Восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Переход народного хозяйства на мирный путь развития. Восстановление разрушенного войной хозяйства. В послевоенные годы восстановления

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СИБИРИ

Методические указания

Иркутск - 2012

1. Организационно-методический раздел. 3

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4

2.1. Тематика лекционных занятий. 4

Тема 1. Вводная «Историография истории Сибири: проблемы изучения». 4

Тема 2. Освоение Сибири в древности и средневековье (до середины XVII века). 4

Тема 3. Начало освоения Сибири русскими в XI - XVI вв. 4

Тема 4. Заселение Сибири русскими и его результаты. Первые русские города в Сибири (конец XVI и начало XVII веков). Особенности хозяйственного освоения территории. 5

Тема 5. Экономическое освоение Сибири в XVIII в. –нач. XX вв. 5

Тема 6. Внешняя торговля Сибири" Кяхтинский торг в XVIII веке. Транспортное развитие. Московский тракт. 6

Тема 7. Освоение Сибири в советский период (1920-40-е гг.). 7

Тема 8. Экономическое развитие Сибири во второй половине ХХ века. 7

Тема 9. Экономическое развитие Сибири на рубеже ХХ и XXI веков. 8

2.2. Тематика практических занятий. 8

3. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.. 9

3.1 Контрольные вопросы.. 9

3.2 . Контрольные задания. 13

3.3. Терминологические кроссворды и диктанты.. 14

5.1 Обязательная литература. 19

5.2. Дополнительная литература. 19

1. Организационно-методический раздел

Курс «Экономическая история Сибири» даёт представление об основных социально-экономических событиях, процессах и закономерностях развития Сибири.

Целью данного курса является изучение истории хозяйственного освоения Сибири.

В процессе изучения курса ставятся следующие задачи:

1. Осуществить анализ хозяйственного освоения Сибири в ретроспективе.

2. Показать место и роль Сибири в российской и мировой экономике на разных этапах исторического развития.

3. Исследовать на конкретном экономическом и историческом материале содержание, особенности реформ в Сибири, стратегию, тактику, результативность происходящих в прошлом и в настоящее время социально-экономических преобразований.

Дисциплина «Экономическая история Сибири» имеет большое значение в деле интегрирования учебного процесса, так как она напрямую взаимосвязана с блоком гуманитарных дисциплин, что позволяет скорректировать содержание обучения. Дисциплина также включает в себя такие интегрирующие моменты как сравнительно-исторические аналогии и параллели, что даёт возможность для расширения общего исторического кругозора студентов, позволяет ориентироваться в основных периодах истории нашей страны в XX в. Результаты изучения данной дисциплины можно использовать и в социально-экономическом блоке дисциплин.

Студент должен знать программный материал, грамотно и последовательно его излагать, основные этапы исторического развития региона, политических деятелей, их вклад в экономическую историю региона; уметь применять знания по истории региона в своей практической деятельности, анализировать исторический процесс, выделять основные явления истории региона, на основе предложенного курса сформировать целостную систему исторического мировоззрения; иметь представление о взаимосвязи экономической истории региона с российской экономической историей в целом, а также с историей других государств Запада и Востока.

Курс «Экономическая история Сибири» читается по специальности «Политология» и рассчитан на 36 часов лекционных и практических занятий в 1 семестре. Итоговой формой контроля является зачёт.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематика лекционных занятий

Тема 1. Вводная «Историография истории Сибири: проблемы изучения».

История Сибири как самостоятельная дисциплина. Предмет и задачи изучения истории Сибири. Соотношение и взаимосвязь с курсом «Отечественная история». Методологические основания, источники, структура и проблематика курса.

Развитие и современное состояние исследований по истории Сибири. Этапы и основные проблемы исследования истории региона в историографии Сибири.

Тема 2. Освоение Сибири в древности и средневековье (до середины XVII века).

Природно-климатические зоны региона и их характеристика. Этно-демографическая обстановка. Хозяйственно-культурные типы у сибирских народов. Монгольские завоевания.

Тема 3. Начало освоения Сибири русскими в XI - XVI вв.

Первые контакты русских людей с сибирскими народами, первые сведения в сибирских летописях. Походы новгородцев на югру, вогулов и самоедов. Распространение московского владычества . Цели, мотивы и результаты колонизационной политики московского правительства в Сибири. Жалованная грамота царя и вольные казаки у братьев Строгановых. Экспедиция Ермака, Мясного и Сукина. Захват столицы Сибирского ханства и продолжение борьбы с ханом. Гибель Ермака. Итоги казачьего похода в Сибирь. Пути поступательного движения на восток. Занятие территории Средней и Восточной Сибири. Южные пределы присоединения территории к России.

