Рабочая программа психолога с детьми 8 вида. Основные направления работы. Продолжительность психологической диагностики

Министерство общего и профессионального

образования Ростовской области

государственное казенное общеобразовательное

учреждение Ростовской области «Каменская специальная школа № 15»

«Утверждаю»

Директор ГКОУ РО

«Каменская специальная

школа № 15»

________________Т. А. Лещинская

М.П.

Приказ от _________ № _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологической коррекции

Уровень общего образования: начальное , класс: 1

Количество часов в неделю: 1, за год: 33;

Учитель: Рудакова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе:

Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) ; на основе адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования; учебно-методического комплекса.

2016-2017 учебный год

Оглавление

1.Планируемые предметные результаты освоения курса………………….с. 3

2.Содержание и структура учебного предмета, курса.

2.1.Содержание учебного предмета………………………………….с. 4-5

2.2.Структура курса……………………………………………………с. 6-7

3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета.

3.1.Календарно-тематическое планирование……………………….с.8-10

3.2. График и виды контроля освоения учебного предмета…………с.11

Планируемые результаты освоения обучающимся с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

адаптированной основной общеобразовательной программы

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

иметь знать основные цвета; знать знать иметь уметь уметь уметь уметь уметь ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога).

Достаточный уровень:

иметь представления о функциональном назначении ИЗО - принадлежностей; знать основные цвета; знать плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); знать времена года и их последовательность; иметь представления о контрастных температурах; уметь определять эмоции по графическому изображению лица; уметь пользоваться письменными принадлежностями; уметь обозначить словом цвет, форму, величину предметов; уметь различать основные цвета, предметы по форме и величине; уметь сравнивать предметы по двум признакам; уметь находить общие и отличительные признаки предметов; уметь целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога; уметь различать музыкальные звуки и звуки окружающей среды; уметь соблюдать правила игры, последовательность действий; уметь принимать инструкции педагога; уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности; уметь ориентироваться в собственном теле (правая/левая/рука/нога), в школьном помещении, использовать в речи понятия «дальше» - «ближе».

Личностные результаты:

выработанное положительное отношение к учению, к учителю, чувство необходимости обучения; осознание социальной роли ученика;

коммуникабельность во взаимодействии с учителем; стремление выполнить задание учителя, как можно лучше;

умение слушать собеседника; потребность в общении.

I . Комплексное обследование.

Определение первичного уровня развития:

Исследование общей осведомлённости и кругозора ученика. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.

Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

II .

1. Знакомство с приёмами правильного дыхания:

Знакомство с элементами приёмов правильного диафрагментального дыхания. Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох" Практическое освоение этапов (длительность 2-4 сек) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2. Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации:

Знакомство с приёмами релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Этапы релаксации. Практическое освоение этапов Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3. Коррекция крупной моторики:

Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель и др.) Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие слуховой и тактильной координации.

4. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков:

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

III .

1. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие:

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале

2. Восприятие пространства:

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.

3. Восприятие времени:

Изучение временных показателей: времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.

4. Тактильно-двигательное восприятие:

Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

IV .

Восприятие эмоций человека:

Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.

V . Итоговая диагностика.

Структура учебного предмета, курса

Комплексное обследование

Исследование уровня развития психомоторики психических и сенсорных процессов.

Выявить проблемы развития крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков, сенсорных процессов, эмоциональной сферы.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие и коррекция элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие основных двигательных качеств.

Развивать упражнениями мелкую и крупную моторику.

Развивать пространственное ориентрование.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма,

внимание, память, мыслительные процессы и операции,

Развивать координацию движений, крупные и мелкие мышцы рук, быстроту, точность, пластичность и ловкость движений. Знакомить с приёмами правильного дыхания. Правильно пользоваться письменными принадлежностями.

Коррекция сенсорных процессов.

Стимуляция ребенка на восприятие окружающего мира во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни; развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предмета и это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Развивать путём упражнений и игр зрительные и тактильные ощущения. Обогащать чувственный опыт ученика путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, учить сравнивать их в том или ином отношении, уметь сравнивать и классифицировать по общему признаку. Последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорная культура опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов чувств (цвета спектра, геометрические фигуры, фонемы родного языка, шкала звуков и др.). Усвоение сенсорного эталона и активное использование его в предметно-практических действиях

4

Развитие эмоциональной сферы.

Изучение личности ребёнка, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности, c оздание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Познакомит ь детей с основными эмоциями, способствовать осознанию собственных эмоций, формировать умение понимать эмоции других людей,
развивать способность выражать свои эмоции вербально и невербально,
формировать умение выражаться свои негативные эмоции социально приемлемыми способами,
Развитие рефлексии.
Формировать адекватную самооценку, обучать способам снятия мышечного и эмоциональног о напряжения. Развивать основные эмоции по методике «Пиктограммы».

