Мария фаликман биография. Мария Фаликман: «Человека нельзя записать на флешку. Область научных интересов

Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. Кандидат психологических наук (2001). Кандидатская диссертация выполнена под руководством доц. по теме: “Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов”. С 2001 г. - ассистент, с 2006 г. - доцент факультета психологии МГУ.

Область научных интересов:

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Преподавание:

  • Лекционные курсы:
    • Психология памяти и внимания (раздел курса общей психологии для студентов 2 курса д/о факультета психологии МГУ).
    • Современные исследования перцептивного внимания человека (спецкурс для студентов 4-5 курса д/о, 5-6 курса в/о).
    • Введение в когнитивную науку (спецкурс для студентов 4 курса д/о, 5 курса в/о).
    • Основы когнитивной науки (спецкурс для студентов 2-4 курсов ОТиПЛ филологического факультета МГУ)
    • Актуальные проблемы когнитивной науки (для слушателей ФПК факультета психологии МГУ)
    • Современные исследования внимания в когнитивной психологии (для слушателей ФПК факультета психологии МГУ)
  • Семинарские занятия в рамках разделов курса общей психологии:
    • “Психология памяти и внимания”,
    • “Психология мышления и речи”,
    • “Психология ощущения и восприятия”,
    • “Психология мотивации и эмоций”.
  • Лабораторные и практические занятия:
    • Авторский спецпрактикум “Современные методики исследования внимания” для студентов специализации “Общая психология”, соавторы , Е.В. Печенкова , Р.С. Шилко.
    • Демонстрационный практикум по общей психологии (для студентов 1 курса д/о факультета психологии МГУ)
    • Спецкурс с элементами демонстрационного практикума «Психология познания в экспериментах» (для студентов ОТиПЛ филологического факультета МГУ, совм. с доц. О.В. Федоровой)
  • Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (при кафедре общей психологии факультета психологии МГУ).

Темы курсовых и дипломных работ:

  1. Развитие моделей перцептивного внимания в когнитивной психологии
  2. Психологические и нейрофизиологические методы исследования перцептивного внимания: возможности и ограничения
  3. Ошибки перцептивного внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов
  4. Ошибки перцептивного внимания в условиях краткого предъявления зрительных стимулов
  5. Закономерности зрительного поиска в пространстве и времени
  6. Эффекты имплицитной памяти (прайминг-эффекты) в исследованиях перцептивного внимания
  7. Стратегическая регуляция процесса решения перцептивной задачи
  8. История и современные направления когнитивной науки

Научные проекты, выполненные или выполняемые по грантам:

  • 1997-1998
– грант РФФИ № 97-06-80365 “Исследование сравнительной эффективности ассоциативной, концептуальной и конструктивной моделей компьютеризированного обучения” (руководитель проекта проф. ).
  • 1999-2001
  • – грант в рамках программы “Университеты России – фундаментальные исследования” № 991010 “Эффекты внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: методики исследования, систематизация и объяснение с позиций деятельностного подхода (руководитель проекта доц. ).
  • 1999-2002
  • – грант РФФИ № 00-06-80115 «Исследование динамики внимания человека в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”» (руководитель проекта доц. ). – персональный грант РФФИ № 01-06-06002. – персональный грант РФФИ № 02-06-06009.
  • 2003-2005
  • – грант РФФИ № 03-06-80191 «Нисходящие влияния предметных значений и индивидуальных стратегий на процесс построения перцептивного образа» (руководитель проекта ст.н.с. В.В. Любимов).
  • 2004-2006
  • – грант РФФИ № 04-06-80236 «Формирование письма: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней» (руководитель проекта ст.н.с. ). – грант программы COBASE (США) "Interactions between the word superiority effect and attention" (в сотрудничестве с Тоддом С. Хоровитцем, лаборатория зрительного внимания медицинского факультета Гарвардского университета, США)
  • с 2008 - грант РФФИ № 08-06-00171 «Соотношение восходящих и нисходящих влияний в обработке зрительной информации человеком» (руководитель проекта)
  • Участие в конференциях и доклады на научных семинарах за последнее время