Тема 4. Заселение Сибири русскими и его результаты. Первые русские города в Сибири (конец XVI и начало XVII веков). Особенности хозяйственного освоения территории.

Роль частной инициативы похода казаков. Сибирская "мягкая казна". Надежды на будущие выгоды. Учение о природопользовании . Закрепление территории Западной Сибири за Московским государством и её хозяйственное освоение.

Общий характер заселения Сибири, редкость населения. Разбросанность русской оседлости среди сибирских болот, лесов и степей. Легкость и быстрота "покорения" Сибири. Главная цель колонизации этого этапа. Подчинение инородцев и сбор дани - "мягкой рухляди". Главная отрасль хозяйства - пушнина.

Постройка городов: Тюмени (1586), Тобольска (1587), Ловзейского Острова, Пелыма (на р. Тавде), Березова (1593), Обдорска, Сургута, Тары (1594), Нарыма (1596), Кетского острога. Экспедиции конца XVI и первых годов XVII столетия: Бабинова и Дьякова, постройка Верхотурья (1598), Туринска (1601), Томска (1604), Кузнецкого и Чулымского острогов. Развитие земледелия в Сибири. Складывание основных земледельческих районов, их характеристика. Основные категории сибирского крестьянства.

Тема 5. Экономическое освоение Сибири в XVII I в. –нач. XX вв.

Характер русской оседлости. Возникновение горнодобывающей промышленности в Сибири в начале XVIII века. Земледельческие районы Сибири. Категории сибирского крестьянства. Истощение запасов пушного зверя. Расширение русских владений в Азии. Русские крепости в среднем и верхнем течении Иртыша. Омск, Павлодар , Семипалатинск , Усть-Каменогорск в 1716-1719 гг. Утверждение власти России на Алтае. Продвижение южных границ русских владений по Енисею до Западного Саяна. Новая отрасль хозяйства - горнодобывающая промышленность (Колывано-Воскресенский и Нерчинские горнодобывающие районы). Добыча руд цветных металлов - меди, серебра, свинца, железной руды - в Минусинской котловине. А. Демидов и его деятельность в Сибири. Главные земледельческие районы в Сибири. Категории сибирского крестьянства. Создание земледельческого района в степном Алтае. Концентрация населения вдоль Московского тракта. Главное направление хозяйственной деятельности - обеспечение Кяхтинской торговли. Диверсификация отраслевой структуры хозяйства Сибири: на севере - охота на пушного зверя, на Алтае и в Забайкалье - горное дело , в Южной Сибири - земледелие. Главный земледельческий район Кузнецкой котловины уступает место - Алтаю в связи с развитием горных промыслов. Начало золотодобычи (40-е годы XIX века). Открытие портов Китая. Упадок Кяхтинского торга (середина XIX века) Пароходство в Сибири в середине XIX века. Освоение Сибири после отмены крепостного права. Характерные особенности колонизации в пореформенную эпоху. Необходимость решения транспортной проблемы. Транссибирская железнодорожная магистраль. Влияние Транссиба на заселение, трансформацию отраслевой и территориальной структуры хозяйства. "Челябинский тарифный перелом". Маслоделие в Сибири. Угледобывающая промышленность. Акционерное общество "Копикуз" (копи Кузбасса). Западная и Восточная Сибирь. Более высокий уровень и темпы хозяйственного освоения центральной части Восточной Сибири. Экономическа характеристика районов. Главный город - Иркутск. Ведущая отрасль - торговля. Наиболее освоенный район Западной Сибири - Алтай. Снижение темпов его развития из-за исчерпания полезных ископаемых .

Тема 6. Внешняя торговля Сибири" Кяхтинский торг в XVIII веке. Транспортное развитие. Московский тракт.

