Телосложение человека как основу темперамента рассматривал павлов. Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Физиологические основы темперамента

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

  • 1) сила процессов возбуждения и торможения,
  • 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
  • 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом:

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Темперамент и личность

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А.П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

Теперь, выяснив физиологические и психологические основы темперамента можно говорить о методах изучения темперамента. К ним можно отнести лабораторные методы и анамнестические.

«Один вихревой завиток означает бедность; два вихревых завитка - богатство; три завитка, четыре завитка - открывай ломбард; пять завитков - сделайся комиссионером; шесть завитков - вор; семь - несчастье; восемь - жри солому; девять завитков и одна петля - тебе не надо работать, у тебя хватит еды до самой смерти».

Китайская народная поговорка

Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно- потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки, т. е. постоянно меняться и приспосабливаться к новой волне жизни.

Вся информация о нашем характере, способностях, болезнях буквально нарисована на подушечках пальцев. Пальцевые узоры закладываются ещё в утробе матери 3 – 5-м месяце беременности вместе с тканями нервной системы. Следовательно, пальцевые узоры и тип нервной системы человека взаимосвязаны. Метод дерматоглифики позволяет расшифровать психологический портрет.

Существует удивительная и ещё не до конца изученная общность происхождения кожи и мозга человека из одного и того же эмбрионального листка – эктодермы. Поэтому, посмотрев рисунок у только что родившегося человека, уже можно сказать, будет ли он лидером, насколько будет координирован, какие качества нужно развивать у него с детства, в какой области наиболее полно раскроется его личность. Скольких ошибок могли бы избежать родители, если бы заранее знали о некоторых особенностях психического склада своего ребенка.

Данная проблема актуальна, т. к. многие люди начинают ощущать полнокровность жизни, стремятся реализоваться в ней полностью, овладеть нужной информацией, потому что выбирают законом своей жизни: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (М. Монтень).

Слово «дерматоглифика» образовано из двух слов derma (кожа) и glyphe (гравировать). Дерматоглифика изучает линии и складки на всей поверхности кожи тела человека, однако обычно исследуются кисти, реже - стопы.

Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу. При этом на подушечках пальцев, ладонях и подошвах формирование узоров происходит не одновременно: на подошвах оно начинается на 2-3 недели позднее. С момента закладки и формирования кожный рисунок имеет индивидуальный и неповторимый характер, который сохраняется в течение всей жизни человека.

Устойчивость узора кожи многократно проверена. После термических и химический ожогов на молодой коже неизменно появляется прежний узор. Эта особенность была отмечена еще древними. В Древнем Китае, Японии, Корее, Индии намазанный краской палец прикладывали к важным документам – его отпечаток заменял подписи.

Дерматоглифика – достаточно молодая наука: ее возникновение относят к 1892 г. , когда один из оригинальнейших биологов своего времени – двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Френсис Гальтон выпустил свой теперь уже классический труд о пальцевых отпечатках.

Дата эта, впрочем, в достаточной степени условна. Еще с начала ХVIIв. В трудах весьма авторитетных анатомов встречаются описания дерматологических узоров, а в начале ХIХ в. Знаменитый чешский исследователь Ян Пуркинье создал фундаментальную классификацию пальцевых узоров. Позднее она была в значительной мере использована Гальтоном, а затем и авторами самой на сегодняшний день распространенной классификации – американцами Х. Каммисом и Ч. Мидло.

Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу ХIХ – началу ХХв. Сам термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов по предложению Х. Камминса и Ч. Мидло.

А в 1880г. два автора – Г. Фулдс и В. Гершель – опубликовали в авторитетном английском научном журнале «Nature» сообщения о возможностях идентификации личности по пальцевым отпечаткам. Один из авторов даже предложил Скотлонд – Ярду использовать это открытие, но первоначально это предложение было отвергнуто. Как метод регистрации личности (создание банка дерматоглифических данных людей) дерматоглифика была введена в Англии в 1894г. В России дерматоглифические данные стали использоваться с 1907 г.