    • Научная конференция «Ломоносовские чтения» (Московский Государственный Университет, Москва). Секция «Психология». Доклад «Современные модели динамики внимания» (2002).
    • 43-й Конгресс Немецкого Психологического Общества (Университет Гумбольдта, Берлин, Германия). Доклад “Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand?” на секции «Dynamische Aufmerksamkeitseffekte II» (2002).
    • Первая Российская Интернет-конференция по когнитивной науке. Ведущий секции "Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания" (2003).
    • Мюнхенский симпозиум по зрительному поиску (Мюнхен, Германия) (2003).
    • Научный семинар (Кембридж, Массачусетс, США) "Vision Seminar Series". Доклад "“Top-down influences on the time-course of visual attention: When the attentional blink meets word superiority effect”" (2004).
    • Вторые общепсихологические чтения (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Зрительный поиск в пространстве и времени» (2004).
    • Первая Российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004). Доклады "Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа", "Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы" (совм. с Е.В. Печенковой).
    • Международная психологическая конференция "5-е Чтения памяти Л.С. Выготского": "Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации" (РГГУ, Москва). Ведущий секции. Доклад: "Внимание и деятельность: двадцать лет спустя" (2005).
    • Научный семинар Института Выготского РГГУ "Теоретические проблемы психологии" (РГГУ, Москва). Доклад "Кванты внимания, единицы деятельности и проблема ограничений пропускной способности системы переработки информации" (2005)
    • Международный семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран). Доклад «“Units” of spatial and temporal attention and visual awareness» (2005).
    • Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике» (Варна, Болгария). Ведущий секции «Bridging gaps between linguistics and cognitive psychology» (2005).
    • Международная конференция «Психология перед вызовом будущего» (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания» (2006).
    • Московский семинар по когнитивной науке (Москва). Доклад «Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании» (2007).
    • Гуманитарные чтения РГГУ (Москва). Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка». Доклад «Гуманитарный поворот в когнитивных науках» (2008).

    Избранные публикации (всего около 40)

    Монографии и учебные пособия:

    1. Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр "Академия". 2006. 480 с.
    2. Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. (Соред. )
    3. Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
    4. Статьи в сборниках и реферируемых журналах:

    5. Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. )
    6. Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1. С.89-90.
    7. Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова).
    8. Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С.365-376.
    9. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
    10. Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3. С.42-48. (Соавт. И.С. Уточкин) Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. С.50-58. (Соавт. И.С. Уточкин)
    11. Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)

    Мария Вячеславовна Фаликман
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник


    Родилась в 1976 г.

    Образование: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Общая психология, преподавание психологии» (1998), аспирантура факультета психологии МГУ (2001). В том же году защищена диссертация на соискание степени кандидата психологических наук "Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов" (научный руководитель -- доц. В.Я. Романов).

    Работа : 2001-2010 -- ассистент, затем доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, с 2011 г. -- старший научный сотрудник отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

    В настоящий момент преподает курсы: "Психология познавательных процессов" (ОТиПЛ), "Введение в когнитивную науку" (спецкурс, ОТиПЛ и факультет психологии МГУ), "Планирование эксперимента и обработка данных" (спецкурс, ОТиПЛ).

    Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (с 2002 г. по наст. время) - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

    Основные публикации (всего сыше 70)

    А. Учебники и учебные пособия:

    • Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов. (Рекомендован МО РФ) 1-е изд. М.: Academia, 2006. 2-е изд. М.: Academia, 2010.- 480 с.
    • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. - 752 с. М.: АСТ, Астрель, 2010. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
    • Психология мышления (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
    • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
    • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Языки славянских культур, 2012. В печати. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

    Б. Избранные статьи в научных журналах и сборниках:

    • Внимание и перцептивные единицы. // Когнитивные исследования. / Под ред. Т.В. Черниговской, А.А. Кибрика. 2012. В печати. (Соавт. Е.В. Печенкова, В.Ю. Степанов)
    • Perception and Attention Research in Russia: Traditions and State of the Art. Guest Editor"s Introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №5. С.3-9.
    • Word Superiority Effects Across the Varieties of Attention // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №5. С.45-61.
    • Эффект превосходства слова в условиях «мигания внимания» // Вопросы психологии. 2011. №2. C.149-157. (Соавт. Е.С. Горбунова)
    • Contemporary Research on Learning, Remembering, and Forgetting: The Scientific Legacy of P.I. Zinchenko Today. Guest Editor"s Introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. С.3-10. (With A. Yasnitsky)
    • Knowledge retrieval strategies: Evidence from an artificial domain. // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. P.55-67. (With M. Minakova)
    • Решение перцептивной задачи как взаимодействие между восходящими и нисходящими процессами переработки зрительной информации. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. №3. С.52-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
    • Эффекты превосходства слова в зрительном восприятии и внимании. // Психологический журнал. 2009. №6. С.68-76.
    • Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: предпосылки успешного освоения письма. // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
    • Ограничения нисходящих влияний на обработку зрительной информации в условиях "слепоты, вызванной движением" // Вопросы психологии. 2009. №2. С.128-134. (Соавт. Д.В. Девятко)
    • Исследование припоминания знаний о предметной области. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.68-76. (Соавт. М.А. Хирова)
    • Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В. Печенкова)
    • Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
    • Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского / Под ред. Кравцовой Е.Е., Спиридонова В.Ф., Кравченко Ю.Е. М.: РГГУ, 2005. С.327-334.
    • Что такое когнитивная наука. // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А.Н. Гусева, В.Д. Соловьева. М.: УМК “Психология”, 2004. С.5-8.
    • Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва, 2002. С.365-376.
    • Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова)
    • Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. А.Г. Шмелев)