5

Итоговая диагностика.

Выявление проблем недостаточного развития психических процессов у учащегося.

Выявить проблемы развития произвольных психических процессов, учебных затруднений, самостоятельной работы; психоэмоциональной сферы, развития психомоторики.

Итого :

Календарно-тематическое планирование

Комплексное обследование

1

2

Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

3

Динамическая и статическая координация, пластичность и лёгкость движений.

4

Восприятие. Мимика. Основные эмоции.

II

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

5

Знакомство с приёмами правильного дыхания. С задержкой дыхания на 2-4 сек.

6

Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приёмам релаксации. Игра «Узелки»

7

Развитие ловкости движений. Игра «Гномы в цирке», «Броски в цель», упражнения с массажными мячами.

8

Обводка трафарета. Штриховка. Аппликация из пластилина.

9

Соедини точки. Раскрась узор. Аппликация из кусочков бумаги.

III

Коррекция сенсорных процессов.

10

Форма, величина, цвет. Конструирование предметов. Назначение предметов. Игра «Что возьмём в школу»

11

Большой-маленький. Игра «Составь целое из частей»

12

Простая форма. Конструирование по образцу. Конструирование из полосок бумаги.

13

Признаки формы. Классификация предметов. Конструирование из г. фигур.

14

Цвета предметов. АРТ-Тренинги «В стране цвета»:

15

2)«Снежное королевство», 3)«В стране ночи»

16

4)»Морское путешествие», 5)»Лесное царство»

17

6)»Красная Шапочка», 7)«Солнечные зайчики».

18

АРТ-Тренинг: «Цветная сказка»

19

Мир звуков. Мульттренинг: «Эхо»

20

«Звуки природы» - угадываем что звучит.

21

Восприятие пространства. Ориентировка на теле человека.

22

Расположение предмета в пространстве. Справа-слева. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игровой практикум.

23

Восприятие времени. Времена года. Последовательность.

24

Сегодня, завтра, вчера.

25

Тактильно-двигательное восприятие. Работа с разными видами материалов.

26

Определение предметов на ощупь. Игра «Волшебный мешочек»

IV

Развитие эмоциональной сферы.

27

Знакомство с эмоциями. Пиктограммы.

28

Эмоция «Радость», игротренинг.

29

Эмоции «Грусть- Печаль», «Спокойствие»

Пиктограммы.

30

Эмоции «Удивление», «Страх-испуг», сказкотерапия «Три поросёнка»

31

Эмоция «Злость», сказкотерапия «Заюшкина избушка»

V

Итоговая диагностика.

32-33

Исследование психомоторики и сенсорных процессов. Общая осведомлённость. Мелкая моторика. Динамическая и статическая координация, пластичность и лёгкость движений. Восприятие. Мимика. Основные эмоции.

График и виды контроля учебного предмета, курса

Комплексное обследование

предваряющий

32-33

Итоговая диагностика.

итоговый

протокол заседания заместитель директора по УР

методического объединения ___________________подпись

учителей _______________ М.Ф. Мухаева

от ________ № ____________

Дата ___________

Подпись руководителя МО

_________________________

В.И.Надежина

«Перспективный план работы педагога-психолога МБС(К)ОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Мичуринска Сергеевой Ольги Павловны на 2014 – 2015 уч.г. РАЗДЕЛ...»

Утверждаю:

Директор МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

В.А. Баева

Приказ № 3 от 01.09.2014 г.

Перспективный план работы

педагога-психолога

МБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида "

г. Мичуринска

Сергеевой Ольги Павловны

на 2014 – 2015 уч.г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА 2014 - 2015 учебный год



ЦЕЛЬ: оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса, выработка единой системы совместно с администрацией и педагогами школы в обучении, развитии и воспитании обучающихся с ОВЗ.

ЗАДАЧИ:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с 1.

умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

предупреждение возникновения проблем развития ребёнка с ОВЗ;

помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрутов, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. психологическое обеспечение образовательных программ;

4. содействие охране здоровьесберегающего учебно-воспитательного пространства школы, формирование психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех участников образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

на 2014-2015 учебный год.

2.1. Организационно-методическая работа.

№ Наименование дел Сроки Участники Подготовка к работе кабинета к новому учебному Август Психолог году.

Составление перспективного плана работы на год. Август Психолог Определение первичного уровня развития Сентябрьпсихических процессов вновь прибывших Психолог, обучающихся: диагностика; составление психолого- Администрация октябрь педагогических карт.

