Бедная лиза автор н м карамзин. Бедная лиза. Создание нового языка художественной литературы

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства - это духовная культура общества.

Предмет искусства - это совокупность отношений мира и человека. Форма существования - художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства - это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика - один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

Временное (динамическое);

Пространственное (пластическое);

Пространственно-временное (синтетическое).

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

Традиционные - краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

Современные - электротехника, компьютеры;

Основная система классификации выделяет основных 5 видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов:

Прикладные (трудовые);

Изобразительные;

Зрелищные (игровые);

Звуковые;

Словесные.

Для наглядного примера вашему вниманию предоставлена сводная таблица, в которой собраны все основные виды искусства.

Временные

Звуковые

Словесные

Литература

Пространственно-временные

Зрелищные

Хореография

Телевидение

Прикладные

Декоративно-прикладное

Архитектура

Пространственные

Изобразительные

Фотография

Живопись

Скульптура

Литература

Материальный носитель литературного вида искусства - это слово, с помощью которого создаются художественные образы и письменные тексты. В ней может отражаться эпическое повествование об определенных событиях, лирическое раскрытие внутреннего мира и переживание автора, драматическое воспроизведение происходивших действий.

Литература подразделяется на:

Историческую;

Научную;

Учебную;

Художественную.

Справочную.

Жанры произведений определяются по роду, форме, содержанию.

Музыка

Существует и способное передавать эмоции в слышимой форме искусство - музыка. Она представляет собой воплощение художественных образов, идей, эмоциональных переживаний с помощью организованных особым образом тишины и звука. Это фиксирующееся воспроизведением и нотной записью искусство. Музыка, в зависимости от функций, делится на религиозную, военную, танцевальную, театральную. По исполнению она бывает: инструментальная, электронная, вокальная, хоровая, камерная. Основные музыкальные жанры и направления такие:

Эстрадная;

Альтернативная;

Внеевропейская;

Этническая;

Популярная;

Классическая;

Авангардная.

Прикладные (трудовые) искусства

Прикладные виды искусства (таблица называет их еще пространственными) включают в себя архитектуру и

Архитектура помогает формировать пространственную среду. С ее помощью выполняется проектирование и строительство различных сооружений. Она помогает сделать необходимые людям здания соответствующими их духовным потребностям.

Архитектура тесно связана с развитием техники и технологий, поэтому с ее помощью можно судить о научных достижениях и художественных особенностях разных эпох. Среди наиболее известных исторических стилей строений можно выделить барокко, модерн, классицизм, ренессанс, готику. В зависимости от предназначения сооружений архитектуру делят на общественную, промышленную, жилую, садово-парковую, и т. д.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, направленную на создание предметов, которые одновременно удовлетворяют художественно-эстетические и бытовые потребности людей. Декоративно-прикладное искусство в некоторой мере обладает национальным и этническим характером. Среди основных его видов можно назвать: вязание, вышивание, кружевоплетение, пирографию, оригами, квиллинг, керамику, ковроткачество, художественную роспись и обработку разных материалов, и т.д. Изделия выполняются с применением различных материалов и технологий.

Изобразительные искусства

Фотография, скульптура, живопись, графика как вид искусства, использующий изображение, наглядно показывают действительность в осязаемых зрением художественных формах.

Живопись - это цветное отображение реальности на плоскости. Это один из старейших видов искусства. В зависимости от тематики картины, существуют такие исторический, батальный, мифологический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой.

Графика как вид искусства представляет собой создание рисунка линией на листе либо с помощью резца на твердом материале с последующим оттиском на бумагу. Данный вид творчества в зависимости от способа нанесения рисунка делится на подвиды: гравюра, экслибрис, плакат, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Также есть книжная промышленная и компьютерная графика.

Фотография - это искусство документальной фиксации зрительного образа, которая выполняется при помощи технического средства. Имеет практически те же жанры, что и живопись.

Скульптура - создание объемного трехмерного С помощь этого искусства сотворяются рельефные и круглые изображения. По размерам подразделяется на станковую, монументальную, декоративную.

Зрелищные (игровые) искусства

Зрелищные виды искусства направлены не только на но и на развлечение людей. Как раз человек и является основным объектом, с помощью которого зрелищное искусство доносится зрителю. Оно имеет несколько направленностей.