Наиболее крупный вклад в развитие дерматоглифики внесли наши соотечественники М. И. Вильямовская, И. И. Канаев, М. В. Волоцкая (работы 1930-х гг.) и Т. Д. Гладкова (1960-е гг.)

Кроме криминалистики и судебной медицины дерматоглифику используют также в антропологии. В последние годы дерматоглификой заинтересовались генетики и врачи, т. к. было установлено, что при ряде наследственных заболеваний и нарушениях кариотипа человека наблюдаются изменения в структуре кожного рисунка. Впервые этот метод был применен в генетике в 1939 г. , когда Х. Камминс описал характерные особенности дерматоглифов при синдроме Дауна. Дерматолифический метод используется и в расовой антропологии, т. к. было установлено наличие расовых различий в кожном узоре.

Собственно дерматоглифические признаки

Собственно дерматоглифические признаки, или истинные узоры представлены тремя типами узоров (дуги, петли, завитки).

Тип пальцевого узора Особенности

Дуга (арка)-Arch Самый простой рисунок. Не имеет трирадиусов (трирадиус, или дельта-место или точка на ладонном рисунке, где сходятся три различно направленные папиллярные линии, они образуют рисунок, напоминающий греческую букву «дельта»)

Петля –Loops Узор, имеющий только одну дельту. Полузамкнутый узор, в котором кожные гребешки, начинаясь от одного края, идут к другому, но, не доходя до него, возвращаются обратно, образуя петлю.

*Радиальные петли - Radial loops (R)- относительно необычны. Имеют четко выраженную тенденцию к локализации на указательном пальце для всех популяций и редкую частоту встречаемости на 3-ем и 4-ом пальцах, исключительно редки на мизинцах. Эта петля открывается в радиальную сторону ладони, к большому пальцу.

*Ульнарные петли - Ulnar loops (U) - обычный узор, редко диагностичен.

Эта петля открывается в ульнарную сторону ладони, к мизинцу.

Завиток -Whorls (W) Самый сложный рисунок, имеющий две дельты. Замкнутый узор, в котором папиллярные линии располагаются концентрически вокруг середины узора.

Относительно обычный узор, чаще локализуется на 1-ом и 4-ом пальце.

Темперамент

Понятие о темпераменте

Слово темперамент произошло от латинского “темпераментум” – соотношение, пропорция.

Темперамент представляет собой результат объединения разнообразных биологических компонентов, которые вовлечены в функционирование системы поведения. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения, потому темперамент проявляется и в психической ориентировке, и в программировании, и в регуляции, и оценке жизнедеятельности человека в виде динамических процессов и состояний. К последним так же относят: интенсивность, скорость, темп, ритм, а также эмоциональную чувствительность и пластичность.

Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозительного процессов. Однако соотношение между типами высшей нервной деятельности и традиционно выделяемыми типами темперамента (сангвиника, холерика, меланхолика, флегматика) далеко неоднозначны.

Темперамент, как психобиологическое свойство личности, проявляется в особенностях освоения предметного мира в стремлении к умственному и физическому труду, социальных контактах, в быстроте перехода от одних видов деятельности к другим или от одних способов мышления к другим, в быстроте монотонно – двигательных актов, в скорости речи, в эмоциональной чувствительности к расхождениям между задуманным и результатами общения и деятельности, и в чувствительности к неудачам и оценки людей.

Темперамент характеризует подвижность личности, но не её убеждения, взгляды, интересы. Он не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет её конечные возможности. Не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями личности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов – флегматиком, А. С. Пушкин – холериком, а Н. В. Гоголь – меланхоликом.

Таким образом, темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Физиологические основы темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ (V – IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по – латински «сангвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно – желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Подлинно научное объяснение темперамента дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение и торможение. Противоположное свойство – слабость нервных процессов – характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. У клеток снижена работоспособность, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает повышенной чувствительностью, она реагирует на любые даже самые мелкие раздражители.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс возбуждения или торможения.

