Чем занимался бурлачук ил ф. Леонид Бурлачук - Психодиагностика: учебник для вузов. Раздел. Проективные методики

Сначала я никак не мог понять, что это такое - влезть в шкуру других людей, которые кажутся такими непохожими на меня. Я не сознавал проецирования, и из всего этого ничего не вышло.

Меня стукнуло между глаз, когда я был на собрании комитета, отбиравшего кандидатов в клуб, к которому я принадлежу. Когда кого-то называли и кто-то хотел дать ему отвод, он должен был приводить основание. То, что человек говорил о кандидате, объясняя, почему он не хочет видеть его в клубе, было перечислением его собственных недостатков! (Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. С-Пб., 1995. С.448)

Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О том месте, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания. На формирование проективного похода к диагностике личности оказали (и оказывают) влияние разные, порой противостоящие друг другу психологические теории. Каждая из них в той или иной мере наложила свой отпечаток на понимание сущности проективного процесса, осмысление, интерпретацию диагностических данных. В итоге фактически образовалась особая область психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение. Анализу проективного подхода к диагностике личности, тем проблемам, которые возникают на пути его практической реализации, посвящена эта книга, в завершении которой читатель найдет небольшой справочник, содержащий сведения о многих проективных методиках.

1. Предыстория проективной диагностики

Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в ее основе лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности, иногда на психологическом жаргоне называемый «внутренними условиями». С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.

Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Позднее К.Г. Юнг, также обратившийся к ассоциациям, создает тест, позволяющий актуализировать переживания - комплексы личности. В конце XIX - начале XX вв., стремясь исследовать воображение, Ф.Е. Рыбаков в России, А. Бине во Франции, а также и другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни. В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, их патологии.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники, хотя иногда и можно прочесть о том, что первый проективный тест был разработан уже К.Г. Юнгом. Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции - психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха , были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее

2. Проекция: от феномена к принципу исследования

Судьба понятия «проекция» представляет немалый интерес и поучительна в том смысле, что в разных трактовках этого понятия отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже ее важнейших категорий и понятий. На примере проекции также можно проследить еще одно явление, заключающееся в том, что наличие в науке идеологических запретов резко сужает поле сознания исследователя, чем достигается жесткая однозначность понимания того, что изучается. В этом разделе будет прослежена эволюция понятия проекции, становление проективного подхода к диагностике личности. Особое внимание уделяется вопросу о роли стимула в проективных методиках.

2.1. Проекция как психологический феномен

Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З.Фрейду (1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением, и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.

Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с З.Фрейдом, изживается благодаря особому психическому механизму проекции. Основоположник психоанализа в своей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать (выделено мною -Л.Б.), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим.

Точности ради отметим, что в работах З. Фрейда есть упоминание и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также «принимает самое большое участие в образовании внешнего мира». Однако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической проекции. В этой работе Дж. Халперн оценивал испытуемых по специально созданной шкале, определяющей «защищенность» от полового возбуждения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать «самого неприятного». На следующем этапе обследуемым были предложены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного «неприятного субъекта» по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возникновение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на неприятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого человека выступал мужчина. Казалось бы, имеются основания говорить о защитной функции проекции, но пока воздержимся от окончательного вывода. Мы еще вернемся к этому исследованию, рассматривая проекцию не только в качестве защитного механизма, а значительно шире, понимая ее как неотъемлемое свойство психической активности человека.

«Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», - пишет З.Фрейд. Проекция, не привязанная намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекцией». Прав Т. Шибутани, писавший о том, что люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.

Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя наличие негативных черт, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение.

Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков - основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому не случайно некоторыми психологами полагается в качестве единственно обоснованного.

Помимо двух важнейших видов проекции, рассмотренных выше, в ряде работ выделяются и другие. «Артистической проекцией » было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.

Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит оправдание. Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности. Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г=0,62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например, недисциплинированности. Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают».

Д.Холмс, подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое - что проецируется (наличие-отсутствие проецируемой черты), второе - осознание проецируемого. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проекции (см. табл. 1).

Таблица 1. Виды проекции и их классификация по двум измерениям

Симилятивная проекция , в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию, но, по Д. Холмсу, строгого экспериментального подтверждения не получила (действительно, очень трудно доказать, что обследуемый не имеет представления об определенных, ему присущих чертах личности). Проекция, названная в честь Панглосса и Кассандры, может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование». (Это результат работы одного из защитных механизмов, который приводит к возникновению способа поведения, противоположного вытесненному стремлению. Например, преувеличенная забота о ребенке, которого мать ненавидела или ненавидит.)

Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испытывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем, агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. Еще раз подчеркнем, что экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция - приписывание имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты.

Как видно, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития, независимый от тех психодиагностических методик, которые были названы проективными. Но, вполне естественно, обозначение определенных методик (уже существующих) как проективных заставляет исследователей примерять к ним имеющиеся концепции проекции, выяснить их объяснительный потенциал применительно к задачам диагностики личности. Анализу этих исследований будут посвящены отдельные разделы этой книги, а пока назрела необходимость познакомиться с тем, как вошел в жизнь термин «проективная техника» и что же представляют собой наиболее типичные проективные методики.