Сентябрь Разработка и подготовка к работе методик для диагностики обучающихся: распечатка, подготовка Психолог бланков, стимульного материала.

Обработка, анализ, обобщение результатов В течение года Психолог деятельности, интерпретация полученных данных.

–  –  –

Продолжительность психологической диагностики:

Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендации: 6,0 часов из расчёта на 1 человека Групповая психодиагностика, обработка результатов; оформление психологического заключения: 8,3 часов из расчёта на группу из 10 человек

–  –  –

Развивающие занятия по коррекции эмоциональноволевой сферы учащихся. Индивидуальные занятия, В течение года 1 - 10 кл.

элементы тренинга, Круги общения.

–  –  –

Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на 2 учёте, пропускающими занятия без уважительной причины, Ежемесячно 4-10 кл.

совершающими правонарушения

–  –  –

Организация и проведение психолого-педагогических практических семинаров с целью повышения психолого-медико-педагогической грамотности педагогов:

1.Анализ мониторинга здоровья обучающихся 2014уч.г.

2. Анализ банка данных 2014-2015 уч.г. по обучающимся и их семьям.

–  –  –

2. Приемы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом.

3. Из опыта работы. Обучение детей-аутистов.

1. Болезнь или норма? Выявление признаков СДВГ методом анкетирования.

2. Вечный двигатель. Как помочь гиперактивному ребенку.

3. О мастерстве профессионально-педагогической самоактуализации. Как учителю на уроке детскую гиперактивность, строптивость и негативизм укрощать.

–  –  –

Похожие работы:

«Программа государственного экзамена по специализации «Психологическое консультирование» основной образовательной программы специалитета по специальности 030301 «Психология» (шифры образовательных программ СМ.0060.* «Психология», СМ.0061.* «Психология») Содержание 1. Дифференциальная психодиагностика с практикумом. В.Штерн о предмете и задачах дифференциальной психологии. Современное представление о задачах. Понятие нормального (по В. Штерну). Основные положения дифференциальной психологии (по...»

« учебной работе, профессор Н.М. Платонова « 25 » июня 20 14 Рабочая программа дисциплины Психофизиология по образовательной программе 37.03.01 (030300.62) Психология Разработчик: _к.б.н., доцент Полякова О.Н. ФИО, подпись Согласовано: зав. кафедрой _ к.п.н., доцент_Щукина М.А._ ФИО, подпись Санкт-Петербург 2015 г. РАЗДЕЛ 1....»

« «Кемеровский государственный университет» Кемеровский государственный университет филиал в г. Прокопьевске (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б3.Б.15 Управление проектами (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 040700.62 Организация работы с...»

«КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ЖДАЮ чреждения образования кий государственный итет имени А.С. Пушкина» ^М.Э. Чесновский €кмл\х,ик 2013 год Л9М.АС& л "М з ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ» на 2013 2017 годы БРЕСТ 2013 Программа разработана по поручению ректората учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Составители: Л.А. Силюк, доцент кафедры социальной работы, кандидат педагогических наук; Т.Н. Кошик, начальник отдела воспитательной работы с молодежью;...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) АННОТАЦИЯРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.Б.7 Теоретико-методологические основы психологии и психологопедагогической деятельности (индекс и наименование дисциплины по учебному плану) Направление подготовки/специальность...»

«Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Психология общения специальность 38.02.07 Банковское дело МОСКВА Разработана на основе Федерального ОДОБРЕНА государственного образовательного стандарта предметно цикловой по специальности среднего кафедрой гуманитарных, профессионального образования социально-экономических №38.02.07 Банковское дело дисциплин и менеджмента Протокол № 1 от «27» августа...»

«Программа государственного экзамена по специализации «Психология развития и дифференциальная психология» основной образовательной программы специалитета по специальности 030301 «Психология» (шифры образовательных программ СМ.0054.* «Психология», СМ.0055.* «Психология», СМ.0207.* «Психология») Содержание Системный подход к исследованию жизненного цикла человека. Классификационные схемы проблем и наук о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности (Б.Г.Ананьев). Понятие о возрасте....»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Учебные, рабочие программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Рабочая программа "Психологический практикум" для учащихся, обучающихся по программе С(К)ОУ VIII вида.

Цель программы: оптимизация психического развития подростка с ОВЗ и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Развитие познавательной активности учащихся,

Развитие памяти, мышления, речи, воображения;

Формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

Формирование адекватного поведения подростка;

Формирование навыков позитивного общения.

