Современные проблемы социальной психологии статья. Социальная психология и общество. Методы социальной психологии

1. Груздева Мария Сергеевна. Реабилитационная работа с получателями социальных услуг психоневрологического интерната Есть рецензия .
Соавторы: Научный руководитель: Марченко Любовь Андреевна, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и социальной педагогики, институт педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет
В тексте исследования рассматривается реабилитационная работа с молодыми инвалидами по психическому заболеванию в условиях психоневрологического интерната, а также личностные и социально-психологические особенности данной категории лиц. Рассматривается их вовлеченность в деятельность, которая проводится в учреждении социального обслуживания психоневрологического профиля. Предлагается проведение мероприятия социально-реабилитационного характера, а именно станционной игры, проводимой студентами-волонтерами, для последующего выявления ресурсного потенциала молодых инвалидов к успешному процессу реабилитации и дальнейшей интеграции их в общество, а также для социальных практик. Анализируется вовлечение в мероприятие и его воздействие на людей, страдающих психическими расстройствами, через наблюдение в процессе игры и по ее окончанию.

2. Богатырева Луиза Ахметовна. Влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников Есть рецензия .
Соавторы: Ногерова Марьям Татуевна, кандидат наук, Кабардино-Балкарский государственный университет ИМ. Х.М. Бербекова
Обоснована актуальность изучения влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Установлен уровень концентрации внимания и его влияния на произвольную память старших дошкольников.

3. Синенко Юрий Алексеевич. Модификация гипнотеста на внушаемость В. Евтушенко «Падающая рука» Есть рецензия .
Перед началом гипнотерапевтического процесса гипнотерапевту необходимо составить общее качественное представление о готовности пациента к сотрудничеству, способности его к концентрации во внутренних ощущениях и их наблюдении. В сообщении рассмотрена модификация известного теста для определения внушаемости, предложенного и используемого д-ром В.Г.Евтушенко, "Падающая рука" .

4. Шефер Анастасия Павловна. Самоотношение в юношеском возрасте Есть рецензия . Статья опубликована в №69 (май) 2019
Соавторы: Научный руководитель: Шелкунова Т.В., старший преподаватель кафедры психологии развития личности, магистр педагогики
В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «самоотношение», определены критерии самоотношения в юношеском возрасте. Авторами статьи экспериментально выявлен уровень самоотношения юношей, обучающихся на начальных курсах вуза.

5. Смердова Елизавета Анатольевна. Формирование социальной компетентности у младших школьников Есть рецензия .
Соавторы: Научный руководитель: Филатова Александра Федоровна, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии
В предлагаемой статье анализу подвергается проблема формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста. В процессе изучения теоретического материала по данному вопросу, нами было уточнено понятие, социальная компетентность, выделили психолого-педагогические условия по формированию социальной компетентности у младших школьнриков, где последующим была составлена программа для реализации условий.

6. Воистинова Мария Александровна. Исследование психологической готовности соискателей должностей в таможенные органы Есть рецензия . Статья опубликована в №63 (ноябрь) 2018
Соавторы: Васильева М.В. кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Мировая экономика и международный бизнес», Псковский государственный университет
В статье дана общая характеристика деятельности специалистов и сотрудников таможенных органов с позиции факторов, влияющих на производительность и интенсивность труда. Тезисно выдвигается положение о важности психологической готовности кадрового состава к сложным (интенсивным) условиям труда в условиях перехода к «цифровой» таможне. В рамках исследования предложены результаты оценки психологической готовности потенциальных сотрудников таможни (студентов–выпускников специальности «Таможенное дело»), определены проблемы в данном направлении и разработаны рекомендации для выпускников, желающих поступить на службу в таможенные органы

7. Баранова Елена Александровна. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ФЕНОМЕНА РЕФЛЕКСИИ Есть рецензия . Статья опубликована в №62 (октябрь) 2018
Соавторы: Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Белорусского Государственного Педагогического Университета имени Максима Танка
Рефлексивность рассматривается как психическое свойство и как психический процесс. В статье анализируются взаимосвязи типов рефлексии с иррациональными установками, которые позволяют по разному оценивать рефлексивные процессы в группах с различным уровнем выраженности установки на социально-желательное поведение.

