Марксистская концепция исторического процесса. Источники исторического знания

Свою основную идею о естественноисторическом процессе развития общества К. Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни экономическую, из всех общественных отношений - производственные как основные и определяющие остальные отношения1.

Взяв за исходный пункт факт добывания средств к жизни, марксизм связал с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства, и в системе этих производственных отношений увидел основу - базис определенного общества, - которая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественной мысли .

Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации были обобщены марксизмом и сведены к действиям больших масс, в классовом обществе - классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития.

Общественно-экономическая формация - это, согласно марксизму, исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся ступенью прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие "общественно-экономическая формация" составляет краеугольный камень марксистского понимания истории. При этом одна формация сменяется другой в результате социальной революции. Капиталистическое общество, согласно марксизму, - последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества и начинается подлинная история - коммунизм .

Типы формаций

Марксизм различает пять типов общественно-экономических формаций .

Первобытнообщинный строй - первичная (или архаическая) общественная формация, структура которой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общности людей. Эта формация охватывает время от зарождения социальных отношений до возникновения классового общества. При широком толковании понятия "первичная формация" началом первобытнообщинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом - общество общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигают в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Основой производственных отношений здесь служила общая собственность на средства производства (орудия производства, земля, а также жилище, хозяйственный инвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего обихода, одежду и т. п. Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества, коллективных форм собственности, религиозно-магических представлений первобытные отношения вытесняются новыми социальными отношениями в результате совершенствования орудий труда, форм хозяйства, эволюции семейно-брачных и других отношений.

Рабовладельческий строй - первое классовое антагонистическое общество, возникшее на развалинах первобытнообщинного строя. Рабство, согласно марксизму, в тех или иных масштабах и формах существовало во всех странах и у всех народов. При рабовладельческом строе главной производительной силой общества являются рабы, а господствующим классом - класс рабовладельцев, который распадается на разные социальные группы (землевладельцы, торговцы, ростовщики и т. д.). Кроме этих двух основных классов - рабов и рабовладельцев - в рабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен-пролетариат, образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основой господствующих производственных отношений рабовладельческого общества является частная собственность рабовладельца на средства производства и рабов. С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается государство. С разложением рабовладельческого строя классовая борьба обостряется и рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой - феодальной.

Феодализм (от лат. feodum - поместье) представляет собой среднее звено в смене формаций между рабовладельческим строем и капитализмом. Возникает посредством синтеза элементов разложения первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с равномерным их соотношением. Экономический строй феодализма характеризуется тем, что главное средство производства - земля - находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами мелких производителей - крестьян. Политическое устройство феодального общества на разных этапах его развития различно: от мельчайшей государственной раздробленности до весьма централизованных абсолютистских монархий. Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития как системы) характеризуется, согласно марксизму, зарождением в его недрах мануфактурного производства - зачатка капиталистических отношений и времени назревания и свершения буржуазных революций.

Капитализм - общественно-экономическая формация, сменяющая феодализм. В основе капитализма лежат частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Главное противоречие капитализма - между общественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения - находит выражение, согласно марксизму, в антагонизме между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата является социалистическая революция.

Социализм и коммунизм представляют собой две фазы коммунистической формации: социализм - ее первая, или низшая, фаза; коммунизм - высшая фаза. Согласно марксистскому учению, в основе их различия лежит степень экономической зрелости. Уже при социализме отсутствуют частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. В этом отношении между социализмом и коммунизмом различия нет. Но при социализме общественная собственность на средства производства существует в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной; при коммунизме же должна быть единая всенародная собственность. При социализме, согласно марксизму, сохраняются, а при коммунизме исчезают различия между рабочим классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией, а также между умственным и физическим трудом, городом и деревней. На определенной ступени развития коммунизма, согласно марксистскому учению, полностью отомрут политические и правовые учреждения, идеология, государство в целом; коммунизм явится высшей формой организации общества, которая будет функционировать на основе высокоразвитых производительных сил, науки, техники, культуры и общественного самоуправления .

Важнейшим постулатом марксистской методологии истории может быть признана идея, согласно которой экономические потребности людей независимо от их воли и желания в конечном счете определяют тенденции социального развития, что экономика детерминирует социально-исторический процесс.

Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Основные положения формационной теории:

1. Ключевое понятие марксистской историографии – категория общественно-экономической формации, которая понимается как общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи, то есть это исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер.

2. Структура формации определяется существованием базиса и надстройки. Базис представляет собой основу формации, определяет формационный тип. Базисом называют совокупность общественных отношений, отношения собственности на средства производства, отношения, связанные непосредственно с самим производством, отношения, возникающие при распределении, обмене и потреблении произведенного продукта характерных для того или иного способа производства:.

Социальные отношения, выходящие за пределы экономических, относят к области надстроечных. Надстройка представляет собой совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных и иных взглядов, учреждений и отношений.

3. Характер базиса определяет тип надстройки, которая, в свою очередь, может оказывать обратное влияние на базис. Основа надстройки – Идеология (политическое сознание общества) подчиняет себе все сферы духовности - мораль и художественную культуру, право и религию, философию и научное познание.

4. Производственные отношения, характерные для данного базиса, являются частью способа производства - неразрывного единства производительных сил и производственных отношений. Если производственные отношения определяет тип социальных связей, возникающих в процессе производства, то производительные силы характеризуют отношения человека и общества к природе, приспособление которой к общественным потребностям составляет важнейшее содержание производства.

5. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений имеет характер определенного закона. Подвижно изменяющиеся производительные силы обгоняют относительно статичные производственные отношения. Их несоответствие приводит в конечном счете к конфликту, являющемуся объективной основой социальных революций.

6. Социальная революция представляет собой высшую форму классовой борьбы, обязательного атрибута обществ, основанных на частной собственности и социальном неравенстве классов. Ф. Энгельс называл теорию классовой борьбы и социальных революций «великим законом движения истории», «ключом к пониманию истории».

7. Исторический процесс есть не что иное, как процесс смены общественно-экономических формаций, общих для всех или многих народов. К. Маркс выделял пять формационных типов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический.

Две важнейшие характеристики марксистского видения исторического процесса. Во-первых, это взгляд на общество как на сложную систему находящихся в непрерывном взаимодействии элементов, систему подвижную, закономерно развивающуюся в пространстве и времени (принцип системного анализа общества). Во-вторых, это обоснование возможности объяснения и анализа общества на основе детерминистского принципа «выведения» всей структуры социальных отношений из отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

По мнению многих историков различных школ и направлений, принцип системного анализа общества, предложенный марксистской теорией, был одним из важнейших ее достижений, ее вкладом в развитие теории исторического процесса. Что касается экономического детерминизма, то он отвергается большинством исследователей как ведущий к упрощению реальной многомерной действительности. Приведем слова Фернана Броделя, крупнейшего представителя школы «Анналов»: «Гений Маркса состоит в том, что он первый сконструировал действительные социальные модели, основанные на долговременной перспективе». Но, отмечал Ф. Бродель, «мы больше не верим объяснению истории на основе того или иного доминирующего фактора. Не существует односторонней истории».

Влияние марксизма на историографию XX столетия было чрезвычайно сильным. И это не может быть объяснено лишь политическими или идеологическими причинами. Дело в том, что формационный подход дает неплохо работающую социальную модель, которая позволяет изучать общественное развитие «сквозь призму действия факторов объективных, от человеческой воли и сознания независимых» (М. Барг); устанавливать определенную периодизацию истории общества, понимать исторический процесс как законосообразную последовательность сменяющих друг друга этапов, выявлять генетические и причинные связи между ними; изучать взаимодействие между странами и народами, находящимися на разных уровнях развития.

В то же время следует помнить о том, что данный подход, как и любой другой, не является абсолютным, имеет определенные границы своего применения, не действует при исследовании всего спектра общественных отношений. Ритм и периодизация процессов, происходящих в других сферах жизни человеческого общества, не совпадает с периодами экономических изменений. Как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как самостоятельный, генетически независимый фактор Авторы теории не раз подчеркивали, что экономика лишь в конечном счете определяет жизнь людей и общества. Масштабность, степень обобщения материала при формационном подходе таковы, что события и процессы, происходящие на «мега» и «микроуровнях», просто «невидимы» для исследователя. Всякий раз возникает ситуация, подобная той, что была описана Гегелем, размышлявшим о соотношении абстрактного и конкретного в процессе познания. «Эй, старая, ты торгуешь тухлыми яйцами»,– сказала покупательница торговке. «Что? – вспылила та.- Мои яйца тухлые? Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить про мой товар? Да сама ты кто? Твоего папашу вши заели, а мамаша твоя с французами амуры крутила! Ты, у которой бабка в богадельне сдохла!..» – Короче, она ни капельки хорошего не может допустить в своей обидчице. Она и мыслит абстрактно – подытоживает все... исключительно в свете того преступления, что та нашла яйца несвежими».

Кроме того, жесткий детерминизм – вольно или невольно – отодвигает на второй план субъекта истории, человека и человеческую деятельность. По-видимому, это неизбежное следствие применения принципов, лежащих в основе концепции и заставляющих пренебрегать, при конкретном анализе известным предостережением самого К. Маркса: «История не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».

Все сказанное устанавливает пределы использования формационного подхода в конкретных исторических исследованиях. В этих пределах способ объяснения исторического процесса, предложенный К. Марксом, вполне действенен и дает интересные результаты. В качестве же универсального способа изучения истории во всем многообразии ее проявлений историческая теория марксизма рассматриваться не может.

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 1828 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Согласно Марксу, способ производства - это совокупность произ­водительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, неза­висящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влия-ние на трактовку общественно-исторических событий многими мыс­лителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.

Немарксистские концепции исторического развития, разрабаты­вавшиеся в XX в., нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного разви­тия являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте вырос­ли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества француз­ского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и по­литика Даниела Белла и т. д.

Наиболее распространенная в XX в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У. Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

СТАДИЯ РОСТА - этап общественного развития, связанный с опреде­ленным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1)доиндусгриальное общество (занятое преимущественно аграр­ным хозяйством);

2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возник­новения машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развити­ем науки и техники);

4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, ин­формационное общество XXI в.).

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает раз­витие науки и техники.

Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности куль­туры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый ха­рактер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаим­ной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный инте­рес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознаком­ления с позицией оригинального русского мыслителя. (Прочитайте: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1998.)

Цивилизационный подход исходит из трех принципов.

