Психологические особенности поведения в группе. Поведение людей в группах. Типы поведения в группе

Межличностное изучение/узнавание является осознанием человеком того, как каков он в восприятии других людей. В группе появляется возможность исследовать отрицательные и положительные эмоциональные реакции, а также анализ других форм поведения. Члены группы открыто могут просить о поддержке и помощи друг друга и выказывать сколько хочется сильные аффекты, которые помогают получению исправляющего эмоционального опыта. Группа выступает в качестве социального микрокосма, личность внутри которого может приобрести большой опыт. Большое количество клиентов уверены, что большую пользу получили от группы, нежели от терапевта, ведущего группу.

Катарсис.

Когда сдерживаемые длительное время чувства злости, беспомощности, вины или иные «недопустимые» побуждения получают в группе выход, это способствует чувству освобождения и облегчения. сплоченность группы усиливается в итоге катарсиса, что благоприятствует возникновению условий для значительного взаимодействия между членами группы в обстановке понимания и безопасности.

Сплоченность.

Постоянный контингент участников группы есть необходимым условием продуктивной работы длительной групповой терапии. На ранних этапах многие терапевтические группы проходят через период нестабильности, когда одни клиенты уходят из группы, а другие к ней присоединяются, далее наступает долгий период стабильности, на который и падает больша часть терапевтической работы. Постоянное пребывание в группе - это залог успешного лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем более высока вероятность, что он продолжит быть ее участником. Один успешный пациент, после двухгодичной лет терапии оглядываясь назад, выразился так: «Главным было то, что группа просто оставалась рядом, что были люди, с которыми я мог всегда обсудить возникшие вопросы, которые не отделывались от меня. Было так много заботы в группе, ненависти и любви, и я являлся частью этого. Теперь мне гораздо лучше, я живу свой жизнью, и все же печально думать, что наша группа более не существует» .

Самопонимание.

Настоятельная потребность в ходе терапевтического процесса появляется в интеллектуальном понимании. Клиенты автоматически тянутся к пониманию, а терапевты интеллектуальный поиск приветствуют, вливаются в него. И хотя цель терапии состоит в трансформации, а не самопонимании, оно облегчает и направляет трансформацию.

Межличностное изучение/формирование (навыки общения).

Явственно или нет, но члены группы оттачивают свои навыки взаимопонимания и общения. К примеру, в одной из групп присутствовала девушка, которая не общалась ни с кем и не принимала участия в терапевтической работе. Однако она стала со временем улыбаться, нашла друзей и стала принимать участие в терапевтических сеансах. Для приобретения навыков общения могут быть применены специальные приемы, такие как обратная связь и ролевые игры.

Экзистенциальные факторы.

К ним принадлежат суждения и чувства, касающиеся индивидуального мировосприятия, к примеру: «Я осознаю, что должен предстать один перед жизнью, несмотря на любую близость, связывающую меня с другими людьми» или «Я осознал, что должен принять всю ответственность на себя за способ своей жизни, и не важно при этом, сколько я получаю руководства и поддержки от других» . Для большинства клиентов весьма важно обсуждать проблемы своей смертности и жизненной ограниченности в группе.

Альтруизм.

Целительным для клиентов является осознание того, что в группе каждый может быть полезен и нужен другим.

Вселение надежды.

Сама по себе вера в возможность изменений имеет терапевтический эффект. Других вдохновляет успешный пример решения проблем одним из клиентов.

Универсальность переживаний.

В группу люди приходят каждый с собственными проблемами, но осознают вскоре, что и другим свойственны те же трудности, то же состояние отчужденности и собственной несостоятельности.

Воспроизведение семьи.

Первичная семья пациента возрождается в том или другом виде в терапевтической группе. Хотя данный фактор не так уж высоко оценен собственно пациентами, он есть одним из основных источников силы терапевтической группы .

Руководство.

Данный фактор гарантирует не только внятное функционирование группы, но и дает возможность предоставить пациентам нужную по вопросам душевного здоровья информацию, предоставить предложения, советы и прямые указания к любым действиям.

Идентификация (или подражательное поведение).

Умение вести себя приобретается отчасти в ходе наблюдения за другими. Возможно подражание на начальном этапе поведению особо популярных членов группы или руководителя, чтобы получить одобрение. Постепенно участники группы приходят к экспериментам со всеми моделями поведения, наличествующими в группе .

В малой группе выделяют четыре базовых типа поведения людей.

Обособляющий тип.

Индивидуальная ориентировка хорошо выражена. Продуктивное решение задач наличествует только при условии некоего обособления от группы, более самостоятельно.

Ведомый тип.

Имеется тяготение к добровольному подчинению, конформности. Продуктивное решение повой задачи становится возможным за счет контакта с более компетентными и уверенными членами группы.

Лидирующий тип.

Индивидуум нацелен на власть в группе, эффективное решение задач становится возможным за счет подчинения других членов группы себе.

Сотрудничающий тип.

Индивидуум стремится постоянно к общему с другими членами группы решению задач и следует при варианте разумных решений за остальными .

Психотерапевту при распределении ролей способствует знание типов поведения участников группы, помогает более глубокому снятию механизмов психологической несовместимости некоторых ее членов.

Совпадение в одном лице неформального и формального лидера упрощает ситуацию, несовпадение делает более южным групповой процесс.

Понятие «малая группа» в современной социологии

Определение 1

Малая группа – это понятие, которое используется специалистами для обозначения устойчивого объединения людей. Они обмениваются информацией, опытом и знаниями, и в целом их контакты носят взаимный характер. В отличие от больших групп, малые социальные группы очень немногочисленны (от 3 до 15 человек). Они объединены общей деятельностью, цель которой осмысленна, не обладает стихийностью и хаотичностью.

Поскольку в малой группе общение между каждым членом не определено какими-либо средствами (непосредственное), то это способствует возникновению некоторых эмоциональных отношений, которые могут носить не только положительный характер. Конечно, участники малых групп могут вступать в личные контакты за пределами совместной деятельности, создают семьи, общаются друг с другом как друзья. Но не стоит забывать о том, что в малых группах всегда предполагается наличие лидера, и за эту позицию может происходить в некотором смысле конкуренция, которая ведет к негативным последствиям.

Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:

  1. Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;
  2. Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность;
  3. В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности групп.

Классификация малых групп

Малые группы в общем виде могут подразделяться на формальные и неформальные. В формальных малых группах все члены объединены официальными связями, следуют за достижением предписанной цели. Структура данной группы регламентирована, есть четкое разделение на лидера и подчиненных.

Что касается неформальных малых групп, то они отличаются от формальных тем, что в них нет официально предписанной и установленной структуры. Все взаимоотношения членов группы и действия в отношении друг друга для достижения поставленной цели носят стихийный характер. В основном на первый план выходят их личные отношения как к проблеме, так и друг к другу. Тем не менее, их объединяют общие ценности, иерархия строится в соответствии с внутренними ценностями.

Одним из видов малых групп является референтная группа (или так называемая «эталонная»). Это особая группа, чьи нормы и ценности признаются личностью основными, наиболее ценными. Зачастую такая группа ставится в пример, за ней хочется двигаться вперед, повторять ее особенности для того, чтобы быть такими же успешными, как и ее члены. Например, специалист организации ориентируется на группу более успешных коллег, которые находятся на несколько ступеней карьерной лестницы выше, чем он сам. Для спортсмена референтная группа – это более успешные рекордсмены, чемпионы, чьи имена вписаны в мировой спорт.

Таким образом, социальная группа в основном направлена на усиление возможностей индивида. Но есть и такие малые группы, которые подавляют их. К ним относятся преступные группировки, лица, объединенные криминальными целями и девиантным (асоциальным) поведением. Данные малые группы разрушают ценностные установки индивидов, склоняют их к совершению преступлений, которые могут разрушить не только их жизнь, но и жизни близких.

Социальное поведение в условиях малой группы

Социальное поведение, которое формируется в рамках малых групп, всегда основано на поведении, которое связано с реализацией групповых норм и ценностей. Оно напрямую зависит от человека, который является носителем норм и ценностей.

Замечание 1

Поведение является приемлемым и адекватным, если внутренние установки человека не противоречат тем установкам, которые определяет для себя малая группа.

Исследователи рассматривают социальное поведение в малой группе с различных сторон. Безусловно, большое внимание уделяется именно адекватному поведению, когда предпочтения, ценностные ориентации и в целом потребности человека совпадают с групповыми установками. Сюда входит правильное поведение, которое соответствует принятым нормам и правилам, ответственное поведение, когда индивид осознает свои обязанности перед остальными членами малой группы. Также к адекватному поведению относят синтонное, которое порождает гармонию и лад, отвечает потребностям человека. Оно в некоторой степени выявляется еще и как жертвенное, ведь ради достижения целей группы отдельный человек может отказать от своих желаний ради чего-то большего.

Замечание 2

Но поведение в малых группах может развиваться и по иным аспектам. например, ошибочное поведение в малых группах, которое не соответствует нормам и правилам по причине незнания или ошибки участника группы. Конфликтное поведение отражает намеренное желание человека породить напряженность в малой группе, что ведет к конфликту и возможному развалу групповых отношений между людьми.

К иным разновидностям неадекватного социального поведения в малых группах относят следующие:

  • Виктимное поведение – действия человека, его намеренные поступки с целью провокации желания напасть на него, нанести увечья;
  • Девиантное поведение – асоциальное поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и правилам поведения в обществе. иными словами, это проступок, намеренное действие человека, которое может нанести вред ему и окружающим;
  • Делинквентное поведение в малых группах – противоправное поведение, которое не просто отклоняется от норм, но и переступает рамки закона. Зачастую это поведение относится к разряду преступного, проявляется в поступках (действии или бездействии), которые наносят вред как отдельным людям, так и целым обширным социальным группам.

Особенности личности и ее поведение особенно ярко проявляются в “групповой” жизни. И в первую очередь – это ближайшее окружения тех людей, с которыми общается человек в повседневной жизни, семья, коллектив и т. д.

К малым группам относится относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами: семья, трудовой коллектив, учебная группа, компания друзей, спортивная команда и т. д. Человек одновременно может являться членом нескольких малых социальных групп.

Размеры малой группы варьируются от 2–3 человек до 30–40. В качестве оптимального для функционирования группы указывается количество 7±2 человек.

Классификация малых групп. Малые группы делятся на формальные , возникающие на основе официального решения (школьный класс, трудовой коллектив), и неформальные , возникающие стихийно на базе личных интересов (компания приятелей).

Выделяют группы членства и референтные группы. Группа членства – это группа, членом которой считает себя человек. Человек не всегда разделяет нормы поведения той группы, членом которой он является. Референтная группа – группа, нормы и ценности которой разделяет и действует согласно этим нормам рассматриваемый человек. Референтная группа может существовать реально, а может быть условной. Человек ориентируется в своем поведении на референтную группу, использует ее в качестве эталона для сравнения с ней, оценки и регуляции собственного поведения.

По длительности существования малые группы делятся на временные и стационарные .

По уровню развития группы подразделяются на:

Коллектив – добровольное объединение людей, характеризующееся высоким уровнем опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и наличием социально одобряемых целей (например, трудовой коллектив, достигший социально-психологической зрелости).

Корпорации я – группа, достигшая высокого уровня социально-психологической зрелости, но преследующая социально не одобряемые цели (высокоорганизованная преступная группа).

Просоциальная ассоциация отличается невысокой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью и общественным характером целей (например, только что созданная учебная группа).

Асоциальная ассоциация характеризуется антиобщественным характером деятельности, невысокой степенью опосредования межличностных отношений этой деятельностью.

Диффузная группа – скопление людей, которых объединяет лишь место и время, совместная деятельность практически отсутствует (пассажиры автобуса).

Динамические процессы в малой группе. К ним относятся различные групповые процессы и феномены.

Групповая динамика – вся совокупность процессов, которые имеют место в жизнедеятельности группы и характеризуют движение группы во времени, ее развитие.