Хореография - искусство танца. Представляет собой построение образов при помощи пластических движений. Танцы делятся на бальные, ритуальные, народные, современные. Хореографическое искусство балета построено на музыкально-танцевальных образах, в основе которых лежит определенный сюжет.

Кино - это синтез некоторых видов искусств - театра, танца, литературы, Имеет много жанров (комедия, драма, триллер, боевик, мелодрама) и подвидов (документальное, художественное, сериал).

Цирк - демонстрация развлекательных представлений. Включает в себя клоунаду, акробатику, репризу, пантомиму, фокусы, и т. д.

Театр, как и кино, заключается в объединении нескольких видов творчества - музыки, литературы, вокала, изобразительного искусства, хореографии. Бывает драматическим, оперным, кукольным, балетным.

Эстрада - искусство малых форм, имеющее популярно-развлекательную направленность. Включает в себя хореографию, вокал, разговорный жанр и другие.

Человечество сотворяет и изучает искусство веками. Оно является величайшим духовным и культурным достоянием общества, играет огромную роль в его развитии и совершенствовании.

Основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом ) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования - художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства - высшая форма результата творчества.

Цели искусства :

  • распространение духовных благ ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

  1. Познавательная . Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная . Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая . Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая . Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая . Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская . Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная . Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство :
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
    • статическое (архитектура и литература);
    • динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания :

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство :

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества - развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

ВИДЫ ИСКУССТВА - исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы. Виды искусства - , изобразительные искусства , ), и т. д.- относятся к искусству в целом как частное к общему. Видовые особенности, представляя собой специфическое проявление общего, сохраняются на протяжении всей истории искусств, хотя в каждую эпоху, в различных художественных культурах проявляются по-разному.

В решении вопроса об источнике видовых делений в эстетической мысли ясно обозначились две тенденции - объективная и субъективная. Первая видит основной источник многообразия видов в сложности, многосторонности самой действительности, вторая - в особенностях человеческого восприятия, в богатстве человеческой чувственности и духовных способностей.

Признание объективных или субъективных факторов основой существования различных искусств не совпадает с материалистическим или идеалистическим направлением в эстетике. Так, объективную основу деления искусств признавали представитель материализма в эстетике Лессинг и идеалист Гегель, субъективный фактор в качестве основополагающего выдвигался в материалистической эстетике Леонардо да Винчи и в субъективно-идеалистической эстетике Канта.
Потребность преимущественного отражения определенного круга жизненных явлений, их различных сторон и граней, богатство человеческой чувственности, наконец, специфические особенности материала, в котором творит художник, порождают богатство и многообразие выразительно-изобразительных средств, присущих каждому из видов искусств (см. , ).

Каждый вид искусства уникален. Он имеет определенные преимущества перед другими в изображении тех или иных сторон жизни, в выражении оттенков человеческих чувств и вместе с тем отличается известной ограниченностью по сравнению с другими искусствами. Отсюда принципиальная ошибочность и бесплодность противопоставления одних искусств другим развивались неравномерно (см. ).

В современной художественной культуре наряду с тенденцией к синтезу, интеграции различных искусств (см. ) отчетливо проявляется тенденция к сохранению суверенности отдельных видов искусств. Имеет место и процесс возникновения новых искусств, которых не знали художественные системы прошлого (художественная фотография, телевизионное искусство) (см. ). Связь между различными областями художественного творчества служит основанием для различных классификаций. Самая распространенная классификация берет за основу пространственно-временные отношения и делит все искусства на пространственные или статические (изобразительное искусство, ), временные или динамические (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино).

Классификация искусства может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное изображение явлений действительности, отсюда деление искусств на изобразительные и выразительные или же деление на зрелищные и незрелищные, простые и синтетические. Классификация искусств при всей своей относительности помогает выявлению специфики каждого вида искусства и в то же время способствует их сближению, раскрывает возможные пути синтеза различных областей художественной культуры.

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление

Что же такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

СТАТИКА



Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:



Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:



Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:



Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:



Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:






Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.



ДИНАМИКА



Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:



Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:



Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить



Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:






Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:



Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру - большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!