8. Котова Светлана Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Есть рецензия .
Соавторы: Пестерев Арсений Олегович, студент 2 курса Института психолого-педагогического образования, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В статье рассматриваются проблемы депрессивности и тревожности студентов в контексте их профессиональной подготовки.

9. Котова Светлана Сергеевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛИЦЕЯ Есть рецензия .
Соавторы: Чернуха Наталья Сергеевна, студентка 2 курса Института психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В научной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности обуающихся в юношеском возрасте. В проведенном исследовании рассматриваются проблемы сформированности компетенций самоорганизации у старшеклассников, обучающихся по разным профилям подготовки; выявляются особенности стиля учебной деятельности.

10. Майсумова Эльмира Гусенбековна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Есть рецензия . Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Соавторы: Деларю Владимир Владимирович, кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградского Государственного Медицинского Университета» Минздрава России. Филимонова Мария Александровна, студентка кафедры социальной работы и клинической психологии ВолгГМУ
Обследование 60 женщин с физиологической гестацией и угрозой прерывания беременности, с помощью методики «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера–Ханина, показало наличие личностной тревожности у женщин с нормальным протеканием беременности, что целесообразно учитывать при организации психологического сопровождения для данной категории лиц.

11. Филимонова Мария Александровна. Исследование особенностей совладающего поведения у лиц с алкогольной зависимостью Есть рецензия . Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Соавторы: Деларю Владимир Владимирович кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградского Государственного Медицинского Университета» Минздрава России. Майсумова Эльмира Гусенбековна, студентка кафедры социальной работы и клинической психологии ВолГМУ
Обследование 42 пациентов с алкогольной зависимостью с помощью методики Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», показало преобладание неадаптивных стратегий («бегство», «дистанцирование», «самоконтроль»), что целесообразно учитывать при организации психологического сопровождения данной категории лиц.

12. Барабанов Родион Евгеньевич. Использование трансперсональных представлений в изучении социальной адаптации студентов Есть рецензия . Статья опубликована в №57 (май) 2018
Соавторы: Араби Л.С., кандидат медицинских наук, профессор, руководитель Института интегративной медицины Международной академии социальных технологий
В статье представлены результаты изучения социальной адаптации студентов первых курсов на основе применения трансперсональных представлений.

13. Дорохов Владимир Владимирович. Понятие «Я-концепции» в работах С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, В. Франкла Есть рецензия . Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Соавторы: Черепанова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя. В статье рассматриваются взгляды С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона и В. Франкла.

14. Бабикова Юлия Вениаминовна. РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С МИРОМ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ АРТ-МЕТОДОВ. Есть рецензия .
Соавторы: Самбикина Оксана Семёновна зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии; кандидат психологических наук, доцент;
В статье описывается опыт использования арт - методов для развития форм взаимодействия ребенка с расстройством аутистического спектра с миром. Описаны диагностические методики для составления индивидуальной характеристики ребенка. Выделены основные этапы индивидуальной программы ребенка с расстройством аутистического спектра. Данная статья адресована студентам и педагогам, психологам.

15. Дорохов Владимир Владимирович. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Есть рецензия . Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Соавторы: Черепанова Ирина Вячеславовна, доцент, кандидат психологических наук
Тема самосознания и самовосприятия человека является одной из центральных проблем психологии, философии и социологии. Я-концепция представляет собой динамическую систему представлений о самом себе, обуславливает восприятие воздействия внешних факторов, а также определяет стандарты, правила и сценарии поведения. В данной статье рассматривается Я-концепция с позиций зарубежных исследователей.

16. Зятькова Екатерина Леонидовна. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста Есть рецензия .
Соавторы: Романенко Ирина Геннадьевна, старший преподаватель Омского государственного педагогического университета
В данной статье раскрыта сущность понятия агрессивного поведения и выявлены характеристики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Обучение младших школьников навыкам саморегуляции, релаксации и адекватному поведению в конфликтных ситуациях, будет способствовать снижению проявления агрессивных реакций.

17. Грызунова Маргарита Викторовна. Проблема интернет-зависимости Есть рецензия .
Соавторы: Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры Технологии, изобразительного искусства и дизайна
Статья рассматривает явление интернет-зависимости. Данная статья может быть интересна людям, которые сталкивались с этой проблемой или наблюдали у знакомых симптомы данной проблемы. Целью статьи является исследование специфики интернет-зависимости и пути её решения.

