Эволюция психики и развитие сознания. Развитие психики и сознания. Структурно-логический анализ происхождения психики и сознания. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным

1. Основные этапы развития психики в филогене­зе.

Этапы развития в филогенезе и их краткая ха­рактеристика представлены в таблице.

2. Основные особенности онтогенеза психики че­ловека.

1) В развитии живых существ наблюдается сле­

дующая закономерность: чем выше место, которое дан­ный живой организм занимает на шкале

филогенетического развития, тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для до­стижения полной психологической и поведенческой зре­лости.

Человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенси­руется чрезвычайной пластичностью его мозга, способ­ностью к прижизненному формированию

функциональных систем.

Если у животных видовой опыт зафиксирован преимущественно в генетических программах, которые автоматически развертываются по мере индивидуального развития, то у человека большая часть видового опыта фиксирована не в генетической, а во внешней форме - в виде культурно-исторического опыта, который усваива­ется ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми.

Различие процессов онтогенетического развития психики у животных и у человека можно пояснить сле­дующей схемой.

(См. Таблицу 12)

2) Психическое развитие ребенка зависит от со­вместного влияния двух факторов:

(1) биологического созревания организма,

(2) от взаимодействия со средой.

Для каждого психологического свойства индивида есть свой оптимальный период формирования, когда вли­яние среды максимально эффективно. Он носит название сензитивиого периода для данного свойства. Так, напри­мер, сензитивный период оптимального становления речи охватывает возраст от 1 года до 3-х лет.

3) Психическое развитие человека идет одновре­менно по нескольким линиям: познавательное (интеллек­туальное) развитие; социальное развитие; личностное развитие; морально-нравственное развитие и проч. Раз­витие разных сфер психики происходит неравномерно: по каким-то линиям развитие может идти интенсивнее, по другим медленнее. Неравномерность психического развития приводит к возникновению так называемых кризисов развития. В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подрост­кового возраста, которые возникают как результат несо­ответствия в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер.

Положительное значение таких кризисов заклю­чается в том, что они стимулируют развитие «отстаю­щих» сфер, являясь, таким образом, движущей силой саморазвития личности в целом.

3. Характеристика человеческого сознания.

Сознание, как высшая форма психического отра­жения, имеет ряд отличительных особенностей.

1) В структуру сознания входит совокупность знаний о мире. Благодаря языку эти знания получаются человеком не только из индивидуального опыта (как у животных), но и из культурного опыта, от прошлых по­колений. Человек может получать знания о предметах и явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.

2) Отличительной особенностью сознания явля­ется разделение субъекта и объекта, т. е. различение «Я» и «не-Я», способность отделять объект от своего отноше­ния к нему.

У животных и маленьких детей субъект и объект слиты. Т. е. чувства, эмоции, которые вызывает некото­рый предмет (или человек), воспринимаются как свойст­ва самого предмета (или человека). По мере развития сознания человек научается отличать одно от другого. (Хотя и взрослые люди зачастую бывают склонны сме­шивать объективные характеристики ситуации со своим к ней отношением).

3) Сознательный индивид обладает способностью к целеполагающей деятельности, благодаря которой ста­новится возможной произвольная регуляция поведения.

У животного активность направляется и регули­руется биологической потребностью или внешней ситуа­цией. Человек может совершать действия в отсутствии актуальной потребности (к примеру, готовить пищу, не будучи голодным). Человек способен ориентироваться в своей активности не только на нынешнюю ситуацию, но и на ситуацию, которая, возможно, будет иметь место в будущем. Т. о., челрвек, обладающий сознанием, имеет возможность не идти на поводу у ситуации или потреб­ности. Функцию регуляции его поведения берет на себя осознанно поставленная цель.

Случается, что активность человека обуславли­вается не целью, но непосредственной потребностью или ситуацией (фрейдовские «ошибочные действия», различ­ные виды импульсивного или рефлекторного поведения и проч.). Это объясняется генетической многоплановостью человеческой психики, т. е. тем, что с сознанием сосу­ществуют досознательные (генетически более ранние) формы психики.

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.

Цели самоподготовки знать: 1. Значение методо­логии для понимания психологических фактов, законо­мерностей, механизмов, теорий.

2. Основные методологические принципы совре­менной психологии.

3. Основные этапы филогенетического развития психики.

4. Особенности онтогенеза психики человека;

5. Основные характеристики сознания.

План самоподготовки: 1) Прослушайте и законс­пектируйте лекции «Предмет психологии», «Структура психики». При подготовке к занятию восстановите в па­мяти содержание этих лекций.

2) Прочитайте разделы: «Методологические принципы современной психологии», «Становление пси­хики в филогенезе», «Развитие психики в онтогенезе», «Сознание» по любому имеющемуся у вас учебнику пси­хологии.

3) Прочитайте информационный материал по те­ме из данного практикума.

4) Ответьте на контрольные вопросы, чтобы про­верить свою подготовленность к занятию.

Основная литература:

1. Гамезо Н. В., Домашенко И. А. Атлас по пси­хологии. М., Просвещение, 1986.

2. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психо­логию. МГУ, 1975.

3. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Просве­щение, 1994.

4. Общая психология. Под ред. А. В. Петровско­го. М., Просвещение, 1986.

5. Творогова Н. Д. Психология. М., 1996.

Контрольные вопросы для самопроверки подготовленности к занятию.

1. Что такое методология?

2. Для чего служит методология? Почему необхо­димо знание методологических принципов?

3. Каковы основные методологические принципы современной психологии? В чем они заключаются?

4. Каковы основные этапы филогенетияеского развития психики?

5. Что такое сознание? Каковы его отличитель­ные особенности по сравнению с другими формами пси­хического отражения?

6. Каковы условия становления сознания в онто­генезе?

7. Каковы основные особенности онтогенеза пси­хики человека?

Эталоны ответов на эти вопросы можно найти в информационном материале и в рекомендованной лите­ратуре.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

План занятия: 1. Организационные вопросы.

2. Выявление исходного уровня с помощью тесто­вых заданий.