Подвижность нервных процессов – это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, уравновешенности и подвижность нервных процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент является проявлением типа нервной системы в деятельности, в поведении человека.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов по И. П. Павлову выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой») – сангвинический темперамент;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный») – флегматический темперамент;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный») – холерический темперамент;

4. слабый тип («слабый») – меланхолический темперамент.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство личности, которое практически не поддается корректировке под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, но не определяет ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе воспитания обществом. Темперамент может передаваться из поколения в поколение.

Характеристика темперамента

Как было сказано выше, выделяют четыре типа темперамента.

Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы. Психические процессы у данного типа протекают быстро, интенсивно. Люди, обладающие этим темпераментом, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, рутинная работа их утомляет. Неустойчивость психических процессов часто ведет к нервным срывам, что проявляется чрезмерной раздражимостью, вспыльчивостью, эгоцентризмом. Очень склонны к невротическим нарушениям. Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. А отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, способность к аффектам.

Представитель сангвинического темперамента – живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, люди с таким темпераментом веселы и жизнерадостны. Эмоционально не устойчивы, легко поддается чувствам, но они у него обычно не глубоки. У них сильно уравновешенный тип нервной деятельности. Нервные процессы возбуждаются и развиваются достаточно быстро, нарастают до определенного предела и своевременно угасают, как только проблема становится неактуальной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, энергичны, общительны, доброжелательны, отзывчивы, гибки в принятии решений, с легкостью одерживают точку зрения окружающих, если она соответствует их устоям и не противоречит морали. Очень выносливы, при сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.

Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив. Психологически достаточно сильный инертный тип, чтобы вывести его из равновесия, надо приложить много усилий. Им присущ низкий порог возбудимости. Они уравновешенны, не склонны к агрессии, а также к формированию невротических расстройств. Медленно воспроизводят и усваивают информацию, но достаточно педантично, докапываясь до каждой сути. С трудом принимают чужую точку зрения, но если принимали, то она становится их собственной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Его главные положительные качества: усидчивость, деловитость, настойчивость. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, иногда может проявляться безразличие, равнодушное отношение к труду.

Представители меланхолический темперамента – склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют неловкость в новой обстановке. Психологически высокоподвижная нервная система, но по типу она очень слаба. Процессы возбуждения очень быстро сменяются процессами торможения, что приводит к общей слабости и истощению. Пессимистичны, очень болезненно переживают всё происходящее. Чаще не берутся выполнять сложные дела, переживая о грядущей неудаче, но если у них сильная воля, то завершат начатое дело, истязая себя психически. Больше всех из типов склонны к формированию психических расстройств и пребыванию в стрессах и депрессиях. Вызывает тревогу тот факт, что стресс может вызывать различные физические заболевания. Но впечатлительность, тонкая чувствительность и острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Люди, у которых преобладает этот темперамент, отличаются мягкостью тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

Характер

Понятие о характере

Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему миру, способы поведения и реагирования. Характер – это индивидуального и типического, потому что симптомокомплексе свойств характера имеются особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокомплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют слабость или силу характера. Важно отметить что, все свойства характера взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характера, существуют ведущие (определяющие, основные) черты, а также подчиненные. Каждое из структурных единиц характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты.

Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей.

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто различное, в зависимости от её соотношений с другими чертами. Например, настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство.

Черты характера принято делить на две группы:

Черты характера, в которых выражена направленность личности (т. е. система отношений к действительности: к обществу, к труду, к людям, к себе и т. д.).

Направленность личности определяет цели и устремления человека, также важно осуществляются ли в жизни эти цели и устремления человека, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

К этим чертам характера относятся: коллективизм, эгоизм, чуткость, грубость, честность, общительность, замкнутость, скрытность, трудолюбие, небрежность, лень, инициативность, консерватизм, бережность, самокритичность, чувство собственного достоинства, самоуважение.

Волевые черты характера.

В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности личности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность.

Формирование характера.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образа жизни. Таким образом, характер менее устойчивое состояние чем темперамент. В его формировании более важную роль играют социальные факторы, а не биологические.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинается складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости выдержки, смелости формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое влияние оказывает окружающее общество, а так же различный род трудовой деятельности. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков.