Психотерапия

Учебник для ВУЗов

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Предисловие научного редактора

Введение

Глава 1. Психодинамическая терапия

Введение

Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии

Психодинамическое учение о психической патологии

Техника психодинамической терапии

Литература

Глава 2. Групп-аналитическая психотерапия

Генезис невроза

Теория психотерапии

Техника групп-анализа

Балинт-группы

Литература

Глава 3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Генезис невроза

Теория психотерапии в индивидуальной психологии

Литература

Глава 4. Биоэнергетический анализ

Введение

Теория терапии

Техника биоэнергетического анализа

Пример биоэнергетической терапии

Вопросы и задания

Литература

Глава 5. Первичная психотерапия

Введение

Теория психопатологии

Теория психотерапии

Механизмы терапии

Процесс и техники терапии

Результат терапии

Вопросы и задания

Литература

Глава 6. Психодрама

Введение

Генезис невроза

Основные терапевтические факторы

Средства психодрамы и уровни личностных изменений

Фазы психодраматического действия

Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика

Техники психодрамы

Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями

Вопросы и задания

Литература

Глава 7. Экзистенциальная психотерапия

Философско-психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Литература

Глава 8. Гештальт-терапия

Фредерик Соломон Перлз (1893-1970)

Введение

Теория терапии

Генезис невроза

Механизмы психотерапии

Техника психотерапии

Результат терапии

Вопросы и задания

Литература

Глава 9. Клиент-центрированная психотерапия

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987)

Теория психотерапии

Генезис невроза

Механизмы терапии

Результат терапии

Техники психотерапии

Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии

Вопросы и задания

Литература

Глава 10. Когнитивная психотерапия

Введение

Теория терапии

Патогенез психопатологических расстройств

Процесс психотерапии

Техники терапии

Показания к терапии

Эффективность когнитивной терапии

Вопросы и задания

Литература

Глава 11. Инструментальные модели в психотерапии

Поведенческая психотерапия

Нейролингвистическое программирование

Приложение

Литература

Глава 12. Принцип процессуальности в психотерапии

Литература

Глава 13. Механизмы психотерапии

Литература

Вместо заключения. Пространство психотерапии: психотерапевт-клиент

Бурлачук Леонид Фокич - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины, действительный член нескольких международных академий, зав. кафедрой психодиагностики и медицинской психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, координатор и участник международных проектов в области профессионального (психологического) образования (программа TEMPUS-TACIS, 1995-2000) и научных исследований (программа INTAS и др.), член Международной комиссии по психологическим тестам.

Кочарян Александр Суренович - доктор психологических наук, профессор, руководитель Харьковской школы клиент-центрированной психотерапии, зам. директора НИИ сексологии и медицинской психологии при Харьковской медицинской академии последипломного образования, профессор кафедры прикладной психологии Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

Жидко Максим Евгеньевич - ассистент кафедры психологии Харьковского национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского.

Предисловие научного редактора

Первый вопрос, который задает студент, начинающий изучать психотерапию, касается того, насколько быстро и эффективно можно освоить теорию и практику терапевтического воздействия. Ответы преподавателей зависят от их взгляда на подготовку психотерапевта: одни склонны рассматривать ее как посвящение в тайное знание и считают, что этому нужно учиться всю жизнь, другие - как решение обычной учебной задачи, полностью укладывающееся во время, отведенное программой. Но, как обычно, истина лежит посередине. Помимо этого ответ на данный вопрос напрямую зависит от того, о какой психотерапевтической методике идет речь.

Гарольд Стерн, основатель и многолетний президент Филадельфийской школы психоанализа, в своем интервью «Психологической газете» (февраль 1998 г.) говорил о том, что для овладения большинством методов психотерапии достаточно внимательного прочтения трех или четырех основополагающих книг, но для того, чтобы овладеть психоанализом как методом лечения, требуется изучить не менее ста книг. Конечно, Стерн, как свойственно психоаналитикам, несколько упростил ситуацию: чтобы стать психотерапевтом, все же недостаточно даже самого внимательного прочтения основополагающих книг. Огромное значение имеют опыт взаимодействия с пациентами, супервизорская подготовка. Поэтому я должен разочаровать тех, кто надеется получить профессиональные навыки в психотерапии только путем чтения соответствующей литературы.

Второй вопрос, который задают студенты, начинающие осваивать психотерапию, касается степени воздействия терапевтической процедуры на личность пациента, ее эффективности. На этот вопрос нельзя ответить без учета того, о каких терапевтических методах идет речь, с какими психическими нарушениями работает терапевт, каковы личностные особенности самого терапевта, и, наконец, без анализа того, какие средства измерения используются для оценки эффективности той или иной терапевтической процедуры. О каждой из перечисленных составляющих эффективности психотерапии уже написаны и продолжают писаться статьи и книги, к которым я и отсылаю читателей, интересующихся этими проблемами. Здесь же я лишь кратко остановлюсь на вопросе о характере изменений личности иод воздействием психотерапии.

Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым подразумевается, что психотерапия меняет личность. Прежде чем говорить об изменениях личности при психотерапевтическом воздействии, сделаем небольшое отступление.

Проблема личностных изменений - одна из важнейших проблем психологической науки, имеющая методологическое значение. Большинство отечественных и зарубежных исследователей небезосновательно полагают, что изменения личности происходят только в период ее активного формирования, не позднее 30 лет. В ходе решения проблемы изменчивости личности были предложены ее различные теоретические модели. К наиболее популярным относится модель П. Косты и Р. Мак-Крэя /1/, американских психологов, известных своими работами в области измерения базисных факторов личности. Они ввели понятия основных тенденций и адаптационных характеристик. Первые после 30 лет остаются стабильными (к ним в первую очередь относится «большая пятерка» личностных факторов), а вторые, включающие привычки, аттитюды, отношения, интересы и т. п., могут меняться в течение всей жизни.

Развитием модели Косты и Мак-Крэя явилась модель Д. Мак-Адамса /2/, который выделил три параллельных и не взаимодействующих друг с другом уровня личности. Содержание первого из них соответствует содержанию понятия «основные тенденции» в концепции Косты и Мак-Крэя, этот уровень относительно устойчив в течение периода взрослости. Он состоит из качеств, которыми индивид обладает независимо от воздействий среды. Второй уровень может быть соотнесен с адаптационными характеристиками. На этом уровне личность испытывает влияние контекстуальных и мотивационных воздействий. Если первый уровень может быть попят как уровень наблюдателя (внешнее описание личности), то второй уровень характеризует внутреннее, непосредственное содержание личности, существующее в данный момент. Изменения как функция развития личности ожидаются именно на этом уровне. Третий уровень - экзистенциальная личность. На этом уровне человек конструирует представление о себе, смысле и значении своей активности в окружающем его мире. Мак-Адамс полагает, что этот уровень личности напрямую связан с борьбой за создание жизнеспособной идентичности личности, или так называемого мифа жизни. На этом уровне изменения происходят непрерывно.