Внешняя торговля - главная отрасль хозяйства Сибири в начале XVIII века. Россия - единственная европейская страна, осуществляющая торговлю с Китаем (морские порты этого государства закрыты для иностранных судов). Русско-Китайский договор 1728 г. Кяхта - Маймачен - пункты меновой торговли между русскими и китайскими купцами. Сдвиг путей сообщения к югу. Смещение северного пути Восточной Сибири - по Ангаре - Илиму - на Лену и далее к Якутску в XVII веке к югу в XVIII веке - вверх по Ангаре к Иркутску для обеспечения Кяхтинского торга. Сельскохозяйственные районы в Обь - Иртышском бассейне (Туринско - Исетский, Кузнецкая котловина), в Енисейском бассейне (Минусинская котловина). Трансформация территориальной структуры хозяйства Сибири во второй половине XVIII века. Разгром Китаем Джунгарии в 1757 г. Закрепление России в лесостепной и степной зоне Сибири. Новая линия крепостей-острогов. Московский (Сибирский тракт) - главная дорога Сибири. Утрата значения и распадение Обь - Енисейского широтного водного пути. Изолированное освоение отдельных его участков. Ориентация товаров "кяхтинского торга" на главную дорогу Сибири - Московский тракт. Снижение роли Енисейска и Тобольска, расположенных в узловых пунктах водных путей.

Тема 7. Освоение Сибири в советский период (1920-40-е гг.).

Освоение Сибири в условиях социального переустройства общества. Экономика государственного социализма. Сибирь в восстановительный период (1920-е гг.). Индустриализация промышленности и сплошная коллективизация сельского хозяйства в 1930-е гг. "Эвакуационная волна" индустриализации в годы второй мировой войны. Развитие промышленности Сибири в годы второй мировой войны. Роль Гулага в освоении Сибири.

Тема 8. Экономическое развитие Сибири во второй половине ХХ века.

Послевоенная концепция развития Сибири - перенос основного внимания на добывающую промышленность в связи с расширением участия СССР в международном географическом разделении труда. Освоение целинных и залежных земель (первая половина 60-х годов XX века). «Великие стройки коммунизма»: Новосибирская ГЭС, Ангаро-Енисейский каскад Саяно-Шушенская ГЭС и др. Западносибирская нефть и газ, их роль в развитии региона. Закрепление статуса "добывающего региона". Развитие обрабатывающей промышленности и энергетики "Города науки". Наукоемкие отрасли. Нефтехимические и целлюлозно-бумажные комбинаты. Западная Сибирь - сдвиг на север. Западно-Сибирский ТПК Формирование городских поселений . Обслуживающие (тяжелое машиностроение, ) и нефтеперерабатывающая отрасль юга Западной Сибири. Восточная Сибирь - опережающее развитие юга: КАТЭК, гидроэнергетика , алюминиевые заводы, абаканский вагоностроительный завод. Единственный промышленный узел Севера Восточной Сибири - Норильск. Развитие транспорта в Сибири.

Тема 9. Экономическое развитие Сибири на рубеже ХХ и XXI веков.

Цели, задачи, потенциал роста. Стратегические направления развития важнейших хозяйственных комплексов. Топливно-энергетический комплекс Сибири. Глубокая переработка углеводородного сырья. Нефтегазохимическая промышленность. Воспроизводство минерально-сырьевой базы. Инвестиционная деятельность. Машиностроение и наукоемкие технологии. Совершенствование экономических механизмов управления федеративными отношениями. Развитие межрегиональных связей. Стратегия развития Сибири 2020: перспективы.

2.2. Тематика практических занятий

1. Исторические периоды в освоении Сибири.

2. Основные водные пути и сухопутные направления, по которым происходило проникновение русских в Сибирь. Опорные пункты и каналы проникновения русской колонизации на разных этапах исторического развития.

3. Геополитическое положение Сибири и его влияние на хозяйственное освоение Сибири на разных этапах исторического развития. Сибирь в геополитическом пространстве XXI века.

4. Природно-ресурсный потенциал Сибири. Территориальные сочетания природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы.

5. Демографический потенциал Сибири и его роль в освоении территории.

6. Урбанизация в Сибири: уровень, темпы, особенности и результаты.

7. Экономический фактор в освоении Сибири. Территориальные различия инвестиций в основной капитал.

8. Характер русской оседлости в Сибири.

9. Проблемы современного экономического развития территорий Сибири с ресурсной специализацией. Депрессивные ареалы Сибири.

10. Сибирь в транспортных коридорах XXI века.

11. Стратегические точки роста и проблемы общероссийской значимости в Сибири.

3. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

3.1 Контрольные вопросы

1. Объект и предмет дисциплины «Экономическое освоение Сибири».

2. Основные проблемы в исследовании дисциплины.

3. Каково происхождение слова "Сибирь". Какая территория называлась Сибирью до её присоединения к России и после её присоединения?

4. Какие причины побуждали Россиян продвигаться в Сибирь?