Следует отметить что, деспотичное воспитание вызывает у ребенка стресс, а значит, и развития таких качеств как покорность, несамостоятельность, неуверенность в себе, непредприимчивость, зависимость, жертвенность и другие. Но не стоит и всё дозволять, быть во власти капризов детей, потому что это способствует развитию самоуверенности, повышенной требовательности к себе, эгоистичности, черствости и так далее.

Так же одним из способов воспитания характера является самовоспитание. Его чаще всего используют взрослые люди. Воспитать характер, значит, уметь отвечают за свои поступки и контролировать свои действия.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления воспитательных мероприятий, которые бы соответствовали особенностям личности и его душевному состоянию в данный момент. А раздражительность, нетерпеливость, грубость, пассивность, чрезмерная нескромность педагога (родителя) окажут отрицательное влияние на характер ребенка.

Связь индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах

Узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись еще во время внутриутробного развития человека, остаются неизменными всю жизнь. Кожа в эмбриональном развитии тесно связана с нервной системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при изучении особенностей нервной системы человека. Отсюда уже один шаг и до его поведения, характера.

Узоры на кончиках наших пальцев бывают трех типов. Чаще других встречаются "петли".

Если у вашего ребенка на пальцах большое число петель, не стоит огорчаться из-за того, что этот рисунок, так сказать, банален. Зато характер у таких детей "золотой". Они спокойны, доброжелательны, покладисты, отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", зато домашние задания выполняют старательно. Они очень ответственны, но особой инициативы проявлять не станут. Как правило, такие ребята легко заводят друзей.

По темпераменту обладатели петель- холерики или приближаются к ним. Обладатели десяти петель при обычной работе очень энергичны, зато в экстремальных ситуациях «гаснут», поскольку у них ограниченный физический потенциал. Больше всего они истощаются на скучной, монотонной работе, которая им неинтересна.

А вот обладатели большого числа завитков производят впечатление людей "себе на уме".

В дружбе они очень разборчивы. Часто не доводят начатое дело до конца, хотя если удается их заинтересовать чем-нибудь, могут произвести своего рода шедевр. Порой удивляют учителя и родителей неожиданной удачной инициативой. За это приходится многое им прощать. Правда, встречаются такие люди редко. Гораздо чаще на руках у человека бывает всего один-два завитковых узора, и он ближе к обладателям петлевых узоров со всеми их достоинствами и недостатками. Бывает и так, что все завитки располагаются только на пальцах одной руки. В таком случае ребенок часто ведет себя, мягко говоря, неуравновешенно. Если завитки расположены на пальцах правой руки, то он хотя и вспыльчив, но отходчив. Если наоборот - будет молчать, надолго затаив обиду. У тех, кто при письме и еде предпочитает левую руку, завиток чаще всего располагается на указательном пальце левой руки, тогда как на правой руке - петля. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание па музыкальные способности. Чрезвычайно редко у людей такой узор располагается только на большом пальце левой руки, а на правом - петля. Они очень ранимы и злопамятны. Лучше не давить на такого ребенка, да и ссориться с ним нужно поостеречься. Редко встречается и третий вид узоров - дуги. Если они на указательных пальцах, это еще ничего, а вот если на других, то такие люди весьма своеобразны.

Творчески очень одарены, все схватывают на лету, очень быстро обучаются, хватаются за много дел сразу, но часто их недоделывают, теряют интерес. Большое количество завитков говорит о тонкой, возбудимости психики. С одной стороны – очень высокая нервная организация, с другой – неустойчивость психики, склонность к депрессии.

Обладатель большого числа дуг всегда и везде считает себя "носителем истины".

Это далеко не всегда приятно для окружающих. Переубедить такого ребенка, заставить признать свою ошибку не удастся. Да и не нужно. На ошибках такие ребята не учатся. Впрочем, это искупается тем, что они незлопамятны и откровенны. А если уж улыбаются, так действительно рады. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность. Все лишнее отсекается.