Теперь вернемся к вопросу о влиянии на личность психотерапевтического воздействия. Многочисленные данные говорят о том, что терапия эффективна. Но личность ли изменяется в ее процессе? М. Л. Смит и коллеги /3/ полагают, что наиболее очевидный терапевтический эффект достигается в ходе лечения депрессии и отдельных симптомов, например беспокойства. Когда же речь идет о таких особенностях личности, как, например, нейротизм, желаемый эффект не достигается. Это мнение поддерживается многими психологами, а Л. Люборский и коллеги /4- P.39-47/ делают вывод, что психотерапия не воздействует на основную структуру личности, а помогает пациенту становиться более гибким в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей.

Таким образом, изменений личности в плане формирования каких-либо новых или исчезновения уже имеющихся качеств под влиянием психотерапии не происходит (мы не имеем в виду те случаи, когда психотерапевтическое воздействие, применяемое наряду с химическим, например психотропным, приводит к подлинной трансформации личности; такие воздействия в силу их направленности на руинирование индивидуальной психики не изменяют, а уничтожают личность).

Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений. Подтверждением этой мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях глубокого невроза или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее выраженная деструкции личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. При работе с такими пациентами психотерапевт, по сути, стремится возродить уже разрушенное в психике путем апелляции к сохранному, но такое «приращение», как и в случае тканевой несовместимости, оказывается временным. Сторонники психоанализа считают, что он является наиболее эффективным методом терапии при серьезных формах патологии. В известной мере эта эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, нередко длящегося годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: каждый, кто приступает к изучению психотерапии, должен отчетливо представлять себе не только сильные, но и слабые стороны методов, направленных на возвращение личности к психологическому благополучию.

Авторы благодарят Ирину Грабскую и Надежду Терещенко за помощь в создании этого учебника и признательны за многолетнюю поддержку проректору Мюнхенского университета профессору Вернеру Шубо. От имени всех авторов выражаю искреннюю признательность сотрудникам психологической редакции Издательского дома «Питер», приложившим немало усилий для того, чтобы этот учебник вышел в свет.

Л. Ф. Бурлачук

Киев, май 2003 г.

Введение

В литературе по психотерапии /5- С.157-163/ бытует, а среди представителей медицины весьма распространено мнение о том, что «...современная ситуация и практика психотерапии представляется абсолютно абсурдной». Этот радикальный вывод обосновывается тем, что в мировой практике используются более 600 форм и методов психотерапии, которые «...как правило, не базируются на научно обоснованной доктрине, а формируются по принципу направлений, возглавляемых "гуру". В этом смысле они, по сути, идентичны механизмам создания тоталитарных сект...». Кроме того, в этих направлениях существуют не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу представления о моделях психического (и психологического) здоровья, механизмах развития психопатологических и психосоматических расстройств, теории психотерапевтического изменения пациента/клиента и т. п. Как можно осмыслить данную ситуацию?

Во-первых, можно (что порой и происходит) превратить психотерапию в разновидность объективного медицинского знания, построенного по принципу позитивной науки. Именно на такой выход из «абсолютного абсурда» ориентируют авторы вышеупомянутой статьи, выстраивая медицинскую модель психотерапии.

В действительности же нужно твердо помнить, что в современной психотерапии существуют две модели: медицинская и психологическая. В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. [Некоторым исключением являлась личностная патогенетическая психотерапия, идущая от идей В. Н. Мясищева и разработанная в Ленинграде.] Активность пациента сводится к минимуму - к вере во врача и проводимое лечение. Врач-психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает, лучше понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов: психологическая коррекция, психопрофилактика [В 1988 г. вышла книга А. С. Спиваковской «Психопрофилактика детских неврозов», в которой психопрофилактика рассматривалась как направление работы психологов с «уже нездоровыми, но еще не больными» (курсив наш. - Авт. ) детьми.], семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.

Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель. Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно-научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:

- «взаимодействие» - когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);

- «сосуществование» - когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;

- «внутреннее постижение» - когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;

- «безусловная любовь» - когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.

На этом втором пути развития психотерапии теория часто отстает от реального психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе [Речь идет о традиционных подходах психоаналитической терапии. Тем не менее достаточно велико число психоаналитиков, которые придерживаются такой стратегии психотерапевтической работы. Трудно устоять перед искушением «спрятаться» за теоретические построения, ведь такой развернутой теории психологической травмы, структуры психологического расстройства и характерологии нет ни в одном психотерапевтическом подходе.], знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все - особенности его эго-объектных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент «умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра». Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом, каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что-то важное, но ускользающее от концептуализации, - этому трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия. Метафоры этой над- или подстройки - «интуиция», «эмпатия», «личностность психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как-то заметил, что личность психотерапевта - лучшая формула самой психотерапии. Подобным же образом и терапевты-роджерианцы всегда опасаются обвинений в техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями. [В одном немецкоязычном руководстве по психотерапии /6/ основные условия психотерапевтического изменения клиента рассматриваются в качестве методики терапии, что в корне неверно.]

Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии, психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс изменения и решения своих проблем.

Несмотря на кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту необходимо знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто совершенно не нужно идти в глубинные личностные переживания, тем более что далеко не у всех клиентов имеется желание работать на таком уровне.

Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

ISBN 978-5-91180-841-9

Второе издание учебника (первое вышло в 2002 г.) переработано и дополнено. В книге детально рассмотрены история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Особое внимание уделено теоретическим и практи­ческим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседнев­ной деятельности.


Предисловие.................................................................................. 6

Глава 1 История психодиагностики. Введение...................................... 7

1.1.Предыстория психодиагностики........................................ 7

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое
тестирование....................................................................... 11

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных
различий...................................................................... 12

1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла........................................ 16

1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта............................... 19

1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта............................ 24

1.3. Психодиагностика в XX и в начале XXI в............................. 25

1.3.1. Развитие психодиагностики в периоде 1901 г.