18. Жуина Алена Игоревна. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ Есть рецензия . Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Соавторы: Жуина Диана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева
В статье представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме изучения межличностной коммуникации у подростков – активных пользователей Интернет-сети. Раскрыты особенности воздействия длительного общения в киберпространстве на личность подрастающего поколения. Представлены результаты эмпирического исследования межличностной коммуникации, уровня коммуникативной компетентности, типов реакций на коммуникативные ситуации у подростков – активных пользователей Интернет. Сравнительный анализ особенностей общения подростков показал, что подростки, предпочитающие виртуальное общение реальному, характеризуются низким уровнем общительности, не достаточно сформированными коммуникативными умениями, демонстрируют зависимую и агрессивно-компетентностную реакции в ситуациях критики (справедливой и несправедливой), конфликта, необходимости обратиться с просьбой, оказать и принять сочувствие и поддержку, вступить в контакт с другим человеком.

19. Лившиц Татьяна Александровна. Формирование программы обучающего организационного консультирования при сопровождении процесса освоения и внедрения структурированной программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) Есть рецензия .
Соавторы: Мосина Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются условия формирования программы психологического сопровождения при освоении и внедрении в деятельность врачей стандарта сервиса.

20. Ивашкина Ксения Анатольевна. Групповые занятия с детьми и групповые консультации родителей как средство повышения уровня эмоционального благополучия первоклассников Есть рецензия .
Соавторы: Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева
В статье представлено понятие эмоциональное благополучие первоклассника. Выделены критерии оценки эмоционального благополучия первоклассника. Также определено влияние родительского отношения на эмоциональное благополучие первоклассника. Представлена рабочая программа по повышению уровня эмоционального благополучия первоклассников, а так же коррекции родительского отношения к ним. Представлены результаты работы по данной программе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по предмету: "Теория социальной работы"

Тема: "Психология социальной работы"

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Объективные трудности трансформации российского общества, становление демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп. Эти группы - пожилые, пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и др. - наряду с активной материально - экономической поддержкой нуждаются в социально - психологической помощи. Сложность, противоречивость, в определенной мере нестабильность, непредсказуемость социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе, в том числе, и среди более обеспеченных слоев населения также вызывает потребность в социально-психологической поддержке.

Социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д. (3)

Взаимосвязь психологии и социальной работы

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обуславливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.

Пример 1. В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.

Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).

Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

психология социальная работа

Пример 2. Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.

Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).

Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.

Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.

Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др. (5)

Функции психологии в социальной работе

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. (2) В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, (1) и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. (2)

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, прогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая. (1,3)

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы.

С помощью психологии раскрываются сущностные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям - диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития. (1)

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа - установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Особую группу среди дезадаптированных и плохо адаптированных индивидов составляют психически больные. Выявление конкретного диагноза психического заболевания и психологических отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.

Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

1. он может определить общее нарушение психики клиента, не ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

2. он может и должен формировать общие социальные и психологические условия (климат, общение) для усиленного лечения заболевания, т.е. социальный работник, выполняя эти функции, безусловно, должен быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии. (3)

В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима их собственная активность. (1)

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее. (3)

Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы.

Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно формулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно связанные с социальной психологией. Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер.

Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества. (1) Социализаторская (социально-терапевтическая) функция - это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Основные цели и задачи социальной терапии: а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей; б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности; в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий; д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента; е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации данной социально - терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов). (3)

Психологические компоненты социальной работы включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

Включение в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социального окрашивания деятельности (учеба, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

Процесс социализации требует высокой собственной активности. На ее формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию.

Психологическое обеспечение социальной работы

Эффективность социальной работы обеспечивается рядом факторов - экономическими, материальной базой, управленческими, педагогическими, психологическими. Психологическое обеспечение социальной работы - один из важнейших факторов. Психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы. Психологический анализ опыта самодеятельности как основного средства социализации показывает ведущую роль личностных качеств. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психологические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.).

Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Именно она выступает центральной ячейкой социально-педагогических и психологических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления.

