А бандура создал. Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в образовании. Основные моменты социального научения

А. Бандура - это один из знаменитых психологов современности, которого в течение всей его научной деятельности интересовали вопросы, связанные с поведением. В те времена, когда его карьера еще не достигла своего расцвета, он не побоялся вступить в противостояние со сторонниками господствующей тогда теории мотивации поведения. В противовес бихевиоризму, ученый сумел создать собственную теорию.

Биография

Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. Он был сыном фермера польского происхождения. В детстве Бандура посещал небольшую школу, где было всего лишь 20 учеников. Впоследствии ученый вспоминал, что практически все его одноклассники сумели построить хорошую карьеру, поскольку всегда были вынуждены заниматься самообразованием.

В 1949 году Бандура получил степень бакалавра в области гуманитарных наук в университете города Ванкувера. В 1951 году получил степень магистра, а в 1952-м - доктора философских наук. Главная сфера исследований, которой на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался Альберт Бандура, - теория социального научения. Ученый смог опубликовать большое число книг и статей. Ранние работы Бандуры были написаны в соавторстве с еще одним выдающимся психологом - Ричардом Уолтерсом, который был первым студентом Бандуры после получения философской степени.

Научная деятельность

Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.

Идеи социального научения Альберта Бандуры лучше начать с изучения разнообразных теорий, по-своему объясняющих поведение человека. Так студент сможет сравнить его точку зрения с концепциями других авторов. Например, Фрейд считал, что человеческое поведение обусловлено влиянием инстинктов и влечений, действующих на подсознательном уровне. Теория оперантного научения Скиннера постулирует зависимость поведения от внешних социальных стимулов. На фоне всех этих концепций социально когнитивная теория Альберта Бандуры выглядела достаточно необычно. Однако ученый любил говорить, что такие идеи «выплескивают ребенка вместе с водой». Психолог подчеркивал: человек не является ни механическим передатчиком, ни автономной системой, не поддающейся управлению. Такие теории давали неполное описание психических особенностей, причин поведения.

Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов - личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.

Эксперимент с куклой Бобо

Альбертом Бандурой был проведен знаменитый «Эксперимент с Бобо». Смысл его заключался в том, что дети обоего пола в возрасте от 3 до 6 лет наблюдали со стороны за жестоким поведением взрослых, избивавших куклу Бобо. Во время эксперимента взрослые проявляли оба типа агрессии - физическую и вербальную. При этом большинство детей переняли агрессивную модель поведения взрослых. Они попросту вели себя точно так же. В ходе эксперимента был выявлен интересный факт: девочки были больше склонны к вербальному проявлению агрессии, а мальчики - к физическому.

Выводы, следующие из экспериментов

После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.

Как работает психика

Альберт Бандура предполагал, что лучше всего функционирование психики можно понять, рассматривая взаимодействие поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает буквально следующее: поведение личности, разнообразные аспекты психики индивида и социальные взаимодействия представляют собой взаимозависимые детерминанты. На поведение человека непосредственно влияет социум, но при этом и сами индивиды активно влияют на то, каким образом конструируется социальная среда.

Такая точка зрения коренным образом отличалась от общепринятой в те времена позиции бихевиоризма. Согласно данному направлению, поведение человека может быть объяснено только с применением классической двухфакторной модели «Стимул - реакция». Основатель бихевиоризма Б. Скиннер полагал, что только внешние события могут воздействовать на поведение человека. Бандура, наоборот, делал основной акцент на возможности усвоения социальных ролей через наблюдение. Главной отличительной характеристикой теории научения Альберта Бандуры было убеждение в том, что индивид формирует свое поведение через наблюдение за другими людьми.

Кроме того, ученый подчеркивает важность социального взаимодействия в формировании мотивации, эмоций, а также действий. Наиболее очевидны эти взгляды в его теории самоэффективности, согласно которой человек при желании может влиять на собственную жизнь.

Роль подкрепления в наблюдении

Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар. Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов - для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления.

