Ядро» человеческой личности. Понятие «ядро личности» в психологии ХХ столетия и древневосточных философских учениях

Разумеется, каждый из нас неповторим и уникален. Но есть и такие особенности личности, которые свойственны всем людям без исключения.

К 18 годам у человека уже есть сформировавшаяся личность. Это не означает, что нам не переделать свою личность - мы на протяжении своей жизни только этим и занимаемся, но есть нечто очень глубоко внутреннее и почти неизменное, что остается с нами во все времена, то, что мы не можем и не хотим изменять. Обычно это называется «центром» («ядром») личности.

Изначально ядром личности является «Я биологическое», то, что является знаком биологической индивидуальности человека: свои, похожие на кого-то и непохожие на других лицо и тело, собственные физические и физиологические особенности. Затем к этому ядру добавляется «Я психологическое», поведенческие реакции младенца, его эмоциональные реакции, а затем и формирование не просто реакций, но поведения: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, предпочтение первых и недоверие к последним и т.д.

Формирование ядра личности происходит в процессе активной деятельности человека по освоению предлагаемых обществом и воспитанием ценностей и осуществляется путем идентичности. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию Ядра личности, называются «Я»: образ Я, метафора себя и жизни, личные верования

(здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния), личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды, личное понятие смысла жизни...

Сильное ядро личности выражается через развитость личной позиции, определенности личных ценностей и интересов, уверенности в себе и свободном выборе своих действий. Ядро личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Именно из ядра личности идет импульс противостояния внешнему окружению. Разные исследователи видят его по-разному:

  • 1) естественно растущее позитивное зерно (гуманистический подход);
  • 2) место воспаленного конфликта (классический психоанализ);
  • 3) продукт самосозидания (экзистенциальный подход);
  • 4) то, что формируется окружающей средой (бихевиоризм и советская психология).

Сильное ядро - при сильной биологической энергетике или высоком уровне развития личности. Тенденция ядра личности человека заключается в том, чтобы актуализировать свои потенциальные возможности.

Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости оттого, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Люди не просто ошушают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими, прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как они», выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), также суть стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.

Ядро человеческой личности, таким образом, состоит из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.

К периферии личности относятся те структуры, которые почти непрерывно меняются в течение жизни: опыт и способности; знания, умения, навыки; системы конструктов, личная история; поведение: характер (акцентуации), привычки и манеры (черты), социальные роли, конкретные действия и поступки. Дальняя периферия - это внешность, здоровье, состояние, атрибутика личности. Развитая периферия для личности может быть как удачей, так и проблемой.

Приятная внешность, прекрасное здоровье, бодрость физическая, милый характер, привычка улыбаться - такая периферия является благом для личности, помогает двигаться вперед и реализовываться. Если внешность невыигрышная, здоровье плохое, физическое состояние неважное, постоянная усталость и болезни, характер вредный, то периферия не помогает развиваться личности, а скорее мешает. Чаще всего это приводит к личностным нарушениям: неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям (см. гл. 6).

Задайте себе вопрос: "Я счастлив?", и если ваш ответ не устроит вас на все 100%, спросите себя: "А зачем я живу?".


Самореализация и профессия

Если взглянуть на пирамиду человеческих потребностей (пирамида Маслоу), то мы увидим, что когда все потребности человека хотя бы частично удовлетворены (от базовых до социальных и нравственных), основным вопросом для него становится вопрос самореализации. Почему? Потому что когда у тебя уже есть все необходимое для нормальной жизни, хочется, чтобы в ней был еще и смысл (высшая польза), и любимое дело, и развитие. Это естественно. Однако большинство выбирает работу ориентируясь на то, где больше платят (35%), или на то, где есть возможность карьерного роста (29%), и далеко не для всех (24%) критерий любимого дела первичен (данные интернет-опроса на 4 марта 2008 г.). Это можно понять, беря в учет наш уровень жизни, но, как показывает практика, наибольшего успеха в профессиональном развитии и быстрее добиваются те люди, которые работают по профессии, максимально реализующей их потенциал. Они легче и с удовольствие учатся и быстро становятся высококлассными профессионалами, а профессионалы нужны всем.

