Место психологии в системе общественных наук. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Основные психологические теории

До сих пор для того чтобы определить особенности научного метода познания, мы говорили онауке вообще. Термином "наука" обозначаются отдельные отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик. Одной из них выступает психология. Чтобы в дальнейшем определить место психологии в системе наук, рассмотрим это подробнее.

Прежде всего науки различаются по своему объекту. Подобъектом той или иной науки понимается та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Объект - внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность. Субъект - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания.

Часто объект фиксируется в самом названии науки: например, геология - наука о Земле, биология - наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин: познание бесконечно, как бесконечен мир. Вынужденная специализация наук представляет серьезную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения; в связи с этим большую роль играют "пограничные науки".

Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и эмпирического исследования, которые в ней доминируют, и т.д. Категориальный строй психологии - предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических характеристиках.

В связи с этим от объекта науки отличают еепредмет. Предмет - аспект объекта, изучаемый данной наукой и выражаемый посредством научных терминов. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

По принципу объекта выделяются (по Б. М. Кедрову) два основных научных объекта: ими выступают природа (органическая и неорганическая) и человек (т.е. человеческое общество и мышление). Грань между ними, естественно, условна. Соответственно особенностям этих объектов выделяются естественные науки и гуманитарные. Последние подразделяются на социальные и философские.

Таким образом, выделены три главных раздела научного знания, каждый из которых представляет комплекс наук. Кроме них, выделяются крупные разделы, находящиеся на стыке главных. Эта классификация представлена в виде так называемого "треугольника наук" (рис.1.1).

Наряду с классификацией наук по объекту, возможны другие способы их различения. Например, принято подразделение наук на фундаментальные и прикладные . Фундаментальными (иногда их называют "чистыми") считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках, и служат непосредственным нуждам общества.

Связь психологии с естественными наукамидостаточно тесная. Наиболее явная связь - с биологическими науками. Эта связь предполагает:

Во-первых, заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики [эволюционная теория Дарвина, биогенетический закон (онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза), принцип рекапитуляции, принцип эпигенетизма и другие положения];

Во-вторых, в поисках биологических истоков социального поведения человека широкое привлечение данных, получаемых этологией (направление биологии, наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды).

Очень важными являются для психологии и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии - психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.

Связь психологии с физиологией очевидна в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. В этом отношении значительную роль сыграли работы многих выдающихся отечественных ученых: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом.

Среди биологических дисциплин прикладного плана можно выделить медицину, прежде всего такие ее отрасли, как невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев, А.Р.Лурия и др.). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного). Ряд отраслей медицины непосредственно соотносятся с психологией через общие проблемы, в частности, проблемы нарушений психической деятельности. Особо выделим основанную А.Р.Лурия нейропсихологию , науку, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной так называемая специальная психология , изучающая различные варианты патологии психического развития.

Связь психологии с физикой менее непосредственная, но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями - или господствующими принципами - в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к "переносу принципа" - представлению об атомарном строении души. Физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике, а в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как "энергия", "поле".

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Наконец, существует психофармакология - научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Личность - человек как субъект социальных отношений; системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.

Например, систорией психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т.д. - они выступают предметом исторической психологии).

С социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии - социальная психология - изучает психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.), как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение , также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Связь психологии и философии. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия - некая метанаука, "сверхнаука".

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А.Адлер, В.Райх, Э.Фромм. У.Джеймс выступал открытым противником материализма. Гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т.е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа.

Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У.Джеймса отразились в основанном им философском направлении ("прагматизм" или "психологический прагматизм"); работы С. Л. Рубинштейна ("Бытие и сознание", "Человек и мир" и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими.

Укажем и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знания сближаются непосредственно через конкретный объект анализа:

- гносеология (теория познания) и психология познавательной деятельности;

Логика и психология мышления;

Эстетика и психология искусства и т. д.

Итак,мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучному либо гуманитарному знанию. На первый вопрос ответ очевиден: ее место - в центре "треугольника наук", она связана и исторически, и актуально со всеми основными областями знания. В психологии представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем "удельном весе" гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д.

В отношении же тех научных областей, которые ориентированы прежде всего на практику, отметим в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной - теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.

Связь психологии с педагогикой непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребенком или взрослым, не зная тех закономерностей, по которым развивается его психика. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации (педагогическая психология). Педагогика в соответствии со своими принципами ориентирована на то же, поэтому взаимодействие наук вполне закономерно. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли и в историю психологии (Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся ученые-психологи были и педагогами (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, В.В.Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А.ЕСЕНИНА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Место психологии в системе наук

Реферат по психологии студента

1-го курса отделения “Психология”

Матвеева Романа Евгеньевича

Рязань 2009

1. Введение

2. Место психологии в системе наук

3. Связь психологии с другими науками

4. Психология и кибернетика

6. Список используемой литературы

Введение

Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?

В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О.

Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Для первой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой.

С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой для наук о духе.

Место психологии в системе наук

Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.

Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией.

Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология - одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»). В докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в

Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».

Плодотворное будущее психологии видится в развертывании междисциплинарных связей.

Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными - через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками - через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими - через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими - через инженерную психологию, и т.д. Важным фактором дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека – регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной реальности.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Как известно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, обеспечивающими "уравновешивание" организма со средой. Легко заметить, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные "этажи" нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания одной лишь физиологии совершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. К этому же периоду относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехтнер). Как уже отмечалось выше, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л. А. Орбели, П. К. Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, И. С. Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

Для психолога совершенно необходимо достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Важно понимать, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом необходимо отчетливо осознавать, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем по существу психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д. Резюмируем вышеизложенное: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в системе общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Сказанное выше делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая, прежде всего, специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук - исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра педагогики и специального образования

Контрольная работа

Психология

Работу выполнила:

Булганина Е.Н.

студентка 1 курса 5 группы

факультета педагогики и психологии

заочной формы обучения

направление подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия»

Проверила:

Доцент, кандидат психологических наук, доцент

Рзаева Елена Ивановна

Шуя,2017

Психология и её место в системе наук. Структура, принципы и задачи психологии.

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Структура психологии .

Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.

Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации положен объект психологического изучения):

1) общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека;

2) возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности;

3) педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания, психологические закономерности обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией;

4) юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний, требований к допросу и т. д.;

5) военная психология занимается психологией человека в военной обстановке в условиях боя, высокой меры опасности.

Задача – цель, поставленная в конкретных условиях. Задачи психологии имеют следующую иерархию:

1. Понять сущность психических явлений и их закономерности;

2. Научиться управлять ими;

3. Использовать полученные знания на практике для повышения эффективности и качества изучения явления.

Принципы психологии.

1. Принцип взаимодействия и развития. Для психологии важным является как процесс взаимодействия и развития, так и результаты этого процесса – структуры, фиксирующие информационные модели совершившихся взаимодействий. Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится во взаимосвязи с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биологического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.

Онтогенез – развитие индивидуальных организмов.

Филогенез – эволюция биологических видов.

Эволюция – процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Эволюция как процесс порождения нового необратима.

2. Принцип детерминизма (или принцип причинности) предполагает взаимообусловленность всего существующего, его возникновение, видоизменение и прекращение существования. Детерминация – это генетическая связь явлений, порождение предшествующим последующего. Этот принцип отражает в себе закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов – причинно-следственную взаимосвязь явлений. Этот принцип в психологии позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии.

3. Принцип целостности применяется для объяснения таких свойств объектов, как:

    сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, личность сохраняет свою идентичность на протяжении ее развития);

    не суммируемость свойств частей в свойства целого, то есть целое не равно сумме своих частей.

Принцип целостности рассматривается как принцип системности. Согласно этому принципу, свойства целостности присуще особому классу объектов - системам. Система - это множество элементов, обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром.

4.Принцип активности может быть понят как возможность реализации моделей накопленных ранее взаимодействий. Например, активность мышц и отдельных их волокон соответствует активности нейронов спинного мозга. Активность обеспечивает непрерывность развития.

5. Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром, недоступны непосредственному изучению. Они скрыты, их обозначают как внутренние, в отличие от внешнего, наблюдаемого поведения. Изучение этих структур возможно путем самонаблюдения (эмпирическая психология, интроспективная психология), положения о единстве поведения и психики, сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.). Граница между внутренним и внешним условна, производна, ситуативна, поскольку зависит как от теоретической позиции исследователя, так и от его обеспеченности аппаратурой. Если граница между внутренним и внешним не определена, то и сами понятия внутреннего и внешнего оказываются неопределенными и задача выявления отношения подобия между ними становится неразрешимой. Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки эмпирическим путем, а часть - может быть только реконструирована на основе этих оценок.

В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

Ответы

на экзаменационные вопросы

По психологии

3

2. Место психологии в системе наук о человеке. 3

3.. Методы исследования в психологии . 4

4.. История развития психологии как науки . 5

5.. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества. 6

6.. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 7

8. Активность личности. 8

9. Понятие деятельности. Структура деятельности . 10

10. Основные виды деятельности, их характеристика. 11

11. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки. 12

12. Внимание и его виды .. 13

13 Основные свойства внимания.. 14

14. Понятие об общении. Структура общения. 15

15. Роль общения в жизни человека. 16

16. Понятие об ощущениях, виды ощущений. 17

17. Основные свойства ощущений . 17

18. Общая характеристика и физиологические основы восприятия.. 18

19. Основные виды восприятия. 19

20. Свойства восприятия, их характеристика. 20

21. Память и ее физиологические основы. 21

22. Основные виды памяти.. 21

23. Характеристика основных процессов памяти. 22

24. Запоминание, условия успешного запоминания.. 23

25. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления. 24

26. Основные мыслительные операции. 24

27. Основные формы мышления и их характеристика. 25

28. Понятие о воображении и его физиологические основы. 26

29. Виды и типы воображения. 27

30. Основные приемы воображения. 28

31. Речь. Функции и виды речи. 29

32.Связь мышления и речи . 30

33. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний. 31

34. Чувства, их виды. 31

35. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 32

36. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 33

37. Понятие о характере, физиологические основы характера. 34

38. Черты характера, их характеристика. 35

39. Понятие о способностях. Задатки и способности. 35

40. Структура способностей. Общие и специальные способности.. 36

41 Мотивы и мотивация.. 37

1. Предмет и задачи современной общей психологии.



Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

Психические свойства устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.

Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

· Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

· Научиться управлять ими;

· Использовать полученные знания на практике;

· Быть теоретической основой практики психологической службы.

Место психологии в системе наук о человеке.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке .

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.