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не су­ществует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдель­ной культуре, которая, подобно живому организму, проходит эта­пы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

Рассмотренные нами концепции общественного развития являют­ся не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющи­ми. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои сла­бые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то вре­мя как стадиальный подход верно схватывает современные процессы, связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попыт­ки объединить их. Но универсальная схема общественно-историче­ского процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана. Культура и цивилизация

Слово культура - одно из самых популярных в рассуждениях о веч­ных философских проблемах. Существуют сотни различных опреде­лений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и ис­кусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» появилось в латинском языке (сикит - возделы­вание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном зна­чении для характеристики человеческого мышления: «Философия есть культура ума». Понятие культура соотносится с другим поняти­ем «натура» (паШга - природа) и противопоставляется ему. Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует и са­мого себя.

В наше время культуру изучает целый ряд наук: история, археоло­гия, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусст­воведение и т. д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изуче­нии культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социоло­гия - культуру социальных отношений). На рубеже Х1Х-ХХ вв. воз­никла даже специальная наука о культуре - культурология, поставив­шая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала но­вых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологи­ческий и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, сохраняет свое значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа.

Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в антич­ности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. культура как специфическое явление не становилась специально пред­метом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мысли­тели разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждае­мые проблемы оказывались необходимой частью философского зна­ния. Так, например, в античности центральное положение занимало воспитание. Причем воспитание рассматривалось как природный про­цесс, поскольку античное понимание культуры содержало представ­ление о природности человека. Процесс подготовки граждан в антич­ном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка древние греки обозначали при помощи понятия «пайдейя». В Древ­нем Риме говорилось в первую очередь о «человеческом достоинстве», которое связывалось с гражданскими доблестями. Средневековье также не знало о культуре как феномене, самостоятельно создаваемом чело­веком. Под культурой понималась богословская ученость, осведом­ленность в теологических вопросах. Особо подчеркивались преиму­щество веры и ее безграничность в отличие от слабости человеческого разума. Предпосылки для складывания идеи культуры возникли во времена Возрождения, когда появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы. Для Ренессанса был харак­терен культ творческой личности, а под культурой понималась твор­ческая (преимущественно художественная) деятельность человека. Культура стала фиксироваться в результатах творческой деятельности.

Вторым этапом стал этап превращения культуры в предмет само­стоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских об­ластей и проблем: в теории познания, в философии человека, в соци­альной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII- XVIII вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума обосновывалась в расчете на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на ру­беже XVII-XVIII вв. проблема «естественного и искусственного» привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусст­венное (созданное людьми). Общество, как и государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного вошло со­ставной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико и Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на ее развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философ­ская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель, Ниц­ше и Шпенглер на Западе и Данилевский, Розанов и Бердяев в России. третьем этапе стремление к научности достигает крайней степе-■ ■■; „ Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к:~ -".м формам бытия, таким как природа, общество и человек, иссле-з: »^тель обращается к анализу конкретных феноменов культуры (ис--г - нческих, социальных, этнических). Наряду с философией культуры »:.:-пикают конкретные исследования культуры в рамках специальных - у унитарных и социальных наук. Происходит становление особой *и;.ки - культурологии.

Однако какой бы объем знаний о культуре ни добывался всей сово-г. ттностью наук о ней, изучающих ее конкретные исторические, этни­ческие, социальные и профессиональные формы (например, античную ж средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцар-::<ую культуры), вскрывающих различные механизмы функциониро­вания культуры (экономические и социологические, психологические а семиотические), он не содержит ответов на главные вопросы: «Что такое культура?», «Почему возникает такой способ существования че­ловеческого вида?», «Как функционирует культура?», «Какие законы управляют ее историческим развитием?», «Как осознается культура?». Философский характер этих вопросов и ответов на них состоит в том, что они соединяют объективное познание реальности и ее цен­ностное осмысление

Что же такое культура? Разберем несколько вариантов ответов, ко­торые имеются в современной философии культуры.

1. Культура - это искусственная среда, созданная человеком. При таком понимании культура противопоставляется природе («на­туре»).

2. Культура - это научаемое поведение (т. е. не генетически насле­дуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура - это специфически человеческая деятельность. Лю­бое действие человека является фактом культуры.

4. Культура - это ценностная деятельность, способ развития чело­века и человечества. Культурой может считаться лишь то, что направлено во благо человека. Культура при таком понимании противопоставляется антикультуре.

5. Культура - это память человечества, средство сохранения и пе­редачи опыта и традиций.

6. Культура - это новаторство, творчество, свободная деятель­ность.

7. Культура - это знаковая, символическая деятельность. Множественность теорий культуры объясняется сложностью само­го феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура.

Социальная философия выделяет следующие функции культуры.

Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Со­циализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятие «девиация» - отказ от социально одобренных норм поведения.

♦ Коммуникативная функция, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.

♦ Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура - продукт совместного существования людей, которое требует обретения общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время набор форм социального взаимодействия постоян­но изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

♦ Знаково-коммуникативная функция культуры. Все явления куль­туры, «артефакты», являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществ­ляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы. Культуру, таким образом, можно рассматри­вать как систему символов.

♦ Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (на­пример, празднества, соревнования, карнавалы). Понятие «игра» активно используется в современных исследованиях, поскольку позволяет глубже понять особенности человеческой деятельности.

Для знакомства с игровой функцией культуры можно рекомендо­вать следующую литературу. (Прочитайте: Хейзинга Й. Ното Ьийеж. В тени завтрашнего дня. - М., 1992; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые иг­рают в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1995.)