5. Покажите на карте основные "входы" и "каналы проникновения" в Сибирь. Почему русские промысловики в XV-XVI вв. пользовались северным путем, а не искали более удобные пути южнее?

6. Почему Россия была заинтересована в присоединении Сибири. Какое значение имело строительство острогов - крепостей?

7. Почему колонизация Сибири началась с северных территорий? Почему лесостепные и степные просторы в XVII в. оказались вне пределов колонизации?

8. Что значит «златокипящая Мангазея»?

9. Чем отличались промышленные люди от торговых людей? Объясните понятия: промысловый налог, явчая головщина, ясак.

10. Определите хронологическую последовательность присоединения к России территорий Восточной Сибири. Откуда и в каком направлении шло проникновение русских на Енисей. Чем отличалась колонизация северной и южной частей Восточной Сибири?

11. Чем отличалась вольнонародная колонизация от правительственной?

12. Назовите и покажите на карте земледельческие районы Сибири в XVII в.

13. Как возникали сибирские города? Объясните причины превращения их в центры ремесел и торговли. Назовите и покажите на карте современные города Сибири, сохранившие свое первоначальное название.

14. Какое место в системе складывающегося всероссийского рынка заняла Сибирь. Какое значение для её экономического развития имело присоединение её к России? Какое значение имело присоединение Сибири для развития внешнеторговых связей России?

15. Какие народы до прихода русских жили в Сибири? Какие хозяйственно-культурные типы были для них характерны?

16. Какова роль казачества в освоении Сибири?

17. Чем отличался процесс колонизации в XVIII веке от предшествующего этапа?

18. Чем отличалось положение приписных крестьян от положения государственных крестьян в Сибири?

19. Как изменилось размещение земледельческих районов Сибири в XIX веке по сравнению с XVII веком?

20. Чем объяснить быстрый выход сибирского зерна на внешний рынок после постройки Транссиба? Что такое "Челябинский тарифный перелом"?

21. Почему южные районы Западной Сибири в XIX веке вынуждены были перепрофилироваться с производства зерна на производство животного масла?

22. Объясните понятия: домашние промыслы, ремесло, мелкотоварное производство, мануфактура, фабрика.

23. Почему сибирская обрабатывающая промышленность развивалась медленнее, чем в европейской части страны?

24. Каковы причины подъёма во второй половине XVIII в., а затем упадка добычи серебра в Алтайском горном округе?

25. Покажите на карте районы добычи золота. Какое значение имела сибирская золотодобыча для российской экономики?

26. В чем причина медленного развития черной металлургии Сибири?

27. Что значили для освоения Сибири торговые пути по рекам, Московский тракт и Сибирская железная дорога?

28. Чем привлекала сибирская торговля российское купечество? В чем своеобразие и значение торговли со Средней Азией и Казахстаном? Какое значение имела Кяхтинская торговля?

29. Почему национализация сыграла негативную роль в развитии промышленности и торговли в Сибири?

30. В чем состоят особенности индустриального развития Сибири в 30-е годы ХХ века? Почему экономика Сибири в этот период развивалась особенно быстро? Какова роль ГУЛАГА в развитии экономики Сибири?

31. Почему коллективизация сибирской деревни приняла особо жестокие формы и имела наиболее разрушительные последствия?

32. Какую роль играла экономика Сибири в годы войны? Какую военную промышленность выпускали сибирские заводы и фабрики?

33. Какую роль играла Сибирь в восстановлении экономики Западных регионов страны?

34. Каковы основные тенденции и черты индустриального развития Сибири в 1950-80-е гг.? Назовите наиболее крупные сибирские стройки этого периода.

35. В чём заключается значение электроэнергетического строительства в Сибири для региона и страны в целом?

36. Что такое ТПК, в чём их преимущества при освоении ресурсов Сибири?

37. Каковы, на ваш взгляд, основные направления оптимизации депрессивных районов (на примере Кузбасса)?

38. Каково было значение и последствия освоения целины в Сибири?

39. Каковы предпосылки создания научных центров в Новосибирске? Назовите особенности структуры и принципа их деятельности? Что такое "треугольник Лаврентьева"?

40. Почему в ряде регионов Сибири в конце XX века произошло "замыкание" региональных рынков? С чем это связано? Свой ответ аргументируйте.

41. Как изменилось положение Сибири в геополитическом пространстве мира на рубеже ХХ и XXI века?

