Как приобрести полезные навыки за год. Как научиться чему угодно: эффективная модель для приобретения любого навыка

Я подготовил для вас большую и интересную статью от популярного автора книг на тему предпринимательства, персональных финансов и карьерного роста — Ramit Sethi (Рамита Сетхи).

Данная статья будет интересна людям, которые уже работают, но хотели бы зарабатывать больше используя свои навыки.

Что вы узнаете:

  • Какие цели нужно себе ставить?
  • Что лучше? Заниматься любимым делом или просто зарабатывать деньги.
  • Как понять, с помощью каких навыков можно заработать?
  • Как доказать людям, что вы заслуживаете оплаты?

Как превратить свои навыки во что-то, за что заплатят? Скажем, ваша основная деятельность – это работа менеджером проектов, продавцом или инженером программного обеспечения. Как заработать дополнительные 200$, 500$ или даже 5000$ в месяц?

Внимание! Это барьер номер один – самый трудный шаг.

Это не какой-нибудь простой пошаговый перечень того, что нужно большинству людей, не универсальное для всех решение, которому можно слепо следовать, чтобы получить дополнительный доход. Это сложно, но и награда вас ждет немаленькая. Потому что 90% и больше людей сливаются на этом этапе, оставляя маленький, но гордый процент, которого и ждет большой заработок на стороне.

Так что, если вы ищите легких путей, можете прекратить чтение прямо сейчас. Если вы ждете особого к себе отношения, вы зашли не по адресу. Вам придется потрудиться самостоятельно, чтобы адаптировать мои советы к именно вашей ситуации .

Моя цель состоит не в том, чтобы вы начали зарабатывать деньги сразу же после прочтения этой статьи (хотя все мы любим простые пошаговые инструкции). Более успешный заработок – это намного сложнее.

Так что давайте начнем превращать навыки в доходы.

Фриланс : самый простой способ заработать больше денег

Есть несколько факторов, которые нужно признать в самом начале:

  • Из трех простых способов заработать деньги, самый очевидный, на мой взгляд – это фриланс. Вы сразу же можете начать зарабатывать, быстро протестировать свои услуги, избавиться от лишней работы и увеличить доход. Таким образом, сосредоточимся главным образом на фрилансе.
  • Думаю, около 95% профессий вполне можно практиковать в качестве фрилансера. Но 5% нельзя: например, нельзя быть внештатным кардио-хирургом.
  • Так же, как в знакомствах, на поиск подходящего соответствия между вашими навыками и потребностями рынка понадобится не одна попытка.

Последний пункт очень важен. Иногда люди тратят так много времени на создание собственного бизнеса – включая визитные карточки, веб-сайты и лицензии – что, когда они, наконец, его запускают, обнаруживается, что рынок не готов платить за их предложения, и они испытывают жестокое разочарование.

Я научу вас, как упростить процесс запуска так, чтобы вы могли быстро протестировать свои бизнес-идеи и усовершенствовать их. Так же, как и в знакомствах, идеальную пару в первый же вечер вы, скорее всего, не найдете. И во второй, и в пятый. На этом месте многие начинают сдаваться. Но если вы научитесь определять, что нужно людям (и за что они готовы платить), то обязательно нащупаете что-то, отвечающее вашим навыкам и потребностям рынка.

Два примера: превращение навыков в доход.

Пример: как я использовал эти принципы, чтобы запустить блог и найти читателей.

Начинал я с часового бесплатного курса «Я научу вас, как стать богатым», который я вел в Стэнфорде. (Я считаю свой блог сочетанием фриланса и продукта, поскольку потратил время на написание статей). Этот блог создавался не с целью получения прибыли, просто мне нравилось этим заниматься. Когда я слышал, как друзья жалуются на цены в столовой, я говорил им: «Приходите на мой курс. Это бесплатно и занимает всего около часа, и я покажу вам все основы денежной политики: банковское дело, бюджетирование, накопление и инвестирование». Отклик был очень позитивным. Мне говорили: «Ух ты, звучит классно!»

Но никто не приходил на сам курс.