Каково место личности в культуре? В философии существует сле­дующее положение: человек - это субъект и объект культуры. Дей­ствительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его. Культура - это и способ внутренней регуля­ции, требующий рефлексии, а не просто воспроизведения. Понимать мир - значит расширить свое отношение к нему. Если человек прояв­ляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творче­ства, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

О культуре можно говорить на многих уровнях. В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом, тогда речь идет о планетарной культуре. Субъектом культуры могут быть цивилизации (тогда выделяют, например, западную и восточную цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чеш­ская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, тендерная, профессиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.

Одним из сложнейших вопросов социальной философии является вопрос о соотношении культуры и общества. Реальность, выраженная в данных категориях, во многом совпадает, но имеются и различия. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они являются взаимопроникающими. По сути дела, речь идет о двух ракурсах рас­смотрения жизни людей. Обращая внимание на способы объединения людей и их исторические формы, мы используем понятие «общество». Категория «культура» дает возможность рассмотреть, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.

Как соотносятся понятия культура и цивилизация? При многознач­ности определений того и другого понятия данный вопрос не имеет однозначного ответа. Познакомимся с имеющимися определениями понятия «цивилизация».

Цивилизация (от лат. спЛНз - гражданский, государственный):

1) синоним культуры;

2) определенная ступень общественного развития, характеризующа­яся наличием городских поселений, государства и письменности;

3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной сис­темой.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употреб­ляемых понятий не только в философии, но и в гуманитарных науках, и в публицистике. Многозначность понятия «цивилизация» объясня­ется и его давностью. Уже в XVIII в. это понятие прочно вошло в раз­личные философские теории. Тот же процесс продолжается и в наши дни. Новые теории не вытесняют старые, а продолжают существовать параллельно.

Понятия культура и цивилизация иногда употребляются как сино­нимы (что характерно, например, для антропологического подхода). Цивилизация может рассматриваться и как уровень развития культу­ры. Из такого понимания исходят, например, историки и археологи. Цивилизацией они считают лишь ту культуру, в которой существуют городские поселения, государство и письменность. Понятия «культу­ра» и «цивилизация», не являясь тождественными, одновременно тес­но связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация - это, во-первых, определенный уровень разви­тия культуры, во-вторых, определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных циви­лизациях, античной цивилизации и т. д. В таком случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира, необхо­димая для их изучения. Н. Я. Данилевский называл их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер - «высокими культурами», А. Тойнби - «цивилизациями», П. Сорокин - «социокультурными суперсистемами», Н. Бердяев - «великими культурами».

Понятие «цивилизация» как социокультурная целостность, как еди­ница для изучения мировой культуры по-разному использовалась раз­личными авторами. Н. Я. Данилевский выделял 12 автономных циви­лизаций, или историко-культурных типов:

1) египетский;

2)китайский;

3) ассиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитический;

4)индийский;

5)иранский;

6)еврейский;

7) греческий;

8) римский;

9) новосемитический, или аравийский;

10) германо-романский, или европейский;

11) мексиканский;

12) перуанский.

Каждый из этих типов, по мнению Н. Я. Данилевского, существует изолированно, так как культурно-исторические типы не перемешива­ются и не скрещиваются между собой. Такие народы, как гунны или монголы, играют роль разрушителей умирающих цивилизаций. Типология Данилевского послужила основой для трех главных вы­водов: во-первых, каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану; во-вторых, он предположил, что жизнь цивилизаций имеет свой предел и что одна цивилизация сменяет другую; и, в-третьих, он считал, что сравнитель­ное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.

Понимание цивилизации как завершающего этапа развития культуры было предложено немецким философом О. Шпенглером (в 2008 г. будет отмечаться 90-летие со дня издания его работы «Закат Евро­пы»). По его мнению, культура - это творчество, а цивилизация - по­вторение, воспроизведение и тиражирование. Уделяя основное вни­мание переходу культуры в цивилизацию, Шпенглер считал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью.

О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), об­ладающих собственным стилем:

♦ египетская;

♦ индийская;

♦ вавилонская;

♦ китайская;

♦ греко-римская;

♦ магическая (византийско-арабская);

♦ фаустовская (западно-европейская).

В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско- " сибирскую.

Шпенглер исходил из идеи существования некоей ведущей харак­теристики, придающей каждой культуре соответствующую специфи­ку. У каждой из великих культур в период ее активной фазы суще­ствует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Первичная форма каждой культуры воплощается в символах.

Под цивилизацией понимается и культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой (например, при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская циви­лизации). Такая трактовка понятия «цивилизация» была предложена английским историком А. Тойнби, посвятившим исследованию причин развития и упадка цивилизаций многотомный труд «Постижение ис­тории». Тойнби особо выделяет синтезирующую роль религии. Как и Шпенглер, Тойнби исходил из факта множественности культур. Его теория локальных цивилизаций позволяет изучать общества, занима­ющие определенные территории и имеющие особенности социально-эко­номического, культурного, религиозного развития. Цивилизации могут совпадать с границами общества (например, китайская цивилизация), а могут включать в себя ряд государств (мусульманская цивилизация). Типологический подход А. Тойнби основан на сравнительном анализе. Тойнби не классифицирует цивилизации как культуры, если под куль­турой понимать определенные модели. Мировые цивилизации в дан­ном случае являются более крупными образованиями, которые по мас­штабам иногда шире нации или государства. Цивилизации Тойнби в большей степени представляют собой вариант культурной общности. Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своебразие куль­тур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, «Севе­ра» и «Юга», «Запада» и «Востока». Еще более широким, чем понятие «цивилизация», является понятие «цивилизационного типа». В каче­стве таковых выделяются Запад и Восток (иногда для краткости гово­рят просто о западной и восточной цивилизациях). Термины Восток и Запад - не географические, а культурологические и философские. Восток можно определить как доиндустриальное или традиционное общество. Запад же - это новационное общество, техническая циви­лизация. В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке можно выделить целый ряд принципиальных отличий.