3. Самостоятельная работа на занятии (индиви­дуальная, в микро-группах, общегрупповое обсуждение).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

В следующих пунктах заполните пропущенные

1) У человека большая часть видового опыта за­фиксирована в виде....

2) У существ, находящихся на интеллектуальной стадии психического отражения, решающее влияние на особенности поведения оказывает....

3) В процессе эволюции психического отражения инстинкты все больше заменяются способностью к....

4) Способность к формированию простейших ус­ловных рефлексов появляется у живых существ, находя­щихся на стадии... психики.

5) Человек, обладающий сознанием, имеет воз­можность получать информацию об окружающем мире; собственном внутреннем мире и о....

6) Чем более высокое место занимает живое су­щество на шкале филогенетического развития, тем... времени требуется ему для достижения полной психиче­ской и поведенческой зрелости.

7) Период, когда формирование некоторого пси­хологического свойства индивида происходит наиболее эффективно, носит название....

8) Кризисы развития являются следствием... пси­хического развития.

В следующих пунктах выберите один или не­сколько правильных ответов:

9. Причина психических явлений лежит:

а) в физиологических процессах в нервной систе­ме

б) в факторах внешней действительности

в) в активности индивида

г) все верно.

10. Активность психического отражения проявля­ется в:

а) избирательности реагирования на факторы ок­ружающей среды

б) способности индивида к поиску наиболее под­ходящих для себя условий

в) способности к формированию условных ре­флексов

г) все верно.

11. Различие норм поведения и ценностей у представителей западно-европейской и восточной куль­тур объясняется:

а) особенностями микрогенеза психики

б) особенностями социогенеза психики

в) различием условий жизни

г) различием стиля мышления.

12. Особенность человеческих знаний о мире со­стоит в том, что:

а) эти знания носят обобщенный характер

б) они зафиксированы в языке

в) ИСТОЧНИКОВ т вжужит ЖУШМКЦЦИЯНЬЙ опыт, но и опыт других

г) все верно.

Верны или неверны следующие утверждения:

13. Единство, связь психических явлений и фак­тов поведения свойственна только человеку, обладающе­му сознанием.

14. Поведение человека в ситуации определяется объективными характеристиками данной ситуации.

15. Любое изменение внешней среды вызывает изменение содержания сознания.

16. При изучении отдельного психического свой­ства необходимым является отделение данного свойства от других, его изоляция.

17. Неравномерность психического развития оз­начает, что отдельные группы психических свойств раз­виваются независимо друг от друга.

18. Мышление человека подчиняется тем же за­конам, что и мышление высших млекопитающих вообще.

19. Генетически ранние формы психики полно­стью исчезают на высших этапах филогенеза.

20. Поведение человека всегда произвольно и це­ленаправленно.

21. Наличие генетически ранних форм психики является необходимым условием развития высших форм психики.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

Студенты самостоятельно работают над задания­ми, затем их (задания) полезно обсудить в микрогрупиах из 3-4 человек, а затем и во всей учебной группе (каж­дая микрогруппа предлагает свои варианты ответов).

Задание 1. Шимпанзе Рафаэль (в опытах Павло­ва и Орбэли) научился заливать огонь, мешавший ему достать лакомство из ящика, набирая в кружку воду из бака. В одном из очередных опытов ящик с апельсином и горящим перед отверстием ящика огнем был помещен на плоту на озере. На другом плоту, соединенном с первым бамбуковой нерекладиной, помещался известный Рафаэ­лю бак с водой. Шимпанзе, чтобы залить огонь, переби­рался по перекладине на другой плот к баку, не догадываясь зачерпнуть воды из озера.

Какая особенность психического отражения обезьяны (в сравнении с психическим отражением чело­века) проявляется в данном примере?

Задание 2. В 1920 г. вблизи индийской деревни Годамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей (Амале) было приблизительно 18 месяцев; старшей (Ка- мале) - около 7 лет. Девочки были отправлены в сирот­ский приют в Миднапуре, где была предпринята попытка их перевоспитания. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее воспитании отмечался довольно быст­рый прогресс. В то же время перевоспитание Камалы шло с большими затруднениями. Спустя 4 года она выу­чила только 6 слов. В возрасте 16-18 лет она вела себя как четырехлетнее дитя.

Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему воспитание Амалы шло значительно успешнее?

Задание 3. Н. Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и ребенка трех с половиной лет. Были обнаружены следующие факты:

а) Один из них мог составить фигуру из двух­трех частей только в том случае, если перед ним нахо­дилась фигура-образец, другой мог выполнять задание и в отсутствии образа, по памяти.

б) Одна из причин ошибок конструктора состоя­ла в том, что он, увидев фигуру-образец, отказывался делать ее, а делал фигуру подобную той, которую видел в предшествующем опыте. Требовалось некоторое уси­лие, чтобы заставить его сделать задание правильно.

в) И шимпанзе, и ребенок при выборе элементов, предлагаемых для конструирования, соблазнялись их но­визной, необычностью. Но если один, взяв ненужный элемент, не включал его в конструкцию, другой нередко пытался это сделать, и только указание экспериментато­ра помогало ему избежать ошибки.

Определите, какие из приведенных фактов отно­сится к поведению шимпанзе и какое - к поведению ре­бенка. Какие особенности регуляции поведения ребенка по сравнению с поведением шимпанзе проявляются в данном примере?

Задание 4. Немецкие ученые В. и Л. Келлог про­делали опыт подергивания за волосы шимпанзе и ребен­ка. Оказалось, что в то время как один из испытуемых тотчас начинал хныкать, другой даже при более сильном нодергивании не издавал звуков, но лишь отстранял своей рукой руку исследователя.

Какое проявление относится к поведению шим­панзе и какое - ребенка? Почему?

Задание 5. Противоречат ли каким-либо методо­логическим принципам современной психологии описан­ные ниже концепции? Каким именно?

A. Согласно американскому психологу начала 20 века Дж. Уотсону, манипулируя внешними раздражите­лями, особенностями среды, возможно управлять по за­данной программе эмоциональными реакциями человека

и, более того, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми характеристиками поведения.