42. Какое значение имеет транспортно-географическое положение Сибири для её экономического развития? Как улучшается транспортно-географическое положение Сибири на современном этапе? Как выглядит Сибирь в транспортных коридорах XXI века? Международные и межрегиональные программы транспортного развития

43. Чем объяснить, что в территориальной структуре хозяйства в 90-е годы в Западной Сибири наметился "сдвиг на север", а в Восточной Сибири "сдвиг на юг"?

44. Что понимают под ресурсообеспеченностью, каковы способы её расчета? Играет ли ресурсообеспеченность определяющую роль в экономическом развитии Сибири на современном этапе? Можно ли увеличить ресурсообеспеченность Сибири? Какие пути вы можете предложить для этого?

45. Можно ли минерально-сырьевую базу Сибири считать благополучной и устойчивой для перспективного развития её экономики?

46. Назовите основные виды, направления, причины и следствия, характерные для современных миграционных процессов в Сибири. Определите районы, отдающие и принимающие мигрантов. Какие преимущества и недостатки возможны от использования иностранной рабочей силы?

47. Разработайте основные направления региональной политики для Сибири на перспективу с учетом включения её в систему мирохозяйственных связей.

48. Каковы основные направления "Стратегии развития Сибири"?

3.2 . Контрольные задания

1. Составить таблицу "Периодизация истории Сибири".

2. Подготовить устное или письменное сообщение на тему "Европейские путешественники XVIII в. о Сибири".

3. Приготовить устный рассказ или мини-реферат "Служба казака - землепроходца в Сибири".

4. Разработать структуру и содержание логического опорного конспекта: "Изменение геополитического положения Сибири в разные периоды исторического развития".

5. Сравнить цели и результаты колонизационной политики Московского правительства в Сибири в периоды средневековья и новой истории.

6. Составьте картосхему (несколько картосхем) "Пути проникновения русских в Сибирь.

7. Подготовьте мини-реферат "Южные пределы освоения Сибири в XVII в".

8. Нанесите на контурную карту Московский тракт, Кяхтинский торг, первые сельскохозяйственные и горнодобывающие районы Сибири.

9. Какие события в освоении Сибири связаны с именами Ермака, А. Демидова, И. Ползунова, С. Ремезова.

10. Нанесите на контурную карту Уральскую, Транссибирскую и Китайско-Восточную железные дороги и города, развившиеся благодаря строительству Транссиба; город, возникший благодаря строительству Транссиба; города, пришедшие в упадок в результате строительства Транссиба. Объясните, какое влияние оказала транссибирская магистраль на население и экономику Сибири.

11. Объясните различия в темпах экономического развития Западной и Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. Свой ответ аргументируйте.

12. На какой основе осуществлено национально-государственное строительство в Сибири в 20-30-е годы ХХ века. Какие административно-территориальные единицы подразумеваются под "национально-государственными", "административно-территориальными" и "национально-территориальными" образованиями? Почему Федерация - это наука жить вместе. Подтвердите это на примере Сибири.

13. Проведите ролевую игру, на которой рассмотрите проблемы коренного населения Сибири. Обсудите данные проблемы с позиций: а)ученого географа; б)ученого-историка; в)этнографа; г)эколога; д)врача; е)местного жителя.

14. Угольная промышленность - традиционно ведущая отрасль Сибири. Назовите отрасли, возникшие на угле, ориентированные на уголь, работающие на отходах угля (коксования) и для угля. Составьте схему внутриотраслевых и межотраслевых связей.

15. Существует прогноз дальнейшего развития Сибири, где в XXI веке Север Западной Сибири определен как район устойчивого развития. Как вы думаете почему?

16. Составьте схему, которая показала бы отрицательное и положительное воздействие ГЭС Ангаро-Енисейского каскада и связанных с ним энергоёмких производств на природный комплекс, хозяйственное и социальное развитие региона.

17. Обсудите на семинаре документ особой важности "Стратегию развития Сибири". Каковы её цели, задачи, основные направления развития, роль сибирского технополиса в решении поставленных задач.

3.3. Терминологические кроссворды и диктанты

1. К теме: "Освоение Сибири в древности и средневековье (до середины XVII века).: племя, соплеменность, народность, нация, этнос, ассимиляция , самодийцы, геополитика, географическое положение, граница, территория Сибири, факторы развития.

2. К теме "Начало освоения Сибири русскими в XI - XVI вв. : метрополия, колония, колонизация, угра, князец, ясак.

3. К теме: "Заселение Сибири русскими и его результаты. Первые русские города в Сибири (конец XVI и начало XVII веков).: город, острог, урбанизация типы поселений - "прибор", "перевод", отъезжие поля, починки, выселки, заимки, зимовья, спецпереселенцы, вольнонародная и правительственная колонизация, ремесло, мануфактура.