Неоднократно в течение полутора лет я пытался собрать их всех. Я часто спрашивал себя: «Почему я так стараюсь дать людям хорошую, бесплатную информацию о вещах, в которых они действительно должны разбираться?» Я чувствовал себя как консультант по развитию карьеры – одна из самых недооцененных (и безнадежных) профессий.

После разнообразных попыток заставить людей принять участие, в том числе и по электронной почте и пытаясь скоординировать время, я изменил подход. Вместо очных мероприятий я запустил сайт iwillteachyoutoberich.com, чтобы люди могли изучить его на досуге в комфортной обстановке своих комнат.

Позже я узнал, почему это принесло такой успех – люди не любят посещать мероприятия на тему денег, потому что (1) это заставляет их чувствовать себя неудобно, (2) такие события, как правило, скучные или мошеннические и (3) люди не хотят публично признавать, что не разбираются в денежных вопросах.

Это была классическая ошибка непонимания своих пользователей (замените на слово «клиентов», если занимаетесь бизнесом).

Урок: вам придется залезть в головы ваших клиентов. Чего они боятся? На что надеются? Чего хотят больше всего (подсказка: цена – почти никогда не самый приоритетный фактор)? Как только вы все это выясните, вы поймете, что способ связи с клиентами имеет очень большое значение. (Мероприятие с личным присутствием, блог или телефонный звонок раз в неделю?) Способ общения с клиентами имеет значение. Как и способ продаж.

Пример: как я консультировал работников фирм венчурного капитала.

Как и все, я знаю, как пользоваться YouTube, MySpace, Flickr и Facebook. Несколько лет назад, еще в колледже, я сумел превратить эти знания в консультации с представителями нескольких фирм венчурного капитала, которые хотели узнать, как молодежь пользуется потребительскими услугами в сети. Раз в неделю я проводил им семинар: по онлайн-музыке, видео, социальным сетям и т.д., в том числе показывая, как парни оценивают девушек на Myspace. Это стало, пожалуй, самым большим достижением в моей жизни: демонстрация того, как парни находят профили горячих девчонок, группе венчурных капиталистов.

Джек работает в службе поддержки клиентов на полной занятости, поэтому он ищет источник дополнительного дохода за пределами своего рынка. Он читает много блоггеров-середнячков в своем RSS-ридере и понимает, что им может понадобиться помощь в редактировании электронной рассылки. Он договаривается о платных дистанционных услугах. Успех! Два клиента в месяц начинают приносить дополнительные 500$. Так как Джек, прежде всего, думал о получении дохода, а не об увлечениях, он просто нашел легкий рынок, который помог ему заработать больше и сразу.

Можно сказать, что вся наша жизнь строится на навыке. Приобретение навыков — это постоянный процесс. В начале жизни мы учимся ходить, потом учимся держать ложку, потом — одеваться…

Со временем нам нужны более серьезные умения (внимания, общения, поведения в обществе, профессиональные навыки и т.д.). Все это определяет качество и уровень нашей жизни. Важно понимать, что навыки изначальны не даны . Они приобретаются, человек над ними работает лично и целенаправленно.

Вообще-то НАВЫКОМ называют некоторое действие, которое:

а) вырабатывается со временем;
б) доводится до автоматизма.

Навык считается сформированным, если человек уже не думает, как действовать, не разделяет действие на части, а просто делает.

При этом ряд мелких движений сливаются в единое. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп выполнения действия. Человек уже не контролирует переход от одного движения к другому. Это происходит как бы сам собою, без специального планирования.

Почему навыки
так важны для жизни?

Еще древние мудрецы говорили:

Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Именно навык есть тем кирпичиком, из которого строится фундамент нашей последующей жизнь. Именно навыки определяют ее качество. И самое главное, что динамичный ход жизни все время требует от нас приобретения навыков и РАЗВИТИЯ их.

В детстве мы учимся с удовольствием. Но с возрастом почему-то люди этот задор теряют. Кому-то страшно начинать новое, кому-то стыдно показаться неумехой, кто считает. что всего уже достиг…

Учиться
никогда не поздно!