Б. В. Вундт утверждал, что сознание принципи­ально отлично от всего внешнего и материального. Поэ­тому психология имеет уникальный предмет - непосредственный опыт субъекта, постигаемый исключи­тельно путем самонаблюдения. Все прочие науки изуча­ют результаты переработки этого опыта.

B. По 3. Фрейду фактор бессознательного явля­ется определяющим для законов как личной, так и об­щественной жизни. В неосознаваемых потребностях и влечениях человека лежит причина его интересов, вку­сов, привязанностей, выбора того или иного вида про­фессиональной деятельности, его суеверий и верований и проч.

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления – , ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое. Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения. Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку – именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Развитие социального человека: сложные умения, интерпретации законов общества.
Развитие самосознания человека: умение познать себя путем познания других.
развитие сознания человека: высшая ступень развития психики.
Физиопсихологическое развитие человека: высшая ступень развития психики.
Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда: оформленное нейропсихологическая система.
Развитие интеллектуальных действий животных: навыки животных.
Развитие перцептивных действий животных: сложные безусловные рефрексы.
Развитие сенсорных процессов животных: простые безусловные рефлексы.

Сознание как высшая ступень развития психики.

Сознание включает в себя: мышление, речь и воображение.

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности мыслить, размышлять, разговаривать, воображать.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. Понятие сознание является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствии этого данная проблема нашла свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, физиологической, кибернетической литературах. Отечественным психологом В. Л. Синченко и многими другими были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознательного и бессознательного:
- К.Б. Юнг в книге сознание и самосознание рассматривает отношения между эго и бессознательным, понятие коллективного бессознательного и инстинкта;
- в книге А. Г. Спиркина "Сознание и сфера бессознательного" анализируется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества;
- Рубинштейн С. Л . в своей книге "Бытие и сознание" пишет: "сознание, т.е. осознание объективной действительности начинается там, где появляется образ, т. е. перед субъектом выступает объективное содержание предмета."

Одно из первых представлений по структуре и сознания ввел Зигмунд Фрейд . Его иерахическая структура имеет следующий облик:
1. подсознание;
2. сознание;
3. сверхсознание.

В сознании высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отсчет ою окружающем, о настоящем и прошлом времени. Принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением - это и есть определение сознания. Вне социальной среды, вне общества нет личности, нет сознания. Без ясного сознания невозможна психическая деятельность. Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью и речью. Важную роль среди различных своств сознания играет его ориентирующие качества. Психически здоровый человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке и собственной личности. При патологии это свойство сознания нарушается.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием было совместная продуктивная деятельность людей, требующая их кооперации - общение и взаимодействие людей друг с другом.

Начальным развитием сознания человека является его направление на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данной ему от природы органов чувств видит и воспринимает этот мир как определенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность , то есть осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Второе направление связано с развитием мышления и речи. Мышление человека, развиваясь, все больше и больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе с окружающим миром. Это связано с совершенствованием средств материального и духовного мира, то есть социально - экономической революции, которая должна перерасти в культурно - нравственную революцию.

Функции сознания:
1. познание;
2. переживания;
3. отношение к миру и к людям;
4. регулирование поведения в повседневной деятельности.

Основные характеристики сознания:
1. самосознание (индивидуальное сознание) человека;
2. общественное сознание - отражние общественного бытия;
3. низший уровень сознания, бессознательное (бессознательный процессы, протекающие во сне; работа всего организма на бессознательном уровне);
4. автоматизированные навыки - движения, бывшие в прошлом сознательными, но стали неосознанными из - за частого их повторения.

Бессознательная память - память, связанная долговременной и генетической памятью.

Современные философские, культурологические, психологические, палеонтологические и антропологические взгляды развиваются в русле пост-классической научной парадигмы.

С середины 20-х гг. XX в. началось формирование новых отраслей эволюционной биологии на базе синтеза дарвинизма с генетикой, экологией, биоценологией и математическим моделированием. В основе этого процесса было экспериментальное изучение факторов и причин, в совокупности вызывающих адаптивное преобразование популяций. Объединение этих направлений между собой и синтез их с ранее сложившимися отраслями эволюционной биологии, изучающими процессы макрофилогенеза, стали основой современного дарвинизма, или синтетической теории эволюции. Ее наиболее характерные философские и методологические особенности заключаются в следующих положениях .