В социальной работе существенную роль играет психология социальной деятельности. Социальная деятельность представляет собой изучение и преобразование социума и личности человека. В структуре социальной деятельности присутствуют психологически четко окрашенные элементы - мотивация, психологический анализ, управление.

Психологическое обеспечение социальной работы органически включает развитие ее мотивации. Психологический подход в ней помогает мобилизовать прагматические, утилитарные, альтруистические мотивы.

В качестве обратной связи используется психологический анализ субъектов-объектов, содержания, процессов и результатов социальной работы.

Психологические методики помогают оценить качество мотивации социальной работы, а психологический анализ - обосновать применение стимулов, способствующих повышению эффективности всех видов деятельности людей - учебной, трудовой, художественной, спортивной, общественной и др.

Психологическое обеспечение социальной работы непосредственно касается управления ею. Психологизация социального управления повышает эффективность воспитательного и развивающего влияния социума.

Другие элементы социальной деятельности также имеют психологические стороны в качестве органических компонентов, обеспечивающих целостность социальной работы.

Цели социальной деятельности носят сложный характер, а стержнем их является создание благоприятные психологических условий для самодеятельности личности в процессе социальной защиты. Например, социальный работник, диагностируя образовательную, профессиональную подготовку, культурный уровень безработного, формирует у него уверенность, что его переобучение пройдет успешно и он сумеет включиться в труд по новой специальности.

Содержание социальной деятельности включает несколько психологических аспектов, как-то: формирование социальных потребностей, интересов, мотивов, приемов общения, восприятия человека и групп, создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Средства социальной работы также заключают в себе разнообразные психологические элементы; информирование, инструктирование, рекомендации, различные виды анализа.

Эффективность социальной работы обеспечивает формирование социальной активности ее участников, связанной с их личностными характеристиками, отношением к производству, социуму, труду, образованию, общественной деятельности.

Вершиной системы психологического обеспечения социальной работы является формирование социальной защищенности не только реципиентов социального обеспечения, социальной реабилитации, социальной терапии, но и самих структур, решающих задачи социальной работы

Система психологического знания в социальной работе

Психологически основы социальной работы образует теория личности. Социальная работа тесно увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера, конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психологические упражнения, даются педагогические рекомендации. (4)

Один из основных в психологическом знании - психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З. Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы "работы со случаем" были заложены американским ученым М. Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М. Ричмонд выделила четыре метода социальной работы - это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе - это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов. (2)

Существенную роль в социальной работе играет психологическая теория групп. Раскрывается структура группы: лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Необходимым элементом системы психологического знания в социальной работе является теория психологии общения. Социальное научение, органически включенное в социальную работу, помогает овладеть навыками общения, воспитывающего и развивающего личность. Это создает благоприятные социально-педагогические отношения.

Важную роль в решении задач социальной работы играет теория социального конфликта, как индивидуально-личностного, как и индивидуально-группового и межгруппового. Социально-психологический анализ конфликта (конфликтной ситуации, эксцесса, разрешения конфликта) обеспечивает действенность социальной работы, повышает эффективность учебно-трудовой деятельности.

Подсистемой психологических знаний выступает психологическая теория индивидуализации и дифференциации социальной работы. Индивидуальный подход необходим в любой деятельности - учебной, трудовой, художественной, спортивной, игровой. Он является одновременно и принципом, и условием эффективной социальной работы. В индивидуальном подходе используются психологические феномены: темперамент, характер, мышление, речь, перцептивные качества личности.

Дифференциация социальной работы основана на стратификационно-психологических признаках, поскольку она учитывает особенности детей и взрослых, молодежи и пожилых, здоровых и больных, работников преимущественно физического и умственного труда, культурных, образованных и малокультурных, необразованных, высококвалифицированных и необученных, опытных работников и начинающих.

Необходимым элементом психологического знания в социальной работе выступает психология талантливых людей. Обеспечение социальной работы предусматривает учет их способностей, а вместе с тем и особенностей характера.

Система психологического знания в социальной работе включает теорию и практику дезадаптированных и депривированных людей. Контингент этой группы достаточно многочисленный. Деликатность и сложности проблемы заключается в том, что внутри групп существует весьма тонкая стратификация по психологическим признакам.

