Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения. Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Дифференциация звуков Г — К"

К. Г.У «Специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями»

города Риддера управления образования

Восточно – Казахстанской области

Логопед: Шамонаева Е.В

г.Риддер 2012 - 2013 уч.год

Тема: Дифференциация звуков [к ] и [г]

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к ] и [г], учить различать звуки [к ] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Ход урока:

    Орг. момент ППН

Прозвенел звонок, начался урок.

    Сообщение темы и целей урока

Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.

    Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)

    Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки (внутри и с наружи), Горка»

    Гимнастика для глаз

    Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним

Из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).

На какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

На какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).

7 . Уточнение артикуляции звуков [к ] и [г]

А) уточнение правильной артикуляции звука [г]

1) губы в улыбке

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.

5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.

Б) уточнение правильной артикуляции звука [к ]

1) губы в улыбке

2) зубы сближены, но несомкнутые

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.

5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.

1 задание «Слушай внимательно»

Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к ] – поднимают синий кружок.

М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г

2 задание «Скажи наоборот».

Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот

КА ГУ ЯК ОГ

КЕ ИГ УК ГА

ЮГ УК ГЕ КО

КИ ГО АК ГО

3 задание «Шифровки»

Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)

АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)

УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)

ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)

СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)

РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)

ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)

УГТУКСАЬ (утка, гусь)

ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)

4 задание «Грузовик»

Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.

5 задание «Грамотеи»

Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.

6 задание «Составь словосочетания»

На какие группы делятся слова?

Составить словосочетания

Колючий груша

Глиняный радуга

Квадратный огурец

Желтая кувшин

Кирпичный попугай

Кислое сапоги

Говорящий кубик

Разноцветная ёжик

Солёный гараж

    задание «Придумай предложение»

С составленными словосочетаниями придумать предложении.

8 задание « Говорушка»

Разучивание скороговорки

Купили Егорке санки для горки

Всю зиму Егорка катался на горке.

7 . Итог урока, награждение победителей. С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются

Самоанализ урока

Тема: Дифференциация звуков [к] и [г]

Это фронтальное занятие, на котором присутствовали учащиеся 3 класса, диагнозами: ОНР 3 уровня и нарушением звукопроизношения

Цели:

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Данная тема запланирована в общей системе логопедической работы. Речевой материал соответствует теме и целям занятия, которое было построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности учащихся способствовала форма проведения и приемы занятия, что сделало занятие единым целым, захватило чувства детей. На занятии учила постоянно мыслить, помогая при этом, вопросами и заданиями. В ходе занятия соблюдался охранительный режим, а используемые методы и приемы не вызывали у детей переутомления. На занятии осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход – проследить можно было при работе на компьютере. Тон, речь учителя были доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе с детьми. Дети на занятии были активны, с большим удовольствием выполняли предложенные задания. Тема занятия раскрыта, цели достигнуты.

Цели:

1. Закрепить умение дифференцировать согласные к- г в устной и письменной речи.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки для мнемонического приёма, наборы карточек для индивидуальной работы, таблицы Шульте, числовые ряды,

Ход занятия

1. Организационный.момент

Кинезиологические упражнения ("колечки","лизгинка", "ухо-нос", претиксы).

2. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии?

Характеристика звуков. В чём сходство, различие?

Сопоставление артикуляции звуков с их графическим изображением (мнемонический приём: буква к- аист несущий в клюве соломинку, подъёмный кран, буква г- гусь, крючок).

3. Сообщение темы занятия.

На занятии продолжаем учиться различать согласные к-г в устной и письменной речи.

4. Закрепление пройденного материала.

1) Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушать слоговые цепочки и повторить в той же последовательности:

ка-ка-га ку-гу-ку га-ка-га ко-ко-го го-го-ко гы-кы-кы

ки-ги-ки кю-кю-гю гя-гя-кя кё-гё-кё ге-ге-ке гя-кя-кя

б) Записать слоги в две строчки разными цветами (с буквой г - синей пастой, с буквой к - простым карандашом):

гы. кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еки, угу

Проверка.

2) Дифференциация в словах.