до конца 1920-х гг. 26

1.3.2. Кризис....................................................................... 38

1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939г............... 41

1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг. .................... 52

1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг. .................... 60

1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг. .................... 67

1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг. ..................... 74

1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг. ..................... 78

1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг. ..................... 83

1.3.10. Развитие психодиагностики в первом

десятилетии XXI в 87

1.4. Тестирование в образовании...................................................... 90

1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР............... 93

Заключение................................................................................ 104



Глава 2 Психодиагностика как наука.................................................. 111

2.1. Понятие психодиагностики................................................ 111

2.2. Предмет и структура психодиагностики..................................... 113

2.3. Психодиагностика и смежные направления исследований............. 117

2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология.......... 117

2.3.2. Психодиагностика и психометрия.................................... 118

2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка..................... 119

2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы............. 120

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики.......................... 125

2.5.1. Понятие теста. Виды тестов............................................ 125

2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты................. 126

2.5.3. Об «объективных» тестах личности.. .. 132


2.5.4. Адаптация зарубежных тестов 136

2.6. Психологический диагноз.................................................. 138

2.7. О диагностике черт личности и «измеренной
индивидуальности» .......................................................... 143

2.8. Психодиагностический процесс........................................ 150

2.8.1. Этап сбора данных.................................................. 151

2.8.2. Этап переработки и интерпретации.......................... 153

2.8.3. Этап принятия решения............................................ 154

2.9. Этика психодиагностического обследования................... 161

Заключение.............................................................................. 163

Глава 3 Психометрические основы психодиагностики:

основные этапы конструирования теста............................. 165

3.1. Определение количества заданий (спецификация теста)... 166

3.2. Разработка заданий.......................................................... 168

3.3. Оформление теста............................................................ 171

3.4. Пилотажное исследование................................................ 172

3.5. Анализ заданий................................................................. 173

3.6. Определение надежности теста........................................ 176

3.7. Факторный анализ............................................................. 177

3.8. Валидность теста.............................................................. 181

3.9. Стандартизация теста........................................................ 182

Заключение.............................................................................. 191

Глава 4 Измерение интеллекта............................................................ 192

4.1. Подходы к определению интеллекта................................. 193

4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды........................ 196

4.3. Структура интеллекта........................................................ 197

4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта.......... 197

4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну............................ 198

4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду............................ 200

4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку................................ 202

4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу.............................. 203

4.3.6. Модель интеллекта по Гарднеру............................. 207

4.3.7. Модель интеллекта по Стернбергу.......................... 208

4.3.8. Интеллект социальный и эмоциональный................. 212

4.3.9. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня. 215

4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта..................... 220

4.5. Интеллект и наследственность.......................................... 221

4.6. Интеллект и биологическая среда..................................... 233

4.7. Интеллект и половые различия.......................................... 235

4.8. Интеллект и питание.......................................................... 236

4.9. Интеллект и социокультурная среда.................................. 238

4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом........ 246


4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей

в семье и очередностью их рождения 255

4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты....................... 261

4.13. Интеллект и личность...................................................... 272

Заключение.............................................................................. 275

Глава 5 Личностные опросники......................................................... 277

5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления
результатов.......... :........................................................... 278

5.2. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы,
детерминирующие ответы на вопросы.............................. 281

5.2.1. Фальсификация и установки на ответы.................... 281

5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов......... 285

5.2.3. Психометрический парадокс.................................... 288

5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих

5.3. Личностные опросники и теории личности........................ 298

Заключение.............................................................................. 306

Глава 6 Проективная техника............................................................. 307

6.1. Предыстория проективной диагностики............................ 308

6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования........... 310

6.2.1. Проекция как психологический феномен.................. 310

6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,

их виды 313

6.2.3. Роль стимула в проективных методиках.................. 318

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности 322

6.4. Бессознательное и проективные методики........................ 331

6.5. Проективные методики или «объективные тесты»?............ 338

6.6. О разработке проективных методик.................................. 341

Заключение.............................................................................. 343

Литература................................................................................................ 345

Алфавитный указатель............................................................................ 375

Приложение.............................................................................................. 379


Предисловие

Этот учебник по психодиагностике впервые увидел свет в 2002 г. Сегодня Чита­тель имеет возможность познакомиться с новым изданием, которое не только от­ражает изменения, происшедшие в развитии психодиагностики, но и восполняет пробелы, допущенные в силу разных причин в первом издании. Наиболее значи­тельные дополнения сделаны в той части учебника, которая посвящена истории психодиагностики. Читатель найдет новые имена психологов, трудами которых прирастала и ныне прирастает психодиагностика. Тем не менее я отчетливо осоз­наю известную конспективность в изложении некоторых исторических событий, в первую очередь это касается развития психодиагностики в 1920-1930-е гг. в Со­ветском Союзе. Несомненно, нужна отдельная работа, посвященная вопросам истории психодиагностики. Постоянное, от издания к изданию, увеличение объ­ема учебника может привести к тому, что Читатель - а это прежде всего студент, высоко ценящий лаконичность изложения того материала, который нужно «сда­вать», - будет обходить стороной многостраничный фолиант.

Я также хочу обратить внимание Читателя на то, что совсем недавно Издатель­ским домом «Питер» выпущено 3-е издание «Словаря-справочника по психо­диагностике». Этот справочник может использоваться как полезное и необходи­мое во многих случаях дополнение к учебнику.

Я выражаю искреннюю благодарность всем рецензентам учебника и сотрудни­кам Издательского дома «Питер» за всегда благожелательное отношение к моей работе. Для откликов, замечаний и пожеланий читатели могу воспользоваться электронной почтой или моим веб-сайтом:

[email protected]; www.lbvs.kiev.ua/psydiag

Л. Бурлачук, Киев, октябрь 2007 г.

Знакомство с данной темой целесообразно начинать с рассмотрения проблемы определения психологической диагностики, ее научного и практического статуса. Как подчеркивает Л.Ф.Бурлачук: «наука есть, а определения нет». Зачастую психодиагностика понимается как синоним психологического тестирования — психологического измерения с помощью тестов. Собственно термин «психодиагностика» введен Г.Роршахом в 1921 году и был определен как «процесс обследования с помощью теста чернильных пятен».