Рабочая программа рассчитана на подростков 13 - 16 лет, обучающиеся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 занятия в год) в форме комбинированных занятий в сенсорной комнате. Занятие длиться 25-30 минут. Безоценочное обучение, без домашних заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разделы

Страницы

Пояснительная записка

2 стр.

5 стр.

7 стр.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы

9 стр.

Приложение:

Календарно - тематическое планирование в 9 классе

Пояснительная записка

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.

В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.

Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность.

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребёнок получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.

Цель программы: оптимизация психического развития подростка с ОВЗ и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • развитие познавательной активности учащихся,
  • развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • формирование адекватного поведения подростка;
  • формирование навыков позитивного общения.

Рабочая программа рассчитана на подростков 13 - 16 лет, обучающиеся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 занятия в год) в форме комбинированных занятий в сенсорной комнате. Занятие длиться 25-30 минут. Безоценочное обучение, без домашних заданий.

Структура занятий.

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой работы:

Организационная часть:

1. Ритуал приветствия. Цель проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия и повторение материала пошлого урока.

Основная часть:

2. Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение: благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой (интеграция).

3. Работа по теме. Основное содержание представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов.

Заключительная часть:

4. Подведение итогов (обобщение)

5. Ритуал завершения занятий.

Методы работы:

1. Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ, поделки, слайды, книги, журналы.

2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.

3. Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.

Программа включает в себя несколько разделов. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 этап – диагностический. В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития подростка, уровень включенности в общегрупповую деятельность.

2 этап – коррекционный . Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая (индивидуальная) психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

– Когнитивный блок. Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

– Эмоциональный блок. Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

– Поведенческий блок. Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3 этап – диагностический. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

4 этап – прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.
  • развитие познавательной активности; памяти, мышления, речи, воображения.

Предметные результаты

Минимальный уровень

  • умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;
  • умение практически примененять правила самоорганизации и саморегуляции личности;
  • умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;
  • умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;
  • умение выделять существенные свойства предметов, явлений;
  • умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;
  • умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;
  • умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;
  • умение образовывать понятия формулировать определения понятий;
  • умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;
  • умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Достаточный уровень

  • аргументированно оценивать поступки героев одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;
  • умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);
  • умение критически подходить к решению задачи, проблемы, определять собственное отношение к явлениям жизни;
  • умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;
  • умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.

Диагностика. Диагностика переключения и распределения внимания. Диагностика уровня развития внимания и зрительной памяти. Диагностика переключения и распределения внимания. Диагностика устойчивости и распределения внимания. Диагностика кратковременной памяти.

Игры. «Кирпич», «Телеграмма» «Калейдоскоп», «Бег ассоциаций», «Домино», «Сочинитель», «Лесенка», «Поиск аналогов», «Исключение лишнего», «Взаимоисключение», «Логическая связь», «Цепочка из слов», Какое слово зашифровано», «Алфавит», «Муха», «Лабиринт», «Чехарда», «Телепатия», «Пальцы», «Фокусировка», «Настройся на мою волну», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло», «Сверхвнимание», «Карусель», «Акробат», «Волшебный карандаш», «Термометр», «Антивремя», «Пульс», «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Зеркало», «Высокая энергия».

Беседы. «Тренировка ума», «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами», «Обобщение и ограничение понятий», «Определение правильных обобщений», «Память», «Развиваем внимание», «Воображение», «Развиваем воображение», «Мышление», «Развиваем логическое мышление», «Развиваем быстроту мышления», «Обобщение и ограничение понятий», «Существенные и несущественные признаки понятия», «Определение понятий», «Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».

Упражнения. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти. Упражнения на развитие устойчивости и распределения внимания. Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой. Упражнения на развитие умения находить сходство не только в самих объектах, но и в отношениях между ними. Упражнения на развитие мыслительных действий - обобщение и ограничение понятий. Упражнения на развитие умений находить новые свойства предметов, развитие творческого мышления. Упражнения на развитие ассоциативного мышления. Упражнения на развитие памяти. Упражнения на развитие активного словаря. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением).)«Пальцы», «Фокусировка», «Настройся на мою волну», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло», «Сверхвнимание», «Карусель», «Акробат», «Волшебный карандаш», «Термометр», «Антивремя», «Пульс», «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Зеркало», «Высокая энергия»).

Задачи. «Кожаные перчатки», «Фараон и боги», «Конный завод», «Кошки», «Футболисты».

Беседы. «Мои проблемы», «Обиды», «Критика», «Комплименты или лесть», «Груз привычек», «Азбука перемен», «Что значит быть вежливым?».