1. Если для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, то на Западе преобладало но­ваторство и существовали высокие темпы исторического развития.

2. Восток - это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой. Человек не может изменить своего со­циального положения, он принадлежит к той социальной группе, в которую был включен самим фактом рождения. Для Востока характерна деспотия как форма правления. Западное общество - это общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное. Че­ловек имеет возможности для изменения своего статуса, такие как образование, карьера, бизнес. Именно на Западе возникают такие формы правления, как демократия и республика.

3. На Востоке преобладает образное мышление, а картину мира формируют религиозно-мифологические системы. На Западе развивается рациональное мышление, высшим выражением ко­торого становится наука, претендующая на то, чтобы формиро­вать собственную картину мира. 4. На Востоке общественное и природное воспринималось как еди­ное. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружаю­щей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия об­щества, результатом чего и стали экологические проблемы XX в.

Запад и Восток как цивилизационные типы являются теоретиче­ской абстракцией, во многом помогающей понять различие путей раз­вития общества. Безусловно, что в начале XXI в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модер­низации и глобализации.

Сегодня Запад - это синоним понятия «развитые страны». Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те вос­точные страны, где существовала конфуцианская религиозная тради­ция (Япония, Китай). Более сложным оказывается путь Индии с ее религиозной системой индуизма. Самые же большие сложности ожи­дают на пути модернизации страны мусульманской культуры.

К какому же из этих двух цивилизационных типов, к Западу или Востоку, принадлежит Россия? В истории русской философии про­блема «судьбы России» (метафора Н. А. Бердяева) была одной из цен­тральных. Русские мыслители разделились по вопросу о понимании типа российского развития на два направления: западников и славя­нофилов. Первые из них считали, что Россия идет по западному пути, но с некоторым отставанием. Вторые же утверждали, что Россия - это особая цивилизация. Позицию во многом близкую к славянофилам занимал Н. Я. Данилевский. Он рассматривал Россию и Европу как два разных культурно-исторических типа. Данное понятие Данилев­ский трактовал как единство религиозного, промышленного, социаль­но-бытового, политического и художественного планов развития. По сути дела, в книге Данилевского впервые была представлена теория культурно-исторических типов (локальных цивилизаций, как назвал их позднее А. Тойнби).

Славянофилы связывали особенность России как цивилизации с такими ее чертами, как тип христианства (православие), существо­вание в деревне общины, самодержавием как формой власти. Славя­нофилы настаивали на принципиальной самобытности русской куль­туры и русской истории, начиная с истоков и заканчивая возмож­ностью осуществления христианского идеала соборности в самой жизни. Западники, считая российский народ европейским, полагали, что русская культура развивается в общеевропейском русле, но идет своим несколько замедленным путем (подробнее см.: 4.4. Русская фи­лософия).

Современные исследования России, особенностей ее культурного и цивилизационного развития выводят на проблему русского нацио­нального характера. По мнению русского философа Н. А. Бердяева, в национальном характере русского народа странным образом сочета­ются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарством. Наличие противоположностей получило название «бинарности» рус­ской культуры.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии

Тема истоки философии философия в структуре мировоззрения предмет философии.. учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дополнительная

Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р

Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим 2. формировал коллективные представления того или иного народа 3. обеспечивал духовную связь поколений 4. закреплял принятую в о

Соотношение философии и мифа
философия миф Разум в философии – предмет размышления и анализа Разум в качестве особого объекта не выделяется

Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»

Соотношение философии и религии
философия религия Обе – общественно – исторические формы мировоззрения Обе - решают сходные задачи ми

Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». 1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и

Философию - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение
типы мировоззрения: 1) мифологическое; 2)религиозное; } основные 3) философское; 4) научное.

Функции философии
1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты: -

Методы философских исследований
основные груп­пы метолов: частнонаучные 1. об общенаучные 2. всеобщие (философские) - применимы

Методы теоретического познания
1. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч. ахюта - принятое, бесспорное) ме­тод - принятие ряда утверждений в качес

Этапы исторического развития философии
1. Индийская философия, китайская философия, античная фило­софия-этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к

Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? 2. Объясните, каким образом данное высказывание

Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления. 2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская). 3. Диалектика и атомизм Ле

Дополнительная
1. Антология философской мысли. - М., 1993. 2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М., 1997. 3. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976. 6. История философ

Пифагор
(2-я пол. VI - нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями. - учение о

Парменид
(конец VII-VI в. до н.э.) - философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей г.Элей). -

Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения». - «О природ

Анаксагор
(500-428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множе­ство. - элементы - это семена. Элементов с

Зенон Элейский
(ок. 490-430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения - 3-ри апории. 1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини

Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист. - сочинение - «Великий мирострой» -

Диалектика и этический рационализм Сократа
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик В V в. до н.э. на смену политической власти ста­ринной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но

Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.) Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию

Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик» - государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В иде­аль

