте информации в про­цессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирую­щуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедея­тельности. Контакты лингвистики, с кибернетикой приве­ли к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компью­терам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов че­ловеческого голоса, а также другими проблемам.