И.Н.Носс обобщает существующие подходы к пониманию психологической диагностики:

1.Как особый вид психологического экспериментирования (С.Л.Рубинштейн, К.М.Гуревич и др.).

2.Как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л. Ф. Бурлачук, С.М.Морозов и др.). Предметом выступает инструмент психологического измерения и оценки.

З.Как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А.Бодалев, В.В.Столин).

То есть, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизованный стимул.

Психологический измерительный инструмент является микроэкспериментом. В качестве независимой переменной выступает стандартный стимул, реакция на который известна и статистически определена. Зависимая переменная — реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования.

Большинство авторов в качестве специфики психодиагностики рассматривает ее междисциплинарный характер. Согласно определению А.Г.Шмелева, психодиагностика — мост между наукой и практикой (наукой об индивидуальных психологических отличиях и практикой постановки психологического диагноза).

Роль психодиагностики в структуре психологического знания:

· Теоретическая психология: Психодиагностика как наука — микроэксперимент; наука о разработке инструментария;

· Практическая психология: психодиагностика как изучение процедуры обследования и способов постановки психологического диагноза;

· Прикладная психология: профессиональная психодиагностика, психодиагностика в образовании.

Ÿ Психодиагностика как наука (теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений , правила «диагностических умозаключений» , с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально – психологических особенностей. При этом она имеет дело не только со стандартизированными методами (тестами), но также качественными настандартизованными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука, изучающая природу индивидуальных различий.

Учитывая разные трактовки, Л.Ф. Бурлачук предложил следующее определение.

Определение Л.Ф. Бурлачука: психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Бодалев А.А. рассматривал психодиагностикукак микроэксперимент, в котором в качестве независимой переменной выступает субъективный материал, а в качестве зависимой переменной – реакции испытуемых, которые подлежат дальнейшему обобщению и интерпретации.

Ÿ Психодиагностика как практика (практическая деятельность) — психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза . Это — основа деятельности любого практического психолога (М.К.Акимова). Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.

Психологический диагноз – конструирование теории отдельной, частной личности (по Выготскому).

Постановка диагноза обеспечит решение ряда практических задач, связанных с учетом психических различий между людьми (кадровые решения, спортивная психология, специальные способности к определенным видам деятельности, образование).

Ÿ Прикладная психодиагностика – часть прикладных отраслей, способствующих решению диагностических задач в соответствующих сферах.

В теоретической психодиагностике – разработка тестов широкого профиля.

В практической психодиагностике – появляются новые объекты диагностики. Существует потребность в разработке тестов под задачи образования, профессиональной деятельности и т.д.

В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики :

· Образовательная психодиагностика использует те тесты, которые предназначены для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности);

· Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т.д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.

Общая психодиагностика как отрасль психологического знания находится на стыке следующих дисциплин:

1) Психология соответствующей предметной области, в первую очередь, дифференциальная психология. Выделяемая для диагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения научной или прикладной задачи. Психологическая диагностика есть воплощение понятий соответствующих психологических дисциплин в конкретных методиках.

2) Дифференциальная психометрика — наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы (процедуры и методики).

3) Практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают диагностические задачи и обосновывают выделение комплексных интегральных переменных, выступающих в качестве объектов психологической диагностики.

Таким образом, уровень развития диагностики определяется :

1) разработанностью теории измеряемого явления;

2) уровнем технического оснащения инструментария, уровнем технологии (качества математико-статистических процедур и пр.);

3) сформированностью практического запроса.

⇐ Предыдущая47484950515253545556Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. I л е к ц и я: Коми кыв велöдан методика кыдзи наука да велöдан дисциплина
  2. I. Историческая наука и её задачи
  3. I. ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ ФАКТОР: НАУКА И ТЕХНИКА
  4. I. Требования к оформлению текста коллективной монографии. «Наука сегодня: теория, практика, инновации» (Т
  5. V1: тема 1: Политология как наука
  6. XIV. Светские наука, культура, образование
  7. Аттестационный лист студента-практиканта
  8. Базовые навыки: Зельеварение *, Биология *, Наука
  9. Биологическое и социальное в человеке. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального
  10. В.Н. Ганичев. Молодежная печать: история, теория, практика. М., Мысль. 1976. 286 с
  11. В8. Установите соответствие между фамилиями ученых и науками, в которых они работали
  12. Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

Поиск на сайте:

Раздел. Общие.

Раздел. Познавательные процессы.

Раздел.

психодиагностика

Интеллектуальное развитие.

Раздел. Мотивы поведения и деятельности.

Раздел. Самооценка, самосознание и уровень притязаний.

Раздел. Эмоционально-волевая сфера

Раздел. Межличностные отношения

Раздел. Проективные методики.

Раздел. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Раздел. МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • СХЕМА адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников:
    подготовка к исследованию, беседа; нейропсихологический анализ, нарушения; кинестетический праксис, пространственный праксис, динамический праксис, зрительно-моторные координации, стереогноз, зрительный гнозис,речь, слухо-речевая память,рисунок, зрительная память, чтение, письмо, счёт, мышление
  • Схема анализа результатов нейропсихологического исследования:кинестетический праксис, пространственный праксис, динамический праксис, слухомоторные координации, стереогноз, зрительный гнозис
  • Схема анализа результатов нейропсихологического исследования:речь, слухо-речевая память, рисунок, зрительная память
  • Схема анализа результатов нейропсихологического исследования:чтение, письмо, счёт, задачи
  • Цифровые коды нейропсихических синдромов локальных поражений головного мозга
  • Нейропсихология пространственных представлений
  • Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений
  • Типология пространственных представлений и их нарушения у детей и взрослых
  • Нейропсихологическая синдромология отклоняющегося развития
  • Функциональная несформированность левой височной области
  • Функциональная несформированность правого полушария, дефицитарность базальных ядер мозга
  • Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга -дисгенетический синдром

Методики

Введение

Понятие психодиагностики

Истоки психодиагностики

Возникновение тестирования

Другие виды диагностических методик

Список использованных источников

Введение

Изучение исторического пути науки - необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение иразвитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем. Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как ее составной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика. История науки - это и история изменений социально-экономических условий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собой одну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества. Это относится и к психологической диагностике.

Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленность ее этапов и закономерности исторического пути, психолог начинает осознавать главные направления ее развития, характер происходящих изменений, лучше ориентируется в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности в решении разных практических задач. Историческое видение, включение современных знаний в исторический контекст поможет новым поколениям ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых заблуждений и эффективно использовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников.

Не менее важно знать историю психодиагностики обществу, тем его представителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью к профессиональным диагностам. Невозможно ставить перед последними адекватные задачи, абстрагируясь от становления и развития концепций и методов психодиагностики, неверно оценивая ее возможности. Так, в истории психодиагностики уже был период, когда неоправданно высокие ожидания в отношении нее привели к разочарованиям и резкой критике со стороны общества за невозможность соответствовать требованиям практики. Это период так называемой "эпидемии тестирования" (20-е гг. XX в.), когда огромный спрос со стороны коммерческих и образовательных организаций привел к появлению наспех разработанных методик и неудачным попыткам подбора персонала, когда на многие предприятия нанимали неквалифицированных работников. Следствием этого стали утрата доверия и ослабление внимания к психодиагностике.

Обращение к историческому опыту позволяет не только не повторять прошлых ошибок, но и выбирать наиболее перспективные направления развития, опираясь на анализ современных проблем в исторической перспективе, в контексте целостного исторического процесса. А это - залог эффективности, практической действенности психодиагностики.

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика - наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции психологической диагностики - научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово "диагноз" (от греч. diagnosis ) означает распознавание, обнаружение.

Разработка диагностической методики - сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым "психологическим тестом" считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки.

Психодиагностика как наука и практическая деятельность

В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г.

в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми. Среди них были, например, такие: "Какой телескоп является самым большим в мире?", "Каков вес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?", "Какой город в Соединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?". Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого "теста", и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.

В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание методик требует большой исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.

Истоки психодиагностики

Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт(1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

· естественно-научного, опирающегося на эксперимент;

· культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры ("психология народов").

По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона(1822-1911). Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.

В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз(1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты - формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов.

Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации ("забегания" восприятия вперед).

Поиск Лекций

Понятие о психодиагностическом методе. Его специфика и основные отличия от других исследовательских методов.

Психодиагностический метод - исследовательский метод психологической науки. П. м. имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии, неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.

Одно из важнейших требований - стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, напр. успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Не менее существенны для П. м. требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед П. м., не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация (см. Диагноз психологический).

П. м. конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов).

1. «Объективный» подход - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.

2. «Субъективный» подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.

3. «Проективный» подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабо-структурированности) объектом проекции.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), противопоставление которых стало традиционным. Это тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей индивида, вторые - на установление уровня его интеллектуального развития. Несомненно, что такое «обособление» сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограничейный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл.

Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом - с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований, а известное акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке психодиагностических методик, ценность которых неоспорима.

Тесты личности, относимые в настоящей классификации к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта. Кромелюго, в рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками, а проективный - разнообразными проективными методиками исследования личности.

Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из конкретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не может быть непроходимых границ, которые отсутствуют и в исследовательских методах психологической науки.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода.

Одно из важнейших требований - стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешности выполнения задания, может быть получена путем сопоставления с результатами других испытуемых. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности. Понятия нормы, валидности и надежности - те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик. Жесткие требования предъявляются и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.). Добавим к этому, что анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации - как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Характеризуя диагностический метод, недостаточно ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность. В противном случае приоритет объяснения отдается экспериментальному методу. В действительности диагностическое исследование в своем законченном виде должно включать элементы объяснения, раскрытия причин, наконец выработку соответствующих рекомендаций (подробнее об этом см. ниже).

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Суммировать сказанное мы можем в виде иерархической лестницы системы средств познания в психологии.

Как видно из рисунка, на вершине находятся принципы психологического исследования.

Ниже располагаются исследовательские методы: неэкспериментальный (описательный), экспериментальный и психодиагностический. На еще более низком уровне размещаются соответствующие каждому из названных методов подходы. В нижней части рисунка располагаются конкретные методики, образуемые в рамках тех или иных подходов. На диагностических подходах необходимо остановиться подробнее.

Объективный подход - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Для читателей, которые привыкли противопоставлять объективное и субъективное, сразу укажем на то, что в данном контексте субъективность не означает ложности, а объективность - истинности. Дальнейшее рассмотрение тех тестов или методик, которые соотносятся с обозначенными подходами, легко позволяет убедиться в справедливости этого положения.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые - на установление уровня ее интеллектуального развития.

Разумеется, такое «обособление» сферы личностных (характерологических) проявлений и сферы интеллекта имеет ограниченный, но тем не менее важный для психодиагностики смысл. С. Л. Рубинштейн в свое время очень точно указал на то, что психические свойства человека образуют две основные группы: характерологические свойства и способности. Первая группа свойств связана с побудительной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая обеспечивает организацию и исполнение. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом - с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований. Наконец, известно, что акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке диагностических методик, практическая ценность которых неоспорима.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наиболее распространенные целевые личностные тесты - это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая может возникнуть в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками.

Основные понятия психодиагностики

Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям, правда, опросники мнений, которые обычны в социологических, социально-психологических исследованиях и конструируются под многообразные конкретные задачи, могут в известной мере отражать и личностные особенности респондентов.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации (подробнее см. гл. 6). Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Описанные выше диагностические подходы выполняют не только классификационную функцию. Эти подходы представлены как бы в виде шкалы «податливости к измеримости» тех индивидуально-психологических особенностей, на раскрытие которых они направлены (последовательно ограничиваются возможности приложения основных психометрических требований, предъявляемых к образо-. ванным этими подходами методикам), шкалы, соответствующей в то же время степени структурированности используемого стимульного материала. Сказанное наиболее очевидно при сравнении, например, тестов интеллекта и проективных методик. Для психометрической оценки валидности и надежности последних и сегодня отсутствует адекватный математико-статистический аппарат.