Большая группа людей, называемая "инвалиды", описывается специфической психологической теорией, которая выступает в качестве основы социальной работы.

В последние годы предметом теоретико-психологической проработки выступают люди пенсионного возраста. Общество несет большие убытки в связи с тем, что не использует объективных психологических показателей их работоспособности, равно как и их социально-психологических ролей в социальной работе. (4)

Психологические методы социальной работы

В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума.

Психологические методы, применяемые в социальной работе, подразделяются на индивидуальные и групповые.

Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучение социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений. (1)

Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин "психологический диагноз" не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типов темперамента и т.д.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен социальному работнику. Это - наблюдение за обследуемым в ходе взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни (семье, группе). (5)

В социальной работе широко применяется психологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т.д. По результатам этой работы строиться их индивидуальная и групповая деятельность.

Необходимым метолом социальной работы является психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они выключают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия трудовой, учебной и другой деятельности.

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующем обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.

Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их он, он непременно прибегает к помощи психологии.

Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.

Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей, развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Социальный работник действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие.

Деятельности социального работника присуща самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что социальная психология и педагогика есть теоретический и методологический стержень социальной работы.

Социономическая деятельность носит комплексный характер, так что социальный работник по сути своей профессии является педагогом-психологом. Психологическими средствами он диагностирует социономическую ситуацию, состояние ее участников, обосновывает необходимость применения социальный технологий. Педагогическими методами он информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразования социума и личности. (1)

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.

2. Основная цель социальной работы - улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

3. Весь смысл социальной работы, всех ее принципов, методов заключается в улучшении социального положения, лучшей приспособляемости клиента к ситуации. Поэтому цель психологической практики социальной работы также заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптации и реабилитации клиента. Совершенствование социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы. Отсюда предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и определенными группами населения) для оптимизации их социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации.

Таким образом, психология социальной работы по своей структуре включает 3 основных блока:

1) общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики социальной работы;

2) конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения ("лечения") социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации.

3) особенности социально - психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально - психологического поведения, образа мышления и действий). (3)

Список литературы

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФА-М, 2003. - 395 с. (стр.73-79) - (Серия "Высшее образование");

2. "Теория социальной работы" под ред. Кузиной И.Г. Гор. Владивосток Изд-во ДВГТУ, 2006 (стр.110-111);

3. Е.В. Кулебякин "Психология социальной работы" Владивосток Издательство Дальневосточного университета, 2004 (стр.8, 11-14);

4. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. "Социальная работа в вопросах и ответах": учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 184 с. (стр.17-18);

5. Теория социальной работы:: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с. (стр.119-124).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Теоретические основы исследования взаимосвязи теории социальной работы и психологии. Социальная работа как область научного знания. Сущность и значение психологии в работе с клиентами. Применение психологических технологий в практике социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2016

    Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Актуальность технологии социальной работы как учебной дисциплины. Сущность, содержание, типология и структура технологического процесса социальной работы. Технологии отечественной социальной работы и влияние на них зарубежного опыта социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Семья - компонент социальной структуры любого общества. Молодая семья, как объект социальной защиты. Проблемы молодых семей и пути их решения. Особенности социальной работы с молодой семьей. Выявление эффективных методов работы по социальной поддержке.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Категории экономики социальной работы: производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая функция и задачи социальной работы, описание её принципов. Сферы экономического пространства социальной работы. Реформирование системы здравоохранения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы. Практика организации и содержание социальной работы с инвалидами на уровне муниципалитета города Горно-Алтайска Республики Алтай РФ.

Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований.

С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 40-х годов снова возрос. Попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического моделирования и др.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные. К главным видам конфликтов относятся: межличностные, между малыми, средними и большими социальными группами, международные. Однако в реальной жизни очень редки конфликты в «чистом» виде.

Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. На макро-, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный (столкновение тенденций, сторон личности).

Единого определения социального конфликта не существует. В 80-90-е годы опубликовано множество работ, в которых психологи предлагали различные трактовки конфликта. Однако, несмотря на различие подходов к определению конфликта, можно выделить основные присущие ему свойства:

  • наличие противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
  • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;
  • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Наибольшее количество определений имеется относительно межличностного конфликта. Считается, что конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.