Причины поведения

Поэтому его теория социального научения, хотя и признает важность внешних стимулов и подкреплений, постулирует зависимость поведения от множества воздействий разного рода. Люди не только ведут себя в соответствии с приобретенным опытом. Они самостоятельно регулируют собственное поведение в соответствии с теми возможными последствиями, которые, как они предполагают, могут наступить вследствие реализации той или иной модели на практике.

Самоподкрепление

Ни одна из теорий, предшествующих концепции социального научения, не принимала в расчет возможность подкрепления человеком собственных действий. Однако с точки зрения Бандуры человек может контролировать свое поведение посредством подкрепления, налагаемого им самим.

Самоподкрепление происходит в случае, если человек устанавливает для себя планку достижений, а затем вознаграждает себя за достижение результата (или, наоборот, наказывает за его отсутствие). К примеру, в процессе научной работы ученому не требуется, чтобы кто-то стоял у него за плечом и поощрял за каждое правильно выведенное уравнение или гипотезу до тех пор, пока его теория не станет состоятельной. Ученый (как и писатель, художник или музыкант) знает заранее, какой должна быть его работа, чтобы считаться удовлетворительной. Он самостоятельно хвалит себя за хорошую работу или ругает за недостатки.

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории…………4

1.2. Научение через моделирование…………………………………….6

2. Джулиан Роттер: теория социального научения…………………13

2.1. Теория социального научения: основные концепции и принципы………………………………………………………………………..13

2.2. Интернальный и экстернальный локус контроля……………..17

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………….22

Введение

Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера.

Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях.

Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена социально-когнитивному направлению, разрабатываемому Бандурой.

Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание — концепция локуса контроля.

1. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории

Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (например, оперантное научение Скиннера). С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнению Бандуры, объяснять поведение таким образом — значит выплескивать вместе с водой ребенка. Внутренним «ребенком», о котором следует помнить, для Бандуры были самостоятельные познавательные процессы. Другими словами, радикальный бихевиоризм отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.

Вне подкрепления

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Саморегуляция и познание в поведении

Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.

1.2. Научение через моделирование

Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов — значит игнорировать уникальные способности человека.

При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали. Действительно, научение через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности.

С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере.

Основные процессы научения через наблюдение

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение главным образом через его информативную функцию. То есть во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Рассматриваемое таким образом, научение через наблюдение представляет собой активный критический и конструктивный процесс.

Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в результате наблюдения.

Определенные факторы, одни из которых включают наблюдателя, другие — моделируемую деятельность, а третьи — структурное оформление взаимодействий человека, могут в большой степени повлиять на вероятность того, что какая-то часть наблюдаемого поведения будет усвоена наблюдателем и закодирована в долговременной памяти. Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее важными. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, определяют типы поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее полно. Подобным образом, возможно, внутри любой социальной группы есть люди, которые привлекают к себе большее внимание, чем другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Функциональная ценность, соответствующая поведению, представленному различными моделями (то есть получило поведение данной модели поощрение или наказание), оказывает существенное влияние на выбор тех моделей, которым человек будет подражать, и тех, которые он будет игнорировать. Внимание к модели также регулируется ее личной привлекательностью.

Процессы сохранения: запоминание модели. Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая — образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность человека «видеть» образ друга, с которым он обедал на прошлой неделе или образ деятельности (езда на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в научении паттернам поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.

Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно «проговорить», что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Бандура утверждает, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение, потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее.

Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение — это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление самолетом). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения) и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение может быть неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе информативной обратной связи) имеет большое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение. Конечно, и в этом случае наблюдение и намеренный повтор в уме определенного поведения будут способствовать научению, так как можно по крайней мере начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюдалось ранее. Такой молчаливый повтор полезен, например, при вождении автомобиля, но не принесет пользы при более сложных движениях, таких как прыжки с 10-метровой вышки.

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и последний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.

Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения — они не будут этого делать без достаточного стимула. Другими словами, человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Вообще говоря, при наличии подкрепления моделирование или научение через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения.

Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать моделируемое поведение — через предвидение подкрепления или наказания. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным последствиям.

Подкрепление в научении через наблюдение

Когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают научение через наблюдение. Бандура полагает, что понимание поведения человека только как контролируемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным. Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает его когнитивную ориентацию. Чаще оно выполняет две другие функции — информативную и побудительную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно.

Косвенное подкрепление.

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

Самоподкрепление

Бандура утверждает, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

Как появляется саморегулирование

Самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Так как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки. С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию. То есть, в результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. По Бандуре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Функциональная значимость этих величин зависит от типа рассматриваемой деятельности. Социальное поведение обычно оценивается в таких величинах, как искренность, девиантность, нравственность и другие.

2. Джулиан Роттер: теория социального научения

Роттер пытался развить концептуальную структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить. Он также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, Роттер, кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования человека, которая стоит на позициях, совершенно отличных от радикального бихевиоризма Скиннера.

2.1. Теория социального научения: основные концепции и принципы

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Потенциал поведения

Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями» Концепция поведения Роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый вид, плач, смех и драка. Планирование, анализирование, обучение, логическое обоснование и промедление оцениваются так же. Короче говоря, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и так далее».

Ожидание

По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Фактически Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно объясняет стабильность и единство личности.

Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании.

Ценность подкрепления

Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени.

Следует подчеркнуть, что в теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления.

Психологическая ситуация

Четвертой и последней переменной, используемой Роттером для прогноза поведения, является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения — подкрепленияТема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Потребности

Напомним, что Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивидуумов. Он полагает, что люди стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избегать наказания. Более того, он утверждает, что цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Следовательно, по утверждению Роттера, осознание целей и потребностей человека предусматривает более генерализованный прогноз, чем прогноз, который позволяют делать четыре переменные, описанные выше.

Концептуально потребность можно описать как набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают те же или подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривает следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека.

Статус признания. Это понятие относится к нашей потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура или общественная деятельность.

Защита—зависимость. Это понятие включает в себя потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей.

Доминирование. Это понятие включает в себя потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого контроля.

Независимость. Это понятие относится к нашей потребности принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других. Любое поведение, предполагающее желание полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.

Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди.

Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. Роттер указывает, что все другие потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удовольствия.

2.2. Интернальный и экстернальный локус контроля

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Хотя веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом — «интернальность», убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. Учитывая это, мы можем обратиться к измерению локуса контроля и некоторым важным психосоциальным характеристикам, связанным с индивидуальными различиями по этой важной величине.

Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, применимых к детям и взрослым, исследователями в этой области чаще всего используется «Шкала И-Э», созданная Роттером. Она состоит из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами для того, чтобы замаскировать цели этого теста.

Характеристики экстерналов и интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов — это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу. Объяснение таким последовательным фактам можно найти в раннем семейном опыте людей, когда они были детьми. А именно, Ло, сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии.

Исследования также показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы.

Заключение

Социально-когнитивное направление в изучении личности представлено двумя персонологами — Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером.

Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Основная теоретическая концепция Бандуры — моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами — процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

В последние годы Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм самоэффективности для объяснения некоторых аспектов психосоциального функционирования. Концепция самоэффективности относится к осознанию человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Самоэффективность приобретается из четырех основных источников: выстраивание поведения, косвенный опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем.

Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточно фактов в ее поддержку.

Теория социального научения Джулиана Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. В частности, Роттер выделяет четыре важные переменные: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация. Роттер объединяет эти переменные в основную формулу прогноза. Формула показывает, что потенциал данного поведения в специфической ситуации является функцией ожидания того, что подкрепление последует за этим поведением, плюс ценность ожидаемого подкрепления.