4. К теме:"Экономическое освоение Сибири в XVIII в. –нач. XX вв".: завод, пашня "наездом"; категории крестьян - пашенные, оброчные, приписные, захватное земледелие, сдача хлеба "самотеком", кабинетские земли, предпринимательство, тягло, десятина , хлебный оброк, денежный оброк.

5. К теме: "Внешняя торговля Сибири. Кяхтинский торг в начале XVIII века".: меновая торговля, ямская служба, извоз, промыслы, отраслевая структура, территориальная структура хозяйства

6. К теме: "Экономическое развитие Сибири во второй половине ХХ века.": территориально-производственный комплекс, промышленный узел, технополис, технопарк, свободная экономическая зона, комбинат, обрабатывающая промышленность, добывающая промышленность, непроизводственная сфера, отраслевая структура, территориальная структура хозяйства, ГЭС, КАТЭК, ТПК, Ангаро-Енисейский каскад, атомграды, наукоёмкие города, нефтегазоносная провинция, замыкающее топливо, пионерский характер освоения территорий.

7. К теме: "Экономическое развитие Сибири на рубеже ХХ и XXI веков".: "Стратегия развития Сибири"", природная рента, международное географическое разделение труда, мирохозяйственные связи, международная географическая интеграция, внешнеторговый баланс, услуга, рынок услуг, интернационализация, антидемпинговая пошлина .

Курс «Экономическая история Сибири» предполагает различные формы его усвоения и изучения. Одной из форм является умение грамотного составления конспектов лекций и дальнейшая проработка лекционного материала. Для эффективного усвоения лекционного материала необходимо приходить на лекцию заранее и готовиться к ней (настрой, предварительное ознакомление с материалом). Обращайте внимание на главное: лекция имеет определенную структуру (логическую конструкцию) и ваша задача – выявить ее основные пункты. Не записывайте все, что говорит лектор: старайтесь в первую очередь слушать, а потом уже писать или рисовать. Используйте технику конспектирования: метод точек-тире удобен для отражения логической связи отдельных положений: главный заголовок отмечается точкой, подзаголовки помещаются с отступом примерно в сантиметр и помечаются тире, подзаголовки снова помечаются точкой и т. д. Хорошо подчеркивать заголовки разными цветами. Пользуйтесь сокращениями, где это возможно (общепринятыми и индивидуальными). Если что-то не ясно – запишите и задайте вопрос по ходу лекции или в ее конце, спросите во время консультации, поищите в учебнике, обсудите этот вопрос в учебной группе. Основное правило конспектирования: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.

Данный курс предполагает также ознакомление с большим кругом исторической литературы и исторических источников. Работа с научной литературой имеет свои особенности. Во-первых, конспектирование. Конспект – это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Существует плановый, текстуальный и тематический тип конспектов. Чтобы составить плановый конспект, можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать, что сообщает по этому поводу источник. В конспект должно попадать не всё содержание, а только то, что необходимо для работы. Всю книгу рекомендуется не читать, а просматривать, и выбирать те места, которые вас интересуют. Текстуальный тип конспекта состоит из цитат изучаемого вами текста источника. Вы составляете конспект только словами автора книги. Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по одной теме.

Во-вторых, составление плана. План – это логический каркас исследования проблемы. Самой простой формой является развёрнутый план, для лучшего понимания внутренней логики изучаемого текста. План может быть простым, состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развёрнутым, включающим более дробные логические членения в виде параграфов и подпараграфов. Начинать лучше с простого плана, а затем совершенствовать его вглубь, детализируя изложение.

В-третьих, можно делать просто выписки. Это упрощённая форма конспекта, когда из текста выбирается только то, что относится к изучаемой теме и записывается в виде отдельных, не связанных между собой единой логикой записей.

В-четвёртых, можно составлять тезисы – это краткая формулировка основных положений содержания книги или статьи. Основные тезисы – это чёткое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике. Вначале можно составлять простые или более сложные тезисы, на первых порах включающие цитаты или прямой пересказ авторского текста. После переработки они становятся основными.