    В чем заключается суть великой иллюзии сознания? Почему нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас? Чего на самом деле мы не замечаем и почему? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

    Великая иллюзия сознания - тема, которая в последние десятилетия, буквально с начала XXI века, активно обсуждают и психологи, и физиологи, и философы. Суть ее в том, что мы с вами убеждены, будто бы замечаем, воспринимаем намного больше, чем есть на самом деле. Нам кажется, будто мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность и есть та самая великая иллюзия сознания, суть которой пытаются понять все.


    В психологии подобного рода явления начали изучать примерно с 70-х годов. Возникли они как побочный продукт экспериментов в совсем другой области, это опять же были исследования зрительного восприятия, зрительного внимания человека, которые проводил психолог из Корнелльского университета Ульрик Найссер - один из основателей такого направления как когнитивная психология, то есть психология познавательных процессов. Он изучал со своими студентами и аспирантами ситуацию, когда человек видит перед собой два наложенных друг на друга фильма, и его просят отслеживать один из них, игнорируя другой.


    Типичная ошибка, касающаяся именно того, что мы воспринимаем, называется "слепотой к повторению". Мы, как правило, не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени, или если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели. Собственно, именно поэтому в современных текстовых редакторах повторение слова обязательно подчеркивают точно также красной чертой, как орфографическую ошибку, чтобы сделать объект другим.


    Мария Фаликман, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.
    Комментарии: 0

      Дэвид Чалмерс

      «Наше сознание - основа нашего существования, - считает Дэвид Чалмерс. - Нет ничего более доступного нам напрямую, и всё же оно до сих пор остаётся величайшей загадкой во Вселенной». В этом ролике философ делится с нами своим пониманием этого «кино в голове».

      Дмитрий Иванов

      Статья посвящена аргументу от отсутствия квалиа. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания. Философы, прибегающие к этому аргументу, пытаются продемонстрировать, что функционализм не способен объяснить квалитативные, феноменальные аспекты сознательных состояний, т.е. квалиа. Согласно этим философам, квалиа являются функционально нередуцируемыми свойствами ментальных состояний. В последние четыре десятилетия этот аргумент подвергался активному обсуждению. В статье анализируются возражения выдвинутые против этого аргумента Шумейкером, Чалмерсом и Таем. В работе показывается, что эти возражения не могут опровергнуть аргумент.

      Рассудок следует отличать от других форм сознания - самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.

      Константин Анохин

      Гамбургский счет

      Василий Ключарев

      Гамбургский счет

      Мы знаем много способов повлиять на решение людей: убедить, запугать, загипнотизировать или воздействовать определенными приборами на некоторые участки головного мозга. Зачем ученые это делают и к чему приводят подобного рода эксперименты? Об этом мы решили спросить руководителя департамента психологии Высшей школы экономики Василия Ключарева.

      Константин Анохин

      Каковы принципы современной фундаментальной научной теории сознания? Когда были получены первые экспериментальные доказательства существования эпизодической памяти у животных? Нейробиолог Константин Анохин о научных принципах теории сознания, феномене «путешествия во времени» и эпизодической памяти у животных.

      Наши ощущения субъективны, квалиа, объяснительный разрыв, мысленный эксперимент Комната Марии, задача Салли и Энн.

    Это слово в последнее время на слуху. Остряки говорят: «У меня когнитивный диссонанс» в ситуациях, когда другие восклицают: «Обалдеть!»; в переводных текстах встречаются загадочные «доктора когнитивных наук», и кажется, что ничего не знать про когнитивность - практически неприлично. Один из ведущих российских когнитивных психологов Мария Фаликман рассказала нам о том, что в действительности означает это слово, а также о достижениях ученых из самых разных областей, вместе исследующих процессы человеческого познания.