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима - материя не может воз­никнуть из ничего - материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве - но сама по себе

Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии - при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего:

Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения - душа - энтелехия тела (т.е. не может с

Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служ

Об обществе и государстве
- человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства) -

Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис - рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи

Эпикур и эпикурейцы
Эпи­кур (341-270 до н.э.) Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом

Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм - это наименее «греческая» из всех философских школ. 1) ранние стоики

Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: со­стояние нирваны и актив

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. - М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М., 1997. 4. Ильин

Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия - это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознамено­вано союзом фи

Основные черты средневековой философии
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке. 2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была д

Апологетика и патристика (2-5 вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га - защита) - это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о

Схоластика (5-15 вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после

Философия эпохи Возрождения (15-16 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе - возрож­дение), получила свое название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в евродейских странах - ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой фи­лософской о

Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв

Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени. 2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований. 3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.

Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. - М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - М., 1997. 4. Ильин В

Вопрос Характерные черты философии Нового времени
- Новое время (XVI – XVII вв.) - начало буржуазных революций и пери­од становления буржуазных отношений в европейских странах 1)

Вопрос Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса
- английский философ (1588-1679). Получил об­разование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно

Вопрос Философская антропология Б.Паскаля
Блез Паскаль (1623-1662) -французский мате­матик, физик, философ и писатель. - «Мысли» 1668 «Провинциалы…» 1656 (более 60 изданий)

Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - отвергал представле­ние о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы су­ществует сама по себе и проявляется сама через себя.

Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646- 1716) - чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру

Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли
Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстан­ции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест

Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз - неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к

Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в

Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2. Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г

Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа - существование) - филосо­фия существования. Основателем его считается С. Кье

Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б

Этапы развития русской философии
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв. 2. Русская философия XVIII - первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX - первой половины XX вв. Русская философия возникла в К

Характерные черты русской философии
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (це­лостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств

Становление русской философии в 11-12 вв
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называ­ют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе

Русская философия 18 - первой четверти 19 вв
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Так­же он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь

Русская философия 19-20 вв
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежут­ке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив

Направления русской философии 19-20 вв
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Пер­вые ратовали за самобытный путь развития Росс

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классиче­ская философия отличается от неклассической? 2. Как понимают различия между вещью

Основы философского понимания мира
Вы будете изучать: ♦ философское учение о мире; ♦ философское осмысление природы; ♦ теорию познания.

Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег

Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе

Рационализм - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посред­ством разума, который выступает его источником и критерием истин­ности. ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, призна

Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке - искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч

Метафизика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития
Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недо■■-■ лные для опытного познания принципы быти

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Что такое диалектика? Что такое метафизика? 2. Почему противоречие является философской проблемой? 3. Какое место в истории филосо

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира? 2. Почему в рамках философской картины мира существуют раз­личные модели мира?

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энцик­лопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «мате­рия». Что их объединяет и в чем их

Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация Вы будете изучать: ♦ теорию и методологию познания общества;

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971. 2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990. 3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. - М., 2000. 4

Общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности
В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий обще­ство как системуи как процесс.Системный п

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществам
Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического по­ведения и

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Какое определение общества дается в социальной философии? 2. Чем различаются философский и социологический подход к изу­чению общества?

Общественно-исторический процесс - это последовательное из-менение состояний общества
Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каж­дом этапе реа

Критерий прогресса - показатель степени развития общества
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о суще­ствовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс су­ществу

Бинарность русской культуры - ее двойственность, противоречи-вость, наличие противоположных характеристик
Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой сто­роны, является одним из оснований социокультурного раскола: посто­янного

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971. 2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998. 3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М

Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследу­ющей естественно-историческое происхождение человека и челове­ческих рас

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической про­блематике? 2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные истори­чески

Индивидуальность - понятие, выражающее неповторимое своеоб-разие человека
В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обла­дает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюде­ния, мышле

Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении фи­лософской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть

Этика - философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования
Правила нравственности содержались в мифологических и религи­озных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религи­озным

(социально-экономическая, общес- твенная) - важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

Понятие "Ф. о.-э." введено в науку К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идея этапов человеческой истории, различающихся формами собственности, впервые выдвинутая ими в "Немецкой идеологии" (1845-46), проходит через труды "Нищета философии" (1847), "Манифест Коммунистической партии" (1847-48), "Наемный труд и капитал" (1849) и наиболее полно выражена в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1858-59). Здесь Маркс показал, что каждая формация представляет собой развивающийся социально-производств. организм, определенную систему - со своим способом производства материальных благ, своим типом производств. отношений, совокупность к-рых составляет экономич. структуру общества, реальный базис, над к-рым возвышается юридич. и политич. надстройка и к-рому соответствуют определенные формы обществ. сознания. Маркс показал также, как происходит движение от одной формации к другой, как с переворотом в экономич. условиях произ-ва, с изменением экономич. основы общества (начинающимся с изменения производит. сил общества, к-рые приходят на известной ступени своего развития в противоречие с существующими производств. отношениями) происходит переворот и во всей надстройке (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 6-7). В "Капитале" учение о Ф. о.-э. глубоко обосновано и доказано на примере анализа одной формации - капиталистической. Маркс не ограничился исследованием производств. отношений этой формации, а показал "...капиталистическую общественную формацию как живую - с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139 (т. 1, с. 124)). Учение о Ф. о.-э. в концентрированном виде содержит марксистское представление о материальной основе обществ. развития и его важнейших закономерностях. Бурж. наука отрицает понятие Ф. о.-э., не оставляющее места для идеалистич. трактовки ист. процесса.