Для людей, имеющих дуги, физический потенциал не главное, у них преобладают психологические, личностные качества. Они, как правило, амбициозны, честолюбивы, ответственны и авторитарны, причём взваливают на себя ответственность за всю группу. Чаще всего это тип руководителя очень упорного, целеустремлённого. Про них можно сказать: «прёт, как танк», и в жизни «дуговиков» очень важен момент преодоления.

Но это только самые общие принципы. Характер человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.

Глава II. Материал и методы исследования

Чтобы выявить взаимосвязь между индивидуально – психологическими особенностями с дерматоглифическими узорами на пальцах, были использованы следующие методы:

1. Тестирование с целью выяснить темперамент, уровень экстраверсии и эмоциональной устойчивости, установить преобладающие характерологические тенденции личности.

1) Подростковый тест – опросник изучения темперамента Г. Айзенка с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

2) Тест «Формула темперамента» .

3) Тест – опросник ДМО, составлен американским психологом Т. Лири.

При помощи дактилоскопии и лупы были рассмотрены и определены дерматоглифические узоры на пальцах рук.

Исследования проведены с мая 2008 г. по январь 2009 г.

В исследовании приняли участие 30 обучающихся 8,9-х классов, из них 8 мальчиков, 22 девочки.

По результатам исследования построены таблицы и диаграммы.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, можно определить вид темперамента испытуемых. Результаты проанализированы, полученные данные сведены в таблицы 1-4 .

Таблица 3

Сводная таблица по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах.

признаки Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Экстраверсия Значительный экстраверт - 4 4 13,3

Умеренный экстраверт 5 11 16 53,3

Интроверсия Значительный интроверт - 1 1 3,3

Умеренный интроверт 3 6 9 30,0

Нейротизм Признаки расшатанности 2 1 3 10,0

нервной системы

Эмоциональная устойчивость 2 8 10 33,3

Эмоциональная 4 13 17 56,7

неустойчивость

Правда-ложь Можно доверять 5 14 19 63,3

Сомнительно 2 4 6 20,0

Недостоверны 1 4 5 16,7

Диаграмма 1. Экстраверсия-интроверсия среди обучающихся 8-9 классов (%).

Диаграмма 2. Экстраверсия-интроверсия среди мальчиков и девочек 8-9 классов.

Данные, занесенные в сводную таблицу 3 по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах свидетельствуют о том, что 53,3% обучающихся этих классов- умеренные экстраверты, среди них 16,6% мальчиков и 36,7% девочек.

Характеризуются экстраверты тем, что они общительны и обращены вовне, у них широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны, веселы. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам. На них не всегда можно положиться. У 13,3% опрошенных эти качества выражены в сильной степени.

30% анкетируемых – умеренные интроверты- это спокойные, застенчивые, склонные к самоанализу люди. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок. Контролируют свои чувства, их нелегко вывести из себя. Обладают пессимистичностью, высоко ценят нравственные нормы. У 3,3% (1 девочка) эти качества сильно выражены.

В таблицу 3 занесены данные о нейротизме анкетируемых школьников. Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы.

Среди опрошенных 56,7 % характеризуются признаками эмоциональной неустойчивости, большинство из них девочки. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

33,3% обладают эмоциональной устойчивостью - это черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

У 10%школьников признаки расшатанности нервной системы, психотизма - говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Большинство опрошенных отвечали на вопросы искренне-63,3% и лишь 16,7% школьников дали недостоверные ответы.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника.

Таблица 4

Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку.

Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

Темперамент по Айзенку (8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 6 7 23,3

Холерик 3 11 14 46,7

Сангвиник 2 3 5 16,7

Флегматик 2 1 3 10,0

Холерик- сангвиник - 1 1 3,3

Диаграмма 6. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку (%).

Диаграмма 7. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку среди мальчиков и девочек.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (46,7%) имеют холерический тип темперамента,большинство девочки(11 человек). 23,3% школьников меланхолики,10% флегматики,16,7% сангвиники. 1 девочка – холерик-сангвиник.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Для того, чтобы выяснить какой из типов темперамента доминирует над другими был проведен тест «Формула темперамента» по А. Белову. Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах.