Но вот вопрос - как найти свое дело? Для тех, кто имеет выраженный талант или явную склонность к какой-то профессии, это очевидно, а что делать, когда это не очевидно? И потом, даже у тех, кто определился с профессией и уже давно работает по ней, часто возникает вопрос - как можно в этой профессии максимально реализовать себя? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно понять самого себя и определить - что является "ядром" собственной личности.


Самореализация и "ядро" личности

Из чего вообще состоит личность человека? Что такое "Я"? По каким законам оно развивается?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что пытаясь описать все составляющие человеческого "Я", мы находим, что их бесконечное количество, а если мы попытаемся найти центральную составляющую, то обнаруживаем пустоту.... Поэтому в психологии существуют лишь модели, которые похожи больше на вектора, нежели на сетки координат, а часто могут быть использованы вообще только как метафоры. Но, тем не менее, если подобрать те модели, которые нужны для решения конкретной задачи, с их помощью вполне можно получить результат.

Для того чтобы ответить на вопросы связанные с самореализацией и профессиональным призванием, нам нужно учесть три "слоя" "ядра" личности.

Самый глубинный "слой", это ценности человека. Большая часть этого "айсберга" не осознается нами, но именно этот "айсберг" определяет то, что для нас важно, что нам нравится и чего нам хочется, и является фундаментом нашего мировоззрения и жизненными ориентирами. Количество ценностей не бесконечно, и внутри одной культуры в целом они совпадают у людей, но приоритеты ценностей у каждого человека свои. И самое важное - ценностному "слою" человека свойственно развиваться и обогащаться, и, если человек не уперся в "потолок своей среды обитания", то через год-другой его ценности могут измениться, и иногда в весьма значительной степени. (Тенденция развития ценностей и мировоззрения описана Клэром Грэйвзом в модели Спиральная Динамика.)

Следующий глубинный "слой" ядра личности (который представляется скорее как параллельный ценностному "слою"), это способности или таланты человека. Выражение "талантливый человек" приучило нас думать, что это не про каждого. На самом деле таланты и способности есть у всех без исключения. Просто у кого-то они весьма развиты и очевидны, а у кого-то дремлют на уровне склонностей или предрасположенностей. Но, так как каждому из нас что-то дается легче и получается лучше - значит, каждый из нас имеет склонности к определенным талантам, и, значит, может их обнаружить, найти для них подходящий контекст и развить. То, что для человека естественно, всегда развивается быстро. Мечтатели, рационалисты и критики в душе, например, легко могут стать творцами, стратегами и аналитиками. И т.д.

И третий "слой" ядра личности - это жизненный опыт. Его можно было бы назвать поверхностным, потому что он является результатом взаимодействия человека с жизненными обстоятельствами... Но в нем кроется столько привычного поведения, привычного мышления, привычных фокусов внимания, привычных убеждений о том, как все "должно быть" (которые, кстати, мы чаще защищаем, чем пересматриваем), что очень часто именно он - накопленный опыт - определяет течение нашей жизни. Да, это больше касается не глобальных решений, а, скорее, повседневных дел, но именно эти повседневные дела могут уводить нас от глобальных решений в привычную колею событий каждый день из года в год.

Однако, хорошая новость заключается в том, что мы можем управлять своим опытом и сознательно структурировать его по своему желанию. И, что самое замечательное, мы можем его "планировать"! Конечно же, жизнь не даст нам гарантий, что наши планы свершатся в детальной точности, но в неизбежности изменений мы можем быть уверены. И мы можем решить, куда направить эту волну обстоятельств и выбрать, как ей воспользоваться.

О том, как устроен человек, можно говорить часами и писать книгами, однако ни одна библиотека этой информации не имеет смысла, если мы с вами не воспользуемся хотя бы одной крупицей ее, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Ведь, согласитесь, насколько прекраснее и увлекательнее мир, в котором люди делают то, что любят и умеют делать, знают, зачем живут, и развиваются личностно и духовно. ...Вам знакомы такие люди? Это параллельный мир, в который каждый может сделать шаг уже сейчас.