Обсуждаемая нами система «метод-подход-методика» применительно к диагностическому методу.

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единственно возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки. Понятно, что некоторые конкретные психодиагностические методики трудно отнести к одному из трех выделенных подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между различными диагностическими подходами нет и не может быть «непроходимых» границ. Цель нашей классификации не пополнение списка уже существующих, а желание найти простую и логически обоснованную схему изложения тех проблем психологической диагностики, которые представляются нам наиболее важными, актуальными на данном этапе развития психологического знания.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Психологический диагноз: уровни постановки и типы диагнозов. Диагностограмма.

Шпаргалка: Компьютерная психодиагностика

Психодиагностический профиль. Научная система методов и приёмов постановки психологического диагноза.

Понятие психодиагностического диагноза.

Психодиагностика- наука и практика постановки психологического диагноза. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

Выделяют два типа диагноза.

1. диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

2. диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств.

Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

Психологический диагноз — (от греч диагнозис- распознание)- конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического тестирования. Рекомендации по развитию или коррекции изучаемых качеств предназначаются не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.

Предмет психологического диагноза- установление индивидуально- психологических различий в норме и в патологии.

Л.С.Выготский выделил 3 уровня постановки психологического диагноза.

1 уровень- симптоматический (эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определённых особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных

2 уровень- этиологический диагноз учитывает не только наличие определённых особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3 уровень- типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.

Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития".

Типы диагнозов

1. Диагноз на основе констатации наличие или отсутствие какого-либо признака. В этом случае полученные данные соотносятся либо с нормами, либо с каким-то критерием.

2. Диагноз позволяющий находить место испытуемого на оси по выраженности тех или иных качеств.

диагностограмма — схема соответствия ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ и ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получение информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях — развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ о методах психологического и непсихологического (например, административного или педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.

Взаимоотношение различных параметров в структруиромом диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм и самый простейший её вариант это психодиагностический профиль.

психодиагностический профиль — простейшая разновидность ДИАГНОСТОГРАММЫ в психологии. Это графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломанной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

Психодиагностика -отрасль психологии, связ-я с колич.оценками и точным качест.анализом психических свойств и состояний чел.или группы.

Современные психодиагностические методы :

стандартизированные (измерительные или тестовые) и экспертные (клинические).

Тестовые

1.1объективные : в кот.есть объективно правильн. и неправильн.ответы; это всегда тесты с выбором ответа. Пр.: интеллект.тесты (Тест структуры интеллекта Амтхауэр, Школьный тест умственного развития, Краткий ориентировочный тест, Аналитический тест интеллекта Мейли, RPM-прогрессивные матрицы Равена, Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла, Шкала интеллектуального развития взрослых Векслер), тесты спец.способностей, тесты достижений-тесты успешности или функциональные;

1.2стандартизирован.самоотчеты : опросники или личност.опросники, в кот.нет объективно правильн.и неправ.ответов (Стандартизированный метод исслед.личности-СМИЛ Собчик, MMPI-Миннесотский многофакт.опросник, 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Айзенка, Опросник структуры темперамента Русалова).

Тест -набор стандартизирован.вопросов и задач, позволяющих измерить уровень развития у обследуемых опред-х психол.качеств, теор.знаний, практич.умений и навыков.

Классификация тестов :

1)по назначению: общедиагностические, проф.пригодности, специальные

2)по комплектности: изолированные, тестовая батарея (Пр.: тесты учебных достижений)

3)по форме процедуры обследования: групповые, индивид

4)по форме ответа: устные, письменные

5)по наличию временных ограничений в выполнении теста: скоростные, возможности-результативности, смешанные

6)по особенностям используемых тестовых задач: вербальные, невербальные

7)по характеру тестового материала: бланковые-«карандаш-бумага», аппаратурные (в т.ч.

Психодиагностика личности (стр. 1 из 2)

компьютерные)

8)по предмету диагностирования: интеллект., личности, соц.-психолог.–на конфликтность, лидерство, т.е. на межличност.отношения в малой группе; достижений.

Критерии качества (психометрические требования) теста :

1) валидность -показ., что тест измеряет и насколько хорошо он это делает, на сколько результаты, полученные по тесту, совпадают с независимо наблюдаемым поведением; оценка пригодности теста к измерению требуемого качества 2) надежность -характеристика методики, отражающая точность психодиагностич.измерений и устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов (физич.состояние, окружение); показывает согласованность рез-ов теста, которые получаются при его повторном применении к тем же обследуемым ч/з время или в рез.применения эквивалентных наборов заданий. Коэф.надеж. д.б.=0,7-0,8 (Þ30-20%-влияние случайных факторов).

рез.

Коэф.надеж.=0,7-0,8 (самый хороший) Кв£Кн, Кв=ÖКн

Рез. 2-го тест-я

3) репрезентативность -определяется возможность использования теста применительно к опред.категории обследуемых 4) достоверность -разновидность валидности применительно к тестовым самоотчетам; защищенность теста от мотивационных искажений.

Требования, кот.важно соблюдать при использ.теста:

1.Четко определить цели, задачи и область применения теста (ОПТ-характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Именно для этой гр. устанавливаются нормы, оптимальной трудность заданий, хар-ки валидности и надежности)

2.Использовать заданный алгоритм проведения тест-я и обработки рез-ов.

Преимущества тест.методик: 1)оперативность 2)«прицельность»-тест дает инф.об опред.индивид.-психол.особенностях 3)инф, полученная с помощ.теста, позволяет дать кач.и колич.сравнение тестируемого человека с другими людьми 4)экономичны при обследовании больших гр.