  • 1. Сущность синтетической теории эволюции заключается в трактовке эволюционного процесса как сложного противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов, реализуемого через естественный отбор в адаптивных преобразованиях популяций. Комплексный подход к изучению каузальных основ эволюции дал возможность исследовать начальные этапы и формы адаптациогенеза и видообразования, т. е. макроэволюции.
  • 2. В синтетической теории эволюции исследования элементарной её единицы были подняты на уровень методологии диалектического метода, т. е. преодоления представления об отдельном организме как основе исторического развития жизни. Замена организмоцентрического подхода в понимании единицы эволюции популяционным, согласно которому элементарным носителем эволюционного процесса является популяция, привела к формированию принципиально нового популяционно-центрического стиля мышления, вызвавшего иные подходы в методологии эволюционно-биологических исследований. Популяционный подход позволил вскрыть реальные внутренние противоречия как движущие силы, лежащие в основе эволюционных преобразований. Эти противоречия лежат не в системе «организм - среда», как было принято во всех автогенетических и эктогенетических концепциях эволюции, а в системе «популяция - биогеоценоз», в которой ведущее значение имеют биотические отношения.
  • 3. Признание естественного отбора в качестве главной движущей силы эволюции окончательно утвердило идею о превращении объективно случайной, т. е. ненаправленной в сторону приспособлений, наследственной изменчивости в адаптивно направленный процесс эволюции, закономерно осуществляемый отбором. Было также показано, что под контролем отбора находятся не только все признаки организма и организация вида в целом, но и сами факторы эволюции, в частности, характер и темп мутационной изменчивости, которая сама оказалась адаптивным признаком вида.
  • 4. Широкое применение экспериментальных методов при изучении эволюции позволило найти такие факты, которые поддаются однозначной интерпретации.
  • 5. Только в рамках синтетической теории эволюции стала возможной правильная постановка вопроса о движущих силах макроэволюции, в том числе и прогрессивного развития. Синтетическая теория эволюции всесторонне обосновывает положение о единстве движущих сил микро- и макроэволюции и показывает, что все крупные изменения живой природы (от протобионтов до возникновения высших антропоидов) были адаптивными процессами, протекавшими под контролем отбора. Доказано, что основные закономерности макроэволюции (необратимость, неравномерность, направленность и др.) являются устойчивыми следствиями факторов и причин, действующих на видовом уровне.
  • 6. Синтетическая теория эволюции развивается не путем абсолютного отрицания антидарвиновских концепций, а используя содержавшиеся в них рациональные положения. Так, например, в нее вошли учение о преадаптации, конвергенции и параллелизмах, направленности филогенеза. Факты и обобщения этих концепций получили последовательно диалектико-материалистическое объяснение с позиций принципа естественного отбора.
  • 7. Синтетическая теория эволюции не является застывшей системой теоретических положений. В ее рамках продолжают формироваться новые направления исследований. Характерной чертой развития синтетической теории эволюции в последние годы стало формирование представлений об эволюции как сложном сопряженном процессе, протекающем в рамках основных уровней организации живого (молекулярном, организменном, популяционно-видовом, биогео- ценотическом и биосферном).
  • 8. В последнее время в синтетической теории эволюции выдвинута проблема эволюции самих факторов и причин исторического развития живого и намечены первые попытки ее решения. Было показано, что в процессе истории живого могут быть выделены крупные этапы (формации), каждый из которых характеризуется специфическими формами действия общих факторов и причин эволюции, а также наличием некоторых частных факторов, действующих только на данном этапе. Тем самым доказывается применимость методологии формационного анализа процессов развития и в изучении эволюции живого.
  • 9. Важнейшей практической задачей синтетической теории эволюции становится выработка рациональных способов управления эволюционным процессом в условиях все нарастающего воздействия общества на окружающую среду. В задачу эволюционной теории входит разработка системы мероприятий по преобразованию природы с учетом адаптивных возможностей отдельных видов и биосферы в целом.

Процесс развития психики и сознания в фило- и онтогенезе можно и нужно рассматривать как с позиций структурно-логического, так и культурно-исторического анализа. Но они неразделимы и едины для общего понимания этой проблемы.

Начнем с рассмотрения общей структурно-логической схемы объективной необходимости появления и развития психики и сознания.

Для начала зададимся простым вопросом: психика, сознание, уровень их организации, соответствующие им поведение и деятельность, почему они возникают и развиваются в процессе эволюционного развития с объективной необходимостью?

Очень убедительно и образно ответ на этот вопрос обосновывал в своих лекциях по психологии Л.Б. Ительсон (2000). Опираясь на эти идеи, мы предлагаем свое видение этой проблемы.

Отметим еще раз, чем живое существо отличается от неживого. Прежде всего - своей исключительной неустойчивостью. Живая система может существовать только на основе непрерывного обмена веществом и энергией с окружающим миром. Она требует для своего сохранения целостности определенных очень тонких условий (механизм, обеспечивающий эти условия - гомеостаз). Ее разрушает все: окружающие стихийные силы, отсутствие пищи, гибель потомства и пр. Любое нарушение обмена веществ ведет к ее гибели. Нет ничего более слабого, более неустойчивого и беззащитного перед внешним миром, чем жизнь. И тем не менее она существует и развивается уже миллионы лет. За это время рухнули самые высокие горы. Материки переменили свои места. Появлялись и исчезали океаны. Трескалась и поднималась земная кора. А вот этот ничтожный хрупкий огонек жизни горел и разгорался все ярче и ярче. Почему же это? Вы же не раз наблюдали, как растения пробиваются через бетонные плиты или асфальт, как они растут на голых скалах? Откуда такая невиданная удивительная сила жизни?

Ясно, что это могло произойти только при одном условии: желание, несмотря ни на что, как-то выживать. Каким же образом? А таким, что природа выработала для них особые механизмы приспособления. Вот в этом коренное отличие того явления, которое мы называем жизнью, от неживого. Неживое (вещество) сохраняется только одним способом: пассивно отражая и сопротивляясь внешним воздействиям в соответствии с законами физики, механики, химии .

Жизнь же имеет совершенно иной механизм самосохранения. Пытаясь сохранить свою целостность (выработав механизмы гомеостаза), она обеспечивает свое существование, не столько сопротивляясь, сколько приспосабливаясь. Однако характер и механизмы этого приспособления качественно различны и имеют свои особенности на каждом уровне развития форм психического отражения или проще - уровнях организации живых существ.

Значит основа основ любой жизнедеятельности - это в конечном счете активное приспособление к окружающему миру, или адаптация. Все в живом организме направлено к этой цели - различным видам адаптации или к активному приспособлению. Активно приспособляться - это значит действовать так, чтобы реализовать определенную цель, обеспечивающую сохранение и развитие особи, индивида или вида. Интуитивно понимая целесообразность в развитии живого организма, души (психического) и пытаясь ее объяснить, Аристотель, великий мудрец Античности, использует философский термин «энтелехия», понимая под ним способность всего живого стремиться к цели и реализовать ее.

Таким образом, любая деятельность и поведение (в определенной степени) направлено на достижение конкретной цели. Это значит, что они в конечном счете управляются целями организма, а потом уже внешней средой, поскольку внешняя среда является для них лишь стимулом. Все живые существа действуют не столько «почему», сколько «для чего». А стремиться к цели, желаемому результату, значит стремиться к будущему. Следовательно, в конечном итоге поведением живого организма управляют потребности настоящего, которые предстоит реализовать в будущем. В этом - тайна живого.

Почему же в живом с необходимостью возникает этот механизм управления будущим? Да очень просто.

Например: представим себе, что лани слышат рык льва. Это сигнал того, что лев вышел на охоту. И лани убегают.