Темперамент по Белову Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 1 2 6,7

Холерик 1 5 6 20

Сангвиник 2 5 7 23,3

Флегматик 2 6 8 26,7

Сангвиник-флегматик 1 3 4 13,3

Холерик-сангвиник 1 2 3 10,0

Сопоставляя данные, полученные по методикам Айзенка и Белова,можно сделать следующие выводы:

1. По методике Айзенка холерическим темпераментом обладает 46,7 % обследуемых, 16,7% имеют сангвинистический темперамент, 23,3 % меланхолический и 10 % флегматический.

2. При исследовании по методике Белова 20% обследуемых показали холерический темперамент, 23,3% сангвинистический темперамент, 6,7% - меланхолический, 26,7% флегматический темперамент.

3. Расхождение по процентному содержанию темпераментов холерический и сангвистический можно объяснить следующим образом: при исследовании по методике Айзенка по шкале интроверсия-экстраверсия 43,3% обследуемых показали граничные значения от 11 до 14 баллов (т. е. их можно определить как амбивертов), но если рассмотреть суммарное процентное значение холериков и сангвиников по обеим методикам, то разница достигает 16,6 %. Недостоверные данные только у 5 человек. Может, они отвечали в противовес своим представлениям о себе, например, какими они хотят быть, а не какие есть. Следовательно, данные, полученные по методикам Айзенка и Белова, имеют близкие значения, соответственно можно говорить о достоверности полученных данных.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Филиал РГСУ в г. Екатеринбурге)

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

Тема: «Темперамент. Физиологические основы темперамента»

Выполнена студенткой

Байбородиной Н. А.

Группа 346

Специальность 040101

социальная работа

Научный руководитель:

Молчанова Н.В.___________

Екатеринбург 2009

1. Понятие темперамента…………..………………………………………3

2. Физиологические основы темперамента……….……………………..6

3. Заключение……………………………………………………………..10

4. Список литературы…………………………………………………….11

ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой - пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи.

Второй показатель динамичности - эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

Различают четыре основных вида темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким переживаниям).

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460-377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера - пропорция), так и названия отдельных темпераментов: сангвиник - человек полнокровный, холерик - желчный, флегматик страдает избытком лимфы, у меланхолика преобладает в организме черная желчь.

В новое время гуморальная теория объясняет особенности темпераментов химизмом крови, а также наличием в крови гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Наиболее обоснованной является выдвинутая И.П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

И.П.Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

Типы нервной системы. Каждый тип нервной системы представляет собой характерную совокупность трех основных свойств нервных процессов - силы, уравновешенности и подвижности.

Сила тормозного и раздражительного процессов характеризуется работоспособностью клеток коры головного мозга, их функциональной способностью выдерживать воздействия раздражителей разной степени интенсивности.

Уравновешенность нервных процессов представляет собой известную степень соответствия между силой раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

Подвижность нервных процессов характеризуется способностью нервных клеток более или менее быстро переходить от возбуждения к торможению и наоборот.

Соответственно этим особенностям нервных процессов И. П. Павлов различает следующие типы нервной системы:

По силе раздражительного и тормозного процессов могут быть выделены сильный и слабый типы нервной системы.

Животное с сильным типом нервной системы адекватно реагирует на внешние раздражения: интенсивные раздражители вызывают в коре его головного мозга сильные процессы возбуждения и торможения, неинтенсивные раздражители вызывают соответственно слабые реакции. У животного со слабым типом нервной системы все происходит наоборот.

По уравновешенности нервных процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга. При неуравновешенном типе нервной системы это соответствие нарушается: возбуждение по силе может преобладать над процессами торможения и наоборот.

По подвижности нервных процессов могут быть выделены подвижный и малоподвижный типы нервной системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их «застойностью».

Эти особенности нервной системы выступают не изолированно, а всегда в органической связи друг с другом. Действительный тип нервной системы характеризуется одновременно особенностями и силы, и уравновешенности, и подвижности нервных процессов. Это позволило И.П.Павлову установить следующие четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, инертный и слабый, которым он дает следующую характеристику.