Вырабатывать нужные навыки никогда не поздно. Не стоит ставить себе искусственную преграду и тем самым закрывать дальнейшее развитие своей жизни.

Широко известный писатель Эдуард Успенский (автор «Крокодила Гены») только в 40 лет изучил компьютер. В 50 лет он начал изучать английский, а в 55 лет начал учиться петь.

В нашем университете 3-го возраста очень многие люди впервые начали осваивать компьютер и изучать английский после 60 лет.

А известная писательница Луиза Хей научилась танцевать в 72 года! И считает это самым крупным своим достижением в жизни. Она мечтала танцевать с детских лет, но у нее не хватало на это смелости. Сейчас ей 85 лет и она стройна и легка, как птичка.

Не бойтесь
трудностей!

Процесс приобретения навыков может показаться сложным, ибо новое всегда начинать трудно. Действия в начале несовершенны. Постоянно приходится думать, с чего начать, как сделать, как бы чего-то не забыть…

Но если ежедневно упражняться, приобретение навыков не покажется сложным делом. Действия становятся все более ловкими, и одно движение как бы начинает само тянуть за собой следующее. Все начинается выполняться быстрее и качественнее. Вот и все секреты, как можно выработать навык.

Полезные и нужные умения может выработать каждый. ВСЕГДА . Даже, если собака способна обучиться, то разве вы слабее и глупее ее?!

Не бойтесь изучать новое. Тщательно работайте над формированием своих навыков.

И тогда успех будет ваш!

Уверенность в себе, умение продавать, грамотное обращение с деньгами – все это только НАВЫКИ. И вы спокойно можете их приобрести!

Как приобрести навык

Нил Рекхэм (Neil Rackham), доктор психологии, основатель исследовательской группы Huthwaite Inc., консультирующей ряд ведущих американских компаний, включая Honeywell, Kodak и Motorola.

Почему людям так сложно приобрести какой-либо навык? Дело не только в тяжелой работе мы привыкли вкладывать труд в приобретение новых знаний. Печален тот факт, что чаще всего мы упорнее и успешнее получаем знания, чем обращаем их в навыки. Возможно, слово энтелехия не столь часто используется именно потому, что обозначает действие, очень редко совершаемое нами.

Лично мне верится, что основная причина, по которой люди сталкиваются с большими проблемами при совершенствовании своих навыков, состоит в том, что они никогда не задумывались об основных техниках приобретения навыков. В школе наш успех зависел от развития техник получения знаний, и большинство из нас отлично справлялись с этой задачей. Но что делала школа, дабы систематически помогать нам приобретать навыки? За исключением спорта, практически все ответят, что мало или вообще ничего. Поэтому, прежде чем я начну разговор о том, в каких навыках вам следует практиковаться, хотелось бы немного отклониться от темы и начать с вопроса как?. Как успешно и с минимальными усилиями приобрести любой навык?

За многие годы я обнаружил, что большинство людей намного легче приобретают навыки, если придерживаются четырех простых правил.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно

Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.

В прошлом году во время полета в Австралию мне досталось место рядом с замечательным человеком по имени Том Лэндри. Как англичанин, я являюсь поклонником таких видов спорта, как крикет и крокет, и ничего не смыслю в американском футболе. Соответственно, в процессе разговора выяснилось, что мистер Лэндри известный футбольный тренер. Я признался, что до сих пор ошибочно предполагал, будто Ковбои Далласа передвижное родео. Поэтому я был чрезвычайно поражен, когда Том Лэндри вкратце рассказал мне о сложной и многоплановой задаче, которую представляет собой тренировка основного состава футбольной команды.

Обучение людей навыкам ваша работа, подсказал я ему. Если вам потребуется предложить только один принцип успешного овладения навыками, что вы выберете? Том ответил не колеблясь: Одновременно работать только над чем-то одним и научиться правильно это делать. В 1771 г. ту же мысль высказал Бенджамин Франклин. В автобиографии он мастерски описывает, как разбивать сложный навык на составляющие типы поведения и затем работать над совершенствованием каждого типа поведения единовременно. С такой авторитетной поддержкой, как Франклин и Лэндри, я без сомнений выдвинул первый и самый важный принцип, который поможет получить пользу от этой статьи:

Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.

Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды

Впервые попробовав что-то новое, вы обязательно почувствуете неловкость. Поначалу жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, прежде чем вы достигнете достаточного умения, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо разносить, как обувь, и это относится не только к продажам. Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу все ужасно и ничего не получается. Как-то я опросил группу из 200 человек, каждый из которых брал уроки гольфа у профессионала, лучше или хуже проходит у них следующая за уроком игра. 157 из них ответили, что после занятия играли с худшим счетом, чем до него.

Каков же выход? Лично я пользуюсь таким принципом, который и рекомендую всем своим ученикам:

Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.

Правило 3. Количество прежде качества

Помните старомодный способ изучения иностранного языка? Вы пытаетесь произнести несколько слов. Нет, говорит учитель, неверное время, вы должны использовать прошедшее продолженное время. Вы пытаетесь опять. Неправильно, предупреждает учитель, на этот раз время верное, но этот глагол неправильный. Слегка нервничая, вы пытаетесь в третий раз. Нет, вновь замечает учитель, время и глагол правильные, но ваше произношение ужасно. Заметьте что каждое замечание учителя касается качества вашего навыка. Многие из нас годами пытались выучить язык таким способом. В конце концов мы могли неуверенно, но верно произнести несколько предложений с нужными глаголами, временами и порядком слов. Большинство из нас, несмотря на многолетний упор на качество, так никогда и не достигли такого уровня, чтобы говорить на языке уверенно и комфортно для себя.

Давайте для сравнения посмотрим на современное обучение языку. Студентам советуют: Не думайте о произношении и временах. На данный момент не имеет значения порядок слов, и не страшно, если вы вдруг забудете разницу между правильными и неправильными глаголами. Сейчас нужно одно говорить, говорить и говорить. Другими словами, делается упор на количество, а не на качество говорить много важнее, чем говорить хорош

Почему людям так сложно приобрести какой-либо навык? Потому что традиционное обучение направлено на получение знаний, и не делает практически ничего для формирования навыков. Как же успешно и с минимальными усилиями приобрести любой навык?

Почему людям так сложно приобрести какой-либо навык? Дело не только в тяжелой работе - мы привыкли вкладывать труд в приобретение новых знаний. Печален тот факт, что чаще всего мы упорнее и успешнее получаем знания, чем обращаем их в навыки. Возможно, слово «энтелехия» не столь часто используется именно потому, что обозначает действие, очень редко совершаемое нами.

Лично мне верится, что основная причина, по которой люди сталкиваются с большими проблемами при совершенствовании своих навыков, состоит в том, что они никогда не задумывались об основных техниках приобретения навыков. В школе наш успех зависел от развития техник получения знаний, и большинство из нас отлично справлялись с этой задачей. Но что делала школа, дабы систематически помогать нам приобретать навыки? За исключением спорта, практически все ответят, что мало или вообще ничего. Поэтому, прежде чем я начну разговор о том, в каких навыках вам следует практиковаться, хотелось бы немного отклониться от темы и начать с вопроса «как?». Как успешно и с минимальными усилиями приобрести любой навык?

За многие годы я обнаружил, что большинство людей намного легче приобретают навыки, если придерживаются четырех простых правил.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно

Обычно люди, работая над улучшением своих навыков, пытаются делать одновременно как можно больше. Люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.

В прошлом году во время полета в Австралию мне досталось место рядом с замечательным человеком по имени Том Лэндри. Как англичанин, я являюсь поклонником таких видов спорта, как крикет и крокет, и ничего не смыслю в американском футболе. Соответственно, в процессе разговора выяснилось, что мистер Лэндри - известный футбольный тренер. Я признался, что до сих пор ошибочно предполагал, будто «Ковбои Далласа» - передвижное родео. Поэтому я был чрезвычайно поражен, когда Том Лэндри вкратце рассказал мне о сложной и многоплановой задаче, которую представляет собой тренировка основного состава футбольной команды.