Характеристики групповой динамики:

    цели и задачи группы;

    нормы группы;

    структура группы, групповые роли, лидерство;

    сплоченность группы;

    принятие решений в группе;

    этапы и механизмы развития группы.

Цели группы определяются тем, в какую систему практической деятельности включена группа.

Групповые нормы – стандарты поведения, разделяемые членами группы. Соблюдение групповых норм поддерживается позитивными и негативными санкциями . Групповые нормы могут быть зафиксированы в документах и существовать в имплицитном виде, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Групповые нормы выполняют функции регуляции поведения членов группы, поддержки группового единства и развития группы.

Конформность – добровольное изменение взглядов или поведения в ситуации воображаемого или реального давления. Конформность может быть внешней , когда мнение группы принимается лишь внешне при внутреннем несогласии (мнимая конформность), и внутренней , когда человек действительно принимает мнение группы. Негативизм , то есть действие вопреки мнению и нормам поведения в группе, есть не подлинная независимость, а конформность со знаком “минус”.

Конформность есть результат нормативного (человек стремится быть принятым в группе, а значит, и соблюдать групповые нормы, чтобы избежать негативных санкций) и информационного (мнение и поведение других используется как “подсказка”) влияния группы.

Процесс нормативного изменения инициирует групповое меньшинство. Это та часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния. Меньшинство в группе может выступать проводником внешних социальных влияний.

Структура группы . Каждый член группы занимает в ней определенную позицию и обладает в соответствии с этой позицией определенным статусом . Другие члены группы ожидают от него определенного поведения. Роль есть нормативный образец поведения, обусловленный занимаемой человеком позицией внутри группы. В группе можно обнаружить такие роли, как координатор, генератор идей, энтузиаст, контролер-аналитик, искатель выгоды, исполнитель, работяга, шлифовщик.

Каждая группа имеет свою статусно -ролевую структуру . Элементом социально-психологической структуры группы является лидер.

Лидерство – динамический процесс в малой группе, в основе которого лежит влияние личного авторитета человека на других членов группы.

Существует целый ряд различных теорий лидерства:

Теория черт , с точки зрения которой лидером становится человек, обладающий определенными личностными характеристиками (ответственность, активность, образованность и т. д.).

Ситуативная теория , с точки зрения которой лидер есть продукт ситуации. Каждая ситуация предъявляет к лидеру определенные требования. Лидером становится человек, удовлетворяющий этим требованиям.

Синтетическая теория , с точки зрения которой лидер есть продукт и ситуации и особенностей личности.

Лидер в группе выполняет функции координации индивидуальных действий ее членов, стимуляции и направления активности группы на решение стоящих перед ней задач, поддержания групповой сплоченности. Часто лидерство описывается как идентичная руковод­ству деятельность. Руководитель назначается официально, выполняет функции управления, обладает официальной системой санкций. Лидер и руководитель могут совпадать в одном лице.

Сплоченность группы – совокупность всех сил, действующих в группе, заставляющих человека сохранять свое членство в группе и испытывать положительные эмоции от членства в ней. Сплоченность характеризует степень привлекательности группы для ее членов. Сплоченную группу характеризуют единство целей, ценностей, сотрудничество, дружеская атмосфера, неподдельная заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь. Наличие в группе общей цели, совпадение индивидуальных и групповых целей, межличностная симпатия, наличие внешней по отношению к группе опасности, угрозы и ряд других факторов способствуют росту групповой сплоченности.

Сплоченность есть фактор эффективности деятельности группы.

Феноменология принятия группового решения включает такие проявления, как социальная фасилитация, социальная ингибиция, сдвиг группового риска, групповая поляризация, огруппление мышления, социальная леность, групповая дискуссия и т. д.

Социальная фасилитация – улучшение выполнения задания в присутствии других людей. Социальная ингибиция – ухудшение выполнения задания в присутствии других людей. Зайонц показал, что фасилитация наблюдается при выполнении легких, а ингибиция при выполнении сложных заданий, что является доминантной реакцией на свойственное человеку возбуждение в присутствии других людей.

Сдвиг группового риска – принятие членами группы в ходе группового обсуждения более рискованного решения, чем в одиночку. Сдвиг группового риска есть частный случай групповой поляризации – возрастания экстремальности мнений в процессе принятия решений в группе.

Огруппление мышления (group-think) – единодушие группы, при котором члены группы не могут дать реалистичной оценки альтернативным вариантам действия или решения. Огруппление мышления часто препятствует принятию правильного решения, снижает качество групповых решений.

Социальная леность (social loafing) – уменьшение индивидуальных вкладов отдельных членов группы в ее деятельность по мере увеличения размеров группы. Это наблюдается, если вклад каждого отдельного индивида в деятельность группы не оценивается. Если человек оценивает свой вклад как очень малый и не влияющий на успешность конечного результата деятельности группы, наблюдается сходное по содержанию явление (free riding).

Эффективность деятельности группы . Слагаемыми эффективности группы являются групповая продуктивность и удовлетворенность от членства в группе. Продуктивность зависит от потенциальной продуктивности группы, ее размеров, структуры коммуникации в группе, типа выполняемой задачи, стиля управления, сплоченности группы и т. д. Согласие с распределением статусов в группе, приближение к поставленной цели, возможность реализовать свой потенциал, симпатии в межличностных отношениях и другие факторы повышают удовлетворенность индивида группой.

Основные этапы развития группы :

    этап проверки и зависимости. На этом этапе осуществляется ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

    “внутренний конфликт”. На этом этапе происходит нарушение взаимодействия, наблюдается отсутствие группового единства. Каждый участник взаимодействия стремится навязать группе свое мнение, модель поведения;

    развитие групповой сплоченности. Складываются групповые нормы, общность взглядов и т. д.;

    “функционально-ролевая соотнесенность”. Происходит образование статусно-ролевой структуры группы, распределение задач.

Механизмы групповой динамики

Разрешение внутригрупповых противоречий . В группе постоянно возникают противоречия между возможностями группы и ее актуальной деятельностью, между стремлением членов группы к самоутверждению и тенденциями интеграции личности с группой, между индивидуальными потребностями и групповыми целями и т. д. Обострение этих противоречий является источником внутригрупповых конфликтов, разрешение которых ведет к развитию группы.