Живой тип характеризуется наличием сильной нервной системы, отличающейся вместе с тем хорошей уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов и их подвижностью, выражающейся в быстрой смене этих процессов.

Безудержный тип, отличаясь наличием сильной нервной системы, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, а именно: преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Спокойный тип характеризуется наличием сильной нервной системы, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, но вместе с тем их малой подвижностью: процессы возбуждения и торможения у этого типа нервной системы медленно и с трудом сменяют друг друга.

Слабый тип характеризуется наличием слабой нервной системы, малой работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостью. Этот тип нервной системы отличается слабым течением процессов возбуждения и торможения неадекватно силе получаемых раздражителей, а в отдельных случаях даже срывом в работе нервных центров, появлением при воздействии сильных раздражителей «запредельного торможения» вместо нормального возбудительного процесса.

Установленные И.П.Павловым основные типы нервной системы позволяют объяснить многие особенности темпераментов. Сам И.П.Павлов считал, что сангвинический темперамент стоит в связи с наличием у данного человека «живого» (сильного, уравновешенного и подвижного) типа нервной системы; холерический темперамент бывает у людей, отличающихся «безудержным» (сильным, но неуравновешенным) типом нервной системы; флегматик характеризуется инертным, а меланхолик - слабым типом нервной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются относительно постоянными на протяжении жизни человека и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Различают четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Первая теория темпераментов началась от древнегреческого врача Гиппократа, но наиболее обоснованной является выдвинутая И.П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

слабый тип - меланхолик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. 187 с.

2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2002. 232с.

3. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. 312 с.


Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2002 – С 194

Темперамент выражается в совокупности типологических признаков человека, которые проявляются в динамике психологических процессов. Речь идет о быстроте реакции и ее силе, эмоциональном тонусе жизнедеятельности и пр. Физиологические основы темперамента определяют психологические характеристики – эмоциональную возбудимость, реактивность, сензитивность и др.

Физиологические и психологические основы темперамента

К физиологическим основам относят взаимодействие процессов в коре и подкорке мозга головы. Для темперамента первостепенное значение имеет степень возбудимости подкорковых желез, которые влияют на моторику, статику и вегетатику. Известный ученый И.П. Павлов в своих исследованиях определил, что индивидуальные особенности человека зависят от свойств его нервной системы. Основой темперамента выступает тип нервной системы, которая может быть сильной и слабой. По своему желанию изменить характеристики нервной системы человек не может, потому как они передаются по наследству.

Физиологические основы темперамента в психологии базируются на динамичности процессов в нервных клетках, скорости продуцирования отрицательных связей, лабильности нервных процессов и пр. Чем больше у человека проявляется одно свойство нервной системы, тем меньше выражен соответствующий показатель темперамента. Психологические основы темперамента имеют тесную взаимосвязь с физиологическими свойствами нервной системы. Именно биологические основы и особенности темперамента обеспечивают тонкое, четкое и актуальное приспособление к среде. При этом недостаток какого-либо свойства темперамента компенсируется другим.

Конституция человека

Зарубежные психологи выявили связь темперамента со строением тела, соотношением его частей и тканей. В любом случае все зависит от наследственных особенностей и именно поэтому такую теорию назвали гормональной теорией . На сегодняшний день под типом темперамента понимают совокупность психологических свойств, имеющих связь между собой и общее для одной группы людей.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Тип высшей нервной деятельности – своеобразное сочетание основных свойств нервных процессов: их силы, уравновешенности и подвижности.

Сила нервных процессов – показатель работоспособности, выносливости нервных клеток по отношению к сильным и длительным раздражителям.

Уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, если процесс возбуждения по силе равен процессу торможения; и неуравновешена, если один процесс сильнее, чем другой.

Подвижность – скорость смены процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов выделили четыре типа высшей нервной деятельности, которые характеризуются определенным сочетанием свойств нервных процессов: 1) сильный, уравновешенный, подвижный ; 2) сильный, неуравновешенный; 3) сильный, уравновешенный, инертный ; 4) слабый . Эти типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех типов темперамента – сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического. Психологическая характеристика темперамента в целом связана не с каким-либо одним свойством нервной системы, а с их сочетанием, т.е. типом нервной системы.