а) Работа с сигнальными карточками: горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, красная, красивые, горячее, глубокие, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

б) Игра " Весёлая семейка" /развитие фонематических представлений, развитие фонематического анализа, мыслительной деятельности/

в) Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 каникулы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кочегар

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 георгин

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 лягушка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кенгуру

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 велогонка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 калькулятор

Проверка: сравнить с записью на доске

г) Игра"Расшифруй слово": радуга, колокольчик, салфетка, магазин, прыгалка, матрёшка.

д) Работа по индивидуальным карточкам.

Вставить пропущенные буквы к, г разными цветами:

с...аз...а, ...амень, ...рафин, за...ад...и, ...ро....одил, ...усты, по...ода, ...олуб...а

Проверка.

Физпауза

3. Дифференциация в словосочетаниях

К словам из первого столбика подобрать слова из второго по смыслу, чтобы получились словосочетания:

Записать, получившиеся словосочетания. Буквы к, г подчеркнуть разными цветами.

Проверка.

4. Дифференциация в предложениях.

Работа по индивидуальным карточкам.

Исправить слова в предложении:

Под ёлкой вырос рыжий криб. На берег выполз серый граб. Молого лакает гот. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крикнул во весь колос. Любит Любочка гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит кора, эта корка изо льда.

5. Дифференциация в связной речи.

Чтение сказки "Как варить компот":

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: "Слушайте все, я прочитал в старой книге, как сварить компот!"

"Ну и как же его сварить?"

"Принесите каждый всё самое вкусное, остальное - за мной".

Вся компания отправилась искать самое, самое вкусное. А кот тем временем развёл костёр и повесил над ним котёл с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, а кролик - клевер. Сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, арбузные корки, кукурузу, клевер и колбасу в котёл и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

"Готово! Кушайте на здоровье!"

Попробовали друзья, плюются:

"Компот называется! Сам ешь!"

"Почему же так невкусно получилось"- мрачно размышлял кот.

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая буква вам чаще встречалась К или Г? Вспомните и назовите слова со звуком К, звуком Г.

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

1) Кто жил во дворе?

2) Что сообщил друзьям кот?

3) Что принесли животные коту для компота?

4) Понравилось ли друзьям угощение кота?

Пересказ сказки.

5. Итог. Рефлексия.

Сегодня на занятии вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы сегодня сделали ещё один шаг к успеху. А сейчас аплодисментами ответьте на мои вопросы:

Вы были успешны?

Чувствовали себя комфортно?














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

    Цели:

      Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

      Развитие фонематического восприятия;

      Развитие и совершенствование грамматического строя;

      Развитие связной речи.

    Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

    Ход занятия.

      Организационный момент.

      Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

    Игра «Найдите «лишнее» слово».

    Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

    ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

    Какое «лишнее» слово? Почему?

    Со звуком «Ф».

    ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

    Какое «лишнее» слово?

      Знакомство с новым материалом.

      Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

    По реке плывет бревно.

    Ох и злющее оно.

    Тем, кто в речку угодил.

    Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

    Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

    Какой это звук, гласный или согласный?

    На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков... (ГОРОХ).

    Выделите первый звук из слова.

    Характеристика звука (согласный, звонкий).

      Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

      Сопоставление звуков с их графическим изображением.

    Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

    Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

      Дифференциация Г-К.

    а) Дифференциация Г-К в слогах.

    1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

    КА

    ГА

    КО

    ГО

    КУ

    ГУ

    КЫ

    ГЫ

    КЕ

    ГЕ

    КЮ

    ГЮ

    КИ

    ГИ

    КЯ

    ГЯ

    АКА

    АГУ

    АКЫ

    АКИ

    АГИ

    АКЯ

    2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

    КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

    КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

    3) Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

    ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

    б) Дифференциация Г-К в словах.

    1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

    Что получилось?

    КОМОК

    КАЗАК

    КОТУ ТАЩАТ УТОК

    ГОРИ ПИРОГ.

    2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

    Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

    На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

    На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

    Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

    Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

    То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

    У меня свон повадки,

    [Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

    (КАПУСТА). (ГРИБ).

    Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

    Носок как спица, Жжется, как горчица!

    Летит - кричит, Что за диво?

    Сядет - молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

    На лугу живет скрипач,

    Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

    3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

    Устно составьте предложение с каждым словом.

    ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

    4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает букву Г или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

    ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

    в) Дифференциация Г-К в предложениях.

    Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

    Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

    Грелась, на, годика, солнышко.

    Колхозники, в, складывать, сено, стог.

    Дорога, усыпана, вся, галькой.

    Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

    Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

    г) Дифференциация Г-К в связной речи.

    Прочтите сказку.

    «Как варить компот»

    На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

    «Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

    «Ну и как же его варить?».

    «Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

    «Готово? Кушайте на здоровье?»

    Попробовали друзья, плюются:

    «Компот называется? Сам ешь?»

    «Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

    Вопросы:

    Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

    Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

    Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

      Кто жил во дворе?

      Что сообщил друзьям кот?

      Что принесли животные коту для компота?

      Понравилось ли друзьям угощение кота?

    А теперь перескажите содержание сказки.

      Итог занятия . Чему научились на занятии?

    1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

    2. Запишите слоги с буквами г и к.

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

    3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

    горка - корка гости - кости кол - гол калька - галька

    4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по наличию звуков г или к, г и к.

    Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грелка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

    5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

    куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу­ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

    6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

    город - городок, игла - ..., газета - ..., гриб - …, голос - …, графин - …, кора - ..., голова-..., голубь-..., губы - …, гармонь - ...

    8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    нит... ...зета ру… но... ро­… лу... ре…

    кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зин ру...ва

    ро…тый ма…роны бо...тый бит... сем... вет... нор...

    Ражи...рета...питан...чели

    9. Закончите слова, добавив слог гч или кч.

    но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

    ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

    10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

    11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

    утюг-... молоток-... когти-... листок-... берег-... ногти-...

    овраг - ... полог - ... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ...



    стог-... клубок-... мягкий-...

    12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про­верочное слово.

    сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

    13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

    Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре­мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

    14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

    карандашами.

    Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу голодный?

    Пять мальчиков,

    Пять чуланчиков;

    Разошлись мальчики

    В темные чуланчики,

    Каждый мальчик

    В свой чуланчик.

    Без головы, а в шляпе.

    Одна нога, и та без сапога.

    Всегда шагаем мы вдвоем,

    Похожие, как братья.

    Мы за обедом - под столом,

    А ночью - под кроватью.

    Красные лапки

    Щиплют за пятки,

    Беги без оглядки.

    Черный, проворный

    Кричит: «крак!»

    Червякам враг.

    Он качалка и кровать.

    Хорошо на нем лежать.

    Он в саду или в лесу



    Покачает на весу.

    Маленький, удаленький

    Сквозь землю прошел,

    Красную шапочку нашел.

    Голубочка бела

    В дом прилетела.

    Что, где видала,

    Про все рассказала.

    Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    15. Разгадайте кроссворд.

    По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

    По горизонтали: 2. То, что остается после сгорания дров.

    3. Весенняя птица.

    4. Мужское имя.

    5. Ракообразный обитатель моря.

    6. То, что вдевают в иголку.

    7. Вид обуви.

    8. Аккуратно смотанные нитки.

    9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

    Слова для справок: повертикали: 1. учебники.

    По горизонтали: 2. угольки, 3. грач, 4. Егор, 5. краб, 6. нитка, 7. сапоги, 8. клубок, 9. грабли.

    16. Диктанты.

    Предупредительный диктант

    Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую­щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

    главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра­фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

    Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

    гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

    Проверочный диктант

    буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль­ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

    Дифференциация г - к в предложениях

    1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.


    гости – кости Собака грызет....

    В четверг к нам придут....

    горка - корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на

    гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька - калька На море много... .

    У копировщицы много... .

    Галина - калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут....

    икра - игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная... .

    2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

    3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу­бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

    грозди калины кисти винограда мешок картошки

    горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

    громко говорили кормила голубей грызла кость

    копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

    загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

    катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

    играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

    5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма­тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха­ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

    6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.