Упражнения. «Геометрические обиды», «Письмо обидчику», «Сказка», «Комплимент», «Насколько я их знаю», «Скульптор и глина», «Мои проблемы», «Список претензий», «Гора с плеч».

Игры. «Марионетки», «Отказ», «Чехарда», «Трудно быть богом».

Диагностика. Диагностика изучения школьной мотивации учеников. Диагностика школьной тревожности Филипса.

Беседы. «Что такое ответственность», «За что уважают человека», «Самоуважение», «Чувства «полезные» и «вредные»», «Что значит общение в моей жизни?», «Что значит общение в моей жизни?», «Нужно ли управлять эмоциями?», «Что такое «запретные «чувства?», «Стыдно ли бояться?», «Страхи и страшилки», «Побеждаем все тревоги», «Стресс в жизни человека», «Способы борьбы со стрессом», «Злость и агрессия», «Как справиться с собственной агрессивностью?», «Гнев-это хорошо или плохо? «Особенности моего гнева: в чем причины его порождения и способы его проявления?», «Искусство контакта», «Как найти общий язык с людьми?», «Что такое эмпатия?».

Сказки. «Емелино настроение» В. Симонова, «Страна чувств» Т. Зинкевич-Евстигнеева, «Легкое лечение» Н. Пезяшина, «Тонино-неведимка», «Медведь – липовая нога» А. Кожевникова.

Упражнения.«Чудеса техники», «Синестезии», «Синестезии-2», «Перевоплощения», «Перевоплощения-2», «Рефлексия», «Клад», «Выбор», «Робот», «Робот-2», «Клешня», «Стыковка», «Анабиоз», «Тахистоскоп», «Стоп», «Разведчик», «Мне интересно с тобой», «Что с тобой происходит?», «Шарик и гиря», «Слово», «Зазеркалье», «Я - высказывания», «Фантом», «Избавление от тревог», «Хрустальное путешествие», «Сон на берегу моря», «Строй», «Ботинки», «Кочки», «Пирамида», «Свеча доверия», «Путаница».

Игры. «Групповая картина», «Групповая картина-2», «Монета», «Шеренга», «Стена», «Слалом», «На страже», «Дискуссия», «Понимаем с первого слова», «Угадайка», «Угадай по рисунку», «Решение психологических задач», «Бумажное зеркало», «Маска», «Копилка эмоций», «Страшилка», «Клопы».

3. Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы

п/п

Название разделов, темы уроков

Количество часов

Развитие интеллектуальной сферы

Развитие навыков конструктивного общения

Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы

Итого:

Календарно - тематическое планирование в 9 б классе

Номер занятия

Дата занятия

Тема

занятия

Корректировка

программы

По плану

По факту

Развитие интеллектуальной сферы (24 часа)

Тренировка ума

Признак и свойства предметов и объектов

Активный словарь

Признаки, свойства и качества предметов и объектов

Сравнение

Сходство (аналогия)

Решение нестандартных задач по схеме

Род-вид

Родовые отношения. Отношения. Определение правильных обобщений

Обобщение и ограничение понятий

Родовидовые отношения

Существенные и несущественные признаки понятия

Определение понятий

Определение понятий

Расположение понятий от более частных к более общим

Система родовидовых тношений

Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков

Логические отношения между понятиями

Классификация

Классификация

Многоступенчатые классификации

Развитие навыков конструктивного общения (8 часов)

Мои проблемы

Обиды

Критика

Комплименты или лесть

Груз привычек

Азбука перемен

Вежливость

Вежливость

Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы (36 часа)

Я расту, я меняюсь

Мои интересы и увлечения

Мои достоинства и недостатки

Мы и наши близкие

Что такое ответственность

За что уважают человека

Самоуважение

Мои мечты

Мои цели

Что я люблю

Любовь к Родине

Любовь к семье

Чувства «полезные» и «вредные»

Что значит общение в моей жизни?

Нужно ли управлять эмоциями?

Что такое «запретные «чувства?

Какие чувства мы скрываем?

Стыдно ли бояться?

Страхи и страшилки

Побеждаем все тревоги

Что они обо мне подумают?

Стресс в жизни человека

Способы борьбы со стрессом

Способы борьбы со стрессом. Аутотренинг

Злость и агрессия

У меня появилась агрессия

Как справиться с собственной агрессивностью?

Гнев-это хорошо или плохо?

Особенности моего гнева: в чем причины его порождения и способы его проявления?

Искусство контакта. Как найти общий язык с людьми?

Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия?

Развиваем эмпатию. Эмпатия в действии

Способы выражения чувств

Тренировка «Я - высказываний»

Комплименты. Счастье - как настроение

Подведение итогов