Роттер использует более общую формулу для прогноза поведения в каждодневных ситуациях, с которыми сталкивается человек. Эта формула показывает, что потенциал потребности есть функция от свободы деятельности и ценности потребности. Концепции потребности, потенциала потребности, ценности потребности, свободы деятельности (включая минимальную цель), с точки зрения Роттера, позволяют более точно прогнозировать реальное поведение в жизни, чем это можно сделать с помощью основной формулы.

Основным конструктом в социально-научающей теории Роттера является локус контроля, или обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Измерение локуса контроля обсуждалось в терминах «Шкалы интернальности—экстернальности» Роттера, и были отмечены определенные поведенческие характеристики, связанные с индивидуальными различиями по этой шкале.

Список литературы:

  1. Бихевиоризм. Карелина А.А. - М., 1998г.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 2003г.
  3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. - М., 2001г.
  4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000г.
Содержание. Введение......................................................................................3 1. Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 1.1. Основные принципы социально-когнитивной теории............4 1.2. Научение через

Наиболее характерная черта в теории Альберта Бандуры - это способ научения посредством наблюдения и повторения действий других. Философское понятие зла ассоциируется с и человеческой агрессией. В истории человечества неоднократно возникали споры, является ли зло в человеке врожденным или приобретенным.

Но все же исследования показывают влияние окружающих факторов на агрессивность человека. К таким факторам относятся воспитание, наказания, социальная изоляция, унижения, запрет эмоциональных проявлений, плотность населения. Последний фактор особо актуален в наши дни в условиях крупных городов и большой скученности населения. Также остается актуальной проблема культуры и воспитания в целом, дестабилизирующего влияния окружающего мира.

Альберт Бандура: биография

В небольшой Канадской деревне Манделе, 4 декабря 1925 года родился мальчик. Это Альберт Бандура. Единственный сын в окружении пяти сестер, которые были старше него. Окончив школу, уехал работать на Аляску, участвовал в восстановлении шоссе. Через год Альберт Бандура поступил на учебу в университет. По окончании учебы по специальности психология, ему была присвоена степень бакалавра университета Британской Колумбии. В 1951 году получил степень магистра в университете Айовы, а через год там же защитил докторскую диссертацию. Во время учебы в университете, он познакомился со своей будущей женой, Вирджинией Варнс. Позже она родила ему двух дочерей, Мэри и Кэрол.

После окончания учебы, Альберт Бандура преподавал в Стэнфорде, там же получил диплом профессора. В 1969 году была опубликована его первая книга «Принципы модификации поведения».

Теория научения

Согласно теории Альберта Бандуры, человек всегда был агрессивен, и еще долго будет оставаться таковым. Но что делает его таким? Теории человеческой агрессии можно разделить на четыре категории: 1) врожденная или наследственная агрессия; 2) активация агрессии внешними стимуляторами; 3) эмоциональный и познавательный процесс; 4) проявление социума.

В период с 40-х по 70-е годы, исследования Долларда, Миллера и работы Бандуры, привели к продолжению теории подражания и агрессии. Так появился новый научный термин, который создал Альберт Бандура -

В 1974 году Альберта Бандуру выбрали президентом ассоциации психологов Америки, также он являлся президентом ассоциации психологов Канады.

Теория Альберта Бандуры гласит, что для того, чтобы научить детей совершенно новому поведению, недостаточно только наказания и поощрения. Новое поведение возникает при помощи имитации моделей поведения. Одно из таких проявлений - это процесс идентификации, при котором заимствуются чувства, мысли. Таким образом, происходит научение, посредством наблюдения и копирования.

Влияние наблюдаемого на поведенческие черты наблюдателя

Согласно теории личности, Альберт Бандура считает что, образец поведения может быть приобретенным посредством наблюдения за другими или же через личные опыты. Существует три возможных влияния наблюдаемого на наблюдателя: новая реакция приобретается посредством визуального наблюдения за моделью; через созерцание последствий возникших в результате действия модели; ослабление ранее приобретенных реакций в процессе наблюдения за поведением модели.

Анализ агрессии

С точки зрения Альберта Бандуры, можно регулировать ранее приобретенные реакции, посредством действий моделей. Пытаясь показать на практике ранее сформулированные принципы исследований агрессивности, Альберт Бандура провел работу «Агрессия: анализ с позиции теории социального научения». Его теория предполагает оптимистичный взгляд на человеческую деструктивность. Он вычленил проблему поведения при деструктивном потенциале и факторы, определяющие реализацию приобретенного поведения.

По мнению Бандуры, фрустрация является одним из важнейших факторов, которые влияют на человеческую агрессивность. Иными словами, чем хуже обхождение с человеком, тем более агрессивно его поведение.

Личность способна приобретать новые реакции, посредством наблюдения за моделью. Но вот реализация данных приобретенных реакций зависит от личного опыта. Освоение данной проблемы до сих пор не до конца изучено. Основное внимание уделялось подражанию, как одному из факторов агрессивности, но исследования не дали однозначного результата.

Радикальность бихевиоризма

Альберт Бандура подверг резкой критике бихевиоризм, так как он отрицает детерминанту человеческого поведения, возникающую из Также бихевиоризм подразумевает, что индивид не является самостоятельной системой, способной влиять на свою жизнь.

Альберт Бандура считал, что причины человеческого функционирования нужно искать во взаимодействии окружения, поведенческой и познавательной сферах. Таким образом, факторы ситуационные и предрасположенность - это две взаимозависимые причины человеческого поведения. Двойная направленность взаимодействия окружающих обстоятельств и открытого поведения показывает, что человек является как производителем, так и продуктом своего окружения. В социально-когнитивной теории описывается модель взаимопричастности, где аффективные, познавательные и прочие частные факторы и действия представляются как взаимосвязанные детерминанты.

Возможности изменения поведения индивидуумов

Признавая всю важность подкрепления извне, Бандура все же не рассматривает это как единственную возможность изменения человеческого поведения. Люди способны менять свое поведение, наблюдая за поведением других моделей. Результаты опытов показали, что человек может ожидать последствия своего поведения и в зависимости от ожидаемых последствий регулировать свое поведение. Таким образом, это показывает, что психические способности индивидуума позволяют предвидеть и изменить поведение.

Альберт Бандура - канадско-американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил ун-т в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение клинической психологии в ун-те Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском ун-те в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него также оказал К.У. Спенс. Начав с методологии "стимул-реакция", Б. пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии.

Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической, реакцию на фрустрацию. Однако затем убедился, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, в котором им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, Б. обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований он пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. Б. автор психотерапевтического метода "систематической десенсибилизации". В рамках традиции изучения личности вклад Б. заключается прежде всего в том, что в его экспериментальных исследованиях в центре внимания оказывается не изучение обобщенных черт характера, но исследование ситуационно специфических форм поведения.

Автор трудов: "Social Learning and Personality Development, N.Y., 1965 (совм. с R.H. Walters), в рус. пер.: (частично) "Принципы социального научения" // "Современная зарубежная социальная психология", М., 1984; "Psychotherapy based upon modeling principles" / A.E. Berdin (ed.) et al, "Handbook of psychotherapy and Behavior change", N.Y., 1971; "Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change" / Psychological Review, 1977, 84; "Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy" / Flavell J.H. (ed.), Ross L, "Social cognitive development: Frontiers and possible futures", N.Y., 1981; " Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory", 1986.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

Краткая биография

Альберт Бандура родился в Манделе на севере Канады $4 декабря 1925 года$. Альберт был единственным сыном в большой канадской семье, у него было пять сестер старше его. Бандура учился в школе, полный курс в которой преподавали всего два учителя, перегруженные работой. Ответственность за получение и усвоение знаний, лежала на учениках. Но это не помешало выпускникам школы поступать в университеты мира.