В психологической характеристике темперамента выделяют следующие свойства: 1) сенситивность – повышенное реагирование на эмоциональные раздражители; сенситивные люди высокочувствительны, у них возникают ощущения при незначительной силе раздражителя; 2) реактивность определяется силой эмоционального ответа; реактивный человек – впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние и внутренние воздействия; 3) активность проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на мир (упорство в преодолении препятствий, настойчивость, сосредоточенное внимание); 4) соотношение реактивности и активности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько зависят от поставленных перед собой целей и задач; 5) темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), речи, двигательных реакций; 6) пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям среды; ригидность – инертностью, стереотипностью поведения, неспособностью быстро приспосабливаться к изменениям; 7) экстраверсия выражается в обращении человека преимущественно во внешний мир образов, мыслей, чувств; интроверсия – во внутренний мир; от этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их общения (контактность или замкнутость). Все названные свойства в сложном взаимодействии проявляются в каждом типе темперамента.



Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – тип темперамента, характеризующийся высокой активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Человек с этим типом общителен, стремится к смене впечатлений. Он легко и быстро переживает свои неудачи, у него сильные, уравновешенные и подвижные нервные процессы.

Флегматик – тип темперамента, определяющийся невысоким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, устойчивостью интересов и стремлений. Человек с этим типом трудно переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке.

Холерик – тип темперамента, проявляющийся в высоком уровне психической активности, энергичности действий, резкости, стремительности движений, их быстром темпе, порывистости; в резкой смене настроения, неуравновешенности, истощаемости. Человек с этим типом вспыльчив, нетерпелив.

Меланхолик (от гр. melas – черный + chole – желчь) – тип темперамента, отличающийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Для человека с этим типом характерны высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций, у него преобладают отрицательные эмоции, он часто раним, замкнут, отчужден.

Тип темперамента в целом зависит от наследственности. Отдельные свойства темперамента в определенных пределах могут изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Изменения могут происходить под влиянием перенесенных заболеваний, глубоких переживаний, условий деятельности.

Основные свойства конкретного темперамента проявляются у человека постепенно, с возрастом. Этот процесс называется созреванием темперамента.

Темперамент, являя собой индивидные свойства личнос­ти, оказывает существенное влияние на формирование харак­тера и поведения человека. Темперамент является динами­ческой стороной характера, его физиологической основой.

8.3. Свойства темперамента как регулятор стиля деятельности .

Хотя темперамент в ярко выраженном виде встречается достаточно редко, тем не менее, руководителю полезно учитывать особенности темпераментов своих подчиненных. Темперамент – способ реализации деятельности, а не содержание поведения.

По критерию подвижность-инертность существуют отличия в характере работы: инертные более успешно выполняют монотонную, однообразную работу, для них важен процесс подготовки к началу работы, «втягивание» в нее, они неохотно прерываются, у них больше развита ориентировочно-познавательная деятельность. Для людей с подвижным типом нервной деятельности необходима работа разнообразная, позволяющая переключаться с одной деятельности на другую, они быстро включаются в работу и легко могут ее прервать.

По критерию сила-слабость также обнаружены существенные отличия.

Для сильного типа характерны малая подверженность утомлению, способность работать в группе, постепенное втягивание в работу; исправления и добавления вносятся по ходу работы, могут помнить одновременно о многих задачах. В ситуациях напряжения отмечается расширение объема умственных действий, могут быть достаточно эффективны.

Для слабого типа характерна большая подверженность утомлению, потребность в тишине, лучше работают в одиночестве, планируют работу, исправления и добавления вносятся на этапе проверки, новую работу начинают после окончания предыдущей. В ситуациях нервного напряжения общая продолжительность деятельности может увеличиться, объем умственной деятельности несколько снижается.

Правильная организация работы с учетом особенностей темперамента поможет сделать ее более эффективной.


Глава 9. ХАРАКТЕР.