Идиосинкразический кредит представляет собой социально-психологический феномен, когда члены группы позволяют лицам с высоким статусом отклоняться от групповых норм, если такое отклонение способствует решению стоящих перед группой задач и соответственно развитию группы.

Психологический обмен , разновидностью которого является ценностный обмен. В качестве ценностей могут выступать значимые для групповой деятельности личностные характеристики человека, знания, умения, навыки.

Социально -психологический климат является интегральной характеристикой группы. Социально - психологический климат группы – устойчивое психическое состояние группы, отражающее особенности ее жизнедеятельности. Это совокупность условий, способствующих или препятствующих продуктивной групповой деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это качественная характеристика межличностных отношений в группе, система отношений членов группы к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют доверие, доброжелательность в отношениях, взаимопонимание, свободное выражение членами группы своего мнения и уважение к мнению других, конструктивность критики, чувство защищенности, оптимизм, уверенность, удовлетворенность от членства в группе. Неблагоприятный социально-психологический климат отличается напряженностью в отношениях между членами группы, конфликтностью, преобладанием подавленного настроения, неудовлетворенностью от членства в группе. Благоприятный психологический климат является условием эффективности деятельности группы.

Факторы, влияющие на социально-психологический климат: характер межличностных отношений, личность руководителя и реализуемый им стиль и методы управления, психологическая совместимость, наличие микрогрупп, характер взаимодействия между ними, влияние внешней социальной среды, а также физический микроклимат и т. д.

Психологическая совместимость – способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе психологической совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства или взаимодополняемости . Выделяют четыре уровня совместимости: физический, психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы анализаторов и свойств темперамента. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения. Социально -психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентаций, интересов. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Социометрическая структура группы характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Речь идет о неформальной структуре группы, структуре межличностных эмоциональных контактов: симпатиях, антипатиях, предпочтениях в группе. Понятие социометрической структуры группы связано с именем Дж. Морено, автора получившей широкую известность социометрической методики. Методика предназначена для исследования в группе межличностных отношений неформального типа. Она позволяет установить положение индивида в группе, наличие микрогрупп в структуре изучаемой группы, наличие конфликтности, напряженности в отношениях, степень групповой сплоченности, мотивационную структуру отношений. Процедурно социометрическое исследование осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, участники производят последовательный выбор предпочитаемых в описанной вопросом ситуации членов группы. Социометрический статус личности определяется числом полученных им в группе выборов. Наибольшей популярностью и симпатией пользуются “звезды” . Выделя­ют также категории предпочитаемых , игнорируемых , изолированных и отвергаемых членов группы.

Роли,связанные с групповой задачей Роли, связанные с групповой поддержкой
Инициирующий Предлагает новые идеи, спосо­бы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы Разрабатывающий Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками Координирующий Объединяет идеи, предложения и пытается координировать дей­ствия членов группы Ориентирующий Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выяв­ляя отклонения от повестки дня Поощряющий Поощряет и поддерживает участие других. Демонстри­рует понимание чужих идей и мнений Гармонизирующий Выступает посредником между участниками при рас­хождении мнений и наличии разных точек зрения. Сни­жает напряженность во время конфликтов Идущий на компромисс Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мне­нием других для утвержде­ния групповой гармонии Охраняющий и выполняющий Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения
Оценивающий - критикующий Критически оценивает предло­жения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи Побуждающий к действию Подталкивает и побуждает груп­пу к действиям, к принятию ре­шений Устанавливающий стандарты Применяет в группе стан­дарты для оценки качества группового процесса Пассивно следующий Пассивно следует за груп­пой, выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений

Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональ­ная атмосфера, снижающая психологическую напря­женность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:

1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллекту­альной, эмоциональной, двигательной активности;

2) общение по принципу «здесь и теперь», предпола­гающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе;



3) выявление положительных качеств личности каждого участника;

4) искренность и доверительность в общении;

5) недопустимость непосредственных оценок чело­века (оцениваются не качества участников, а только их действия);

6) конфиденциальность всего происходящего в группе.

Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10-12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т. е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практи­ка соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обыч­но рассчитан на 30-50 ч., средняя продолжитель­ность каждого занятия - 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8-12 ч.

Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориенти­рованные тренинги проводятся следующим образом:

Тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга;

Осуществляется введение в проблематику тре­нинга, обеспечение открытости и доверительного от­ношения участников друг к другу;

Формируется готовность к взаимному сотруд­ничеству, мотивация достижения задач тренинга;

Осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и спо­собностей;

Актуализируется профессионально-психологи­ческий потенциал специалистов;

Осуществляется коррекция профессиональ­но-психологического потенциала личности специа­листа.

При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этиче­ских правил и кодекса практического психолога.

Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора - человека, облегчающего прояв­ление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участ­ники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаи­мопонимания.

Реализация личностно ориентированного обще­ния обусловливает применение технологий педаго­гической фасилитации 1 , максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межлич­ностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:

Обеспечение сотрудничества всех объектов об­разования;

Построение общения на паритетных началах;

Признание за каждым участником права на соб­ственную позицию и мнение;

Признание каждого субъекта общения уникаль­ной личностью;

Открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;

Фасилитационная организация пространства общения 2 .

Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.

Педагог реагирует не на поверхностные эмоцио­нальные реакции обучаемых, а на их скрытые чувст­ва, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагоги­ческая эмпатия включает следующие уровни:

Рациональный (понимание эмоционального состояния);

Эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);

Действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);

Опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).

Эффективным фасилитационным приемом яв­ляется самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Ис­пользование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.

К. Роджерс выделил три уровня гуманизации лю­бых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоце­ночное позитивное принятие другого человека; 2) ак­тивное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении. Последователи К. Роджерса подчеркива­ют, что обучение должно стать средством личностно­го роста обучаемых и педагогов.