1. Ядро сознательной личности
ценности
мышление
мотивы
эмоции

2. Специфика социально-психологического понимания личности состоит в …
том, что личность рассматривается как объект социальных отношений
в исследовании взаимоотношения личности с конкретной группой
в изучении индивидуальных характеристик личности
в изучении внутреннего мира человека

3. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенная на основе ее ценностей и отвечающая основным жизненным потребностям личности — это…
ценностные ориентации
жизненная позиция
смысл жизни
мотивация личности

4. Функция социальной установки
характеризует определенную готовность субъекта реагировать на явления социальной жизни
характеризует переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности
отражение в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов

5. Человеческая личность – это …
представитель гомосапиенса, его биологическая особь
микрокосмос, отражение макрокосмоса
статус человека как члена общества, отличается самостоятельностью в поступках, способностью нести ответственность и решать проблемы
совокупность индивидуальных особенностей человека как биологического существа и как члена общества

6. Представители структурно-системного подхода утверждали, что …
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов
поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы
социальная среда оказывается для личности наиболее значимой, чем ее инстинкты
индивидуальные качества личности играют определяющую роль в ее формировании

7. Негативные каналы социализации
идентификация
чувство вины
имитация

8. Социализация – это …
целенаправленное действие социальных институтов на личность
процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщение к системе социальных связей
внутренняя мотивация личности
процесс удовлетворения потребностей личности

9. Ученый, чьи работы посвящены проблеме смысла жизни
Ральфа Дарендорфа
Виктора Франкла
Эрика Фромма
Карла Юнга

10. Диспозицией личности называется …
направленность личности на определенные ценности и интересы
предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности
взаимодействие потребностей и интересов, которые преобразуются в конечную цель личности

11. Социально-психологические качества личности …
даны от рождения
неизменны до конца жизни человека
характеризуют связи личности с социальной действительностью
характеризует индивидуальные психологические особенности

12. Высказывание, принадлежащее Э. Фромму
Удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие
Идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними
Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни
Люди редко бывают достаточно разумны, чтобы предпочесть полезное порицание опасной похвале


Для того чтобы разобраться в особенностях характера человека, надо обратиться к основам теории личности.
Основатель классической школы психоанализа Зигмунд Фрейд открыл ядро человеческой личности, которое нерационально, не может быть объяснено. Более того, оно не может быть по-настоящему и изменено. Такова главная биологическая особенность психики человека, своеобразная психофизиологическая константа.
С точки зрения психологии все попытки рационального типирования людей останавливаются, когда дело доходит до ядра личности. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.
О том, что у человека существует подсознание и оно имеет большое значение, впервые сказал тоже 3. Фрейд. В дальнейшем Карл-Густав Юнг не только подтвердил это, но и доказал, что существуют определенные структуры, типы строения подсознания. Ученый описал эти подсознательные структуры. Попробуем с современных позиций посмотреть, в чем суть теории К.-Г. Юнга.
; Человек, находясь в коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с другими людьми. При этом оказываются задействованными такие присущие организму функ
ции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека - своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.
информационного процесса" />
Модель информационного процесса

S Люди по-разному воспринимают информацию. Одни - буквально и конкретно, прекрасно запоминая детали, факты, цифры, а другие мало обращают внимания на мелкие детали, они видят мир через образы, за конкретными фактами они угадывают тенденции. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.
Принимают решения люди тоже по-разному. Одни при этом основываются на объективном анализе. Другие прислушиваются к собственному сердцу, к своим и чужим чувствам. Что важнее, разум или чувства? Типоведение утверждает - каждому свое.
Согласно открытию К.-Г. Юнга, всех людей по способу восприятия информации можно разделить на две группы:
S - люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать).
N - люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию.
Еще в две группы Юнг объединил людей по способу принятия решения:
Т - люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение.
F - люди, субъективно оценивающие информацию, с этической точки зрения и так же принимающие решения.


Человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и объективно и субъективно. То же самое относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом, К.-Г. Юнг выделил четыре базовые психические функции. -
Сенсорика - S (от англ. «Sensation» - ощущающий) функция конкретного восприятия мира через органы чувств.
Интуиция - N (от англ. «Intuition» - интуитивный) - функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.
Логика - Т (от англ. «Thinking» - думающий, мыслящий) - мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.
Этика - F (от англ. «Feeling» - чувствующий) - психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.
Функции в каждой из этих пар взаимоисключаемы, то есть конкретный человек воспринимает информацию каким-то одним способом, наиболее развитым, например сенсорика (S) у него может преобладать над интуицией (N), и наоборот. И решения человек принимает также на основе преобладающей оценочной функции: либо логика (Т), либо этика (F).
К.-Г. Юнг не остановился на этом, он ввел еще два параметра человеческой психики: экстраверсия (Е) и интровер- сия (I).

Экстраверсия - активная и энергозатратная установка психики, нацеливающая человека на экспансию. Люди, обладающие этим качеством, настроены на активное общение. В большинстве случаев они коммуникативные и интеллектуальные лидеры.
Интроверсия - пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики. Интроверты сосредоточены на себе. Они сдержаннее, чем экстраверты, и гораздо реже оказываются в роли лидеров, особенно в больших группах.
Таким образом, четыре психические функции получили экстравертную или интровертную окраску. Теперь модель личности стала более объемной, разносторонней и законченной. На основании всех приведенных параметров выделяют восемь базовых психотипов[I].
Экстраверты:
ES - сенсорный экстраверт EN - интуитивный экстраверт. ЕТ - логический экстраверт EF - этический экстраверт Интроверты:
IS - сенсорный интроверт IN - интуитивный интроверт IT - логический интроверт IF - этический интроверт
Существует мнение, что психология - не наука, так как в ней нет точного расчета. В самом деле, скрупулезные измерения в человеческой психике - абсурд. Но это не значит, что психология не может давать достоверный прогноз, что является первым признаком научного подхода. Если мы обратимся к тому же принципу Парето, то получим следующее: в системе (здесь - в психике) должно быть 20% базовых критериев, с помощью которых можно практически точно (на 80%) описать ее свойства (поведение человека). Мировая психология до К.-Г. Юнга разработала огромное количество критериев

оценки человека. Необходимо было в них разобраться, найти основополагающие и свести в систему, что и сделал ученый.
На основании своего открытия К.-Г. Юнг в 1923 году фактически построил «Периодическую систему психотипов». По значимости это открытие сопоставимо с созданием Периодической системы Менделеева в химии и является революционным для психологической науки.
А сегодня каждый может руководствоваться следующими постулатами.
Человек не универсален - с чем легко справится один,
ДРУГОМУ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ПОД СИЛУ.
Человек не может научиться1 всему - он может достичь успехов только в том, к чему имеет способности.
Человек не идеален - достоинства и недостатки в человеке ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ДРУГ ДРУГА.
Комфортность или дискомфортность отношений двух людей зависит не столько от их личных качеств или внешних обстоятельств,
СКОЛЬКО ОТ СТЕПЕНИ СОВМЕСТИМОСТИ ИЛИ НЕСОВМЕСТИМОСТИ " ВНУТРЕННИХ СУЩНОСТЕЙ ЭТИХ ЛЮДЕЙ.

Основатель классической школы психоанализа Зигмунд Фрейд заявил о том, что есть ядро человеческой личности: то, что нерационально, и не может быть объяснено. Более того, не может быть по-настоящему и изменено. Это и есть главная биологическая особенность психики человека, своеобразная психофизиологическая константа.

С точки зрения психологии, все попытки рационального типирования людей останавливаются, когда дело доходит до ядра личности. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.