О Ф. о.-э. см. также в ст. Исторический материализм (особенно раздел Основные теоретические принципы ист. материализма).

Конкретное представление о смене во всемирной истории Ф. о.-э. развивалось и уточнялось основоположниками марксизма по мере накопления науч. знаний. В 50-60-х гг. 19 в. Маркс рассматривал как "...прогрессивные эпохи экономической общественной формации" азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 7). Когда исследования А. Гакстгаузена, Г. Л. Маурера, M. M. Ковалевского показали наличие общины во всех странах, причем в различные ист. периоды, включая феодализм, а Л. Г. Морганом было открыто бесклассовое родовое общество, Маркс и Энгельс уточнили свое конкретное представление о Ф. о.-э. (80-е гг.). В работе Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) отсутствует термин "азиатский способ производства", вводится понятие первобытнообщинного строя, отмечается, что "...для трех великих эпох цивилизации" (сменившей первобытнообщинный строй) характерны "...три великие формы порабощения...": рабство - в античном мире, крепостничество - в средние века, наемный труд - в новое время (см. Ф. Энгельс, там же, т. 21, с. 175). Выделив уже в своих ранних произведениях коммунизм как особую формацию, основанную на обществ. собственности на средства произ-ва, и научно обосновав необходимость смены капиталистич. Ф. о.-э. коммунизмом, Маркс в дальнейшем, особенно в "Критике Готской программы" (1875), разработал тезис о 2 фазах коммунизма.

В. И. Ленин, уделявший большое внимание марксистской теории Ф. о.-э. начиная со своих ранних работ ("Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", 1894), подытожил представление о конкретной смене Ф. о.-э., предшествующих коммунистич. формации, в лекции "О государстве" (1919). Он в целом присоединился к концепции Ф. о.-э., содержащейся в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", выделив как последовательно сменяющие друг друга: общество без классов - первобытное общество; общество, основанное на рабстве, - общество рабовладельческое; общество, основанное на крепостнич. эксплуатации, - феод. строй и, наконец, общество капиталистическое. В кон. 20 - нач. 30-х гг. среди сов. ученых прошли дискуссии о Ф. о.-э. Нек-рые авторы отстаивали представление об особой формации "торгового капитализма", лежавшей будто бы между феод. и капиталистич. строем; другие защищали теорию "азиатского способа производства" как формации, возникавшей якобы в ряде стран с разложением первобытнообщинного строя (Л. И. Мадьяр); третьи, критикуя как концепцию "торгового капитализма", так и концепцию "азиатского способа производства" (С. М. Дубровский), сами пытались ввести новую Ф. о.-э. - "крепостническую", место к-рой, по их мнению, было между феод. и капиталистич. строем. Указанные концепции не встретили поддержки большинства ученых. В результате обсуждения была принята схема смены Ф. о.-э., соответствующая той, к-рая содержится в работе Ленина "О государстве".

Утвердилось т. о. следующее представление о Ф. о.-э., последовательно сменяющих друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм (его первая фаза - социализм, вторая, высшая ступень развития, - коммунистич. общество). Выделение осн. периодов всемирной истории - древности, средних веков, нового и новейшего времени - в конечном счете связано со сменой Ф. о.-э. Но вследствие большого разнообразия путей развития отд. стран и регионов указанные периоды во всемирной истории соответствуют формациям, лежащим в их основе, лишь в общих чертах (напр., начало периода новой истории определяется по вступлению на капиталистич. путь одной передовой страны - Англии, хотя в остальных странах мира господствовали - иногда еще длит. время - докапиталистич. отношения; начало новейшей истории датируется Великой Октябрьской социалистической революцией, хотя во всем остальном мире еще существовали досоциалистич. отношения и т. д.).

Марксистское представление о смене Ф. о.-э., имея в виду общее развитие человечества по пути прогресса, предполагает в то же время, что в истории каждая конкретная страна идет своим путем и может миновать те или иные стадии. Напр., герм. и слав. народы перешли непосредственно от первобытнообщинного строя к феодальному. В новейший период Монголия после революции 1921 миновала при помощи СССР период позднего феодализма, капиталистич. формацию и приступила к строительству социализма; пример нек-рых народностей Сов. Севера показывает народам молодых афр. и азиатских гос-в (перед к-рыми открывается путь некапиталистич. развития) перспективу перехода от феод. и даже от дофеод. форм, минуя капиталистич. стадию, - к социализму.

Материал, накопленный ист. наукой ко 2-й пол. 20 в., поставил перед учеными-марксистами задачу дальнейшего развития представлений о Ф. о.-э., уточнения нек-рых положений.

Предметом оживленной дискуссии, развернувшейся с 60-х гг. среди ученых-марксистов СССР и ряда других стран, вновь стала проблема докапиталистич. формаций. В ходе дискуссий нек-рые из ее участников защищали точку зрения о существовании особой формации азиатского способа производства, нек-рые поставили под сомнение существование рабовладельч. строя как особой формации, наконец, была высказана точка зрения, фактически сливающая рабовладельч. и феод. Ф. о.-э. в единую докапиталистич. формацию (подробнее см. в ст. Рабовладельческий строй, там же см. лит.). Но ни одна из этих гипотез не подкреплена достаточными доказательствами и не легла в основу конкретно-историч. исследований. Внимание историков и социологов привлекают также конкретные проблемы, связанные с анализом различных форм и особенностей перехода от одной Ф. о.-э. к другой, носящего революц. характер.