Результатами личностно ориентированных про­фессиональных тренингов и критериями их эффек­тивности являются:

Повышение аутопсихологической, психологи­ческой и профессиональной компетентности;

Переход специалистов на новый уровень про­фессионализма;

Развитие готовности к самоизменению, самораз­витию и самореализации в области профессиональной деятельности;

Создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения;

Преодоление деструктивных профессиональ­ных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни.

Проведение личностно ориентированного про­фессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников - бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут ока­заны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенство­вание каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен.

Рассмотрим основные этические противоречия,

1 возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем:

Между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут

совпадать;

Между правом специалиста на профессиональ­ный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга;

Между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся полу­чить конкретные рекомендации и четкие предписа­ния.

Часть 3 "Я и ВЫ"

Психология управления

1. Основные понятия социальной психологии


Социальная психология — наука, изучающая поведение человека в группе.

Группа — это люди, объединенные реальными отношениями.

Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это группы.

Если между людьми нет никаких отношений, их группой назвать нельзя. Так, по улице идет масса народа. О массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории людей относится находящийся рядом с нами человек.

На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели. Поэтому на стадионе я с большой долей вероятности могу предположить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я. Уже есть тема для разговора, если мне захочется с ним пообщаться. Когда собирается толпа на автобусной остановке, легче познакомиться с человеком, начав беседу не о футболе, а о неполадках на транспорте.

О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов. Очередь является типичным примером такой группы: покупатель имеет цель купить, а продавец — продать. К нам на факультет усовершенствования врачей приходят курсанты на два-три месяца: у них цель — получить документ, у нас — его выдать. Здесь нет никакой описки. Если я хочу успешно руководить группой, то должен определить общую цель. Если я буду, думать, что все врачи приехали за новыми знаниями, то впаду в глубокую ошибку, ибо одним они не нужны, другие знают (или думают, что знают) не меньше меня. Третьи вообще приехали для того, чтобы отдохнуть от семейных неурядиц. Вот поэтому моя задача организовать педагогический процесс так, чтобы получение диплома было возможно только в том случае, если приобретены знания.

Группы бывают формальными и неформальными. Формальная группа — это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список приглашенных на свадьбу и т. д. Неформальная группа — это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия. Вот почему, если руководитель одновременно не является лидером, группа всегда будет раздираться противоречиями.

Сколько групп человеку нужно?

Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он все потребности удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где организуется свое производство и все члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да любовь.

Поскольку таких семей немного, в большинстве случаев каждый человек входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной. Этого при правильной организации семьи и работы человеку бывает достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свидетельствует о том, что у него неблагополучие в двух основных.

Если я мало зарабатываю даже на очень интересной работе, то при самой большой любви к ней я буду подрабатывать в другом месте. А это чревато переходом на другую работу. Вот почему опытный руководитель внимательно следит и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал только на его производстве. У такого руководителя не нужно выпрашивать прибавку к жалованью работнику, у которого вследствие роста квалификации повысилась результативность труда. Кроме того, одинаковой должна быть не зарплата, а ее критерии.

Если работа неинтересная и служит только источником для заработка, у человека возникает группа хобби. Опытный руководитель постарается сделать работу не только высокооплачиваемой, но и интересной. А если такой возможности нет, создаст условия для удовлетворения хобби. Я знаю руководителей, которые уделяют большое внимание развитию спорта, художественной самодеятельности и пр., а футбольную команду считают цехом своего предприятия и трактат на это большие деньги.

Вторая причина, по которой человек ищет еще одну группу, — отсутствие любви между супругами. В этом случае возникает новая сексуальная группа, или супруг (реже супруга) спивается, заболевает. Все это, конечно же, скажется на производительности труда. Вызывает удивление, что для улучшения условий труда часто требуются огромные инвестиции, а здесь необходима просто просветительская работа, правда, квалифицированная, следовательно, дорогая, но все равно она обошлась бы дешевле... В главе «Психологический вампиризм» мы говорили о технике налаживания сексуальных отношений между супругами. Здесь будет подробно рассказано об организации семьи и управлении ею. Кстати, отношения в семье неизмеримо сложнее, чем на производстве, и человек, действительно сумевший наладить их, может стать руководителем большого масштаба.

Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы. Референтная группа — это та группа, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой находится, референтной не считает, он будет стараться уйти из нее. Будет ли он что-то делать для укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он будет делать? Пытаться урвать «кусок», с которым есть шанс попасть в референтную группу. Поэтому каждый опытный руководитель заботится о престиже своей группы. Тогда ему легче и дешевле пригласить на работу квалифицированного специалиста, легче и дороже продать свою продукцию или услуги.

2. Поведение человека в группе (роль и маски)


Как мы уже знаем, поведение человека является результатом взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Но, оказывается, поведение зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека. Посмотрите, как ведут себя два школьника, которые пришли смотреть фильм в кинотеатр. Тихо и спокойно. Но вот несколько классов организуют коллективный просмотр фильма. Бывали вы на таких сеансах? Кто бывал, тот знает, что на них творится! Как ведут себя наши два школьника? Улюлюкают, свистят, комментируют и т. п. Выйдя в толпу, они опять станут благовоспитанными мальчиками. Но в группе они иначе себя вести не могли. Их бы осудили, ибо в группе у них была такая роль.

Что такое роль?

Роль — это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Во время своей лекции и я играю роль лектора, а студенты роль слушателей. Что ожидают от меня студенты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и интересно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведение соответствует их ожиданиям (экспектациям), они будут вести себя тихо, слушать внимательно и наиболее важное записывать (это — мои экспектации). В противном случае они наложат на меня санкции, т. е. начнут читать, рисовать и т. д. При этом они не будут соответствовать моим экспектациям. Если они от меня зависят, я могу сделать им замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, почему лучше построить работу группы так, чтобы руководитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никакого другого выхода, как научиться читать лекции хорошо. А почему я стал писать лучше? Потому, что был в полной зависимости от вас, мой дорогой читатель! Первые мои книги оказались никому не нужны. Мне следовало или бросить писать, или писать лучше.