Что же касается внутриличностного конфликта, то первенство в области его изучения принадлежит психоанализу, гештальттерапии, гуманистической психологии.

Естественно, каждый тип конфликта требует к себе специального подхода и определения. Семейные конфликты отличаются от конфликтов в научных, воинских подразделениях, тем более от криминогенных, политических и организационных.

Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:

  • стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);
  • количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;
  • предмет конфликта;
  • образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:

  • конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;
  • конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);
  • конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
  • конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).

Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять :

  • сферы возникновения и проявления (политика, экономика, общество);
  • пространственно-временные характеристики (место и время возникновения конфликтов);
  • условия и повод возникновения столкновения;
  • частоту - количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени (эпизодические, хронические, циклические конфликты);
  • продолжительность - количество времени от начала до разрешения конфликта (кратковременные и долговременные);
  • средства и действия, используемые участниками для достижения своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т.д.);
  • форму проявления, выражающуюся на вербальном и невербальном уровне, открыто и скрыто;
  • результат (исход) конфликта.

Конфликты выполняют разнообразные функции , основными из которых являются разрушительная, созидательная и диагностическая.

Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях.

Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.

Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.

Конфликт как социально-психологическое явление представляет собой процесс, протекающий во времени.

Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

  • Предконфликтная ситуация характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы и пр. Такую ситуацию называют потенциальным конфликтом или предконфликтной ситуацией. При осознании ее происходит переход к следующей стадии конфликта.
  • Конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом:
  1. 1-й вариант - выход из конфликта;
  2. 2-й вариант - конфликт;
  3. 3-й вариант - борьба до победного конца.
  • Разрешение конфликта - обстановка после конфликта (с этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенный и совсем не разрешенный).

Имеются различные классификации конфликтов . В зависимости от оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные, а также внутриличностные и социальные конфликты.

Существует и более сложная типология конфликтов. Cоциальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.п.

Ориентированная на практическое использование классификация конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом:

  • социально-политические, в том числе этнополитические, конфликты;
  • межэтнические конфликты;
  • конфликты в сфере управления (организационно-управленческие);
  • семейные и супружеские конфликты;
  • конфликты в сфере производства, услуг и торговли;
  • конфликты в научных, воинских подразделениях;
  • конфликты в условиях изоляции (среди экипажей космических комплексов, кораблей длительного плавания, членов антарктических станций (полярников) и в среде осужденных).

Остановимся на наиболее типичных конфликтах: межэтнических, производственных, в армейской среде и в условиях изоляции.

Являясь следствием социальной напряженности, выплеснувшейся на поверхность при распаде тоталитарных режимов, социальные (региональные, межнациональные) конфликты охватили значительную часть евроазиатского континента. Парадокс в том, что приходящие к власти посткоммунистические, в большинстве своем националистические режимы, не только не несут в себе бесконфликтность, но в ряде случаев сами порождают конфликтные ситуации или возобновляют старые с новой силой. Существенной причиной межэтнических конфликтов является стремление нации к своей однородности, «чистоте», а также дискриминационное поведение представителей одной национальности в отношении представителей другой национальности.

Межэтнические конфликты - это крайняя отрицательная форма проявления сложных глубинных противоречий в отношениях между этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, национально-психологических, религиозных факторов. В чистом виде межэтнические конфликты в природе не существуют, за исключением бытового уровня. Межличностные этнические конфликты возникают из-за когнитивных причин, столкновения стереотипов, установок. Чаще всего они выступают в качестве этнополитических, этноэкономических конфликтов.

При одновременном существовании наиболее благоприятных факторов противоречия между жизненно важными интересами разных этнических общностей могут достигать критического состояния и приобретать характер жесткого противоборства в форме открытой конфронтации, что приводит к групповым и массовым эксцессам. Причины межэтнических конфликтов носят не поверхностный, а глубинный, системно-структурный характер.