На что здесь реагируют животные? Разве сам этот рык представляет для них опасность? Угрожает их жизни? Нет. Они реагируют на то, что будет вслед за этим, на будущее, которое им угрожает. Если бы животные реагировали только на настоящее, то дожидались бы, пока лев их схватит. Но тогда реагировать было бы уже поздно. Иначе говоря, животное реагирует не на то, что есть, а на то, что будет, оно приспособляется уже к будущим изменениям обстановки .

Факторы, которые управляют этой фильтрацией, - это, во-первых, время между нейтральным раздражителем и последующим событием, важным для организма. Чем оно короче, тем быстрее улавливается «значение» связи.

Например, если звонок всегда звонит непосредственно перед подачей пищи, животное очень быстро обнаруживает, что он извещает, т. е. «означает» пища. Но если звонок будет регулярно звонить за час до подачи пищи, то понадобится много дней, чтобы животное обнаружило связь между этими событиями. Слишком много других событий, а значит, возможных связей вклинится в этот часовой промежуток, и выделить из них существенную будет значительно труднее (9].

Второй фактор - состояние организма в момент объективной реализации связи. Так, сытое животное не реагирует на сигналы, связанные с пищей. В период полового возбуждения для животного приобретают особую значимость все сигналы, связанные с самкой. (Вспомните, как аналогично для влюбленного наполняются особым значением все вещи, связанные с предметом обожания: ее платок, ее перчатки, улица, по которой она шла, книга, которую она держала, и т. д.). В другое время те же раздражители утрачивают свою значимость и привлекать начинают совсем другие, например связанные с пищей.

Наконец, третий фактор - состояние окружающей среды. Чем она изменчивей, тем больше связей в ней обнаруживается и тем важнее становится способность их учитывать. Но окружающую среду изменяют действия самого животного. Простое перемещение в пространстве уже изменяет для него ситуацию. Чем активнее и более подвижно животное, тем большее число разнообразных связей оно встречает, и тем важнее для него эти связи обнаруживать и учитывать. Поэтому развитие психики неразрывно связано с «покорением пространства» живыми существами и возрастанием разнообразия их активности .

Таким образом, чтобы делать то, что она делает, психика должна включить процесс фильтрации сигналов, настраиваемый временем, состоянием организма и состоянием окружающей среды.

Однако связи, наблюдаемые в реальности, могут быть и случайными.

Например, если студент бездельничал и затем провалился на экзамене, то связь между этими двумя событиями неслучайна. Она необходима и закономерна. Наоборот, если студент провалился на экзамене после встречи на пути с черной кошкой, то связь между этими двумя событиями является простым совпадением. Она вызвана не существенными свойствами самих явлений, а случайным пересечением двух внутренне независимых цепей событий.

Частое повторение случайных совпадений чрезвычайно маловероятно. Поэтому организм, который станет им руководствоваться, имеет все шансы частенько попадать впросак.

Следовательно, чтобы выработать эффективное поведение, мало уметь обнаруживать связи реальности, имеющие отношение к его целям. Надо еще уметь отсеивать среди них несущественные, случайные и выделять существенные, необходимые, закономерно вытекающие из устойчивых свойств вещей и явлений.

Как же это получается у психики? А дело в том, что случайные совпадения встречаются сравнительно редко (на этом принципе и построены азартные игры). Закономерные же связи проявляются всегда, когда есть соответствующие условия, т. е., вообще говоря, относительно чаще.

Следовательно, в первом приближении о закономерности, существенности связи можно судить по частоте, с которой встречается соответствующая последовательность событий.

Например, чем чаще совпадало в нашем опыте массовое беспричинное беспокойство домашних животных с последующим землетрясением, тем больше вероятность, что и в следующий раз оно будет сигналом назревающего землетрясения .

Такой способ отличения закономерных связей от случайных, основанный на оценке вероятности будущего повторения этих связей по их наблюдавшейся частоте, начал применяться в математической статистике в XIX в. для анализа биологических и социальных процессов.

Это математико-статистические методы оценки уровня статистической значимости при проверке различных гипотез. Так вот, поскольку в психологии действуют статистические, т. е. вероятностные, законы, выступающие как законы-тенденции в отношении генеральной совокупности, то уровни статистической значимости, обычно принимаемой, достаточно высокие (р

Наука же вскрыла эти закономерности лишь в XIX в., но существовали то они в природе всегда! Поэтому психика животных (и человека) использует аналогичный механизм.

Развиваясь, природа жестко меняла свои условия, и, соответственно, выживали лишь наиболее адаптированные особи животных видов, развивая и совершенствуя этот механизм статистической фильтрации (выбора из всего многообразия вероятностных связей, наиболее значимых в данный момент времени).

Этот механизм, как отмечалось выше, складывается и функционирует на основе выработки условно-рефлекторных связей под действием факторов времени между рядом связываемых событий. Если между сигналом и подкреплением протекает большой промежуток времени, то, как показывают результаты экспериментов, количество требуемых повторений (попыток) увеличивается.

Другим фактором является сила подкрепления (наказания), или значение, для животной особи (индивида) того события, которое предваряется сигналом. В наступлении одних событий мы уверены полностью, в других - не совсем или частично, в третьих - с очень большой долей риска или совсем не уверены. И психика постоянно взвешивает шансы и меру риска, связанные с выбором и достоверностью этих связей для выбора стратегии поведения особи или индивида в конкретной ситуации.

Поэтому, чтобы выявить действительно значимые и значащие связи, психика должна обладать способностью в сложнейшем комплексе свойств, присущих каждой вещи, в многообразном переплетении обстоятельств, характеризующих каждую ситуацию, выделять только значимые связи, учитывать только существенные обстоятельства и отношения .

Для этого психика обладает способностью различать свойства вещей или анализировать ситуацию, отличать отдельные свойства, стороны и характеристики предметов, процессов, явлений. И эта способность эволюционно уже заложена в ощущениях, их дифференциации, в самой нервной системе. Однако в своей жизнедеятельности животные и человек имеют дело не с отдельными свойствами предметов и вещей, а с сочетаниями признаков или комплексом признаков, их определяющих.

Процесс, с помощью которого осуществляется такое объединение, сочетание признаков, сторон, свойств и характеристик в единый структурный комплекс признаков отображаемой вещи, явления, процесса, называется синтезом.

Таким образом, операции анализа и синтеза, несомненно, лежат в основе того, что П.Я. Гальперин называл ориентировочной деятельностью.

Аналитико-синтетический принцип работы обеспечивает психике очень экономный механизм отражения окружающей действительности. Он позволяет психике формировать схематические образы множества классов вещей и явлений действительности .

А это связано в свою очередь со способностью формирования таких мыслительных операций, как обобщение и классификация. Общность для организма различных предметов и ситуаций по некоторому общему признаку находит свое объективное выражение в том, что животное отвечает на них однозначной реакцией. Эта реакция - результат того, что общий признак выступает как знак того значения, которое оно имеет для организма в данной ситуации.

О том, что эти процессы и механизмы действительно присущи психике, свидетельствуют факты переноса врожденных или приобретенных форм поведения и реакций на все ситуации и объекты, имеющие определенный общий значимый для них признак.

Сами вещи, предметы, явления, процессы для живого организма не имеют значения, если не включены в структуру его жизнедеятельности и потребностей. Именно это значение вещи и смысл (для человека) становится основой классификации и объединения, обобщения объектов реальности, управляет поведением и деятельностью по отношению к ним всем. В соответствии с этим и происходит отражение психикой окружающей действительности в зависимости от уровня психической организации животного.

Так, для стадии «элементарной сенсорной психики» (по А.Н. Леонтьеву) или «этологическому (энтомологическому)» уровню (по К.К. Платонову) характерно отражение отдельных признаков, свойств предметов.

Для стадии «перцептивной психики» (по А.Н. Леонтьеву) или собственно психическому уровню (по К.К. Платонову) характерно отражение в виде субъективного образа предметов и некоторых их отношений.

Для стадии «интеллектуального поведения» животных и сознательной деятельности человека характерно отражение в виде образа, понятия вещи, предмета, их отношений и функций.

Причем это отражение окружающей реальности должно быть опережающим отражением (П.К. Анохин), а потому, несомненно, связано с памятью (кратковременной, оперативной и долговременной) и мнемическими процессами (запоминанием, сохранением, воспроизведением и забыванием), а также с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, для человека - абстрактно-логические).

Таким образом, анализируя процессы и механизмы психики, обеспечивающие ей оптимальную адаптацию в окружающей среде, мы обнаруживаем, что в структуру психической деятельности с необходимостью включены следующие элементы:

  • способность к анализу, т. е. различение отдельных свойств, сторон и характеристик предметов, процессов, явлений;
  • способность к синтезу, т. е. объединению признаков, сторон, свойств и характеристик в единый структурный комплекс признаков, который лежит в основе субъективного образа отображаемой вещи, явления, процесса;
  • аналитико-синтетический принцип работы, лежащий в основе ориентировочной деятельности;
  • механизм фильтрации сигналов, настраиваемый временем, состоянием организма и состоянием окружающей среды, по их значению и значимости для организма;
  • механизм статистической фильтрации, т. е. выбора из всего многообразия вероятностных связей, наиболее значимых в данный момент времени для жизнедеятельности организма;
  • способность к обобщению и классификации предметов и явлений окружающей действительности;
  • антиципация, т. е. способность к опережающему отражению окружающей реальности.

Таким образом, уже на уровне отдельной животной особи создаются все предпосылки к возникновению высшей формы психического отражения, присущей только человеку - сознания.

Итак, мы рассмотрели усложнение форм психического отражения, их особенности и механизмы у отдельных представителей животного мира. Но животный мир состоит из сотен тысяч и миллионов таких подобных организмов, особей, индивидуумов. Поэтому понять по- настоящему его поведение можно только, если мы рассмотрим его как включенное в общественное, совместное поведение живых организмов.

Общественное поведение абсолютно необходимо для любого достаточно высокоорганизованного животного. В этом совместном поведении у животных обнаруживаются новые черты и механизмы поведения, которые отсутствуют у одного отдельно взятого организма, которые возникают только при взаимодействии нескольких индивидов, особей.

Цель общественного поведения та же самая, что и любого поведения - выживание. Выжить, приспособиться к внешнему миру, обеспечить сохранение и продолжение вида путем объединения, соединения усилий нескольких или множества представителей этого вида, т. е. путем совместной деятельности, - вот главная цель (или БЛАГО, по Платону, к которому стремится все живое).

Такое объединение действий многих животных одного вида называют кооперацией (совместной деятельностью). Кооперация решает ряд задач и может быть направлена:

  • на выведение и сохранение потомства (брачные пары у животных, объединение самца и самки для выращивания детенышей или птенцов);
  • на оборону и борьбу с врагами. Когда стада травоядных парнокопытных при появлении хищника образуют круг и создают сплошную изгородь из смертоносных рогов или копыт, которая непреодолимым кольцом ограждает жизнь самок и детенышей;
  • на добывание пищи. Оборонительная кооперация наблюдается обычно у травоядных, а «наступательная» - у хищных;
  • на бытовую кооперацию направленную на создание и поддержание условий, необходимых для сосуществования животных. Например, строительство улья и сот пчелами, поддержание в нем температуры, вентиляция - все это возможно только совместными действиями всей пчелиной семьи.

Другая характерная черта сообщественного поведения животных - специализация. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо определенное распределение функций между ее участниками.

Так, каждая пчела по мере своего взросления выполняет функции уборщицы улья, строительницы сот, фуражира, вентиляторщицы, сборщицы меда и пыльцы и т. д. У муравьев же специализация становится анатомической. Муравей-рабочий и муравей-воин имеют столь различное строение, что они похожи на представителей разных видов насекомых .

Кооперация и специализация в сообществах животных - это общеизвестные факты. Но одних этих механизмов недостаточно для того, чтобы обеспечить успешное функционирование таких сообществ. Должен быть еще какой-то центр, который руководит совместной деятельностью.

Чтобы результат взаимодействия был неслучаен, необходимы управление и организация. Это достигается доминированием и субординацией, т. е. господством и подчинением. Причем имеет место целая иерархия. Наиболее простая форма - это наличие вожака. Животное, являющееся вожаком, доминирует над всеми остальными в данном сообществе. Оно первое пожирает пищу. Ему в первую очередь принадлежат самки. Вместе с тем вожак осуществляет определенные функции управления. Он подает сигнал опасности, сигналы бедствия и нападения, наводит порядок в стаде и т. д. .