Недостатки 1)рез.тестов дают лишь актуальный срез уровня измеряемого качества, не учитывая, как этот уровень м.б.изменен при включении человека в конкрет.деят-ть 2)тест не позволяет определить, что в личности связано с природными (биологич.) предпосылками, а что социально (сформировано в процессе жизни) 3)влияние тестируемого чел.на рез.тест-я в соответствии с одобряемым обществом эталоном поведения (эффект «соц.желательности»).

Влияние психодиагност.ситуаций на рез.тест-я: 1.Добровольное или принудительное участие в обследовании (добровольное, бескорыстное; участие оплачиваемых обследуемых; запрос самого обследуемого на психодиаг-ку или администрации)

2.Кто и как б.использовать рез.тест-я — рез.испльзуются для постановки психологич.диагноза; для формулировки администрат.реш-я (Пр.:увольнение после аттестации; для предоставления инф.специалисту др. профиля; для консульт-я клиента).

Психодиаг.ситуации в практике кадр.мен-та:

1.Ситуация экспертизы клиента (заказчик и клиент — одно лицо)

2.Консульт-е клиента — психол.помощь (разные лица: заказчик – психодиагност (социолог, психолог)-клиент (оследуемое лицо или гр.лиц)).

Классификация личност.опросников :

1)по числу характеристик (одномерные и многомерные)

2)по способу конструирования опросников: (содержательные методики-стандартизир.интервью Пр.:Бланк личностных сведений Вудвордса; эмпирические Пр.:СМИЛ; факторные Пр.:16-факторн.опросник Кеттелла; опросники, основанные на теории личности Пр.:Опросник Эдвардса)

3)по диагностической направленности: типологические (на основе выделения типов личности, как целостных образований, не сводимых к набору черт Пр.:опрос.Айзенка), личностных черт (на основе выделения черт личности), интересов (Пр.:Опрос.Голанда, Климова), мотивов (Пр.:Список личных предпочтений Эдвардса), ценностей (Пр.:Опрос.ценностных ориентаций Рокича), установок (установка-готовность индивида действовать опред.образом Пр.:Уровень субъективного контроля Роттера).

Факторы, искажающие рез.опросников : 1. Разнообразн.установки испытуемых (на сознат.искажение ответов-фальсификация рез.; на опред.ответы-соц.желательность; на согласие и несогласие; на необычн.ответы; на крайние ответы) 2.Искажения, связан.с пониманием вопросов (связан.с когнетивным пониманием вопроса, связан.с личностью и прошл.опытом-собственно-психолог.сложности).

2.Экспертные:

2.1.проективные (методы завуалированного тестирования Пр.:«Чернильные пятна» Роршаха, тест руки, 8-ми цветник Люшера, 60 незаконч. предложений, рисунки-«Дом.Дерево.Человек» Дж.Бук),

2.2диалоговые : вербальн. :1)опрос: 1.1анкета-заочн.опрос 1.2интервью-свободное, фокусированное, стандартизирован, полустандартиз., клиническое 1.3социометрия-цель выявить неформ.структуру малой группы, оценка СПК 2)наблюдение; неверб. :1)деловые и ролевые игры 2)соц.-психол.тренинги 3)наблюдение.

Классиф.проективных методов по хар-ру стимульного материала и задачам, кот.стоят перед обслудуемым: 1)конститутивные: требуется структурирование стимулов и придание им смысла (Свободный рисунок, «Чернильн.пятна» Роршаха)

2)конструктивные: требуется создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Торренса для диагностики творч.способностей подростков до 18 лет)

3)аддитивные: требуется закончить предложение, рассказ (Незаконченное предложение Дж.Сакса)

4)интерпретативные: требуется истолковать событие, ситуацию (ТАТ-тематический апперцептивный тест Мюррейя) 5)экспрессивные:рисовать на свобод.или задан.тему (Друкаревич «Несуществующее животное», Дж.Бук «Дом.Дерево.Человек», Вульф «Рисунок семьи», Гудинаф «Рисунок человека»)

6)импрессивные: предпочесть одни стимулы как наиболее желательные другим (тест цветового выбора Люшера) 7)катартические: катарсис-очищение, эмоц.освобождение, все виды игровой и изобразит.деят-ти, в кот.обследуемый реализует подавленные мотивы и отношения (нарисуй свой страх).

Преимущества проект.методов : 1.В отлич.от стандартизир-х позволяют проникнуть в трудно объективируемые особ-ти личности (субъективн.переживания, личностные смыслы, динамика целей) 2.Более надежны в случ.индивидуальной диагностики 3.Незаменимы везде, где неразработаны стандартиз.методы.

Недостатки : 1.Недостаточ.стандартизация (унификация) процедур подготовки, проведения, интерпритации данных 2.Неподдатливость традиционным методам определения надеж.

и валид. 3.Зависимость успешности проведения и интерпритац.от квалификац.эксперта.

Наблюдение:

цели: 1.найм и отбор 2.аттестация 3.психологич.сопровождение.

Виды :

1)поисковое: сплошное (дневник, сплошн.протокол, видео/аудио фильм)/выборочное(запись в символах, в виде стандартизир.протокола-таблицы)

2)случайное/систематическ.

3)констатирующее/оценивающ.

4)стандартизирован./свободн.

5)открытое/скрытое

6)включенное/со стороны

Преимущества наблюд.: 1.естественность 2.возможность получит целостн.картину происходящего 3.низкие затраты на проведение (но зависит от вида наблюд.) 4.универсальность (наблюд.-обязат.компонент др.психодиагн.методов)

Недостатки: 1.субъективность, зависимость рез.от квалификац.эксперта 2.возможность фиксировать только внешние проявления 3.сложность или невозможность повторного наблюд. 4.возмож-ть соц.желательности 5.м.б.большие времен.затраты на проведение и обработку.

Интервью: 1)найма 2)в рамках программ развития перс. Качество интервью зависит от его содержания, техники проведения, уровня подготовки интервьюера. А.Файоль : 3 осн.момента, на кот.необходимо обратить внимание при интервью: 1.что говорит чел. 2.о чем он предпочитает не говорить 3.о чем он не может сказать.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