Современные социологические концепции. Классические и современные социологические теории молодежи. Принципы современной социологии
Развитие общества не стоит на месте. На любом этапе своего существования общество подчиняется правилам поведения, принятым большинством. Начиная с обычая и заканчивая нормативно-правовыми актами. Общественные правила нуждаются в постоянной актуализации - этот процесс носит название правотворчество.
Правотворчество: понятие, принципы, виды
Что такое правотворчество? Это особый вид деятельности уполномоченных органов (субъектов правотворчества) по преображению уже существующих обычаев в нормы права, выражающийся в непосредственном создании и принятии как единичного нормативно-правового акта, так и совокупности законопроектов (кодификация).
В узком смысле понятие «правотворчество» трактуется как деятельность законодательных органов по принятию нормативных документов, имеющих общеобязательный характер.
Значение правотворческой деятельности огромно. Изменения, происходящие в любом государстве, требуют строгой регламентации в соответствии с установившимися нормами права.
Субъектами правотворчества (нормотворчества) могут быть государственные органы (например: парламент, глава государства, местные органы власти), различные организации (разрабатывают внутренние нормативные документы), граждане (принятие правового акта путем голосования на референдуме).
Признаком правотворчества является его конечный результат: создание нормативно-правового акта, который регулирует те или иные общественные отношения.
Демократичность. Понятие принципа заключается в освещении и обсуждении проекта, разрабатываемого документа, всеми заинтересованными сторонами. Например: при разработке проекта закона, он выносится на общественное обсуждение путем размещения в средствах массовой информации. Замечания и предложения рассматриваются и по мере необходимости учитываются разработчиками закона.
Профессионализм. Этот принцип влияет на качество принимаемых норм права. Проект нормативного акта должен быть подготовлен профессионалами высокого класса. В первую очередь юристами. Но при разработке узкопрофильных законодательных проектов должны привлекаться и профессионалы в области, деятельность которой акт будет регулировать, ведь в нормативном документе необходимо описание понятий, характерных для использования только в этой профессиональной сфере деятельности. Происходит такая деятельность, как правило, в форме различных комиссий по разработке законопроектов.
Законность. В первую очередь проекты нормативно-правовых актов должны соответствовать вышестоящим правовым актам не только государства, но и международным нормам права. При подготовке закона необходимо строгое соблюдение юридической техники (при формулировке понятий и норм), регламентированных процедур правотворческого процесса. Не должно быть конфликта правовых норм законопроекта с уже существующими и действующими в государстве нормами.
Системность. Подготовленный законопроект должен соответствовать действующим актам. В законе не должно быть коллизионных норм и дублирования.
Научный характер. В процессе правотворчества проводятся различные научные исследования, изучается опыт других государств по регулированию общественных отношений, которые будут регламентироваться проектируемым законодательным актом. Прогнозируются последствия ввода в действие разрабатываемого закона.
Разделение правотворческих полномочий. Разграничение полномочий в процессе нормотворчества необходимо с целью избежания дублирования нормативных актов, возникновения конфликта норм, регулируемых разными законами, коллизий. Достигается, путем разграничения деятельности различных субъектов правотворчества, наделением их полномочиями.
Оперативность. Предполагает своевременность принятия или изменения нормативного акта.
Планомерность. Правотворчество носит постоянный характер. Например: каждый год составляется список запланированных к принятию парламентом законов.
Функции правотворчества:
- Обновление существующей системы норм и правил. С развитием общества появляются новые общественные отношения, некоторые отношения утрачиваются свое значение. Поэтому правовая система государства нуждается в обновлении принятых актов, их актуализации.
- Восполнение пробелов в законодательстве . Включение в систему законодательства отношений ранее нерегламентированных или детализация возможных нюансов уже существующих общественных отношений.
- Систематизация существующих нормативно-правовых актов . Проводится в виде издания нескольких правовых актов одновременно, как правило, в виде кодексов.
Виды (формы) правотворчества:
Законотворчество. Принятие нормативно-правовых актов органами государственной власти, обладающими высшими законодательными полномочиями. Как правило, таким органом является парламент, который принимает законы.
Подзаконное правотворчество. Законы содержат только общие правила. Нет смысла возводить все нормы, принятые в обществе, в ранг закона. Органы власти различных уровней (кроме высшего), министерства и ведомства, органы управления различных субъектов хозяйствования могут издавать нормативные акты, согласно своей компетенции. Такие акты должны подчиняться законам (подзаконные), не противоречить им.