Бандура после окончания школы работал в Юконе, занимаясь восстановлением шоссе штата Аляска. Проработав так год, Бандура поступил в университет Британской Колумбии. В этом учебном заведении он получил степень бакалавра в области психологии. Образование Бандура продолжил уже в университете штата Айова. В $1951$ году он получил степень магистра, а в $1952$ году защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем Бандура преподавал в Стэнфордском университете и здесь же получил профессорскую степень. Во времена студенчества в Айове Альберт познакомился с Вирджинией Варнс и женился на ней. У них родились две дочери – Мэри и Кэрол. В $1969$ году свет увидела работа Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения».

В $1974$ году Альберт Бандура стал президентом Американской психологической ассоциации и Почетным президентом психологической канадской ассоциации.

Научный вклад в развитие психологии

В области психологии работы Бандуры, касающиеся моделирования, самоэффективности, подростковой агрессии известны достаточно широко. Он является автором более шести книг и создателем теории социального научения.

Бандура считал, что наказания и награды недостаточно, чтобы научить человека новому поведению. Ребенок обретает новое поведение только благодаря имитации модели. Одним из проявлений имитации является идентификация.

Теория Бандуры объясняет способы, которыми люди приобретают в условиях социального окружения различные виды сложного поведения. Главная идея теории находит свое выражение в термине обсервационного научения, то есть научения посредством наблюдения .

Бандура утверждал, что существует реципрокная связь между поведением, средовыми и субъектными переменными. Человек приводится в движение не только внутренними силами, поведение диктуется не только сложившимися обстоятельствами. На человека влияет окружение, а он также оказывает влияние на него.

Замечание 1

Научение определяется процессами наблюдения, моделирования и подражания.

Большая часть научения человека согласно теории Бандуры реализуется без традиционного подкрепления, требуемого принципами классического и оперантного обусловливания. Человек может научаться при отсутствии как наказания, так и вознаграждения. Следует отметить, что это не значит, что подкрепление не играет никакой роли. Как только поведение освоено, подкрепление начинает играть значительную роль в определении, будет ли возникать данное поведение. Научение посредством наблюдения не является ни автоматическим, ни постоянным. Будет ли происходить научение в определенной ситуации зависит от многочисленных факторов. К числу которых относятся:

  • возраст модели,
  • компетентность,
  • уровень мотивации.

При объяснении феноменов обсервационного научения Бандура опирается на факт широкого использования человеком символических репрезентаций различных событий в окружающей среде. Это объясняет удивительную гибкость человеческого поведения. Бандура сформулировал тезис, который гласит, что изменения в поведении, вызываемые классическим и инструментальным обусловливанием, а также наказанием, очень активно опосредуются когнициями. Важную роль в поведении человека, по мнению Бандуры, играют также процессы саморегуляции, то есть человек регулирует свое поведение посредством наглядного представления последствий его реализации. Образование связи между реакцией и стимулом находится под влиянием процессов самоконтроля. Линию акцентирования когнитивных факторов продолжил Уолтер Мишел в своем анализе некоторых когнитивных переменных социального научения у человека. Он считает, что все люди различаются по нескольким субъектным переменным, которые порождают разнообразие индивидуальных особенностей. К ним относятся:

  • компетентности, представляющие собой наборы способностей, оказывающих влияние на мысли и действия;
  • стратегии кодирования, которые отвечают за то, что люди по разному репрезентируют, символизируют средовую стимуляцию;
  • субъективные вероятности или ожидания, отражающие уровень правдоподобия того, что конкретные способы поведения или события приводят к конкретным исходам;
  • субъективные ценности, согласно которым люди различаются по цене, придаваемой различным исходам;
  • планы и системы саморегулирования, так как поведение человека регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Замечание 2

Труды Бандуры в области психологии сыграли важную роль в работе над новыми подходами к терапевтическому вмешательству. В частности применение процедур моделирования для формирования новой поведенческой и когнитивной компетентности.