«Обучение людей навыкам - ваша работа, - подсказал я ему. - Если вам потребуется предложить только один принцип успешного овладения навыками, что вы выберете?» Том ответил не колеблясь: «Одновременно работать только над чем-то одним и научиться правильно это делать». В 1771 г. ту же мысль высказал Бенджамин Франклин. В автобиографии он мастерски описывает, как разбивать сложный навык на составляющие типы поведения и затем работать над совершенствованием каждого типа поведения единовременно. С такой авторитетной поддержкой, как Франклин и Лэндри, я без сомнений выдвинул первый и самый важный принцип, который поможет получить пользу от этой статьи:

Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.

Правило 2. Тренируйте новый тип поведения минимум трижды

Впервые попробовав что-то новое, вы обязательно почувствуете неловкость. Поначалу жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, прежде чем вы достигнете достаточного умения, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь, и это относится не только к продажам. Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу все ужасно и ничего не получается. Как-то я опросил группу из 200 человек, каждый из которых брал уроки гольфа у профессионала, лучше или хуже проходит у них следующая за уроком игра. 157 из них ответили, что после занятия играли с худшим счетом, чем до него.

Каков же выход? Лично я пользуюсь таким принципом, который и рекомендую всем своим ученикам:

Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.

Правило 3. Количество прежде качества

Помните старомодный способ изучения иностранного языка? Вы пытаетесь произнести несколько слов. «Нет, - говорит учитель, - неверное время, вы должны использовать прошедшее продолженное время». Вы пытаетесь опять. «Неправильно, - предупреждает учитель, - на этот раз время верное, но этот глагол неправильный». Слегка нервничая, вы пытаетесь в третий раз. «Нет, - вновь замечает учитель, - время и глагол правильные, но ваше произношение ужасно». Заметьте что каждое замечание учителя касается качества вашего навыка. Многие из нас годами пытались выучить язык таким способом. В конце концов мы могли неуверенно, но верно произнести несколько предложений с нужными глаголами, временами и порядком слов. Большинство из нас, несмотря на многолетний упор на качество, так никогда и не достигли такого уровня, чтобы говорить на языке уверенно и комфортно для себя.

Давайте для сравнения посмотрим на современное обучение языку. Студентам советуют: «Не думайте о произношении и временах. На данный момент не имеет значения порядок слов, и не страшно, если вы вдруг забудете разницу между правильными и неправильными глаголами. Сейчас нужно одно - говорить, говорить и говорить». Другими словами, делается упор на количество, а не на качество - говорить много важнее, чем говорить хорошо. Множество убедительных экспериментов доказало, что подобный подход с упором на количество речи значительно ускоряет обучение языковым навыкам. В конце первого года студенты говорят на новом языке увереннее тех, кто потратил в пять раз больше времени, обучаясь по старой системе «сначала - качество». Еще удивительнее, что, много разговаривая, студенты улучшают и качество речи. На самом деле, правильность языка, измеряемая произношением и грамматическими тестами, выше у тех, кто обучался по «количественной» системе, чем у прошедших курс на основе старого, «качественного» метода. Итак, как минимум при обучении языку много говорить на нем значительно важнее, чем говорить правильно.

Тот же самый принцип применим в тех случаях, когда вы пытаетесь освоить новый тип поведения:
Практикуясь, сконцентрируйтесь на количестве используйте новый тип поведения как можно чаще.
Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка), - все это препятствует успешному овладению навыком.
Старайтесь достаточно часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре появится само.

Правило 4. Практикуйтесь в безопасных ситуациях

Однажды я вел программу по навыкам проведения переговоров для руководителей компаний. В последний день один из участников задал мне невинный, на первый взгляд, вопрос. «Завтра, - пояснил он, - я продаю свою компанию. Какие уроки из этой программы мне следует принять во внимание на завтрашних переговорах?» Думаю, мой ответ шокировал его. «Забудьте все, что слышали здесь, - посоветовал я, - в противном случае всю оставшуюся жизнь вы будете жалеть, что пришли сюда».