Непосредственное правотворчество. Выражение воли народа (как субъекта правотворческого процесса), путем проведения референдумов. Волеизъявление народа, как правило, не нуждается в дальнейшем утверждении и может быть отменено только путем проведения другого референдума.
Делегированное правотворчество. Это ситуация, в которой полномочия на принятие нормативного акта передаются в нижестоящие органы власти (исполнительная власть), в соответствии с их компетенцией. Такое правотворчество позволяет реализовать на практике принцип оперативности.
Чрезвычайное правотворчество. Этот вид нормотворчества проявляется при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации, обусловленной внешними (вооруженное нападение), социальными (бунты), политическими (государственный переворот), техногенными или экологическими (землетрясение, аварии) причинами и утрачивает свое значение при нормализации обстановки.
Характерными чертами чрезвычайного нормотворчества являются:
- направленность на непосредственное устранение угрожающей ситуации, минимизации ее последствий;
- ограничение прав и свобод;
- действие актов ограничено по времени (до момента ликвидации чрезвычайной ситуации).
Собственное правотворчество. Эта форма правотворчества близка, по своему понятию, к делегированному правотворчеству. Право принятия нормативных документов высший законодательный орган делегирует местным органам самоуправления. Принятые ими решения обязательны для исполнения на конкретной, подконтрольной данному органу территории.
Договорное правотворчество. Выражается в форме заключения договора правового характера, последствиями которого становятся принятие нормативных актов или совершение юридически значимых действий. (например: договора, заключенные различными государственными органами между собой, коллективный договор между нанимателем и работниками).
Локальное правотворчество. Реализуется в рамках одной организации или предприятия. Действие принятых нормативных документов распространяется только на отношения, возникающие внутри организации, и регламентирует, например, производственный процесс или деятельность отдельного подразделения. Могут быть в форме приказов, распоряжений руководителя.
Стадии правотворческого процесса
Правотворческим процессом называют определенную последовательность юридически значимых действий по созданию и вводу в действие любого нормативно-правового акта.
Выделяют следующие стадии правотворческого процесса:
- Законодательная инициатива , заключается в праве субъекта правотворчества (закрепляется, как правило, в конституции или высшем законе государства) внести в законодательный орган аргументированное предложение о разработке законопроекта или предоставить уже готовый проект.
- Обсуждение проекта . Предварительно подготовленный проект законодательного акта рассматривается и согласовывается специалистами в области тех общественных отношений, которые предполагается им регулировать. Наиболее значимые проекты могут выноситься на общественное обсуждение.
- Принятие . Проект нормативно-правового акта выносится на голосование в законодательный орган (как правило, голосование происходит в несколько этапов), и после принятия положительного решения подписывается главой государства.
- Опубликование . Доведение нормативно-правового акта до сведения заинтересованных субъектов (как правило, в форме размещения в СМИ). Законы вступают в действие после опубликования в официальных источниках, перечень которых регламентирован законодательством (печатные издания, интернет-ресурсы).
Правотворчество - это вид государственной деятельноcmи, направленной на создание права. В процессе правотворчества происходит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.
Право может быть создано только государством или другими субъектами, если это санкционировано государством. Создание и развитие права находят закрепление в формах права. Форма права неразрывно связана с правотворчеством и зависит от субъектов правотворчества.
В государственно-правовой истории использовались различные формы права, и это зависело от выбора способов его создания. Можно выделить два основных способа создания права: государственные органы сами создают (изменяют) право; государство объявляет правом то, что создается другими субъектами. К последнему относится санкционирование государством обычая, в результате чего он становится правовым обычаем. К такому же способу правотворчества относится санкционирование государством религиозных норм в качестве правовых. Превращение религиозных норм в правовые возможно только с санкции государства и имеет немало особенностей, связанных с этапами истории и с различными регионами.
В новое и новейшее время главным способом (путем) создания и развития права является правотворческая деятельность самого государства. В ней участвуют различные государственные органы. В странах, правовая система которых содержит прецеденты - решения по конкретным делам, - правотворчество осуществляется и судами высших инстанций. В странах, в которых право является системой юридических норм, правотворчество (нормотворчество) в основном осуществляется органами государственной власти и управления.
В перечне факторов влияния на формирование права и непосредственно на правотворческую деятельность очень важную роль играет правосознание. Оно существует как социальное явление, которое не ограничено правотворчеством, но составляет обязательный его элемент. Правосознание только участников правотворческой деятельности государственных органов способно получить оформление вправе.
Правотворчecтвo - это такая: разновиднocть правовой деятельности гocyдapcтвa, содержание которой заключается в возведении воли в правовые тpeбoвания, правила, так как сущнocть права составляет возводимая в право воля социальных сил, имеющих гocyдарственную власть и осуществляющих нормотворческую деятельнocть, а внешней формой ее выpажения являются юридические нормы, закрепленные в нормативных правовых актах или дpyгиx актах гocyдapcтвa.
Таким образом, содержанием правотворчества (нормотворчества) является образование права, его закрепление в документах. Ключевое значение имеет то, что без участия государства ни один документ обще ственной организации или выраженная на референдуме воля народа не приобретают качества формы права. Никакая общественная организация самостоятельно не может наделить себя правотворческими полномочиями. Их реализует только государство.
Предоставление государством возможности правотворчества другим субъектам, по сути, является особым путем государственного участия в этом процессе, разрешением такого способа выражения государственной воли вправе.
Таким образом, при любых способах создания права правотворчество зависит отгосударства, поэтому право - всегда продукт государственной деятельности.
Правотворчество - это такая правовая форма государственной деятельности, которая состоит в принятии уполномоченными государственными органами (или другими субъектами с санкции государства) решений обустановлении, изменении или отмене норм права и юридических пределов их действия.
Правотворчество, которое является одной из правовых форм государственной деятельности, можно назвать первичной формой, ибо в результате создается право, его нормы.
Другие право вые формы государственной деятельности имеют производный от правотворчества характер, так как они связаны с правореализацией. Правоисполнительная и правоохранительная (юрисдикционная) деятельность государства осуществляется на основе права и является правореализующей деятельностью.
Все перечисленные формы правовой деятельности государственных органов (правотворческая, исполнительная и правоохранительная) отражают разные способы государственной деятельности в организации общественной жизни, решают разные задачи.
Цель правотворчества - создание нормативной правовой основы, права. Цель исполнительной и правоохранительной (юрисдикционной) деятельности - реализация права.
Все виды правовой деятельности государственных органов имеют государственно-властный характер. Однако правотворчество имеет специфические черты, отличающие его от других правовых форм государственной деятельности, а именно:
Правотворчество является единственным способом возведения в право государственной воли;
Оно создает правовую основу для иных видов правовой государственной деятельности; его результатом является принятие нормативных правовых актов и иных форм (источников) права.
Один и тот же государственный орган в рамках компетенции может выполнять свои задачи, осуществляя деятельность во всех правовых формах. Акты, которые принимаются в разных правовых формах деятельности, могут иметь одинаковое наименование, но отличаться содержанием и назначением. Акты, которые принимаются в правотворческой деятельности, являются нормативными правовыми актами формой права.
Правильное понимание правотворчества, его актов имеет не только теоретическое значение. Оно необходимо для ориентации во всех правовых формах и актах государственной деятельности.
Правотворчество - это чрезвычайно сложный вид государственной деятельности, в которой отражаются многие социальные потребности, учитываются разные интересы и возможности их удовлетворения с помощью правовых норм, обеспечивается эффективность выбираемых правовых средств, правильно предвидятся последствия реализации принимаемых правовых правил.
Возникновение социальной потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений обязательно предшествует правотворчеству, вызывает в нем необходимость. Правотворчество это процесс, в котором удовлетворяется определенная социальная по требность, происходит юридическое оформление условий ее обеспечения.
Правотворчество осуществляется как юридически оформленная процедура. Правовая регламентация правотворческого процесса зависит от уровня правовой культуры в стране, от правотворческого органа, устанавливающего порядок в нормотворчестве - процедуру. Учитывая важность принятия нормативных правовых актов высшими органами власти, конституция закрепляет наиболее существенные стороны законодательного процесса.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах , к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.
1. Демократизм и гласность правотворчества . Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена прaктика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
2. Профессионализм правотворчecтвa . Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Правотворческий: дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.
3. Законность правотворчеcтва . В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правовoго государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.
4.Научный характер правотворчеcтвa и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.
Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые право все предписания будут обоснованными и эффективными.
Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата cвoeгo труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.
С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие.
1. Законность правотворчества.
Этот принцип включает следующие моменты: нормативные правовые акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; должен соблюдаться установленный нормативно-правовой порядок (процедура) правотворческой деятельности того или иного рода; само содержание принимаемых нормативных правовых актов должно быть законным (правовым).
2. Демократизм правотворчества.
Этот принцип предполагает участие народа в принятии нормативных правовых актов и прежде всего законов. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие законов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных актов в СМИ. С содержательной стороны этот принцип требует, чтобы в законах и иных нормативных актах были отражены ожидания, интересы, потребности народа.
3. Научная обоснованность (научность) правотворчества.
Правотворческая деятельность должна опираться на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правотворческого процесса и всей совокупности официальных источников права.
4. Профессионализм правотворчества.
Особая социальная значимость правотворческой деятельности и ее специфика, содержательное своеобразие требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. От субъектов правотворческой деятельности требуется понимание смысла и назначения правоустановительной деятельности, совершенное владение юридической техникой и т.д.
5. Системность правотворчества.
Вся правотворческая деятельность должна иметь системный и организованный характер, необходима согласованность в действиях всех субъектов правотворческой деятельности. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм.
6. Оперативность правотворчества.
Этот принцип предполагает своевременность издания юридических норм. Право не должно отставать от жизни. Напротив, законодатель должен действовать на опережение, предвидеть зарождающиеся в обществе процессы как положительного, так и отрицательного свойства, и реагировать на них путем принятия соответствующих норм. Оперативность правотворчества означает и быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших норм и т.д.
7. Связь правотворчества и практики.
Только реализация норм права на практике может дать объективную оценку результатам правотворческой деятельности. Без обратной связи со стороны практики невозможно оценить эффективность принятых нормотворческих решений. Связь субъектов правотворчества с практикой реализации юридических норм позволяет выявить пробелы в праве, ошибки, допущенные в процессе правотворчества.
Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии – промежуточные, относительно завершенные, этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.
Наиболее распространенной в странах с писаным правом (к которым относится и Россия) является такая форма правотворчества, как принятие нормативных правовых актов органами государства.
Порядок принятия подзаконных нормативных правовых актов зависит от типа и компетенции соответствующего органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты коллегиальных органов исполнительной власти (например, постановления Правительства РФ) принимаются простым большинством голосов членов соответствующей коллегии. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах единоличного руководства (указы Президента РФ, приказы министра, акты глав исполнительной власти в субъектах РФ и т.д.) принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица.
Наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов). Она состоит из следующих основных стадий.
- 1. Реализация права законодательной инициативы, т.е. права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции РФ.
- 2. Обсуждение законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.
- 3. Принятие законопроекта. В России – путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Детально эта процедура регулируется Конституцией РФ и регламентами деятельности высших органов государственной власти.
- 4. Официальное опубликование закона.
Юридическая техника – это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:
- логическую последовательность изложения;
- отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;
- компактность нормативного материала;
- ясность и доступность языка закона;
- точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
- устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.
Уровень юридической техники свидетельствует об уровне юридической культуры. Юридическая техника прежде всего касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативных правовых актов.
1. Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество - это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на референдумы.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых.
Правотворчество характеризуется тем, что:
представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого - в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т. п.);
профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди; юристы, управленцы, экономисты и другие);
законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов);
Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
2. Виды правотворчества
Правотворчество - богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
5) правотворчество общественных организаций (например,профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2} делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента);
3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. п. Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом.
Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение о принятии закона, соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает
у последнего, обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его -- право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
6) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");
в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут противоречить друг другу. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему.
Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Выделяют такие виды систематизации, как;
1) инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Она подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести
Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и
т. п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде;
2) консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация - объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - и способ правотворчества, и наиболее
сложный, трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (затрагивает нормы определенной его сферы), специальной (затрагивает нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т. д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс,
в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
5. Юридическая техника
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечить их совершенство и повысить эффективность.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правового акта, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно степень развития юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т. п.).
К техническим правилам относят:
1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т. п.), структурную организацию правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, частей, пунктов и т. д.).