    Psychologies:

    Давайте с самого начала: что такое когнитивные процессы и когнитивные науки?

    Мария Фаликман:

    Все очень просто. Когнитивный - значит, относящийся к человеческому познанию. К тому, как мы получаем информацию, как мы ее храним, преобразуем и используем, решая те или иные задачи.

    Но при желании под это широкое определение может подойти абсолютно любой процесс!

    М. Ф.:

    Отчасти по этой причине слово «когнитивный» и стало в последнее время ярлыком, который клеят на все без разбора. А «доктор когнитивных наук» на Западе - это специалист сразу в нескольких областях науки, занимающихся изучением нашего познания, языка и мозга. Дело в том, что когнитивные исследования по определению междисциплинарны. Они и родились на стыке нескольких наук. Кстати, у когнитивистики есть свой официальный день рождения - 11 сентября 1956 года. В этот день на симпозиуме по проблемам переработки информации в Массачусетском технологическом институте были сделаны три важных доклада. Первый из них представил психолог Джордж Миллер (George Miller), второй - лингвист Ноам Хомский (Noam Chomsky), а третий - компьютерщик Аллен Ньюэлл (Allen Newell) и политолог Герберт Саймон (Herbert Simon), которые создали первую в мире модель искусственного интеллекта. С этого момента и отсчитывается история когнитивных наук. Ну а еще одна причина того, что когнитивные науки слишком часто поминают всуе, состоит в том, что это очень перспективная область, на исследования в которой выделяются во всем мире большие деньги. Сами понимаете, это очень серьезный стимул.

    Чем же так важны когнитивные исследования с прикладной точки зрения?

    Хорошо, а как все-таки быть с рабочим столом компьютера?

    М. Ф.:

    Число элементов на нем не должно превышать шести. В противном случае вы неизбежно будете тратить лишнее время на поиски. Причем если вы нашли один файл, а через пять минут ищете другой, то даже его не получится найти быстрее - количество повторных поисков в насыщенной среде никак не влияет на их скорость. Поэтому создавайте папки. Группировка - наш главный инструмент. Ну и разгруппировка тоже: если вам важен какой-то конкретный файл, лучше расположить его на удалении от всех остальных: так вы сразу обратите на него внимание.

    Даты

    Мария Фаликман родилась в Москве в 1976 году. Окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2001-м - аспирантуру того же факультета. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». С 2006 до 2010 года - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Автор более 100 научных публикаций. Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ.

    Влияние компьютера на нашу жизнь - наверняка тоже предмет интереса когнитивных наук? Ведь без компьютеров теперь и не представить наш процесс познания.

    М. Ф.:

    Вы правы, но это пока еще очень молодая область исследований. Многие, например, рассуждают о том, что компьютеры влияют на нашу память. Но мне кажется, делать такие выводы рано. Человеческому познанию в принципе свойственно делегировать нагрузку, передавать ее среде. И это началось задолго до компьютеров. Узелки на платке - это ведь тоже напоминание. А сама по себе письменность? Что это, как не резкая разгрузка памяти? То есть с этой точки зрения ничего нового не происходит. До той поры, пока компьютер - инструмент для решения тех или иных задач, и человек решает их эффективно, я не вижу никаких проблем. Конечно, возможно, что постоянное использование компьютера оставляет нашу память без постоянной тренировки. И оказавшись вдруг без компьютера, мы можем испытывать определенные затруднения. Но я не уверена, что можно уже говорить о каких-то принципиально иных механизмах по сравнению с докомпьютерной эрой. Хотя, повторюсь, это разделенное между человеком и компьютером познание - совсем-совсем новая область исследований. Техника вообще сейчас развивается быстрее, ученые за ней просто не успевают. Вспомните, сколько разговоров было лет 10 назад про так называемое thumb-generation - «поколение большого пальца». Про детей и подростков, которые привыкли работать большими пальцами, набирая sms и используя игровые устройства. Какое благодатное открывалось поле для исследований! Так вот, изучать уже нечего. Появился айфон, и никто большими пальцами не пользуется, теперь нужно сенсорные экраны изучать - это уже совершенно другой способ взаимодействия с устройством.

    «Самое интересное, что пока нет ответа на главный вопрос: а что вообще такое наше сознание?»

    Можно ли ожидать, что развитие науки и техники однажды позволит нам обрести электронное бессмертие - создавать цифровые копии себя на флешках, например? Это ведь тоже вопрос познания, разве нет?