Хотелось бы дать вам похожий совет. Если вы только что закончили чтение и собираетесь посетить самого важного клиента, забудьте все, что я написал. Странное свойство человеческой натуры - мы обычно пытаемся тренировать новые навыки в ключевых ситуациях, которые достаточно важны, чтобы обосновать попытку испробовать что-то новое. Это ужасная ошибка. Как мы видели, новые навыки вызывают неловкость и неудобство, они могут даже негативно повлиять на вашего собеседника. Если вы начнете испытывать их в решающей ситуации, то, вероятно, потерпите поражение. Не практикуйтесь на своем самом крупном клиенте. Вместо этого начните с небольших клиентов или с покупателей, которых вы хорошо знаете, или в тех областях, где вам нечего терять в случае неудачи. Другими словами:

Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Эти правила вместе составляют простую стратегию изучения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык, начиная от занятий любовью и заканчивая полетами на аэроплане:

  • Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
  • Выберите безопасные встречи с целью продажи, чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
  • Сконцентрируйтесь на как можно большем использовании этого типа поведения, а не на качестве его использования.
  • Опробуйте выбранный тип поведения как минимум, трижды прежде чем судить, работает ли он.

Пожалуй, наука об эффективном обучении новым вещам могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждому из нас на протяжении жизни приходится учиться новому, что бы это ни было – приготовление блюда или исполнение произведений композиторов. В основе усвоения любой новой информации лежит набор общих принципов. Если вы поймете эти принципы, то обучение станет более понятным и доступным.
Обратимся к научным выводам: еще в 1885 году была придумана кривая Эббингауэра, которая иллюстрировала, с какой скоростью забывается новый материал. Исследования на тему восприятия новой информации человеческим мозгом проводятся до сих пор. Если понять, как устроен процесс обучения, можно эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать отличный результат даже за короткий срок.

Главные принципы обучения и тренировки. Как усвоить информацию за 20 часов

Есть книга автора Джоша Кауфмана под названием «Первые 20 часов», в которой предлагается модель обучения, предполагающая освоение любого навыка всего за 20 часов сосредоточенной практики. Эта модель может оказаться для вас полезной, если вы хотите помимо работы и отдыха еще и научиться чему-то.

Чтобы обучение не казалось вам хаосом из сложной информации, в освоении любого навыка необходимо выделить 4 основных этапа:

  • Разбить навык на мелкие элементы
  • Последовательно изучить каждый из элементов
  • Устранить все препятствия и отвлечения, которые мешают обучению
  • Регулярно тренировать основные элементы навыка
Например, если вы хотите научиться играть на фортепиано, вряд ли стоит сразу начинать со сложных классических произведений. Начните с отыгрывания простых гамм и аккордов, подберите произведение, которое вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и тренируйтесь каждый день на протяжении 1 часа. Ознакомьтесь с теорией, подберите себе необходимую литературу. Конечно, такие занятия не сделают вас сразу виртуозом, но удовольствие от игры и обучения в целом вы определенно получите.
  1. Подберите для себя привлекательный проект
  2. Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.
  3. Определите целевой уровень мастерства.
  4. Разбейте навык на элементы.
  5. Приготовьте всё необходимое для занятий.
  6. Устраните препятствия для занятий.
  7. Выделите специальное время для занятий.
  8. Создайте быстрые петли обратной связи.
  9. Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.
  10. Уделяйте внимание количеству и скорости.
Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.

Второй список посвящен принципам эффективного обучения, он также состоит из 10 пунктов. Его основной смысл заключается в том, что перед практикой необходимо провести так называемую разведку. Благодаря ей вы сможете узнать, каким образом люди справлялись с аналогичными проблемами до вас, сэкономите время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, если что-то не получается.

Представляем вашему вниманию этот список:

  1. Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.
  2. Признайте, что вы ничего не понимаете.
  3. Определите ментальные модели и мысленные зацепки.
  4. Представьте результат, противоположный желаемому.
  5. Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.
  6. Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.
  7. Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.
  8. Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.
  9. Сформулируйте и уточните прогнозы.
  10. Уважайте свой организм.
Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны: «Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики».