Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры. Отношения между учителем и учеником. Причины и слагаемые педагогических конфликтов
Кто виноват в конфликте между учеником и учителем?
Кто виноват, если в магазине продавцу нахамил покупатель, а в парикмахерской мастеру – клиент? Тут действует незыблемое правило: клиент всегда прав. В учебном заведении, как бы хамски не вел себя ребенок, учитель не имеет права ни оскорбить, ни – тем более! – ударить разошедшегося хулигана. Хотя сплошь и рядом это правило нарушается.
Так что любой конфликт между учеником и учителем – от неумения последнего наладить взаимоотношения, от непрофессионализма. Когда говорят о том, что дети нынче «не те», нужно не забывать и другую сторону вопроса: и педагоги нынче другие. Длительное невнимание государства к этой отрасли народного хозяйства привело к тому, что в педвузы идут те, кто не попал в более престижные. Отсюда и внутренняя неготовность к профессии, отсутствие понимания, что педагог – не урокодатель, а воспитатель, как говорили в старину, «инженер человеческих душ». Не обладая навыками психологического анализа, не имея в душе любви к детям, такой учитель порой сам провоцирует учеников на конфликты. А если они возникают по вине ребенка, не видит путей разрешения сложившейся ситуации, не обладает необходимым профессиональным инструментарием.
Тогда в дело вмешиваются родители, начальство, что порой приводит только к стагнации возникшего конфликта.
Как родителям помочь ученику и учителю разрешить конфликт?
Умные родители увидят нарождающийся конфликт между учеником и учителем в зародыше: по отзывам ребенка, по оценкам и записям в дневнике. В этом случае нужно срочно, не откладывая со ссылкой на занятость, идти к учителю. В личной беседе в доброжелательном тоне попытайтесь вникнуть в суть проблемы, не стараясь сразу занять позицию ни защитника ребенка, ни строгого безапелляционного судьи собственного неуча.Истина, как говорится, всегда посередине. Попытайтесь понять, в чем неправ ваш сын (дочь) и, главное, как исправить ошибку, если таковая имела место. Если он плохо усваивает предмет, что является причиной: проблемы с памятью, лень, непонимание объяснений учителя, отсутствие контроля с вашей стороны. Тогда станет понятно, как исправить ситуацию.
Если ребенок груб и несдержан, поговорите с ним наедине, пусть он вам расскажет причины такого поведения.
Тут роль родителя сродни роли дипломата, который помогает сторонам найти компромиссное решение.
Но если в конфликте ученика и учителя виноват наставник, который к тому же не желает идти на компромисс, тогда не стоит писать жалобы и обивать пороги вышестоящих инстанций. Лучше найдите способ поменять учителя, класс, даже школу. Жалобами и тяжбами конфликт можно только загнать вглубь, а не разрешить.
Учеба - довольно сложный процесс, который требует самоорганизации, терпения, усидчивости и желания. - это модель, которая задает тон всего учебного процесса и закладывает твердый фундамент развития ребенка.
Дети, как правило, неохотно вливаются в процесс обучения, если хотя бы один из аспектов процесса учебы отсутствует. Что же делать, если ваш ребенок с первых дней посещения учебного заведения вдруг стал искать любые поводы, чтобы отвертеться от уроков? Прежде всего, попытайтесь поговорить со школьником без лишних эмоций, чтобы выяснить, почему же он потерял интерес к учебе. Причин этому может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них:
- у ребенка тяжелые взаимоотношения с учителем;
- ребенок не вживается в коллектив сверстников;
- некоторые предметы не под силу вашему чаду;
- интерес к учебному процессу отсутствует по причине неготовности к самостоятельности и ответственности.
Первый пункт - самый важный показатель продуктивности ребенка в учебном процессе. Как известно, учитель закладывает основные формулы в сознание «маленького человека». Благодаря этим формулам, ребенок выходит на второй уровень развития - анализ приобретенных знаний и использование их на практике. Отношения учителя и ученика, как правило, не должны вытеснять влияние родителей на формирование психологии ребенка. Тем не менее, не стоит забывать: родители должны контролировать процесс обучения и быть в постоянном контакте с учителем. Это ни в коем случае не подразумевает контроль и недоверие к ребенку, просто учитель должен быть уважаем в семьях своих воспитанников.
Учитель не должен разделять учеников на хороших и плохих, умных и глупых. Такая классификация часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями, двоечники - лидерами, а хорошисты - серой массой. Доминирующие личности в детском коллективе, как правило, действуют по законам улицы - кто сильнее, тот и прав. Отсюда появляются не только психологические конфликты, но и физические разборки, которые редко заканчиваются позитивно и безболезненно.
Профессиональный учитель должен вовремя почувствовать нарастающий конфликт среди учащихся и постараться решить его без внедрения родителей, завуча и директора. Отношения учителя и ученика строятся на доверии, поэтому учитель не должен обещать своим подопечным рассмотрение конфликта в индивидуальном порядке, а после предавать огласке все нюансы происшествия. При потере доверия между учеником и учителем возможно систематическое нарушение дисциплины, потому что ребенок больше не испытывает уважения к своему наставнику.
Учитель не должен бояться хвалить учеников за оценки. Похвала действует на ребенка, как вода на увядающий цветок. Но тут тоже стоит быть осторожным. Излишняя похвала может стать причиной лени и безразличия к остальным предметам, в которых ученик преуспевает не так успешно. Хороший учитель способен пробудить интерес школьника ко всему учебному процессу сразу. Отношения учителя и ученика становятся диалогом лишь в том случае, если каждый участник диалога охотно поддерживает беседу. При этом стоит помнить, что учитель не должен строить этот диалог исключительно с одним учеником. Обретение контакта со всем детским коллективом - это призвание, которое оценивается детьми безоговорочно.
Отношения учителя и ученика должны быть крепкими, но при этом нельзя забывать о разумной дистанции. Индивидуальный подход к каждому ребенку - это талант, которым наделен не каждый работник учебной сферы. Но тут тоже не стоит переусердствовать. Дети очень чувствительны к вниманию, поэтому с первых дней становится ясно - кто для учителя попадает в ранг любимчиков, а кто остается незамеченным. Это прекрасно, если учитель подсказывает, разрешает обращаться к нему во время урока и терпеливо отвечает на вопросы.
Ребенок кодирует в памяти именно позитивный образ учителя, поэтому не боится быть активным на уроках и свободно чувствует себя на перемене. Но все мы люди, и плохое настроение нам не чуждо. Бывает, что учитель всего лишь изменил интонацию, отвечая на вопрос. Ребенку она показалась грубой или безразличной, что вводит его в растерянность. «Учитель меня не любит», — скажет ваше чадо, придя домой, бросив портфель на пол. И вот тогда уже родители должны трепетно изучить схему отношений учителя и ученика, чтобы исключить конфликт или его первые позывные.
Не бойтесь разговаривать с ребенком об учителе и не избегайте общения с учителем. Помните, что школа - это заведение, где из вашего чада формируют человека. Если вам не все равно, каким человеком вырастет ваш ребенок - пытайтесь быть в курсе всех событий, которые происходят с ним в школе, но опять же - не слишком контролируйте каждый его шаг. Позволяйте ребенку чувствовать себя самостоятельным и организованным.
Приятно, когда уже взрослый человек вспоминает о своем первом учителе как о прекрасном наставнике, который сформировал его мировоззрение, пригодившееся ему на пути к успешному будущему. Отношения учителя и ученика - это первый глобальный контакт в жизни каждого человека, который определяет его способность найти свое место в жизни и адаптироваться к любым условиям социума.
К ак мы все знаем, любовь – это дело тонкое и влюбиться в другого человека можно довольно быстро. В нашем современном мире часто так происходит, что в молодого учителя влюбляются его ученицы. Однако почему так происходит? Правильно ли это? Возможны ли любовные отношения между ними? Какие последствия могут быть от такой любви для обоих? На эти вопросы в рамках данной статьи мы постараемся узнать ответ.
К ак правило, девочки всегда смотрят на ребят постарше. А молодой учитель, который недавно приступил к своей преподавательской деятельности в школе, в глазах у ученицы является одним из самых ярких идеалов мужской зрелости. Ведь, кто как не учитель ей покажется более целеустремленней, наиболее зрелым и харизматичным лидером в классе. Поэтому устоять перед таким образцом взрослого мужского поведения маленькой девочке достаточно трудно.
О собенно, когда молодой учитель впервые приходит проводить урок, то новое лицо для всего класса всегда вызывает повышенное внимание.
В одной из телепередач был раскрыт такой случай, когда в одной из школ страны на урок в класс пришел двадцати четырех летний новый преподаватель. Многим девочкам он сразу сильно понравился, а некоторые в него по уши влюбились. В один прекрасный момент на перемене к нему подошла одна из девочек и просто неожиданно поцеловала его в щеку. Остальные девочки в классе увидели такой случай и рассказали своим родителям, и не просто рассказали, а и еще сильно все приукрасили. На родительском собрании эту тему жестко подняли классному руководителю. Был сильный скандал, после чего директор школы решил уволить молодого учителя, который той девочке даже некогда не отвечал взаимностью.
Д анная история еще очень хорошо закончилась. Ведь и бывают такие случаи, когда учитель знает, что его ученица в него влюблена и этим он пользуется. Таким образом, начинаются игры, которые позже перерастают в сексуальные отношения в рамках односторонней любви. Чаще всего в итоге наигравшись с девочкой, учитель бросает ее. Эти отношения печально заканчиваются для обоих. О них узнают другие и устраивают разбор полетов. В результате чего девочка получает моральную травму или даже много проблем со здоровьем. А на учителя могут подать в суд.
С ама любовь, как чувство между учителем и его ученицей может быть. Однако если молодой учитель осознает, что нужно подождать некоторое время, когда девочка достигнет совершеннолетия, тогда уже и можно строить с ней любовные отношения. В-общем-то, здесь особых ограничений и нет. В конце концов, учитель и ученица — это два разных человека и друг другу они не родственники. А если каждый из них достиг совершеннолетия, то и запретить им любить друг друга нельзя.
Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.
Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.
Причины и особенности
К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:
- низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
- разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
- каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.
Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:
- в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
- специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
- особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.
В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:
1. Конфликт деятельности . В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.
Причинами такого конфликта часто становятся:
- повышенная утомляемость;
- неспособность усвоить большой объем учебного материала;
- отсутствие объективной помощи со стороны учителя.
Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.
Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.
2. Конфликт поступков . Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.
3. Конфликт отношений . Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.
Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.
Существует ряд признаков, по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:
- у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях,чего раньше не наблюдалось;
- ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.
После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.
Как разрешить конфликт между учителем и учеником
Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:
- спокойствие;
- объективный анализ ситуации;
- построение открытого диалога;
- определение общей цели;
- выводы.
Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.
- недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
- не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
- важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
- необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
- разговор должен быть предметным, конкретным;
- возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
- важно уметь слушать и слышать ребенка!
- важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
- необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
- скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
- после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
- не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.
- провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
- в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
- ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
- родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).
Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!