    М. Ф.:

    Скорее это вопрос сознания - того, где оно все-таки прячется. Но, боюсь, наука не слишком приблизилась к ответу. Мы прекрасно идентифицируем области мозга, ответственные за анализ того или иного типа информации (то есть за те или иные познавательные процессы). Но пока не похоже, чтобы нам стало хоть чуть-чуть яснее, что такое само наше сознание. Частные задачи решаются, а самая общая - увы. Поэтому и бессмертия на флешке я вам обещать не могу. Для этого пришлось бы перевести в цифровые алгоритмы весь субъективный опыт человека. А он у любого из нас абсолютно уникален! Вот мы с вами сидим за одним столом и смотрим на него. А видеть можем два разных стола. Потому что восприятие идет с двух сторон. Есть прямое воздействие на сетчатку, а есть память, прошлый опыт, знания о том, сколько и каких столов мы видели до этого. Один из великих когнитивистов Ульрик Найсер (Ulric Neisser) в свое время писал, что именно по этой причине манипулирование другим человеком в полной мере невозможно. Для этого пришлось бы контролировать абсолютно любой зрительный, слуховой и всякий другой опыт человека с момента его рождения. Без этого мы никогда не сможем с точностью предсказать, что происходит у него в голове в тот или иной момент.

    «Невидимая горилла»

    В конце 1990-х годов американские психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри (Daniel Simons, Christopher Chabris) провели любопытное исследование. Испытуемым предлагалось просмотреть видеоролик, запечатлевший нескольких игроков в баскетбол, одетых в белые и черные футболки, которые передавали друг другу мяч. Задача состояла в том, чтобы сосчитать, сколько передач сделают за минуту игроки в белых футболках. И все участники эксперимента справились с ней отлично. Но при этом большинство из них абсолютно не заметили, что в середине ролика в кадре вдруг появился человек в костюме гориллы. Он неспешно прошелся по площадке и, ударив себя кулаками в грудь, удалился. Психологи объясняют эту «невидимость» так называемой «слепотой по невниманию»: полностью сосредоточившись на одной задаче, мы совершенно не замечаем того, что не имеет к ней отношения. В 2004 году эксперимент с «невидимой гориллой» удостоился Игнобелевской (она же Шнобелевская) премии как «исследование, которое заставляет сначала рассмеяться, а потом задуматься». Ю. З.

    Фаликман Мария Вячеславовна, Москва

    Доктор психологических наук.

    Руководитель департамента психологии факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС.

    Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

    Приглашенный редактор специальных выпусков журналов Journal of Russian and East European Psychology, «Методология и история психологии», «Логос». Член редколлегии журналов «Культурно-историческая психология», «Российский журнал когнитивной науки (cogjournal.org)». Рецензент журналов «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психологический журнал» РАН, «Культурно-историческая психология», «Вопросы языкознания», Attention, Perception & Psychophysics; Spanish Journal of Psychology.

    Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности «Общая психология, преподавание психологии», аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. с защитой кандидатской диссертации на тему «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». В 2016 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход».

    С 2001 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова: ассистент (2001-2005), доцент (2006-2010) кафедры общей психологии, ведущий научный сотрудник (2011-2013) кафедры психологии личности факультета психологии; старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики и Центра когнитивных исследований филологического факультета (с 2011 г.).

    В 2010-2012 гг. – ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования.

    С 2011 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»: ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований.

    C 2014 гг. – старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС.

    Область научных интересов. Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

    Читает лекционные курсы для студентов и магистрантов факультета психологии и филологического факультета МГУ по общей психологии, психологии познавательных процессов и основам когнитивной науки.

    Руководитель и участник ряда научных проектов, которые финансировались РФФИ и другими российскими научными фондами (с 1997 по настоящее время), а также совместного проекта с лабораторией зрительного внимания Гарвардского университета США (программа COBASE, 2004).

    • Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия». 2006 (1-е изд.), 2010 (2-е изд.). 480 с.
    • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. М.: АСТ, Астрель, 2009(Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
    • Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
    • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
    • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

    Награды:

    • Первая премия Всероссийского конкурса молодых ученых к 100-летию А.Р. Лурия (2003).
    • Персональная стипендия ректора Московского университета «Для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности».
    • Победитель XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» - cерия хрестоматий «Когнитивная психология: история и современность», «Горизонты когнитивной психологии» (в соавторстве).