Лит. (кроме указанной в ст.): Гановский С., Общественно-экономическая формация и мирное сосуществование, пер. с болг., М., 1964; Жуков Е. М., Ленин и понятие "эпохи" в мировой истории, "ННИ", 1965, No 5; его же, Некоторые вопросы теории социально-экономических формаций, "Коммунист", 1973, No 11; Багатурия Г. А., Первое великое открытие Маркса. Формирование и развитие материалистического понимания истории, в кн.: Маркс - историк, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972; Барг М. Б., Черняк Е. Б., Структура и развитие классово- антагонистических формаций, "ВФ", 1967; No 6; Hoffmann E., Zwei aktuelle Probleme der geschichtlichen Entwicklungsfolge fortschreitenden Gesellschafts- formationen, "ZG", 1968, H. 10; Mohr H., Zur Rolle von Ideologie und Kultur bei der Charakterisierung und Periodisierung der vorkapitalistischen Gesellschaften, "Ethnographisch-Archäologische Zeitschrift", 1971, No 1.

В. Н. Никифоров. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    Исторически определ. тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии: «...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс К., см. Маркс К. и… … Философская энциклопедия

    ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - и развитие народонас., общество и его главный компонент народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о. э. лежит определённый способ… … Демографический энциклопедический словарь

    ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени развития, исторически определенный тип общества. В основе каждой формации общественно экономической лежит… … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно экономической формации лежит определенный способ… … Политология. Словарь.

    Англ. social and economic structure; нем. Gesellschaftsformation. В марксизме исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом соц. и … Энциклопедия социологии

    В социологической концепции марксизма исторически определённый тип общества, в поступательном развитии которого выделяются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. * * * ФОРМАЦИЯ… … Энциклопедический словарь

    Исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; «... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс К., см. Маркс К … Большая советская энциклопедия

    Формация общественно-экономическая - определенная ступень исторического развития общества в том или ином регионе мира. В основе каждой формации лежит конкретный способ производства как совокупности производительных сил и производственных отношений, в т. ч. и форма собственности на… … Экология человека

    ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - (от лат. formatio – образование, вид) – ступень, стадия в развитии человеческого общества, характеризующаяся определенной совокупностью устойчивых на данной исторической ступени экономических отношений, а также базирующаяся на этой основе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Гуманистическая общественно-экономическая формация. Политическая экономия будущего. Том 1. Отдел 1. Глава 1. Часть 1. Тезаурус политической экономии и обзор современного состояния социально-экономиче
  • Гуманистическая общественно-экономическая формация. Политическая экономия будущего. Том 1. Отдел 1. Глава 1. Часть 1. Тезаурус политической экономии и обзор современного состояния социально-экономических исследований , С. И. Кретов. Настоящая книга представляет собой системное и последовательное исследование фундаментальной теории К. Маркса об экономике совершенной конкуренции с использованием современных достижений…

Формационная теория была разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом. Изначально она предназначалась для анализа и прогнозирования истории народов Европы, и, применяемая к неевропейским народам, дает сбои. Сами авторы прекрасно понимали это, выделяя наряду с формациями т.н. «азиатский способ производства».

Понятие общественно-экономической формации охватывает все стороны жизни общества. В основе каждой ОЭФ лежит определенный способ производства. Сущность каждой формации образуют взятые в совокупности отношения по поводу производства и распределения материальных благ - производственные отношения. Производственные отношения образуют базис, которому соответствует политическая и идеологическая надстройка.

Развитие ОЭФ идет в процессе борьбы двух основных антагонистических классов, один из которых является собственником господствующего на данный момент средства производства (труда - в рабовладельческом обществе, земли - в феодальном, капитала - в буржуазном) и эксплуатирует труд другого, непосредственно занимающегося производством (рабы, крепостные крестьяне, рабочие). В результате классовой борьбы возникают новые классы и новые типы производственных отношений, выходящие за рамки данного способа производства. Следующая формация созревает в лоне предыдущей. Переход осуществляется скачкообразно в форме социальной революции.

Вся история предстает как последовательная смена ряда общественно-экономических формаций: первичной бесклассовой (архаичной первобытной), вторичной классовой, распадающейся на рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический способы производства, третичной коммунистической, также бесклассовой. Первобытное общество является бесклассовым, но именно в нем возникает институт частной собственности, который и становится основанием эксплуатации и социального расслоения. Три следующих формации являются классовыми и антагонистическими. Непосредственные производители в них лишены собственности на средства производства и в той или иной мере отчуждены от результатов своего труда. Социалистическая ОЭФ возникает после пролетарской революции. Она также носит классовый характер, но теперь собственником средств производства является сам производитель - пролетариат, подавляющий остатки эксплуататорских и более архаичных классов. Социализм - переходная ступень к совершенно бесклассовой коммунистической ОЭФ. Как известно, прогностическая часть формационной теории себя не оправдала.

Таким образом, теория ОЭФ является теорией направленного линейного прогресса человечества. Коммунизм фактически означает конец истории, и это - важнейший аргумент против марксизма, ибо история может остановиться только с гибелью человечества. Тем не менее, теория ОЭФ является высокоэффективной при исследовании европейской истории и истории первобытного общества.