Видео: Конфликты между детьми и учителями
По нашим данным, основное число конфликтов у учителей происходит с отдельными учениками. Это нам представляется достаточно естественным, ведь наибольшее число контактов, большая часть рабочего времени у педагога связана с объектом своего труда - учеником, с его индивидуальными и возрастными особенностями. И причины, лежащие в основе возникновения конфликтных взаимодействий, подтверждают это. К ним относятся:
Пассивность учеников, их незаинтересованность
в учебе - 66%
неприятное поведение (грубость, развязность) -48%
плохая дисциплина в классе -27%
Полученная значимая взаимосвязь между частотой возникновения конфликтов у учителей с отдельными учениками и причинами, их вызывающими, подтверждает, что большинство противостояний вызвано именно этими факторами.
Очевидно, что мотивация на учебу у учеников является важнейшим фактором нормального взаимодействия подрастающего поколения и педагога. Отсутствие этого фактора вносит значимые проблемы в работу учителя, и, как следствие этого, возникают трудности в определении доступности учебного материала, в понимании характера, способностей отдельных учеников, в выборе и применении педагогических приемов, в работе с ученическим коллективом, в организации общения со школьниками. Более того, чем чаще возникают конфликты с учениками, тем большее количество учителей указывает именно на эти трудности в их работе.
Неприятное поведение (грубость, развязность) для определенного числа молодых людей стало нормой. Предпосылок для появления такого явления в школах достаточно много. Это и криминогенная ситуация в стране, и ослабление влияния семьи на ребенка, и обстановка, климат в самих семьях. Естественно, что учителя реагируют на эту ситуацию, не хотят мириться с такого рода явлениями, что и вызывает возникновение конфликтов с учениками. Как следствие этих двух причин (низкой мотивации на учебу и неприятного поведения) возникает третья - плохая дисциплина в классе.
Все эти три причины оказывают непосредственное влияние на возникновение конфликтов между учителем и учеником. Но есть причины, которые опосредованно действуют на возникновение подобных ситуаций. К ним относятся (по оценкам учителей):
пассивность родителей, их нежелание помочь учителю -51%
большое количество учеников в классе -20%
Если причины первой группы связаны с профессиональной деятельностью, то эта группа причин относится к социально-профессиональным. Очевидно, что учитель в своей деятельности во многих случаях должен обращаться за помощью к родителям. Особенно часто такая помощь нужна в начальной школе, когда формируется отношение ребенка к выполнению новых для него обязанностей, происходит адаптация его к новому ритму жизни, зачастую в этом возрасте необходима психологическая поддержка ребенку со стороны не только учителя, но и родителей. Важна помощь родителей и при переходе ученика из начальной школы в среднюю, когда появляются новые предметы, увеличивается нагрузка, возрастает число учителей, с которыми он вступает в общение. И, конечно, один из сложнейших - пубертатный период жизни, когда ребенок требует особого внимания не только со стороны учителей, но и со стороны родителей, врачей. Еще правильнее было бы сказать, что в наиболее трудные моменты своей жизни ребенок нуждается в совместной и продуманной, согласованной помощи и учителей, и семьи, ибо каждая из сторон знает его глубже и лучше по-своему. Дома виднее психическое состояние, настроение, в школе - успехи в учебе, поведение, отношения с одноклассниками, учителями и т. д.
Что же имеет место в повседневности? Приведем данные о том, сколько родителей посещают школу, помогают.
Таблица 4
Взаимодействие родителей со школой (данные читаются по столбцу)
Число родителей в % |
Посещают классные собрания |
Помогают |
Находятся в контакте |
Мы видим, что уже классные собрания посещаются не слишком активно. Есть классы, куда приходят лишь 12% родителей, что, конечно же, выглядит катастрофически. Что же касается помощи школе, то здесь положение еще тяжелее: классы, где помощь оказывают большинство родителей составляют 5%. Таким образом, мы наглядно видим, что учитель сталкивается с пассивностью родителей, с нежеланием помогать ему. Вероятно, это положение определяют и субъективные причины (заниженное чувство ответственности за собственного ребенка, а порой и полное, отсутствие его), и объективные причины, связанные с особенностями экономического положения страны, когда родители, занятые поиском «хлеба насущного», физически не имеют времени заниматься собственным ребенком.