О том, что у человека существует подсознание, и оно имеет большое значение, впервые сказал Фрейд. Юнг не только подтвердил это, но и доказал, что существуют определенные структуры, типы строения подсознания. И открытие Юнга заключается в том, что ему удалось описать эти подсознательные структуры. Попробуем с современных позиций популярно объяснить, в чем суть теории Карла Густава Юнга.

В коммуникативном пространстве находится личность человека, взаимодействующая с другими личностями. Из всевозможных функций организма человека Юнг выделил два блока: восприятие информации и способ принятия решения. Представим себе мозг человека в виде пункта переработки информации. У этого пункта есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе – готовое решение.

Люди по-разному воспринимают информацию. Одни – буквально и конкретно, прекрасно запоминая детали, факты, цифры, а другие – мало обращают внимание на мелкие детали, они воспринимают мир через образы, практически не видят конкретных фактов, а видят складывающиеся из них тенденции. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.

Принимают решения люди тоже по-разному. Одни, решая, основываются в своих размышлениях на объективном анализе. Другие, принимая решение, прислушиваются к собственному сердцу, к своим и чужим чувствам. Это как раз на тему вечного спора: что важнее, разум или чувства? Типоведение дает ответ – каждому свое.

Так вот, Карл Юнг установил, что всех людей по способу восприятия информации можно разделить на 2 группы.

«S» – люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать).

«N» – люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию.

По способу принятия решения Юнг выделил следующие две группы.

«T» – люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение.

«F» – люди, субъективно, этически оценивающие информацию и аналогично принимающие решения.

Причем человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и объективно и субъективно. То же самое относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом Юнг выделил 4 базовые психические функции.


Сенсорика – S (от англ. «Sensation» – ощущающий) – функция конкретного восприятия мира через органы чувств.

Интуиция – N (от англ. «iNtuition» – интуитивный) – функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.

Логика – T (от англ. «Thinking» – думающий, мыслящий) – мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.

Этика – F (от англ. «Feeling» – чувствующий) – психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир людей

Функции в каждой из этих пар взаимоисключаемы, т.е. конкретный человек воспринимает информацию каким-то одним способом, наиболее развитым, например, сенсорика (S) у него преобладает над интуицией (N). И решения он принимает также на основе преобладающей оценочной функции: либо логика (T), либо этика (F).

Затем Карл Густав Юнг ввел еще 2 параметра человеческой психики: экстраверсия (E) и интроверсия (I). Четыре психические функции получили экстравертную или интровертную окраску. Теперь модель личности стала «объемной», разносторонней и законченной. Это позволило выделить восемь базовых психотипов.

Экстраверты:

ES – сенсорный экстраверт

EN – интуитивный экстраверт

ET – логический экстраверт

EF – этический экстраверт

Интроверты:

IS – сенсорный интроверт

IN – интуитивный интроверт

IT – логический интроверт

IF – этический интроверт

Так что же сделал Юнг?

Существует мнение, что психология – не наука, т.к. в ней нет математики. Ясно, что скрупулезные измерения в человеческой психике – это абсурд. Но достоверный прогноз необходим – это первый признак научности. В данном случае выручает все тот же универсальный принцип Парето, который подсказывает психологам: в системе (психике) должно быть 20% базовых критериев, с помощью которых можно практически точно (на 80%) описать ее свойства (поведение человека). Мировая психология к ХХ веку разработала огромное количество критериев оценки человека. Необходимо было в них разобраться, свести в систему – что и сделал К.Г.Юнг.

На основании своего открытия Юнг в 1923 году фактически построил «Периодическую систему психотипов». По значимости это открытие сопоставимо с созданием периодической системы Менделеева в химии.

Человек не универсален – с чем один легко справится, другому справиться не под силу.

Человек не может научиться всему – он может достичь успехов только в том, к чему имеет способности.

Человек не идеален – достоинства и недостатки в человеке являются продолжением друг друга.

Комфортность или дискомфортность отношений двух людей зависит не столько от их личных качеств или внешних обстоятельств, сколько от степени совместимости или не совместимости внутренних сущностей этих людей.