Если я искренне играю свою роль, то по моему исполнению можно судить, что я за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но довольно часто общение носит безличностный характер. Бывает так, что моя личность никому не нужна. Если я буду искренен, то буду получать «уколы». Чтобы этого не происходило, я надеваю на себя маску. Маска — это поведение, которое использует личность для безопасного общения. Происходит контакт масок. Примеров тому много, когда это целесообразно. Например, в транспорте: «Пробейте, пожалуйста, талончик!» — «Спасибо!» — «Пожалуйста!». И иногда лучше, чтобы личность здесь не появлялась: «Что я, нанялся здесь талончики пробивать!»

У нас много масок, и надеваем мы их автоматически. Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был, да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на улице с лета можно узнать учителя, военного, врача... Человек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь нельзя и «погладить»! Он в маске! Иногда сам человек не знает, какой он на самом деле — он знает только свою маску!

И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная себя и не зная законов группы, он входит в другие группы или организовывает новые, т. е. устраивается на работу или создает семейную жизнь. Для того чтобы управлять автомобилем, надо пройти курс обучения. Здесь я постараюсь кратко рассказать, что происходит в группе, участником которой вы являетесь.

Устройство групп
(рис. 3.1.)

Группа имеет большую наружную границу. Это стены класса, где проходят занятия, помещения, где расположена клиника, забор, который не позволяет проникать посторонним на завод или в воинскую часть.

Рис 3.1 (По Э. Берну)
1. Большая наружная граница
2. Большая внутренняя граница
3. Малые внутренние границы
4. Руководство
5. Подчиненные

Маленькая окружность, находящаяся в большой, это большая внутренняя граница. Она отделяет руководство группы от ее членов. Члены групп не всегда являются однородной массой. Успешно можно руководить непосредственно не более чем 9—12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает Делиться на более мелкие группы. Поэтому тогда, когда группа начинает превышать названную выше цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной группе было 1—9 человек и во главе ее стоял руководитель. Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчинении будет около 10 человек. В этом плане довольно неплохо устроена армия. Во взводе имеется 3—4 отделения. В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распоряжении командира взвода имеются 4—5 подчиненных: его заместитель и командиры отделений. А где же остальные три? Вот об этом мы сейчас и поговорим подробнее.

Далее, рассказывая о системе управления, буду ссылаться на примеры тех групп, которыми мне приходилось руководить. Когда я не знал психологии управления, мне приходилось быть старшим врачом полка, заместителем начальника госпиталя по медицинской части. Боже мой, если б я тогда знал и умел то, что знаю и умею сейчас! Сегодня мне удается из 30—40 незнакомых друг с другом людей За несколько недель сделать сплоченный коллектив. И когда группа, выполнив свою задачу, прекращает существование, эти люди продолжают общаться друг с другом, если позволяют обстоятельства, а чувство, что где-то живет человек, который всегда рад тебе, а ты ему, сохраняется на всю жизнь.

Но прежде чем продолжить изложение, я вынужден ввести еще несколько понятий. Группы делятся на малые, средние и большие. К малым следует отнести группы численностью до 10 человек, средняя группа насчитывает 11— 25 человек, большая — 25—35.

Группы бывают открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером могут служить учебные группы (20—25 человек), приезжающие к нам на факультет усовершенствования. Просуществовав два-три месяца и выполнив свою задачу, наши курсанты одномоментно разъезжаются по домам. Создаем мы закрытые группы и для психологического тренинга. На больших производствах приходится формировать временные трудовые коллективы. Типичным таким коллективом является коллектив космонавтов, выполняющих полет в космос. Для выполнения каких-либо заданий на выезде также создается временный трудовой коллектив.

Что касается психологического тренинга, то я вижу большие преимущества открытой группы. Такая группа у меня существует уже около восьми лет. Одни приходят, другие уходят. Но всегда остается ядро, которое посещает группу не менее двух-трех лет. Оно-то и способствует тому, что новый член за два-три занятия приобретает такое количество навыков, для овладения которыми в закрытой группе потребовалось бы два-три месяца. В этой группе можно апробировать новые методики. Свободное посещение и разовая оплата держат в тонусе руководителя (вот она, зависимость от клиента!). Падение посещаемости, а следовательно, и заработка заставляет его овладевать новыми методами и совершенствовать старые. И у меня были неудачи. Но именно неудачи, правильно осмысленные, способствуют росту квалификации. Открытая группа, таким образом, превращается в своеобразный клуб. Иногда к нам «на огонек» заглядывают члены группы, которые обходятся без психолога уже несколько лет. Они делятся своими успехами, а иногда они приходят решить одну-две проблемы. Недостатком открытой группы является невозможность вести плановые теоретические занятия, ибо все крутится вокруг решения сиюминутных жизненных проблем.

Закрытая группа хороша тем, что все идут примерно одним темпом, на глазах меняются люди и сама группа. Довольно часто после окончания занятий заинтересованные лица посещают открытые группы.

Но вернемся к нашей группе. Итак, к нам одномоментно прибывает 20—25 человек. Мы их разбиваем на три группы. В каждой назначается ответственный. На весь цикл выбирается староста для связи с руководством цикла. Руководство состоит из трех преподавателей и лаборанта. Таким образом, на цикле в подчинении у руководителя три преподавателя, лаборант и староста цикла. Это четыре человека. А где же три — пять остальных? Это лидеры неформальных групп, которые обязательно есть в любом коллективе, будь то класс в школе, студенческая группа или производственная бригада. Такое же устройство имеет и семья. Там есть группа руководителей — те, кто держит в своих руках материальные блага, и члены группы, зависимые от руководства, — дети, иногда довольно взрослые, стареющие родители (дедушки и бабушки), внуки и правнуки. Но о семье разговор будет позже.

А теперь о неформальных группах. Если руководитель не знает об их существовании и не знает, кто там лидер, он будет допускать ряд организационных ошибок. Стремясь, как раньше, «дойти до каждого члена коллектива», он может разговаривать не с лидером неформальной группы, а с ее членом. Тогда любая его просьба, любое распоряжение будет выполняться не напрямую, а после беседы с лидером. А если с лидером контакт не налажен, то может наблюдаться или неповиновение, или искаженное выполнение.