Важно правильно хранить обработанный вами материал. Созданную базу данных удобнее всего хранить в форме картотеки в алфавитном либо систематическом порядке в зависимости от специфики записей. Помимо компьютерного архивирования созданной вами базы данных можно изготовить карточки самостоятельно и разместить их по рубрикам в алфавитном порядке. Вверху на карточке или листе конспекта указывается тема, фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц. Хорошая организация картотеки позволит вам легко ориентироваться в ней при работе. Работа с научными и учебными источниками становится основанием для написания докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ , являющихся учебно-научной формой контроля знаний.

В ходе изучения курса предполагается выполнение индивидуальных творческих заданий в форме рефератов. Реферат– индивидуальная письменная работа, в которой акцент делается на исследовании избранной проблемы или ее отдельных сторон. Это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Рефераты данного вида студенты выполняют как по специальным, так и по общим учебным дисциплинам . Работа предполагает целью самостоятельность в подходе к проблеме, в оценке источников, в подборе и использовании литературы. Тема работы выбирается из предложенных в программе либо самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Главным критерием оценки реферата является соответствие содержания реферата заявленной теме. Реферат включает в себя следующую структуру: Введение (обоснование актуальности темы исследования, формулировка научной проблемы, цели и задач, основные подходы к изучению проблемы); основная часть с подразделением на главы и параграфы (последовательное раскрытие поставленной во введении проблемы, пути её решения на материалах источников, описание различных точек зрения на изучаемую проблему, мнение автора реферата в отношении указанных мнений); Заключение (выводы, итоги и перспективы исследования проблемы); Список использованных источников и литературы. Объем реферата – не менее 5 и не более 15 печатных страниц через 1,5 интервала в компьютерном варианте. Обязательно наличие титульного листа, оглавления с номерами страниц каждого раздела и параграфов, в тексте – ссылок на используемые в работе источники. Если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками.

5.1 Обязательная литература.

5.1.1. Учебники, учебные и методические пособия.

2. Любавский география России в связи с колонизацией. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература" - СПб.: Издательство "Лань", 2008.

3. Наумов Сибири. Курс лекций. Иркутск, 2003.

4. Олех Сибири: учеб. пособие/ . – Новосибирск, 2005.

5.2. Дополнительная литература.

1. Актовые источники по истории России и Сибири XVI-XVIII веков в фондах. Описи копийных книг. Т. 1-2. "Сибирский хронограф " - Новосибирск, 1982.

2. Адрес подвига - целина. Документы и материалы, Барнаул. 1974.

3. Бояригинова Западной Сибири накануне русской колонизации. Томск. 1961.

4. ибирь. Историческая хрестоматия. М. 1932.

5. Гущин Сибири в ХХ веке: Основные тенденции и катаклизмы в развитии. Новосибирск. 1995.

6. Журин сибирских городов конца XIX - начала ХХ в. в. Учебное пособие. Новосибирск. 1993.

7. , Кузнецова Сибири часть II. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие. - Новосибирск, ИНФОЛИО - пресс, 1999 - 376с.

8. Зуев: вехи истории (XVI - XIX в. в.): Учебное пособие. - Новосибирск: ИНФОЛИО - пресс, 1998 - 368с.

9. Историко-этнографический атлас Сибири. Под редакцией, . М. - Л., 1961

10. История Алтая в документах и материалах: Конец XVII - начало ХХ века. Барнаул. 1991.

11. , Кузнецов Сибири, часть III. Сибирь: ХХ век: Учебное пособие. - Новосибирск: ИНФОЛИО - пресс, 1999. - 336с.

12. Историография городов Сибири конца XVI - начала ХХ века. Новосибирск, 1984.

13. Кузнецова Сибири. Часть I Присоединение к России Учебное пособие. - Новосибирск, ИНФОЛИО - пресс, 1997 - 256с.

15. Летописи сибирские. Составитель и переводчик - Скол. Новосибирск, 1991.

16. Межов библиография . Указатель книг и статей о Сибири на русском языке и одних только книг на иностранных языках за весь период книгопечатания. Т. Т. 1-3 СПб., 1891-1892.

17. По старому Московскому Тракту. - Новосибирское книжное издательство, 1990. - 184с.

18. Политика раскрестьянивания в Сибири Вып.1. Этапы и методы ликвидации крестьянского хозяйства 1930-1940 гг. Новосибирск. 2000.

19. Сибирская советская энциклопедия. ТТ. 1-3. Новосибирск. 1931-1932

20. Сибирь в составе Российской империи (отв. ред. ,). М., 2007.

21. Сибирь XVIII века в путевых описаниях. Издание подготовлено, Вып. VI Сибирский хронограф. Новосибирск. 1996.

22. Соловьева сибирского крестьянства в пореформенный период. Новосибирск. 1981.