Тот факт, что количество учеников в классе влияет на напряженность работы учителя, является вполне очевидным. Естественно, что это создает предпосылки возникновения конфликтных ситуаций между педагогом и школьниками. Существующий в настоящее время нормативный минимум (25 человек - за исключением классов компенсирующего обучения), который в реальных условиях доводит число учеников в классе до 30, а в ряде случаев и выше, определен объемом бюджетного и городского финансирования, что, в свою очередь, определяется экономическим положением всей страны.
То, что конфликт между учеником и учителем вносит трудности в работу педагога, подтверждается и другими данными исследования. Получена значимая корреляция между частотой возникновения таких конфликтов и психологическими сложностями работы учителя. Среди педагогов, конфликтующих с учеником, в умеренно конфликтной группе 29% отметило, что им трудно работать психологически, а в бесконфликтной группе с трудностями такого рода сталкиваются всего 20% респондентов. Все противостояния учителя и ребенка, независимо от причин их вызывающих, связаны с профессиональной деятельностью учителя, и он как профессионал должен уметь управлять ими, регулировать их, пытаясь не только устранить причины конфликтных взаимодействий, но и поддерживать нормальные взаимоотношения с ребенком. Только в этом случае можно говорить о том, что это требует дополнительной выдержки, внимания по отношению к ученику, что, естественно, связано с дополнительными психологическими затратами. Не случайно главным признаком своей профессии 79% учителей назвали терпение, психологическую выносливость.
Всегда ли учитель способен разрешить конфликт с учеником? Прямого ответа на этот вопрос результаты нашего исследования не дают. Но, вероятно, о деятельности учителя можно судить по удовлетворенности им, в первую очередь, результатами своего труда и работой в целом. Это правомерно в том случае, если учитель целью своей деятельности ставит не только передачу.
определенной суммы знаний, но и сохранение нормальных взаимоотношений с ребенком. Ведь очевидно, что учебный процесс, процесс передачи знаний не может успешно осуществляться без взаимоуважения, взаимопонимания между учителем и учеником, которые, бесспорно, зависят от уважения учителем интересов ребенка. Значимость корреляции между частотой таких конфликтов и удовлетворенностью своей работой в целом, удовлетворенностью результатами своего труда позволяет говорить о том, что противостояния между учителем и учеником влияют на оценку учителем своей профессиональной деятельности (см. таблицу 5).
Таблица 5
Зависимость частоты возникновения конфликтов между учителем и учениками
и удовлетворенностью работой в целом, результатами своего труда
(данные читаются только по строке)
Как видим из полученных результатов, основная часть учителей вполне или отчасти удовлетворена и результатами своего труда, и своей работой в целом. Вероятно, мы можем говорить о том, что они находят способы взаимодействия с детьми. Какие конкретно пути выхода из таких конфликтных ситуаций сейчас выбирает наше учительство, сказать трудно. Но то, что педагог адаптировался к работе в таких условиях, подтверждается полученными результатами. Реализуя конфликт вовне, не загоняя его внутрь, большинство из них остаются психологически свободными.
Хочется отметить, что на число конфликтов, возникающих у учителей с учениками влияет образование, полученное педагогом. Среди учителей, получивших высшее педагогическое образование, 24% составляют умеренно конфликтную группу, а среди педагогов с непедагогическим образованием их 30%. Несомненно, что для решения конфликтных противостояний с учениками требуется знание психологии, возрастных особенностей ребенка, знакомство с педагогическим опытом прошлого. Не случаен тот факт, что чем выше частота конфликта с учеником, тем большее число учителей говорят о том, что они не удовлетворены полученным образованием и хотят продолжить его не только в области освоения новых форм и методов преподавания предмета, но и в области психологических знаний. По данным нашего исследования, среди педагогов, время от времени конфликтующих с учениками, 48% хотели бы получить комплекс психологических знаний.