Упомяну здесь об одном распространенном мифе о недисциплинированности людей. Люди очень дисциплинированны, просто очень мало руководителей, которые умеют управлять по всем правилам науки. Вот и здесь происходит то же самое. Руководитель беседует не с лидером неформальной группы, а с ее членом. В результате его распоряжение искажается советами и запретами лидера. Будем помнить, что власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.

У нас на цикле обычно удается выявить три неформальные группы. Поскольку это повторяется из года в год, это следует считать закономерностью. Первая группа — учебно-карьеристская, вторая — культурно-развлекательная, третья — алкогольно-сексуальная.

Названия группам я дал образные. Может быть это и не очень научно, но зато понятно, о чем я говорю. Хочу подчеркнуть, что к представителям той или иной группы у меня очень хорошее отношение. Плохое отношение у меня к культурно-развлекательной и алкогольно-сексуальной группе. Задача руководителя без насилий, психологическим путем разрушить эти группы, или в крайнем случае уметь превратить членов последних двух групп в карьеристов. А вот в термин «карьерист» я вкладываю позитивное содержание. Это очень хорошо, если человек стремится сделать карьеру. Но не за счет знакомств, а за счет личностного роста и наработки профессиональных качеств. К сожалению, мы во многие хорошие слова вкладываем негативное содержание. Вот и такие слова — «карьера», «приспособление» — у нас произносят иногда, мягко выражаясь, не очень... Я лично карьеру понимаю, как личностный рост. Должности в таких случаях обычно приходят сами по себе. Ведь карьеру, в истинном смысле слова, можно сделать только если станешь профессионалом высочайшего класса, а занятие должности, до которой ты не дорос, — это не карьера, а бедствие. Вот такие руководители и болеют. Они не столько трудятся, сколько держатся за кресло, и когда подписывают бумаги правой рукой, то левой держатся за левый поручень кресла, который и протерт больше правого. Обратите на это внимание, когда зайдете в кабинет к какому-нибудь начальнику.

Узнать их в учебных коллективах очень легко. Нужно только разрешить им сесть там, где они хотят. Культурно-развлекательная группа располагается ближе к выходу, и как только объявлено окончание лекции, ее представители стремглав выбегают из аудитории. Карьеристы обычно сидят в первых рядах и возле окна. Алкогольно-сексуальная группа располагается на задних рядах. Но лучше пригласить в коллектив квалифицированного психолога. Он вам нарисует психологический портрет группы.

В учебно-карьеристскую группу входят врачи, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это молодые врачи, которые в студенческие годы посещали кружки и готовили себя к профессиональной деятельности. Некоторые из них мечтают о научной карьере и, естественно, из кожи вон лезут не только для того, чтобы приобрести знания, но и для того, чтобы оставить о себе память. Это также врачи в возрасте Иисуса Христа. Некоторые уже стали заведующими отделениями, но хотят идти выше, некоторым уже можно получать квалификационные категории. Данная группа активно посещает все занятия, в том числе и факультативные, задает много вопросов. Они начитанны, но часто у них нет школы и временами их заносит на поворотах. Эта группа держит руководителей в тонусе. Очень неудобно, если курсант оказывается более осведомленным, чем преподаватель. Один-два раза еще ничего, а если чаще...

Есть ли аналоги таких групп на производстве? Конечно, есть. С ними и просто, и сложно. Просто руководителю, который сам растет. Сложно тому, кто остановился в росте. Дело в том, что члены учебно-карьеристской группы мечтают занять место руководителя. Если последний растет, проблем нет. Организация расширяется, и растущему работнику этой группы всегда найдется место, соответствующее его повысившейся квалификации. Если нет возможности обеспечить ему повышение здесь, на месте, его следует перевести в другую организацию с повышением.

Представитель такой группы — энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы и в ряде случаев работает бесплатно (чуть не написал «бескорыстно»). Так, ему можно поручить сделать вне очереди доклад на конференции и тем самым выручить руководителя, он может взять лишнего больного. Нет, расчет у него есть. Он понимает, что при случае его пошлют в научную командировку, да и обойти его тогда будет трудно. Он работает и на свой авторитет, и на авторитет группы, надеясь, что рост группы будет сопровождаться и его служебным ростом. Естественно, руководитель, остановившийся в росте, будет в конфликте с таким сотрудником. В лечебных учреждениях — это молодые врачи-ординаторы, мечтающие стать заведующими отделениями, сестры, желающие занять должность старшей медсестры.

Чем выше социальный статус группы, тем больше мы находим в ней карьеристов. В школе среди учащихся, да к сожалению, и среди учителей карьеристов мало. Отсюда и консерватизм многих наших школ. В институтах среди студентов карьеристов значительно больше, но все-таки не так много, как хотелось бы. Среди преподавателей их значительно больше. Но, к сожалению, и здесь мы наблюдаем не очень веселую картину. Многие преподаватели вузов, защитив кандидатские, а иногда и докторские диссертации, став доцентами, профессорами или даже заведующими кафедрами, становятся представителями культурно-развлекательной группы, а иногда и переходят в сексуальную, не давая никакой научной и педагогической продукции, мешая продвигаться тем, кто находится ниже их. Несмотря на то, что каждые пять лет формально проводятся конкурсы, уволить представителя культурно-развлекательной группы и даже алкогольно-сексуальной практически невозможно. Когда руководитель подразделения является представителем такой группы, в коллективе начинается застой. Я знаю институты и кафедры, которые возглавляли такие люди. Коллективы медленно разваливались. И я видел, как они преображались, когда руководителем становился карьерист в том смысле слова, как я это понимаю.