Более сложный случай представляет иерархическая организация сообщества животных. В этом случае имеет место несколько уровней доминирования. Под доминированием при этом понимают такое положение особи, когда она агрессивнее других в группе и пользуется преимуществами при размножении, питании и передвижении. Положение, которое занимает животное с этой точки зрения в своей общности, называют рангом.

Так, например, строгая иерархия имеет место в стадах обезьян-бабуинов. Она проявляется, например, в порядке пожирания пищи. Пока не насытятся особи более высокого ранга, обезьяны низших рангов не только не приближаются к пище, но даже не смеют бросить взгляд в ее сторону.

Когда в замкнутую группу с установившейся иерархией подсаживают новую особь, опять начинается период ее драк с остальными. В процессе этих драк происходит перераспределение рангов, и «пришелец» занимает место на отвоеванной им ступени доминирования .

Управление и организация по-разному проявляются в зависимости от формы взаимосвязи в животных общностях. С точки зрения специфики проявления общественных связей в животном мире можно выделить следующие основные общественные группы.

Индивидуальные особи - животные, ведущие изолированный образ жизни, которые семейных пар не образуют, за потомством не ухаживают. Такое животное живет само по себе, и никаких элементов общественного поведения у него не наблюдается (кукушка - один из известных примеров, а также многие рыбы).

Следующая группа - временные семьи - объединение двух животных для выведения и выращивания потомства, а также временные групповые объединения, стаи (объединения птиц для перелета, волков для охоты и т. д. В таких группах специализация еще очень слаба, но вожак у нее уже имеется).

Стада - постоянные объединения с малой специализацией.

Колонии - постоянное объединение с разделением определенных функций, например, охраны, добычи пищи, воспитания детенышей и т. д. (колонии пингвинов, бобров и др.).

Сообщества - объединения со строгой специализацией и со сложной координацией (пчелы, муравьи). Живые существа, живущие сообществом, вообще отдельно существовать не могут. С этой точки зрения муравьиное гнездо или пчелиный рой представляют собой промежуточное звено между организмом и отдельным животным. По существу, это своеобразный организм, в котором каждая особь может жить только вместе со всеми остальными, иначе она погибает.

В любом совместном объединении, группе особей с необходимостью возникает и проявляется еще одна самая интересная черта - это коммуникация или коммуникативное поведение. Для того чтобы координировать действия, чтобы группа животных слаженно действовала, чтобы каждая особь выполняла свои функции, им необходимо связь, нужна передача друг другу сигналов, например, о том, что найдена пища, что опасность приближается и т. п.

В этом процессе коммуникации выделяются два типа сигнализации: звуковая и двигательная.

Так, звуковая коммуникация, или звуковой язык, довольно широко распространен среди животных. У некоторых птиц, например у сорок, обнаружено до 20 различных сигналов, у ворон тоже. Один крик обозначает опасность. Другой - призыв к птенцам, что найдена пища. Третий сигнал - призыв к самке. Четвертый сигнал означает угрозу, намерение вступить в драку и т. д.

У обезьян обнаружен довольно развернутый звуковой язык - всего около 40 различных сигналов: нежности, призыва, опасности и т. д. Причем у обезьяны эти сигналы уже более дифференцированы. Например, опасность, хищник, змея - один сигнал. Неизвестная опасность - другой сигнал. Призыв - один сигнал, настойчивый призыв - другой сигнал и т. д.

Двигательная сигнализация также чрезвычайно развита у многих млекопитающих. К выразительным движениям, наблюдающимся почти у всех животных, относятся, в частности, четко различимые позы угрозы, подчинения, настороженности, ухаживания и др.

Так, например, поза подчинения у волков - подставление горла челюстям противника - моментально останавливает нападение в самой яростной драке .

Но помимо звуковых и двигательных сигналов у животных имеются еще и такие, какие человек широко не использует. Это сигнализация с помощью запахов, когда животное выделяет вещество с определенным запахом, и оно служит сигналом для других.

И еще один тип сигнализации, который уже совсем не имеет ничего похожего в практике человека. Это химическая сигнализация. Так, некоторые виды насекомых выделяют определенные вещества: феромоны, которые несут в себе сигнал для других насекомых.

Например, муравей, нашедший пищу, выделяет особое вещество, которым метит тропинку, по которой он шел. Любой муравей, попавший на эти тропинку, немедленно начинает следовать туда же. Другое вещество призывает только самца к самке. Третье, наоборот, служит сигналом тревоги, и муравей, натолкнувшись на него, поспешно убегает .

Общественная организация, взаимодействие и коммуникация приводят к появлению принципиально нового способа формирования поведения, а значит, и психики животных - усвоение опыта старшего поколения.

Такой механизм формирования видового поведения значительно повышает шансы каждой отдельной особи на выживание. Поэтому удельный вес общественного научения и регулирования непрерывно возрастает в животном мире, достигая своего высшего выражения в человеке.

Другое существенно новое, что приносит с собой общее поведение - это появление нового типа реакций, которые направлены не на взаимодействие с природой, окружающей действительностью, а на изменение поведения других особей своего вида. Имеется в виду использование различных коммуникативных сигналов, рассмотренных ранее. Все эти сигналы представляют собой поведение, принципиально отличное от остальных видов реакций животного.

Так, например, когда ворона издает крик опасности и вся стая снимается с места и улетает, то внешне мы видим непосредственно нецелесообразное поведение с обеих сторон. Действительно, ворона, которая увидела опасность, должна побыстрее улететь. Это будет непосредственно биологически целесообразным. А она вместо этого кричит. В свою очередь, крик вороны сам по себе не опасен. А вся стая реагирует на него, как на опасность, и улетает .