23. Титов пароходства в Обь - Иртышском бассейне. Новосибирск, 1990.

24. Хроленок Сибири (1832-1917) Историко-экономический очерк. Иркутск, 1990.

Активность России на южных и западных границах одновременно сопровождалась менее заметным для иностранцев, но оттого не менее значимым проникновением русского влияния на восток, в Сибирь. Это было вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, сибирская пушнина была одним из главных источников пополнения казны. В условиях, когда пушной зверь был почти истреблен в районах его прежней добычи, богатства Сибири приобретали особое значение. Во-вторых, бегство на окраины, куда еще не дотягивалась тяжелая рука московских властей, было одним из следствий растущего социального гнета, также как городские восстания и волнения крестьян.

По этой причине освоение Сибири на начальном этапе было результатом не столько государственной колонизации, сколько делом рук вольных промышленников и казаков, на свой страх и риск отправлявшихся в дальние экспедиции по неизведанным землям. Это было делом крайне непростым. Единственными транспортными артериями в Сибири были реки и когда они покрывались льдом, путешественникам приходилось останавливаться и зимовать. На месте зимовок возникали поселения, постепенно превращавшиеся в города. Так в 1587 г. был основан Тобольск, ставший на долгое время столицей Сибири, почти одновременно возникли Тюмень, Сургут, Нарым, Томск. В устье Оби был построен город Мангазея, превратившийся в главный торговый и перевалочный пункт.

До прихода русских землепроходцев на территории Сибири жили разные, очень несхожие между собой, племена. По берегам Оби обитали ханты и манси (русские называли их остяки и вогулы), к северу от них ненцы (самоеды), далее на восток - эвенки (тунгусы). По течению реки Лены расселились якуты, а вокруг озера Байкал - буряты. Якуты и буряты занимались скотоводством, у них уже появилась племенная знать и князья - «нойоны». Другие же племена находились еще на стадии родового строя. Основным эвенков и других племен лесной зоны продолжала оставаться охота, ненцы и чукчи, населявшие крайнюю северо-восточную оконечность материка, занимались оленеводством.

Русское проникновение в Сибирь не всегда шло мирно. Коренное население принуждалось платить ясак - дань пушниной. Не раз сибирские племена поднимали восстания против пришельцев, но огнестрельное оружие казаков как правило обеспечивало им перевес. Все дальше и дальше на восток возникали города-крепости, становившиеся опорой русской власти. В 1628 г. был основан Красноярск, в 1632 г. Якутск, в 1652 г. на реке Ангаре было построено Иркутское зимовье, на месте которого позднее вырос город Иркутск.

Экспедиции промышленников и казаков-землепроходцев позволили нанести на карту огромные территории. В 1648 г. казаки под началом Федота Попова и Семена Дежнева шести кочах (легких судах) вышли в море из устья реки Колымы. Идя на север, они обогнули мыс, названный ими Большой Каменный Нос. Сейчас этот мыс - восточная точка Азиатского континента, носит имя Дежнева. В 1644 г. отряд Василия Пояркова, выйдя из Якутска, добрался до низовий Амура. Шесть лет спустя экспедиция Ерофея Хабарова положила начало освоению среднего Приамурья. Здесь были построены города Нерчинск и Албазин.

В Приамурье русские владения впрямую приблизились к границам Китая. Уже отряд Хабарова имел несколько стычек с китайцами. В последующие годы столкновения стали еще более частыми. Для того, чтобы снять напряженность на границе, в 1676 г. в Пекин было направлено русское посольство под началом Николая Спафария. Послы были приняты китайским императором, но урегулировать спорные вопросы им не удалось. Более того, в 1683 г. китайские солдаты напали на Албазин, взяли город и увели в плен оборонявших его казаков. Лишь в августе 1689 г. в Нерчинске был подписан договор между Россией и Китаем. По его условиям границей между двумя странами объявлялась река Амур. Русские обязались оставить Албазин, но сохранили за собой Нерчинск и другие поселения в этом районе.

Понадобилось менее столетия для присоединения к России огромной территории от Урала до Тихого океана. Конечно, Сибирь еще надолго осталась пустынным и слабозаселенным краем. Но присоединение земель на востоке имело очень важное значение для России. Помимо пушнины и огромных запасов земли, Сибирь была богата рудой и другими полезными ископаемыми. В окрестностях Нерчинска уже в конце XVII века стали добывать серебро. Освоение Сибири стало основой растущей российской мощи.