Недостатком карьеристской группы является их разобщенность, неумение сорганизоваться, отстоять свое мнение. Ведь довольно часто руководители все внимание отдают «двоечникам». Их вызывают в кабинеты, беседуют, обещают и наказывают. Они тем самым приобретают большой социальный опыт. Научаются ловчить, просить, умолять. Они сплачиваются друг с другом, оказывают поддержку, делятся опытом. Карьеристы же, начиная со школьных лет, работают сами над собой в одиночестве и фактически разобщены. Особенно это заметно в школах, институтах, армейских коллективах среди срочнослужащих. Ведь там правят бал «двоечники». И когда заканчиваются годы учебы, те, кто были первыми (отличники), становятся последними. Власть захватывают представители культурно-развлекательных и алкогольно-сексуальных групп. Не всегда это плохо. В этих группах есть умные и смелые люди. Ведь не боятся же они вступать в конфликты с вышестоящими. Некоторые из них потом на ходу доучиваются. Но многие, научившись держаться за власть, не страдая полетом мысли, давят карьеристов. Особенно их раздражают люди с «красным» дипломом. «Карьеристам» довольно часто не удается раскрыться. Вот с ними-то я и занимаюсь и обучаю их добиваться своего, не ловча, а используя свой ум. Многие, пройдя такое обучение, начинали занимать руководящие должности в 45 лет, защищать диссертации в 50 лет, делать открытия и писать книги в 60. А если бы они все делали вовремя! То есть защищали бы диссертации в 25, занимали руководящие должности в 30, а писали бы книги в 40 лет. Сколько же потеряли они! Но еще больше потеряло общество.

Можно ли что-то сделать в условиях нашего несовершенного законодательства, когда все внимание учителей школы сосредоточено на двоечниках, а отличники учатся, не испытывая никаких трудностей? Я думаю, что можно. В течение года я преподавал психологию в средней школе. Этот опыт я обобщил в двух статьях, которые вышли в книге «Психотерапевтические этюды». Карьеристов следует готовить еще в школьные годы. Предложения мои следующие. Внимание уделять только отличникам. Для них организовывать секции и кружки, собирать в отдельные группы, где удовлетворялись бы их требования роста. Не опускать отличников до уровня троечников, а поднимать троечников до уровня отличников. Практически делалось это так. Я тех, кто не интересовался психологией, отпускал с уроков и ставил им четверки только за то, что они не ходили на уроки. С отстающими я проводил обучение психологии общения и умению лидировать. Учебником была книга, которую вы держите, в первых изданиях. Они обучались давать отпор двоечникам, налаживали свои отношения с родителями, а главное, у них стали успешными и отношения с противоположным полом, некоторые научились сами понемногу зарабатывать. Утех, кто прогуливал, разыгрывалось любопытство. Постепенно посещаемость стала расти. В начале эксперимента из 20 учеников класса (я преподавал в лицее) посещало уроки психологии семь. Постепенно от занятия к занятию посещаемость увеличивалась. Разгильдяйская (аналог алкогольно-сексуальной группы взрослых) и культурно-развлекательная группы раскалывалась, а карьеристская сплачиваясь. Довольно быстро (за 2 месяца) посещаемость достигла 120 %; на уроки приходили учащиеся других классов, если учителя вдруг задерживались. Но теперь правила бал уже карьеристская группа, которая сама расправлялась с разгильдяями.

В культурно-развлекательную группу входят врачи, остановившиеся в своем профессиональном росте и имеющие основные интересы на стороне. Это или домашнее хозяйство, или коммерция, или еще что-либо другое. Они неплохие специалисты, набившие руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до. На курсы Они бы не поехали, если бы этого не требовалось по ряду обстоятельств (одно из них — переаттестация). Для них учеба — просто одна из возможностей отдохнуть. Хлопот с членами этой группы никаких, если не привлекать их к активной общественной работе.

Аналоги таких групп есть в любых коллективах. В лечебных учреждениях это большинство сестер и почти все санитары и санитарки. Дежурство один раз в четыре-пять дней создает хорошие условия для работы на приусадебном участке, который является основным источником материальных благ, и реализации других интересов. Наблюдал я таких лиц в профессиональном спорте. Это были футболисты, которые в свое время входили в сборную страны. Они и сейчас оставались неплохими профессионалами, но теперь уже выступали в командах высшей лиги, находящихся на низших ступенях турнирной таблицы, или в командах низших лиг, претендующих на выход в более высокую. От звездной болезни они уже излечились и остались в спорте только для того, чтобы заработать. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла. Санитару, если нужна сверхурочная работа, следует пообещать двойной отгул или еще какую-нибудь компенсацию, футболисту следует дать четко определенную задачу и определить размер гонорара за успешно выполненную работу. Членов этой группы тоже можно перевести в карьеристскую группу, если бы не нелепые возрастные ограничения, официальные и неофициальные. У нас, к сожалению, задерживают рост молодых только потому, что он молод, а затем потому, что он «стар». Я знал одного профессора, который не брал в аспирантуру старше 27 лет. Многих на преподавательскую работу в институте не берут, потому что им уже больше 40. Вот такие-то люди из карьеристов становятся представителями культурно-развлекательной, а то и алкогольно-сексуальной групп. Их оттуда можно извлечь. Часто мешают росту и национальные, и половые предрассудки. Так, один заведующий кафедрой подбирал сотрудников только молодых мужчин и частенько влипал. Логика его заключалась в том, что женщины выходят замуж, рожают и перестают заниматься наукой.

Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Подробно об этом рассказано в главе «Психологический вампиризм». Здесь хочется еще раз подчеркнуть нашу позицию в работе с алкоголиками: жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса должна решаться на научной основе. Руководителю надо понять важность решения этого вопроса. Здесь необходима и просветительская, и медико-консультативная работа. В данную группу попадают и те лица, которые поступили на работу, чтобы «перекантоваться» годик-другой до службы в армии или до следующей попытки поступления в институт. Большого интереса к целям группы у них нет, они легко примыкают к представителям алкогольно-сексуальной группы. Планомерная грамотная работа с ними может привести к тому, что они перейдут в группу «карьеристскую». Алкогольные группы особенно мощны в бюджетных организациях. Складываются они постепенно, а сформировавшись, могут всерьез тормозить развитие производства. В коммерческих учреждениях с ними довольно быстро расправляются. Нижеприводимые сведения помогут руководителям сориентироваться в этом вопросе.

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.