В чем же дело? А дело в том, что с обеих сторон мы имеем здесь символическое поведение. Свое «переживание» (эмоцию) опасности ворона отреагирует в крике и в бегстве. Бегство здесь непосредственная практическая реакция. Оно спасает ворону. А крик? Крик здесь символическая реакция. Он не спасает ворону, а лишь выражает то состояние ее (эмоцию), которое сопровождается реакцией бегства. Эта реакция, в свою очередь, становится сигналом опасности для остальных ворон (через подражание), вызывая у них практическую реакцию (бегство) и символическую (крики).

Существенным здесь является то, что некоторая ситуация реальности, значимая для животного, обозначается определенной символической реакцией. Это новый класс реакций. Их назначение заключается не в самоохранении животного (вида), а в обозначении определенного аспекта реальности .

Биологическая целесообразность такой символизации понятна. Благодаря ей важная информация (об опасности, о пище и т. д.), добытая одним животным, становится достоянием всей группы. Это повышает шансы на выживание, сокращает поиски и жертвы и создает принципиально новое отношение между реальным объектом и обозначающим его сигналом. У животных - это отношение причины и следствия. Коммуникативный сигнал животного возникает, потому что появляется объект, имеющий соответствующее биологическое значение. Соответственно, передача значимой информации о реальности с помощью символических сигналов - чрезвычайно распространенное явление в животном мире. Свое высшее выражение она получает в человеческом языке.

Таким образом, общий принцип деятельности психики оказывается одинаковым у человека и животных. Психика отражает реальность и перерабатывает информацию о значимых её связях, содержащуюся в этом отражении. Но на уровне языка, понятия, слова в сферу отражаемого входит новая реальность. Это не сами вещи и их отношения, а символические действия человека или их продукты, представляющие (замещающие) соответствующие вещи и отношения реальности.

Для человека становится характерным то, что у него наряду с чувственным возникает рациональное познание (силой мысли), человек приобретает способность глубже проникать в сущность вещей, чем позволяют ему его органы чувств.

Слово может употребляться вместо реального объекта или явления. Его отношение к реальному объекту уже не является поэтому только причинно-следственным. Это отношение замещения или представительства. Поэтому слово уже не только сигнал. Оно также знак некоторой реальности. Как таковой оно может употребляться отдельно от самих вещей, заменять встречу с самими вещами, представительствовать опыт относительно этих вещей.

Этим обусловливается коренное отличие общественного научения животных от социального обучения человека. Животные усваивают лишь опыт непосредственно окружающих его старших особей, т. е. только опыт своих родителей или среды, или стаи .

Поэтому сознание, мышление человека в корне отличается от животного интеллекта. Психика человека может оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Его поведение может управляться отношением окружающих вещей к вещам, которых перед ним сейчас нет, образы которых извлечены им из его опыта. Причем эта способность тесно связана у человека с понятием, словом, речью.

Благодаря вот этому «маленькому» отличию и происходит решающий шаг вперед. Человек освобождается от плена наличной ситуации. Он выходит за рамки данного мгновения, свободно в уме перемещается в прошлое и будущее, во времени и пространстве. Так он освобождается от рабства перед данной извне ситуацией, которая определяет все поведение животного .

Замена непосредственной реальности представительствующими ее психическими образами открывает возможности для обнаружения сложных и отдаленных связей вещей во времени и пространстве - соотношения причин и следствий, структуры и функций, целей и средств. На этой основе выявляются внутренние, скрытые от прямого восприятия структурные и функциональные свойства вещей, их сущность и назначение, значения и смысл .

Рассмотренная качественно новая способность человеческой психики не свалилась к нему с неба, как некая «искра божья». Она была приобретена и развита благодаря труду. Именно труд являлся с самого начала развития человечества основным признаком, который отличал его образ жизни от всех остальных животных и вывел его из животного мира.

Любой труд в корне отличается от простого присвоения продуктов природы, поскольку он связан с применением и изготовлением орудий труда, т. е. используется воздействие одной вещи на другую. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу, и всякий труд представляет деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их биологическим значением. Чтобы сделать каменный топор, надо учитывать относительную твердость камней, а не их съедобность. И действия по изготовлению каменного топора управляются этим объективным свойством, а не биологической потребностью.

С другой стороны, рассматриваемая способность является необходимым условием труда. Труд создает новый продукт, а не присваивает готовые из природы. Пока это новое не воплощено в камне, металле, дереве, красках, оно существует лишь в голове создателя как образ. Поэтому труд требует способности руководствоваться в деятельности психическим представлением о продукте, отображающем его объективные свойства, функции, причинно-следственные связи с другими вещами и с действиями над ними и т. д.

Итак, у животного есть только один мир. Это то непосредственно воспринимаемое им окружение, в котором оно живет и действует только в отношении этого мира. Человек же создает как бы второй мир у себя в сознании, мышлении посредством речи. Во-первых, это реальный мир самих вещей и их отношений, во-вторых, тоже реальный мир его собственных символических действий и их продуктов, представительствующий эти вещи и отношения.

Первый мир существует независимо от человека. Второй, создан самим человечеством и поэтому до определенной степени находится в его власти. Именно благодаря ему человек может воспринимать и перерабатывать информацию о вещах, которых непосредственно нет в его опыте, может управлять с помощью этой информации своим поведением и действиями других людей .

Этот мир значительно шире того, в котором живет человек. Этот второй «духовный» мир включает страны, где человек не был, эпохи, в которые он не жил, знания и опыт людей, которые умерли задолго до него. Это коренное качественное отличие, которое характеризует человеческий интеллект и делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет преобразовать этот мир и стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека из рефлекторного поведения в планомерную деятельность, а его пребывание на земле из приспособительного существования в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель .

  • См.: Философские проблемы естествознания: учеб, пособие / под ред.С.Т. Мелюхина. М.: Высш. шк., 1985. С. 313-315.
  • Однако это положение относится к законам классической физики и механики. За рамками их действуют другие законы. В области мегамира (Вселенной) имикромира (мира элементарных частиц) действуют законы относительности (Эн-штейна, математики Лобачевского и Римана), путей вероятностного развития,разрабатываемых квантовой физикой и синергетикой (по этой проблеме существует специальная литература. Желающим следует ознакомиться с философскими проблемами естествознания).