Межнациональный конфликт имеет несколько стадий развития. Вначале происходит нарастание напряженности, усиление активности какой-либо одной национальной группы, постепенно в противостояние втягивается другая группа, формируется организованность движений путем выдвижения лидеров и активистов, создается материальная база, идет структурирование по следующим направлениям: национальное движение и власть; национальное движение и представители иных национальностей; национальное движение и органы охраны правопорядка.

Социальная напряженность, предшествующая собственно конфликтным межэтническим взаимодействиям, характеризуется противоборством в межнациональных отношениях, формированием образа «врага», националистических, аппаратистски настроенных общественно-политических объединений и движений, процессом их вооружения, циркуляцией слухов, актами протеста: митингами и демонстрациями, наличием недовольства.

Стадии собственно конфликтных межэтнических действий характеризуются массовыми эксцессами, вооруженной борьбой с элементами гражданской войны между неконституционными формированиями.

Межэтнические конфликты различаются спецификой причин возникновения, тяжестью последствий, количеством участников и т.п.

Производственные конфликты складываются из широкого спектра ситуаций - от затяжных межличностных конфликтов до «одномоментных» ситуаций, быстро проходящих, но требующих принятия непростого решения.

В качестве основных моделей развития производственных конфликтов выступают:

  1. Деловой спор. Область разногласий предметна и определена. Участники верят в возможность прийти к соглашению. Они «чувствуют» ситуацию, осознают достоинства и недостатки общих точек зрения.
  2. Формализация отношений. Характеризуется расширением зоны рассогласований. Участники могут отказаться от обсуждения возникшей проблемы, избрав официальные способы принятия решения.
  3. Психологический антагонизм. Участники подчас затрудняются четко определить, с чем они не согласны, однако склонны преувеличивать существующие разногласия; враждебность участников столь значительна, что именно она определяет все развитие ситуации.

Существует несколько стратегий поведения в конфликте:

во-первых, «уход из ситуации»;

во-вторых, заключение компромисса;

в-третьих, проявление уступчивости, полного отказа от своих намерений;

в-четвертых, достижение целей любой ценой;

в-пятых, ориентация на сотрудничество.

Что касается конфликтов между и внутри коммерческих структур, то их причины связаны с борьбой за рынок сбыта, ценообразованием и другими моментами.

Супружеские конфликты имеют свою специфику. Если в жизнедеятельности супругов имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные состояния, то такие супружеские союзы называются конфликтными. Однако при этом брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам.

Существует следующая классификация супружеских конфликтов:

  • конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера;
  • конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
  • конфликты, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;
  • конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;
  • конфликты из-за финансовых разногласий, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов;
  • конфликты на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды одного из супругов;
  • конфликты на почве неудовлетворения потребности во взаимопомощи;
  • конфликты на почве разных потребностей в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Разумеется, данная классификация не охватывает всего многообразия супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них.

В основе конфликтов в воинских подразделениях лежит деформация уставных отношений и стратификации в армейской среде (иначе говоря, «дедовщина»). Тяжелые конфликты возникают в связи с сокращением армии, ее реформированием. Главная причина конфликтов - бытовая неустроенность офицеров, их семей в результате передислокации частей.

Особняком стоят конфликты в условиях изоляции и к тому же преступной субкультуры.

Конфликты в среде осужденных - это борьба между ними с помощью психического и физического насилия с целью занятия лидирующего положения, извлечения нетрудовых доходов, обладания запрещенными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, мести за отклонение от преступных традиций и норм и др.


Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society » публикует наиболее актуальные социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии.

Интервью с главным редактором

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67006. Дата регистрации 30.08.2016

ISSN (печатная версия): 2221-1527
ISSN (online): 2311-7052
Подписной индекс ОАО «Роспечать»: 22209
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2010 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная : допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.

Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society» – рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрированное в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 5 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет:

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ – 0.868 (дата обращения: 26.03.2017).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 21 специалист – кандидаты или доктора наук (либо обладатели иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятые проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.

Основные разделы:

    Колонка редактора

    Теоретические исследования

    Эмпирические исследования

    Прикладные исследования и практика

    Методический инструментарий

    Научная жизнь

    Критика и библиография

    Архив

    Памятные даты

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.12 – Политическая психология (психологические науки)

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.

Журнал включен в российские и международные базы данных:

  • Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI)
  • Реферативный журнал и